На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психологические особенности общения в юношеском возрасте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание:
    1. Гендерные  различия:__________________________________
- Внимание и память_________________________________________
- Эмоциональные состояния___________________________________
- Личностные характеристики_________________________________
- Гендерные отношения______________________________________
- Дружеские и интимные отношения___________________________
    2. Психология  общения:________________________________
- Стили общения____________________________________________
- Эффективные  технологии общения:__________________________
     * Технология безпроблемного общения Т.Гордона__________
     * Технология подлинного общения Э.Берна________________
     * Технология спонтанности Ф.Перлза_____________________
     * Технология моделирования успеха в общении Р.Бэндлера и Дж.Гриндера_______________________________________________
- Стиль взаимодействия______________________________________
- Личностные  смыслы________________________________________
- Инструменты  коммуникации________________________________
    3. Психология юношеского возрата (Психическое развитие и формирование личности в юношеском возрасте):___________
- Взаимоотношения  со сверстниками__________________________
- Взаимоотношения  в семье__________________________________
- Взаимоотношения полов (Ухаживание и любовь)______________ 

 

      Гендерные различия
     Все мы общаемся с представителями своего и другова пола. В наше время  внимание к особенностям общения  постоянно растет.
     Существует  необходимость сопоставления полов  по параметру сходства характеристик. Сопоставляя испытуемых разного пола, выделяют следующие 3 категории данных:
    Об отсутствии половых различай;
    О преимуществе мужчин;
    О преимуществе женщин.
     Изучение  различных разделов гендерной психологии должно способствовать лучшему взаимопониманию  мужчин и женщин. Дело в том, что ситуация с половыми различиями постоянно меняется: они то появляются, то исчезают, то усиливаются, то слабеют.
     Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
     В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями). [2]
     Платон  и Аристотель – античные исследователи  гендерной психологии.
     Платон  ввел понятие андрогинов – существа обладавшие свойствами и женщин и  мужчин.
     Миф об андрогинах: «Зевс прогневался  на людей за их смелость и непослушание и разделил их на две половины. Таким образом, мужчины и женщины – это две половинки единого человека, и только соединившись (когда полюбят друг друга), они могут обрести целостность». [1; 11]
     Аристотель  считал, что гармоничные отношения  в обществе возможны, только если население будет достаточно малочисленным. Мужчина и женщина – не равные существа.
     Различают психические типы мужчин и женщин. Женщин отличает более быстрый психический  темп, мужчин – замедленный. Эти  особенности психического ритма  определяют половые различия, которые проявляются в следующих показателях.
     Для женщин характерны:
    Большее развитие бессознательной сферы;
    Такие психические процессы, как рассеянное внимание, конкретное и практическое мышление, склонность к синтетическому мышлению, меньшая произвольность ассоциаций, слитность и эмоциональность представлений;
    Пассивность чувства, эмоциональность, неустойчивость настроения, жизнерадостность, ревность;
    Слабость воли и слабый контроль за эмоциями;
    Легкая возбудимость;
    В речи и общении – выразительность движений, мимики, голоса; разговорчивость и склонность к повторениям речи;
    Большее тщеславие (проявляется в кокетстве, склонности к украшениям);
    Неспособность к оригинальному творчеству (этим объясняется отсутствие успехов в науке и искусстве, однако женщины могут быть хорошими популяризаторами науки и подражателями в искусстве);
    Податливость влиянию окружающих;
    Успехи в качестве актрис и певиц (объясняются выразительностью);
    Неспособность к политической деятельности. [1, 17]
     Все индивиды в той или иной мере обладают и мужскими и женскими чертами, т.е. человек по своей природе бисексуален – одновременно и мужчина и женщина.
     Психологи должны способствовать лучшему взаимопониманию  представителей обоих полов –  в том числе изучая их.
     Нэнси Ходоров. По ее мнению, мать призвана подготовить мальчиков и девочек к их гендерным ролям в обществе и экономике. Мать по-разному ведет себя по отношению к дочери и к сыну.
     Социокультурный подход предполагает, что различия между полами формируются обществом.  

     Внимание и память. Ряд экспериментов посвящен половым различиям по так называемому социальному, или коммуникативному, вниманию (т.е. тому, на что обращается внимание при общении).
     Икс и коллеги исследовали общение  незнакомых людей в диадах (однополых  и смешанных). Оказалось, что женщины основное внимание обращают на поведение партнера при общении, больше думают о его мыслях и чувствах и стараются организовать общение так, чтобы и партнер обратил на них внимание (с помощью слов, взглядов и более близкой дистанции – старались сесть поближе).
     Женщины демонстрировали вербальную поддержку  партнера, бросали на него взгляды  и придвигались к нему, стараясь сесть поближе, - чаще, чем мужчины. Наконец, установлено, что женщины  чаще думают и чувствуют их партнера по общению, и правильнее угадывают его мысли и чувства. Важно то, что и женщины и мужчины могут быть внимательными и наблюдательными, если объект им интересен. Однако женщины обнаруживают большую заинтересованность во взаимоотношениях с окружающими. [1,175]
     Гейманс приводит данные о том, что женщины обладают лучшей памятью, но только в отношении того, что вызывает у них интерес.
     «Слабым местом» мужчин является запоминание  вербального материала. Данные после  проведения ряда методик на память. Но непроясненым остается вопрос о том, связана ли эта особенность мальчиков с отсутствием у них интереса к вербальной информации.
     Восприятие  информации о себе, но других.
     Обычно  считается, что человек лучше  запоминает информацию о себе, чем  о других. Этот феномен называется эффектом самореферентности. Он оказался связанным с высокой самооценкой.
     Однако  Джозеф и коллеги обнаружили эту  связь только у мужчин с высокой  самооценкой. Женщины же с высокой  самооценкой запоминали гораздо  больше слов, имеющих отношение к  их близким друзьям, чем к другим участникам. И вообще женщины лучше запоминают информацию, связанную с людьми и взаимоотношениями с ними (социальная память). [1;161]
     Женщины превосходят мужей по яркости  и детализации воспоминаний о  семейных событиях (отпусках, спорах, первом свидании). Так, мужчины лучше женщин запоминают исторические даты и события. Эти различия между мужчинами и женщинами объясняют тот факт, что они по-разному организуют и кодируют информацию. 

     Эмоциональные состояния. 

     Иногдамужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: по переживанию таких негативных эмоций, как гнев, презрение и отвращение (Дженис и коллеги) и по точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих (Реттер и коллеги).
     Можно говорить о существовании «мужских» и «женских» эмоций, т.е. эмоций, более значимых для определенного пола: для мужчин это в первую очередь гнев, а для женщин – печаль и страх.
     Во  многих культурах мужчинам не разрешается демонстрировать некоторые эмоции, свидетельствующие об их слабости.
     Действует и гендерный стереотип о большей  эмоциональности женщин. Если надо, женщина демонстрирует эмоциональную  сдержанность, а мужчины – чувствительность. Необходимо изменить отношения к  эмоциональным проявлениям у  мальчиков и мужчин, чтобы они не становились жертвами запретов на эмоции. Точно так же девочки и женщины нуждаются в преодолении страхов и депрессии, которые они часто испытывают. Наконец, обоим полам необходимы знания о переживаниях представителей другова пола. Это будет способствовать улучшению взаимоотношений между мужчинами и женщинами. 

     Личностные  характеристики. Гендерная идентичность. Это словосочетание означает и отождествление себя с определенным полом, и отношение к себе как к представителю определенного пола, и освоение соответствующих ему форм поведения и формирования личностных характеристик.
     В связи с гендерной идентичностью  у человека возникает и целостное  представление о себе. С раннего  возраста человек отождествляет  себя с определенным полом, и развиваются  определенные характеристики личности – маскулиные или феминые. При этом они могут не совпадать с полом – мужчины могут обладать фемиными чертами, а женщины – маскулиными, а так же встречаются своеобразные сочетания тех и других черт. Одним из факторов, влияющих на формирование таких характеристик, является гендерная идеология – бытующее в обществе представление о качествах, желательных для мужчины и женщины.
     Сегодня гендерные стереотипы меняются, но по-разному у различных слоев  общества. Так, стереотип женственности сложился в XIX в., но остается популярным до сих пор (особенно у мужчин): женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой и в то же время пассивной и зависимой. Но по представлениям самих современных женщин, им надо быть умными, энергичными, предприимчивыми – т.е. обладать мужскими качествами.
     Стереотип маскулиности так же изменился: традиционно  в него входили физическая сила, подавление нежности, функциональное отношение к женщинам и одновременно несдержанность в выражении гнева  и страсти. Современный портрет иной: интеллект ценится выше физической силы, допускаются проявления нежности и душевной тонкости, требуется обуздание «грубых» чувств, хотя у менее образованных людей стереотип маскулиности остается более традиционным (как и у подростков). 

     Гендерные установки. Мужские качества (лидерство, смелость, решительность, независимость) кажутся более привлекательными но рациональном уровне, однако на эмоциональном уровне более позитивно отношение к феминым качествам (сочувствие, понимание других, слабость и беззащитность всегда ценились нашим народом) и, может быть, в целом – к женщинам. 

     Самооценка. Обратим внимание, что молодые женщины более уверены в себе (на уровне глубинных характеристик). Это служит доказательством эгалитарных процессов, происходящих в нашем обществе. Тем не менее женщины склоны занижать эту всю особенность на уровне мнений.
     У мужчин иное соотношение – они  считают себя уверенными, хотя и  не являются таковыми. Таким образом, мужчины пытаются компенсировать свою низкую самооценку представлением о себе как об уверенном человеке.
     Эти данные ярко демонстрируют, что причина  различай между полами по самооценке – желание соответствовать существующим в обществе гендерным стереотипам, которые приписывают женщин и  мужчин определенное поведение (здесь – традиционное: мужчины – уверенные, женщины – не уверенные в себе люди), которые может и не соответствовать их истинным устремлениям и потенциальным возможностям.
     Рассмотрим  еще один аспект исследований самооценки – устойчивость.
     Самооценка и представления о себе может меняться, особенно под влиянием других людей. В целом обнаруживается, что самооценка более устойчива у мальчиков и мужчин. Можно выделить 4 фактора, влияющих на половые различия по устойчивости самооценки:
    Степень открытости во взаимоотношениях;
    Реакция на обратную связь;
    Стресс, связанный с отношениями с близкими людьми;
    Защитные механизмы (компенсаторное поведение, стратегии самопрезентации и самоусиления).[1;209]
 
     Открытость. Мальчики не рассказывают своих личных мыслей и чувств родителям и сверстникам так легко, как это делают девочки (данные Равенбака). Самым правдоподобным объяснением, пожалуй, является связь с освоением гендерных ролей. 

     Реакция на обратную связь. Молодые мужчины  не реагируют на негативную обратную связь (когда им сообщают, что их социальная сензитивность недостаточно развита), но реагируют на позитивную (в этом случае их сензитивность подобного рода увеличивается). Женщины в этом плане более чувствительны и уязвимы – они реагируют и на позитивную, и на негативную обратную связь (данные Игли), здесь мы снова наблюдаем, что и та и другая позиции имеют свои плюсы и минусы. Нечувствительность дает более мощную защиту от обид и неудач, но зато может приводить к проблемам во взаимоотношениях (например, из-за ошибок восприятия). Зато высокая сензитивность к мнению других людей (которая позволяет быстро повышать коммуникативную компетентность) может причинять страдания ее обладателю.
     Мотивация достижения и аффилиации. Обычно считается, что мальчики с детства имеют  большую потребность достижений в областях, связанных с неодушевленными предметами и не связанных с личностью, причем они мотивированы на него ради самого достижения. Женщины же имеют меньшую мотивацию достижения в областях, связанных с взаимодействием людей, и их усилия направлены не на сам успех, а на желание нравиться другим или избегать осуждения (Маккоби и Джаклин, 1978). 

     Заботливость. В ряде исследований женщины превосходили мужчин по эмоциональной открытости (которую иногда считают признаком способности к эмпатии). Так, женщины, пытаясь понравиться мужчинам, были более спонтанны и с удовольствием делились своими мыслями и чувствами, мужчины же были более рациональны: они использовали открытость как инструмент для управления взаимоотношениями. С физически привлекательными женщинами они были более эмоционально открыты, надеясь, что это поможет им продвинуться в развитии отношений. С непривлекательными женщинами они  не делились своими мыслями (Cross, Madson,1997). 

     Взаимодействие  с партнером своего и противоположного пола. Считается, что мальчики и девочки, мужчины и женщины меняют свое поведение в зависимости от того, с кем они взаимодействуют – с представителями своего пола или противоположного.
     Большая напряженность отношений внутри женских пар и большей кооперативности мужчин. При этом в общении с мужчинами кооперативность женщин возрастает.
     Мужчинам  для улучшения своей продуктивности необходима специальная стимуляция: сравнение себя с конкурентом  или борьба за лидерство, а женщины  в ней не нуждаются.
     Мужчины особенно жестко борются за лидерство  в присутствии женщин, поскольку  это повышает их сексуальную привлекательность, женщины же отказываются от лидерства, так как у них оно эту  привлекательность снижает. 

     Гендерные отношения. Две тенденции:
а) половой или гендерной сегрегации (общение с представителями своего пола) и б) конвергенции полов (общение с представителями противоположного пола).
     В повседневном общении мы должны уметь  общаться не только с представителями  своего (к этому мы привыкли с  детства), но и противоположного пола. 

     Гендерная агрессия. Дружба мальчиков основана на интересах (любовь к компьютеру, бейсболу), их дружба менее интимна: они меньше раскрываются, не склоны к физическим прикосновениям и контакту глаз. 

     Дружеские и интимные отношения. Дружба взрослых – женщин с женщинами, мужчин с мужчинами и уж тем более женщин с мужчинами (последнее обычно считается скрытой формой сексуальных отношений – Келли, 2000) – очень актуальные проблемы гендерных отношений.
     Дружба (как правило, обнополая) обычно предполагает интимность. Она проявляется в доверии, раскрытии какого-то личного секрета, самораскрытие, предоставление партнеру личной информации о себе.
     Выделяют 2 вида такого самораскрытия (Мортон, цит. по: Cross, Madson, 1997):
    «Описательное»: собеседник рассказывает о себе, но сообщает только факты;
    «оценочное»: партнер сообщает о своих мыслях и чувствах, оценках и взглядах (этот вид ведет к большей интимности, чем первый).
     По  данным многих авторов, для мужчин более  характерно описательное, а для женщин – эмоциональное самораскрытие.
     Необходимой предпосылкой дружбы для женщины  является сходство взглядов и ценностей, а для мужчин – сходство интересов  и предпочитаемой деятельности (Хилл и коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997).
     Когда создается пара влюбленных, оказывается, что участники ждут от отношений различных вещей. Мужчины ориентированы на получение удовольствия – от самого секса и от возможности весело проводить время с партнершей. Женщины же ориентированы на создание долговременных прочных отношений, которые именуются любовью (Роской и другие).
     Во  взрослости женщины и мужчины  нередко демонстрируют приверженность к различным любовным стилям. Рассмотрим это явление более подробно. Типология  любовных стилей, которую в 1986г. разработали  К. и С.Хендрик. Она включает шесть типов любви:
    Эрос – чувственная любовь (страстность, преданность, физическое влечение);
    Людус – любовь-игра (множество партнеров, легкое, безответное отношение к любви как к игре);
    Мания – болезненная зависимость от партнера, желание безраздельно обладать им (одержимость, страстность и ревность);
    Прагма – любовь, основанная на разумном, практическом выборе партнера;
    Агапэ – альтруистическая, жертвенная любовь (гланая цель – счастье любимого человека);
    Сторге – любовь, основанная на прочной дружбе и уважении к партнеру.[1;302]
     У одного и того же человека может  наблюдаться сочетание различных  стилей.
     Мужчины предпочитают Эрос и Людус и отвергают  Агапэ и Манию.
     Женщины в своих отношениях с мужчинами  стремятся к Агапэ и отрицательно относятся к Людус. (М.Дэвис, 2001).
     Длительные  счастливые отношения невозможны без  того, чтобы мужчина и женщина  не учились друг у друга. 

     Предпочтительные  способы разрешения конфликта. Женщины  выбирают те стратегии, которые способствуют сохранению существующих взаимоотношений, а не достижению личных целей (например, сделку, компромисс, уменьшение враждебности). Мужчины же используют давление и стараются доминировать над партнером, чтобы добиться своего (Линда и коллеги).
     Американские  психологи С.Кросс и Л.Мэдсон объясняют эти данные наличием различных Я-концепций у женщин и мужчин: у первых она «взаимозависимая», т.е. построена на связи с другими людьми, а у последних – «независимая», когда взаимоотношения с другими людьми служит лишь средством к достижению индивидуалистических целей. 

     Использование различных речевых патеров. И  в деловых и в интимных разговорах мужчины больше говорят и чаще перебивают партнера, а женщины задают много вопросов, часто их повторяя.
     Добавлю и другие данные (цит. по: Hustone, Aschmore, 1986). В гетеросексуальных интимных парах разного пола используют различные речевые стратегии. Мужчины, чтобы добиться своего, прибегают к директивному стилю: они настойчивы, дают указания, настаивают, торгуются, убеждают женщин. Женщины же прибегают к деликатной стратегии: используют намеки, советы, уходы, отказ от общения (Фабло и коллеги).
     Такое различие речевых патеров может  вызвать раздражение и непонимание  у обоих полов.
     Настаивание на своей правоте у обоих партнеров может быть препятствием для улегурирования взаимоотношений.
     Таким образом, гендерные отношения между  полами формируются и развиваются  в сложных условиях. На протяжении всей жизни и в различных ситуациях  во взаимодействии полов проявляются  тенденции половой сегрегации или  конвергенции, которые ведут либо к конфронтации полов, либо к их хорошим взаимоотношениям. Две субкультуры (мужская и женская), которые вначале являются следствием половой сегрегации, в дальнейшем усиливают взаимное непонимание и конфронтацию полов. Однако ситуация не безнадежна. Достижения гендерной психологии могут помочь подлинному пониманию мужчинами и женщинами друг друга и установлению замечательных гармоничных отношений между ними. 

 

      Психология общения
     Проходя через жизненные испытания, человек  извлекает уроки из ошибок, подмечает положительные или отрицательные результаты и в дальнейшем использует свой опыт, хотя и не всегда осознанно.
     Экзистенциальная  психология (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.П.Сартр, К.Роджерс, Э.Фромм, Э.Эриксон, К.Хорни, Р.Мэй и др.) – опирается в своих исследованиях в первую очередь на знания, полученные экспериментальным путем, а не на абстрактные категории.
     Экзистенциалисты, как известно, делают акцент на предельном одиночестве и единственности человека. И именно эта идея придает остроту  проблеме контакта, взаимодействия, взаимопроникновения в общении. Вербальная коммуникация не может решить проблему «связи между людьми в их единственности». Понимание возможно посредством «интуиции и сопереживания, любви и альтруизма, отождествления себя с другими и гомономии в целом». [4;39]
     Трудности на пути к взаимопониманию:
     Первая  трудность – мизонеизм – страх  перед новым и неизвестным. Психологи  используют термин сопротивление. В настоящее время в психиатрии мизонеизм понимают в клиническом смысле. Наблюдается при депрессивных состояниях, психастении, при характерологических изменениях у больных эпилепсией и церебральным атеросклерозом.
     Вторая  трудность – раздвоенность сознания. Выражается во внутриличностных и межличностных конфликтах в общении. Многие полагали, что каждый человек помимо обычной души имеет еще и так называемую «лесную душу», воплощенную в том звере и растении, с которым он имеет определенное психическое родство.
     Источник  внутреннего конфликта личности между стремление отстоять свою собственную сущность и стремлением соответствовать или противостоять требованиям и нормам социума. Эти две тенденции всегда присутствуют в личностной мотивации и определяют выбор, который совершает личность, общаясь с другими.
     Концептуальные  основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М.Безтерева, Л.С.Выгодского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, М.М.Бахтина и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
     Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой  замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.
     Поскольку человек существо социальное, он постоянно  испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
     Общение и речь.
     Понимание механизмов преобразования общения  в сознание личности открывается  при исследовании Л.С.Выгодским проблем  мышления и речи. Итак, культурно-историческая психология побуждает нас в поисках механизмов преобразования общения в индивидуальный мир личности и порождения в процессе развития личности мира общения обратиться к проблемам языкознания. И это не случайно: человеческий резонанс исторической и культурной эволюции сконцентрирован прежде всего в языке того или иного народа, в его особенностях общения. «Язык есть орган, образующий мысль» [5;27]
      
     Невербальное  общение. Невербальная коммуникация является важнейшим наряду со звуковой речью средством общения людей.
     Невербальная  коммуникация – это выразительные  движения (мимика и пантомимика), жесты, использование предметов.
     В процессе воспитания и обучения, а  затем в профессиональном развитии каждый человек овладевает определенной системой вербальной и невербальной коммуникации и использует ее в общении. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Через жесты осуществляется обратная связь, которая играет определенную роль в целостном процессе взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Мы сможем понять, как встречено то, что мы говорим, - с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.
     Такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата. 

     Общение как возможность совместной деятельности. В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлений. Согласно словарю С.И.Ожегова, взаимодействие – это взаимная (т.е. обоюдная, касающаяся обеих сторон) связь двух явлений. В философском словаре взаимодействие трактуется как «процесс взаимного влияния», «всякая связь и отношение между материальными объектами и явлениями». [6]
     Межличностное взаимодействие – это реально  функционирующая связь субъектов, обладающих сознанием и целенаправленной активностью, которая характеризуется их взаимной зависимостью. Понятие «межличностное взаимодействие» объединяет такие частные понятия, как «взаимопонимание», «взаимопомощь», «сопереживание», «взаимное влияние». Эти составляющие имеют свою противоположность: «взаимное непонимание», «противодействие» или «отсутствие действия», «отсутствие сопереживания, сочувствия, взаимного влияния». [3;21] 

     Общение и восприятие. Греческий философ – стоик Эпикрет утверждал: «Людей больше беспокоят не события, а то, как они воспринимают их».
     Восприятие  другого человека есть процесс, в  котором происходит отражение его  внешних признаков, соотнесение  их с личностными свойствами воспринимаемого  индивида и осуществление на этой основе понимания его внутреннего  мира и поведения. 

     Общение и память. Если чувство общности является врожденным свойством, то стремление к превосходству приобретается в ходе жизни и направленно на использование общности для достижения собственного престижа.
     Карл  Густав Юнг разработал известную  в истории прихологии идею об интроверсии и экстраверсии, положенную в основу знаменитой типологии характеров. Задавшись вопросом, как индивид реагирует на препятствия, К.Юнг утверждает, что каждый обладает своим, характерным для него способом реагирования. [7]
     Создавая  классификацию характеров, К.Юнг сначала делили людей на активных и пассивных. Затем предположил, что существуют натуры «задумывающиеся» и «незадумывающиеся». И, наконец, выделил людей, которые «в момент реакции на ту или иную ситуацию как бы отстраняются, тихо говоря «нет», и только вслед за этим реагируют; и существуют люди, принадлежащие к другому классу, которые в такой же ситуации реагируют, непосредственно, пребывая, по-видимому, в полной уверенности, что их поступок, несомненно правильный. [8] Первый класс, который характеризуется негативным отношением к объекту, соответствует интровертированной установке, а второй – носитель экстравертированной установки.
     Склонность  интровертов отстраняться от контакта с окружением из-за присущей им внутренней настороженности, негативного отношения к себе и миру в целом и склонность экстравертов к непосредственному реагированию, открытому контакту, основанную на их безусловной уверенности в правильности людей своей реакции. Это наблюдение К.Юнга позволяет утверждать: отношение человека к себе является решающим фактором, определяющим его стиль взаимодействия с окружением. 

     Общение и мышление. Мышлению служат три процесса – обобщение, опущение, искажение. Это три фильтра, которые человек вместе с особенностями восприятия использует, создавая свои уникальные представления о мире. Сами по себе эти три операции весьма полезны, хотя и несут в себе не только позитивный, но и негативный аспект.
     Обобщение – процесс, в котором отдельные  части, свойства или качества предмета (явления или человека) «отрываются» от своего «носителя» и воспринимаются как целостная его характеристика. Так, однажды нагрубивший ребенок превращается в глазах некоторых взрослых в «грубияна».
     Ощущение  – это процесс, позволяющий нам  обращать внимание на одни аспекты  реальности и не замечать других. Именно благодаря этому механизму мы можем разговаривать в переполненной комнате с другом, не замечая окружающих.
     Искажение – это процесс, позволяющий определенным образом смещать восприятие чувственных  данных. Так, человек привыкший к критике и контролю, посчитает похвалу неискренним комплиментом.
     В мире нет и двух людей, опыт которых  полностью совпал бы.
     Механизмы обобщения, опущения и искажения  прежде всего проявляются в интерпретациях или изначальных предположениях, которые человек строит, что может означать то или иное поведение собеседника, сказанное слово, интонация или жест. 

     Общение и эмоции. Известно, что эмоции различаются по качеству (модальности), интенсивности, продолжительности, глубине, генетическому происхождению, сложности и другим признакам.
     В психологической науке известно и единодушно призвано положение  о том, что эмоции оценивают значимость происходящего и сигнализируют  об этом субъекту, указывая на потребность, актуальную для той или иной ситуации.
     На  основании указанного положения  мы можем говорить об оценивающей, сигнальной и побуждающей функциях эмоциональной составляющей стереотипов межличностного общения. Известно, что в критических условиях, в частности в опасных, травмирующих, неожиданных ситуациях, возникают эмоции, которые вынуждают человека к неконструктивным стереотипным действиям. Бегство, оцепенение, агрессия и т.п. – это своего рода «аварийные» способы разрешения ситуаций, усвоенные человечеством в ходе его эволюционного развития.  Состояния аффекта, провоцирующие такие способы общения, относятся специалистами к особому классу эмоциональных процессов. Однако не только аффекты, но и другие ситуативные эмоции (например, возмущение, гордость, обида, ревность и др.) могут служить «запускающими факторами» неконструктивных, часто нежелательных поступков. [9] 

     Общение в социальной работе. Общаясь, люди объединяются друг с другом, чтобы сообща выполнить необходимое дело, обменяться при этом информацией, ресурсами, эмоциями и т.п. общаясь, люди помогают друг другу преодолеть многие негативные ситуации, например страхи.
     Разделение  – главная проблема общения. Особенности  конфликта, в полной мере относится  и к разделению.
     Социальное  разделение нельзя уничтожить простым  перераспределением богатства или  власти. Оно неуничтожимо в силу своей необходимости человеку. Разделение или отличие выступает необходимым и чрезвычайно важным звеном в эволюции человека и человечества. 

     Стили общения.
     Стиль как константная характеристика общения.
     В общении всегда присутствуют два  компонента: содержание и стиль. Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное общение. Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими. В любом случае содержание общения – сила переменная, поскольку оно определяется конкретной деятельностью, объемом выполняемых заданий и многими другими переходящими условиями и обстоятельствами.
     К.Левиным  и его последователями были выделены и описаны три стиля лидерства: авторитарный, демократический и  анархический. В более поздних  классификациях стали использоваться и другие, синонимичные обозначения, например: «директивный», «коллегиальный», «либеральный» или «властный», «коллективный», «попустительский».
     Авторитарным (директивным, властным) называют стиль  лидерства, при котором лидер  действует властью, директивно, жестко распределяя роли между членами группы, сосредотачивает основные функции управления у себя в руках.
     Демократичный (коллегиальный, коллективный) лидер  стремится управлять группой  совместно с подчиненными, давая  им достаточную свободу действий.
     Либеральный (анархический, попустительский) стиль  лидерства – форма руководства, при которой лидер отстраняется от активного управления группой, позволяя членам группы делать все, что им захочется. Экспериментальные исследования, осуществленные отечественными психологами, показывают, что эффективность стиля лидерства зависит не только от качеств руководителя, но и от уровня развития группы. [3;59]
     Проблема  продуктивности стиля общения. Так, Е.В.Субботский, определяя стиль как форму, в которую облекается обмен актами общения, выделяет прагматический (эгоистический) и альтруистический стили. В прагматическом стиле участник общения использует партнера как средство для достижения своих собственных целей. В альтруистическом стиле для одного или обоих участников общения (односторонний или двусторонний альтруистический стиль) интересы партнера стоят на первом месте (партнер выступает как «цель сама по себе»). [10;104-106]
     Яркий представитель психоаналитического  направления – Р.Дрейкурс, который  был в свое время учеником А.Адлера. «Чтобы правильно понять ребенка, - считает Р.Дрейкурс, - учитель должен помнить о том, что, во-первых, поведение ребенка – плохое или хорошее – во многом зависит от  отношений и действий самого учителя, и, во-вторых, ученик, который плохо себя ведет, - это, прежде всего, несчастный ребенок. Для того, чтобы учитель мог корректировать поведение ребенка, ему необходимо прежде всего узнать, какие цели лежат за действиями ребенка. Во всем возможном многообразии целей Р.Дрейкурс выделяет четыре, наиболее типичные и важные: 1) ребенок хочет обратить на себя внимание (завоевание внимания); 2) ребенок хочет одержать верх над учителем, так как не хочет подчиняться ему (борьба за власть); 3) ребенок мстит учителю за то, что он нелюбим и обижен (месть или реванш); 4) ребенок демонстративно показывает, что он ни на что не способен, с тем чтобы его оставили впокое (демонстрация неадекватности). 

     Эффективные технологии общения.
    Технология безпроблемного общения Т.Гордона
Концепция «владения  проблемой»
     Известный американский психотерапевт Томас  Гордон разработал технологию эффективного разрешения проблем, возникающих в  межличностном общении.
     Т.Гордон выделяет четыре различных варианта слушания, которые дают учителю возможность  помочь детям, когда у них есть проблемы.
     Пассивное слушание (тишина). Пассивное слушание – мощное невербальное сообщение, которое  может заставить ребенка почувствовать  себя искренне принимаемым и воодушевить  его на все большую откровенность.
     Реакции признания, подтверждения. Хорошо помогает, особенно в паузах, использование вербальных и невербальных реплик и намеков, которые означают, что вы действительно настроены на волну говорящего. Такие реплики и намеки можно назвать «реакциями подтверждения и признания». Кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмуривание, отзывающиеся на то, что говорит ребенок, дают ему знать, что его действительно слушают. Вербальные реплики «У-гу», «О-о», «Я понимаю» также сообщают: собеседник внимателен, он заинтересован – можно продолжать.
     «Открывание дверей». Иногда ребенку нужны дополнительные поощрения, чтобы начать говорить или стать более открытым. Такие замечания Т.Гордон называет «открыванием дверей». Например: «не хочешь ли ты рассказать побольше об этом?», «Мне интересно, что ты говоришь». Они не содержат в себе оценки того, о чем говорится.
     Три предыдущих способа слушания относительно пассивны, они лишь дают ребенку  подтверждение, что его понимают. Поэтому психологи предлагают еще  один метод, который они называют «активным слушанием».
     Активное  слушание помогает понять, что стоит за тем или иным высказыванием человека. Слушая, мы анализируем проблемы говорящего, пытаемся понять, какие потребности не удовлетворены. Речь может точно соответствовать возникшей потребности, может – весьма приблизительно, а иногда вообще скрывает истинную заботу.
     Например, когда человек голоден, он может  так и сказать: «Я голоден». Это  всем понятно; ошибок в восприятии не будет. Но он может сказать: «Который час?», имея в виду «Не пора ли работать?» - а слушатель решить, что у него не в порядке часы. Активное слушание показывает, что мы внимательны к ребенку, заинтересованы в нем, стараемся изо всех сил понять его.
    Технология подлинного общения Э.Берна
     Основные  понятия трансактного анализа.
     Общаясь, человек может обратиться к своему собеседнику из одного из трех эго-состояний. Тот, в свою очередь, отвечает тоже из одного из своих эго-состояний. Подобный обмен ходами в общении называется трансакцией (или взаимодействием).
     Эрик  Берн считал трансакцию основной единицей общения. При этом первая сказанная фраза, взгляд или жест называются побуждающим ходом-стимулом, а ответный ход партнера – реакцией. Самая простая трансакция состоит из обмена двумя ходами и очень напоминает торговую операцию с ее принципом «ты – мне, я – тебе». Именно поэтому обмен ходами часто называют сделкой (лат. transaction), откуда и происходит название «трансактный анализ».
     Сценарий  по сути дела можно рассматривать  как типичный стиль взаимодействия.
     Что такое сценарий и как он действует? Э.Берн определяет сценарий жизни как «бессознательный жизненный план», который составляется в детстве в форме драмы, имеющей четко обозначенные начало, середину и конец. Конец, или финал, сценария называют «расплатой».
     Природа и происхождение сценария жизни. На выбор сценария в раннем детстве большое влияние оказывают родители ребенка. С первых дней они передают ему «послания», на основе которых формируются у человека представления о себе, о других людях и о жизни в целом. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте он может быть пересмотрен.
     Содержание  сценария. Содержание сценария каждого  человека  уникально, словно отпечатки  пальцев. Однако все многообразные  по содержанию сценарии можно разделить  на три группы: победителя, побежденного и непобедителя.
     «Победитель» - это человек, достигающий своей  цели. «Победа» всегда соотносится  с  целями, которые человек ставит перед собой, и с чувствами, сопутствующими их достижению. «Победитель» всегда доволен  своими достижениями.
     «Побежденный» - это человек, который не достигает  своей цели. И опять дело заключается  не в победе самой по себе, а в  степени сопутствующего комфорта и  в характере эмоций.
     Человек, имеющий сценарий «непобедителя», изо  дня в день терпеливо несет  свою ношу, немного при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Он никогда не рискует, поэтому его сценарий часто называют «банальным».
     Подлинные чувства. Если мы в состоянии осознать подлинные чувства и позволить себе открыто их выражать, у нас всегда будет дополнительная информация, позволяющая точнее проанализировать ситуацию. Знание своих чувств – будь это страх или сомнение, обида или гнев – позволит точнее разобраться в том, что мы на самом деле хотим в той или иной ситуации, и найти выход, решение или необходимые аргументы.
     Окружающие  видят, что мы пытаемся спрятать от них свои чувства. Эмоции и чувства заразительны. Коллективные паники – тому подтверждение. Грусть героя или героини фильма находит свое воплощение в слезах некоторых зрителей. Люди нашего ближайшего окружения догадываются о наших сложностях, беспокойствах и радостях, даже если мы не желаем им это показывать. Помимо воли и сознания мы демонстрируем микроповедение, видимое невооруженным глазом. Покачивание головой, переминание с ноги на ногу, нахмуривание брови – вот далеко не полный перечень невербальных знаков, сообщающих окружающим об интимных чувствах человека.
     Если  бы, сталкиваясь с трудной проблемой, человек осмеливался выражать свои чувства, хороших решений было бы больше.
     Мы  закончили рассматривать трансактный анализ, в котором жизненные сценарии человека представляют собой типичный стиль взаимодействия с другими. Теперь, зная истоки сценариев, мы способны осознать деструктивную роль сценарных посланий и решений и знаем, как противостоять им. Мы можем стать экспериментами по вопросам содержания сценария и его процесса. Знаем, что, развивая подлинные чувства, можно навсегда расстаться с рэкетом, марками и «резиновыми лентами» и сделать шаг к продуктивному стилю взаимодействия.
    Технология спонтанности Ф.Перлза.
    Концепция гештальттерапии.
     Понятие «гештальт» трактуется как воспринимаемая целостность образа самого предмета и его значения как производного взаимодействия предмета, окружающей среды и конкретной ситуации.
     Возникшие потребности. Поведение человека – это сложное взаимодействие организма и окружающей среды, и оно всегда направлено на удовлетворение господствующей потребности. Когда потребность возникает, она выходит на первый план, удовлетворенная потребность удаляется на задний план, на ее месте появляется новая потребность, которая образует новый гештальт. Поведение человека всегда направленно на удовлетворение господствующей потребности. Для удовлетворения потребности нужны: сила (энергия) и способность отличать вредное от полезного.
     Осознание. Ключевым понятием гештальттерапии является awareness – многозначный термин, переводимый как осознание, осведомленность. Гештальт терапия ставит сознание в центр внимания. Адекватное действие сознания – главная причина болезни. Перлз утверждает, что осознание само по себе является лечебным средством.
     Осознавание у Фрица Перлза – род ненавязчивого  внимания. Оно направляется всегда на то, что происходит в настоящий момент, «здесь и сейчас». В «здесь и сейчас», как в капле воды, отражается личность человека и его проблема. Если он сможет воспользоваться своим осознаванием, происходит изменение к лучшему. Именно в этом и состоит целебная сущность осознавания.
     Поскольку человек обладает ограниченным количеством  энергии, которая ему необходима для реализации настоящей деятельности, то чем больше энергии вкладывается в заботы о прошлом и в тревогу за будущее, тем меньше остается энергии, чтобы справляться с проблемами в настоящем, т.е. ситуации «здесь и теперь». Кроме того, человек, живущий в настоящем, испытывает сильное влияние стереотипов поведения из прошлого и мечтаний о будущем. В результате индивид воспринимает ситуацию «здесь и теперь» неадекватно, интерпретируя то, что происходит, с существенными искажениями.
     Этот  основнойпроцесс формирования и  завершения гештальта повторяется изо дня в день бесконечное количество раз. Если же мы прерываем цикл, блокируя его на каком-то этапе, потребность остается неудовлетворенной, гештальт завершен. Когда прошлый опыт остается не завершенным, он накладывается на настоящий момент, препятствуя ясному формированию потребности, блокируя способность адекватно отвечать на сложившуюся «здесь и теперь» ситуацию, ограничивает движение и активность.
     Согласно  Ф.Перлзу, эта часть опыта консервируется, перестает участвовать в общем  развитии, но при этом сохраняет в себе часть психической энергии. Такая вытесненная «субличность» скрыто влияет на переживания и поведение человека и может стать причиной невротических симптомов.
     Взросление  не простой и отнюдь не легкий процесс. Часто оно сопровождается психологическим дистрессом, вызванным тем, что  постоянно человек сталкивается с необходимостью отказаться от ставшей привычной безопасной ситуации и решается предпринять нечто доселе несовершаемое, недоступное, пойти на риск, выйти за пределы привычного, надежного, то теперь уже недостаточного. Здесь борются две силы: некая готовность к новому и вместе с тем нерешительность, страх, желание остаться в старом качестве.
     Гештальт  терапия учит человека, переживающего  период отсоединения, отрыва от прошлого, просить о помощи и принимать ее.
     Аутентичная личность (т.е. личность, чей внутренний опыт согласован с внешними формами  выражения) способна признать ценность и своих собственных взглядов, и мнение социума, даже если они не совпадают. Это доступно человеку в том случае, если он преодолел незавершенные гештальты, сформированные в его прошлом опыте, и вместе с тем не имеет каких-либо нереальных ожиданий, т.е. он свободен от прошлого и будущего, живет в ситуации настоящего, осознавая процессы своего собственного организма и сохраняя хороший контакт с окружающей средой.
     С точки зрения гештальттерапии волнение и беспокойство – это умственные прыжки в прошлое или будущее, в то время как тело остается в настоящем. Тем не менее беспокойство влияет на настоящий момент, на все, что происходит в физической и психической сферах человека, на все его физиологические, мыслительные, вербальные и невербальные реакции. Интенсивное беспокойство заводит человека в «тупик», откуда выбраться от может сам или с помощью специалиста. Но в любом случае это будут два пути: либо подавление беспокойства и возвращение на уровень «ролей», либо «взрыв», т.е. освобождение от старых установок и восхождение к зрелости.
     В гештальттерапии существует четыре потенциально нездоровых психических процесса, которые представляют собой то или иное нарушение границ контакта Я с окружающим миром. Это интроекция, проекция, ретрофлексия, слияние. Ф.Перлз называл их невротическими защитными механизмами.
     При размытости этой границы работает невротический механизм слияния: человек отождествляется с группой, считает, что все думают и чувствуют так же, как и он, не может действовать на основе собственных побуждений, принимать на себя ответственность.
     Механизм  ретрофлексии означает такой дефект границы Я, когда эта граница смещается слишком близко к центру Я и человек начинает относиться к себе как к другому человеку. В этом случае типичны самообвинение, стыд за себя, постоянное предъявление требований к себе типа «я должен владеть собой». Негативные чувства по отношению к другим людям неправильно понимаются ретрофлексирующим человеком, как направленные на самого себя.
     Инстроекция – склонность присваивать и ощущать  как свои собственные установки, мнения, убеждения других людей без попытки их критики и изменения. Такие «интроекты» как бы не перевариваются, остаются чужеродными телами. В этом случае самостоятельной личности сформироваться очень трудно, потому что человек не успевает прислушаться к собственному мнению, будучи занят усваиванием чужих идей, их примирением. Самыми распространенными интроекциями являются родительские поучения о том, как «должно» себя вести, воспринятые без рассуждения.
     Проекция  прямо противоположна интроекции. Если последняя – попытка представить внешние для Я моменты как внутренние, то проекция, напротив, помещает причины и ответственность  за происходящее внутри Я во внешний мир. В этом случае человеку может казаться, что мир враждебен к нему, в то время как это он часто холодно относится к себе, или человек склонен обвинять другого в «плохих» чувствах по отношению к себе, в то время как он сам их испытывает. По словам Ф.Перлза, «интроектцирующий индивидуум делает то, что от него хотят другие, проецирующий в патологическом слиянии с миром, не знает, кто кому что делает, ретрофлексирующий делает себе то, что он хотел бы сделать другим». [3;159-160]
     Гештальттерапия исходит из убеждения: человек, осознавший свои проблемы, имеет все необходимое  для того, чтобы жить, расти и  изменяться, достигая своего собственного совершенства. И если он научился совершенным образом блокировать процесс саморегуляции, жить с незаконченными гештальтами в состоянии дискомфорта и волнения, он может точно так же в совершенстве овладеть здоровым образом жизни, осознав и удовлетворив потребность в изменении, совершенствовании своего взаимодействия с собой и другими.
     Люди  могут быть только такими, какие  они есть. Целиком погруженные  в настоящее, они не ощущают изменений  и тем не менее меняются. Это  очевидное, а на самом деле кажущееся противоречие, или парадокс, происходит из-за слияния двух контекстов: застывшего и движущегося в понимании изменения. Быть таким, какой ты есть в настоящий момент, отнюдь не означает, что ты не изменяешься каждую последующую минуту.
     Основное, самое доступное средство помощи – просто выслушать человека.
     Главное не навязывать своих собственных  суждений, а поставить человека перед  выбором: оставить все как есть или  изменить свои представления. Такая  позиция стимулирует изменения  установок и поведения, помогая человеку осознать возможность выбора и шаг за шагом изменять стиль его взаимодействия с миром и конкретными людьми.
     Каждый  человек нуждается в том, чтобы  быть уважаемым, значимым, ценимым другими, знать и воплощать в жизнь  свое собственное предназначение. Неудовлетворение этих потребностей ведет к заболеванию.
     Встреча со страхом, его трансформация – самая деликатная часть процесса взросления. Преодолеть свой собственный страх, научиться использовать его энергию в конструктивных целях – задача особая, сложная, но разрешимая. Добраться до сути своих переживаний удастся лишь тому, кто готов признать, что любое сильное чувство: вина, обида, раздражение – всегда перемешано со страхом.
     Гештальттерапия существенно отличается от других подходов своим пристальным вниманием к стратегиям и паттернам поведения человека. При этом наиболее сильными воздействиями считаются экзистенциальные, эмпирические и чувственные. Экзистенциальные воздействия – это воздействия на уровне «здесь-и-сейчас». Эмпирическое воздействие основано на знании, которое возникает в процессе осознания явлений. Чувственное воздействие помогает родиться убеждению, что самую важную правду о себе мы узнаем, только открывая ее сами.
     4.Технология моделирования успеха в общении Р.Бэндлера и Дж.Гриндера.
     Основные  понятия и аксиомы нейролингвистического  программирования
     Дух НЛП составляют его основные положения: гармония и согласованность; гибкость; выбор; открытость и толерантность; ориентированность на результат; точность и позитивное видение мира. Познакомимся с ними поближе.
     Гармония  и согласованность. Поскольку человек  – это целостная система, его  внешнее поведение (действия) воздействует на внутренние процессы (мысли) и внутренние состояния (эмоции). В то же самое  время внешнее поведение (действия) испытывает на себе влияние со стороны внутренних процессов (мыслей) и внутренних состояний (эмоций). Эта целостная система способна гармонично (конгруэнтно) функционировать при согласованном (когерентном) взаимодействии указанных элементов.
     Гармония является результатом особого процесса – согласованного взаимодействия действий, мыслей и эмоций.
     Итак, гармония и согласованность, гибкость, выбор, открытость и толерантность, ориентированность на результат, точность и позитивное видение мира. Эти  основные положения отражены в базовых постулатах, или аксиомах, НЛП.
     Термин  «модель мира» означает наше видение  мира. Его еще иногда называют «ментальной  картиной». Модель мира – это наша личная концепция жизни. Именно благодаря  ей каждый человек уникален. Когда мы говорим: «Это моя модель мира», речь идет о жизненной концепции личности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.