На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Творчество А.П. Бородина. Опера «Князь Игорь»

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


воронежское областное  училище культуры 
 

Контрольная работа 

по предмету:
Музыкальная литература 

Тема: Творчество А.П. Бородина
Опера «Князь Игорь» 
 
 

Выполнил  студент 1-го курса
Павленко  Д.Д.
Проверил :Смирнова  
 

                                                 Бобров 2010
Оглавление.
    Александр Порфирьевич Бородин,  жизнь и творчество
    Опера Александра Бородина «Князь Игорь»
    Увертюра
    Пролог
    Действие I
    Действие II
    Действие III
    Ддействие IV
    История создания
    Музыка
    Приложение
    Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Александр Порфирьевич Бородин,  жизнь и творчество.
Александр Порфирьевич Бородин родился 12 ноября 1833 года в Петербурге. Музыкой Саша начал заниматься с восьми лет и вскоре научился играть на флейте, фортепиано, а позднее и на виолончели. Сочинять мальчик начал едва ему исполнилось девять лет.

А в 1849 году в одной из петербургских  газет появилась статья, где, в  частности, говорилось: „Особенного  внимания, по нашему мнению, заслуживают  сочинения даровитого шестнадцатилетнего композитора Александра Бородина. Мы тем охотнее приветствуем это  новое национальное дарование, что  поприще композитора начинается не польками и мазурками, а трудом положительным, отличающим в сочинении  тонкий эстетический вкус и поэтическую  душу».
Знал  бы автор статьи, чем бредила сия  „поэтическая душа”. Вся комната  мальчика была заставлена колбами, горелками  и другими приспособлениями для  химических опытов.
В 1850 году Саша Бородин поступил в Медико-химическую академию. Учеба шла весьма успешно. Настало время, и, защитив докторскую диссертацию, молодой ученый вместе с товарищами отправился на три года в зарубежную командировку.
Многие  из них позднее составили гордость и славу русской науки: Д. Менделеев, А. Бутлеров, И. Сеченов, и другие. А  тогда, в самом начале 1860-х годов, все они были еще молоды и делали первые шаги, каждый в своей области  науки.
Особенно  теплые отношения связывали ученых-химиков. Почти сразу же по приезде в  немецкий город Гейдельберг Бородин  подружился с талантливыми молодыми химиками В. Савичем, В. Олевинским, Д. Менделеевым.
К сожалению, Савич и Олевинский рано умерли, не успев проявить себя. Дружба Бородина и Менделеева сохранилась на всю  жизнь.
Жизнь молодых ученых в Гейдельберге протекала  в напряженной научной работе. А вечерами, утомленные лабораторными  занятиями, собирались у кого-либо из друзей и предавались своему любимому занятию - музыке. Нередко всей компанией, несмотря на скромный материальный достаток, ездили в ближайшие города. Там  слушали симфоническую и органную музыку, оперные спектакли.
К тому времени молодой ученый Бородин  уже был автором нескольких романсов, инструментальных пьес, ансамблей. Некоторые  из его фортепианных пьес были даже изданы.
В Гейдельберге Бородин тоже сочиняет, в основном камерно-инструментальные ансамбли: фортепианное трио, секстет, струнный квинтет. Они  сразу же охотно исполняются на музыкальных  вечерах. Но, несмотря на сильное влечение к музыке и на успех его сочинений, он относится к музыкальным занятиям как к второстепенному делу, - так велика была увлеченность наукой.
Там, в  Гейдельберге, Бородин познакомился с молодой московской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой. Прекрасная исполнительница музыки Шопена, Шумана, она открыла для  Бородина еще неведомый ему поэтичный  мир этих композиторов-романтиков. Александр Порфирьевич с упоением заслушивался новой для него музыкой.
А потом, когда по состоянию здоровья Екатерине  Сергеевне понадобился срочный  переезд в Италию, Бородин сопровождал  ее на правах жениха. Это был счастливейший  год в его жизни: занятия в  химической лаборатории у известного итальянского ученого, частые посещения  концертов и оперных спектаклей.
И, наконец, большое чувство к талантливой  музыкантше, которое, по его словам, „служило солнцем, освещавшим и согревавшим  весь итальянский пейзаж”. В Италии Бородин создает одно из лучших своих  камерных сочинений - Фортепианный квинтет.
А вскоре состоялась их свадьба. Когда они  в 1862 году вернулись в Петербург, Бородин занял должность адъюнкт-профессора в Медико-хирургической академии. Эта служба требовала от молодого ученого много сил и времени.
Вскоре  по возвращении из-за границы Бородин  посетил своего коллегу и друга  М. А. Боткина, в доме которого устраивались так называемые „субботы», то есть субботние вечера, проводимые за дружеской  беседой. На одной из таких суббот и произошло событие, определившее во многом дальнейшую жизнь Бородина, - встреча его с Балакиревым.
Знакомство  и дальнейшее общение с руководителем  „Могучей кучки», а затем и с  другими членами этого кружка утвердило в молодом ученом более  серьезное отношение к своему композиторскому дарованию.
После первого же месяца общения с Балакиревым  „Александр Порфирьевич окончательно переродился музыкально, - вспоминала Протопопова, - вырос на две головы, приобрел то в высшей степени оригинально-бородинское, чему неизменно приходилось удивляться и восхищаться, слушая с этих пор  его музыку”.
Балакирев первым разгадал необыкновенную одаренность  Бородина, внушил ему мысль о необходимости  создания Первой симфонии. Работа над  этой симфонией протекала под  непосредственным руководством Балакирева и продолжалась около пяти лет. Конечно  же, столь большой срок определялся  не медлительностью композитора. Сочинял  он довольно быстро, увлеченно, всецело  отдаваясь творчеству.
К сожалению, такие дни, когда он имел возможность  сочинять, выпадали крайне редко. Но музыка не оставляла ученого - она звучала  в его душе даже во время лекций.
Но бывало и иначе: дома, во время беседы с  друзьями-музыкантами, он вдруг вскакивал, бежал в лабораторию. Химия и  музыка безраздельно царили в его  душе и властно предъявляли свои права на его внимание, время и  творческую энергию.
Естественно, что Первая симфония создавалась  урывками. И, тем не менее, она поражает своей гармоничной цельностью, стройностью. В ней уже определенно проступают основные черты бородинского стиля - музыка его полна контрастными и вместе с тем неуловимо сходными образами то могучей силы, твердости  духа, то душевной мягкости, ласковой нежности.
Так по-разному  проявились в творчестве Бородина черты  русского национального характера. Историческая ценность Первой симфонии заключена не только в ее высокой  художественной зрелости. Она явилась  одной из первых симфоний в русской  музыке. С большим успехом прозвучавшая в 1869 году, симфония оказалась первой блестящей победой, одержанной композиторами  „Могучей кучки”.
Эта победа дала Бородину уверенность в своих  творческих силах, - теперь он отверг всякие сомнения в своем праве заниматься композицией. Все больше внимания уделяет  он музыке не только как собственному творчеству.
С большим  вниманием следит он за успехами друзей-музыкантов. Каждый из них создавал в то время  что-то новое, интересное. Все произведения - целиком и в отрывках - исполнялись на концертах Бесплатной музыкальной школы, на собраниях „Могучей кучки» и поражали воображение новизной, необычностью звучания, яркой талантливостью.
Атмосфера, царившая на музыкальных собраниях, высокий, ни с чем не сравнимый  энтузиазм не могли оставить равнодушным  никого. И Бородина тоже - несмотря на его всегдашнюю занятость научной  и общественной деятельностью. Он создает  один за другим лучшие свои романсы  и песни. Почти половина из них  написана на поэтические тексты самого композитора.
Тогда же он создает Вторую симфонию - одно из лучших произведений русской симфонической  музыки, произведение зрелое, совершенное  по форме и содержанию. Симфония выражает идеи патриотизма, национальной гордости за наше славное историческое прошлое.
Она была восторженно встречена друзьями композитора, которые оценили ее как лучшую русскую симфонию, превосходящую  все созданное до нее. Когда Мусоргский предложил назвать ее „Славянской  героической», Стасов запротестовал: не вообще славянская, а конкретно - русская, богатырская. Так эта симфония и  стала называться - „Богатырская”.
Вторая, Богатырская симфония стоит в  одном ряду с лучшими произведениями мировой музыкальной классики. В  ней воплощены непреходящие духовные ценности, душевные качества русского человека.
Одновременно  со Второй симфонией Бородин работал  и над созданием главного своего произведения - оперы „Князь Игорь”. Он начал ее сочинять еще в конце 1860-х годов. Стасов предложил ему  тогда в качестве сюжета „Слово о полку Игореве”. Это увлекало композитора, и вскоре был составлен  подробный план будущей оперы.
Так началась вдохновенная и кропотливая работа над оперой „Князь Игорь», которая  из-за всегдашней его занятости растянулась  на 18 лет - вплоть до самой смерти.
Обстоятельность Бородина как ученого сказалась  и в подходе к композиторскому  творчеству. Перечень исторических источников - научных и художественно-литературных, которые он проработал, прежде чем  приступил к созданию оперы, говорит  о многом. Здесь и различные  переводы „Слова о полку Игореве», и все фундаментальные исследования по истории России.
Работа  над оперой помогала переносить огорчения, неудачи. Особенно удручала болезнь  жены - астма, из-за которой она не могла жить в Петербурге и полгода  обычно проводила у родителей  в Москве или Подмосковье. Да и приезды ее в Петербург отнюдь не облегчали жизнь Бородина.
Отвлекали от основных занятий и материальные проблемы, вынуждавшие его преподавать  в Лесной академии и переводить с  иностранных языков (несколько из них Бородин знал превосходно) научную  литературу, порой даже малоинтересную. Немалая часть жалованья уходила  на помощь родственникам, нуждающимся  студентам, на содержание воспитанниц (своих детей у Бородиных не было), на приобретение различных, всегда недостающих в лаборатории препаратов и многое другое.
И тем  не менее, Бородин проводил свои исследования, сыгравшие значительную роль в развитии химии. Вклад его в отечественную  науку довольно велик, хотя мог быть еще большим, если бы ученый имел необходимые  условия.
Такая страстная, беззаветная любовь к  науке порождала необходимость  и в иной деятельности - общественной. Чего стоят только Женские врачебные  курсы - первое и единственное в России учебное заведение, где женщины  могли получить высшее образование. Своим открытием и существованием, пусть недолгим, они обязаны неусыпным  хлопотам Бородина.
Самые большие требования Бородин предъявлял к самому себе, считая это непременным  условием „нравственной гигиены”. Неиссякаемая доброта, доброжелательность его проявлялись не только в отношении  тех, кто нуждался, но и тех, кто  преуспевал больше, чем он, - если, конечно, человек был симпатичен ему.
Но огромная нагрузка в академии, неустроенный быт, болезнь жены и ее частые отъезды, отсутствие режима, необходимого для  научной и творческой работы, - все  это вызывало чувство усталости - духовной и физической.
Ухудшалось  и моральное самочувствие Бородина - приближалась старость, которая грозила  не только нездоровьем, но и материальной необеспеченностью. Мечта об иной жизни - „хотелось бы пожить на свободе, развязавшись совсем с казенною службою!» - оказывается  неосуществимой: „Кормиться надобно  пенсии не хватает на всех и вся, а музыкой хлеба не добудешь”.
Тем не менее, в конце жизни Бородин  все больше отдается музыке - композитор постепенно вытесняет в нем ученого. В эти годы была создана симфоническая  картина „В Средней Азии», несколько  фортепианных пьес и камерных ансамблей. Один из них - Первый струнный квартет - был исполнен зимой 1879 года на концерте Русского музыкального общества.
Слушатели были очарованы русской напевностью, широтой и пластичностью этой музыки. Успех вдохновил Александра Порфирьевича на создание нового квартета - Второго, который вскоре (в январе 1882 года) прозвучал в Москве. И  снова успех - еще больший, чем  в Петербурге. Второй квартет - еще  более зрелое и совершенное произведение. Каждая из его четырех частей, составляя  единое целое, является одновременно маленьким  инструментальным шедевром.
Все чаще звучат произведения Бородина - в России и за рубежом все большую славу  русской национальной музыке завоевывают  они. И в Европе, и в далекой  Америке исполнение бородинской  музыки превращалось нередко в подлинный  триумф.
А Бородин  уже усиленно работал над новой  симфонией - Третьей, которая, по его  мнению, должна была стать самым  ярким, самым значительным его произведением. „Русской» намеревался назвать  ее композитор. Отдельные фрагменты  из нее он уже проигрывал друзьям, вызывая радость, восхищение и гордость за него. И все же ни опера „Князь Игорь», ни Третья симфония не были завершены. 15 февраля 1887 года Бородин неожиданно скончался.
Уже после  его смерти Римский-Корсаков и Глазунов довели до конца то, что не успел  окончить Александр Порфирьевич. 

    Опера Александра Бородина «Князь Игорь»
 

Опера в четырех  действиях с прологом Александра Порфирьевича Бородина на либретто композитора (при участии В.В.Стасова), основанное на «Слове о полку Игореве».
Действующие лица:
ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ, князь Северский (баритон) 
ЯРОСЛАВНА, его жена во втором браке (сопрано) 
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ, его сын от первого брака (тенор) 
ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ, князь Галицкий, брат княгини Ярославны (высокий бас) 
половецкие ханы: 
   КОНЧАК (бас) 
   ГЗАК (без речей) 
КОНЧАКОВНА, дочь хана Кончака (контральто) 
ОВЛУР, крещеный половчанин (тенор) 
гудочники 
   СКУЛА (бас) 
   ЕРОШКА (тенор) 
НЯНЯ ЯРОСЛАВНЫ (сопрано) 
ПОЛОВЕЦКАЯ ДЕВУШКА (сопрано) 
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ И КНЯГИНИ, БОЯРЕ И БОЯРЫНИ,  
СТАРЦЫ, РУССКИЕ РАТНИКИ, ДЕВУШКИ, НАРОД.  
ПОЛОВЕЦКИЕ ХАНЫ, ПОДРУГИ КОНЧАКОВНЫ, 
НЕВОЛЬНИЦЫ (ЧАГИ) ХАНА КОНЧАКА,  
РУССКИЕ ПЛЕННИКИ, ПОЛОВЕЦКИЕ СТОРОЖЕВЫЕ.

Время действия: 1185 год. 
Место действия: Путивль, половецкий стан. 
Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 23 октября (4 нoябpя) 1890 года.

Все поразительно в «Князе Игоре». Во-первых, конечно  же, гениальная музыка. Во-вторых, то, что  опера сочинена человеком, профессиональным занятием которого была не музыка, а  химия (А. П. Бородин был академиком-химиком). В-третьих, многое в опере, хотя и  было сочинено Бородиным, но не было им записано и оркестровано; оперу завершили  друзья композитора — Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и А. К. Лядов (М. П. Беляев, первый издатель «Князя Игоря», извещает в своем предисловии: «Оставшаяся неоконченной, по смерти автора, опера «Князь Игорь» закончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым...») Увертюра, хотя и была сочинена А. П. Бородиным, но не была им положена на бумагу. Записана же она, закончена и оркестрована после его смерти и по памяти А. К. Глазуновым, слышавшим ее много раз в исполнении на фортепиано самого автора. В-четвертых, все эти композиторы часто работали в таком тесном контакте друг с другом, что почти невозможно определить, что в «Князе Игоре» написано одной рукой, а что — другой; иными словами, музыкальный стиль оперы представляет нечто художественно абсолютно цельное. При этом необходимо подчеркнуть (как это сделал Н. А. Римский-Корсаков в связи со своим участием в работе над «Борисом Годуновым»), что «Князь Игорь» полностью опера А. Бородина.
    Увертюра
Опера начинается увертюрой, которая, как уже отмечалось, была записана по памяти А.Глазуновым. Увертюра под стать этой эпической  опере — она большая по размерам и значительна по музыкальному материалу. Она устанавливает настроение эпического сказа о стародавних временах. Строится увертюра на противопоставлении образов русских и половецких. Средний эпизод рисует картину ожесточенной битвы.
    Пролог
Площадь в Путивле. Ее заполнила дружина и рать, готовые  выступить в поход против половцев. Князь Игорь с князьями и боярами  торжественно выходит из собора. Народ  и бояре (хор) величают князя Игоря  и его сына Владимира: «Солнцу  красному слава! Слава князю Игорю!». Князь Игорь выражает решимость  идти «на брань с врагом Руси», на ханов половецких. Неожиданно начинает темнеть — наступает солнечное  затмение. Все в изумлении глядят на небо. (Воспетое А.Бородиным событие  точно датируется: как подтвердили  исследования, описанное солнечное  затмение произошло 1 мая 1185 года, и  летописец, как это бывало в подобных случаях, отметил: «знамению творец Бог»). Народ видит в наступившей  тьме недоброе предзнаменование и умоляет  князя: «Ох, не ходить бы в поход тебе, князь!» Но Игорь не внемлет уговорам; его не страшат дурные предзнаменования. Он осматривает рать. Его сопровождают князья и бояре. Решимость Игоря  вселяет уверенность в воинов. Два гудочника, Скула и Ерошка, однако, проявляют малодушие: «Пускай  себе идут, а мы, брат, не пойдем». И  они, бросив доспехи, убегают к Владимиру  Ярославичу, князю Галицкому. «Там и  сытно, и пьяно, и целы будем», —  рассуждают они.
Князь тем временем созывает княгинь и боярынь, чтобы  попрощаться. Приходит Ярославна. Она  бросается к Игорю с мольбой  не отправляться в поход. Игорь утешает  ее и все же прощается. Он поручает опеку над нею князю Владимиру Галицкому, который не просто его друг, но к тому же брат Ярославны. Тот не скупится на обещания, ведь он многим обязан Игорю, о чем и повествует в небольшом монологе («Когда отец меня изгнал, изгнали братья мне родные, ты во мне участье принял»). Игорь прерывает его. Ярославна, княгини и боярыни удаляются. Пора идти в поход. Игорь просит благословения. Теперь вновь звучит хор народа, с которого начался пролог — на сей раз еще более мощно.
    Действие I
Картина 1. Княжеский двор Владимира Галицкого. Здесь гуляет пьяный сброд. Все поют славословие князю Владимиру. Скула и Ерошка веселятся и пьют со всеми остальными. От их песен дрожат хоромы. Сам князь Владимир Галицкий только и мечтает о том, чтобы править в Путивле. Он поет об этом в своей песне «Только б мне дождаться чести», напоминающей залихватский танец. Приходит толпа девушек. Они вбегают на ступеньки к князю Владимиру. Он останавливается. Девушки жалуются князю, что княжой народ недобрый — они только что выкрали девушку («Ой, лихонько»). Князь Владимир довольно нагло говорит им, что она у него, что не так уж ей плохо и что полно-де больно о ней тужить, и в конце концов отправляет девушек прочь. Даже Скула и Брошка опешили: «Вот-те и к батюшке, вот-те и к матушке; с чем пришли, с тем и ушли».
В следующей  затем сцене Скула и Брошка рассуждают о том, как ко всему  этому может отнестись княгиня. Пьяный люд не очень-то беспокоится: «Что нам княгиня!» С напускной  важностью звучит грубовато-комичная песня скоморохов («Что у князя  Володимира»). Наконец все расходятся, кроме изрядно охмелевших Скулы  и Ерошки.
Картина 2. Горница в тереме Ярославны. Княгиня одна. Ее тревожит недоброе предчувствие, ведь уже прошло много времени, как ушел Игорь, и пора уже быть от него гонцу. Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли девушки. Они ищут у нее защиты от произвола ее брата. В дом к Ярославне приходит сам Владимир, ее брат. Княгиня полна решимости заступиться за девушек. Она говорит, что все скажет мужу, как он, брат, бесчинствует в его отсутствие, но Владимира это не пугает: «Да что мне Игорь твой? Вернется или нет, а мне какое дело, не все ли мне равно?» Он даже угрожает сестре. Это приводит Ярославну в негодование: «Ты смеешь мне грозить?» Получив отпор, Владимир тушуется и меняет тон. Но и продолжение его речей возмущает ее — он подвергает сомнению ее верность Игорю. На это она резко отвечает: «Да ты забыл, что я — княгиня!» Владимир уступает: он обещает назавтра отпустить девушку, но при этом зло и цинично добавляет: «А завтра заведу другую». Владимир уходит, а Ярославна, оставшись одна, молит о скорейшем возвращении Игоря.
Входят думные бояре и кланяются Ярославне. Они пришли сообщить княгине плохую новость. Звучит их хор («Мужайся, княгиня»). Они рассказывают, что русская  рать разбита, а Игорь вместе с  сыном попали в плен к хану. Услышав  об этом, Ярославна падает без чувств. Бояре готовы защитить город. Они  убеждены, что их крепость в вере в Бога и верности князю и княгине, а также в любви к родине. Княгиня благодарит их. Слышен звон набатного колокола. Враг подошел  к стенам города, и в окнах дворца княгини уже виднеется зарево пожара. Несколько бояр уходят; остальные  опоясываются мечами и приготовляются к обороне.
    Действие II
Половецкий стан. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают Кончаковну, дочь хана. Но ничто  не может развеять грусти Кончаковны — она страстно влюблена в княжича  Владимира. О своей любви она  поет в каватине («Меркнет свет дневной»), полной страстного томления и чувственной  неги.
Показываются  русские пленники, идущие с работы под охраной стражи. Кончаковна приказывает  своим девушкам напоить пленников  «питьем прохладным и речью ласковой утешить бедняков». Девушки исполняют  ее приказ, и пленники благодарят их. Показывается половецкий дозор, обходящий  стан. Кончаковна и девушки уходят. Опускается ночь. В глубине сцены  один на страже стоит Овлур. Появляется сын Игоря, Владимир, и устремляет тоскующие взоры к шатру Кончаковны, зовет ее словами любви. Его «Каватина» («Медленно день угасал») овеяна юношеской  поэзией, очарованием роскошной  южной ночи. Появляется Кончаковна. Они поют свой страстный любовный дуэт. Ночь сладостна для них. Княжич совершенно поглощен страстью к половецкой княжне, потерял свое лицо, свою волю. Уже теперь, задолго до событий  третьего действия, предрешена его  судьба. Но сейчас Владимиру нужно  уходить. Он слышит шаги приближающегося  отца. Входит Игорь. Он в тяжком раздумье. Для него ночь — мука. Он поет свою знаменитую арию («Ни сна, ни отдыха измученной душе») — один из шедевров русской оперы.
К князю подходит половецкий воин. Это Овлур. Он принял православие, крестился и сейчас старается помочь Игорю. На небе занимается заря, и к концу их сцены совсем рассветает. Овлур предлагает Игорю  коней, чтобы князь мог бежать. Игорь колеблется, принять ли ему  это предложение (Овлур убеждает его, что бежать он должен, чтобы  спасти Русь). Но нет, бежать Игорь не может — это противно его чести. Овлур, опечаленный, уходит.
С охоты возвращается хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением  и доверием («Здоров ли, князь?»). Видя, как грустен Игорь, Кончак предлагает ему «коня любого», «любой шатер», «булат заветный, меч дедов», наконец, «пленницу с моря дальнего». Но Игорю не нужны дары хана. Он благодарит его, жмет ему руку и говорит: «А все ж в неволе не житье». Кончак раздосадован. Он даже предлагает Игорю свободу взамен на обещание князя не поднимать на хана меча и дороги ему не заступать. Нет, такого обещания Игорь дать не может и, наоборот, заявляет хану, что, как только он окажется на свободе, он вновь соберет полки и ударит вновь. «Да, не сговорчив ты!» — с раздражением говорит Игорю Кончак и зовет половецких пленников и пленниц (чаги) повеселить их.
На сцену выходят  половецкие невольники и невольницы, некоторые из них с бубнами  и другими музыкальными инструментами; за ними свита и приближенные Кончака. Начинаются половецкие пляски — изумительные по красоте, ослепительно красочные  сцены плясок, сопровождаемые хором. Чередуются, создавая контраст, плавная  пляска девушек, необузданная, исполненная  стихийной силы пляска мужчин и стремительная  и легкая пляска мальчиков. Действие завершается буйно-стремительным  вихрем общей пляски и хором «Пляской тешьте хана, чаги».
    Действие III
Третьему действию предшествует оркестровый антракт. Звучит половецкий марш (своеобразный эффект создают трубы на сцене, звучащие за закрытым еще занавесом). С богатой  добычей возвращается в стан ханское  войско. Со всех сторон сходятся половцы  и, глядя вдаль, ожидают прибытия отряда Гзака. Постепенно на сцену входит войско Гзака — с трубами, рогами, бубнами. Воины ведут с собой  русских пленников. В конце шествия  появляется на коне сам хан Гзак. Князь Игорь, Владимир Игоревич и  русские пленники стоят в стороне  и наблюдают. Хор половцев славит своих воинов: «Рать идет с победой. Слава нашей рати!» Навстречу  Гзаку выходит Кончак и приветствует его своей песней («Наш меч дал  нам победу»), в которой поет о  победах половцев над русским  войском и, в частности, о сожжении Путивля. Он устраивает пир для половцев, а пленников приказывает крепко сторожить. Хор ханов с пением отправляется с Кончаком совет держать, что дальше делать: оставаться там, где они сейчас, или идти дальше на Русь.
Итак, князь Игорь  и Владимир теперь узнали страшную правду: их город сожжен, а дети и  жены уведены в плен. «Чего ж  мне ждать еще?» — восклицает Игорь. В этот момент перед ними проходит обоз с добычей и русскими пленными. Вид захваченной половцами добычи угнетает Игоря и Владимира. Обоз удаляется, русские пленники скрываются в шатрах. На сцене остается отряд  сторожевых. Они хором славят Кончака  и предупреждают возможного беглеца: «Горе беглецу лихому! Стрелы золоченые, кони наши быстрые всегда его догонят  во степи». По сцене проходит Овлур; он несет мешки с кумысом. Сторожевые пускаются в пляс. В конце концов сначала падает один, потом второй, наконец третий. К концу этого оркестрового номера на сцене темнеет; сторожевые засыпают.
К шатру Игоря  осторожно подкрадывается Овлур. Он призывает Игоря быстро собираться в путь. На сей раз Игорь соглашается.
В страшном волнении вбегает Кончаковна. Она останавливается  у шатра Владимира. Она узнала о намерении Владимира бежать и теперь умоляет его остаться, не бросать ее. Князь Игорь поражен: «Владимир, сын! Что значит это? Зачем  ты здесь, княжна? Аль в половецком полону сам половцем ты стал и родину забыл?» Владимир терзается. Отец призывает  его бежать с ним, Кончаковна молит  остаться. В конце концов она грозит разбудить весь стан. Игорь бежит. Кончаковна несколько раз ударяет  в било.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.