На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Гражданско-правовые нормы в «Русской правде»

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
   План
    Источники Древнерусского права
    Гражданско-правовые нормы в «Русской правде»
    Семейное право.
    Уголовное право и процесс
    Заключение  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.Источники  Древнерусского права
Возникновение Древнерусского государства, естественно, сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником которого были правовые обычаи — нормы обычаев доклассового общества, санкционированные возникающим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона — «равным за равное». Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют Законом Русским.
Первыми письменными памятниками древнерусского права, дошедшими до нас, были договоры Руси с Византией X в. Заключенные после успешных военных походов, эти договоры носили международно-правовой характер, но в них вместе с тем получили отражение нормы Закона Русского. (Из этих договоров мы, собственно, и знаем об основном содержании древнерусского обычного права.)
Княжеское законодательство как источник права  появляется на Руси в X в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича и Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.
      Центральное  место  среди   нормативно-правовых  актов   Древней   Руси
занимает  Русская Правда. Русская Правда  включает в себя нормы различных  отраслей, но основное число  норм  посвящено уголовному и процессуальному праву.
 Русская  Правда  известна  в нескольких редакциях: Краткой, Пространной и Сокращенной (из Пространной).
      Древнейшей  редакцией  признается   Краткая.   Известно   только   два древнейших  списка  Краткой  редакции  Русской   Правды:   Академический   и
Археографический. Исследователи различают несколько  составных частей в  этой редакции:
1) Древнейшую  Правду, Правду Ярослава, — ст. 1—18;
2) Правду  Ярославичей — ст. 19—28 с дополнениями  — ст. 29—41;
3) Покои  вирный — ст. 42;
4) Устав  мостников — ст. 43.
      Как целостный  памятник  права   Краткая  Правда  оформилась,  полагает большинство исследователей, в 1076—1093 гг., т. е. во  время  княжения  сына Ярослава — Всеволода.
      Пространная редакция сохранилась  в большом числе списков (более  100).
Текст ее дошел до нас в составе многочисленных  юридических  сборников,  что
говорит об использовании этого  нормативно-правового  акта  на  практике.  К наиболее древним  относятся  списки,  помещенные  в  юридических  сборниках, известных под названием Кормчих и Мерил  Праведных.  Кормчая,  что означает руководящая, направляющая, или Номаканон (закон, правило), включала  в себя нормы церковного и светского права. Сборник "Мерило  Праведное"  состоит  из двух частей, первая из  которых  включает  поучения  о  праведных  судах,  а вторая — содержит нормы из различных юридических памятников,  заимствованных из Кормчей.
      Структурно в Пространной   Правде  самим  переписчиком  выделяются  две
части:  Суд  Ярослава  Владимировича  (ст.  1—   52)   и   Устав   Владимира
Всеволодовича  (ст.  53—121).  Источниками   Суда   Ярослава   Владимировича
называют: Краткую Правду и судебную практику и дополнительные статьи.
Временем  появления этой  части Пространной  Правды  считают  конец  XI  —  начало  XII  века,  до  княжения Владимира  Мономаха.  Устав  Владимира  Всеволодовича  Мономаха  состоит  из целого  ряда  законов,   направленных   на   реорганизацию,   реформирование существующих социально-экономических  отношений.  Исследователи  выделяют  в нем Устав о резах (ст. 53), Банкрутский устав (ст. 54, 55), Устав о закупах (ст. 56—62, 64) и Устав о холопах (ст. 63, НО и  след.).  Как  единое  целое Пространная Правда оформляется к середине XII века. Сокращенная Правда рассматривается  в  настоящее  время  как  памятник права Московского княжества XV века.
      Крещение Руси  вызвало  необходимость   урегулировать  отношения   между церковью  и  государством.  С  этой  целью  князьями  принимаются   уставные грамоты. Позднее на их основе создаются  уставы,  в  состав  которых  входит одна или несколько уставных грамот,  дополненных  более  поздними  статьями. Особое место в древнерусском праве принадлежит княжеским церковным  уставам:
1.Уставу князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных 2.Уставу князя Ярослава о церковных судах.
      Устав  князя  Владимира   разграничивает  великокняжескую   и  церковную юрисдикцию,   передавая   на   рассмотрение   церковного    суда    семейные преступления,  колдовство,  а  также  разрешение  споров  между   церковными людьми, в число которых входили не только церковнослужители, но и  зависимое от церкви население.
      Устав князя Ярослава (в Краткой   и  Пространной  редакциях)  развивает
основные  положения Устава  князя  Владимира.  Примечательно,  что  в  Уставекнязя Ярослава содержатся санкции, присущие именно русскому  праву:  штрафы, несмотря на то, что  в  византийском  праве,  на  которое  опирался  русский законодатель  при  регулировании  отношений   с   церковью,   господствовали телесные наказания. В Устав Ярослава включены и  нормы  семейного  права,  в том числе основания для развода.
            Если   по   своему   положению    русская    митрополия    подчинялась  Константинопольскому патриарху, то вряд ли  можно  было  ожидать  подчинения Древнерусского   государства   византийскому   императору.   Поэтому   нормы канонического права действовали на  Руси  неукоснительно,  императорские  же указы по нецерковным делам теряли на Руси нормативно-правовой характер.  
 

2. Гражданско-правовые нормы в «Русской правде»
Русская Правда и другие источники древнерусского права довольно четко различают две основные части гражданского права — право собственности (см. схему 9) и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собственность оформляется в виде княжеского домена (земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, она говорит и о праве собственности на другие вещи — коней, тягловый скот, холопов и пр.
Что касается обязательственного права, то Русская  Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой.
Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, а порою даже на его жену и детей. Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свидетелей — послухов. Купля-продажа земли, по-видимому, требовала письменной формы. При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков.
 

 
 

Право собственности по Русской Правде
Редакции  Русской Правды Право собственности  на имущество
 
 
Движимое Недвижимое
 
 
Объект Субъект Объект Субъект
Правда Ярослава Конь, оружие, одежда
(Ст. 12, 13, 18)
Холоп
(Ст. 11)
Военно-дружинная знать    
Правда Яросла-
вичей
Рабочий скот и птица
(Ст. 21,28, 36)
Сено, дрова
(Ст. 39, 40)
Лодка
(Ст. 35)
Холоп
(Ст. 29)
Князь Огнишанин
(феодал)
Смерд
(крестьянин)
Земля пахотная, лес, борти (Ст. 24, 32, 34) Феодал
Пространная Правда Домашнее имущество, оружие, одежда (Ст. 34, 35, 41)  Рабочий скот и птица (Ст. 33-35, 37, 41, 45,64,81,84)
Сено, дрова (Ст. 82)
Лодка речная и морская (Ст. 79) Хлеб-зерно (Ст. 43, 83)
Челядин (Ст. 32, 38, 89, 110, 112-115, 118, 119)
Князь Огнишанин
(феодал)
Смерд
(крестьянин)
Земля пахотная и усадебная Водные, лесные и борт-невые угодья (Ст. 69-73, 75, 76) Огнишанин (феодал)
Наиболее  полно в Русской Правде регламентирован  договор займа. В 1113 г. произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют три вида займа: обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями), и заем с самозакладом — закупничество. Предусматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа. Срок взимания процентов ограничен двумя годами. Если должник выплачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной суммы. Краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую процентную ставку. 
 

3.Семейное право.
Развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально действовали обычаи, связанные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху было похищение невесты (в том числе мнимое), другой - покупка. Довольно широко было распространено многоженство. (Согласно «Повести временных лет», тогдашние мужчины имели двух-трех жен, а Великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сот наложниц). С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права — моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.
По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14— 15 лет для мужчины и 12— 13летдля женщины, т.е. с момента половой зрелости). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе.
Вопрос  об имущественных отношениях между  супругами не совсем ясен. Очевидно, однако, что жена имела определенную имущественную самостоятельность. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.
Дети  находились в полной зависимости  от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.
Наследственное  право. Понятие наследства возникает непосредственно с появлением частной собственности; вместе с тем наследственное право восточных славян, получившее распространение после образования Древнерусского государства, сохраняло многие черты патриархальных отношений. При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего, к ним же пере
ходили  и военные обязанности отца. При  наличии сыновей дочери не получали ничего (на наследников возлагалась лишь обязанность выдать сестер замуж). Наследственная масса делилась, очевидно, поровну, но младший сын имел преимущество — он получал двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Право отца распоряжаться имуществом при составлении завещания не ограничивалось. Исключение из этого правила состояло в том, что он не мог завещать имущество дочерям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Уголовное право и процесс .
Уголовное право. В Древнерусском государстве преступление именовалось обидой. Под этим подразумевалось нанесение какого-либо вреда потерпевшему. Но вред, как известно, может быть причинен как преступлением, так и гражданско-правовым нарушением (деликтом). Таким образом, Русская Правда не различала преступление и гражданско-правовое нарушение .
Система преступлений по Русской Правде
Преступление  -причинение физического, материального или морального ущерба
  Против личности  
   
 
 
     
  убийство
   
 
   
  телесные  повреждения
   
 
   
  побои
   
 
   
  оскорбление
  действием  
 
 
    Против имущества
   
 
     
  поджог
   
  конокрадство
   
  потрава посевов
   
  пользование чужим имуществом
 


Уголовное право рассматриваемого периода  было феодальным правом-привилегией. Жизнь, честь, имущество холопов законом  не охранялись. Блага же, принадлежащие  феодалам, защищались особенно рьяно: за убийство феодала устанавливался штраф в 80 гривен, а за смерда - только 5 гривен. Холопы субъектами права вовсе не признавались. Ст. 46 Русской Правды говорит о том, что если холопы окажутся ворами, то князь штрафом их не наказывает, поскольку они не свободны (и в силу этого, как, вероятно, полагает законодатель, могут совершить кражу по наущению своего хозяина). Хозяин такого холопа обязан был платить двойное вознаграждение потерпевшему. В некоторых случаях потерпевший мог сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека.
Русская Правда не знает возрастных ограничений  уголовной ответственности и понятия невменяемости. Состояние опьянения ответственности не исключает. Зато Русской Правде известно понятие соучастия. Проблема решается просто: все соучастники преступления отвечают в равной степени.
Русская Правда различает ответственность  в зависимости от субъективной стороны преступления. Не проводит различия между умыслом и неосторожностью, но различает два вида умысла - прямой и косвенный. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство при сведении счетов карается высшей мерой наказания - потоком и разграблением, убийство же в «сваде» (драке) - только вирой . По субъективной стороне различается и ответственность за банкротство: преступным считается только умышленное банкротство. Состоящие аффекта исключает, согласно нормам Русской Правды, ответственность. Что касается объективной стороны преступных деяний, то подавляющее число преступлений совершается путем действия. Лишь в очень немногих случаях наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительное невозвращение долга). 

Система наказаний по Русской  Правде
Наказание - возмещение причиненного ущерба
  |    
  "потоки разграбление"    
    I        
  вира   "головничество"  
   
 
   
 
 
  |     |  
продажа 

урок
 


Русская Правда знает лишь два родовых  объекта преступления — личность человека и его имущество. Отсюда только два рода преступлений. Но каждый род включает довольно разнообразные виды преступных деяний. Среди преступлений против личности выделяются убийство, телесные повреждения, побои, оскорбление действием. Княжеские уставы знают и оскорбление словом, где объектом преступления является преимущественно честь женщины. В уставах князей Владимира Святославича и Ярослава можно встретить упоминания о половых преступлениях.
Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство (конь — основное тягловое животное и средство передвижения). Известно и преступное уничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и разграблением (поджог был всегда особенно опасен, так как на Руси все строили в основном из дерева). В княжеских уставах предусматривались преступления против церкви, а также против семейных отношений. Церковь, насаждая новую форму брака, с помощью уголовного права усиленно боролась против остатков языческих обрядов.
В Русской  Правде нет указаний ни на государственные, ни на должностные преступления. Но это не значит, что выступления против княжеской власти не наказывались. В таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Например, так поступила княгиня Ольга с убийцами своего мужа.
Суд и  судопроизводство. В Древнерусском  государстве суд не был отделен от администрации. Посадники и другие должностные лица, осуществлявшие правосудие, получали определенную часть вир и продаж, взимаемых при рассмотрении дел. Кроме того, они вознаграждались и сторонами — участниками процесса. Высшей судебной инстанцией был Великий князь.
Древнерусское право еще не знало разграничения  между уголовным и гражданским процессом, хотя некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам (гонение следа, свод). Во всяком случае, и по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны были равноправны. Обе стороны в процессе назывались истцами. (Исследователи полагают, что в церковном суде применялся и инквизиционный, розыскной процесс со всеми его атрибутами, включая пытку.)
Русская Правда знает две специфические  процессуальные формы досудебной подготовки дела - гонение следа и свод. Гонение  следа это отыскание преступника по его следам. Если след привел к дому конкретного человека — значит, он и есть преступник, если в село — ответственность несет община (вервь), если потерялся на большой дороге — поиск преступника прекращается.
Если  ни утраченная вещь, ни похититель не найдены, потерпевшему не остается ничего другого, как прибегнуть к закличу, т.е. объявить на торговой площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь опознает украденное или потерянное имущество у другого лица. Человек, у которого обнаружится утраченное имущество, может, однако, заявить, что он приобрел его правомерным способом, например купил. Тогда начинается процесс свода. Владелец имущества должен доказать добросовестность его приобретения, т.е. указать лицо, у.которого он приобрел данную вещь. При этом достаточно показаний двух свидетелей и мытника — сборщика торговых пошлин.
Закон предусматривает определенную систему  доказательств (см. схему 12), в том числе свидетельские показания. Различаются две категории свидетелей — видоки и послухи. Первые — свидетели в современном смысле слова, очевидцы происшествия. Послухи — более сложная категория. Это лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Иногда под послухами понимали и свидетелей доброй славы сторон. Они должны были показать, что ответчик или истец — добропорядочные люди, заслуживающие доверия. По некоторым гражданским и уголовным делам требовалось определенное число свидетелей (например, два свидетеля при заключении договора купли-продажи, два видока при оскорблении действием), т.е. в использовании свидетельских показаний присутствовал элемент формализма.
В Древнерусском  государстве существовала целая  система формальных доказательств — ордалии. Среди них следует назвать судебный поединок — «поле». Победивший в поединке выигрывал дело, поскольку считалось, что бог помогает правому. В Русской Правде и иных законах Киевского государства «поле» не упоминается, но другие источники, в том числе иностранные, говорят о практическом применении на Руси этого вида ордалий.
Другим  видом «суда божьего» были испытания  железом и водой. Испытание железом применялось тогда, когда не хватало иных доказательств, причем в более серьезных случаях, чем испытание водой. Русская Правда, посвящая ордалиям три статьи, не раскрывает техники их проведения. По более поздним источникам, однако, известно, что если человек, связанный и брошенный в воду, начинал тонуть, то он считался выигравшим дело. Особым видом доказательства была присяга — «рота». В некоторых случаях имели доказательственное значение внешние признаки и вещественные доказательства.
В Русской  Правде видны определенные формы  обеспечения исполнения судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное должностное лицо — вирник — являлся в дом осужденного с многочисленной вооруженной свитой и «терпеливо» ждал, пока тот заплатит штраф, получая каждый день обильное натуральное содержание. Преступнику выгодней было как можно быстрее рассчитаться со своим долгом и избавиться от неприятных «гостей».
За основную массу преступлений наказанием была «продажа» — уголовный штраф.
Виды  доказательств по Русской Правде
    Поличное - Ст. 2, 30 КР. ПР.; (лицо, знамение)29, 38, 45 ПР. ПР.
    Свидетели:
    видоки - Ст. 2 КР. ПР.; 29, 27 ПР. ПР.
    послухи - Ст. 18, 21, 47, 50, 52, 66, 77, 85 ПР. ПР.
    смешение понятия видоков и послухов - Ст. 48, 49 ПР. ПР.
3.Испытание (ордалии) - Ст. 21 ПР. ПР.
    железом - Ст. 21, 22, 85, 87 ПР. ПР.
    водой - Ст. 22 ПР. ПР.
    присяга «рота» - Ст. 22, 47, 48, 49, 52, 115 ПР. ПР.

Заключение

 

 Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим  памятником древнерусского права. Являясь  первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних  отношений. Она представляет собой  свод развитого феодального права, в котором нашли отражение  нормы уголовного и гражданского права и процесса.
      Русская Правда является официальным  актом. В самом её тексте  содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон  (Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир  Мономах).
      Русская Правда - памятник феодального права. Она всесторонне защищает интересы господствующего класса и откровенно провозглашает бесправие несвободных тружеников - холопов, челяди.
      Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV в. Списки ПП активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший ПП в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.