На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекционный комплекс по «Бизнес планирование»

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Западно-Казахстанский  инженерно-гуманитарный университет  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лекционный  комплекс по дисциплине
«Бизнес планирование» 
 
 

    для студентов _4;3 __ курсов
    специальностей_Учет и аудит; Менеджм ент
    форма обучения очная; заочная____
    на __7;3__ семестры 2011-2012 учебного года 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Уральск – 2011 г. 
 

Наименование  дисциплины  Бизнес планирование 

Тезисы лекций 
 

Тема  1. Сущность, цель и задачи бизнес – планирования 

1. Роль и значение  бизнес – планирования
2. Отличие бизнес  – планирования от других плановых документов
3. Цели, задачи и  функции бизнес  – планирования 

1. Роль и значение бизнес – планирования
       Планирование – сложный, многогранный процесс, требующий тщательной проработки ряда вопросов. Одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является составление бизнес – планов. Ни одно предприятие не сможет работать прибыльно в условиях рыночной экономики без тщательного подготовленного бизнес – плана. Бизнес – план даст детальные пояснения, как обеспечения прибыльности предприятия, а также возвратность инвестиций.
      Таким образом бизнес – план – это критическая – стартовая точка и базис всей плановой и исполнительской деятельности предприятия. Бизнес – план вошел в практику казахстанского предпринимательства как инструмент стратегического планирования и необходимый документ для ведения переговоров с инвесторами, кредиторами, а также как информация для государственных управляющих органов (министерств, комитетов, административных органов управления).
       Планирование – это определение цели развитие управляемого объекта, методов, способов и средств её достижения, разработка программы, плана действия различной детализации на ближайшую и будущую перспективу.
Таким образом, бизнес – план – объективная  оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в тоже время – необходимый инструмент проектно – инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. Бизнес – план – одновременно поисковая, научно – исследовательская и проектное. 

2. Отличие бизнес  – планирования  от других плановых  документов
        Бизнес – план имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес – план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. В бизнес – плане основное внимание сосредоточено на маркетинговое и финансово – экономических аспектах проблемы достижения успеха. В тоже время как научно – технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.
      Более близок к бизнес – плану технико – экономическое обоснование. Главным отличием технико – экономическое обоснование от бизнес – плана является то, что технико – экономическое обоснование – это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Отличие от бизнес – плана от технико – экономическое обоснование состоит в его стратегической направленности, предпринимательском характере, гибким сочетанием производственного, технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения. Следовательно, можно говорить о более узком, специфичном характере технико – экономические обоснование по сравнение бизнес – планом. Бизнес – план как форма обоснования предпринимательского проекта постепенно вытесняет технико – экономические обоснование из сферы плановой деятельности бизнеса.
       Бизнес – план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес – планом и стратегическим планом существует ряд различий. 

3. Цели, задачи и  функции бизнес  – планирования
       Основной целью разработки бизнес – плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
      Главная цель бизнес – плана – выработка стратегических решений путем рассмотрения предлагаемого объекта бизнеса с позиций маркетингового синтеза. Другие цели бизнес – плана могут быть различными, например:
- получение  кредитов или привлечение инвестиций
- определение  степени реальности достижение  намеченных результатов
- доказательство  целесообразности реорганизации  работы уже
  существующей  фирмы или создания новой
- убеждение  сотрудников компании в возможности  достижения качественных или  количественных показателей, намеченных  в проекте, и другие. Следует  подчеркнуть, что настоящее время  первоочередной целью бизнес  – планирования является привлечение  для участья в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.
       В современной практике бизнес – план выполняет пять функций.
      Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
       Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
       Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства – ссуды, кредиты. В современных казахстанских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой–либо значительный проект.
      Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
        Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес – плана улучшить информированность всех сотрудников о предстоящих действиях, скоординировать их усилия, распределить обязанности, создать мотивацию достижения цели.  

Тема 2. Назначение и содержание бизнес – плана                                             
                                   
    Назначение бизнес-план
    Участники процесса бизнес - планирования
    Структура и последовательность разработки бизнес-плана
       
    Назначение бизнес – плана.                                                                                       
       Бизнес – план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
      1) Бизнес план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени.
      2) Бизнес – план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
      3) Бизнес – план используется как средство получения необходимых инвестиций. В этом аспекте он служит мощном инструментом финансирование бизнеса.
      4) Важно рассматривать бизнес – план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. В этом плане он представляется как постоянно обновляемый документ, дающий организацию восприимчивой к разного рода нововведениям – техническим, технологическим, информационным, организационным, экономическим и другим.
      5) Бизнес – план может быть хорошей рекламой для предлагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным.
      6) Бизнес – план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти на риск.
      7) Бизнес – план – инструмент самообучения. В этом аспекте его разработка – это непрерывный процесс познания и самопознания.
      Исходя из выше изложенного, можно утверждать, что бизнес – планирование – творческий процесс, требующий профессионализма и искусства. 

  2.Участники процесса бизнес – планирования                                                          
       Существует два основных подхода к разработке бизнес – плана.
       Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес – план, а методические рекомендации получают у специалистов в частности у возможных инвесторов. Кроме авторов концепции, заложенных в бизнес – план, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличие свободных капиталов, риска данного бизнеса. Основу группы специалистов по разработке бизнес – плана составляют экономисты, статистики, системщики.
       При втором подходе инициаторы бизнес – плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков.
        Заказчиком бизнес – плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируется и прогнозируется в бизнес – плане.
       При этом заказчик должен опираться на предварительный пакет документов, определяющих направления, условия и ограничения при формировании концепции проектного предложения. Исходная информация, предоставляемая заказчиком на разработку бизнес – плана, может включать:
1) материалы  и документы юридического и  организационно – рекомендательного  плана
2) решения  и распоряжения правительства РК и региона
3) имеющиеся  научно – исследовательские и  проектные данные, отражающие
    концепцию проекта
4) протоколы  о намерениях, определяющие позиции  и интересы сторон
5) материалы  совещаний
6) положения  конкурсных комиссий, отражающие соображения социального
    и экологического характера и  подлежащие учету при разработке  и
    реализации проекта и других
        Разработчиками бизнес – плана являются: фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости по согласованию с заказчиком привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. Руководитель предприятия, включаясь в работу по подготовки бизнес – плана лично, как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя целесообразность и обоснованность инвестиционного замысла.
      В соответствии с заключенным соглашением (договором, контролером) на составление бизнес – плана разработчик может принимать участие:
- в практической  реализации программы бизнес  – плана
- в рассмотрении его на конкурсной основе
- в подготовке  заявки
      С целью объективной оценки подготовленного бизнес – плана проводится его проверка специализированной аудиторской организацией. 

3. Структура и последовательность  разработки бизнес  – плана
     В рыночной экономике существует множество версий бизнес – планов по форме, содержанию, структуре и т.п. Наибольше различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес – планов в зависимости от назначения, по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).
       В рамках одной организации может разрабатываться и общей стратегический бизнес – план, включающей весь комплекс целей, и отдельные бизнес – планы по приведенной выше типологии.
      На предприятии разрабатываются 2 варианта бизнес – плана: официальный и рабочий бизнес – план. Бизнес – план – официальный документ, оформленный в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу. Для его написания необходимо собрать большой информационный материал по широкому кругу вопросов о рынках, состояния отрасли, новых технологиях. Значительная часть этого материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес – плана, потому целесообразно имеет 2 вида одного бизнес – плана – официальный и рабочий бизнес – план. Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес – плана.
      Несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов структура бизнес – планов, состав и содержание их основных разделов остается практически неизмененным.
      Можно предложить оптимальную, с нашей точки зрения, структуру бизнес – плана предприятия:
1. концепция  бизнеса (резюме)
2. описание  предприятия и отрасли
3. характеристика  услуг и продукции
4. исследование  и анализ рынка сбыта
5. конкуренция  и конкурентное преимущество
6. план  маркетинга
7. план  производства
8. организационный  план
9. финансовый  план
10. потенциальные  риски
Структура бизнес – плана может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса.
   
Тема 3. Организация процесса бизнес – планирования 

    Основные  стадии процесса бизнес - планирования
    Компьютерные технологии разработки бизнес-плана
 
    Основные  стадия бизнес –  планирования.
       Бизнес – планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационными анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес – планирования, осуществлением планирования (разработка бизнес - плана), продвижением бизнес – плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес – плана, контролем за его выполнением.
     Можно выделить следующие основные стадии:
    подготовленная стадия,
    стадия разработки бизнес – плана,
    стадия продвижения бизнес – плана на рынок интеллектуальной собственности,
    стадия реализации бизнес – плана.
      Подготовленная стадия включает:
- принятие  решения о разработки проекта,
- принятие  решения о разработке бизнес  – плана,
- разработка  системы финансового обеспечения  подготовки бизнес – плана  и 
  открытие  финансирования,
- создания  группы разработки бизнес – плана.
Ключевым  моментом подготовительной стадии бизнес – планирования является формирования перспективной бизнес – идеи. Убедившись в перспективности бизнес – идей, приступают непосредственно к разработке бизнес – проекта и принимают решение о подготовке бизнес – плана. Формируется группа разработчиков бизнес – плана, определяется система финансового обеспечения бизнес – плана открывается финансирование его полготовки.
     Начальном этапом стадии продвижения бизнес – плана является организация и проведение презентация бизнес – плана.
Презентация бизнес – плана – это краткое  изложение основных положении бизнес – плана на переговорах с инвесторами  и потенциальными партнерами.
Перечень  освещаемых вопросов зависит от объема бизнес – плана. Для повышения эффективности презентации копию бизнес – плана потенциальным инвесторам и партнером следует высылать заранее, чтобы они имели возможность прочесть его до начала переговоров. По результатом переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес – план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес – плана. Внешними инвесторами аудит проводится по определенной схеме. Завершается аудит бизнес – плана принятием или отключением решения об его инвестирование.
      Этап реализации бизнес – плана охватывает период от принятия решение об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство.
     Реализовать бизнес- план – значит выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес –плана в реальную производственную стадию.
Таким образом, план реализации содержит график, объединяющий в последовательную схему  действии различные стадии реализации бизнес – плана. 

2. Компьютерные технологии разработки бизнес – плана
      В процессе составления бизнес – плана достаточно широко применяется экономика – математические методы. Планирование всегда связано с будущим, а модель является представлением ожидаемой реальности. Таким образом, представление возможных будущих стратегии может рассматриваться как моделирование будущего. Развитие моделирование в финансов идет по пути создания моделей, способных все более адекватно описывать реальность. Бурное развитие информационных технологий и вычислительной техники представляют специалистам широкие возможности в создании все более эффективных финансовых моделей.
      Работы по бизнес – планированию – это очень трудоемкий и достаточный длительный процесс. Повысить качество бизнес – планов и снизить трудоемкость их разработки призваны компьютерные программные продукты подготовки бизнес – планов.
     В настоящее время существует широкий спектр специализированных  программных продуктов подготовки бизнес – планов. Среди них наиболее известные западные пакеты: COMFAD и PRORSPIN, созданные ЮНИДО (организация объединенных наций по промышленному развитья). Они являются лицензированными и международнопризнанными программными продуктами. Однако эти пакеты не учитывают – особенности налогового законодательства, высокого уровня инфляции, задержек платежей и другие, что затрудняет их практическое использование.
В практике бизнес – планирования могут быть также широко использованы ресурсы и средства Интернета 
 

Тема 4. Методика подготовки бизнес – плана 

    Концепция бизнеса (резюме)
    Структура и содержание раздел
 
1. Концепция бизнес (резюме).
      Титульный лист бизнес – плана должен быть лаконичным и привлекательным, не содержать излишних подробностей. На нем указывается название фирмы, ее месторасположение, название бизнес – плана и дата составления. Целесообразно также указать данные адресата, которому он направляется. На титульном листе помещается меморандум о конфиденциальности. В аннотации дается краткое описание цели и основных положений бизнес – плана (0,5-2 страницы). Аннотация предназначена для высшего руководства, письменных обращений, рекламных объявлений. В оглавлении дается перечень того, что будет включено в бизнес – план, позволяющий быстро найти необходимую информацию. Содержание должно быть четко оцифровано. Во введение указывается задача составления бизнес – плана в круг лиц, которым он адресован.
      Концепция бизнеса (резюме) – это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставят перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющее. Она является предельно сокращенной версией самого бизнес – плана.
      Порядок изложения концепции достаточно свободен. Основное требование – простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Необходимо добиться запоминаемого резюме: в нем можно поместить рисунок или фотографию изделия. Объем не должен превышать 3-4 страниц. Дата создания и расширения, организационно – правовая форма, структура капитала, основной банк, в котором открыты счета фирмы, специализация и предыстория развития предприятия, имидж фирмы, основные потребители. Ресурсы предприятия, его текущее финансовое состояние. Описание ситуации на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству.
      Для потенциального инвестора или кредитора, возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей, руководства предприятия или самого предпринимателя, оказание государственной поддержки или поддержки органов местного самоуправления.  

2. Структура и содержание раздела
       В содержании раздела «Описание предприятия и отрасли» следует дать общее описание фирмы. В описание входят все характеристики, которые прямо или косвенно связанны с предстоящим или существующим бизнесом.
Основные  сведения о предприятия включают:
- полное  и сокращенное наименования предприятия,  дата, место регистрации,
  номер  регистрационного удостоверения,  юридический и почтовый адреса 
  предприятия,  банковские реквизиты.
- организационно  – правовая форма,
- размер  уставного капитала, виды, количество, номинальная стоимость
  выпущенных  акций,
- учредители  предприятия с указанием их  доли в уставном капитале,
- принадлежность  предприятия к различного рода  объединениям, членство на 
  биржах,
- наличие  филиалов, представительств,
- юридические  лица, в которых предприятия владеет  более 5 % собственности,
      В бизнес – плане указывается тип предлагаемого бизнеса (производство, обслуживание, розничные продажи, распределения). Представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе.
      Особое место в бизнес – плане отводиться характеристике отрасли. При этом указывается специфики отрасли, современное состояние и перспективы его развитие, технологическая изменчивость, капиталоемкость, ресурсы емкости, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка, приводятся любые отраслевые тенденции.
      При описании в бизнес – плане факторов влияющих на деятельность предприятия, речь идет о факторах и условиях, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность:
- экономические  (цикл деловой активности, инфляция, уровень безработицы,
  покупательская  способность населения, величина  процентной ставки за
  кредит),
- политические (нестабильность в регионах, где  находятся источники сырья или
  рынки  сбыта, законодательная нестабильность),
- демографические  (рождаемость, старение населения,  миграция, беженцы),
- природные  (дефицит некоторых видов сырья),
- научно-технические,
- культурные  и мировоззренческие. 

Тема  5. Описание предприятия  и отрасли
      Формирование стратегии развития предприятия
      Формулировка целей бизнеса
 
1. Формирование стратегии развития предприятия
     Процесс формирования стратегии включает три этапа:
    формирование общей стратегии предприятия (портфельной)
    формирование деловой (конкурентной) стратегии
    определение функциональных стратегии
       Общая (портфельная) стратегия фирмы формирует определенный состав и структуру инвестиционного портфеля организации. Выбор общей стратегии фирмы в бизнес – плане осуществляется с помощью инструментария и моделей стратегического анализа.
  Доходы  от продажи товара (услуги), а также  особенности процесса его реализации  на рынке во многом определяется тем, на какой стадии жизненного цикла находится данный товар (услуга).
     Общая стратегия фирмы определяется на основе анализа сочетания стратегии СЕБ (стратегическими единицами бизнеса). Критерии выбора – наиболее рентабельные условия роста предприятия.
     Важной темой современного казахстанского хозяйствование является разработка стратегии выживания. Стратегия выживания отечественных предприятии – это попытка приспособления к формирующемуся рынку и отказ от прежних методов хозяйствования. Стратегия выживания включает в себя: общий (организационной), рыночный, финансовый, производственный, кадровые компоненты.
     Финансовая стратегия. Жесткие финансовые ограничения становятся определяющими при принятии основных финансовых решений.
     Производственная стратегия  нацелена в первую очередь на поддержание технического уровня производства.
     Кадровая стратегия предполагает сохранение ядра трудового коллектива. 

2. Формулировка целей бизнеса
      В бизнес – плане желательно сформулировать миссию предприятия. Определение миссии позволяет убедить партнеров, клиентов, инвесторов в необходимости и социальной значимости предприятия и его бизнеса, а также возможности его успешного развития.
      Миссия – это руководящая философия бизнеса, придающая фирме смысл ее существование, т. е это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.
     Цели – это параметры деятельности фирмы, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которых направлена ее хозяйственная деятельность.
     Выделяют 8 ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели:
    положение на рынке,
    инновации,
    производительности,
    ресурсы,
    доходность (прибыльность),
    управленческие аспекты,
    персонал: включение трудовых функций и отношение к работе,
    социальная ответственность.
     Основные цели предприятия, подцели, показатели, иерархия целей.
    Завоевание рынка – доля рынка, оборот, роль и значимость товара, охват
    новых рынков.
    Рентабельность – прибыль, рентабельность оборота, рентабельность общего капитала.
    Финансовая устойчивость – кредитоспособность, ликвидность, уровень
    самофинансирования, структура капитала.
    Социальные цели – удовлетворенность работой, уровень дохода и
    социальной  защиты, социальная интеграция, развитие личности.
    Престиж позиция на рынке – независимость, имидж отношение к
    политическому климату, общественное признание.   

Тема 6. Виды товаров (услуг) и рынки сбыта товаров. 

      Характеристика  услуг и продукции
      Направления комплексного исследования рынка
      Методология исследования
 
1. Характеристика услуг  и продукции
      В разделе бизнес – план «Характеристика услуг и продукции» представляется описание продукции (услуг) предприятия с позиции потребителя, производится их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведении:
1) Потребности,  удовлетворяемые товаром. Основное  назначение товара – удовлетворение  потребности клиента фирмы. 
2) Показатели  качества: долговечность, надежность, простота и безопасность эксплуатации  и ремонта, прочие достоинства.
3) Экономические  показатели. Приводятся цена потребление,  т.е затраты на приобретение  и эксплуатацию товара, стоимость,  прибыль.
4) Внешние  оформления. Соответствие современному  дизайну, форма изделия его  функциям. Необходимо дать четкое  представление о товарном виде изделия.
5) Сравнение  с другими аналогичными товарами. Четко формируется отличие нового  или существующего товара от  товара конкурентов. Необходимо  указать, чем предполагается привлечь  покупателя.
6) Патентная  защищенность. Разработчики бизнес – плана должны позаботиться о защите авторских прав, торговых знаков, секретов производства. Все новые изделия, идеи, технологии должны  быть запатентованы или защищены торговыми знаками в бизнес – плане.
7) Показатели  экспорта и его возможности. Если продукция поставляется на внешний рынок, следует привести основные показатели, характеризующие экспорт: страна, объем продаж, валютная выручка.
8) Основные  направления совершенствование  продукции приводятся основные  цели, направление и возможности  модернизации продукции целью большего удовлетворения запасов потребителей.
9) Возможные  ключевые факторы успеха, например, новый для рынка продукт (услуга), выигрыш во времени с появление  продукта (услуги) на рынке и т.д. 

2. Направления комплексного  исследования рынка
       В бизнес – плане должны найти отражение следующие направления комплексного исследования рынка:   
    определение типа рынка,
    определение рыночной структуры,
    оценка конъюнктуры рынка,
    отбор целевых сегментов,
    позиционирование рынка,
    прогноз объема продаж.
1) При  исследовании рынка необходимо, в первую очередь, определить  тип рынка по каждому товару  или услуге. При определение типа  рынка следует дать его характеристику, т.е. указать стадию развития  рынка (тенденцию роста или  спада), исторические и экономические причины существование рынка, территориальные размещения рынка, ограничения рынка (экономические, правовые и другие) и т.д.
2) При  анализе рынка сбыта изучается  его структура, т.е. проводится  операция сегментирования рынка  – разделение общей совокупности потребителей на определенные группы (сегменты), для которых характерны общие потребности, требование к товару и мотивы его приобретения. Успех предприятия в конкурентной борьбе за рынок зависит насколько обосновано выбран сегмент рынка.
3) Цель  любого рыночного исследования  состоит в оценке существующей  на рынке конъюнктуры и в  разработке прогноза развития  рынка.
4) На  основе данных оценки конъюнктуры  рынка осуществляется отбор наиболее  выгодных для предприятия сегментов. 
5) В  бизнес – плане описываются действие по выведению товара на рынок и обеспечению ему конкурентоспособного положения в сегменте, т.е. по осуществлению позиционирования рынка.  
6) Основываясь  на оценке преимуществ производимых  предприятием товаров (услуг), определяются возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении.  

3. Методология исследования  рынка
      Исследование рынка – это систематический и методологический, текущий или случайный поиск рынка или эффективного поведения на нем. В зависимости от целей бизнес – планирования исследование может быть количественным или качественным.
     Цель количественного исследование состоит в том, чтобы установить численные значения оценки рынка, его основных характеристик.
      Цель качественного исследования рынка заключается в выявлении определенных мотивов для определенного поведения на рынке.
Процесс исследования рынка начинается с  определения его типа по каждому  товару или услуге. При этом в  процессе бизнес – планирования можно  опираться на следующие подходы  к классификации рынков:
1) по  сфере общественного производства;
2) по  характеру конечного использования;
3) по  сроку использования;
4) по  территориальному охвату;
5) по  соотношению продавцов и покупателей;
6)по  объему реализации.
Далее определяем сегментацию рынка.
     Сегментация рынка представляет собой процесс разделения, расчленения рынка на гомогенные (однородные) группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться определенные товары и комплексы маркетинга.
      Отбор целевых рынков осуществляют посредством учета критериев сегментации. Критерии сегментации – это показатель того, насколько верно фирма выбрала тот или иной целевой рынок для деятельности. 

 
Тема 7. Конкуренция на рынках сбыта 

      Анализ  сильных и слабых сторон конкурентов  и предприятия
      Оценка конкурентоспособности продукции и услуг
      Оценка конкурентоспособности предприятия
      Конкурентное преимущество предприятия
 
1. Анализ сильных  и слабых сторон  конкурентов предприятия  и конкурентов
       Анализ сильных и слабых сторон предприятия и основных конкурентов выполняется на основе данных анализа, полученные при подготовке раздела бизнес плана «Описание предприятия и отрасли». Анализ преимуществ и слабых сторон рассматривается с позиции конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции.
        При проведении сравнительного анализа сильных и слабых сторон необходимо уделять внимание тем характеристикам, показателям, которые наиболее значимы с точки зрения покупателей, то есть отражает уровень конкурентоспособности продукции предприятия.
        Основные критерии, которые должны учитываться и по которым может осуществляться оценка слабых и сильных сторон следующие:
    Монополия на определенную технологию производства товара или оказание услуг.
    Высокий уровень качества.
    Более низкие цены.
    Возможность сервисного обслуживания до и после продажи товара.  
    Гибкость при выполнение специальных пожелании клиентов.
    Широта продуктовой линии.
    Скорость поставки товара, выполнение заказа.
    Надежность поставки товара установленного объема и в необходимые сроки.
    Квалификация сотрудников, работающих по прямым контактом с
    покупателями.
    Возможность установления устойчивых связей с постоянными клиентами.
        Наряду с приведенными критериями в каждом предприятий должно самостоятельно разрабатывать анкету в которой необходимо отражать критерии, наиболее важные с точки зрения покупателей, формирующих спрос на товар предприятия. Каждый критерии должен получить оценку от (наиболее слабые позиции по данному направлению) до 5 баллов (доминирующие позиции на рынке) как для рассматриваемого предприятия, так и для основных конкурентов.  

2.  Оценка конкурентоспособности  продукции и услуг
       Под конкурентоспособностью понимается совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которое отражает его отличие от товара – образца и обеспечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени.
      Количественная оценка конкурентоспособности товара предприятия включает в себе следующие этапы:
    Выбор наиболее конкурентоспособного товара на рынке в качестве образца
для сравнения  и определения конкурентоспособности  товара предприятия.
    Определение набора сравниваемых параметров обоих товаров.
    Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара
предприятия.
      Для оценки уровня нормативных параметров используется специальный показатель, который имеет только два значения 1 или 0. Если изделия соответствует обязательным нормам и стандартам, то этот показатель равен 1, если нет то 0.
      Общий показатель по нормативным параметрам (Iнп) рассчитывается как произведение частных показателей по данному параметру.
      Потребительские параметры характеризует потребительские свойства товара (технические характеристики, дизайн и т.д.). Экономические параметры – экономические свойства (составляющие цены потребления).
      Потребительским и экономическим параметрам присваиваются весовые значения, составляющие в сумме единицу по каждой группе параметров. При определение относительных весов параметров может быть использован метод экспертных оценок. 

3. Оценка конкурентоспособности  предприятия
       Конкурентоспособность товара является определяющим фактором конкурентоспособности предприятия.
      Конкурентоспособность предприятия – это реальная или потенциальная способность предприятия проектировать, изготовлять и сбывать товары в тех условиях рынка, где им приходиться работать.
Показатель  конкурентоспособности предприятия (П) может быть определен как произведение индекса конкурентоспособности товара или товарной массы (К) на индекс относительной эффективности производственной деятельности (Iэф).
П = К* Iэф.
Методы  оценки уровня конкурентоспособность  предприятия следующие:
    по сравнительным преимуществам;
    по факторам производства;
    по рыночным позициям фирмы;
    по качеству продукции;
    матричный метод.
В практике бизнес – планирования оценка уровня конкурентоспособности предприятия  производиться на основе сравнительной  характеристики деятельности предприятия и наиболее сильных конкурентов по ряду факторов. Решающую роль здесь играет выбор и оценка факторов.
      Факторами конкурентоспособности предприятия могут быть следующие:
      Объем продаж (натуральные и стоимостные показатели),
      Занимаемая доля рынка (%),
      Размещение предприятия,
      Время деятельности предприятия (лет),
      Имидж,
      Финансовое положение (рентабельность),
      Уровень цены,
      Уровень технологии,
      Уровень продукции,
      10)Расходы на рекламу,
      11)Срок исполнение услуг,
      12)Уровень сервисного обслуживания,
      13)Уровень известности продукции (услуг).
 
4. Конкурентное преимущество  предприятия
      Факторов бизнес – плана «Конкурентное преимущество предприятия» формируется конкурентная (деловая) стратегия бизнеса по каждой стратегической единице бизнеса. В соответствии со стартовыми позициями предприятия может быть использована одна из следующих конкурентных стратегии:
      1) Снижение стоимости продукции. Условия формирования базовых конкурентных стратегии:
      а) большая роль фирмы на рынке и широкий доступ к дешевым сырьевым ресурсам;
      б) ценовая эластичность и однородность спроса на продукцию фирмы. Преимущественно ценовая конкуренция. Потеря потребителями своего дохода при повышение цен. Отраслевая стандартизация и отсутствие эффективной дифференциации.
      2) Дифференциация продукции (продуктовая, ценовая, сервисная, кадровая, имиджевая). Условия формирования:
    Наличие широкой возможности выделение товаров на рынке и оценка продукции потребителями;
    Разнообразная структура спроса на выпускаемую продукцию. Неценовая конкуренция.
    Незначительная доля затрат потребителей на приобретение продукции в структуре их бюджета. Неразвитость стратегии дифференциации продукции в отрасли.
      3) Сегментирование рынка – различие потребителей по потребностям и целевому использованию товара. Отсутствие специализации конкурентов на конкретных сегментах рынка. Ограниченность резервов фирмы для обслуживания всего рынка.
      4) Ориентация на потребность рынка – наличие дефицита. Неэластичность спроса на продукцию. Количество конкурентов невелико. Нестабильность рынка.
      5)Внедрение новшеств – отсутствие аналогов продукции. Наличие потенциального спроса на предлагаемые новшества. Готовность крупных предприятий оказать поддержку внедрению новшеств.  

Тема 8. План маркетинга 

    Структура и содержание раздела
    Основные элементы плана маркетинга
 
1. Структура и содержание  раздела
      Маркетинг представляет собой процесс согласования возможности компании и запросов потребителей, результатом которого является представление потребителям благ, максимально удовлетворяющих их потребности, и получение компанией прибыли.
      План маркетинга включает в себе большое число вопросов, требующих детальной проработки при подготовке бизнес – плана. В данном разделе целесообразно изложить основные наиболее интересные моменты планируемой маркетинговой деятельности фирмы, исходя из целей бизнес – плана.
Структура раздела может быть следующей:
      1) Стратегия маркетинга. На основе результатов стратегического планирования деятельности предприятия, изложенный в предыдущих разделах, в данном разделе необходимо детализировать стратегии маркетинга. Начинать следует с формирования общих стратегии маркетинга.
      2) Товарная политика. В бизнес – плане отражаются следующие основные направления товарной политики предприятия:
- ассортиментная  политика;
- создание  новой продукции;
- стратегия предприятия в области качества продукции;
- определение  дизайновой стратегии;
- рыночная  атрибутика товара;
- стратегия  организации сервисного обслуживания.
      3) Ценовая политика – искусство управления ценами и ценообразованием, искусство устанавливать на товары такие цены и так варьировать их  в зависимости от положения товара и фирмы на рынке, чтобы поставленные стратегические и оперативные цели были достигнуты. Ценовая политика реализуется через ценовые стратегии. Процесс разработки в бизнес – плане ценовой политики предприятия представлены на рис 1.
       4) Сбытовая политика. Дается характеристика каналов распространение товара; обосновывается необходимость участия посредников и порядок их выбора, описываются используемые формы заинтересованности посредников. 

2. Основные элементы  плана маркетинга
      Необходимо изложить используемую предприятием систему товародвижения разрабатывается комплекс целей товародвижения; описывается порядок обработки заказов, прорабатывается схема транспортировки товара, приводится смета затрат на реализацию продукции.
      Канал сбыта – это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или полагают передать другому субъекту право собственности на конкретные товары или услуги на их пути от производителя к потребителю.
     Каналы сбыта имеют определенную протяженность и ширину.
     Протяженность канала сбыта – это число участников сбыта или посредников во всей сбытовой цыпочке.
     Выделяют каналы:
    нулевого уровня – производитель >потребитель;
    одноуровневый>производитель>розничный торговец>потребитель;
    двухуровневый>производитель>оптовый торговец>розничный торговец>потребитель;
    трехуровневый>производитель>оптовый торговец>мелкий оптовый торговец>розничный торговец>потребитель.
      Коммуникативная политика – это перспективный курс действий предприятия, направленный на планирование и осуществления взаимодействия фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы на основе обоснованной стратегии использования комплекса коммуникативных средств, обеспечивающих стабильное и эффективное формирование спроса и продвижения предложения товаров и услуг на рынке с целью удовлетворение потребностей покупателей и получение прибыли.
      Для расчета бюджета маркетинга в рамках каждой методики применяются следующие методы:
    аметод финансирования «от возможности» - применяются фирмами, ориентированными на право, а не на маркетинг и потребителя. Этот метод базируется на принципе «сколько вы можете выделить».
    метод фиксированного процента – средства на маркетинг выделяется в определенной доле от фактического, прошлого или планового объема сбыта.
    метод «ориентации на конкурента» - устанавливает уровень затрат на маркетинг у близкого по ресурсам и рыночной нише конкурента.   
 
Тема 8. План производства 

      Структура и содержание раздела
      Основные производственные показатели
 
1. Структура и содержание  раздела
       Раздел бизнес – плана «План производства» должен показать, что предприятие в состояние производить необходимое количество продукции в нужные сроки и требуемым качеством.
Структура раздела имеет следующий вид:
      технология производства;
      производственное копирование;
      контроль производственного процесса;
      система охраны окружающей среды;
      производственная программа;
      производственные мощности и их развития;
      потребность в долгосрочных активах;
      потребность в оборотных средствах;
      прогноз затрат.
       1)  В технологии производства приводится:
1. Описание  производственного процесса.
2. Указывается  тип производства.
3. Методы  его организации, 
4. Структура  производственного цикла, направление его деятельности. Приводится схема технологического процесса, схема грузопотока; Производится оценка существующей технологии по направлениям. Отмечают основные направления совершенствования и развитие технологии, предусмотренные бизнес-планом.
    Дается обоснование решение о кооперировании, а также выбора конкретных партнеров с точки зрения минимума затрат на производство, транспортировку, входного контроля, поставляемых субподрядчиком узлов и полуфабрикатов.
     Здесь рассматривается действующая на предприятии система управление качеством продукции(услуг).Описываются последовательность, методы и средства контроля качества продукции.. 

2. Основные производственные  показатели 
      Основные производственные показатели:
      1. Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, участков, агрегатов. Производственная мощность измеряется в течение года, поэтому различают входную, выходную и среднегодовую мощность. При расчете производственной мощности предприятия учитываются все оборудование, закрепленное за основными производственными ценами, за исключением резервного, опытных участков и специальных участков для обучения рабочих.
      Для расчета производственной мощности необходимо иметь следующие исходные данные:
1) плановый  фонд рабочего времени одного  станка
2) количество  машин
3) производительность  оборудования 
4) трудоемкость  производственной программы
5) достигнутый  % выполнение норм выработки
    Различают календарный (Фк), режимный (Фр) и плановый (Фп) фонды времени.
      2. Рассмотрим последовательность определения потребности в оборотных средствах.
     1. Норматив оборотных средств в денежном выражении определяют по формуле:
Нж = М * Р
М –  норма запаса в днях; Р – однодневный  расход материалов.
     2. Норматив оборотных средств по независимому производству, определяется стоимостью начатых, но незаконченных производственной изделий, находящихся на различных стадиях производственного процесса по формуле:
Нм = Р * Т * К
Р –  однодневные затраты на производство продукции; тенге
Т –  длительность производственного цикла, дней
К –  коэффициент нарастания затрат
Коэффициент нарастания затрат определяют по формуле:
        А + (0,5 * Б)
К = 
             А + Б
А –  затраты, производимые одновременно в начале производственного цикла, тенге
Б –  остальные затраты, входящие в стоимость  продукции, тенге
     3. Нормативов оборотных средств на готовую продукцию Нг определяют:
Нг = Р * Д
Р –  однодневный выпуск товарной продукции  по стоимости 
Д –  норма запаса в днях, складывающиеся из времени комплектования и накопление продукции до необходимых размеров, времени ее хранения на складе.
     4. Нормативов по расходам будущих периодов 

Нб = Ро + Рп – Рс
Ро – сумма расходов будущего периода на начало планируемого периода, тенге
Р п – расходы, производимые в плановым периоде по смете, тенге
Р с – расходы, включенные в стоимость продукции планируемого периода, тенге 

Тема 9 Организационный  план 

    Организационная структура предприятий
    Персонал предприятия
    Производительность труда
    Оплата и стимулирование труда
 
1. Организационная  структура предприятий
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.