На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Арабо-израильский конфликт: Истоки и способы урегулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Южно-Уральский  государственный университет»»
Факультет «Исторический»
Кафедра «Политология» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Арабо-израильский конфликт: Истоки и способы урегулирования»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил:
студент группы ИЗ-327
Моругов А. В.                                                                                      
Проверил:
доц. Батурин Л. М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск 2011
 

Содержание

 
Введение……………………………………………………………………………..………………….…..3 

Глава 1. Причины возникновения Арабо-израильского конфликта.
1.1. Истоки Палестинского вопроса, хронология событий……………………………..……...…....5
1.2. Значение для современной международной политики…..……………………..……….……..8 

Глава 2. Способы урегулирования.
2.1. Влияние международного сообщества на урегулирование Палестинского вопроса.......10
2.2. Мирные переговоры Израиля и Палестинской автономии………………...…..…………….19 

Заключение….…………………………………………………………………………………………….22 

Источники…………………………………………..…………………………….………………………..23
      

Введение

 
    Государство Израиль появилось на политической карте мира в мае 1948 г., однако подготовительная работа по созданию еврейской государственности  велась задолго до этого. На протяжении долгих столетий для евреев, рассеянных по разным странам мира, было свойственно  стремление к возврату в «землю обетованную», где когда-то было их государство. Это  движение носило религиозно-политический характер. В конце XIX - начале XX в. в  соответствии с программой первого  конгресса Всемирной сионистской  организации (ВСО), созванного в 1897 г. в  Палестине, создавались первые поселения  евреев. Сионизм (возвращение в Сион), древнее движение «за возрождение  еврейского народа на своей исторической родине», в это время приобрел характер политически организованного  движения. Тогда же в Палестине  появились первые сионистские политические партии, которые послужили основой  для формирования будущей многопартийной системы Израиля.
    В 1920 г. было установлено британское колониальное управление в Палестине, которое  открыло широкие возможности  для сионистского проникновения  в страну и развития социально-экономической  структуры будущего государства. К  концу Второй мировой войны более 80% всей палестинской промышленности составлял  еврейский сектор. Однако стремление еврейской общины к национальному  и государственному суверенитету натолкнулось на упорное сопротивление палестинских арабов. Арабы во главе с их религиозными лидерами категорически отказались обсуждать саму возможность раздела  Палестины. Уже 30-е гг. были отмечены ожесточенными политическими конфронтациями и вооруженными конфликтами между  еврейскими и арабскими общинами. В послевоенное время, особенно в 1947 г., они переросли в настоящую  войну, охватившую большую часть  страны. В такой обстановке британское правительство вынуждено было передать вопрос о будущем статусе Палестины  на рассмотрение ООН.
    29 ноября 1947 г. Генеральная ассамблея  ООН большинством голосов (при  редчайшем обоюдном согласии  СССР и США) проголосовала за  отмену английского мандатного  режима в Палестине в мае  1948 г. и создании на ее территории  двух независимых государств  – арабского и еврейского. Тогда  же был создан представительный  орган еврейского населения –  Народный совет. Ровно в час  истечения британского управления  в Палестине в ночь с 14 на 15 мая 1948 г. Народный совет провел  свое заседание, на котором  один из ведущих политических  лидеров Д. Бен-Гурион зачитал  Декларацию независимости, провозглашавшую  создание государства Израиль.
    Сразу после провозглашения государства  Израиль армии 7 соседних арабских стран  вторглись на его территорию. Началась первая арабо-израильская война. В  ней Израилю, опирающемуся на помощь США, удалось не только отразить наступление  арабских сил, но и присоединить к  своей территории 6,7 тыс. кв. км, отведенных ООН под арабское государство, а  также Западную часть Иерусалима. Восточную часть города и западный берег реки Иордан заняла Иордания, Египет – сектор Газа. Около 900 тыс. палестинских арабов вынуждены были покинуть районы своего проживания, захваченные  израильтянами, и перейти на положение  беженцев в соседних арабских странах. Так вместе с рождением государства  Израиль возникла одна из самых болезненных  проблем современности – палестинская проблема.
    Данная  работа не будет рассматривать политические, экономические и другие интересы мирового сообщества в районе ближнего востока. Мы хотим только увидеть  как длительный политический конфликт, выражающийся в затяжных войнах и  вооруженных столкновениях, в конце концов, приходит к пути мирного урегулирования. И, хотя, сегодня он не закончен, а военные действия на отдельных территориях периодически вспыхивают, попытки договориться миром приносят куда большие результаты. Особенно, если учесть, что жизнь человека бесценна, и, уж тем более, выше любых политических или экономических необходимостей.
    Здесь будет изучена история конфликта, для понимания его причин и последствий, для осмысления роли лидеров участвующих в нем, а так же роли участия мирового сообщества в локальной войне.
    Подробно  мы остановимся на рассмотрении событий последних двадцати лет. Это период с 1991 по 2011 г. г., ознаменован началом нового периода – периода мирных переговоров и решения вопроса путем конструктивного диалога. Конечно, достигнуть абсолютного мира на ближнем востоке не удается до сегодняшнего дня, но сам факт наличия белого флага в руках с обеих сторон, говорит о желании лидеров спасти бесценные жизни своего народа.
    В этой работе будут описаны механизмы  попыток международного сообщества во главе с Организацией Объединенных Наций (ООН) по примирению двух враждующих народов, рассмотрены попытки других государств, почитающих права человека и заботящихся о жизнях других людей во всем мире усадить непримиримых лидеров за общий стол переговоров.
 

    

Глава 1. Причины возникновения Арабо-израильского конфликта.

1.1. Истоки Палестинского вопроса, хронология событий.

 
    1917 – 1947 годы. 

    Вопрос  о Палестине стал международной  проблемой к концу первой мировой  войны в результате распада турецкой Оттоманской империи.  Палестина была одной из ee прежних арабских территорий, которые были переданы под управление Великобритании в рамках установленной Лигой Наций системой мандатов, принятой в соответствии с Пактом Лиги (Статья 22).
    Все подмандатные территории, кроме одной, стали, как и предполагалось, полностью  независимыми государствами. Исключением  стала Палестина, где мандат, помимо «предоставления помощи и оказания советов» преследовал в качестве важнейшей цели, осуществление опубликованной правительством Великобритании в 1917 году Декларации Бальфура, где выражалась поддержка «создания в Палестине  национального очага для еврейского народа».
    В течение срока действия мандата  на Палестину, с 1922 по 1947 год, происходила  интенсивная иммиграция евреев, главным  образом из Восточной Европы, причем в 30-е годы в результате печально известного преследования еврейского населения нацистами, приток иммигрантов  резко возрос. Требования палестинцев  в отношении предоставления независимости  и их сопротивление еврейской  иммиграции послужили причиной мятежа в 1937 году, за которым последовала  волна непрерывного террора и  насилия с обеих сторон, продолжавшаяся в ходе второй мировой войны и  сразу после ее окончания. Великобритания пыталась использовать различные формы предоставления независимости территории, где царило насилие, и в 1947 году она передала решение этой проблемы на рассмотрение Организации Объединенных Наций.  

    1947 – 1977 годы. 

    После изучения различных альтернатив, ООН  предложила разделить Палестину  на два независимых государства: одно – палестинское арабское и другое – еврейское, с приданием Иерусалиму международного статуса  (резолюция 181 (II) от 29 ноября 1947 года). Одно из двух государств, предусмотренных планом раздела, объявило о своей независимости как Израиль и в результате экспансионистских действий  в войне 1948 года оккупировало 77 процентов территории Палестины. Израиль также оккупировал большую часть Иерусалима. Более половины коренных палестинцев бежали или были изгнаны. Иордания и Египет оккупировали другие части территории, предназначенной, в соответствии с резолюцией о разделе, для так и не созданного палестинского арабского государства.
    После окончания первого арабо-израильского конфликта произошло оформление основ государственности Израиля. Почти все чины временного правительства, выдвинутые ранее Народным собранием, получили министерские портфели в первом правительстве Израиля. Народное собрание перешло на положение израильского парламента – кнессета. Таким образом, налицо очевидная преемственность законодательных и исполнительных органов бывшей общины и нового государства.
    Израиль – парламентская республика. Во главе государства стоит президент. Высший законодательный орган страны – кнессет, высший исполнительный орган  – правительство во главе с  премьер-министром, чья роль в государственной  жизни особенно велика. Правительство  подчиняется кнессету, а судебная власть независима. Главной особенностью государства Израиль является то, что страна с момента своего провозглашения и по сей день не имеет конституции. Ее заменяет ряд законодательных  актов, принятых в разное время.
    Годы  становления государства Израиль  ознаменовались целой серией крупномасштабных войн с соседними арабскими странами. Постоянные срывы непрочного перемирия 1949 г., соглашения о прекращении огня еще в самом начале 50-х гг. были чреваты опасностью новых конфронтации с арабским окружением, прежде всего с Египтом. Пришедшее к власти в этой стране национально-патриотическое руководство во главе с Г.А. Насером (июль 1952 г.) закрыло в сентябре 1956 г. проход по Суэцкому каналу для израильских судов, а также установило экономическую блокаду Тиранских проливов – единственный выход Израиля к Красному морю. Одновременно с этим усилилась напряженность на сирийско-израильской границе, а в октябре 1956 г. Насер объявил о создании общего командования с Сирией и Иорданией.
    Обеспокоенность израильского правительства совпала  в то время с опасениями Англии и Франции за свои интересы в зоне Суэцкого канала, который был национализирован египтянами в июле 1956 г.
    В конце октября 1956 г. объединенный контингент войск Англии, Франции и Израиля  предпринял крупную военную операцию, оккупировав почти весь Синайский  полуостров. Но в результате жесткого политического давления СССР и США  Израиль и другие две страны вынуждены  были вывести все войска с территорий, занятых во время Синайской кампании. Однако окончание военных действий и снятие Египтом блокады Тиранских  проливов вовсе не стабилизировало  обстановку на арабо-израильской границе.
    1 июня 1967 г. новым министром обороны  под нажимом армии, ставшей  мощной политической силой в  стране, был назначен известный  генерал Моше Даян. И уже через  три дня Израиль начал широкомасштабное  выступление против соседних  арабских стран. Израильская авиация  быстро завоевала полное превосходство  в воздухе, что позволило сначала  разгромить египетскую армию,  а затем нанести удары по  Иордании и Сирии. Война, длившаяся  всего шесть дней, радикально  изменила ситуацию на Ближнем  Востоке. Израиль за счет оккупации  расширил свою территорию в  4 раза, аннексировав Синайский полуостров, Газу, Голанские высоты, Западный  берег Иордана, а также поставил  под свой контроль Иерусалим,  позже провозглашенный израильскими  политиками «вечной и неделимой  столицей Израиля».
    В результате войны 1967 года Израиль оккупировал  оставшуюся территорию Палестины, находившуюся в то время под контролем Иордании и Египта (Западный берег и сектор Газа). Впоследствии Израиль аннексировал и оставшуюся часть Иерусалима. Война  привела ко второму исходу палестинцев, который коснулся около 500 000 человек. Совет Безопасности  в своей резолюции 242 (1967) от 22 ноября 1967 года призвал Израиль вывести свои войска с территорий, оккупированных в ходе конфликта 1967 года.
    Пожалуй, можно сказать, что спецификой израильской  истории является жизнь государства  и народа от войны до войны. Следующим  этапом стало вторжение в октябре 1973 г. египетской армии на территорию Синайского полуострова, а сирийской  армии – на Голанские высоты. После тяжелейших трехнедельных  боев израильской армии ценой  больших потерь удалось остановить продвижение арабских войск и  перейти в наступление. После  подписания ряда договоров в последующие  два года Израиль отошел с части  занятых им территорий.
    Война «судного дня» 1973 г., как назвали  ее в Израиле, обошлась ему в стоимость  годичного валового продукта и потерями – 10 тыс. убитыми и ранеными, что обусловило послевоенное критическое состояние экономики, дополнившееся кризисом доверия к правительству. Уже на выборах в декабре 1973 г. такие известнейшие лидеры, как Г. Меир (премьер-министр), М. Даян, Абба Эбан и др., оказались за бортом политической жизни. А на следующих, в 1977 г., крупнейшая «Партия труда» впервые за 30 лет была отстранена от власти. Политические реалии складывались так, что Израилю нужно было искать пути для начала мирного диалога хотя бы с одним из арабских участников конфликта. 
    В 1974 году Генеральная Ассамблея вновь  подтвердила неотъемлемые права  палестинского народа на самоопределение, национальную независимость и суверенитет, а также право на возвращение. В следующем году Генеральная  Ассамблея учредила Комитет по осуществлению  неотъемлемых прав палестинского народа. Генеральная Ассамблея предоставила Организации освобождения Палестины  статус наблюдателя в Ассамблее  и в других международных конференциях, проводимых под эгидой Организации  Объединенных Наций.
 

    
    1977 – 1990 годы. 

    Одним из партнеров по переговорам, которые проводились под эгидой США, стал египетский президент А. Садат. В ноябре 1977 г. он совершил визит в Иерусалим и дал согласие на подготовку договора с Израилем. Мирное соглашение между Израилем и Египтом было достигнуто на встрече лидеров трех стран (Бегин, Садат, Картер) в Кэмп-Дэвиде (США, сентябрь 1978 г.), а сам договор был подписан в Вашингтоне в марте 1979 г. В соответствии с Кэмп-Дэ-видским соглашением Израиль завершил к апрелю 1988 г. вывод своих войск с Синайского полуострова, и признанные между двумя странами границы пришли на смену линиям прекращения огня.
    Однако  положение в этом регионе продолжало ухудшаться. Самым непримиримым противником Израиля была и еще остается Организация освобождения Палестины (ООП), которая к началу 80-х гг. имела высокий международный рейтинг и стала самой влиятельной и популярной организацией среди арабского населения оккупированных территорий.
    Основная  организационная и военная структура  ООП с конца 1970 г. находилась в  Ливане. В июне 1982 года Израиль вторгся  в Ливан, заявив, что его целью  является уничтожение ООП. Но война, которую израильское правительство  планировало закончить быстро, за недели, растянулась на три года. Хотя цель вторжения была достигнута и вооруженные отряды ООП покинули Ливан, тем не менее, эта война  имела серьезные последствия  для израильского общества. Она еще  более обострила все экономические  проблемы страны, а кроме того, война  расколола израильское население  на два противоположных лагеря – сторонников и противников вооруженного вторжения в Ливан. Волна протеста против войны прокатилась по всему Израилю с 1982 по 1984 г. Попытки заключить сепаратное соглашение при посредничестве США, как ранее с Египтом, также не имели успеха. Эти обстоятельства вынудили Бегена уйти в отставку в августе 1983т. и уступить место И. Шамиру.
    В сентябре 1983 года представительная Международная  конференция по вопросу о Палестине, приняла среди прочего Женевскую  декларацию, содержащую следующие принципы: необходимость противодействовать и отвергать такую политику и  практику Израиля на оккупированных территориях, которая направлена на создание поселений, а также изменение  статуса Иерусалима; право всех государств региона на существование в безопасных и международно-признанных границах, при обеспечении справедливости и безопасности для всех людей, а  также осуществление законных и  неотъемлемых прав палестинского народа. 
    Уже в июне 1985 г. правительство приняло  решение о полном выводе войск  из Ливана. Однако развитие обстановки на других оккупированных территориях  поставило израильских политиков  перед необходимостью пересмотреть свою традиционную политику в отношении  арабского палестинского населения. Начиная с 1987 г. арабы Западного  берега Иордана и сектора Газа проводят непрекращающуюся кампанию протеста против израильского присутствия в  этих районах, они требуют полного  ухода Израиля с этих территорий, прекращения политики создания еврейских  поселений и образования независимого палестинского государства.
    В декабре 1987 года на оккупированной Израилем палестинской территории вспыхнуло  массовое восстание («интифада»). Методы, используемые израильскими силами в  ходе восстания, привели к значительным жертвам и большому числу раненых  среди гражданского палестинского  населения.  

 


Глава 1. Причины возникновения Арабо-израильского конфликта.

1.2. Значение  для современной международной  политики

 
    31 октября 2011 года Палестину приняли  в ЮНЕСКО абсолютным большинством  голосов – 107 стран "за", 14 "против", 52 воздержались. Таким  образом, ЮНЕСКО стало первым  агентством ООН, признавшим палестинскую  независимость в обход стандартных  процедур, принятых для признания  новых государств. Нетрудно понять, что эти действия роняют авторитет Совета безопасности и входящих в него стран. Но именно к этому стремятся палестинцы – добиться международного признания де-факто, на случай, если юридическая процедура провалится. На очереди – обращение в 16 агентств и дочерних структур ООН, среди которых Всемирная организация здравоохранения и Всемирная организация интеллектуальной собственности, причем целью палестинцев является именно полное членство, а не статус наблюдателей. Как заявил посол ПА в ООН Ибрагим Хариши, в этом направлении ведется "пошаговая работа". Шаг за шагом, палестинская администрация приучает международное сообщество к мысли, что она представляет полноценное государство. Таким образом, Аббас и его сторонники продолжают продвигать идею палестинской государственности в одностороннем порядке, не дожидаясь возобновления диалога с Израилем.
    Но  удивительно не то, что палестинцы предпринимают такие шаги, а то, что большинство стран готовы пойти им навстречу. Мало того, что  речь идет о "государстве-призраке", как называют его журналисты, - само понятие Палестины сегодня под  вопросом. Неизвестно, включен ли в  нее сектор Газа, находящийся под  властью ХАМАСа, который ряд стран-членов ООН относит к террористическим организациям, или же Палестиной следует  считать только территории, подконтрольные Аббасу. Но этот спорный момент не остановил  членов ЮНЕСКО, проголосовавших за принятие Палестины. Такая победа палестинской дипломатии, несомненно, повышает рейтинг  Махмуда Аббаса и возглавляемого ФАТХа, что особенно ценно для  руководства движения в преддверии выборов в автономии.
    Немедленно  после принятия в ЮНЕСКО палестинские лидеры объявили, что будут судиться с Израилем "за кражу арабских и исламских древностей и нападения  на исламские и христианские святыни". Таким образом, вступление в организацию, выполняющую сугубо культурные функции, позволяет палестинцам открыть  еще один фронт борьбы с "оккупантами".
    Очевидно, Абу Мазен либо окончательно отказался  от диалога, либо, скорее всего, уверен, что Израиль будет терпеливо  ждать их возвращения за стол переговоров, невзирая на односторонние выходки. Правда, Израиль в ответ обещает  расширить строительство в поселениях и даже прекратить перевод в ПА налогов, а лидер партии НДИ Авигдор  Либерман предлагает и вовсе прервать контакты с палестинской администрацией. Но Аббас, вероятно, считает, что всегда сможет с помощью международного сообщества надавить на Израиль, когда  он захочет с ним договариваться. Но нашему правительству пора определить для себя, где проходит "красная  черта", после которой партнер  перестает считаться таковым  и диалог невозможен.
    Между тем, Израиль, США и Канада прекратили финансирование ЮНЕСКО, что, несомненно, болезненно скажется на положении агентства. Вашингтон руководствуется законом, принятым в 90-е годы и запрещающим  финансировать структуры ООН, которые  в одностороннем порядке признают Палестину в качестве государства. Характерно, что в Конгрессе и  Белом доме существует редкий консенсус  по поводу соблюдения этого закона. Американские взносы составляют 22% от бюджета ЮНЕСКО; вместе с долей  Канады и Израиля организация  лишается почти трети своих денег  и будет вынуждена свернуть многие программы. Вашингтон уже заморозил  взнос в размере 60 миллионов долларов, который должен был выплатить  до конца ноября.
    Многие  эксперты предполагают, что столь  суровый шаг в отношении ЮНЕСКО – своего рода предупреждение другим организациям, которые тоже захотят  признать Палестину своим полноправным членом. Решение агентства вызвало  также раздражение Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна; он отметил, что из-за стремления Палестины  стать членом различных международных  организаций пострадают миллионы людей  во всем мире. Не исключено, что раздражением вызвано и недавно принятое решение четырех стран-членов Совбеза - Великобритании, Германии, Франции и Колумбии – не поддерживать Палестину на голосовании о признании независимости.
    Но  подействует ли это предупреждение на те страны мира, которые уже сегодня  готовы принять Палестину на равных в свои ряды? Тот факт, что организация, выполняющая культурные и гуманитарные задачи, вдруг вынесла решение  по сугубо политическому вопросу, говорит  о многом. Некоторые обозреватели называют этот шаг настоящим бунтом против доминирования американцев  и их союзников в структурах ООН. Не исключено, что какое-нибудь арабское государство или Россия возьмется  компенсировать денежные потери ЮНЕСКО, причем тоже не из гуманитарных, а из чисто политических соображений - в  пику Соединенным Штатам. Таким образом, палестинские лидеры искусно играют на амбициях и противоречиях участников международного сообщества.
    Но  не будет ли такая игра иметь драматические  последствия для стран мира? Уже  сейчас СМИ говорят, что голосование  в ЮНЕСКО "раскололо Европу": за принятие Палестины проголосовали  Франция, Норвегия, Люксембург, Испания  и Греция, против - Германия и Чехия, Великобритания воздержалась. Если же триумфальное шествие Палестины  по дочерним организациям ООН продолжится, а США будут отказывать им в  финансировании, если при этом американскому  примеру последуют другие страны - это может привести к краху  всей международной системы. Пострадают от этого не только культурные или  социальные организации, но и те, от которых напрямую зависит безопасность мира, например МАГАТЭ.
    Эксперты  отмечают, что участие США во многих международных структурах является основой их существования. А американские политики не исключают сегодня и  полного выхода из ООН. В этом случае дальнейшее функционирование "мирового правительства" просто потеряет смысл.
    Думают  ли об это палестинские руководители? Вряд ли. Но даже если они предвидят  такую перспективу, то она их вовсе  не пугает. Можно только догадываться, как высоко взлетит в глазах палестинской улицы, да и всего арабского мира, рейтинг деятелей, которые сумели развалить ООН.
    В сущности, Организация Объединенных наций уже давно нуждается, если не в роспуске, то, по крайней мере, в пересмотре принципов своей  деятельности. За последнее десятилетие  она не сумела предотвратить ни одного вооруженного конфликта, а ее санкции  практически не работают. С другой стороны, в ней зреют глобальные противоречия между многочисленными  арабскими странами, с одной стороны, и США и Израилем – с другой, а Китай и Россия умело используют эту борьбу в своих интересах. Наконец, в полномочиях и правах различных структур царит полная неразбериха. Неудивительно, что те из них, кто должен заниматься вопросами  культуры, на деле принимают политические решения, как это произошло в  ЮНЕСКО. Успех палестинского обращения  наглядно продемонстрировал все  недостатки нынешней системы функционирования международной политики, и доказал, что она требует глобальных перемен.
    С другой стороны, палестинская дипломатическая  осада расшатывает ООН в не самый подходящий момент. В эпоху  арабских революций, экономического кризиса  и иранской ядерной угрозы мир  нуждается в этом, пусть не самом  эффективном, но все же авторитетном органе, где можно обсуждать острые и наболевшие вопросы. Развал ООН, потеря общей платформы для поиска консенсуса, может привести к самым разрушительным последствиям для всего человечества. 

 


Глава 2. Способы  урегулирования.

2.1. Влияние международного сообщества на урегулирование Палестинского вопроса.

 
    30 октября 1991 года в Мадриде была  созвана Мирная конференция по  Ближнему Востоку. Ее целью  было достижение справедливого,  прочного и всеобъемлющего мирного  урегулирования через прямые  переговоры по двум каналам:  между Израилем и арабскими  государствами, а также между  Израилем и палестинцами. Начиная с 1992 г., во время премьерства Шамира, на Мадридской конференции по Ближнему Востоку впервые прозвучало официальное обращение Израиля к арабским лидерам, содержащее согласие израильских властей решать проблемы арабских жителей оккупированных территорий путем мирных переговоров со всеми заинтересованными сторонами. Тем более, что обстрел государства иракскими ракетами в ходе войны в заливе еще раз продемонстрировал уязвимость Израиля в арабском окружении.
    С этого момента руководство Израиля, Египта и Иордании и в немалой  степени администрация США проделали  большую работу по проведению двусторонних переговоров между ООП и Израилем. В 1993 г. в Вашингтоне был подписан огромной важности документ о взаимном признании Израиля и ООП. Последующие  переговоры позволили палестинцам  добиться от Израиля права на автономное самоуправление в Газе и Иерихоне. Неофициально уже в течение нескольких лет ведутся переговоры по устранению всех спорных вопросов между Сирией и Израилем. В настоящее время  можно надеяться, что процесс  мирных переговоров для разрешения арабо-израильских противоречий приобрел необратимый характер. И даже убийство евреем-фанатиком премьера И. Рабина и постоянные террористические акции  израильтян или некоторых палестинских экстремистских организаций не способны пока остановить дальнейшее продвижение  этого процесса.
    Организация Объединенных Наций принимала активное участие в мирном процессе как  в роли гаранта международной  законности, так и в части мобилизации  и предоставления международной  помощи. В частности, в ноябре 1998 г. при посредничестве США было подписано новое соглашение («мир в обмен на землю»), по которому Израиль обязался вывезти войска еще с 13% территории Западного берега реки Иордан (таким образом палестинская администрация стала управлять там примерно 40% территории).
    Тем не менее нежелание Нетаниягу  искать более реальные компромиссы  с палестинцами, а также распространявшиеся в стране слухи о коррупции  в высших эшелонах власти поколебали доверие к премьер-министру. Политическая команда Нетаниягу назначила  досрочные выборы парламента и премьер-министра, как бы пытаясь опередить дальнейшее падение его популярности победой  на этих выборах. Но политический маневр не помог. Партия Ликуд и вместе с  ней Нетаниягу проиграли выборы, а победившая партия Авода сформировала правительство во главе со своим  новым лидером Э. Бараком.
    Отставной генерал Э.Барак сумел победить своего противника во многом потому, что  в отличие от него готов был  продолжать диалог и идти на компромиссы  с палестинцами. Такая позиция  более соответствовала реалиям  и времени. Переговорный процесс  был продолжен, хотя в 1999 г. и 2000 т. неоднократно прерывался. Очередной компромисс между  Э.Бараком и Я.Арафатом по статусу  Иерусалима обозначился на встречах в Кэмп-Дэвиде (с участием Б.Клинтона) летом 2000 г. Окончательного решения  проблемы достичь пока не удается.
    В 2000 и 2001 годах, израильтяне и палестинцы вели переговоры по соглашению об окончательном  статусе, которое осталось нереализованным.
    В 2000 году противоречивый визит в священный  двор Харам-аш-Шариф в Иерусалиме бывшего в то время лидером  «Ликуда» Ариэля Шарона привел к вспышке  второй «интифады». Следстствием этих действий стал рост числа жертв, повторная  оккупация территорий под палестинским самоуправлением, вооруженные вторжения, внесудебные казни подозреваемых  палестинских бойцов, совершаемые самоубийцами взрывы, ракетные и минометные обстрелы, а также разрушение зданий. На Западном берегу Израиль начал строительство разделительной стены, проходящей по оккупированной палестинской территории, что в 2004 году было признано Международным Судом незаконным. В 2002 году Совет Безопасности принял резолюцию 1397, подтверждающую видение региона как места, где два государства, Израиль и Палестина, живут бок о бок в пределах безопасных и признанных границ. В 2003 году ближневосточная «четверка» (США, ЕС, Россия, и ООН), одобрили детальную «дорожную карту», направленную на реализацию идеи о двух государствах, закрепленную в резолюции 1515 Совета Безопасности. В 2005 году Израиль, в рамках своего «Плана размежевания», вывел своих поселенцев и войска из сектора Газа, сохранив при этом эффективный контроль над его границами, побережьем, и воздушным пространством.
    В марте 2005 в Лондоне, одновременно с международной встречей «в поддержку создания институтов государственного управления в Палестине», снова прошла встреча руководителей «четверки». В своем заявлении «четверка» одобрила объявленный вывод израильских войск из сектора Газа и регионов Западного берега, но подчеркнула, что такие действия должны быть «полными и завершенными», и их необходимо предпринимать в соответствии с «дорожной картой». Она предупредила, что «существование государства, состоящего из разрозненных территорий, невозможно». После встречи в Лондоне состоялся визит Генерального секретаря в данный регион с целью дальнейших переговоров с израильским и палестинским лидерами. Израиль вывел свои войска из городов Иерихон и Тулькарм на Западном берегу.
    В апреле «четверка» назначила бывшего  президента Всемирного банка Джеймса  Вольфенсона своим «специальным послом по вопросам выхода из конфликта  в секторе Газа», при этом частью его миссии было содействие передаче палестинским властям народнохозяйственных объектов, включая такие объекты  инфраструктуры, как сельскохозяйственные теплицы в эвакуированных населенных пунктах сектора Газа. В мае  Израиль освободил 400 палестинских заключенных. В июне, после встречи  премьер-министра Шарона и президента Аббаса, состоявшейся в Иерусалиме, в Лондоне прошла еще одна встреча  «четверки», которая призвала обе  стороны «избежать и предотвратить  эскалацию насилия».
    В ответ на победу ХАМАС на выборах  Израиль прекратил перевод палестинцам  доходов от сбора налогов, а основные внешние источники средств, включая  США и Евросоюз, прекратили оказание финансовой и экономической помощи Палестинской администрации. Условием возобновления оказания помощи они  ставили принятие правительством, возглавляемым  ХАМАС, принципов отказа от насилия, признание Израиля и принятие предыдущих соглашений и обязательств, включая «дорожную карту», которая  предусматривает мирное существование  двух соседствующих государств. В  июне в условиях нарастающего гуманитарного  кризиса в секторе Газа, без  согласования с палестинским правительством, «четверка» одобрила предложение Европейского союза о «Временном международном  механизме», направленное на содействие «оказанию прямой помощи палестинскому  народу, основанной на конкретных потребностях». Согласно данному механизму, созданному в целях выплаты зарплат палестинским работникам, занятым в секторе  здравоохранения, и осуществления  бесперебойных поставок топлива  и энергоресурсов и предоставления базовых пособий наименее обеспеченным слоям населения, в 2006 году ЕС для  данных целей израсходовал около 865 млн. долл. США.
    В июле был созван Совет Безопасности, однако вследствие того, что один постоянный член проголосовал против, не удалось  принять проект резолюции, призывающей  к освобождению захваченного израильского солдата и прекращению «несоразмерного  применения силы» со стороны Израиля.
    Израиль продолжал обстрел территории сектора  Газа, в течение шести дней нанося удары по городу Бейт-Ханун на севере, в результате чего погибло 50 мирных жителей, включая гибель семьи из 16 человек в ходе атаки в ноябре – случай, за который премьер-министр Израиля принес свои извинения, сославшись на «технические неполадки». 9 и 10 ноября собрался Совет Безопасности, однако на нем не удалось принять проект резолюции, осуждающей военные действия Израиля в секторе Газа. 15 ноября Совет по правам человека созвал специальную сессию и принял решение о проведении общей миссии по выяснению обстоятельств в Бейт-Хануне. На Генеральной Ассамблее 30 ноября было высказано твердое осуждение «уничтожения большого числа мирных палестинских граждан, среди которых женщины и дети», а также прозвучал запрос, обращенный к Генеральному секретарю, о проведении аналогичной миссии по выяснению обстоятельств. К концу ноября, когда в силу вступило соглашение о перемирии, были убиты 450 палестинцев и более 1500 получили ранения в ходе военных действий в течение предшествовавших этому пяти месяцев, включая внутренние вооруженные столкновения; за тот же период палестинцами были убиты 3 израильских солдата и 2 мирных жителя.
    Начало 2007 года было отмечено новыми попытками  примирения. В феврале по приглашению  короля Саудовской Аравии Абдаллы лидеры ХАМАС и ФАТХ встретились в  Мекке, в результате чего была принята  схема разделения власти в Палестинской администрации, а в марте было сформировано правительство национального  единства Палестины, в состав которого входили министры как со стороны  ХАМАС, так и со стороны ФАТХ, а  также присутствовали независимые  члены. В своей программе новое  правительство заявило, что оно  «чтит решения международного правопорядка и соглашения, подписанные Организацией освобождения Палестины», однако, по мнению западных доноров, данной формулировке все еще недоставало полного  признания Израиля и принятия обязательств по недопущению насилия  и по принятию мирного процесса. Ограничительные меры доноров в  отношении финансирования Палестинской администрации оставались в силе, и представители основных западных доноров заявили, что они продолжат  воздерживаться от контактов с представителями  ХАМАС в составе правительства  Палестины.
    В марте в ходе саммита Лиги арабских государств, который состоялся в  Эр-Рияде, было решено вновь утвердить  план Саудовской Аравии, принятый на встрече  арабских государств на высшем уровне в Бейруте в 2002 году, согласно которому предлагалось признать Израиль в  обмен на вывод израильских войск  с оккупированной палестинской территории и нормализацию отношений. В этом же месяце состоялся первый официальный  визит Генерального секретаря Пан  Ги Муна в данный регион, в ходе которого он встретился в Иерусалиме с руководящими лицами Израиля и с палестинскими  лидерами на Западном берегу.
    На  встречах в марте и затем в  мае 2007 в Берлине руководители «четверки» приветствовали Арабскую мирную инициативу, а также новые попытки по возобновлению диалога между Израилем и Палестиной. Тем не менее, в ходе возобновившихся случаев применения силы между группировками в период с середины марта до середины мая 2007 года 68 палестинцев погибло и 200 получили ранения. 24 мая заместитель Генерального секретаря ООН по политическим вопросам сообщил Совету Безопасности о том, что новые акты насилия угрожали как существованию правительства национального единства Палестины, так и перспективам какого-либо плодотворного израильско-палестинского диалога.
    В июне ХАМАС силой захватил государственную  власть де-факто в секторе Газа. В ответ на это президент Аббас  распустил правительство национального  единства Палестины и объявил  о введении чрезвычайного положения, создав чрезвычайный кабинет и назначив премьер-министром Салама Файяда. После  формирования нового палестинского  правительства Соединенные Штаты  и Европейский союз приняли решение  возобновить оказание прямой помощи Палестинской администрации. Израиль  также выступил в поддержку президента Аббаса, возобновив отчисление доходов  от сбора налогов и таможенных платежей и начав освобождение палестинских заключенных.
    В июне в целях ускорения мирного  процесса в свете новых тенденций  «четверка» назначила своим Представителем бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра и выразила поддержку  в отношении международной встречи, предложенной президентом США, цель которой заключалась в поддержке  достижения путем переговоров решения  израильско-палестинского  конфликта, основанного на сосуществовании двух государств.
    Конференция в Аннаполисе и возобновление  мирных переговоров 27 ноября. Соединенные  Штаты провели конференцию в  Аннаполисе, штат Мериленд, целью которой  была попытка возобновления мирного  процесса. В конференции приняли  участие премьер-министр Израиля  Эхуд Ольмерт и президент Палестинской администрации Махмуд Аббас, а также представители ключевых участников международных отношений и представители соседних стран, таких как Саудовская Аравия, Иордания, Египет, Ливан и Сирия.
    В ходе конференции израильский и  палестинский лидеры достигли совместной договоренности, согласившись «немедленно  начать дружественные двусторонние переговоры с целью заключения мирного  соглашения, решив все открытые вопросы, включая все без исключения ключевые проблемы в соответствии с прежними соглашениями», при этом соглашение должно быть достигнуто не позднее  конца 2008 года. С этой целью был  создан Руководящий комитет, первое заседание которого прошло 12 декабря  в Иерусалиме.
    Согласно  совместной договоренности, обе стороны  обязались немедленно начать выполнение соответствующих обязательств по «дорожной  карте», принятой «четверкой» и заключающейся  в продвижении к постоянному  урегулированию в соответствии с  принципом сосуществования двух государств на основе оценки выполнения сторонами своих обязательств. Стороны  также договорились о создании американо-палестино-израильского механизма, возглавляемого США, с целью  последовательного выполнения «дорожной  карты». Премьер-министр Ольмерт  и президент Аббас также договорились о проведении встреч каждые две недели с целью продолжения переговоров.
    Генеральный секретарь Пан Ги Мун приветствовал  Совместную договоренность и заверил  в полной поддержке со стороны  Организации Объединенных Наций  усилий в данном направлении. Он заявил: «За 60 лет Организация Объединенных Наций создала серьезную основу для мирного разрешения конфликта. Речь прежде всего идет о плане  раздела подмандатной территории, а  также о резолюциях 242, 338, 1397 и 1515 Совета Безопасности. Сегодня у ООН  почти нет приоритетов, которые  были бы важнее, чем разрешение данного  конфликта. Наши дела завтра будут важнее наших заявлений сегодня».
    Отношения между США и Израилем являются уникальными. Руководство США с  каждым новым президентом не изменяло своей приверженности еврейскому государству, всегда уделяло ему особое внимание и многократно оказывало и  продолжает оказывать ему поддержку. На самом деле, благосостояние Израиля, а зачастую даже его существование  зависит от особых отношений с  Вашингтоном.
    На  протяжении десятилетий США и  Израиль поддерживали крепкие двусторонние отношения в силу ряда причин. Традиционно  США оказывали мощную поддержку  Израилю, потому что страны являются союзниками, имеют общие стратегические интересы на Ближнем Востоке (обеспокоенность  иранской угрозой, Сирией и исламистским экстремизмом), а также одинаково  привержены демократическим ценностям. Страны имеют долгую историю развития отношений, начиная с 1948 года, когда  США признали право на существование  созданного в этом году Государства  Израиль. Американская помощь помогла  Израилю превратить свои вооруженные  силы в одну из самых технологически продвинутую армий в мире. Поскольку  Израиль сильно ограничен в территориальных, материальных и людских ресурсах, ему пришлось сделать ставку на качественное военное превосходство, и американская помощь во многом помогла постоянно  поддерживать это превосходство.
    Самым крупным компонентом ВТС США  и Израиля является военная помощь. Израиль является самым главным  получателем американской военной  помощи как в виде грантов, так  и в виде поставок военной техники  на льготных условиях. США предоставляют  помощь Израилю в различных формах: военные поставки оружия и техники, программы оказания финансовой военной  помощи, а также создание фондов по поддержке исследований и разработок.
    С 1976 года Израиль является самым крупным  получателем ежегодной американской помощи. Кроме того, по некоторым  оценкам, Израиль ежегодно получает примерно 1 млрд долл. в виде благотворительных  взносов, примерно такую же сумму  через кратко- и долгосрочные ссуды, а также 1 млрд. долл. от выпуска облигаций. Кроме того, США финансируют отдельные проекты. Например, США предоставили Израилю 625 млн долл. для создания противоракеты «Хец», 1,3 млрд долл. на создание самолета «Лави», 200 млн долл. на создание танка «Меркава» и другие военные проекты.
    В 2001 году после подписания меморандума  о взаимопонимании, объемы американской военной помощи были увеличены до 2,4 млрд долл. В августе 2007 года после подписания  следующего Меморандума о взаимопонимании администрация Дж. Буша объявила об увеличении американской военной помощи Израилю на 6 млрд долл. в течение следующего десятилетия. Подписанное соглашение предполагает ежегодное увеличение финансовой военной помощи на 150 млн долл. Таким образом, в 2009 году финансовая военная помощь составила 2,55 млрд долл. и к 2011 году достигла 3 млрд долл. Согласно десятилетнему плану, предложенному США, военная финансовая помощь Израилю с 2012 по 2018 годы будет ежегодно составлять 3,09 млрд долл.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.