На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     НИ  Мордовский Государственный Университет
       им. Н.П. Огарёва
     Архитектурно-строительный факультет
     Кафедра Экономики и Управления на предприятии (в  строительстве) 

     

     

     « Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия  » 
 
 
 
 
 
 

     Саранск 2011
План
     1.Введение
     2. Инновационная активность как  конкурентное преимущество предприятия
     3. Классификация конкурентных преимуществ
     4. Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятий
     5. Оценка инновационной активности предприятий
     6. Заключение.
     7. Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     В современной экономике роль инноваций  значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. В рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы - ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.
     Строительная  организация в соответствии со своей  миссией в динамично изменяющейся среде вырабатывает стратегии получения  устойчивого успеха, конкурентных преимуществ, самовоспроизводства с улучшениями и прогрессивного инновационного развития в долгосрочной перспективе. Средствами достижения целей в такой ситуации служит, как интенсивное развитие всех компонентов, элементов организации, так и их инновационное развитие.
     Динамичный  экономический рост является важнейшим фактором конкурентоспособности страны в рыночной системе. В процессе совершенствования рыночной модели экономики приоритетное внимание должно быть уделено развитию производства на новой технической основе, активизации инновационной деятельности по воплощению результатов научно-технических разработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройке на современной научно-технической основе всех отраслей материального производства и сферы обслуживания.
     Во  всем мире инновации сегодня - это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания.
     Опыт  экономически развитых стран показывает, что победителем в борьбе за потребителя  оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.
     Инновационная активность предприятия может стать  одним из основных условий формирования его конкурентоспособной стратегической перспективы, удержания и расширения рыночной ниши.
     Цель: проанализировать факторы оказывающие влияние на инновационную активность предприятий.
     В соответствии с поставленной целью  необходимо решить следующие задачи:
     ·  рассмотреть теоретические основы категории "инновационная активность";
     ·  выявить факторы, влияющие на инновационную  активность предприятий;
     ·  определить значение инновационной  активности в хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и пути активизации инновационной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятия
     Конкурентное  преимущество - это те характеристики, свойства товара (объекта), выходящего во внешний мир и влияющего  на внешнюю среду, а также те внутренние характеристики, которые создают для нее определенное превосходство над ее прямыми конкурентами. Указанное превосходство является относительным, определяемым по сравнению с конкурентом, занимающим лучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Этот самый опасный конкурент называется приоритетным. Относительное превосходство конкурента может быть обусловлено различными факторами внешнего и внутреннего характера.
     Конкурентное  преимущество называется "внешним", если оно основано на тех свойствах  фирмы в целом или свойствах  ее компонентов, которые тем или иным образом влияют на внешнюю среду. Прежде всего таким компонентом является продукция с ее свойствами: отличительными качествами товара, создающими "ценность для покупателя" за счет либо сокращения его издержек, либо повышения эффективности его деятельности, либо соответствия моде и первенства в предложении. Внешнее конкурентное преимущество определяется конкурентоспособностью факторов внешней среды. Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества, - это стратегия дифференциации.
     Конкурентное  преимущество называется "внутренним", если оно базируется на превосходстве  фирмы в отношении:
     ·  высокого качества управления различными процессами;
     ·  сокращения издержек производства или  потребления;
     ·  высокого качества товара;
     ·  высокого качества сервиса для потребителей товара. 

     Обоснованный  уровень инновационной активности, как составляющая качества управления, является важным конкурентным преимуществом  фирмы, в основном внутренним, а в  некоторых ситуациях и внешним, когда за счет активности компании резко сокращается показатель инновативности "ТАТ" и продукт фирмы поступает к потребителю значительно раньше продукта конкурента, что придает первой "рыночную силу" (возможность повышения цены).
     На  всех стадиях жизненного цикла инноваций (стратегический маркетинг, НИОКР, производство, сервис, потребление) инновационная активность проявляется в применении эффективных методов. Особое значение имеет функция маркетинга, реализуемая на протяжении всего цикла, поскольку в ее задачи входит формулирование концепции создания конкурентного преимущества. Здесь инновационная активность может заключаться в использовании современной теории конкуренции относительных преимуществ, основанной на концепции "фокусирования на клиентах".
     Ранее существовавшая концепция производства и сбыта с ориентацией на производство ("произвести как можно больше") и сбыт ("сбыть все, что произведено") была заменена концепцией маркетингового менеджмента (КММ) с ориентацией на клиента/рынок, где "клиент решает все".
     Однако  в обстановке интенсивной конкуренции ориентации только на рынок стало недостаточно для выработки успешной фирменной стратегии. В ситуации, когда рынок во все большей степени приобретает черты рынка покупателя, рыночная ориентация стала элементом фирменной культуры практически всех конкурентов. Культура более консервативна, более фундаментальна, чем стратегия. Стратегию можно разработать, а культура сформирована. Ориентированная на рынок культура, являясь нормой для всех, не дает конкурентных преимуществ данной фирме. Она уже больше не является фактором конкурентных преимуществ.
     Поэтому появились рекомендации о необходимости  ориентации на ресурсы, что требует  изучения индивидуальных ключевых компетенций, которые могут превратиться в  конкурентные преимущества.
     Фокусирование клиентуры (ФК) - новое направление, углубляющее концепцию маркетингового менеджмента. ФК позволяет определить совокупность ключевых компетенций, которые гарантируют удовлетворение запросов определенной однородной группы фактических и потенциальных клиентов. Подобный подход указывает путь, каким ресурсный менеджмент должен следовать, чтобы достичь конкурентного преимущества.
     ФК  не является синонимом ориентации на клиента/рынок. Ориентация на клиента  означает направленность поведения  на некоего условного практически недифференцированного потребителя (аналогия со "стрельбой по квадратам"), тогда как фокусирование - это активный выбор своего хорошо представляемого конкретного реального или потенциального потребителя, на котором концентрируются внимание и усилия фирмы (аналогия со "стрельбой по целям").
     Такое понимание данной стратегии охватывает следующие три аспекта:
     ·  ФК в отличие от ориентации на клиента/рынок, которая учитывает уже известные  запросы и потребности, нацелено на выявление не только реального, но и потенциального спроса. Тем самым исключается риск попасть в зависимость от клиента;
     ·  сравнительный анализ компетенций  собственного предприятия и конкурентов  помогает заранее оценить технологические  разработки последних, что снижает  риск "сюрпризов" на рынке новой технологии;
     ·  выявление запросов избранных групп  клиентов и их воплощение в конкурентоспособную  продукцию инициирует инновационную  активность клиентов (т.е. вторичную  ИА вслед за ИА фирмы-новатора).
     Итак, ФК по определению представляет собой стратегию, в соответствии с которой предприятие использует свои сильные стороны, обусловленные имеющимися ресурсами, в тех рыночных сегментах, где оно обладает конкурентными преимуществами. Ресурсы предприятий в рыночной системе различаются потому, что они применяются в индивидуальных комбинациях. Богатство комбинаций преимуществ создается тем, что учитываются сочетания запросов индивидуальных потребителей и индивидуальных предложений с учетом конкретных ресурсов, компетенций, преимуществ предприятия. ФК позволяет предприятию:
     ·  проявлять свою инновационную активность (реализовывать новшества на рынке  инноваций) наиболее эффективным образом;
     ·  создавать себе потребительскую  инновационную среду, т.е. готовить потребителей, ориентированных на новинки данного предприятия. 

     Классификация конкурентных преимуществ
     Конкурентные  преимущества лежат в основе обеспечения  конкурентоспособности предприятия  в условиях рыночной экономики. В  свою очередь при активном развитии конкуренции стратегический успех  фирмы, прочность ее конкурентной позиции зависит от обладания длительным и устойчивым конкурентным преимуществом, длительность которого определяется способностью предприятия сохранять и обеспечивать защиту имеющимся у него конкурентным преимущества и генерировать новые, быстрее и эффективнее конкурентов. При этом последнее приобретает все большее значение в условиях насыщения рынка и значительного превышения спроса над предложением. 

       Применительно к деятельности предприятия можно выделить три вида конкурентных преимуществ:
     - "Отработавшие" или отраслевые стандарты - представляет собой обязательное условие выживания на определенном рынке.
       - "Сохраняющие силу" - в кратко- и среднесрочной перспективе обеспечивают конкурентные преимущества предприятию, однако требуют максимального использования и защиты. Не могут быть базой долгосрочной стратегии. Задача соперников выявить и нейтрализовать такие конкурентные преимущества, иначе они не смогут достигнуть отраслевых стандартов в течение нескольких лет.
       - "Устойчивые" - имеют стратегическое значение, так как обладают защитой на протяжении длительного времени. Попытка воспроизведения по-добных конкурентных преимуществ может обернуться неудачей для конку-рентов. В подобной ситуации соперникам следует ориентироваться на разра-ботку собственных ключевых компетенций.
       А - период, в рамках которого  происходит формирование конкурентного  преимущества;
     В - период, в пределах которого конкуренты действуют с позиции прежних  имеющихся конкурентных преимуществ. Продолжительность этого периода зависит от динамики и характера отрасли.
     С - конкуренты начинают разрушать конкурентное преимущество;
     D - величина преимущества, которая  может быть выражена в виде показателя(%).
     Рисунок 1. "Жизненный цикл" конкурентного преимущества
     
       В условиях жесткой конкуренции предприятия заинтересованы в формировании устойчивых конкурентных преимуществ, а "отработавшие" конкурентные преимущества представляют собой уже некие нормативные параметры, которыми должно обладать предприятие для функционирования в условиях определенного конкурентного рынка. Что же касается "сохраняющих силу" конкурентных преимуществ, то их достижение может рассматриваться как весьма перспективное в рамках краткосрочного релевантного периода времени. Однако, ориентация на этот вид конкурентных преимуществ требует серьезных экономических обоснований прогнозируемого периода функционирования и эффективности затрат на их поддержание.
       Проведенные исследования экономической  литературы позволяют предложить  следующую классификацию конкурентных преимуществ предприятия (рис.2)
     Рисунок 2.Классификация конкурентных преимуществ предприятия
     
     Данная  классификация предполагает подразделение  конкурентных преимуществ предприятия  в соответствии со следующими выделенными  признаками:
      - степень устойчивости;
      - возможности использования;
      - масштабу реализации;
      - по признакам конкурентоспособности  предприятия.
     Степень устойчивости конкурентного преимущества обуславливается источниками конкурентного  преимущества и возможностями их постоянно совершенствования и расширения. В этой связи по степени устойчивости КПП можно выделить:
       1. КПП с низкой степенью устойчивости. Этот вид конкурентного преимущества является легко доступным конкурентам. Например, конкурентное преимущество в стоимости рабочей силы или сырья, эффект масштаба от применения технологий, оборудования и т.п.
       2. КПП со средней степенью устойчивости. К этому виду целесообразно относить удерживаемые более длительное время конкурентные преимущества. Например, запатентованная технология, дифференциация на основе уникальных товаров или услуг, репутация фирмы, налаженные каналы сбыта продукции. Для достижения подобных преимуществ необходимы интенсивные и долговременные капиталовложения в производственные мощности, проведение НИОКР и маркетинговые исследования, в специализированное обучение персонала.
       3. КПП с высокой степенью устойчивости. Этот вид конкурентного преимущества требует сочетания крупных капиталовложений в инновационные проекты с высоким качеством их реализации.
       По возможности использования целесообразно разделять конкурентные преимущества на:
      - реальные конкурентные преимущества, определяющие текущую конкурентную  позицию в отрасли;
      - потенциальные конкурентные преимущества, ориентированные на желаемую  конкурентную позицию.
       В зависимости от масштаба реализации КПП предприятия можно выделить:
      - локальные КПП, которые достигаются в пределах среды базирования предприятия;
      - национальные КПП, обуславливаются преимуществами страны, в которой расположено предприятие;
      - глобальные КПП, связанные с предпринимательской деятельностью предприятий конкретной страны на мировом рынке.
       По признакам конкурентоспособности  предприятия можно  выделяют товарные  и нетоварные КПП. Первая группа конкурентных преимуществ характеризуют результат производственно-хозяйственной деятельности - продукцию предприятия и имеет непосредственное отношение к характеристикам, составляющим ее конкурентоспособность: качеству и цене потребления продукции, упаковке, послепродажному обслуживанию, а также ассортименту выпускаемой предприятием продукции. В свою очередь, конкурентные преимущества нетоварного характера определяются потенциальной возможностью и качеством организации и осуществления видов деятельности предприятия: брендом предприятия, уровнем развития производства, системой организации управления предприятием. Таким образом, в отличие от конкурентных преимуществ товарного признака данный вид преимуществ обуславливается непосредственно характеристиками самих процессов производства и реализации продукции предприятия.
       Следует отметить, что конкурентные  преимущества нетоварного и товарного  признака оказывают взаимное  влияние друг на друга, который  в свою очередь формирует синергический  эффект. Например, уровень развития  производства, организационная культура  определяют параметры качества и стоимостные параметры продукции, элементы конкурентного преимущества товарного признака. В свою очередь качество продукции и цена потребления формируют ценности для потребителя, которые составляют основу бренда предприятия.
       На современном этапе среди конкурентных преимуществ нетоварного признака особое значение в достижении стратегического успеха приобретают нематериальные ресурсы (или нематериальные компетенции предприятия): бренд, организационная культура и др.
       В экономической литературе понятие "бренд" часто отождествляют с понятиями "товарный знак" или "торговая марка", однако понятие "бренд" более широкое. Бренд (англ. - "brand") - это набор признаков, которые влияют на принятие потребителем решения о покупке. Соответственно товар не может быть брендом просто потому, что разработано и зарегистрированы в законном порядке название, знак, символ или их комбинация, так как для того чтобы стать брендом, товар должен удовлетворять потребности потребителя лучше, чем аналогичные товары-конкуренты. Следовательно, бренд должен иметь дополнительную ценность для потребителя. При этом потребитель должен четко представлять преимущества, связанные с потреблением бренда, и, соответственно иметь полную информацию о бренде.
       Система организации управления предприятием определяется развитием организационной культуры, организационной структуры управления предприятием и организационных сетей предприятия.
     Наряду  с организационной культурой  в современных условиях значительная роль отводится радикальному преобразованию организационных структур управления и организационных сетей. Последние имеют отношение к сфере человеческих взаимоотношений, выходящих за пределы организационной структуры, коммерческих отношений и т. п.
     Таким образом, формирование и поддержание конкурентного преимущества затрагивает весь механизм деятельности предприятия, связанный с созданием, производством и реализацией продукции. Вместе с тем в условиях активизации конкурентной борьбы на товарных рынках, на наш взгляд, наиболее устойчивыми являются инновационные конкурентные преимущества, то есть конкурентные преимущества, основанные на использовании инноваций.
       Инновации формируют конкурентные преимущества со средней и высокой степенью устойчивости. Соответственно под инновационным обеспечением конкурентоспособности предприятия понимается создание и реализация инновационных конкурентных преимуществ в области характеристик качества продукции, стоимостных параметров, методов формирования товарного ассортимента, организации производства и управления на предприятии, формирования бренда предприятия.
       По нашему мнению, основными условиями  формирования и поддержания инновационных  конкурентных преимуществ являются:
     - стремление руководства предприятия  к улучшениям, новшествам и переменам  во всех аспектах хозяйственной деятельности предприятия;
     - формирование комплекса конкурентных преимуществ предприятия, ориентируясь на всю систему создания ценностей продукции для потребителей, включая производство, реализацию и потребление продукции;
      - развитие и совершенствование источников поддержания устойчивости конкурентного преимущества, в том числе инвестиционных. 

     Классификация факторов, влияющих на инновационную  активность предприятий
     Важнейшей характеристикой новой экономики  является интенсификация инновационных процессов, превращение их в фактор экономического роста. Результаты исследований, проводившихся ОЭСР, свидетельствуют о том, что инвестиции в инновационный сектор приводят к росту ВВП в соотношении 1 к 3, инвестиции в информационно-коммуникационные технологии в соотношении 1 к 2. В развитых странах 90% роста ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом.
     Инновационный процесс выступает как равнодействующая многих экономических факторов, объективных  и субъективных, внешних и внутренних.
     К объективным факторам следует отнести  те факторы внешней среды, которые  обусловлены долговременными тенденциями  и не связаны с волевыми решениями  конкретного субъекта. К ним можно  отнести экономические законы, активно  воздействующие на инновационную деятельность:
     ·  закон получения и присвоения прибыли, который можно назвать  еще законом движения рыночной экономики, поскольку прибыль является движущей силой производства;
     ·  закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость  взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;
     ·  законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связи между  производством и потреблением;
     ·  закон конкуренции, характеризующий  экономический механизм, с помощью  которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы;
     ·  закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь  деловой, в том числе инновационной  активности и соответствующей фазы "цикла".
     Субъективную  природу имеют те факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений, среди которых следует выделить:
     инновационную политику государства как важнейшую составляющую государственной экономической политики;
     денежно-кредитную  политику организаций, выступающих в роли инвесторов. Реализация инновационных проектов часто связана с использованием заемных средств, что требует учета высокой степени риска подобных инвестиций;
     стратегии конкурирующих фирм. Значение этого фактора определяется возможностью других хозяйствующих субъектов влиять на структуру рынка, интенсивность конкурентной борьбы, корректировать получение необходимых материальных ресурсов;
     поведение потребителей, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества. Учет этого фактора для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, предполагает дополнительные усилия по формированию будущего потребительского спроса на новый продукт, услугу, технологию и т.д.
     При этом объективные и субъективные факторы координируются между собой, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии.
     Факторы инновационной активности можно  подразделить также на глобальные, определяемые макроэкономикой и  обществом в целом и локальные, определяемые на микроуровне предприятий.
     К глобальным факторам можно отнести  политическую ситуацию внутри страны и на международном уровне, конкуренцию  на внешнем рынке, взаимоотношения  с властями, налоговую политику.
     В условиях среды, благоприятной для реализации нововведений, центр тяжести в инновационных отношениях смещается в сторону инновационного потенциала фирм-инноваторов - внутренних факторов, влияющих на инновационную стратегию. Когда внешняя среда экономической системы благоприятна для нововведений, они целиком зависят от внутренних факторов инновационной активности.
     Инновационный потенциал предприятия представляется как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов [3]. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность: внутренние, направленные на налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии и внешние, способствующие расширению границ инновационной деятельности.
     К внешним относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:
     ·  использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до коммерциализации;
     ·  коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и ВУЗами;
     · лоббирование интересов в государственных институциональных структурах.
     Внутренние  факторы - это существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и определяющие его инновационную состоятельность:
     ·  мотивированное руководство;
     ·  интеграция технологических и организационно-управленческих инноваций;
     ·  высокая производительность;
     ·  эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в инновационный  процесс;
     ·  непрерывное организационное обучение;
     ·  эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечными потребителями;
     ·  управление качеством, инфраструктурой, организационным развитием.
     Внутренние  факторы в свою очередь также  можно подразделить на две группы. В первую группу входят факторы, формирующие систему внутренних экономических отношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды. Вторую группу образуют факторы, характеризующие "внутренние ресурсы" организации.
     Первая  группа факторов - это:
     форма собственности на средства производства, определяющая характер экономических интересов хозяйствующих субъектов, в целом внутрифирменных экономических отношений, в том числе отношения управления;
     организационная структура, обусловливающая мобильность  экономической системы в процессе принятия управленческих решений и степень соответствия этих решений воздействию внешней среды;
     "размер  организаций", определяющий ее  принадлежность к категории: "малые", "средние", "крупные" компании;
     отраслевая  принадлежность, характеризующая специализацию  компании, основную цель ее деятельности, долю на рынке и конкурентоспособность на рынке.
     Размер  фирмы влияет на ее способность концентрировать  не только финансовые, но и человеческие ресурсы для осуществления инноваций. При прочих равных условиях, чем  более крупный размер имеет фирма, тем у нее больше возможностей для отвлечения части производственных ресурсов в инновационную сферу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.