На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности образования и воспитания в Византии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 
 

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
 
    ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ В  ВИЗАНТИИ…….3
 
    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  МЫСЛЬ В ВИЗАНТИИ……………………………...6
 
    ВОСПИТАНИЕ  И ОБРАЗОВАНИЕ В ВИЗАНТИИ……………………….12
 
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….16
 
    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    ВВЕДЕНИЕ
     Византийская  империя со столицей Константинополем просуществовала тысячелетие —  с 395 по 1453 г. Она образовалась при  распаде Римской империи в  ее восточной части, охватив Балканский полуостров, Малую Азию, Юго-Восточное  Средиземноморье.
Ознакомление  с византийской образованностью  и педагогической мыслью как культурно-историческим феноменом в профессионально-педагогическом отношении весьма продуктивно: Византия явилась прямой наследницей эллино-римской  культуры. Однако находившиеся у власти социальные группы не испытывали особого интереса к античному культурному наследию. Больше того, в истории Византии были периоды, когда устраивались жестокие гонения на сторонников античной образованности. Например, в 529 г . император Юстиниан распорядился закрыть Платонову Академию в Афинах - один из важных очагов греко-латинской педагогической традиции. После того как Юстиниан запретил выплачивать жалованье учителям-риторам и грамматикам, в большинстве городов Византии школы античного типа закрылись.
После крестовых походов и короткого  существования Латинской империи  с XIII в. в Византии усиливается западное влияние. Особенностью византийской культуры и педагогической мысли являлось их формирование на разнородной этнической основе: греко-римлян и других народов  Средиземноморья, Закавказья, Малой  Азии, Крыма, Балкан и др. Доминирующим, однако, являлся греческий этнос, который пользовался особой поддержкой государства и церкви. Так что  культура и воспитание в Византийской империи прежде всего были грекоязычными.
Другая  особенность состояла в том, что  педагогическая мысль Византии одновременно следовала античной и христианской традициям. Идеалом образованного  византийца считался человек с греко-римским  классическим образованием и христианско-пра-вославным  мировоззрением. Подобный идеал сформировался  как переходный от античного к  средневековому.
Уровень образованности в средневековой  Византии был весьма значителен и  заметно превосходил вплоть до XIV в. соответствующий уровень в  Западной Европе. Социальных ограничений; на получение образования не существовало. Школы могли посещать все, кто мог и хотел учиться. Примечательной чертой общественной жизни являлся высокий социальный статус образованных людей. "Образованность - величайшая из добродетелей", - гласил один из императорских указов.
Наличие образования являлось непременным  условием для чиновников и членов церковных учреждений.
В Византии, в отличие от большинства средневековых  государств (особенно в ранний период их развития), отсутствовала монополия  церкви на образование Светская власть в лице импе-' ратора диктовала условия  и ход развития школьного дела
Но в  отличие от античной традиции, например римской, религия занимала ведущее  место в школьном обучении и воспитании. Учебный день византийского школяра  начинался с молитв. Вот одна из них: "Господи Иисусе Христе, раствори уши и очи сердца моего, чтобы  я уразумел слово твое и научился творить волю твою".
В истории  просвещения и педагогической мысли  Византии несколько этапов.
2.  ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ВИЗАНТИИ
Ориентируясь  на принятую в современном византиноведении периодизацию, и просвещения можно  выделить несколько этапов развитии культуры и просвещения Византии.
Ранний  этап связан с длительным процессом  превращения Византии из позднеантичного, рабовладельческого общества в феодальное, в централизованную монархию. На самое  его начало — IV в. — приходится деятельность византийских богословов, видных христианских мыслителей — Иоанна Златоуста, Василия  Кесарийского (Великого), Григория Богослова  и некоторых других. В их сочинениях представлена совокупность теологических, философских и политико-социологических  доктрин, в которых показывалось отношение к духовному наследию античности, формулировались мировоззренческие  и нравственные ориентиры христианства.
В этот период преодоление местного сепаратизма, подавление народных волнений и укрепление центральной власти сопровождались идейной борьбой ортодоксально-христианского  учения с различными ересями и  с иконоборчеством — социально-религиозным  движением, отрицавшим культ почитания  икон. Систематизация учений «отцов церкви»  связывается обычно с деятельностью  выдающегося богослова и просветителя XIII в. Иоанна Дамаскина.
Первый  период завершается к IX в., когда  на всей территории Византии возобладали  единые формы власти и управления, правовые нормы, система идеологических и нравственных ценностей, которые  поддерживались не только всем аппаратом  государства и авторитетом церкви, но и существовавшей в то время  системой воспитания и образования. К этому времени утвердилось  конфессиональное единство общества в  форме ортодоксального христианства, упрочился союз церкви и государства  при решающей роли в нем государства, т.е. власти императора.
Глубокие  перемены в экономике и социальной организации общества оказали решающее влияние на темпы и формы развития культуры и просвещения. Их расцвет  приходится на IX-XII столетия. Начало этого  подъема обычно связывается с  деятельностью разносторонне образованного  императора Константина VII Багрянородного (913-959), по распоряжению и при непосредственном участии которого были открыты новые  учебные заведения и составлены труды энциклопедического характера  по самым различным отраслям знаний: логике, философии, истории и т. д. По свидетельству современников, при  Константине получило развитие обучение арифметике, музыке, геометрии, стереометрии и Философии. Он собрал вокруг себя выдающихся ученых, Поручив им обучать  тех, кто желал получить образование. Последовавший затем расцвет  культуры и просвещения вошел  в византиноведение по имени таких  царствовавших династий, как «Македонское возрождение» (867-1056) и «Комнинское  возрождение» (1081-1185). Просветительная  деятельность таких видных представителей византийской культуры этого периода, как патриарх Фотий, Лев Математик, Михаил Пселл, Иоанн Итал и др. активно  способствовала утверждению светской направленности образования.
В этот период взаимодействие общественно-экономических  структур и культурная интеграция Византии и европейских стран стимулировались  христианизацией народов Европы, сопровождавшей эпоху становления  феодализма.
Вместе  с этим усиление франкской державы  Каролингов и образование в Римской  империи германской нации (VIII-X вв.) привели  к консолидации и обособлению  западноевропейских государств. Сплотившиеся романо-германские народы при поддержке  окрепшего папства решительно отвергли претензии Константинополя на руководство  христианским миром, выдвинув встречные  претензии. В то же время куль-турное и политическое влияние Византии, слабевшее на Западе, в IX-XI вв. резко  возросло на значительных пространствах  Восточной и Юго-Восточной Европы. Оно утверждалось вместе с принятием  христианства в Болгарии, сербских княжествах, Древней Руси. В результате в XI-XII вв. в средневековой христианской Европе сложились две обширные четко  разграниченные религиозно-культурные зоны: латинско-католической и восточно-греческой, православной церквей. Политическое соперничество  между ними отразилось в религиозно-догматических  разногласиях, которые привели к  схизме — официальному разрыву двух церквей (1054) и последующему военному столкновению Византии с Западом. Крестовые  походы и особенно захват крестоносцами  Константинополя в 1204 г. оказали  существенное влияние на отношения  между православными и католиками.
Особенности развития культуры и просвещения  Византии определялись особенностями  ее социально-экономических связей и культурно-исторических традиций. Многие из них были обусловлены своеобразием хода ее политической истории, которая  вплоть до глубокого кризиса XIII-XV вв. проходила под знаком укрепления императорской власти: длительное противостояние с персидской цивилизацией и язычниками-»варварами»  у северных и восточных ее границ (готами, гуннами, аварами, печенегами, хазарами, славянскими племенами, болгарами, западными норманнами и др.) сменилось  в VII в. противоборством с арабским миром — миром ислама как единой социокультурной системой; в середине IX в. появилась еще более грозная  сила — турки-сельджуки.
На рубеже XII-XIII столетий стало реальностью  столкновение с романо-германским миром. Все эти об-стоятельства вынуждали  церковь всячески поддерживать усиление императорской власти. При этом нужно  отметить, что в Византии не столько  церковная власть оказывала влияние  на дела государства, сколько, напротив, светская власть императора все больше и больше влияла на дела церкви и  действовала по принципу: единый всемогущий Бог на небе — единственный полновластный  Государь на земле. Следствием этого  было то, что византийская церковь  во главе с патриархом находилась в зависимости от светской власти и не имела монополии на образование, как в Западной Европе. Утверждавшийся в византийском обществе в IX-XII вв. культ  императорской власти всячески поддерживался  средствами искусства и культуры в целом. В связи с этим и  светское направление обучения оставалось характерной чертой всей системы  просвещения.
Существенная  специфика византийской культуры определялась также тем, что она формировалась  на разнородной по своему этническому  составу основе. В византийской культуре синтезировались культурные течения  народов многих стран — греко-римлян, Юго-Восточного Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Малой Азии, Закавказья, Крыма, Балканского полуострова  и некоторых других.
За тысячи лет своего развития Византия впитала  культурные ценности народов Востока, но доминирующую роль при этом сохранял греческий элемент, пользовавшийся поддержкой государства и церкви, культура империи оставалась грекоязычной культурой.
Скупые  на подробности источники содержат сведения о создании школ, в том  числе и грамматических, т.е. повышенного  типа, где обучались даже иноземцы — дети «латинян», а также «скифов», как в сочинениях Страбона именовались  народы к северу от границ империи: болгары, половцы и русские. В таких школах учителя и ученики находились на полном содержании государства, воспитанники получали общее гуманитарное образование.
Высокий социальный статус образования и  образованности — одна из примечательных особенностей Византии. На правительственный  аппарат империи возлагалось  руководство военно-стратегической, политико-дипломатической и финансовой деятельностью, а также разнообразными областями хозяйства (торговля, флот, ирригация и т. д.). Наличие общего образования служило непременным  условием для получения должности  как в государственных, так и  в церковных учреждениях.
В середине X в. император Константин VII Багрянородный  в сочинении «Об управлении империей», адресованном сыну Роману, писал, что  помимо благочестия богоизбранному государю необходимы обширные знания. Вступивший на престол в середине XI в. Константин X Дука заявил, что предпочитает славу ученого славе правителя. Михаил Пселл, воспитатель его сына, будущего Михаила VII, как бы углубляя эти рассуждения, отмечал, что служение благу государства требует от правителя и знаний, и учености, и помощи компетентных приближенных лиц.
Одну  из коренных особенностей всего уклада жизни Византии составляли сочетание  традиций римской государственности  с устойчивыми традициями эллинского образования. В учебных заведениях Византийской империи преподавание велось по учебникам, созданным в  эллинистическую и греко-римскую  эпоху, образование, как отмечалось, имело светский характер. Даже при  некоторых церквях Константинополя  функционировали по сути своей светские школы. Стараясь овладеть сокровищами  античной науки, византийские ученые многое сделали для сохранения культурного  наследия прошлого. Особое внимание уделялось  переписке сочинений греко-римских  мыслителей, их толкованию и комментированию.
В IX-XII вв. были созданы лучшие кодексы, содержавшие  сочинения античных авторов. Они  широко использовались и учеными  нового времени.
Идеалом образованной личности византийца являлся  человек, получивший классическое образование  и сочетавший христианско-православное мировоззрение с традиционной литературно-гуманистической  образованностью. В связи с этим заслуживает внимания высказываемая  некоторыми византиноведами мысль  о своеобразии византийской образованности как культурно-исторического феномена: каждый образованный византиец олицетворял  собой и наследие античной образованности, и подлинно христианское миропонимание, поэтому его не следует рассматривать  ни как чисто античный, ни как  чисто средневековый тип личности.
Специфические черты византийской культуры и образованности оказали благотворное влияние на последующий ход развития всемирной  культуры. Размышляя о крушении византийского  государства, русский историк педагогики
П. П. Соколов  полагал, что после падения в 1453 г. Константинополя ученые беглецы  с Востока принесли на Запад не только сохраненные сокровища античного  мира, но и христианско-античное веяние любви к человеку и истине, которое  оживило ростки Западного Возрождения. 

    3.  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ВИЗАНТИИ
     В IV-V вв. в Византийской империи продолжали свою научную и учительскую деятельность эллинистически образованные философы, риторы, которые перенесли в новую  эпоху наследие греко-римской цивилизации  в области педагогических знаний. По характеру своей образованности они мало отличались от своих предшественников — риторов античного мира. Отличия  стали очевидными лишь в VI-VII вв. Специфика  византийской педагогической мысли  заключалась в слиянии и переплетении античных педагогических идей с представлениями  о воспитании человека, деятелей и  мыслителей восточной православной церкви. Двойственность византийской педагогической мысли — характерная  черта всего тысячелетнего пути ее развития.
Античная  традиция воспитания и обучения развивалась  греческими мыслителями, поздними неоплатониками IV-VВВ., преподавателями Афинской академии, высших школ Малой Азии, Сирии, Александрии  — Плутархом Афинским, Проклом, Порфирием, Ямвлихом, Эдессием Каппадокийским, Аммонием, Дамаскием, Симпликием.
Византийский  император Юстиниан (с 527 г.) начал  борьбу с языческой философской  мыслью. Его установка на изгнание язычников и закрытие Афинской академии и других центров науки не могли, однако, разом пресечь предшествующую тысячелетнюю традицию.
Неоплатоническая  мысль V в. породила интересные педагогические идеи, воспринятые христианскими  теологами: обучение и воспитание молодежи ориентировались на высший, духовный мир вечных идей. Они требовали  направлять внимание учащегося не на постижение внешнего мира, а на познание собственной души, где скрыта истина. Таким образом, вырисовывалась цель воспитания человека, способного к  духовному самосовершенствованию  и добродетельной жизни. Неоплатоники показывали нераздельность умственного  и духовного воспитания. Человеческая душа ими рассматривалась как  часть мировой души. Они разрабатывали  метод «экстаза», под которым  понималось «божественное озарение»  — мгновенное постижение истины путем  концентрации внимания, погружения себя в экзальтированное состояние путем  молитв.
Христианские  мыслители византийского периода  были людьми с высшим эллинистическим  образованием, полученным в лучших школах Малой Азии, Сирии, Афин и  Константинополя. Все достижения античности в области воспитания им были известны и в теории, и на практике. В  то же время они продолжили линию  педагогической мысли Климента Александрийского, Оригена и других христианских мыслителей римской эпохи. Самыми известными христианскими  теологами на Востоке того времени  были Григорий Назианский (Григорий Богослов, ок. 330 — ок. 390), Василий Кесарийский (ок. 330-379), Григорий Нисский (ок. 335 —  ок. 394), Иоанн Златоуст (между 344 и 345-407).
В сочинении  «О том, как молодые люди могут  извлечь пользу из языческих книг»  Василий Кесарийский выступает  как мудрый педагог, формирующий  у своих учеников способность  критического и доброго отношения  к наследию предшествующей культуры. Заметим, что свой дидактический  труд виднейший христианский богослов построил по аналогии с известным  трактатом Плутарха «Как юноше слушать  поэтические произведения». Знаменитое произведение Василия Кесарийского «Шестоднев», популярное и в Западной Европе, и на Руси, можно считать  характерной учебной книгой, дидактически оформленным рассказом о мироздании в соответствии с библейским преданием  о сотворении мира. Светскую образованность Василий Кесарийский признавал  необходимой в «этом мире»  и совершенно бесполезной в «ином  мире». По его учению, из всех живых существ лишь человек несет в себе образ божий, душу и ум. Отсюда вывод: все внешнее, телесное — не подобно Богу, и, следовательно, те знания, что приобретены посредством ощущений, — не истинны. Отсюда общее условие правильного воспитания и обучения — удаление от мирских, телесных Дел, молитва и пост. Основным методом воспитания он считал самопознание человека через углубление в свой внутренний мир. В этом можно усмотреть характерные черты Православного подхода к воспитанию: внимание к психическому миру воспитанника, сочетание веры и самостоятельной мыслительной деятельности, второстепенность внешнего мира, предпочтение монастырским формам образования человека.
Умственное  образование Василий Кесарийский  ставил на первое место: все должно быть подвергнуто анализу, мысленному активному рассмотрению; при помощи постигающего разума ученик должен находить верные соответствия и формулировать  истинные понятия; познание внешнего мира есть путь к познанию Бога, поскольку  мир сотворен Богом. Отсюда изучение светских наук не самоцель, а средство познания истинной, с позиции теолога, реальности.
Огромное  влияние на формирование византийско-православной педагогической мысли оказал Иоанн  Златоуст, один из наиболее известных  проповедников восточной христианской церкви. В его проповедях излагались основы христианской методики обучения и нравственного воспитания. Им пропагандировались с учетом античного наследия такие  методы воспитания, как наставление  и беседа. Почти сразу же после  его смерти, в начале V в., он был  назван «вселенским учителем и святителем», однако полной славы он достиг в VII в.
В деле воспитания, считал Иоанн Златоуст, необходимо обращаться к самому божественному  в человеке, к тому, что являет в нем «образ Божий», — его  воле и свободе, его самодеятельности, основанной на нравственности. Вследствие такого подхода он исключал применение методов авторитарного давления, принуждения и отстаивал методы увещевания, совета, предостережения.
Иоанн Златоуст показал пример того, как  наставнику следует обращаться к  личности каждого ученика и слушателя, а не к массе, видеть каждого ученика  в отдельности, строить свою речь образно, доходчиво, эмоционально, конкретно, наглядно раскрывая содержание изучаемого. При этом главным источником знания, по Иоанну Златоусту, является Библия.
Византийские  философы и богословы VI-VIII вв. создали  основы религиозной педагогики, оказавшей  сильное воздействие на педагогическую мысль всего православного средневекового мира. Так, Авва Дорофей (VI в.) сформулировал  суть образования и показал ее в виде наглядной схемы: светские знания он уподобил окружности круга, в центре которого находится понятие  Бога. Путь образования человека он изобразил в виде радиуса, идущего  от окружности к центру до слияния  с Богом-Логосом. Сближение радиусов он трактовал как возрастание  любви к ближнему и к Богу. Широкий  круг мирского знания удаляет людей  друг от друга, религиозное воспитание, наоборот, сближает людей на основе взаимной любви. Отсюда и постановка цели воспитания: развитие любви к  ближнему и слияние с Богом-Логосом. Достигается эта цель путем стимулирования рационального мышления (малого разума), а затем — божественного мышления (большого разума). Вторая задача неизмеримо важнее.
Максим  Исповедник (VII в.) продолжил линию  на соединение эллинистических и  христианских педагогических идей. Проблеме воспитания человека в его философско-богословском наследии уделено, пожалуй, центральное внимание. По традиции, идущей от античного мира, человека он рассматривал как микромир, однако смысл его существования определяется уже с иных позиций, а именно как связующее звено телесного и духовного, т. е. божественного мира. Исходя из этого срединного между земным миром и небесным положением, человек должен формироваться гармонично. От успеха в деле воспитания этой внутренней гармонии человека зависят равновесие и порядок во внешнем мире, во всей Вселенной. Этот мистико-педагогический подход ставил воспитание на огромную высоту: цели воспитания достигаются в ходе поэтапного соединения, слияния человека — творения с высшим духовным миром — Творцом. Содержание образования, таким образом, обнимало «весь мир» и находило отражение в Логосе — Божественном Слове.
По мнению Максима Исповедника, главным препятствием в достижении такой цели воспитания являлось грехопадение человека, которым  и была разорвана связь земного  и небесного. Задача образования  — восстановление этой связи, уравновешивание  чувственного и духовного, чтобы  человек не «опускался ниже своей  меры», а развивался «сообразно естеству»  своей двойственной природы. Главное  личностное качество, которое следует  сформировать в ходе воспитания, —  это воля, понимаемая им как «сила  стремления к сообразному с природой», т. е. сила, влекущая к добру, к слиянию  с миром Творца.
Интересные  педагогические мысли содержались  в трудах Иоанна Дамаскина (Иоанн  Мансур из Дамаска, ок. 675 — до 753), выдающегося  мыслителя Византии, который жил  и творил на территории Сирии и  Палестины, одно время являясь первым министром дамасского халифа, но оставаясь  в сфере эллинистическо-христианских идей восточной церкви.
Иоанн Дамаскин справедливо считается  первым средневековым схоластом. Идеи, высказанные им в трактате «Источник  знания», повлияли на западноевропейское богословье, в частности на воззрения  Фомы Аквинского и еще в большей  мере — на воззрения древнерусских  мыслителей.
Этот  трактат представляет собой компендиум философских, богословских и педагогических сведений, в котором развивается  мысль о необходимости универсального, энциклопедического и богословского  образования.
В самом  начале своего труда Иоанн Дамаскин дает высочайшую оценку книжному учению, интеллектуальному образованию: «Ничего  нет дороже знания, ибо знание есть свет разумной души; напротив, незнание — тьма. Подобно тому, как отсутствие света есть тьма, так и отсутствие знания есть тьма разума». Естественнонаучные сведения, почерпнутые из античной литературы, он относил к светским знаниям и считал лишь начальным  этапом школьного образования. По его  убеждению, истинные знания начинаются с ответов на вероучительные вопросы. В названном выше трактате широко рассмотрена психолого-педагогическая проблематика — о способностях воображения, памяти и др., а также даны методические рекомендации по работе с книгой, организации  диспутов и пр.
Видным  византийским педагогом был патриарх Фотий (820-897), наставник Кирилла (до пострижения  в монахи — Константина) и Мефодия, славянских первоучителей, организатор  школьного дела. Фотий представлял  собой яркое и в то же время  типичное явление средневековой  религиозной педагогики.
По мнению Фотия, школа должна была являться местом, где молодое поколение усваивает  точно очерченный круг общечеловеческих ценностей. Фотий не только рассуждал, но и создал по своим идеям школу  в Константинополе для детей  элиты. Эта школа представляла собой  нечто среднее между интеллектуальным кружком и высшей школой. Ее характерными чертами можно считать: ведущая  роль энциклопедически образованного  учителя, чей авторитет среди  учащихся непререкаем; простота и искренность  отношений между учителем и учениками, привязанность их друг к другу  и обоюдная «ревность» к знанию; универсальное содержание образования, включавшего как светские науки, так и богословие; активный метод  обучения — беседу, организуемую и  направляемую учителем. Для своей  домашней школы-кружка Фотий создал специальный труд «Мириобиблион» («Тысячекнижие»), содержавший пересказ более 300 произведений античных и византийских писателей, философов, историков, ученых.
Симеон  Новый Богослов (949-1022) — византийский религиозный деятель мистического направления и поэт — продолжил  восточно-христианскую линию педагогической мысли. В отличие от Фотия он отрицательно относился к светской образованности, хотя сам получил блестящее образование  в константинопольской школе, где  светские и духовные знания не дифференцировались. Симеон воинственно отсекает все  светское, тем самым отрицая школу  как образовательное учреждение и ратуя за монастырское обучение. Монастырь, с его точки зрения, является идеальным «миром духовного  учительства и духовного ученичества». В этом он был близок к Иоанну Лествичнику и Максиму Исповеднику.
Симеон  считал, что сам ученик должен выбрать  себе учителя, духовника-старца. Цель обучения, по его мнению, — не постижение наук, а развитие способностей проникать  духовным взором в мир божественный, т.е. мистическое просвещение. По Симеону, путь познания пролегает не через  изучение светских наук в школе, а  через человеческую природу ученика-послушника, божественную в своей основе и  заключающую в себе всю красоту  мироздания и всю истину.
Противником крайностей монастырских форм религиозного воспитания и обучения был выдающийся государственный деятель и философ  Византии Михаил Пселл (1018 — ок.1078 или  ок.1096). Соглашаясь с учением о  двух природах— земной и небесной — он считал, что и образование  человека должно проходить два последовательных этапа: изучение наук о низшей природе, которое завершается усвоением  элементов античной философии, не противоречащих христианским догмам, и постижение божественного мира через изучение теологии.
Михаил  Пселл — личность предвозрожденческого масштаба, ученый-эрудит, логик, учитель  дворцовой школы, воспитатель наследника императорского престола, автор учебников. Пселл оставил большое число  произведений педагогического характера: «Обзор риторических идей», «О стиле  некоторых сочинений», энциклопедическое  сочинение «О Всяческой науке» и  др. В них он как бы возрождал  антично-эллинистическую педагогику, вводя ее в рамки христианской педагогической культуры. В небольшом  трактате «О стиле некоторых сочинений» Пселл попытался передать своим  ученикам достижения античного риторического  искусства и на его основе обосновать искусство христианского красноречия. В содержание риторского образования  он вводил изучение и Демосфена, и  Иоанна Златоуста, и Плутарха, и Григория Богослова.
Главной деятельностью Михаила Пселла было преподавание в высшей константинопольской  школе, которую он много лет возглавлял. Именно поэтому все его книги  были как бы диалогами со студентами, ответами на их самые неожиданные  вопросы по риторике, философии, политической теории, физиологии, естественнонаучным дисциплинам, истории.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.