На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Приказная система управления 16-17 веках

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


            Оглавление 
 

 


Введение

    После свержения татаро-монгольского ига  Русское централизованное государство, объединившее вокруг себя многие боровшиеся за национальное освобождение народы, как исконно славянских земель, так и неславянского мира, становится на путь самостоятельного развития.
    Развиваясь  по общим историческим законам, русская средневековая государственность имела ряд специфических особенностей, связанных с географическим, военным и внешнеполитическим положением страны, требовавших, в первую очередь, в условиях почти непрерывного отражения внешней агрессии резкого усиления центральной государственной власти. Данная ситуация обусловила и ряд черт общественно-государственного строя и системы управления, сохранение определенных самоуправленческих традиций, существовавших вне зависимости от того или иного к ним отношения1.
    Примерно к середине XVI века в Руси-России в основном складываются предпосылки для формирования того государственного строя, который будет в последующем определен как сословно-представительная монархия, в котором каждый подданный принадлежал к определенному сословию, исполняющему свои обязанности - службы или тягла.
    По  мере воссоединения исконно русских  земель (а также освоения новых  территорий на востоке) в состав Московского  государства постепенно вошли многие бывшие удельные княжества, вольные  города, области со своим общественным укладом и царства - Казанское, Астраханское и Сибирское. Землям (Новгородской, Псковской, Вятской и т.д.), как правило, оставлялись их обычное право и Уставы. Вместе с тем местное население этих территорий приводилось к присяге ("целованию креста") московскому государю, а местное право, традиционно действовавшее на протяжении нескольких веков, становилось частью общегосударственного.
    Собирая русские земли, Москва "собирала" и их уклады. При незыблемости положения верховной власти способы управления менялись и трансформировались в зависимости от исторических условий, развития сословий, специфики традиционного управления на той или иной территории. Это было исторически обусловленным процессом, так как если понятие верховной власти связано с основами существующего государственного строя и выражает его суть, то управление, в том числе, местное представляет собой явление техническое или технико-правовое, что и предполагает возможность различных способов и вариантов управления в пределах существующего государственного строя. Данное обстоятельство в полной мере относится к местному самоуправлению как разновидности управления вообще.
    С учетом сказанного, нельзя не признать, что верховная центральная власть в состоянии создать ту или иную систему управления на любой, возможной для нее основе: будь то централизованная система управления, в основе которой лежит управление непосредственно из правительственных органов; будь то управление на основе местного самоуправления и децентрализации; наконец, будь то система, сочетающая в себе варианты централизации и децентрализации управления на местах. В муниципальной истории Руси-России были периоды, когда развитие централизации (самодержавия) и самоуправления шло одновременно или параллельно.
    История развития местного управления в России XV-первой половины XVII веков можно разделить на три условных периода:
    -период "кормлений" (то есть управление через наместников и волостелей) - до середины XVI века;
    -период земского и губного управления (самоуправления) - вторая половина XVI-начало XVII века;
    -период приказно - воеводского управления в сочетании с традиционным местным самоуправлением - вторая половина XVII века. 

1. Приказы - как органы центрального государственного управления

1.1 Характеристика приказов

    Приказы, органы центрального и местного управления в России середины 16- середины 18 веков. Слово «приказ» в смысле особое поручение вошло в обращение с середины 16 века.
    Зарождение  приказной системы происходило  в конце 15- начале 16 веков. Она сложилась в ходе преобразований середины 16 века. В это время начали функционировать приказы: Большого дворца (1534), Большого прихода (1554), Земский (1564), Казанский (1560-е годы), Казенный (1512), Костромской четверти (1560-е годы), Ловчий (1509), Новгородской четверти (1560-е годы), Оружейной палаты (первая половина 16 века), Печатный (1553), Полоняничный (середина 16 века), Посольский (1549), Разрядный (первая половина 16 века), Сокольничий (1550), Стрелецкий (1571), Устюжской четверти (1560-е годы), Холопий (середина 16 века), Челобитный (середина 16 века), Ямской (1550).
    Военные реформы привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска, и  Поместного приказа, которому было поручено обеспечение служивших помещиков землей. Стрелецкий приказ ведал стрелецким войском. Перестройка системы «ямской гоньбы» (службы связи) привела к возникновению Ямского приказа. Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного приказа. Расширение международных связей способствовало становлению самостоятельного Посольского приказа. Следствием разобщенности отдельных земель, вошедших в состав единого Русского государства, стало создание наряду с общегосударственным финансовым Приказом Большого прихода территориальных судебно-административно-финансовых четвертей (Чети), а также специальных судебных региональных приказов. Расширение границ на юго-восток обусловило появление Приказа Казанского дворца.
    Приказами называли не только центральные учреждения, но и некоторые местные дворцовые учреждения, например, возникшие в 1620-х годах Новгородский и Псковский дворцовые приказы, находившиеся в ведении Приказа Большой казны. Название «приказ» употреблялось и для обозначения стрелецких полков. Приказы были постоянно действующими учреждениями и в основу их деятельности был положен функциональный принцип. Каждый приказ ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, соединение функционального управления с территориальным.
    Приказы находились в непосредственном ведении  царя и Боярской думы. Главы приказов получили в 17 веке название судей, так  как зачастую выполняли судебные функции. В 16 веке среди них преобладали  дьяки, в 17 веке некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие -думные дворяне. Однако и в 17 веке дьяки руководили рядом важных приказов (Разрядным Посольским, Поместным). Приказное делопроизводство велось дьяками и подъячими. Численность персонала приказов (приказных людей) колебалась от 3 до 400 человек.
    С начала 17 века в приказах появляется внутреннее структурное деление. В 1613-1619 годах было организовано одиннадцать  новых приказов. В области военного управления были созданы приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов начали действовать приказы Новой четверти и Большой казны, полномочия территориальных четвертей были расширены. В первой половине 17 века создавались временные приказы, которые, выполнив поставленные перед ними задачи, прекращали существование. В военное время возникали приказы Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег. Временный характер носили многочисленные сыскные приказы. К середине 17 века насчитывалось около восьмидесяти приказов.
    В 1650-1660-х годах правительство пыталось перестроить работу центральных  учреждений. Были предприняты попытки  централизации управления путем  объединения руководства нескольких приказов в одних руках, созданы приказы Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных приказов и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 1680-х годах правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Большинство четвертей вошли в состав Посольского приказа, на базе Приказа Большой казны было создано крупное финансовое учреждение, в котором слились приказы Большого прихода и Новой четверти. Приказу Большой казны были переданы финансовые функции четвертей. Ликвидация приказной системы происходила в начале 18 века во время петровской реформы аппарата управления и введения коллегий. Лишь немногие из приказов продолжали функционировать и позднее. Сибирский приказ сохранился до 1763 года. 
 
 

1.2 Виды и структура приказов

    На XVII в. приходится расцвет приказов, как органов центрального государственного управления. Общегосударственные приказы, подразделявшиеся на административные , судебно-полицейские, областные (территориальные), военные и финансовые составляли самую большую группу в подчинении Боярской думы. Дворцовые приказы, которые подчинялись царю и осуществляли управление  землями, крестьянами, дворцами, мастерскими и т.д. К третьей группе относились патриаршие приказы, управлявшие патриаршим имуществом, а также вершившие суд по преступлениям против веры (см. рисунок 1).
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
      
 

    Рисунок 1.- Центральные органы власти в ХVII веке
      Особое место в системе занимал  Приказ Тайных дел, образованный в 1654 г. Он являлся личной канцелярией царя Алексея Михайловича, контролировал деятельность других приказов. Там решались важнейшие государственные вопросы, без согласования  с Боярской думой. Формы контроля были самыми разнообразными: изучение дел, сведений и отчетности приказов, рассмотрение челобитных, поданных лично царю; посылка подьячих с секретным наказом для проверки деятельности приказных и воевод. Ведал также политическим сыском. Среди рассмотренных им политических дел: такие как дела патриарха Никона и Степана Разина. Приказ  Тайных дел помещался во дворце, и царь часто бывал там, принимая участие в составлении бумаг; требовал отчетов, слушал доклады, отдавал распоряжения. Упразднили Приказ тайных дел  в 1676 г. после смерти Алексея Михайловича.
    Характерным недостатком приказной системы управления являлась пестрота и неопределенность функций приказов, отсутствие четкого разграничения компетенций между приказами. За все время существования приказной системы акт, регламентировавший организацию и порядок деятельности приказов в общегосударственном масштабе, так и не был подготовлен и издан.  Путаница была во всем: во главе приказа стоял судья, но иногда судью приказа именовали по-другому: казначей, печатник, дворецкий, оружничный и т.д. Судьи приказов назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков, но было и такое, что  один и тот же судья одновременно возглавляло несколько приказов.
     Обширное бумажное делопроизводство востребовало людей, обладающих опытом канцелярской работы.  Судьи приказов такого опыта иногда не имели, им в помощники назначались дьяки,  число которых зависело от значения приказа. Дьяки комплектовались из родового дворянства, они фактически и вершили дела в приказах. За свою службу они награждались поместным окладом и получали денежное вознаграждение. У дьяков в подчинении находились  канцелярские служители - подьячие. Начинающий подьячий несколько лет служил «неверстанно», т.е. без жалованья, на одни  «приношения» просителей. Затем его награждали небольшим денежным окладом. Средний подьячий получал несколько больший оклад. Подьячий мог выслужиться до старшего подьячего, которому полагалось годовое денежное жалованье.
      На 60-70-е гг. XVII в. приходится огромный рост числа приказных людей в центральных государственных учреждениях: в 1664 г. насчитывалось 882 человека, 1698 г. -2762 человека. К этому времени небольшие приказы с одним - тремя подьячими стали поглощаться более крупными. Средним становится приказ со штатом 20-40 человек. А такие приказы, как Поместный, Большой казны, Большого дворца, Разрядный, насчитывали по две - четыре сотни приказных людей. В крупных приказах складывалась разветвленная внутренняя структура.
    В приказах сложилась особая система  управления: большинство дел рассматривалось судьями приказов или заменявшими их дьяками единолично, а спорные дела подлежали коллегиальному обсуждению, в приказах решались не только важные, но и второстепенные, незначительные дела.
    Приказная система с ее централизацией и бюрократизмом, неупорядоченностью и бесконтрольностью порождало взяточничество. Громоздкая и неповоротливая система приказов к концу XVII в.  начала приходить в несоответствие с потребностями управления.
      В XVII в. на местах продолжали  функционировать губные и земские учреждения. Однако теперь они были подчинены назначенным из центра воеводам, которые стали основным звеном местного управления
      Воеводы назначались из числа  бояр и дворян Разрядным приказом  и утверждались в должности царем и Боярской думой. Подчинялся воевода тому Приказу, в ведении которого находился соответствующий ему город с уездом. Срок службы воеводы длился от одного до трех лет, за время службы  он получал поместный и денежный оклады. В большие города назначались сразу несколько воевод, один из них назначался главным.
      При воеводе находилась приказная,  или съезжая, изба, воеводское  делопроизводство вел дьяк. В  штат приказной избы входили  подьячие. Иногда приказная изба  имела структурные подразделения - столы, возглавлявшиеся подьячими.
      Воевода прибывал в свой город  и получал из приказа наказ,  определявший круг его обязанностей: он исполнял распоряжения центральной власти, следил за соблюдением порядка, ведал городским и  дорожным делом, отвечал за сбор налогов, набирал на государственную службу служилых людей, следил за деятельностью старост. В разной степени подчинения у него находился ряд должностных лиц: осадные, объезжие, острожные, засечные, казачьи,  житничьи, ямские, пушкарские, таможенные и кабацкие головы (см. рисунок 2).
      

    
    
      

      

    
      
 
 
 
 

    Рисунок 2.- Местные органы власти в ХVII веке
      Правда, получаемые воеводами наказы, были неопределенны и  малоконкретны.  И хотя воеводы получали жалованье из казны, а  кормления уже давно официально были отменены, они не гнушались «подношениями» от населения. 
      Весь XVII в. в Москву поступали  челобитные на поборы и лихоимство  воевод. Особенно этим отличались  воеводы далекой Сибири. Система  воеводского управления, позволившая  усилить государственную власть на местах сразу после Смуты, к концу XVII в.  нуждалась в существенной реформе. 

    2. Развитие и основные особенности приказной системы управления

    в XVI - XVII веках

    2.1 Предпосылки развития приказной системы

 
    В конце 40-х годов сложилось правительство, перенявшее руководство страной у Боярской думы. Политической фигурой был митрополит Макарий, мудрый и спокойный политик, находившийся в окружении царя до и после бурных событий 1547 г., глава церкви - могущественного политического механизма, издавна поддерживавшего объединение княжеств вокруг Москвы.
    При участии Макария в окружении  молодого царя оказались лица, которым  суждено было символизировать новое правительство - «Избранную раду». «Избранная рада» была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. Наиболее авторитетными политиками нового правительства стали Адашев и Сильвестр.
    Было основано новое правление, оно имело не две стороны (родовая аристократия - с одной, служилое дворянство - с другой), а три: царь также был участником. На этом этапе царь вынужден был отказаться от претензий на неограниченную власть и довольствоваться «честью председателя». Выражая общие настроения, царь и митрополит Макарий собирали соборы примирения.
    27 февраля 1549 г. было созвано совещание, на котором присутствовала Боярская дума в полном составе, фактически это был первый Земский собор. Иван IV выступил с широкой программой проведения внутренних реформ.
    «Избранная  рада» начала создание центральных органов государственного управления - приказов (до середины 60-х годов их называли «избами»). Одним из первых приказов была Челобитная изба, которую возглавил Адашев. Задачей этого учреждения было принимать челобитные (жалобы) на имя государя и проводить по ним расследование. Тем самым Челобитная изба становилась как бы высшим контрольным органом. Руководство этим приказом давало Адашеву огромную власть и авторитет. Главой Посольского приказа (ведомства иностранных дел) стал дьяк Иван Михайлович Висковатый, который около 20 лет руководил русской внешней политикой, пока не был казнен в годы опричнины. Поместный приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Разрядный приказ стал своего рода штабом вооруженных сил: определял, сколько служилых людей и из каких уездов должно выйти в полки. Разбойный приказ вел борьбу против «разбоев» и «лихих людей». Земский приказ ведал порядком в Москве.
    Укрепление  нового государства (монархии) требовало  решительной замены власти на местах, сложившегося при боярском правлении. Наиболее эффективной формой создания исполнительного аппарата явилось избрание на местах самими подданными чиновников для несения государственных функций.
    После смерти Ивана IV (Грозного) происходит решительный  поворот от земского к приказно - воеводскому управлению. Боярство, недовольное отменой системы кормлений, стремилось вновь вернуться к ней под другим названием. Земская реформа, направленная на создание боеспособного войска, привела к обратному результату: во время борьбы с польско-шведскими захватчиками в ряде местностей земское самоуправление не всегда оказывалось способным быстро мобилизовать местные людские и военный ресурсы для отпора врагу. Наконец, в целом, ополчение по-прежнему строилось на базе самоуправляющихся городских миров, которые в "безгосударное время" брали на себя полноту верховной власти.
    После Земского собора 1613 года и избрания царем рода Романовых встала необходимость сочетания управления из Москвы с самоуправлением на местах. Это было обусловлено тем, что разорение и упадок хозяйства, сложность социально-классовых противоречий и общая слабость политической системы вынуждали правительство Михаила Романова опираться в своей деятельности на сложившуюся практику местного самоуправления и авторитет Земских соборов. Еремян, В. Муниципальная история России (от Киевской Руси до начала XXв) - М.: Академический проспект, 2003. - С 195.
    Именно с 1613 года сословно-представительная монархия в России вступила в пору своего расцвета.  

    2.2. Становление и  законодательное обеспечение приказной системы управления  

    Реформы коснулись и организации верхнего эшелона управления. Было ограничено местничество. Учитывалась, прежде всего «порода» - происхождение, а не личные заслуги.
    Указ 1550 г. ввел два ограничения местничества. Первое касалось молодых аристократов. Их нельзя было в 15-18 лет (а с 15 лет начинали службу) назначать воеводами, а дать низкое назначение тоже было невозможно: «поруха» чести. Было решено, что служба молодых людей на невысоких должностях не считается прецедентом. Произошло явное «огосударствление» местничества.
    В 1555-1556 гг. было принято Уложение о службе. Определялось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне; если вотчины или поместья феодалов были большими, то владелец должен выводить с собой вооруженных холопов.
    Власть на местах издавна принадлежала наместникам (в уездах) и волостелям (в волостях). Они получали эти территории в «кормление». В пользу кормленщика шли судебные пошлины. Они так же получали в вознаграждение за участие в военных действиях. Эта система не была эффективной. Теперь кормления отменялись, деньги, которые шли кормленщикам, отныне взимало государство в качестве налога. Из этого централизованного фонда можно было платить «помогу» служилым людям.
    В 1550 г. был принят новый судебник. Судебник закреплял создание в Московском государстве «праведного» (справедливого) суда, контролируемого «лучшими людьми» из данного сословия на местах. Однако до создания постоянных верховных сословно-представительных учреждений дело не дошло.
    Целям укрепления государственной власти должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель.
    Общерусская церковная реформа была проведена  на Стоглавом соборе, названном так  по сборнику его постановлений, состоявшему  из ста глав («Стоглав»). Собор открылся 23 февраля 1551 г.
    Собору  предстояло заняться самыми различными сторонами церковной жизни - обсудить меры по укреплению дисциплины, унификацию обрядов, моральное состояние служителей, проблему землевладения и привилегий церкви.
    Продажа церковных должностей, взяточничество, ложные доносы, вымогательства стали столь распространенными в церковных кругах, что Стоглавый собор вынужден был принять ряд постановлений, несколько ограничивающих произвол как высших иерархов по отношению к рядовому духовенству, так и последнего по отношению к мирянам.
    Приказное управление представляло собой систему  управления на государя и на государевом жалованье. Благодаря взяточничеству воеводы запасались средствами и для пожизненного прокормления как самих себя, так и своих семейств. При недостаточности и неясности законов и при том полновластии, какое давалось лицам, заведовавшим местною администрациею, произволу московских чиновников не было границ. Леонтьев, А. Образование приказной системы управления в Русском государстве - М.: Изд-во Московского ун-та, 1961. - С 82..
    2.3 Приказно-воеводское  управление 

    После смерти Ивана IV о воеводском управлении "вспомнили" и стали широко использовать, назначая воевод из числа бояр "покормиться". 

    Воеводы обычно назначались государем по согласованию с думой ("боярским приговором") сроком на 1 - 2 года, из числа тех лиц, назначения которых требовало местное население. В административном отношении территория Московского государства была разделена на несколько разрядов (ступеней). Важнейшие области и города - Сибирь, Великий Новгород и Казань, позднее Белгородский полк. Значимость указанных административно-территориальных единиц характеризовалась тем, что в них направлялись, как правило, два или даже три воеводы, преимущественно из боярского сословия, к которым были прикреплены по два дьяка и несколько подъячих. Вторую ступень составляли города, в которых при воеводе всегда действовал дьяк, возглавлявший штат подъячих. В городах третьего разряда при воеводе было по одному или по двое подъячих и, наконец, в городах четвертого разряда служили воеводы, при которых штат подъячих отсутствовал. Следует отметить, что воеводами могли быть лишь служилые люди (от бояр до дворян первой статьи), осуществлявшие свои полномочия в основном в течение одного года (правда, допускалось увеличение этого срока до двух или даже трех лет, в случаях "особой милости" государя или по просьбе местных жителей). Назначение воеводы в города и области первой степени зависело непосредственно от государя; в города второй степени, особенно украинские и пограничные, воеводы назначались Разрядным приказом; наконец, в небольшие города, находившиеся в глубинке страны, воеводы назначались либо по челобитным самих служилых людей, либо по просьбе местных жителей. Однако любое из перечисленных назначений представлялось на утверждение царя. К 1625 году воеводы были назначены в 146 городах.
    Все указанные лица формировали приказную  или съезжую избу, иногда разделявшуюся  на особые отделы или службы по соответствующим  отраслям местного управления.
    Сфера и объем полномочий воеводы определялся  наказами, которые он получал из разряда, назначавшего воеводу на эту должность. В соответствии с полученным наказом воевода руководил городским хозяйством, обороной, охраной безопасности и благочиния, осуществлял полицейско-надзорные полномочия и местное правосудие. Осуществление "суда и управы" являлось важнейшей прерогативой наместника-воеводы.
    Одной из важнейших функций воеводы  были фискально-финансовые: надзор за сбором податей, пошлин и отправлением повинностей; надзор за осуществлением действий таможенного и кабацкого характера. Аппарат воеводы, помимо дьяков и подъячих, состоял из так называемых "приказных" - тиунов, доводчиков и праветчиков, бывших на государевой службе. В тех местах, где еще сохранилось, и не было реформировано земское и губное самоуправление, воевода осуществлял надзор за деятельностью губных и земских старост. Щепетев, В. История государственного управления в России - М.: Владос, 2003. - С. 247
    Кроме воевод, на местном уровне по-прежнему продолжали действовать и другие "государевы люди": становщики - возглавлявшие становую администрацию, слободчики - осуществлявшие руководство слободскими делами и поселыцики - ведавшие вопросами управления сел, непосредственно принадлежавших государю (так называемых, подклетных или дворцовых селений).
    При переходе к абсолютизму происходит еще большее слияние верховной власти с управлением. Московский государь, с одной стороны, становится "первым чиновником" государства, с другой стороны, утрачивает способность к прямому управлению. Этот процесс начинает набирать силу после "Соборного Уложения" 1649 года. Хотя до реформ Петра I все органы самоуправления сохраняются, тем не менее, подавляющее большинство дел решаются непосредственно в московских приказах и осуществляются на местах через назначенных из Москвы воевод.
    Соединяя  понятия о верховной власти и правительстве, абсолютизм далее соединяет понятия о правительстве и бюрократии. На этом фоне самоуправлению отводится все уменьшающаяся роль в системе управления.
    Дальнейшая  тенденция к централизации власти отражается и в эволюции Думы и  ее социального состава. В составе властвующей элиты XVII века наряду с традиционной группой знати, занимающей, как правило, высшие военные должности, все более заметной становится новая группа - высшая бюрократия, порожденная развитием административного аппарата.
    Эволюция  сословной структуры Московского  государства и социального состава  правящей элиты сопровождалась сдвигами в системе административного аппарата, его учреждений и штатов. Наряду с боярской думой стержнем политической системы государства становятся центральные административные учреждения - приказы. Известный дореволюционный исследователь Е.П. Карнович отмечал по этому поводу, что "всего на Москве, кроме городовых и патриарших приказов и таможен, было 42 приказа, и что дьяков в тех приказах, и по городам и с воеводами было до 100, а подьячих - до 1000 человек, но без всякого сомнения, сверх этих, так сказать, штатных nnn чиновников, приказы дополнялись множеством низших служителей". Роль государства в мобилизации ресурсов, организации сословного строя, войска и управления делала необходимым большой административный аппарат, его постоянное совершенствование, связанное с расширением функций и увеличением централизации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.