На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по дисциплине: «Основы философии»

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию                                                                 ФГОУ СПО "Астраханский государственный  политехнический колледж" 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  
по дисциплине:
«Основы философии»
Вариант№4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:
Уч-ся ЗТП 41
Алехина А. Т.
Проверила:
Даниелян  И.В. 
 
 
 
 
 

Астрахань 2011.
Содержание: 

    Вопрос  № 1……………………………………………………………...….3
    Мировоззрение, его структура  и основные типы.                                   
    Вопрос № 2……………………………………………………………..... 13
    Основные  принципы формирования в философии  Средневековья. Классическая философия. Августин Блаженный
    Список литературы………………………………………………….…..20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вопрос  №1
Сама  философия составляет теоретическую  основу мировоззрения, вокруг которого образовалось облако обобщенных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.
В своем  реферате я хочу рассказать о том, что такое мировоззрение в  целом, а также его структуре  и основных типах.
Задачей моего реферата является раскрытие  самого понятия мировоззрение, его  структуры и общего смысла
Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого  сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее  целостное понимание людьми мира и самих себя.
Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и  сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей также  подвержено историческим переменам. Оно  активно улавливает, преломляет большие  и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении  в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие  на том или ином этапе истории  предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настоя той  или иной эпохи. Но в реальной действительности мировоззрение формируется в  сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.
Строго  говоря, каждый человек или социальная группа, выделенная по тому или иному  признаку (например, по классовой принадлежности, социальному положению, уровню образования, профессии и другим), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления  о мире и жизненные программы.
В целом  мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное  место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни  и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и  идеалов людей.
  Типы мировоззрений.
В многообразии вариантов исторически изменяющихся мировоззрений можно выделить ряд  укрупненных градаций, типов. Мировоззрение  – образование интегральное. В  нем принципиально важна связь  его компонентов, их «сплав». И как  в сплаве различные сочетания  элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением.
В состав мировоззрения входят и играют в  нем важную роль обобщенные знания – повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или  отдельного человека, тем более серьезную  опору может получить соответствующее  мировоззрение. Наивное, непросвещенное создание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих  взглядов, общаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.
Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности  того или иного мировоззрения  бывает разной. Но знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и  мир человека) в мировоззрении  осмысливается также весь уклад  человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления  о добре и зле и другие), выстраиваются  «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или  иные способы жизни, поведения.
Программы жизни, действия, направленность поступков  имеют под собой две «опоры»: знания и ценности. Они во многом «полярны», противоположны по своей  сути. Познанием движет стремление к истине – объективному постижению реального мира. Ценное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение  людей ко всему происходящему  в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируется нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна  связывалось ценностное создание, выступали  понятия добра и зла, красоты  и уродства. Через соотнесение  с нормами, идеалами осуществляется оценивание – определение ценности происходящего. Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности  познавательный и ценностный способы  освоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены в согласие. Должно достигаться  также напряженное единство других «полярных» компонентов, аспектов, уровней  мировоззрения: чувств и разума, понимания  и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видения будущего. Их соотнесение, сочетание, синтез –  сложная и мучительная духовно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность  и целостность человеческого  опыта, всей системы ориентаций.
Мировоззрение – комплексная форма сознания, объемлющая самые разные «пласты» человеческого  опыта, - способно раздвигать узкие  рамки повседневности, конкретного  места и времени, соотносить данного  человека с другими людьми включая  и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается  опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей  преобращаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.
Итак, мировоззрение  – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее  видение, понимание мира, места в  нем человека и вместе с тем  жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении  в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.
В мировоззрении  находит свое завершение целостность  духовности человека. Философия как  едино-целое мировоззрения есть дело не только каждого мыслящего  человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь  во всей красочной полноте и цельности  ее многообразных моментов. Мировоззрение  существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и  убеждений, а также образа жизни  человека и общества (как форма  реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве – ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.
О ценностных ориентациях.
Под ценностными  ориентациями имеется в виду система  материальных и духовных благ, которые  человек и общество признают как  повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения  людей. Эта ориентация выражается и  в практическом отношении людей  к их ценностям. Определить действительный стержень ценностных ориентаций в человеке, выявить его подлинную духовную сердцевину – значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыслах, поведенческих актах, поступках. При этом ценностные ориентации складываются у человека в раннем детстве и уже тогда они дают о себе знать в поведении индивидуума. Нет и не было людей, душа которых не была бы преисполнена определенными иерархически выстроенными ценностями ориентациями.
Всякий  предмет, любое событие, вообще все  имеет объективную ценность или, если хотите, смысл, значимость, положительную  или отрицательную ценность. При  этом ценности равнозначны: они имеют  и объективно для нас разную меру значимости. Мы оцениваем вещи, события  с чисто эмоциональной, религиозной, нравственной, эстетической, научной, философской, прагматической точек  зрения. Тут можно говорить, например, о том, что вещи, как и люди, могут быть просто приятны. Иной уровень  оценки того, что мы воспринимаем как  возвышенное, сокровенное, священное.
Наша  душа обладает и врожденными, и воспитанными свойствами, способностью пробуждаться к действию по поводу той или иной ценности, что выражается в соответствующем  переживании. Каждый человек обладает уникальным способом относиться к ценностям  того или иного рода, в чем и  состоит суть именно его ценностной ориентации. Это проявляется на уровне мировоззренческих позиций, где  речь идет об отношении к искусству, религии, к выбору философских пристрастий  и прежде всего нравственных ориентаций. Так, для глубокого верующего  человека определяющей силой в его  духовной жизни является религия, т.е. те высшие и последние ценности, которые он признает над собой  и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям.
Отметим, что истинная сущность человека определяется не его отдельными качествами и порой  случайными поступками, а преобладающими интересами и ценностными интересами. Жизнь общества в немалой степени  зависит от господствующего мировоззрения, от того, какие убеждения и идеалы исповедует образованная часть общества, что считает наивысшей ценностью на шкале всей иерархии ценностей.
 О вере.
Проблема  ценностей в составе мировоззрения  теснейшим образом связана такими феноменами духа, как вера, идеалы и  убеждения. Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души, изящно оживленной «теплым дыханием чувств», - один из стержневых устоев духовного  мира человека и человечества. Может  ли быть так, чтобы человек в течении  всей своей жизни ни во что не верил? Такого быть не может: хоть дремлющая  вера, но непременно наличествует в  душе даже такого человека, про которого говорят, что он Фома неверующий.
Вера  являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Наш  разум, по словам Б. Паскаля, со всей силой  своей повелительности требует  от человека веры: разум знает, что  за его пределами есть бездна ему  недоступная, но в ней что-то схватывается силой интуиции, на чем и вырастает  вера. Акт веры – это сверхсознательное  чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Кроме  того, у человека существует нравственной или, говоря точнее, нравственно-психологическая  веры: без нее, как и без доказательного знания, жить не только духовно, но и  практически невозможно. Да и никто  и не живет – ни самый отъявленный  пессимист, ни воинствующий атеист. При  этом нельзя противопоставлять разум  и веру или веру и знание как  нечто «несовременное». Старинная  мудрость гласит: «Не только как, но и во что мы верим, выражаем сущность духовного мира человека». Скажем, вера в добродетель опирается на чувство  ее необходимости, на чувство того, что она слита воедино с  моим сокровеннейшим Я, которое нравственно воспитанно и социально абсолютно необходимо.
Далее, нельзя отождествлять веру вообще с  религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры – в самого себя, в свои убеждения, в своих  близких, в то, что мир есть «движущаяся  материя, данная нам в ощущениях». Ведь это никто никогда не доказал  и никто никогда не сможет, в  это можно только верить. Нельзя же учение физики о материи считать  исчерпывающим: это лишь грань или  срез знания, а не цельная картина  всего сущего. Или возьмем другой пример. Мы верили в светлое будущее  коммунизма. Но разве это – научное  знание? Конечно, нет. Это самая настоящая, притом слепая, вера. Мы верили в «гениального вождя и учителя всех народов». Что это, как не мифология, атеистическая  религия? Тут только иконы иные, а  вера самая настоящая, неистово-злая: это религия идолопоклонства.
В самом  же нормальном понятии собственно религиозной  веры заключается в то, что она, говорит Г. Гегель, есть не просто знание о Боге, о нашем отношении и  отношении мира к нему, а также  нетленности нашей души; это знание не есть просто историческое или рассудочное  знание: в нем заинтересовано сердце, оно имеет влияние на наши чувства  и на определение нашей воли, отчасти  в силу того, что благодаря ей наши обязанности и законы приобретают  большую силу, будучи представлены нам как зоны Бога, отчасти в  силу того, что представление о  возвышенности и доброте Бога по отношению к нам наполняет  наше сердце восхищением и чувствами  смирения и благодарности. Таким  образом, религиозная вера поднимает  нравственность и ее мотивы на новую, более величественную высоту. Религиозные  побуждения преисполнены утонченными  чувствами, которые у настоящего верующего обретают более мягкие тона человечности и добра. Так что  благодаря этому, красивой фантазии и утолительной силе духовного искусства (прежде всего музыки, вокала, живописи, иконописи), холодный разум как бы растопляется в солнечных лучах  божественной благодати, несущей умиротворение  и радость бытия.
Говоря  о религии как форме общественного  сознания, имеют в виду понятия  Бога и бессмертия и то, что связанно с этими понятиями, поскольку  они составляют убеждения всех народов  мира, оказывают влияние на их мысли  и дела; все это возвышает и  облагораживает дух нации, пробуждая  в ее душе (порой дремлющие) чувства  достоинства, не позволяя народу унижаться  и унижать.
Об  идеалах
Важной  составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании  будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность  измышлять идеалы: без них нет  на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло  существовать человечество.
Многие  великие умы задумывались над  тем, что такое «идеал»? И. С. Тургенев полагал: «Жалок тот, кто живет без  идеала!». Имея в виду именно идеал, К. Маркс писал, что идеи, которые  овладевают нашей мыслью, подчиняют  наши убеждения и к которым  разум приковывает нашу совесть: это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Во все времена, утверждал Р. Роллан, были люди, отдавшие жизнь за свои идеалы.
По словам Сенеки, когда человек не знает, к  какой пристани он держит путь, для  него ни один ветер не будет попутным. Аналогично думал и Л.Н Толстой: идеал – это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни.
Бросив  ретроспективный взгляд на историю, мы убедимся, что люди решались на самые  грандиозные дела, если впереди, хоть вдалеке, им сверкал путеводной звездой  идеал.
Идеал – это мечта и о самом  совершенном устройстве общества, где  все «по справедливости», и о  гармонически развитой личности, и  о различных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. Идеалы, как  правило, обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом (вспомним эпоху Возрождения). Что в этих идеалах есть истинного, сохраняется в мировоззрении и в конечном счете реализуется в практике, в жизни, а не истинные идеалы, как утопия, будут рано или поздно отброшены.
Об  убеждениях.
Своего  рода золотым куполом храма мировоззрения  являются убеждения. Убеждения –  это твердо составная система  взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже – в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами. Мировоззрение срастается с миром  чувств и формами поведения, оно  подчеркивает личность, придавая качественную определенность ее духовному миру. В сфере убеждений невозможна стрелка - двух безусловных принципов  убеждения в душе одной и той  же цельной и принципиальной личности быть не может. Характеризуя природу  убеждений, С. Н. Булгаков писал:
«Чрезвычайно  важную промежуточную ступень между  верою и знанием составляет так  называемое убеждение. Убеждение есть субъективно наиболее ценная для  нас часть наших мнений, но вместе с тем убежденным можно быть лишь в том, что не имеет характера  логической бесспорности, а в большей  или меньшей степени поддерживается верой. Нельзя быть убежденным, например, в том, что сегодня такое-то число».
Убеждения составляют стержень мировоззрения  и духовное ядро личности. Человек  без глубоких убеждений – это  еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязываемые ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я. Известно, что  именно идейная убежденность позволяет  человеку в минуту смертельной опасности  преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать героические  поступки. История – свидетель  того, что многие великие истины и принципы социальной справедливости «оплачены» кровью их убежденных защитников, которые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке.
Убеждения зарождаются и развиваются в  ходе нашего становления, в общении  с природой, в приобщении к сокровищам культуры. И по нашей воле (как  бы она ни была сильна) изменить их нельзя: это нечто укорененное в глубинах нашей души. Однако наши убеждения  могут меняться и даже существенным образом в периоды, когда происходит смена парадигмы знания и коренная переоценка всех ценностей, т.е. в переломные периоды в жизни общества, а  также индивидуального развития.
Следовательно, убеждения не только зарождаются, но и перерождаются. Примеров этому  великое множество. Перемены в убеждениях осуждать нельзя, если они имеют  уважительные основания. Человеку зрелых лет позволительно изменить свои убеждения по поводу того или иного  события, факта или вследствие какой-нибудь существенной перемены, происшедшей  в самих этих фактах. Говоря об этом применительно к себе, Ф. М. Достоевский  утверждал, что ему очень трудно рассказывать историю перерождения своих убеждений. Об этом хорошо пишет  Лев Шестов. По его словам, перерождение убеждений – это, прежде всего  история их рождения. Убеждения вторично рождаются на его глазах в том  возрасте, когда у него достаточно опыта и наблюдательности, чтобы  сознательно следить за этим великим  и глубоким таинством своей души. Но он не был бы проницательнейшим  психологом, если бы такой процесс  мог бы пройти для него наблюдениями. От пошлых убеждений Достоевского, от того, во что он веровал в молодости, когда вошел в кружек В. Г. Белинского, не осталось и следа. Обыкновенно  люди считают поверженных кумиров  все же богами, а оставленные храмы  – храмами. Достоевский же не то, что сжег – он, втоптал в грязь  все, чему когда-то поклонялся. Свою прежнюю  веру он уже не только ненавидел  – он презирал ее. Таких примеров в истории литературы немного. Новейшее время, кроме Достоевского, может  назвать только Ф.Ницше. Его разрыв с идеалами и учителями молодости  был не менее резким и бурным, а вместе с тем и болезненно мучительным. Достоевский говорит о перерождении своих убеждений, а Ницше – о переоценке всех ценностей. В сущности оба выражения – лишь разные слова для обозначения одного и того же процесса. Для того чтобы осмыслить действительную суть и жизненную силу мировоззренческих принципов в деятельности человека, нужно высветить не только собственно теоретические аспекты мировоззрения, но и вникнуть в глубины эмоциональных переживаний человеком этих принципов. Тогда открываются мощные мотивы, движущие силы в жизнедеятельности человека, в цепи его поведенческих актов, поступков. Необходимо отметить, что мировоззрение должно быть рассмотрено под углом зрения его истинности, точнее говоря, меры по истинности. Только истинные убеждения могут служить результативным принципом жизни человека. Убеждение человека дурно, если оно ложно.
Таковы  составляющие мировоззрения, теоретическим  стержнем которого является система  философских знаний. А для того чтобы осмыслить эту систему, разумеется, в самых общих чертах, мы, прежде всего должны познакомиться  с истории философии.
Что же такое мировоззрение?
Мировоззрение – это связанное, целостное, общее  воззрение на мир, историю, человека. Разумеется, каждая дисциплина дает о  них необходимые сведения, но при  этом исходит из собственной, относительной  универсальной картины мира, как, например, физика – из физической картины  мира.… И лишь философия по самому своему предназначению является такой  дисциплиной, которая вырабатывает наиболее общий и вместе с тем  внутренне целостный, единый взгляд на окружающую реальность. Следовательно, Философия есть систематизированное  мировоззрение. 
 

Вопрос  №2
Средневековье занимает длительный отрезок истории  Европы от распада Римской империи  в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.). И именно с моментом падения Западной Римской империи (476 год н.э) ученые очень часто связывают возникновение  средневековой философии, однако такая  датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки  зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее, есть Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти  мгновенно: завоевание Рима не могло  сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит  эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится  к эпохе феодализма), ни внутреннего  миропредставления людей, ни религиозных  убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н.э конкурируют между  собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в  это же время формируются очаги  новой веры и мысли, которые в  последствии составят основу средневековой  философии. 
Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков.  
Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющий все сущее. 
Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки. 
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании. 
Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира.  
Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом.  
Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. 
Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов. 
Другим важным следствием креационизма является преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал - активного и пассивного: идей или форм, с одной стороны, материи - с другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - Бог, а все остальное - его творение.  
Разница между Богом и и твоорением - огромная: это две реальности различного ранга. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми античные философы надеяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. 
Христианский философ IV-V веков Августин Блаженный (354-430) говорит поэтому, что Бог ессть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо. Отождествляя Бога с бытием, Августин следует священному писанию.  
В Ветхом завете Бог сообщает о себе человеку: "Я есмь Сущий". В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а благодаря другому; отсюда происходит непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире. Христианский Бог, хотя сам по себе недоступен для познания, тем не менее открывает себя человеку, и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания. 
Понимание бытия в средние века в средние века нашло свое выражение в формуле: ens et bonum conventuntur (бытие и благо обратимы). Так как Бог и только Бог есть высшее бытие и благо, то все, что им сотворено, тоже хорошо и совершенно. Отсюда следует утверждение о том, что зло само по себе - небытие, оно не является сущностью. Так, дьявол, с точки зрения средневекового мышления, это небытие прикидывающееся бытием. Зло живет благом за счет блага, поэтому в конечном счете добро правит миром. В этом учении выразился оптимистический мотив средневекового сознания. 
Итак, подводя итоги, можно сделать следующие выводы. 
Во-первых, период возникновения средневековой философии - I-IV век н.э. 
Во-вторых, философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.  
И наконец, идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались в основном с позиций теоцентризма и креационизма. 

  У истоков средневековой философии  стоит фигура Аврелия Августина - "Святого", "Блаженного" .
  В вопросе "разум или вера?" у  Августина не было колебаний: конечно, вера, а точнее - превосходство веры над разумом. Вера должна предшествовать пониманию ("верь, чтобы понимать") и быть критерием всех доступных  нам истин. Истину надо искать в Боге, а не в науках. Разум подкрепляет  положения веры, но сам истину найти  не может. Истины разума ограничены, неполны. Истину можно найти только "влечением  сердца", т. е. верой, которая важнее разума.
  Проблема  всех проблем для Августина - человек, но не сам по себе, а как образ  и подобие Бога. Тайну этого  образа и подобия разгадает "лишь тот, кто познал самого себя". В  античности свобода являлась свойством  разума: выбор фактически определялся  познанием, был как бы его логическим продолжением, завершением, следствием. У Августина свобода есть свойство воли: разум познает, но выбирает все-таки воля. Воля же лишь тогда подлинно свободна, когда она не причиняет зла, наоборот - добродетельна, ориентирована на благо. Но что такое зло, и что - добро, благо? Августин считает, что в сущности своей зло - это любовь к самому себе, а благо - любовь к Богу, служение Христу.
  "Две  разновидности любви, - пишет Августин, - порождают два града: любовь  к себе, вплоть до презрения  к Богу, рождает земной град; любовь  к Богу, вплоть до полного самозабвения, рождает град небесный. Первая  возносит самоё себя, вторая - Бога. Первая ищет людскую славу,  вторая устремлена к высшей славе Бога". Град земной, основателем и царем которого является сам дьявол, состоит из тех, кто видит цель своего существования только в здешней, земной жизни (почему и называется земным градом), кто ограничивает свою жизнь мирскими благами и заботами, кто живет "по человеку" ("по плоти"), а не "по Богу" ("по духу"), кто стремится к господству и власти над себе подобными. Словом, это "великая разбойничья организация" - реальное, земное государство.
  Град  небесный составляют, помимо ангелов  и самого Бога - царя этого града, люди праведного, богоугодного образа жизни, странники, пилигримы, те, кто  культивирует внеземные ценности и  идеалы, кто готов ограничиться как  можно меньшим числом земных вещей  и благ, кто принимает их лишь как предмет пользования, но не любви  или наслаждения. Праведники не увлекаются земными благами и не забывают о своих обязанностях перед Богом. Речь фактически идет о церкви. Будучи домом сына Божьего, она может  рассматриваться как видимый  представитель града небесного. Хотя сам Августин исходил из их несовпадения.
  Граждане  земного града определены к вечному  проклятию, граждане же града небесного - к спасению во веки вечные.
  Человеческая  история, по Августину, есть история  борьбы града небесного и града  земного. Или, что то же самое, - церкви и государства, божественного и  природного в человеке и обществе. Периодизация этой борьбы строится на аналогии с шестью днями божественного  творения мира и шестью возрастами человеческой жизни (младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст  и старость). Первый период истории  человечества, его младенчество, или  раннее детство, начинается с первых членов царства небесного и царства  земного Авеля и Каина и  продолжается до потопа - первой серьезной  кары всех нечестивцев. Шестой период кладет конец земной истории человечества. Конец истории - это второе пришествие Христа, воскрешение и страшный суд, когда праведники будут окончательно отделены от грешников; первые соединятся с Богом, своим истинным владыкой, обретут вечное блаженство, а вторые отправятся в ад на стенания и муки вечные.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.