На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление внутренним туризмом в регионе (на примере ХМАО-Югры)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

     В России растут объемы внутреннего туризма. Отдых внутри страны пользуется все большим спросом, чему способствует развитие туристической инфраструктуры. Растет количество туристов, совершающих короткие поездки и поездки недалеко от места жительства. Открываются горнолыжные комплексы, строятся гостиницы - необходимый набор услуг теперь можно получать все ближе к дому.
     В последние годы туризм стал одним  из самых прибыльных видов бизнеса. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления.
     Изучение  внутреннего туризма на уровне регионов особенно актуально в России, потому что наша страна обладает обширной территорией, разделенной на множество субъектов (регионов), каждый из которых имеет свои неповторимые особенности. Для того, чтобы грамотно управлять внутренним туризмом в регионах, максимально эффективно использовать их туристский потенциал, необходимо знать эти особенности и находить к каждому субъекту свой правильный подход.
     Объектом  исследования является внутренний туризм, предметом исследования - особенности управления региональным туризмом на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
     Цель  исследования: осветить содержательную сторону внутреннего туризма  и описать состояние туристского  потенциала региона ресурсного типа  - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - проанализировать понятие внутреннего  туризма;
     - выявить особенности региона  ресурсного типа;
     - рассмотреть основы маркетинга  туристского региона;
     - проанализировать состояние туристского  рынка в регионе;
     - ознакомиться с деятельностью  Управления туризма ХМАО-Югры  по организации внутреннего туризма.
     Методологическая  база исследования:  институциональный и системный подходы, анализ документов, вторичной социологической информации.
     Теоретической базой курсовой работы являются труды  А.Ю. Александровой, А.В. Бабкина, М.Б. Биржакова, Г.А. Гомилевской, Л.П. Шматько, В.А. Квартального, А.А. Самойленко, других отечественных и зарубежных авторов,а также научные статьи, данные социологических исследований, монографии, Интернет-ресурсы.
     Работа  состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы составляет 44 страницы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО  ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ 

     1.1 Понятие внутреннего  туризма 

  Существует множество определений понятия «внутренний туризм».
 «Туризм внутренний   -   путешествия   в   пределах  Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации» - такая трактовка понятию приводится в Федеральном законе РФ Об основах туристской деятельности в РФ и в ГОСТе Р 50690-2000.
     Внутренний  туризм - временный выезд граждан  конкретной страны с постоянного  места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях. Внутренний туризм не представляет собой, отдельную сферу, а связан со всеми другими секторами  национальной жизни.1
     Внутренний  туризм – систематизированная и  целенаправленная деятельность предприятий  сферы туризма, связанная с предоставлением  на территории Российской Федерации  туристских услуг и туристского  продукта внутренним туристам.2 Внутренний турист – ночующий, временный посетитель в коллективном или индивидуальном средстве размещения, постоянно проживающий в одной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов среды его обычного обитания на срок, не превышающий 12 месяцев, не занимающийся в месте временного пребывания оплачиваемой работой.
      Функциональная  классификация видов внутреннего  туризма определяется целью поездок. В соответствии с данными признаками различают следующие основные виды туризма: рекреационный, лечебно-оздоровительный, познавательный, деловой, спортивный, этнический, религиозный, образовательный.
     Наиболее  распространенными являются рекреационный  и познавательный туризм. Рекреационный туризм отличается большим разнообразием и может включать зрелищно развлекательные программы, охоту, рыбалку, музыкальное и художественное творчество, посещения спортивных мероприятий в качестве зрителя и т. д. Лечебно оздоровительный туризм обусловлен потребностью в лечении различного рода заболеваний и оздоровлении организма после перенесенных болезней, а также поддержании молодости, красоты и здоровья, снятия стресса и усталости. Познавательный (экскурсионный) туризм включает в себя поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов. Поездка может включать в себя познавательные и рекреационные цели одновременно.
Деловой туризм охватывает путешествия со служебными или профессиональными целями без  получения доходов по месту временного пребывания. К этому виду туризма  ВТО относит поездки для участия  в съездах, научных конгрессах и  конференциях, производственных совещаниях и семинарах, ярмарках, выставках, салонах, а также для проведения переговоров  и заключения контрактов, монтажа  и наладки оборудования. Деловой  туризм включает: бизнес поездки, конгрессно-выставочный  туризм и инсентив – туризм.3 Инсентив - туризм представляет собой поездки, предоставленные руководством фирмы своим сотрудникам бесплатно в качестве поощрения за хорошую работу.
     Спортивный  туризм предполагает выезд для проведения спортивных мероприятий в тех  или иных регионах. Его, в свою очередь, можно подразделить на профессиональный и любительский туризм. Любительский туризм, можно подразделить следующим  образом: зимние и летние, а также  водные, воздушные, пустынные и горные виды спорта. Этнический туризм преследует цель посещения места рождения или происхождения семьи, а также места жительства родственников и/или близких. Этот вид туризма носит название ностальгического. Религиозный туризм основывается на религиозных потребностях людей различных конфессий. Он имеет две основные разновидности: паломнический туризм (отдельно следует выделить духовно паломническое направление) и религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. Образовательный туризм предполагает туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам. Наиболее популярными в настоящее время являются образовательные туры с целью изучения иностранных языков или углубления знаний иностранного языка.
     В зависимости от способа организации  выделяют организованный и неорганизованный туризм. Организованный туризм предполагает заранее разработанную и организованную туристской фирмой программу путешествия для туристов согласно их пожеланиям и бюджету. Неорганизованный туризм  предполагает, что туристы сами, без участия и/или посредничества туристской фирмы, организовывают свое путешествие. Неорганизованный туризм очень популярен. По продолжительности путешествий выделяют следующие виды туризма: краткосрочный (туры «выходного дня», поездки на срок до 7 дней), среднесрочный (туры продолжительностью от 9 до 12 дней) и долгосрочный (туры на срок от 15 до 30 дней).
     По  использованию транспортных средств, задействованных в ходе путешествия, можно выделить такие типы туризма  как: железнодорожный, авиационный, теплоходный/водный (морской и речной), автомобильный, автобусный, велосипедный, с использованием иных средств передвижения.4
По интенсивности  посещения туризм можно подразделить на постоянный и сезонный.
     Под постоянным туризмом следует понимать относительно равномерные посещения  туристских регионов и объектов в  течение всего календарного года. Под сезонным туризмом понимают такие посещения туристских регионов, частота которых зависит от климатических условий региона и субъективных характеристик туристского объекта. Различают высокий, средний и низкий сезоны. Высокий сезон характеризуется условиями наиболее полноценного использования туристами туристских ресурсов. На сезонность того или иного вида туризма оказывают существенное влияние природно-климатические факторы, общенациональные и религиозные праздники, каникулы, массовые мероприятия.
     В зависимости от возрастной категории  туристов можно выделить следующие  виды туризма: детский, молодежный, лиц среднего возраста, лиц третьего возраста. По источникам финансирования туризм можно подразделить на коммерческий и социальный типы. Коммерческий туризм ориентирован на получение туристскими предприятиями прибыли, является основным источником для развития производства услуг. Социальный туризм субсидируется из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для туризма определенных категорий граждан. 5
     В последнее время появились и  пользуются спросом новые виды туризма: экотуризм, агротуризм, экзотико-приключенческий и экстремальный туризм. Основная цель экотуризма - ознакомление туристов с природными ценностями, экологическое воспитание и образование людей. В рамках экотуризма можно выделить экообразовательные туры, туры в экосистемах, фотоохоту. Агротуризм (деревенский туризм) включает посещение туристами сельской местности с целью отдыха и/или организации развлечений в экологически чистых (относительно городских поселений) районах. Экзотико - приключенческий и экстремальный туризм связан с посещением экзотических мест (островов, вулканов, водопадов, пустынь и т. д.) и приключенческой деятельностью (рафтинг, дайвинг, туры на воздушных шарах и прочие).
     К специальным, наиболее распространенным видам туризма можно отнести  следующие:
1) религиозный  туризм;
2) деловой  туризм:
- конгрессно- выставочный туризм;
- инсентив - туризм;
3) лечебно  оздоровительный туризм;
4) экологический  туризм;
5) событийный  туризм;
6) горнолыжный  туризм;
7) экстремальный  туризм;
8) круизный  туризм.
Категории и количество специальных видов  внутреннего туризма не являются раз и навсегда заданными. С изменением потребностей туристов могут появляться новые специальные виды, и в  то же время ряд специальных видов  туризма постепенно может переходить в разряд ординарных и привычных. 6
      Внутренний туризм в России носит во многом локальный характер. Главная проблема – это цены на услуги в туристической отрасли, в частности высокие тарифы на проезд. Россия очень большая страна, и у многих наших соотечественников посещение туристических мест вызывает затруднения. Авиа-перелеты регулярными рейсами крайне дороги и доступны далеко не всем, а система чартерных рейсов пока развита недостаточно. Кроме транспортной доступности мест отдыха проблемой являются высокие цены на энергоносители и в целом на услуги ЖКХ, которые составляют весомую часть стоимости гостиничных услуг. В такой северной стране, как наша, турпакет всегда будет дорогим. Туристический сезон у нас не такой долгий, как в других странах, а содержать объекты туристического комплекса требуется круглый год. Потенциал российского туризма огромен и сейчас использован далеко не полностью. В России есть туристические ресурсы на любой вкус. Тем не менее, мы находимся только в начале пути построения современной туристической инфраструктуры. 
 

1.2 Особенности региона  ресурсного типа на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 

     В настоящее время наиболее обсуждаемой  научной проблемой за рубежом  и в России является определение  того, что такое регион, и как  это понятие может быть концептуализировано. Проанализировав большое количество литературы, можно с уверенностью сказать, что универсального определения  региона не существует. Существует даже мнение, что его нельзя дать в принципе. Таким образом, по нашему мнению, понятие «регион» - одно из самых сложных понятий в современных науках. Для иллюстрации понятийных сложностей необходимо привести основные трактовки региона в литературе, т.к. понятие «регион» имеет множество различных определений.
     Регион (от лат. regio - страна, область), территория (акватория), часто очень значительная по своим размерам, не обязательно  являющаяся таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения. 7
     Понятие «регион» обычно ассоциируется с понятием «территория»  и понимается как некое ограниченное пространство. Ученые А. Маршалов и А Новоселов считают, что регион является не только подсистемой социально-экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом производства, особыми формами правления его стадий и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов. 8
      Регион  в РФ - часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ.9
     Регион - родовое понятие, используемое в  законодательстве РФ для обозначения  национально-территориальных (республика, автономная область, автономный округ) и административно-территориальных (край, область) единиц.
     Чаще  всего в отечественной юридической  литературе термин «регион» используется либо для обозначения неодинаковых частей территории РФ, либо (значительно реже) при характеристике краев, областей, городов федерального значения. Для обозначения отдельных частей российского пространства законодательство оперирует и иной терминологией - бассейны, зоны, округа, районы и т.п.10
     Регион - это не только территория, но и население на ней, не только ряд административных единиц, которыми являются область и край, это всевозможные и целесообразные уровни административного деления, обеспечивающие данному социальному организму необходимые для нормального существования и функционирования уровни самодостаточности.
     Регион (от лат. regio, род. п. regionis - область), 1) то же, что район (в 1-м значении). 2) Территория (акватория), часто очень значительная по своим размерам, не обязательно являющаяся таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения (например, Сибирский регион). 3) Регион природный, значительная по размерам территория, обладающая некоторой общностью природных условий (например, сахель).11
     Регион  – большая область, группа соседствующих  стран или территорий, районы, объединенные по каким-нибудь общим признакам.12
     Регион - (от лат. regio — область) — 1) область, район, территория, часть страны, отличающиеся совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических условий и национального состава населения; 2) группа близлежащих стран, представляющая собой отдельный экономико-географический район, обладающая общими признаками, отличающими этот район от других районов; 3) субъект Федерации.13
      Регионы, экономика которых базируется на использовании природных ресурсов, можно отнести к ресурсному типу. В данных регионах проблема эффективного использования ресурсов стоит особенно остро. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности  их размещения, национальные и исторические черты, свои структуру хозяйства, уровень  экономического развития, специализацию. Он занимает определенное место в  хозяйственном комплексе страны, находясь в то же время в едином экономическом пространстве с другими  регионами.
     При этом основными особенностями региона  ресурсного типа являются:
- наличие  богатых разнообразных природных  (сырьевых и энергетических) ресурсов  и их высокая концентрация  на единице площади; 
- расположение  крупных месторождений полезных  ископаемых, имеющих важное значение  в экономике страны и всего  мира;
- высокий  удельный вес в экономике сырьевых  отраслей, отраслями специализации  являются «ресурсные отрасли»;
- минерально-сырьевые  ресурсы служат основой социально-экономического  развития;
- малое  количество или отсутствие производств  с полным циклом переработки  сырья; 
- ориентированность  на вывоз продукции неглубокой  степени переработки в другие  районы страны и за рубеж; 
- зависимость  от конъюнктуры экспорта;
- слабо  развиты отрасли производства  товаров народного потребления; 
- низкая  плотность населения; 
- острые  экологические проблемы.
    Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает первое место в России по запасам нефти, входит в пятерку регионов России по запасам природного газа. Наряду с нефтью и газом территория округа богата лесными, минерально-сырьевыми  и другими ресурсами.
    Регион  обладает значительными лесосырьевыми  ресурсами. Запасы древесины, в основном сосна, ель, кедр, пихта, лиственница, осина  и береза, - более двух млрд. кубометров. Доля хвойных насаждений составляет около 73%, общий уровень лесистости - 57%. Качество лесных ресурсов округа среднее - значительна доля "тонкомера", древесины с различными дефектами  по причине высокой увлажненности  и заболоченности ландшафтов. Вывозка  древесины последние годы составляла около 1,6 млн. м3.
    Рудные  полезные ископаемые представлены месторождениями  и рудопроявлениями железа, марганца, хрома, цветных, редких и благородных  металлов. Из неметаллического сырья  выявлены крупные месторождения  угля, кварца (ежегодные объемы добычи сырья около двух тысяч тонн), горного хрусталя, поделочного и  облицовочного камня, барита, фосфоритов. К настоящему времени геологические  запасы доведены до промышленных категорий  лишь по бурым углям, кварцевому сырью, золоту, породам, пригодным для производства сорбентов и некоторым стройматериалам.  

     Ресурсный потенциал территории и его отдельные  составляющие существуют объективно и  не зависят от производителей и потребителей, например, природные явления, вызывающие интерес туристов и являющиеся основой  туристской мотивации, - северное сияние, белые ночи, горы, море, ландшафт.
     На  основе всего вышеизложенного и  понятия региона можно дать понятие  региона ресурсного типа. Регион ресурсного типа - это экономико-социально-географическая целостность, обладающая общностью  природных, социально-экономических, национально-культурных условий, характеризующаяся относительно невысокоразвитой структурой хозяйственного комплекса с малым количеством  или отсутствием производств  с полным циклом переработки сырья  с преобладанием вывоза сырьевых ресурсов и полуфабрикатов, небольшой концентрацией населения и содержащая крупные запасы природных ресурсов. 
 

     1.3 Маркетинг туристского  региона 

     Все определения такого сложного понятия, как «маркетинг», могут быть объединены в две основные группы: классическое (ограниченное) и современное (обобщенное). В классическом понимании маркетинг – это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю, или социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации. В традиционных определениях маркетинга основной упор делается на товароснабжение и разработку товаров сбыта, несколько сужаются его основные цели и задачи, ограничивается число возможных объектов, а главное – упускается важность взаимодействия покупателей, продавцов и контактных аудиторий. Современное понятие маркетинга не ограничивается только товарами и услугами, а включает также в качестве объектов продвижения организации, людей, идеи и отдельные территории. Американская маркетинговая ассоциация (АМА) предлагает рассматривать маркетинг как предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории, идеи посредством обмена. Концепция маркетинга – это ориентированная на потребителя, интегрированная целевая философия развития фирмы, организации, территории или человека.14
     Маркетинг региона – это деятельность, осуществляемая в интересах регионального развития, в результате которой создается, поддерживается или изменяется отношение  к региону со стороны целевых  рынков и широких кругов потребителей. Маркетинг региона базируется на активном использовании природных, трудовых, материально-технических  и финансовых ресурсов региона, а  также на возможностях их реализации и воспроизводства. Территориальный (региональный маркетинг) – это маркетинг  товаров, услуг, предприятий, достопримечательностей региона, направленный на их продвижение, как за пределы территории, так  и внутри ее. Маркетинг региона  является важнейшей частью региональной экономической политики.
     Основными стратегическими направлениями  регионального маркетинга являются:
     -создание  и сохранение в социально-экономическом  пространстве региона объективных  и субъективных условий для  конкуренции:
     -повышение  конкурентоспособности товаров,  услуг и предприятий-производителей;
     -диверсификация  существующих и новых предприятий,  ориентированных на производство  товаров и услуг на основе  прогрессивных технологий;
     -формирование  социально-привлекательного имиджа  территории как на макро- , так  и на микроуровне. 
     Целью регионального маркетинга является повышение благосостояния и улучшение  качества жизни населения. Достижение этой глобальной цели предполагает планомерное  и системное изучение тенденций  развития территорий для принятия рациональных решений, направленных на создание и  поддержание престижа территорий в  целом, а также привлекательности  сосредоточенных на ней ресурсов и развитие возможностей для их реализации и воспроизводства.
     Цели  регионального маркетинга должны быть глобальными и работать на перспективу, но в то же время они должны быть реальными, достижимыми и понятными  для местного сообщества. Для того, чтобы они были понятны и разделялись  большинством хозяйствующих субъектов  и местного населения, они, как правило, не должны выходить за пределы активной жизни одного поколения, в противном  случае все усилия по формированию и реализации стратегии регионального  развития будут напрасными.
     Под маркетингом туристских территорий понимается деятельность, предпринимаемая  для целенаправленного формирования и продвижения имиджа туристской территории и её территориального туристского  продукта на внешние и внутренние рынки.  Он ориентирован на целевые  группы потребителей продуктов и  услуг территории.
     В систему маркетинга туристских территорий входят:
     -изучение  конъюнктуры туристского рынка  и динамики спроса на туристские  продукты и услуги региона;
     -прогноз  динамики туристских потоков;
     -определение  емкости регионального туристского  рынка;
     -прогноз  роста доходов потребителей туристских  продуктов и их потребностей;
     -прогноз  туристских расходов;
     -анализ  динамики цен на туристские  продукты и услуги;
     -планирование  ассортимента туристских продуктов  и услуг;
     -формирование  программ продвижения регионального  туристского продукта.
     Практический  маркетинг туристских территорий нацелен  на решение следующих задач:
     -обоснование  необходимости производства продуктов  и услуг путем выявления существующего  или потенциального спроса;
     -организация  научно-исследовательских разработок  по формированию конкурентоспособных  продуктов и услуг, отвечающих  потребностям;
     -координация  и планирование производственной, сбытовой и финансовой деятельности  предприятий региона;
     -совершенствование  методов сбыта и продвижения  регионального туристского продукта;
     -регулирование  и направление всего регионального  развития для достижения максимальной  удовлетворенности потребителей  и повышения благосостояния жителей  региона.
     Маркетинг туристских территорий весьма специфичен, так как он определяется, во-первых, природой туристского продукта, а  во-вторых, особенностями каждого  туристского региона. В свою очередь, уровень развития туризма в регионе  зависит от состояния уровня развития региона и государства в целом. Сам туризм по отношению к региональному  развитию выполняет маркетинговые  функции, поскольку способствует выявлению, максимизации и удовлетворению спроса на региональные продукты. 15
     Говоря о маркетинге регионов и туристских центров, мы имеем в виду, прежде всего, тот факт, что цель общей маркетинговой стратегии — привлечение туристов в данный регион или туристский центр. Необходимо также отметить, что под туристским регионом нами понимается отдельная территориальная единица, основанная на общности природных, культурных или историко-архитектурных ресурсов, объединенная общей туристской инфраструктурой и воспринимаемая в виде целостного объекта.
       Туристский регион — внутринациональная  категория, которая может соответствовать  конкретному административно-территориальному  делению, занимать часть административно-территориального  деления или представлять собой  территорию, расположенную на нескольких  административно-территориальных делениях.
       Туристский центр — совокупность  туристских объектов, компактно  расположенных на одной территории, объединенных общей инфраструктурой  и служащих для целей обслуживания  туристов. Иногда маркетинг регионов  и туристских центров называют  «маркетингом мест».
       Одной из специфических черт  маркетинга регионов и туристских  центров является привлечение  туристов не только из-за рубежа, но и внутри страны. Поэтому,  говоря о туристском продукте, представляемом регионом или  туристским центром, мы можем  говорить о двух его разновидностях, где маркетинговые усилия на  внешнем рынке осуществляются, как  правило, в соответствии с национальными  стратегиями и при координации  НТА (Национальная туристская администрация), а работа на внутреннем рынке — самостоятельно. Еще одной специфической чертой можно назвать то, что маркетинг служит не только для привлечения туристов, но и для регулирования туристских потоков в тот или иной регион или туристский центр. Такие маркетинговые стратегии носят сдерживающий характер и могут возникнуть по причине перегрузки экологической системы или негативной реакции местного населения на высокий поток туристов.16
       Для осуществления продвижения  туристского региона или туристского  центра в большинстве государств  создаются администрации этих  объектов, как правило, на принципе  общественных организаций при  участии местных органов власти. К таким примерам можно отнести  так называемые туристские офисы,  имеющиеся во многих государствах  мира.
     Каждый  российский регион имеет свой набор  специфических черт и проблем, все  субъекты Российской Федерации различны по экономическим, природным, социально-политическим, демографическим и прочим факторам. Это дает возможность разработать основы маркетинга территорий, сформировать эффективные подходы к территориальному позиционированию и формированию имиджа региона.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА КАК ТУРИСТСКИЙ РЕГИОН 

2.1 Состояние туристского рынка в регионе 

     Югорская  земля расположена в бассейне крупнейших рек Сибири Оби и Иртыша. Тысячи рек и озер, обильные ягодные  болота и таежные леса предлагают для занятий охотой, рыбалкой и  сбора дикоросов лучшее, чем богата Сибирь. Ни в одном крае нет такого количества видов рыб, животных и  птиц. Егерское обслуживание, трансфер, проживание в охотничьем домике, оформление лицензии на отлов, обработка трофеев, охотничье снаряжение, полная экипировка все располагает к отдыху и интересному времяпровождению. Зимой - высокий устойчивый снежный покров, отличный рельеф, холмы и долины, способствуют тому, что в регионе развиваются и приобретают все больше поклонников экстремальные и нетрадиционные виды спорта: горные лыжи, кайтинг, сноуборд.
       Основные виды и направления  туризма: этнографический, деловой, рекреационный, охотничий. Экологический туризм: отдых в сельской местности, маршруты по заповедным зонам, речные круизы по рекам Сибири. Здесь прекрасные возможности для охоты и рыбалки. Самые экзотические туры возможны на западе округа среди удивительных по красоте заснеженных горных вершин Северного и Приполярного Урала. Югра обладает хорошей базой для развития этнографического и этнического туризма. Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси - два родственных народа. В связи с промышленным освоением территории Ханты-Мансийского автономного округа неуклонно возрастала доля приезжего населения, коренные малочисленные народы сегодня составляют около 2% всего населения округа. Для знакомства с экзотической и уникальной культурой коренного населения в округе созданы многочисленные этнографические центры и музеи, природные парки. Несомненно, интерес представляет древняя культура ханты и манси, с которой можно познакомиться не только при непосредственном общении с ее носителями в национальных поселках и стойбищах, но и в этнографических музеях округа. В округе функционирует сеть интереснейших эколого-этнографических музейных комплексов, находится более 4000 памятников истории и культуры.
     Автономный  округ привлекает деловых людей. Проводятся форумы, конгрессы, специализированные выставки «Энергоснабжение», «Лес. Деревообработка. Коттедж», «Сургут. Нефть и газ», «Спорт. Туризм. Гостиничное хозяйство. Ресторанный бизнес» и другие. Существуют потенциальные возможности для развития конгрессного и делового туризма.
     Большое число гостей посещает административный центр Югры - город Ханты-Мансийск. Уже стали традиционными телевизионные  фестивали «Золотой бубен» и «Спасти и сохранить», кинофестиваль «Дух огня», театральный фестиваль «Чайка», музыкальный фестиваль «Югра». Округ привлекательное место для проведения крупных всероссийских и международных соревнований. С 1997 года на базе Центра лыжного спорта проводятся международные соревнования по биатлону. В марте 2003 года здесь впервые в России прошли самые крупные и зрелищные соревнования биатлонистов Чемпионат мира по биатлону.
     Темпы, с которыми в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре растут туристические объекты и открываются новые, интересные места посещения, впечатляют. В России, вероятно, больше нет другого региона, где с такой ответственностью и последовательностью развивали бы молодую отрасль местной экономики - туризм. При этом новые объекты удачно вписываются в окружающую среду, оживляя ландшафт нетрадиционными контурами и красками. В округе уже есть завершенные проекты для привлечения туристов. Это боулинг-центр, гостиничный комплекс «Югорская долина», где в скором времени будет построен аквапарк по самому современному проекту.
     В 2010 году были введены два крупных  объекта туристской инфраструктуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. К проведению 39 Всемирной шахматной Олимпиады и 81 Конгресса ФИДЕ в г. Ханты-Мансийске была введена в эксплуатацию гостиница «Олимпийская» на 800 мест и Югорская шахматная Академия. Проведена реконструкция горнолыжного комплекса «Хвойный Урман» и Центр зимних видов спорта им. А.В. Филипенко.
     Комфортное  размещение и проживание туристов, бизнесменов, спортсменов могут  обеспечить 85 гостиниц округа, которые  предоставляют современные удобства и комплекс услуг, соответствующий  уровню гостиниц 3 и 4 звезды. В городе Ханты-Мансийске это - гостиничные  комплексы «На семи холмах», «Югорская долина», гостиницы «Югра», «Миснэ». Транспортная инфраструктура туризма Ханты-Мансийского автономного округа - это сеть автомобильных, железнодорожных и водных путей, их хорошее качество и современное обустройство. В округе активно используются все основные виды транспорта.
     На  территории округа действуют 11 аэропортов. Аэропорты оснащены новым оборудованием  и ничем не уступают европейским. Осуществляется пассажирское авиасообщение  со многими городами России и стран  СНГ. Аэропорты Сургута, Нижневартовска, Радужного, Когалыма, Ханты-Мансийска  производят таможенный и пограничный  контроль и открыты для международного сообщения. По данным Управления туризма Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2010 году на территории автономного округа действуют 120 туристских компаний, находящихся в федеральном реестре туроператоров и имеющих финансовую гарантию. Из них 17 туроператоров, в том числе по внутреннему туризму 7 туроператоров и по международному и внутреннему туризму 10 туроператоров, 77 турагентов, 26 экскурсионных бюро. Они готовы предоставить первоклассное обслуживание и интересные увлекательные путешествия по Югорской земле.
     На  территории округа по оценочным данным 2010 г. действует 92 гостиничных предприятия. В Сургуте наиболее привлекательны гостиницы «Геолог» (Стала обладателем гранта Губернатора автономного округа в 2003 г. в номинации «Лучший сервис в гостинице и ресторане»), «Импульс», «Янтарь», «Ермак» и т.д. В Нижневартовске пользуются наибольшим спросом гостиницы «Венеция», «Луч», «Обь» (Выиграла грант Губернатора автономного округа в 2004 г. в номинации «Лучший сервис в гостинице и ресторане»), «Самотлор», «Березка». В Березово не так давно открылся отель «Град Березов», на базе которого прошли съемки программы «Фактор страха». В столице округа, в городе Ханты-Мансийске функционирует около 14 гостиниц. Наиболее привлекательными из них являются отель «Тарей», соответствующий уровню 4 звезд, гостиницы «Югра», «Отель плюс» и «Миснэ», соответствующие уровню 3 звезд, помимо этого в городе действует 2 комфортабельных гостиничных комплекса «Вэлнэс отель Югорская долина» (4*) и «На семи холмах» (3*). В период праздничных мероприятий гостиничные предприятия предлагают различные развлекательные программы и туры, а также предоставляют скидки.
     Более 90 туристских предприятий предлагают разнообразные туристские услуги, в  том числе по организации таких  видов туризма, как охотничье-рыболовный, экологический, этнографический, деловой, событийный, выставочный, культурно-познавательный, детский, спортивный. ЗАО Туристско-транспортной корпорацией «Спутник» (г. Нижневартовск) разработана серия литературных туров по Югре. Во время экскурсий туристы узнают о биографии, увидят фотографии, услышат рассказ о литературной деятельности и цитаты из разных произведений писателей и поэтов, связанных с Югорской землей, как живших в городе и крае в прошлом, так и живущих в настоящее время, и тех, для кого Сибирь послужила источником вдохновения.
     В 2003 году образована туристическая фирма  «Оптимист» (г. Сургут), предлагающая увлекательные маршруты по округу, например, сплавы на «обласах» по рекам, походы на яхтах, индивидуальные туры, а также организующая в летний период детские лагеря для детей округа.
     С 1995 года в округе работает холдинг  «Югра-Сервис», который занимается разработкой туристических маршрутов и программ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Компания успешно разрабатывает и реализует охотничьи и рыболовные туры, экскурсионные и этнографические, а также туры выходного дня.
     Компания  «Витус Беринг» начала свою работу с 1998 года и не один год работает по договорам со школами Сургута и Сургутского района, организовывая школьные поездки для детей по Югре и за ее пределами.
     ОАО ОВЦ «Югорские контракты» открыл новое направление деятельности - Департамент международного туризма «ОАО ОВЦ «Югорские контракты», он создан 19 декабря 2003 г. и предлагает тематические направления в рамках организации международных бизнес-туров 2004 г.
     Свыше 15 турфирм являются туроператорами. Они готовы предоставить первоклассное  обслуживание и интересные увлекательные  путешествия по Югорской земле.17
     На  базе Комитета по образованию города действует Станция юных туристов. Она специализируется на организации  и предоставлении экскурсионного обслуживания по городу Ханты-Мансийску для туристов разных возрастов. К праздничным  мероприятиям, проводящимся в столице  Югры, Станция юных туристов разрабатывает  увлекательные программы и маршруты с предоставлением скидок. 18
     16 декабря 1993 года создана молодежная  региональная общественная организация  «Федерация самодеятельного туризма Ханты-Мансийского автономного округа», членами организации на 2004 г. стало более 25 туристских коллективов. За прошедшие годы активом Федерации были изучены проблемы развития туризма в городах Нягань, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, в Нижневартовском, Сургутском районах. Основными направлениями деятельности Федерации является: организация и проведение соревнований по туристскому многоборью, поисково-спасательным работам, спортивному ориентированию; проведение школ судейской и инструкторской подготовки; проведение семинаров и курсов повышения квалификации работников сферы активного туризма. Появились и другие направления туристской деятельности организации: краеведение, студенческий туризм, особое внимание уделяется социальному туризму.19
     На  территории Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры 4 высших учебных заведений  занимаются подготовкой кадров для  туристской отрасли: Югорский государственный  университет (г. Ханты-Мансийск), Нижневартовский  государственный гуманитарный университет (г. Нижневартовск), Сургутский государственный  университет и Сургутский государственный  педагогический университет (г. Сургут). Два средних профессиональных учебных  заведений: Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж (г. Ханты-Мансийск) и Белоярский технико-экономический колледж (п.г.т. Белоярский).
     Несмотря  на то, что в 2008- 2010 годах не было зафиксировано  несчастных случаев, произошедших с  туристами, предпочитающих так называемый «дикий» туризм и при прохождении экстремальных маршрутов уделяется особое внимание вопросам безопасности туризма в автономном округе. Ежегодно в рамках специализированной выставки-ярмарки «ЮграТур» проходят семинары по вопросам страхования туристов.20
     Сегодня Ханты-Мансийский автономный округ  Югра один из самых стабильных и  развитых регионов Российской Федерации. Ежегодно подтверждается положение  Югры в Российском сообществе как  ведущего промышленного региона  и одного из наиболее динамично развивающегося российского центра культуры и искусства, спорта и туризма. В регионе есть хорошие перспективы для внутреннего туризма, так как округ уникальный природный комплекс, край лесов, рек, озер и болот, которые удивительно красивы в любое время года.  

2.2 Деятельность управления  туризма ХМАО-Югры  по организации  внутреннего туризма 

       Управление туризма (ранее комитет  по туризму) создан 10 декабря 2002 года и состоит из трех отделов: отдел развития туристских услуг и отдел маркетинга и продвижения туристских возможностей. Основная цель Управления туризма - создание условий для формирования в Ханты-Мансийском автономном округе современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.
   Задачи  Управления туризма направлены на реализацию государственной политики в сфере туризма; создание организационно-правовых и экономических условий развития въездного и внутреннего туризма, доступности туризма для всех категорий граждан; формирование представления о Ханты - Мансийском автономном округе как территории, благоприятной для туризма; развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма.
   Основные  направления деятельности Управления туризма:
-формирование концепции развития туризма в автономном округе;
-разработка туристских маршрутов внутреннего и въездного туризма;
-разработка проектов, целевых программ, нормативных правовых актов в области туризма;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.