На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 25.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     НИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
     ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
     МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
     КАФЕДРА ФИНАНСОВ, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И  КРЕДИТА 
 

     Допустить к защите ГАК
     Зав. кафедрой
     к.э.н., доцент
     _________ С.С. Жукова 
     «____»__________2007г. 

     ВАСИЛЬЕВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕРЬЕВНА
     УПРАВЛЕНИЕ  ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
     (дипломная  работа) 

     Научный руководитель:
     ст. преподаватель
     __________ Е.В. Мазикова
     Автор работы:
     __________ Л.В. Васильева 

     Тюмень
     2007
 

      Работа выполнена на кафедре финансов, денежного обращения и кредита по специальности – Финансы и кредит специализации – Финансовый менеджмент 

     Защита  в ГАК
     «_____»_________200__г.
     на  оценку _____________
     секретарь _____________
 

      Содержание 

Введение
Глава 1. Теоретические  аспекты анализа  расчетов дебиторского и кредиторского  характера
      Сущность и содержание дебиторской и кредиторской задолженности
      Безналичные расчеты как основной фактор возникновения внешней дебиторской и кредиторской задолженности
      Влияние дебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия и методика управления дебиторской задолженностью
Глава 2. Анализ состояния  расчетов дебиторского и кредиторского  характера на примере  ООО «Гелеум-Дизайн»
2.1 Организационная  характеристика ООО «Гелеум-Дизайн»
2.2 Анализ  состава и структуры дебиторской  и кредиторской задолженности
2.3 Анализ  деловой активности предприятия  и движения денежных средств
Глава 3. Проблемы и пути решения, связанные  с возникновением дебиторской и  кредиторской задолженности
Заключение
Список  использованной литературы
 

      Введение 

     В настоящее время в условиях развития рыночных отношений у предприятий  значительно возросло количество контрагентов – дебиторов и кредиторов, из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета  и отражения в отчетности дебиторской  и кредиторской задолженности. Более  сложным стало налогообложение  операций, связанных с учетом дебиторской  задолженности.
     Для того чтобы правильно выстроить  взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее  состояние взаиморасчетов и отслеживать  тенденции их изменения в средне- и долгосрочной перспективе. При  этом контроль должен быть дифференцирован  по отношению к различным группам  клиентов, каналам сбыта, регионам и  формам договорных отношений.
     Дебиторская и кредиторская задолженность естественное явление для существующей в России системы расчетов между предприятиями.
     Дебиторская задолженность включает задолженность  подотчетных лиц, плательщиков по истечении  срока оплаты, налоговых органов  при переплате налогов и других обязательных платежей, вносимых в  виде аванса. Она включает также  дебиторов по претензиям и спорным  долгам.
     Кредиторская  задолженность – это долги самого предприятия перед плательщиками, заказчиками, налоговыми органами и т.д.
     Политика  управления дебиторской и кредиторской задолженностью представляет собой  часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации  общего размера этой задолженности  и обеспечении своевременной  ее инкассации.
     Дебиторская задолженность всегда отвлекает  средства из оборота, препятствует их эффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовое состояние предприятия. Т.е. дебиторская  задолженность характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами. Тем самым она отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия, поэтому необходимо сокращать сроки ее взыскания.
     Основными макроэкономическими факторами  появления дебиторской являются:
    определение инфляционного роста цен адекватному увеличению платежных средств;
    неудовлетворительная работа банковской системы;
    низкая развитость или неразвитость финансового рынка;
    игнорирование правовых аспектов обязательств в договорной практике предприятий;
    не сокращающийся разрыв хозяйственных связей бывшего постсоветского пространства.
     Вместе  с тем, необходимо иметь в виду, что дебиторская задолженность, как реальный актив, играет достаточно важную роль в сфере предпринимательской  деятельности.
     Кредиторская  задолженность в определенной мере полезна для предприятия, т.к. позволяет  получить во временное пользование  денежные средства принадлежащие другим организациям.
     Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают  сильное влияние на финансовое состояние  организации.
     В целях управления дебиторской и  кредиторской задолженностью необходимо проводить их анализ.
     Анализ  дебиторской и кредиторской задолженности  включает комплекс взаимосвязанных  вопросов, относящихся к оценке финансового  положения предприятия.
     Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают  в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним.
     На  финансовое состояние предприятия  оказывают влияние как размеры  балансовых остатков дебиторской и  кредиторской задолженности, так и  период оборачиваемости каждой из них.
     Однако  балансовые остатки дебиторской  и кредиторской задолженности могут  служить лишь отправной точкой для  исследования вопроса о влиянии  расчетов с дебиторами и кредиторами  на финансовое состояние. Если дебиторская  задолженность больше кредиторской, это является возможным фактором обеспечения высокого уровня коэффициента общей ликвидности.
     Одновременно  это может свидетельствовать  о более быстрой оборачиваемости  кредиторской задолженности по сравнению  с оборачиваемостью дебиторской  задолженности. В таком случае, в  течение определенного периода  долги дебиторов превращаются в  денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает  недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения  дополнительных источников финансирования. Последние могут принимать форму  либо просроченной кредиторской задолженности, либо банковских кредитов.
     Актуальность  проблемы учета расчетов с дебиторами и кредиторами в настоящее  время определила выбор темы дипломной  работы «Управление дебиторской  и кредиторской задолженностью предприятия  ».
     Анализ  динамики дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия позволяет ответить на вопрос, обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателями и плательщиками потребность ООО «Гелеум-Дизайн» в денежных средствах и достаточный уровень его платежеспособности, а так же предложить меры по оздоровлению экономической ситуации. Т.е. позволяет ответить на вопрос, обеспечивают ли договорные условия расчетов с покупателями и плательщиками потребность предприятия в денежных средствах и достаточный уровень его платежеспособности.
     Цель  данной дипломной работы – провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия и  на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению. Для  достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
     1. Провести анализ экономического  положения ООО «Гелеум-Дизайн».
     2. Классифицировать дебиторскую и  кредиторскую задолженности в  структуре оборотных средств  предприятия.
     3. Рассмотреть вопросы учета дебиторов  и кредиторов на ООО «Гелеум-Дизайн».
     4. Проанализировать состав и структуру  дебиторской и кредиторской задолженности  на предприятии их оборачиваемость.
     5. По результатам анализа предложить  мероприятия по управлению дебиторской  и кредиторской задолженностями  на предприятии.
 

      ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ АНАЛИЗА  РАСЧЕТОВ ДЕБИТОРСКОГО И КРЕДИТОРСКОГО  ХАРАКТЕРА 

     1.1. Сущность и содержание  дебиторской и  кредиторской задолженности 

      Каждое предприятие, организация  в своей хозяйственной деятельности ведут расчеты с внешними и  внутренними контрагентами: плательщиками  и получателями, заказчиками и  подрядчиками, с налоговыми органами, с учредителями (участниками), банками  и другими кредитными организациями, со своими работниками, прочими дебиторами и кредиторами. 

      Классификация задолженности предприятия по отношению  к контрагенту
            Внешняя: задолженность по расчетам с плательщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, с бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредитными организациями и прочее.
 
Задолженность предприятия
      
            Внутренняя: задолженность по расчетам с персоналом по отплате труда, по прочим операциям, по расчетам с подотчетными лицами, с учредителями предприятия, внутрихозяйственные и прочие расчеты
      Рис 1.
 

       В зависимости от того, возникают  ли обязательства со стороны предприятия  или же по отношению к нему, в  существующей практике принято подразделять задолженность на дебиторскую и  кредиторскую.
     Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей  за купленную продукцию, подотчетных  лиц за выданные им в подотчет денежные суммы, задолженность учредителей  по взносам в Уставный фонд и т.д.). Соответственно, организации и физические лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.
     Под кредиторской понимают задолженность  данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые в  свою очередь называются кредиторами. Если задолженность перед кредиторами  возникла в связи с покупкой у  них материальных ценностей, таких  кредиторов называют плательщиками.
     Задолженность по начисленной заработной плате  работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения называют обязательными по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.
     Для целей составления бухгалтерской  отчетности Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и рядом других нормативных  актов закреплено деление дебиторской  и кредиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную (см. рисунок 2). Границей между долгосрочной и краткосрочной задолженностью является срок погашения через 1 год. Ниже этого порога задолженность  считается краткосрочной, выше - долгосрочной. В бухгалтерском балансе задолженность со сроками погашения до 12 месяцев и свыше 12 месяцев отражается отдельно.
     Деление задолженности на краткосрочную  и долгосрочную играет значительную роль при проведении анализа активов  предприятия и их оборачиваемости.
 
      Классификация задолженности по срокам ее погашения
         краткосрочная
Задолженность предприятия
      долгосрочная
      Рис.2
 
     В некоторой научной литературе для  определения параметров дебиторской  задолженности получателей (заказчиков) предлагается проводить ранжирование не только самой задолженности, но и  непосредственно получателей по категориям риска. Ранжирование получателей  целесообразно производить сотрудникам  договорно-правового бюро отдела сбыта  по разработанному алгоритму на основе следующих условий:
    Степень выполнения обязательств по расчетам за продукцию.
     На  основе статистического учета предлагается рассчитывать степень выполнения договорных обязательств отдельными получателями. Получателей возможно сегментировать по ряду признаков, являющихся критериями рыночного сегментирования, таких  как: география, размеры организации, отраслевая принадлежность и др. При  этом, если предприятие-заказчик является новым контрагентом, то категория  риска его заказа определяется на основе степени выполнения обязательств той характерной группой заказчиков, к которой он отнесен.
    Наличие и содержание первичной информации о заказчике (получателе).
     Такой информацией могут быть: банковские и аудиторские справки, отзывы других организаций, кредитные рейтинги специализированных агентств, данные из неформальных источников и т.д.
     На  основе проведенного ранжирования можно  разделить классы заказов по рискам (высокий, средний, низкий) и установить каждому получателю (заказчику) в соответствии с категорией риска его заказа параметры коммерческого кредита, т.е. определенный лимит суммы дебиторской задолженности и предельный срок коммерческого кредитования. Параметры кредитования по каждому классу риска должны быть зафиксированы в соответствующем разделе «Положения о сбытовой политике». Принятие решения по превышению параметров кредитования должно подлежать обоснованию, что входит в компетенцию заместителя директора по экономическим вопросам.
 
     1.2. Безналичные расчеты,  как основной фактор  возникновения 
     внешней дебиторской и  кредиторской задолженности
 
     В условиях рыночных отношений наряду с традиционными формами расчетов между юридическими и физическими  лицами (расчеты наличными деньгами через кассу предприятия и  безналичные расчеты с использованием платежных поручений, аккредитивов, чеков, платежных требований-поручений  и др.) широкое распространение  получила вексельная форма расчетов, а также отношения по уступке  прав требования (факторинговые операции и отношения цессии). В современных  условиях взаимных неплатежей распространенной формой расчетов между предприятиями стал бартер.
     Безналичные расчеты осуществляют посредством  безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских  счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.
     Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и  расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить  расходы на денежное обращение, сокращает  потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.
     Безналичные расчеты осуществляют по товарным и  нетоварным операциям. К товарным операциям  относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п. К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п.
     Товарные  операции осуществляют с использованием следующих форм безналичных расчетов: платежными поручениями-требованиями, платежными поручениями, аккредитивами, чеками, в порядке плановых платежей, с использованием векселей, основанных на зачете взаимных платежей.
     При расчетах платежными поручениями-требованиями получатель средств представляет в  обслуживающий его банк расчетный  документ, содержащий требование к  плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные  услуги.
     Оплата  платежных поручений-требований может  осуществляться с их акцептом и без  акцепта. Акцепт требований может быть последующим и предварительным. При предварительном акцепте  банк производит списание средств со счета плательщика, если он не заявит в установленный срок отказ от акцепта. При последующем акцепте  банк плательщика оплачивает платежное  требование сразу после его поступления. Если плательщик в установленный  срок заявит об отказе от акцепта, то банк немедленно восстанавливает сумму  платежа на счете плательщика  и списывает ее со счета получателя. Банк принимает последующие отказы от акцепта иногородних и одногородних требований в течение трех рабочих дней после поступления требования в банк плательщика. Требование предъявляется в банк при иногородних расчетах в трех экземплярах, при одногородних - в четырех экземплярах.
     Плательщик  имеет право отказаться от акцепта  счета в полной сумме в случае отгрузки плательщиком продукции не заказанной, недоброкачественной, нестандартной, некомплектной досрочной поставки товаров или долгосрочного оказания услуг, предъявления плательщиком бестоварного требования, отсутствия утвержденных или согласованных в установленном  порядке цен на товары и услуги и др. Частичный отказ от акцепта  может быть при нарушении плательщиком цен, скидок, допущении арифметических ошибок в требовании или в товарно-транспортном документе, поступлении части не заказанной, недоброкачественной, нестандартной  продукции и др. За необоснованный отказ от акцепта по решению арбитражного суда получатель может нести материальную ответственность.
     Если  получатель отказался от акцепта  поручения-требования, то поступившие  по этому поучению-требованию товары (за исключением скоропортящихся) поступают  на ответственное хранение получателя. При частичном отказе от акцепта  товар остается на ответственном  хранении получателя в той его  части, от оплаты которой он отказался.
     В случае акцепта платежного поручения-требования отделение банка получателя извещает отделение банка плательщика  об оплате получателем расчетного документа. Сумма платежа зачисляется отделением банка плательщика на расчетный  или другой счет плательщика.
 

      Схема документооборота при расчете  платежными требованиями

            Плательщик

             1      Получатель
                   2 7
       
       
            
                   4 5
       
           
            Отделение банка, обслуживающее плательщика        3       
             6
           Отделение банка, обслуживающее получателя
     Рис. 3. Схема документооборота при расчете платежными требованиями
     1 - отправка документов, подтверждающих отгрузку товара;
     2 - сдача плательщиком платежного поручения-требования в четырех или трех экземплярах на инкассо;
     3 - отправка платежного поручения-требования в двух экземплярах учреждению банка плательщика;
     4 - извещение получателя о поступлении платежного поручения-требования:
     5 - отправка получателю оплаченного платежного поручения-требования;
     6 - извещение об оплате получателем счета;
     7 - перечисление платежа за счет плательщика и извещение об этом плательщика.
 
     Достоинством  акцептной формы расчетов платежными требованиями является то, что она  позволяет плательщику контролировать соблюдение плательщиком условий, предусмотренных  договорами. Ее недостаток заключается  в сравнительно медленном поступлении  средств на счет плательщика (3 дня на акцепт и двойной срок почтового пробега).
     Расчеты платежными поручениями-требованиями могут осуществляться и без их акцепта. Например, со счетов плательщика  без акцепта оплачиваются требования за газ, воду, электрическую и тепловую энергию, канализацию, пользование  телефоном, почтово-телеграфные и  некоторые другие услуги.
     Аккредитивная форма расчетов применяется в  двух случаях: когда она установлена  договором и когда плательщик переводит получателя на эту форму  расчетов в соответствии с положениями  о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного  потребления.
     Особенность аккредитивной формы расчетов состоит  в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения плательщика  сразу после отгрузки им продукции.
     Документарный аккредитив представляет собой соглашение, в силу которого банк, действующий  по поручению плательщика и в  соответствии с его указаниями, обязуется  произвести платежи получателю средств  или оплатить, акцептовать или  учесть выставленные им переводные векселя, либо дать полномочие другому банку  произвести такой платеж или оплату, акцепт или учет переводных векселей против предусмотренных документов при соблюдении всех условий аккредитива.
     Участниками аккредитивной операции являются:
     банк-эмитент — банк, открывший аккредитив по поручению и в соответствии с указаниями плательщика;
     приказодатель аккредитива — плательщик, обычно клиент банка-эмитента, поручающий последнему открыть аккредитив;
     бенефициар — лицо, в пользу которого открывается аккредитив, получатель средств по аккредитиву;
     авизующий банк — банк, уведомляющий бенефициара об открытии аккредитива в его пользу; часто он же является исполняющим банком, а при подтверждении им аккредитива и подтверждающим банком;
     исполняющий банк — банк, уполномоченный банком-эмитентом производить платежи и осуществлять все другие действия, предусмотренные аккредитивом;
     подтверждающий  банк — банк, подтверждающий аккредитив по просьбе банка-эмитента и принимающий на себя тем самым твердое обязательство по аккредитиву в дополнение к обязательству последнего.
     Аккредитив — это форма расчетов через банк, который в этом случае является не только посредником в расчетах, но их активным и ответственным участником. Играя роль обеспечения при осуществлении расчетов, аккредитив выступает и как инструмент финансирования плательщика, получающего оплату еще до поступления товара к получателю, а при аккредитивах, открытых с условием отсрочки платежа — финансирования получателя. В современной мировой торговле расчеты по аккредитиву занимают одно из ведущих мест.
     В ходе выполнения операции по аккредитиву  документы, представляемые в банк, играют важную роль и к ним предъявляются  строгие формальные требования. Так, унифицированные правила устанавливают, что "в операциях с аккредитивами  все заинтересованные стороны имеют  дело с документами, а не с товарами и (или) другими видами исполнения обязательств, к которым могут относиться документы".
     По  аккредитиву с условием платежа  по предъявлении бенефициар получает выручку после представления  документов в банк и их проверки (в международном обороте процедура  именуется "документы против платежа"). Банк должен произвести проверку документов в срок, не превышающий семи рабочих  дней после их поступления. Платеж может  быть, однако, произведен валютированием (зачислением на счет бенефициара), отсроченным на несколько дней, если исполняющий банк получает покрытие не прямо от банка-эмитента, а через  последующие структуры (в порядке "рамбурса").
     По  акцептному аккредитиву продавец (бенефициар) выставляет переводный вексель на банк-эмитент, подтвердивший или третий банк, который при предъявлении документов вместо платежа производит его акцепт.
     По  аккредитиву с отсроченным платежом при предоставлении бенефициаром документов, соответствующих условиям аккредитива, банк-эмитент или подтвердивший  банк выдает письменное обещание произвести платеж при наступлении согласованного сторонами срока, определенного  условиями аккредитива. Такой платеж возможен как по подтвержденным, так  и по неподтвержденным аккредитивам. Срочные аккредитивы являются инструментом финансирования покупателя так же, как и акцептные аккредитивы.
     Аккредитивы с негоциацией (покупкой) оплачиваются обычно в банке-эмитенте по представлении  документов или при наступлении  срока и предусматривают при  прохождении документов возможность  их негоциации (покупки) каким-либо банком или определенно указанным банком, которые рассматриваются как  исполняющие. Практически такая  процедура сводится к предоставлению кредита продавцу.
     Исполняющий банк негоциирует (покупает) документы  по аккредитиву, если они соответствуют  его условиям и если аккредитив был  им подтвержден. В противном случае документы отправляются банку-эмитенту и только после поступления покрытия их эквивалент выплачивается бенефициару.
     Условия аккредитива с авансовым платежом могут предусматривать осуществление  части платежей авансом в счет суммы аккредитива. Различают обеспеченные и необеспеченные авансовые платежи. Необеспеченные авансовые платежи  связаны для получателя с риском недобросовестного использования  плательщиком полученных средств. Обеспечением возврата аванса в этом случае может  служить гарантия банка, которая  обычно содержит условие снижения ее суммы по мере выполнения поставок и осуществления соответствующих  платежей.
     Если  товар поставляется отдельными партиями через определенные промежутки времени, стороны могут согласовать открытие револьверного аккредитива, сумма  которого, покрывая очередную частичную  поставку, после осуществления платежа  автоматически восстанавливается  в прежнем размере. Револьверная оговорка может формулироваться  в различных вариантах, например, сумма аккредитива после выплаты  может возобновляться несколько  раз до достижения установленной  максимальной суммы.
     Аккредитив  обычно открывает банк покупателя по его поручению после того, как  стороны по договору купли-продажи  согласуют условия поставки и  порядок расчетов. В договоре при  этом указывается:
     1. Наименование банка-эмитента.
     2. Вид аккредитива и способ его исполнения.
     3. Порядок извещения плательщика (бенефициара) об открытии аккредитива.
     4. Полный перечень и точная характеристика документов представляемых плательщиком для получения средств по аккредитиву.
     5. Срок представления документов после отгрузки товара.
     6. Срок действия аккредитива и другие необходимые условия.
     Положение о безналичных расчетах предусматривает, что для открытия аккредитива  плательщик должен представить своему банку (банку-эмитенту) заявление на бланке, где следует указать:
     1. Номер договора, по которому открывается аккредитив.
     2. Срок действия аккредитива (число и месяц его закрытия).
     3. Наименование плательщика.
     4. Наименование банка, исполняющего аккредитив.
     5. Место исполнения аккредитива.
     6. Полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления (полный развернутый перечень может указываться в приложении к заявлению).
     7. Вид аккредитива с указанием по нему необходимых данных.
     8. Для поставки каких товаров (услуг) открывается аккредитив, срок отгрузки (оказания услуг).
     9. Сумму аккредитива.
     10. Способ реализации аккредитива.
     После урегулирования с клиентом всех деталей  поручения на открытие аккредитива  и вопроса постановки покрытия банк-эмитент  направляет банку бенефициара (исполняющему банку) извещение об открытии аккредитива  с просьбой подтвердить его. Одновременно об этом уведомляется клиент. Исполняющий  банк проверяет содержание и подлинность  аккредитива, однако он не обязан давать свое подтверждение и брать на себя ответственность за платеж по аккредитиву. Его решение определяется его отношениями с банком-эмитентом  и другими обстоятельствами. В  случае отказа подтвердить аккредитив исполняющий банк соответственно информирует  банк-эмитент, а аккредитив авизует  бенефициару без подтверждения.
     Получив аккредитив, бенефициар немедленно проверяет  его текст и при необходимости  сразу же согласовывает с плательщиком (приказодателем) возможные изменения. Соблюдение сроков в аккредитивной  операции имеет большое значение. Началом действия аккредитива считается  дата его открытия. В аккредитиве  должен быть указан срок представления  документов после отгрузки. Унифицированные  правила устанавливают, что в  противном случае банки не принимают  документы, представленные им позже  чем через 21 день после даты отгрузки. Иногда аккредитив содержит и другие сроки, относящиеся к операции.
     Для использования аккредитива бенефициар (плательщик) должен представить в  исполняющий банк документы, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива. Это может произойти только после  выполнения поставки, поскольку они обычно включают также и транспортный документ. Предпосылкой платежа является передача документов в полном объеме, безупречном состоянии и в установленный аккредитивом срок.
     Банк  проверяет документы в разумный срок, но не позднее чем в течение  семи рабочих дней после получения, после чего при отсутствии замечаний  кредитует счет бенефициара. Исполняющий  банк отсылает документы банку-эмитенту и одновременно на сумму платежа  бенефициару дебетует его корреспондентский  счет. Возмещение может быть получено и в другом, заранее определенном банке, так называемом "рамбурсном банке", который обычно связан корреспондентскими отношениями с банком-эмитентом  и банком, подтвердившим аккредитив. Положение о безналичных расчетах возлагает на исполняющий банк обязанность  проверять при выплате по аккредитиву  соблюдение плательщиком всех условий  аккредитива, правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и печати заявленным образцам, а  также наличие надлежащей акцептной  надписи, если условиями аккредитива  предусмотрен акцепт уполномоченного  получателя.
     Если  при проверке поступивших к нему документов банк-эмитент установит, что они имеют отклонения от условий  аккредитива, он по своему усмотрению может предложить приказодателю (клиенту) принять их, несмотря на расхождения (например, если они несущественны). При отсутствии согласия последнего на это он в течение семи дней информирует о выявленных несоответствиях  подтвердивший банк, возвращает документы  и имеет право потребовать  возмещения ранее дебетованной суммы  с процентами.
     Унифицированные правила подробно описывают некоторые  документы, наиболее часто фигурирующие в условиях аккредитивов: транспортные, страховые, счет-фактуру. Так, различным  видам транспортных документов посвящается  ряд статей. Другие документы рассматриваются  в общих чертах. Транспортным документом является документ, подтверждающий факт отгрузки товара, оплачиваемого с  аккредитива. В зависимости от пути, которым товар отправляется, это может быть морской или речной коносамент, документ на смешанные перевозки, железнодорожная, авиационная или автомобильная накладная, почтовая квитанция. Представляемый по аккредитиву комплект документов всегда включает счет-фактуру, может включать страховой полис или сертификат, а также весовой и упаковочный листы, сертификат анализа и контроля и другие документы. Положение о безналичных расчетах специально регламентирует порядок представления по аккредитиву реестра счетов. В случае несоответствия данных, содержащихся в документах, условиям аккредитива, банк не принимает их, и аккредитив теряет свое качество надежного обеспечения платежа. Поэтому тщательная проверка, как плательщиком, так, и получателем соответствия документам условий аккредитива имеет первостепенное значение.
     Аккредитив  должен определять в деталях, какие  документы и какого содержания будут  требоваться. При отсутствии точных инструкций в этом отношении банк принимает документы такими, какими они представлены, если их данные не противоречат какому-либо другому из представленных документов.
     Когда у бенефициара нет возможности  устранить выявленные в документах отклонения от условий аккредитива, исполняющий банк может согласиться  произвести платеж с оговоркой последующего одобрения документов получателем, если банк считает отклонения несерьезными и при условии, что бенефициар представит гарантию возврата выплаченных  средств по первому требованию. Однако следует иметь в виду, что выплата "с оговоркой" связана для  плательщика с определенным риском, так как если получатель не примет документы и выплаченная сумма  будет возвращена — возможно, с уплатой комиссии, расходов и пени, — последующая возможность реализации поставленного товара может оказаться под вопросом.
     Закрытие  аккредитива в исполняющем банке  производится: — по истечении срока аккредитива;
     — по заявлению бенефициара об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечения его срока;
     — по заявлению приказодателя об отзыве аккредитива или уменьшении его суммы (при отзывном аккредитиве — по одностороннему заявлению, а при безотзывном — с согласия бенефициара).
     О закрытии аккредитива исполняющий  банк уведомляет банк-эмитент. Не использованная по аккредитиву сумма перечисляется  этому банку по его указанию и  возвращается им на счет плательщика. Все последующие претензии из основного договора между сторонами  по существу самой поставки товара (оказания услуг) рассматриваются сторонами  непосредственно без участия  банков. При осуществлении исполняющим  банком платежа по аккредитиву или  иной операции в соответствии с его  условиями банк-эмитент обязан возместить ему понесенные расходы. Расходы  по аккредитивной операции, которые  обычно возлагаются на приказодателя (получателя), представляют собой ряд  комиссий банка:
     - за открытие аккредитива;
     - за авизование аккредитива без  подтверждения; 
     - за подтверждение аккредитива;
     - за изменение аккредитива;
     - за проверку документов и выплату  с аккредитива или акцепт переводного  векселя, а также некоторые  другие расходы, в частности,  почтовые.
 

      Схема документооборота при аккредитивной  форме расчетов

            Плательщик

             4      Получатель
                   5 3
           
       
       
            
       
             1  
            
            Отделение банка, обслуживающее плательщика  
             2
           Отделение банка, обслуживающее покупателя
     Рис. 4 Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов
      1 - аккредитивное заявление;
     2 - поручение об открытии аккредитива;
     3 - извещение об открытии аккредитива;
     4 - отгрузка продукции и отправка соответствующих документов;
     5 - предъявление реестра счетов для немедленной оплаты.
 
     Аккредитив  учитывают на счете 55 "Прочие счета в банках", субсчет «Аккредитивы».
     Аккредитив  может быть выставлен за счет собственных  средств и за счет банковского  кредита.
     Остаток неиспользованного аккредитива  возвращают организации-получателю и  зачисляют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных  средств, или перечисляют в погашение  задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.
     К недостаткам аккредитивной формы  расчетов следует отнести замораживание  средств получателей на период действия аккредитива до его фактического использования, а также возможность  задержки отгрузки продукции плательщиком до поступления аккредитива. Вместе с тем она гарантирует немедленную оплату счетов плательщиков и способствует соблюдению расчетно-платежной дисциплины.
     Сущность  операции инкассирования состоит в  принятии банком (банком-ремитентом) в  строгом соответствии с инструкциями своего клиента (доверителя) обязательства  осуществить операции с представленными  доверителем документами в целях  получения от плательщика акцепта  и (или) платежа, либо выдачи коммерческих документов против акцепта и (или) платежа, либо выдачи документов на иных условиях.
     При осуществлении инкассовых операций банки и их клиенты, помимо Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Положения о безналичных  расчетах в Российской Федерации, руководствуются  Унифицированными правилами по инкассо, разработанными и утвержденными  Международной торговой палатой.
     Инкассо может быть "чистым" и "документарным". Чистое инкассо — это инкассо только финансовых документов (переводных и простых векселей, чеков, платежных расписок и иных подобных документов, используемых для получения платежей), когда перечисленные финансовые документы не сопровождаются документами коммерческими. К числу последних относятся счета, транспортные и страховые документы, документы о праве собственности и любые иные документы, не являющиеся финансовыми. Документарное инкассо — это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами, а также инкассо только коммерческих документов.
     Участниками операции документарного инкассо являются: доверитель — клиент банка, поручающий ему проведение инкассовой операции;
     банк-эмитент (в международном обороте "банк-ремитент") — банк, которому доверитель поручает получение (инкассирование) платежа от получателя;
     исполняющий (инкассирующий) банк — банк, привлеченный банком-эмитентом для выполнения инкассового поручения клиента;
     плательщик — лицо, которому должны быть представлены для оплаты документы согласно инкассовому поручению.
     Инкассирование  платежа от получателя может производиться  различными путями. Рассмотрим их подробно:
     1. Документы против платежа. Исполняющий банк должен вручить документы получателю только против немедленной оплаты. На практике некоторые получатели воздерживаются от принятия документов и платежа до прибытия товара, если в договоре купли-продажи не согласовано, что оплата должна последовать при первом предъявлении документов. Поэтому необходимо иметь соответствующее условие в договоре и включать его в инкассовое поручение.
     2. Документы против акцепта. Исполняющий банк может вручить документы только против акцепта плательщиком переводного векселя сроком на определенное количество дней от предъявления или на определенный день (вексель "на столько-то дней от предъявления" или "срочный вексель"). В этом случае получатель может перепродать полученный товар и использовать вырученные средства для оплаты векселя в установленный срок. Продавец, таким образом, предоставляет покупателю отсрочку платежа, получая в обеспечение акцептованный переводный вексель. Однако в течение срока векселя он несет риск неплатежа и может потребовать от покупателя дополнительной гарантии оплаты векселя со стороны третьего лица, предпочтительно банка, в форме вексельного поручительства (аваля или банковской гарантии). В инкассовом поручении обычно указывается, должен ли быть совершен протест векселя в неплатеже. Без такого указания исполняющий банк делать этого не обязан.
     3. Документы против письма о принятии обязательства. Исполняющий банк передает документы получателю против письма-обязательства (гарантийного письма), текст которого составляет банк-эмитент или доверитель (продавец). Этим письмом плательщик принимает на себя обязательство оплатить сумму инкассо в установленный срок. Предпочтение при этом отдается гарантии банка, если только плательщик не является абсолютно надежным.
     При исполнении инкассового поручения  на банки не возлагается обязанности  по проверке документов, представляемых им доверителем для отсылки получателю. Они должны только удостовериться по внешним признакам в соответствии полученных документов, перечисленных  в инкассовом поручении. Об отсутствии какого-либо документа или о выявленном несоответствии банк немедленно извещает доверителя и, если недостаток не устранен, банк вправе возвратить документы без  исполнения. Документы представляются плательщику в той форме, в которой они были получены. За последствия, возникающие из-за задержки, потерь, искажений или ошибок в пути или при передаче средствами связи, банки, участвующие в расчетах по инкассо, не несут никаких обязательств и ответственности. Операции расчетов по инкассо включает три основные фазы:
     1. Инкассовое поручение доверителя (продавца).
     2. Пересылка инкассового поручения банка-эмитента исполняющему банку.
     3. Иинкассирование суммы платежа исполняющим банком. Рассмотрим эти фазы подробно:
     1. Инкассовое поручение доверителя. После отправки товара продавец получает соответствующий транспортный документ, который он передает вместе с прочими предусмотренными договором купли-продажи документами (счет-фактура, страховой сертификат и др.) своему банку для направления на инкассо получателю. Для оформления инкассового поручения банки обычно пользуются разработанными ими формулярами. Это обеспечивает надежность проведения операции, так как в дальнейшем участвующие в ней банки придерживаются только поручения.
     2. Пересылка инкассового поручения исполняющему банку. Банк-эмитент, удостоверившись по внешним признакам в соответствии полученных от клиента документов, перечисленных в инкассовом поручении, направляет их с необходимыми инструкциями исполняющему банку (банку плательщика).
     3. Инкассирование платежа и перевод выручки. При инкассо с условием "документы против платежа" плательщик оплачивает документы, и исполняющий банк немедленно направляет выручку банку-эмитенту, который зачисляет ее на счет клиента.
     При инкассо по схеме "документы против акцепта" плательщик акцептует полученный с документами переводный вексель; в зависимости от указания в инкассовом поручении акцепт остается в исполняющем  банке или возвращается банку-эмитенту. В последнем случае продавец может  учесть вексель или поручить инкассировать  сумму при наступлении срока  платежа.
     Требование  платежа должно быть предъявлено  не позднее дня наступления срока  платежа. Частичные платежи допускаются  только в случаях, когда это установлено  банковскими правилами или при  наличии специального разрешения в  инкассовом поручении. Исполняющий  банк должен представить документы  плательщику для оплаты или акцепта  немедленно по получении инкассового  поручения. Он вправе удержать из инкассированных  сумм причитающееся ему вознаграждение и возмещение расходов.
     Если  платеж и (или) акцепт не получен, исполняющий  банк немедленно извещает о причинах этого банк-эмитент, который соответственно информирует клиента и запрашивает  дальнейшие указания. Исполняющий банк вправе возвратить документы банку-эмитенту, если он не получит от него указаний о дальнейших действиях в разумный срок или в срок, установленный  банковскими правилами. Для обеспечения  безупречного осуществления инкассовой операции стороны по договору купли-продажи  должны предусмотреть в его тексте детально все ее условия, в частности, основные элементы выбранного вида инкассо.
     В случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения инкассового поручения  клиента банк-эмитент несет перед  ним ответственность на основаниях и в размере, предусмотренных законом для случаев нарушения обязательств. Если при исполнении инкассового поручения исполняющий банк нарушил правила совершения расчетных операций, ответственность перед доверителем может быть возложена на этот банк.
     В соответствии с договоренностью  сторон при заключении договора купли-продажи  с расчетом по инкассо в инкассовом поручении определяется, за чей счет относится комиссия и (или) расходы  по инкассо (формуляры инкассового  поручения предусматривают различные  возможности).
     Если, несмотря на указание в инкассовом поручении, плательщик отказывается от оплаты комиссии и (или) расходов, они могут быть отнесены на счет доверителя, и банк вправе удержать их из выручки. Размеры банковской комиссии определяются действующими тарифами банков. Они включают в основном:
    сборы за выдачу документов против платежа или акцепта;
    сборы за освобождение партий товара, когда они адресованы банку или экспедитору в распоряжение банка;
    сборы за получение платежа по акцепту при наступлении срока.
     Платежные поручения используются организациями  для расчетов за продукцию и услуги, расчетов с бюджетом, органами социального  страхования и др. Их можно применять  в одногородних и иногородних  расчетах.
     Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег. В  нем обязательно указывают назначение подлежащих перечислению сумм.
     Платежное поручение передается в учреждение банка плательщика в порядке  последующего акцепта после получения  получателем товарно-материальных ценностей или оказанных ему  услуг. Вместе с тем оно может  выписываться и для предварительной  оплаты счетов плательщиков. Под предварительной  оплатой понимают оплату товаров  или оказанных услуг, готовых к отгрузке (оказанию) получателем немедленно после получения платежа и отгружаемых (оказываемых) не позднее 3 рабочих дней со дня получения платежа.
     Платежные поручения оформляют, как правило, на сумму не менее предельной величины, установленной для банковских операций по безналичному расчету. Платежи менее  этой суммы осуществляют обычно почтовыми  переводами. Не ограничивается сумма  переводов на имя отдельных граждан  причитающихся лично им средств  на имя других организаций, где нет  кредитных учреждений.
     При расчетах платежными поручениями (переводами) операции по расчету у плательщиков и покупателей отражают на счетах бухгалтерского учета таким образом, как и при расчетах платежными поручениями-требованиями.
     Расчеты чеками в последние годы все шире используется при одногородних расчетах (особенно для расчетов с транспортными  организациями).
     Различают чеки из лимитированных и нелимитированных чековых книжек. Лимитированные чековые  книжки выдаются для расчетов только с одним плательщиком или подрядчиком. Сумма лимита и срок действия книжки должны быть ограничены.
     Согласно  ст. 877 ГК РФ, чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. При этом в качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Основные реквизиты чека таковы:
     1. Наименование "чек", включенное в текст документа,
     2. Поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму.
     3. Наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж.
     4. Указание валюты платежа.
     5. Указание даты и места составления чека.
     6. Подпись лица, выписавшего чек, — чекодателя. Как и в случае векселя, отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека.
     Чек может передаваться по индоссаменту, причем при оплате индоссированного чека плательщик обязан проверить правильность индоссаментов, но не подписи индоссантов. При этом индоссамент, совершенный  плательщиком, является недействительным, что призвано не допустить появление  в обороте уже оплаченных банком чеков. Лицо, владеющее переводным чеком, полученным по индоссаменту, считается  его законным владельцем, если оно  основывает свое право на непрерывном  ряде индоссаментов.
     Платеж  по чеку может быть гарантирован полностью  или частично посредством аваля. В отношении аваля действуют  правила, сходные с действующими в отношении векселя. То же относится  и к последствиям отказа от оплаты чека, который должен быть удостоверен:
     — совершением нотариусом протеста;
     — отметкой плательщика на чеке об отказе в его оплате с указанием даты представления чека к оплате;
     — отметкой инкассирующего банка с указанием даты о том, что чек своевременно выставлен и не оплачен.
     В случае отказа плательщика от оплаты чека чекодержатель вправе по своему выбору предъявить иск к одному, нескольким или ко всем обязанным  по чеку лицам (чекодателю, авалистам, индоссантам), которые несут перед  ним солидарную ответственность. В  этом случае чекодержатель вправе потребовать  от указанных лиц оплаты суммы  чека, своих издержек на получение  оплаты, а также процентов в  соответствии с установленными санкциями  за просрочку в исполнении денежного  обязательства согласно п. 1 ст. 395 ГК РФ.
     Расчеты в порядке плановых платежей производятся в тех случаях, когда между  плательщиками и получателями сложились  устойчивые хозяйственные и расчетные  отношения, а поставки носят регулярный характер. Сущность данной формы заключается  в том, что получатель оплачивает поступающий товар равными суммами  в сроки, установленные соглашением  между плательщиками и получателями (как правило, не реже чем через 5 дней). Расчетные документы при данной форме расчетов могут выписываться как получателем (платежные поручения-требования), так и плательщиком (поручения, чеки). Стороны периодически уточняют состояние расчетов и на основании фактического отпуска товаров производят перерасчет. Расчеты уточняют один раз в 5, 10 или 15 дней, но не реже чем через 30 дней.
     Расчеты в порядке плановых платежей позволяют  значительно уменьшить объем  учетной и финансовой работы, поскольку  отпадает необходимость контроля за оплатой каждого отдельного платежного документа.
 
     
      . Влияние дебиторской  задолженности на  финансовые 
     результаты  предприятия и  методика управления дебиторской 
     задолженностью
 
     Недостаток  оборотных денежных средств, с одной  стороны, и избыток плохо ликвидных  товаров, с другой стороны, приводят к неликвидности баланса предприятия, то есть к тому состоянию, когда предприятие не может быстро (или хотя бы в срок) вернуть долги своим кредиторам. Пассивная часть баланса предприятия, сформированная кредиторской задолженностью, оказывается "обеспеченной" в активе либо неликвидным товаром, либо дебиторской задолженностью.
     Согласно  ст. 410 ГК РФ возможно прекращение обязательства полностью или частично путем зачета встречного требования к должнику. Для того чтобы зачет встречных требований был возможен, необходимо, чтобы зачитываемые требования удовлетворяли следующим условиям:
    необходимо обеспечить встречность требований;
    необходимо обеспечить однородность требований. Например, оба требования должны быть денежными или оба должны быть товарными. Причем по общему правилу обстоятельства происхождения требований в этом случае не играют никакой роли;
     — необходимо, чтобы сроки исполнения зачитываемых требований либо были уже наступившими, либо были определены как "до востребования". Следует заметить, что если срок исполнения требования не указан, он считается "до востребования", а также нельзя зачесть требования, если хотя бы для одного из них срок наступит в будущем;
     — необходимо волеизъявление хотя бы одной из сторон зачета. Законодательство не предусматривает в обязательном порядке согласие двух сторон зачета. Норма о достаточности волеизъявления одной стороны является императивной, и любое соглашение сторон о недопустимости зачета встречных требований без согласия контрагента ничтожно. Хотя обоюдное волеизъявление, заключенное договором зачета, будет только приветствоваться;
     — необходимо, чтобы зачитываемые требования были действительными, то есть не являлись бы фиктивными, вымышленными либо притворными. Также необходимо обратить внимание, чтобы по зачитываемым требованиям еще не истекли сроки исковой давности, либо пресекательные сроки, предусмотренные законодательством либо договором, из которого данное требование вытекает. Когда истекают сроки пресекательной давности, требование становится недействительным. Когда же речь идет об истечении сроков исковой давности, это еще не означает недействительности требования, однако сделка зачета в этом случае недопустима на основании ст. 411 ГК РФ. Договорные отношения в преобладающем большинстве предусматривают условие предварительной оплаты договорных обязательств, однако, если такой пункт в договоре отсутствует, оплата товаров, работ услуг не совпадает по времени с их предоставлением, а производится позднее. Такие взаимоотношения между получателем и плательщиком называются коммерческим кредитованием .
     С одной стороны, коммерческое кредитование позволяет увеличить объем производства и реализации товаров, но, с другой стороны, у плательщика возникает  ряд проблем, таких, как нехватка оборотных средств, неплатежи, сложность  контроля за несвоевременностью получения  платежей, возможность появления  сомнительных долгов. Таких проблем  можно избежать с помощью факторинга.
     Основным  документом, регулирующим факторинговые  операции, является Гражданский кодекс РФ, которым предусмотрены достаточно подробные правила, регулирующие эти  отношения.
     Помимо  договора факторинга, Гражданским кодексом РФ регулируются также отношения  цессии (сделки по уступке требования). Цессия в отличие от договора факторинга, используемого в предпринимательской  деятельности, носит общегражданский  характер и имеет более широкое  применение. Общим правилом для цессии является переход права первоначального  кредитора к новому кредитору  в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту  перехода права. Иное может быть предусмотрено  законом или договором. Объем  же денежных требований, уступаемых финансовому  агенту, может быть различным и  должен быть четко определен в  договоре. Отличительной чертой договора факторинга является и предусмотренная  законом возможность уступки  права на получение денежных средств, которое возникнет в будущем.
     Таким образом, ряд правил о цессии распространяется на факторинг (например, в отношении  формы договора факторинга), в то время как обратной зависимости  нет.
     При вексельной оплате поступающих ресурсов или продаваемой продукции (работ, услуг) могут использоваться простые  и переводные векселя.
     Простой вексель - это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму денег по наступлении срока платежа другой стороне (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы или оказанные услуги. В нем указывают место и дату выдачи, сумму обязательства в целом или с выделением обязательства по оплате процентов, срок и место платежа, наименование получателя, подпись векселедателя.
     Переводной  вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в  векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в долговое обязательство после  его акцепта трассатом. С помощью  передаточной надписи (индоссамента) вексель  может использоваться неоднократно, тем самым, выполняя функцию универсального кредитно-расчетного документа. Существенно  убыстряет оборот средств учет (дисконтирование) векселей в банках. В этом случае векселедержатель посредством индоссамента передает вексель банку до наступления  срока платежа и получает вексельную сумму за вычетом учетного процента в пользу банка, называемого дисконтом.
     В развитии вексельного обращения  в стране существенна роль постановления  Правительства от 26 сентября 2000 г. № 1024, в соответствии с которым с 1 ноября 2000 г. в хозяйственный оборот внедрены единые образцы бланков для простого и переводного векселя. Указанные бланки могут применяться при заключении хозяйственных договоров на срок не более 180 дней.
     Постановлением  рекомендовано Центральному банку  РФ использовать для проведения переучетных  операций векселя, и поручено представить  Правительству РФ данные об учтенных коммерческими банками векселях небанковских учреждений, но не погашенных в срок. Предусмотрены ускоренные процедуры внеочередного судебного рассмотрения исков о погашении долговых обязательств, оформленных векселями. В настоящее время учет расчетов с использованием векселей у получателя векселя рекомендуется осуществлять по упрощенной схеме на тех же счетах, на которых отражаются расчеты без использования векселей. Выделение расчетов с использованием векселей осуществляется в аналитическом учете.
 
 

      ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ  РАСЧЕТОВ ДЕБИТОРСКОГО И КРЕДИТОРСКОГО  ХАРАКТЕРА НА ПРИМЕРЕ  ООО «ГЕЛЕУМ-ДИЗАЙН»
 
     
      Организационная характеристика ООО  «Гелеум-Дизайн»
 
     Общество  с ограниченной ответственностью «Гелеум-Дизайн», именуемое в дальнейшем ООО «Гелеум-Дизайн», создано в соответствие с Федеральным  законом от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об  обществах с ограниченной ответственностью».
     ООО «Гелеум-Дизайн» руководствуется  в своей деятельности Гражданским  кодексом Российской Федерации, Федеральным  законом от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об  обществах с ограниченной ответственностью», а также настоящим Уставом. ООО  «Гелеум-Дизайн» обладает правами  юридического лица с момента его  государственной регистрации в  установленном порядке, имеет расчетный  и иные счета в учреждениях  банков, печать и штамп со своим  наименованием и указанием места  нахождения ООО «Гелеум-Дизайн», бланки установленного образца, товарный знак и знаки обслуживания.
     ООО «Гелеум-Дизайн» имеет в собственности  обособленное имущество, учитываемое  на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже.
     Общество  имеет гражданские права и  несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления  любых видов деятельности, не запрещенных  федеральными законами, в соответствии с целью и предметом деятельности.
     ООО «Гелеум-Дизайн» несет ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом и не отвечает по обязательствам своего учредителя.
     Учредитель  ООО «Гелеум-Дизайн» не отвечает по его обязательствам и несет  риск убытков, связанных с деятельностью  ООО «Гелеум-Дизайн», в пределах стоимости внесенного им вклада.
     В случае несостоятельности (банкротства) ООО «Гелеум-Дизайн» по вине учредителя или по вине других лиц, которые имеют  право давать обязательные для ООО  «Гелеум-Дизайн» указания либо иным образом имеет возможность определять его действия, на указанного учредителя или других лиц в случае недостаточности  имущества ООО «Гелеум-Дизайн»  может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
     Российская  Федерация, субъекты Российской Федерации  и муниципальные образования  не несут ответственности по обязательствам ООО «Гелеум-Дизайн», равно как  и общество не несет ответственности  по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований.
     Основной  целью создания ООО «Гелеум-Дизайн»  является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.
     Предметом деятельности ООО «Гелеум-Дизайн»  является:
     - производство и реализация стройматериалов,  сборно-разборных строений.
     - продажа леса, лесопиление, деревообработка;
    строительство объектов промышленного и гражданского назначения, выполнение строительно-монтажных работ;
    подготовительная работа на строительной площадке;
    возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений,
    консультационные услуги в области строительства и недвижимости;
    строительство, реконструкция и ремонт жилых и нежилых помещений;
       Виды деятельности, требующие лицензирования, ООО «Гелеум-Дизайн» осуществляет только после получения соответствующих лицензий.
     В настоящее время наиболее развито  производство и транспортировка  оконных и дверных блоков, от которого предприятие получает наибольшую прибыль  и подрядные строительно-восстановительные  работы.
 

      Производственная структура ООО  «Гелеум-Дизайн»
   
     Рис.5
 
     Как видно из приведенного выше рисунка, во главе производственной структуры  предприятия стоит директор предприятия. В его непосредственном подчинении находятся три заместителя – заместитель по капитальному строительству, главный бухгалтер и главный инженер. В свою очередь каждый из них имеет свою иерархию подчиненных. Заместителю по капитальному строительству подчиняется ПСУ (производственно-строительный узел), в функции которого входит непосредственное производство оконных и дверных блоков, лесопиление. Главному инженеру подчинятся, МТО (материально-технический отдел), главный энергетик и охрана труда, ПТО (планово-технический отдел), отдел главного механика и начальник участка. В обязанности главного инженера входит координация деятельности компании связанная с производственным процессом. МТО отвечает за своевременных ремонт техники, оснащения ее всеми необходимыми материалами, хранение запасных частей и другого инвентаря необходимого для производства. В круг обязанностей главного энергетика входит обеспечение предприятия энергетическими ресурсами, в частности электроэнергией. Руководитель отдела по охране труда обязан приводить в соответствие с научными рекомендациями условия труда на предприятии, своевременно проводить инструктаж по технике безопасности. Основной задачей ПТО является прогнозирование положения рынка строительства и строительных материалов, а также разработка графиков строительства, планов загруженности мощностей и иной планово-нормативной документации. Отдел главного механика предназначен для поддержания работоспособности транспортных средств и своевременном техническом осмотре бетоновозов. В обязанности начальников участков входит координация действий мастеров на месте, которые в свою очередь проводят инструктаж и контроль деятельности производителей работ. Деятельность начальников участков регламентируется планово-нормативными документами, разработанными в ПТО. В свою очередь, начальники участков могут вносить коррективы в эти документы путем предоставления необходимой информации и ее обосновании в ПТО.
     В подчинении отдела главного механика находятся водители легкового автотранспорта, водители грузового автотранспорта, автокрановщик и водитель-экспедитор. В круг обязанностей водителей легкового автотранспорта входит доставка легковесных грузов по городу со склада, выезд на места строительных объектов. Водители грузового автотранспорта должны доставлять грузы на строительные объекты.
     Заместитель директора по общественным вопросам отвечает за связь организации с  внешней средой. В его компетенцию  входит круг вопросов связанных с  презентацией новой продукции, рекламная  деятельность, связь с прессой.
     В настоящее время штат сотрудников  ООО «Гелеум-Дизайн» укомплектован  всеми необходимыми сотрудниками. Директор, его заместители и менеджеры  организации имеют высшее образование. Исполнители на местах прошли специальную  подготовку и имеют все необходимые  навыки работы.
     В постоянном штате сотрудников насчитывается  более 64 человек. Предприятия также  заключает договора подрядов на строительные и иные работы, что временно увеличивает  количество работников на балансе предприятия. Текучесть кадров очень мала и  находится в пределах нормы. Сотрудники предприятия тесно контактируют друг с другом; преобладает неформальный тип взаимоотношений, что приводит к благоприятному климату внутри организации. Предприятие занимается также и повышением уровня профессионализма своих сотрудников, в связи с  чем время от времени отправляет их на курсы повышения квалификации.
     Высшим  органом управления ООО «Гелеум-Дизайн»  является его учредитель, который  руководит деятельностью общества в соответствии с законодательством  и настоящим Уставом.
     К исключительной компетенции учредителя ООО «Гелеум-Дизайн» относятся:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.