На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль семьи в формировании стиля конфликтного взаимодействия младшего школьника

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Актуальность  межличностных отношений в семье  и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.
          Основное влияние на развитие  личности человека имеет семья  – родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.
          Сделана попытка определить механизм  связи между правильными позициями  родителей и нормальным развитием, поведением ребенка, с одной стороны, а так же неправильными позициями родительских отношений и нарушениями в поведении детей – с другой.
          Если у детей  плохие отношения  с одним или обоими родителями,  если дети чувствуют,  что их считают никуда  не  годными,  или не ощущают родительской поддержки,  они, возможно,  окажутся втянутыми  в  преступную  деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных;  будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.
          Аспект семейных взаимоотношений,  вызывающий наибольший интерес  социологов,  - это характер семейного  руководства,  то есть действия  родителей,  имеющие своей целью  "наставить детей на путь  истинный" или изменить их поведение.  Некоторые родители вмешиваются  редко: при  воспитании  они  сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания,  не замечая,  приемлемо или неприемлемо его поведение.  Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение,  соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение.  Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.
          Изучение зависимости между практикой  семейного руководства  и   агрессивным  поведением у  детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний,  а также на контроле родителей поведения детей. В общем,  и целом выявлено,  что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности  у  детей, a  недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

           Каждый ребенок имеет право  быть любимым, но ему может  быть отказано в этом праве,  если родителям не хватит умения  сначала научить ребенка  быть  в меру уступчивым и неагрессивным.

           В кризисном состоянии почти всегда кажется, что ничего нельзя изменить. Даже если это действительно так, то все одно выход есть — человек способная изменить свое отношение к тому, что случилось.
          Цель работы: изучить роль семьи в формировании стиля конфликтного взаимодействия младшего школьника.
          Объектом исследования является поведение младших школьников в конфликтных ситуациях.
          Предмет исследования: взаимоотношения с родителями как фактор поведения в конфликтах младших школьников. 
          Гипотеза: можно предположить, что существенную роль в формировании конфликтного взаимодействия играют взаимоотношения младших школьников с родителями. Так, оптимальным стилем взаимоотношений с родителями, в наибольшей мере способствующим формированию конструктивного поведения в конфликтах является симбиоз.
          Для достижения заданной цели  необходимо решить следующие  задачи:
    Изучить литературу, изданную ранее по данной тематике.
    Определить основные понятия, необходимые для данного исследования.
    Подобрать методики психологической диагностики, позволяющие исследовать взаимоотношения в семье и личность школьника.
    Исследовать индивидуальные особенности младших школьников и стили родительских отношений с помощью личностных опросников.
      База  исследования: МОУ СОШ № 31 г. Белгорода.
 

Глава 1. Теоретическое  исследование личности  младшего школьника  и стилей родительского  отношения с детьми в семье 

     1.1. Конфликт как психологическое  явление
     Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
      Современная ситуация развития ставит перед человечеством  серьезный выбор - или оно будет  стремиться к разрешению своих конфликтов, или же оно скатывается к противостоянию на различных уровнях, вплоть до войн.
      В настоящее время потребность  в научном исследовании конфликтов стала очевидной, так как закончился этап игнорирования, замалчивания или  негативного отношения к конфликту. Конфликт стал реальностью человеческой жизни. Более того, наступил этап, когда в общественном сознании произошли изменения, и отношение к конфликту стало не только как к естественному, но в некоторых случаях даже как к желательному явлению. Это порождает проблему эффективного управления конфликтом во всех областях его проявления. Многие авторы считают, что решение данной проблемы становится настолько очевидным, что либо XXI век станет веком конфликтологии (как науки о конфликтах), либо он будет последним в истории человеческой цивилизации.
      Сложившаяся ситуация такова, что именно на социально-психологическом  уровне можно наиболее глубоко и  последовательно выявить общие  тенденции возникновения, протекания и разрешения конфликтов.
      Основные  проблемы, тормозящие развитие конфликтологии, теснейшим образом взаимосвязаны, во-первых, с пониманием того, что такое конфликт как социальное явление и каково его место в ряду этих явлений, и, во-вторых, с определением подхода, лежащего в основе объяснения причин возникновения конфликтов.
      Рассматривая  проблему конфликта в связи с его местом в ряду социальных явлений, видно, что понятие «конфликт» чаще подводят под более широкую категорию - противоречие. Но такой способ определения влечет за собой игнорирование специфики собственно конфликтных отношений. Следовательно, такое подведение частного под общее недостаточно, а порою и ошибочно.
      Объясняется это тем, что в догматизированной  версии марксизма признавалось наличие  противоречий в советском обществе, преимущественно неантагонистических, но до признания конфликтов, тем более социальных, дело не доходило.
      Основная  методологическая установка состояла в том, чтобы подчеркнуть значение единства сторон, целостности социально-политической системы. Некоторые авторы утверждали, что единство противоположностей, а не противоречие, является движущей силой развития общества. Мышление в этих категориях не давало возможности перейти к конкретному анализу социальных процессов, поведения социальных групп и лиц, решающих те или иные вполне определенные конкретные жизненные задачи.
      Исходя  из анализа теоретических положений  проблемы конфликта, является важным определение  сущностного содержание противоречия как противоречия между мотивами, целями субъекта, актуализированными одновременно, примерно равной силы, но противоположно направленными.
      Развитие  всякой системы идет благодаря разрешению противоречий, но противоречия далеко не всегда влекут за собой конфликты. Когда происходит «столкновение» различных  сложных систем, то обычно говорят  о катастрофе, кризисе, конфликте. Многие исследователи специализируются в каждом из указанных направлений и все формы взаимодействия сложных систем характеризуют как через конфликт, так и через кризис и катастрофу.
      Катастрофами  называются скачкообразные изменения, возникающие в виде внезапного ответа системы на плавное изменение внешних условий.
      Источниками теории катастроф являются теория особенностей гладких отображений Уитни (складки, сборки) и теория бифуркаций динамических систем Пуанкаре и Андронова.
      Катастрофы  характеризуют внезапное событие (переворот, бедствие), влекущее за собой тяжелые последствия.
      Кризисы характеризуют резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса, социального института, сферы  общества или общества в целом. Кризис вызревает как совокупность проявляющихся противоречий в системе и определяется сменой организационных форм в динамическом развитии систем в средах.
      Можно отметить, что данные понятия относятся  к различным сторонам оценки развития сложных систем:
      - катастрофа как процесс внутреннего коренного изменения состояния систем;
      - кризис как процедура перелома, изменения форм взаимодействия  систем со средой.
      Кризисы - смена организационных форм циклического развития систем, т.е. с позиции обыденного мышления кризис есть нарушение непрерывности. Сущность кризиса заключается в образовании или нарушении полных дезингрессий, т.е. смена форм путем уничтожения каких-либо прежних связей или возникновения новых.
      По  мнению А.А. Богданова, можно выделить два типа кризисов:
      - одни кризисы вытекают из нарушения полных дезингрессий, следовательно, разрыва тектологических границ, т.е. образования новых сфер;
      - другие, напротив, из образования  полных дезингрессий, создания новых  границ там, где их не было, т.е. из разрыва связей.
      Рассматривая  причины и глубину социальных кризисов, некоторые авторы (Ю. Яковец и др.) отмечают, что кризисы многообразны и неповторимы, но поддаются классификации по характеру цикличности, объекту деятельности, по длительности и глубине. Они взаимодействуют, углубляя друг друга, проявляя резонансный эффект.
      Хотя  кризисы неизбежны, общество не бессильно  перед ними. Опираясь на теорию циклического развития, оно может предсказывать  характер и сроки предстоящих  кризисных потрясений, выбирать наиболее эффективные пути выхода из них, нейтрализовать негативные последствия как за счет накопленного опыта, так и за счет приобретения нового.
      Помимо  вышеперечисленных современных  конфликтологических теорий существует, как минимум, еще пять не менее  интересных:
      Социально-биологическая  теория (Чарльз Дарвин)
      Данная  теория утверждает, что конфликт присущ человеку как и всем животным. Ч. Дарвин открыл теорию естественного  отбора и из неё вывели теорию естественной агрессивности человека. Его идея в том, что развитие мира осуществляется благодаря борьбе за выживание, что составляет естественный отбор наиболее приспособленных видов живых организмов.
      Социально-психологическая  теория
      Эта теория объясняет конфликт посредством  теории напряженности, т.е. характер современного индустриального общества неизбежно влекут за собой состояние напряженности у большинства людей, когда нарушается равновесие между индивидом и средой.
      Толчком к этому является фрустация (внутреннее состояние индивида, реакция на социальные препятствия к достижению цели, проявляется  в агрессии, регрессии или «уходе в себя»).
      Теория  насилия (К. Маркс, Ф. Энгельс, Мао Цзэдун, В.И. Ленин)
      Авторы  данной теории полагали, что социальный конфликт происходит из-за разделения людей на социальный классы в соответствии с их экономическим положением в  стране. По их мнению, основными классами в обществе были буржуазия и пролетариат и естественно, между ними происходит борьба, т.е. задачей буржуазии было господство и эксплуатация наемных рабочих. Конфликт в этом случае неизбежен и, надо понимать, что это столкновение нужно правильно организовать, чтобы происходило дальнейшее развитие общества.
      Для классов общества этой теории характерно неравенство шансов, т.к. у них  неравное положение и уровень  обогащения, преимуществ и привилегий. Все это проявляется в определенном образе жизни и в чувстве принадлежности к определенному слою (классу) общества.
      В теории также обозначено разделение классов по территориальности (нации  и другие формирования) и корпоративное  разделение (по профессиональным качествам).
      Теория  структурного функционализма (Т. Парсонс, Э. Мэйо)
      Смысл данной теории заключается в том, что конфликт рассматривается как  искажение, аномальный процесс в  общественных системах.
      Существует  ряд предпосылок, обеспечивающих стабильность общества:
      - удовлетворение основных биологических и психологических потребностей большей части общества;
      - эффективная деятельность органов  социального контроля, воспитывающих  граждан в соответствии с принятыми  в данном обществе нормами;
      - совпадение индивидуальных мотиваций  с общественными установками.
      По  мнению авторов данной теории в хорошо работающей социальной системе должен господствовать компромисс, а конфликт не должен находить места в обществе.
      Диалектическая  концепция (Л. Козер, Р. Дарендорф)
      Данная  теория конфликта рассматривает мир как не отсутствие конфликта. Мир состоит в созидательном отношении с конфликтом, и мир представляет собой рабочий процесс разрешения конфликта.
      Авторы  этой теории (концепции) доказывают, что  чем больше в обществе независимых  друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества. И это его позитивная сторона.
      Другие  же сторонники теории утверждают о  том, что в человеческом обществе не существует постоянства, поскольку  общественная жизнь изменчива, следовательно, конфликт возникает из-за изменчивости общественной жизни.
      Понимание всех происходящих сегодня в обществе процессов невозможно без осмысления сущности конфликтов на глубинном уровне.
      Конфликты вплетены в процесс глобализации цивилизации наряду с катастрофами и кризисами. Достаточно указать на то, что особенности поведения любого группового социосубъекта в конфликте являются важнейшим фактором выбора его собственной судьбы (А.А. Гостев).
      Единственное, с чем человечество пока не может  справиться, это с самим собой, со своим могуществом, которое не всегда может разумно использовать, следствием чего являются конфликты различного масштаба и значимости. Следует отметить, что конфликты не есть нечто исключительное, а способ разрешения противоречий или способ взаимодействия сложных систем.
      Таким образом, видно, что конфликту принадлежит особое место в ряду социальных явлений, которое имеет свое содержание и структуру. 
 

      Социально-психологические  особенности младших  школьников
 
          Личность должна развиваться  свободно, и свобода ее развития  на практике означает не подвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. [5]
          Подростковый возраст - остро  протекающий переход от детства  к взрослости, в котором выпукло  переплетаются противоречивые тенденции.  С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым, с другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребёнка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д.  Главное данный период отличается выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, в  которой формируется его сознательное отношение, к себе как члену общества. [13]
          Формирование личности – это  процесс освоения специальной  сферы общественного опыта. Ведь  в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Второе «рождение» личности (по А.Н. Леонтьеву) приходиться, как раз на подростковый период и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. [12]
          Важнейшей особенностью подростков  является постепенный отход от  прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. [13]
     Главные  мотивационные линии этого возрастного  периода, связанные с активным стремлением  к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение  и самоутверждение.
          В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время, он еще далеко не во в сем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших детей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.
          Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения – от безудержного веселья  к унынию и обратно – без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространёнными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование –  сухим мудрствованием.  [10]
          В трудах психологов и педагогов  мы находим описание изменений,  происходящих в характере ребёнка  в эти годы, нарушений психического  равновесия и в первую очередь  непонятных и непримиримых противоречий. Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой- охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны. [13]
          Реакция эмансипации – специфически  – подростковая реакция. Она  проявляется стремлением высвободиться из–под опеки, контроля. Покровительства старших – родных, учителей, вообще старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как  к  маленькому ребёнку.
          Проявление реакции эмансипации  весьма разнообразны. Она может  ощущаться в каждодневном поведении  подростка, в желании везде  и всегда поступать по-своему, самостоятельно.
          Одна из крайних форм проявления  такой реакции – побеги из дома и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью».  [1]
          Чувство взрослости, занимающее  одно из самых существенных  мест во внутренней позиции  подростка, состоит в том, что  он уже не хочет, что бы  его считали ребёнком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать эту потребность в серьёзной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней зрелости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотических веществ.
          Следует учесть, что повышенное  внимание подростка к своей  внешности связанно с вполне  определёнными особенностями психического  развития ребёнка в этот период, со сменой ориентации подростков с взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде.  
 

      Стили родительских отношений, как основной фактор, влияющий на формирования стиля конфликтного взаимодействия младшего школьника
 
          Родительские позиции оказывают  влияние на поведение ребенка  в семье. Отталкиваемый и отвергаемый  ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на  второй план. Такие дети иногда  борются за свое положение  в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания.
          Таким же лишним ребенок чувствует  себя тогда, когда родители  уклоняются от общения с ним,  не участвуя в играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами.
          Дети родителей, чрезмерно их  оберегающих, чаще всего занимают  показную позицию, излишне выдвинутую  на задний план. Они сосредотачивают  на себе внимание всех окружающих. Потребности этих детей доминируют над потребностями других членов семьи. К такому ребенку относятся как к божеству, которому все служат. Подобную позицию чаще занимает единственный ребенок, или самый младший, или один из детей, склонный к заболеваниям, о здоровье которого родители чрезмерно тревожатся и не могут преодолеть эти волнения.
          Ребенок, от которого слишком  много требуют,  которого принуждают  и которым командуют, также  не имеет надлежащей позиции.  На нем, как и на излишне  оберегаемом ребенке, концентрируется  внимание родителей, однако пред ним выдвигаются требования, которые не ставятся перед другими членами семьи. Даже в малейшей степени за ним не признается право на самостоятельные действия. Родители вообще не уважают его права в отличие от признания прав других членов семьи.
          Правильные воспитательные позиции  родителей, выражаются в первую  очередь в восприятии ребенка  как личности, определяют одновременно  и позицию ребенка в семье  как полноправного члена, к  правам и потребностям которого  относятся в родном доме с  уважением.
          В современной семье все прочнее  укореняется демократический стиль  жизни, обеспечивающий ребенку  по отношению к родителям, более  равноправную позицию. 
          Неудовлетворение основных потребностей  детей очень быстро проявляется   в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности.
          Рассматривая основные типы родительских  отношений, необходимо иметь в  виду влияние каждого из них  на формирование поведения и  определенных черт личности ребенка.
          Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность.
          Если родители проявляют позицию  уклонения от общения со своим  ребенком, то он может вырасти  человеком, неспособным к установлению  прочных эмоциональных связей, следовательно,  эмоционально неустойчивым. Чаще  всего такие дети неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.
          Родительская позиция чрезмерной  требовательности очень часто  лишает ребенка веры в собственные  силы, воспитывает  у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми.
          При родительской позиции признания  прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи.  Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала.
          Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Зависимость от матери или отца, пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение типа «избалованное дитя» может сформировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности, дерзость, чрезмерную требовательность и даже тиранию по отношению к родителям, а с другой стороны – беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.