На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности рынка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Немецкая классическая философия - это значительнейший  этап в развитии философской мысли  и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила  Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762- 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770- 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804- 1872).
Каждый из названных  философов создал свою философскую  систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
1. Своеобразным  пониманием роли философии в  истории человечества, в развитии  мировой культуры. Классические  немецкие философы полагали, что  философия призвана быть критической  совестью культуры, "конфронтирующим  сознанием", "усмехающимся над  действительностью", "душой"  культуры.
2. Исследовались  не только человеческая история,  но и человеческая сущность. У  Канта человек рассматривается  как нравственное существо. Фихте  подчеркивает активность, действенность  сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой  жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать  взаимосвязь объективного и субъективного.  Гегель расширяет границы активности  самосознания и индивидуального  сознания: самосознание индивида  у него соотносится не только  с внешними предметами, но и  с другими самосознаниями, из  чего возникают различные общественные  формы. Он глубоко исследует  различные формы общественного  сознания. Фейербах создает новую  форму материализма - антропологический  материализм, в центре которого  стоит реально существующий человек,  который является субъектом для  себя и объектом для другого  человека. Для Фейербаха единственными  реальными вещами являются природа  и человек как часть природы. 
3. Все представители  классической немецкой философии  относились к философии как  к специальной системе философских  дисциплин, категорий, идей. И.  Кант, например, выделяет в качестве  философских дисциплин, прежде  всего, гносеологию и этику.  Шеллинг - натурфилософию, онтологию.  Фихте, считая философию "наукоучением", видел в ней и такие разделы,  как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал  широкую систему философских  знаний, в которую вошли философия  природы, логика, философия истории,  история философии, философия  права, философия морали, философия  религии, философия государства,  философия развития индивидуального  сознания и др. Фейербах рассматривал  онтологические, гносеологические  и этические проблемы, а также  философские проблемы истории  и религии. 
4. Классическая  немецкая философия разрабатывает  целостную концепцию диалектики.
Кантовская диалектика - это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.
Диалектика Фихте  сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я  и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг  переносит на природу разработанные  Фихте принципы диалектического  развития. Природа у него - становящийся, развивающийся дух.  
 

КЛАССИЧЕСКАЯ  НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ    
период  развития нем. философии (кон. 18 — 1-я пол. 19 вв.), когда был создан преемственный ряд систем филос. идеализма (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и материализм Фейербаха. Термин «К. н. ф.» употребляется Ф. Энгельсом в его работе «Людвиг Фейербах и конец клас-сич. нем. философии». Для идеалистич. учений К. н. ф. характерны следующие осн. черты. 1) Возрождение диа-лектич. традиции, которому в нем. культуре сопутствовало и предшествовало обращение к антич. наследию (И. И. Винкельман, Ф. Гёльдерлин, И. В. Гёте). Если у Канта диалектика имеет ещё негативное значение «софистики» чистого разума, то у последующих представителей К. н. ф., в особенности у Гегеля, она возвышается до целостной системы логич. категорий. 2) Переход от субъективного и «трансцендентального» идеализма (Кант) к объективному идеализму на основе диа-лектич. методологии (через Фихте и Шеллинга — к учению Гегеля). 3) Критика традиц. «рассудочной» метафизики и стремление представить философию как систему науч. знания («Наукоучение» Фихте, «Энциклопедия филос. наук» Гегеля). 4) Обращение к истории как филос. проблеме (важное значение имели работы Гердера, Ф. Шиллера и нем. романтиков) и применение Гегелем диалектич. метода к исследованию истории, которое привело к историзму. В. И. Ленин отмечал, что «гегелевскую диалектику, как самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии, Маркс и Энгельс считали величайшим приобретением классической немецкой философии» (ПСС, т. 26, с. 53). Вместе с тем развитие выступает у Гегеля как вневременной процесс самораскрытия абс. духа. Поэтому, как указывал Ленин, гегелевскую диалектику «нельзя брать» как таковую, не очистив от «мистики идей». С критикой идеализма Гегеля выступил Фейербах. Осн. содержание его философии — отстаивание материализма. Однако в целом Фейербах не преодолел созерцательности домарксового материализма. К. н. ф.— один из теоретич. источников марксизма. Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец К. н. ф., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 273—317; Ленин В. И., Три источника и три составных части марксизма, ПСС, т. 23; Г е и н е Г., К истории религии и философии в Германии, ПСС, т. 7, М.— Л., 1936; Виндельбанд В., Философия в нем, духовной жизни 10 столетия, М., 1910; История диалектики. Нем. классич. философия, М., 1978.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
КЛАССИЧЕСКАЯ  НЕМЕ?ЦКАЯ ФИЛОСО?ФИЯ
    период  в развитии нем. философии конца 18 – начала 19 вв., в течение к-рого в ней последовательно появились: нем. классич. идеализм (осн. представители  – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и  материализм Фейербаха. С К. н. ф. была тесно связана и классич. нем. литература (Гердер, Гёте, Шиллер и др.). Термин "К. н. ф." употребляется Энгельсом в его работах "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии". К. н. ф. является одним из филос. источников марксизма (подробнее о содержании К. н. ф. и об отношении к ней марксизма см. в ст. Немецкая философия).
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская  энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
КЛАССИЧЕСКАЯ  НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ    
    КЛАССИЧЕСКАЯ  НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ — философское  направление 2-й пол. 18 и 1-й пол. 19 в. Родоначальник его был И. Кант, создатель трансцендентального  идеализма. Его продолжатели и вместе с тем критики, развившие собственные  философские системы, — И. Г. Фихте, Ф. В. И. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель; последний  представитель — Л. Фейербах —  творец новой исторической формы  антропологического материализма.    
    Идея  свободы образует одну из основных характеристик классической немецкой философии. Французская революция  была воспринята Кантом и его продолжателями как начало новой всемирно-исторической эпохи, содержанием которой станет установление строя, обеспечивающего  гражданские права и свободу  каждому члену общества. Фихте  восторженно выразил свое отношение  к этой революции в двух памфлетах: “Попытка содействовать исправлению  суждений публики о Французской  революции” (1794) и “Востребование от государей Европы свободы мысли, которую они до сих пор угнетали” (1794). Молодой Шеллинг перевел  на немецкий язык “Марсельезу”. Гегель в своей “Философии истории” (1832) говорил о Французской революции: “Это был величественный восход солнца. Все мыслящие существа праздновали  эту эпоху” (Соч., т. VIII. М.—Л., 1935, с. 414). При этом Кант и его продолжатели не ограничивались умозрительной концепцией свободы как изначальной сущности духа, они делали из этого конкретные социально-политические выводы. Так, Кант, критикуя консерваторов, утверждавших, что народ еще не созрел для  свободы, писал: “Если исходить из подобных предположений, свобода никогда  не наступит, ибо для нее нельзя созреть, если предварительно не ввести людей в условия свободы...” (Религия  в пределах только разума.— Он же. Трактаты и письма. М-, 1980, с. 262). Фихте  в лекциях “О назначении ученого” (1794) заявляет: “...всякий, считающий  себя господином других, сам раб... Только тот свободен, кто хочет все  сделать вокруг себя свободным” (Соч., т. 2. М., 1993, с. 27). Обосновывая субстанциальность  свободы, Шеллинг делает из этого  абстрактного принципа конкретный антифеодальный вывод: “Самый недостойный и возмущающий  душу вид приобретает зрелище  такого устройства, при котором владыками  являются не закон, а воля устроителя и деспотизм...” (Система трансцендентального  идеализма. М., 1936, с. 331). Гегель утверждает в “Философии истории”: “Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, — прогресс, который мы должны познать в его необходимости” (с. 18—19). Из этого общего положения  Гегель делает вывод об объективной  необходимости правового государства, в котором свободные граждане осуществляют свой жизненный выбор.     
    Второй  основной характеристикой классической немецкой философии является систематическая  разработка диалектического миропонимания  и диалектического способа мышления. Кант уже в ранних своих работах  рассматривал принцип развития как  единственно возможное объяснение систематического устройства нашей  Солнечной системы. В другой ранней работе он доказывал, что, кроме логических противоречий, которых следует избегать, как этого требует формальная логика, существуют реальные противоречия, т. е. отношения взаимоисключающих  противоположностей, как, напр., отношение  притяжения и отталкивания. В “Критике чистого разума” ( 1781) Кант, анализируя предложенную им таблицу категории  мышления, показывает, что в каждой группе категорий первая категория  представляет собой тезис, вторая —  антитезис, третья — синтез. Последний  раздел трансцендентально“ логики Канта  называется: трансцендентальная диалектика. Термин “диалектика” применяется  Кантом в традиционном смысле, вследствие чего трансцендентальная диалектика трактуется как логика заблуждений. Однако в  рамках такой постановки проблемы Кант ставит действительно диалектические проблемы, как об этом, в частности, свидетельствует его учение об антиномиях, противоречиях, в которые впадает  разум в своих попытках решать самые общие, фундаментальные теоретические  проблемы. При этом все антиномии  Кант считает принципиально разрешимыми.     
    В философии  Фихте понятие абсолютного Я  и полагаемое им не-Я образуют единство противоположностей, что означает, что человечество само созидает те объективные условия, которые детерминируют  его существование и развитие. Шеллинг в своей натурфилософии обосновывает идею развития природы, интерпретируя  ее как возникновение противоположностей, преодолеваемых в процессе перехода от низшего к высшему. Благодаря  своей диалектической идее о всеобщей связи явлений Шеллинг предвосхищает  открытие связи между электричеством и магнетизмом, сделанное Эрстедом в 1820. Свое наиболее полное развитие диалектика получает в философии Гегеля, которому принадлежит первая в истории  философии попытка создания системы  диалектического миропонимания. Б  своем учении о сущности Гегель покончил с абстрактным противопоставлением  сущности явлению: сущность является, явление существенно. Анализируя понятие  сущности. Ге1 e-'ib обосновывает принцип  конкретного тождества, заключающего в себе различие (и, следовательно, нетождественность), противопоставляя его абстрактному тождеству, которым ограничивается (и должна ограничиваться) обычная, формальная логика. В учении о категориях Гегель раскрывает диалектическое единство необходимости и случайности, необходимости  и свободы. В созданную Гегелем  диалектическую логику включены такие  категории, как “бытие”, “небытие”, “становление”, “качество”, “количество”, “мера”. В учении о понятии —  заключительной части диалектической логики — прослеживается логическое развитие таких понятий, как “объект”, “механизм”, “телеологическое отношение”, “практика”, “жизнь”. Т о., гегелевская  диалектическая логика является не только теорией познания, но и онтологией. Понятие развития — центральное  понятие гегелевской диалектики.     
    Третьей основной характеристикой классической немецкой философии является установка  на создание философии как науки. Кант заявляет, что предшествующая философия была лишь филодоксией, рассуждательством  на философские темы, но отнюдь не философией в строгом смысле слова, т. е. наукой. Солидаризируясь с Кантом, Фихте определяет философию как “наукоучение”, или науку о науке. Шеллинг, отвергая традиционное противопоставление философии наукам о природе, теоретически осмысливал достижения естествознания. Гегель уже в первом крупном своем произведении — “Феноменологии духа” (1807) провозглашает: “Истинной формой, в которой существует истина, может быть лишь научная ее система. Моим намерением было — способствовать приближению философии к форме науки — к той цели, достигнув которой она могла бы отказаться от своего имени любви к знанию и быть действительным знанием” (Соч., т. IV М., 1959, с.З).    
    Нетрудно  понять глубокий антифидеистический смысл  этой установки на превращение философии  в науку. Ведь фидеизм ставит на первое место теологию, на второе — философию, а третье, самое низшее место, отводится  науке. Классики немецкой философии, напротив, поставили на высшее место науку  и разрабатывали философию, учитывая исторически сложившиеся нормы  и критерии научности. Однако идеалистический  характер учений Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля вступал в противоречие с  поставленной ими задачей превратить философию в науку. В этом отношении  материалист Фейербах был гораздо  последовательнее. Подвергнув критике  идеализм Гегеля и его предшественников, Фейербах провозгласил в работе “Предварительные тезисы к реформе философии” (1843): “Философия должна вновь связаться  с естествознанием, а естествознание — с философией. Эта взаимная потребность, эта связь, коренящаяся  во внутренней необходимости...” (Избр. философские произведения, т. I. М., 1955, с. 132). По учению Фейербаха, отношение  мышления к материи осуществлено в человеке как единственно мыслящем существе. Подчеркивая природную  сущность человека, Фейербах вместе с  тем рассматривает его как  общественное существо. Отвергая гегелевскую, идеалистическую диалектику, Фейербах тем не менее признает всеобщность  развития, относительность противоположностей и пытается материалистически интерпретировать отрицание отрицания. Главной задачей  философии Фейербах считает критику  религии как иллюзорного, отчужденного сознания людей. Но, в отличие от французских материалистов 18 в., он не сводит причины религии к невежеству и обману и стремится показать, что в религии получает свое отражение  реальная человеческая жизнь со всеми  ее заботами, страданиями, страхами, надеждами  и, конечно, стремлением к счастью.     
    Классическая  немецкая философия оказала большое  влияние на развитие всей последующей  философской и социально-политической мысли (кантианство и неокантианство, гегельянство и неогегельянство, шеллингианство, марксизм и неомарксизм и др.). 

2 

Еще в  конце XIX века большинство ученых склонялись к точке зрения, что физическая картина мира в основном построена  и останется в дальнейшем незыблемой. Предстоит уточнять лишь детали. Но в первые десятилетия XX века физические воззрения изменились коренным образом. Это было следствием «каскада» научных  открытий, сделанных в течение  чрезвычайно короткого исторического  периода, охватывающего последние  годы XIX столетия и первые десятилетия XX века.
В 1896 году французский физик Антуан Анри Беккерель (1852-1908) открыл явление самопроизвольного  излучения урановой соли. Исследуя это явление, он наблюдал разряд наэлектризованных  тел под действием указанного излучения и установил, что активность препаратов урана оставалась неизменной более года. Однако природа нового явления еще не была понята.
В его  исследование включились французские  физики, супруги Пьер Кюри (1859-1906) и  Мария Склодовская-Кюри (1867-1934). Прежде всего их заинтересовал вопрос: нет  ли других веществ, обладающих свойством, аналогичным урану? В 1898 году были открыты  новые элементы, также обладающие свойством испускать «беккерелевы лучи», -- полоний и радий. Это свойство супруги Кюри назвали радиоактивностью. Их напряженный труд принес щедрые плоды: с 1898 г. одна за другой стали появляться статьи о получении новых радиоактивных  веществ. А годом раньше, в 1897 году, в лаборатории Кавендиша в  Кембридже при изучении электрического разряда в газах (катодных лучей) английский физик Джозеф Джон Томсон (1856-1940) открыл первую элементарную частицу -- электрон. В последующих опытах по измерению заряда электрона и  получению отношения этого заряда к массе было обнаружено совершенно необычное явление зависимости  массы электрона от его скорости. Уяснив, что электроны являются составными частями атомов всех веществ, Дж. Томсон предложил в 1903 году первую (электромагнитную) модель атома. Согласно этой модели, отрицательно заряженные электроны располагаются  определенным образом (как бы «плавают») внутри положительно заряженной сферы. Сохранение электронами определенного  места в сфере есть результат  равновесия между положительным  равномерно распределенным ее зарядом  и отрицательными зарядами электронов. Но модель «атома Томсона» просуществовала  сравнительно недолго.
В 1911 году знаменитый английский физик Эрнест Резерфорд (1871-1937) предложил свою модель атома, которая получила название планетарной. Появлению этой новой модели атома  предшествовали эксперименты, проводимые Э. Резерфордом и его учениками, ставшими впоследствии знаменитыми  физиками, Гансом Гейгером (1882-1945) и  Эрнстом Марсденом (1889-1970). В результате этих экспериментов, показавших неприемлемость модели атома Дж. Томсона, было обнаружено, что в атомах существуют ядра -- положительно заряженные микрочастицы, размер которых  очень мал по сравнению с размерами  атомов. Но масса атома почти полностью  сосредоточена в его ядре. Исходя из этих новых представлений, Резерфорд  и выдвинул свое понимание строения атома, которое он обнародовал 7 марта 1911 года на заседании Манчестерского философского общества. По его мнению, атом подобен Солнечной системе: он состоит из ядра и электронов, которые обращаются вокруг него.
Но планетарная  модель Резерфорда обнаружила серьезный  недостаток: она оказалась несовместимой  с электродинамикой Максвелла. Согласно законам электродинамики, любое  тело (частица), имеющее электрический  заряд и движущееся с ускорением, обязательно должно излучать электромагнитную энергию. Но в этом случае электроны  очень быстро потеряли бы свою кинетическую энергию и упали на ядро. С этой точки зрения, оставалась непонятной необычайная устойчивость атомов. Кроме того, в соответствии с законами электродинамики, частота излучаемой электроном электромагнитной энергии должна быть равна частоте собственных колебаний электрона в атоме или (что то же) числу оборотов электрона вокруг ядра в секунду. Но в этом случае спектр излучения электрона должен быть непрерывным, так как электрон, приближаясь к ядру, менял бы свою частоту. Опыт же показывал другое: атомы дают электромагнитное излучение только определенных частот (именно поэтому атомные спектры называют линейчатыми, т. е. состоящими из вполне определенных линий). Такая определенность спектра, его ярко выраженная химическая индивидуальность очень трудно совмещается с универсальностью электрона, заряд и масса которого не зависят от природы атома.
Разрешение  этих противоречий выпало на долю известного датского физика Нильса Вора (1885-1962), предложившего  свое представление об атоме. Последнее  основывалось на квантовой теории, начало которой было положено на рубеже XX века немецким физиком Максом Планком (1858-1947). Планк выдвинул гипотезу, гласящую, что испускание и поглощение электромагнитного  излучения может происходить  только дискретно, конечными порциями -- квантами.
Н. Бор, зная о модели Резерфорда и приняв ее в качестве исходной, разработал в 1913 году квантовую теорию строения атома. В ее основе лежали следующие  постулаты: в любом атоме существуют дискретные (стационарные) состояния, находясь в которых атом энергию  не излучает; при переходе атома  из одного стационарного состояния  в другое он излучает или поглощает  порцию энергии.
Предложенная  Бором модель атома, которая возникла в результате развития исследований радиоактивного излучения и квантовой  теории, фактически явилась дополненным  и исправленным вариантом планетарной  модели Резерфорда. Поэтому в истории  атомной физики говорят о квантовой  модели атома Резерфорда -- Бора.
Следует отметить, что научные заслуги  Резерфорда не ограничиваются исследованиями, приведшими к упомянутой планетарной  модели атома. Совместно с английским химиком Фредериком Содди (1877-1956) он провел серьезное изучение радиоактивности. Резерфорд и Содди дали трактовку  радиоактивного распада как процесса превращения химических элементов  из одних в другие. «Неизменяемость  свойств электронов при обычных  физических и химических процессах, -- писал Н. Бор, -- непосредственно  объясняется тем, что в таких  процессах, хотя связи электронов и  могут сильно меняться, ядро остается без изменений. Резерфордом была доказана и взаимная превращаемость атомных ядер под действием мощных сил. Тем самым Резерфорд открыл совершенно новую область исследований, которую часто называют современной  алхимией»50.
Как тут  не вспомнить крушение стремлений и  надежд многих поколений алхимиков  получать одни химические элементы (чаще всего -- золото) из других в связи  с открытием во второй половине XVIII века Лавуазье закона неизменности химических элементов. И вдруг, в начале XX века, оказалось, что в результате радиоактивного распада некоторые элементы самопроизвольно  превращаются в другие. Это было поистине научной сенсацией.
Впрочем, наука XX века принесла немало сенсационных открытий, многие из которых совершенно не укладывались в представление  обыденного человеческого опыта. Ярким  примером этого может служить  теория относительности, созданная  в начале нашего столетия мало кому известным тогда мыслителем Альбертом  Эйнштейном (1879-1955).
В 1905 г. им была создана так называемая специальная  теория относительности. В целом  теория А. Эйнштейна основывалась на том, что -- в отличие от механики И. Ньютона -- пространство и время  не абсолютны. Они органически связаны  с материей и между собой. Когда  А. Эйнштейна попросили выразить суть теории относительности в одной, по возможности понятной фразе, он ответил: «Раньше полагали, что если бы из Вселенной исчезла вся материя, то пространство и время сохранились  бы, теория относительности утверждает, что вместе с материей исчезли  бы также пространство и время».
Более подробно о теории относительности  сказано в разделе, посвященном  пространственно-временным представлениям. Мы здесь лишь отметим, что эта  теория получила признание далеко не сразу. Специальная теория относительности  была быстро принята лишь узким кругом известных физиков-теоретиков. Но в 20-х годах, после появления общей  теории относительности, этот круг существенно  расширился. Эйнштейн получил полную поддержку многих выдающихся ученых, работавших в других областях физики, но обладавших широкой культурой  физического мышления.
В то же время существовали и тупая ограниченность в науке, милитаризм и расизм в  политике. Не случайно теория относительности  была встречена в штыки в фашистской Германии, где к хору злобных голосов, отвергших теорию Эйнштейна как  «неарийскую», враждебную национальному  германскую сознанию, присоединились такие известные физики-экспериментаторы, как Ленард и Штарк.
Хотя  имя А. Эйнштейна по сей день в  массовом сознании связывается с  теорией относительности, эта теория была далеко не единственным его научным  достижением. Опираясь на представление  Планка о квантах, Эйнштейн еще в 1905 году сумел обосновать природу  фотоэффекта. Каждый электрон выбивается из металла под действием отдельного светового кванта, или фотона, который  при этом теряет свою энергию. Часть  этой энергии уходит на разрыв связи  электрона с металлом. Эйнштейн показал  зависимость энергии электрона  от частоты светового кванта и  энергии связи электрона с  металлом.
Казалось, что корпускулярная теория материи  торжествует. Фотон, например, явно имеет  корпускулярные свойства (русский физик  П.Н. Лебедев даже доказал в 1899 году существование светового давления). Но вскоре выяснилось, что определить энергию фотона (частицы света, не обладающей массой покоя) можно было, только представляя его себе в  виде волны с соответствующей  длиной и частотой. Получалось, что  фотон -- это одновременно и волна  и частица. Распространяется он как  волна, излучается и поглощается -- как  частица.
В 1924 году произошло крупное событие в  истории физики: французский ученый Луи де Бройлъ (1892-1987) выдвинул идею о волновых свойствах материи. «Почему, если волновой материи присущи свойства корпускулярности, -- писал он, -- мы не вправе ожидать и обратного: что  корпускулярной материи присущи  волновые свойства? Почему бы не мог  существовать закон, единый для всякого вообще материального образования, не важно, волнового или корпускулярного?».
Наиболее  убедительное подтверждение существования  волновых свойств материи было получено в результате открытия (наблюдения) дифракции электронов в эксперименте, поставленном в 1927 году американскими  физиками Клинтоном Дэвиссоном (1881-1958) и Лестером Джермером (1896-1971). Быстрые  электроны, проходя сквозь очень  тонкие пластинки металла, вели себя подобно свету, проходящему мимо малых отверстий или узких  щелей. Другими словами, распределение  электронов, отражавшихся от пластинки  и летевших лишь по некоторым избранным  направлениям, было таким же, как  если бы на пластинку падал пучок  цвета с длиной волны, равной длине  волны электрона, вычисленной по формуле де Бройля.
Экспериментально  подтвержденная гипотеза де Бройля превратилась в принципиальную основу, пожалуй, наиболее широкой физической теории -- квантовой  механики. У объектов микромира, рассматриваемых  с ее позиций, обнаружились такие  свойства, которые совершенно не имеют  аналогий в привычном нам мире. Прежде всего -- это корпускулярно-волновая двойственность, или дуализм элементарных частиц (это и корпускулы и волны  одновременно, а точнее -- диалектическое единство свойств тех и других). Движение микрочастиц в пространстве и времени нельзя отождествлять  с механическим движением макрообъекта. Например, положение элементарной частицы  в пространстве в каждый момент времени  не может быть определено с помощью  системы координат, как для привычных  нам тел окружающего мира. Движение микрочастиц подчиняется законам  квантовой механики.
Об абсолютной непригодности законов классической механики в микромире свидетельствует, например, установленное видным немецким физиком Вернером Гейзенбергом (1901-1976) соотношение неопределенностей: если известно место положения частицы  в пространстве, то остается неизвестным  импульс (количество движения), и наоборот. Это одно из фундаментальных положений  квантовой механики. С точки зрения классической механики и просто «здравого  смысла», принцип неопределенности представляется абсурдным. Нам трудно представить себе, как все это  может быть «на самом деле».
По этому  поводу известный американский физик  Ричард Фейнман писал следующее: «Раз поведение атомов так не похоже на наш обыденный опыт, то к нему очень трудно привыкнуть. И новичку  в науке, и опытному физику -- всем оно кажется своеобразным и туманным. Даже большие ученые не понимают его  настолько, как им хотелось бы, и  это совершенно естественно, потому что весь непосредственный опыт человека, вся его интуиция -- все прилагается  к крупным телам. Мы знаем, что  будет с большим предметом; но именно так мельчайшие тельца не поступают. Поэтому, изучая их, приходится прибегать  к различного рода абстракциям, напрягать  воображение и не пытаться связывать  их с нашим непосредственным опытом».
Все вышеизложенные революционные открытия в физике перевернули ранее существующие взгляды на мир. Исчезла убежденность в универсальности законов классической механики, ибо разрушились прежние  представления о неделимости  атома, о постоянстве массы, о  неизменности химических элементов  и т. д. Теперь уже вряд ли можно  найти физика, который считал бы, что все проблемы его науки  можно решить с помощью механических понятий и уравнений. Рождение и  развитие атомной физики, таким образом, окончательно сокрушило прежнюю  механистическую картину мира.
Вместе  с этим закончился прежний, классический этап в развитии естествознания, характерный  для эпохи Нового времени. Наступил новый этап неклассического естествознания XX века, характеризующийся, в частности, новыми, квантово-релятивистскими представлениями  о физической реальности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.