На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перспективы развития логистики в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
Санкт-Петербургский государственный технологический институт 
(Технический университет)
 

Кафедра Экономики и логистики Факультет Экономики и менеджмента
Курс  2     Группа ____
 
          Учебная дисциплина Основы логистики 

    Курсовая  работа
    Тема№5: «Перспективы развития логистики в России» 
     

Студент    _________   
Руководитель   _________    
 

Оценка  
за контрольные работы  _____________   

Руководителя 
 
 
 
 

Санкт –  Петербург
2010
Содержание
Содержание 2
Введение 3-4
    Параметры логистики 5-16
      Происхождение и трактовка термина «логистики» 5-8
      Эволюция логистики 8-13
      Актуальность логистики в условиях рыночной 
      экономики России 13-15

      Основные факторы развития логистики 15-16
    Перспективы развития 16-30
      Развитие логистики в России 16-28
      Развитие логистических центров в России 28-30
    Положение транспортного комплекса России 31-35
      Железнодорожный транспорт 31-32
      Автомобильный транспорт 32
      Водный транспорт 33-34
      Трубопроводный транспорт 34
      Воздушный транспорт 34-35
    Новый подход к развитию логистики в РФ 35-43
Заключение 44-45
Список литературы 46
Приложение: ГОСТы 47
 

Введение
     Логистика - уникальная область деятельности, поскольку ею занимаются повсюду  в мире по 24 часа в сутки, по 7 дней в неделю на протяжении 52 недель в год. Лишь немногие сферы деловых операций могут похвастаться той же сложностью внутренних взаимосвязей и такой же широтой географического охвата, какие характерны для логистики.
     Логистика, достаточно сложное понятие, которое  затрагивает большое количество экономических процессов мира, страны и каждого человека.
     Задачи данной работы заключаются в следующем:
    Обозначить роль логистики в развитии стран
    Оценить настоящее положение логистики в России
    Исследовать состояние транспортной системы России
    Обозначить план и стратегию развития логистики в РФ
       В России долгое время логистике не уделяли должного внимания, и вместо неё были управление запасами и складами. О необходимости развития логистики  в России задумались только в начале XXI в. Это подразумевало так же и реформы всех видов транспорта и коммуникаций страны.
     В процессе развития наукоёмких технологий логистика эволюционировала и на сегодняшний день на мировом рынке  лидерство в конкурентной борьбе завоёвывает тот, кто владеет  методами логистики.
     Проблемы  развития логистики в России в  наше время ярко встаёт не только перед  бизнесменами, но и перед «кремлём». Ведь в условиях рыночных отношений  и ограниченности ресурсов для развития экономики и других отраслей необходимо развитие логистики, увеличения скорости обмена и отслеживания информации, повышения контроля на каждом этапе рыночных отношений для оперативного реагирования и устранения неполадок на участках в целях минимизации затрат.
     Для того чтобы мы смогли чётко понять поднятую данной работой проблему я предлагаю сначала ознакомиться с историей происхождения логистики, а потом последовательно изучить факторы развития логистики, современное положение логистики в России, развитие логистических центров 

 

      Параметры логистики.
        Происхождение и трактовка термина "логистика"
     Большинство исследователей сходятся на том, что  происхождение слова "логистика" восходит к Древней Греции. Для  древних греков логистика представляла собой "счетное искусство" или "искусство рассуждения, вычисления", а высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью, называли логистами. По свидетельству Архимеда, в Древней Греции было 10 логистов.
     Имело место применение термина "логистика" и в Римской империи. Здесь он использовался в качестве обозначения правил распределения продовольствия, а служители, которые занимались распределением продуктов питания, носили титул "логисты" или "логистики".
     В первом тысячелетии нашей эры  термин "логистика" появился впервые в военном лексиконе ряда стран. Здесь с логистикой стали связывать деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами. Так, во времена византийского императора Леона VI (865-912), названного "Мудрым", считалось, что задачами логистики являются вооружение армии, снабжение ее военным имуществом, своевременная и в полной мере забота о ее продовольственных потребностях и соответственно подготовка каждого акта военного похода. В армии Византийской империи существовала специальная должность - "логистас".
     Первым  автором предметных трудов по логистике  принято считать французского военного теоретика Антуана Анри Джомини (1779-1869). Некоторое время он работал  в России под именем Генриха Вениаминовича  Жомини и был автором капитального труда по истории революционных войн в 15 томах. В своих работах он утверждал, что логистика охватывает широкий круг вопросов, включающих планирование, управление, материальное, техническое и продовольственное обеспечение войск, а также определение места их дислокации, строительство дорог, укреплений и др.
     Считается, что некоторые принципы логистики  применялись и в армии Наполеона, однако как военная наука логистика  сформировалась лишь к середине XIX в. В наиболее широких масштабах  принципы и подходы логистики  в военном деле получили развитие во время Второй мировой войны. Особенно умело это продемонстрировала американская армия. Возможно, поэтому большинство англо-русских словарей до сих пор переводят слово "логистика" как исключительно военный термин, обозначающий организацию и осуществление работы тыла. Таким образом, только благодаря согласованному взаимодействию военно-промышленного комплекса, транспортной системы и баз снабжения США удалось организовать устойчивое обеспечение дислоцированных в Европе союзных войск продовольствием, оружием, боеприпасами, снаряжением и военной техникой. Большое значение в решении этой сложной задачи имело массовое применение прогрессивных методов и способов транспортировки, в частности использование контейнерных перевозок - новшество для того времени. Итак, под военной логистикой принято понимать совокупность средств и способов, необходимых для доставки людей, техники, боеприпасов к месту боевых действий, а также планирование и организацию мероприятий по подготовке и осуществлению связанных с этим процессов.
     Известный немецкий математик Г. В. Лейбниц  применял данный термин в значении "исчисления умозаключений", или  математической логики.
     Исторически сложилось так, что в XIX в. термин "логистика" стал параллельно  применяться и в невоенной области. Вторая трактовка термина, в значении математической логики, использовалась в работах знаменитого немецкого математика Г. Лейбница (1646-1716), а новый смысл за термином был закреплен позже на философском конгрессе в Женеве в 1904 г. В данном качестве логистика широко используется при изучении математических закономерностей, конструировании технических систем вычислительной техники, в робототехнике и т. п.
     В начале 50-х гг. XX в. термин "логистика" стал применяться в бизнесе, а  к 70-м гг. крепко укоренился в этой среде. Почти все страны Западной Европы и Америки в этот период переживали тяжелейший энергетический кризис, следствием которого явились спад производства, растущая безработица, снижение активности рынка, а в результате - глубокое ухудшение состояния экономики в национальных и транснациональных масштабах. Политики, правительства, специалисты не исключали угрозы социального взрыва, который мог повлечь за собой еще более тяжелые последствия. Все это послужило катализатором для форсированных разработок срочных мер по стабилизации и улучшению ситуации в сфере экономики. Ученые, экономисты и предприниматели обратились к логистике как к науке, наиболее эффективно координирующей взаимодействие материально-технического обеспечения, производства, распределения, транспорта, коммуникационной инфраструктуры и рынка.
     Таким образом, предназначение логистики  заключается в обеспечении и  получении продуктов и услуг  там, где они необходимы, и тогда, когда они требуются. Изучая отечественные  и зарубежные источники экономической литературы, можно отметить, что многие авторы пользуются суммарными терминами, которые в общем описывают одинаковые логистические активности и поэтому могут быть использованы в качестве синонима термина "логистика". К ним относятся следующие:
      физическое распределение;
      материальный менеджмент;
      логистический инжиниринг;
      логистический менеджмент;
      менеджмент логистической цепи;
      тотальное распределение;
      управление материалами;
      рохрематика;
      логистика цепи поставок,
      интегрированная дистрибьюция и др.
     Необходимо  отметить использование термина "физическое распределение", который вплоть до середины 70-х гг. был наиболее употребительным  на Западе синонимом современного понятия  логистики, а в настоящее время  обозначает одну из комплексных функций интегрированной логистики и является синонимом термина "дистрибьюция".
        Эволюция логистики
     Современная логистика - явление парадоксальное. То, что мы сегодня называем логистикой, возникло с зарождением цивилизации, т. е. это никакое не новшество. Однако самых совершенных достижений логистика достигла, как мы уже отмечали ранее, в военной среде и несколько позже - в экономической среде, т. е. в среде современного бизнеса.
     По  одному из последних определений  логистика представляет собой общую  точку зрения на компанию и ее партнеров по бизнесу (стратегическую, тактическую и оперативную) с материальными и информационными потоками в качестве интегратора.
     Однако  такой взгляд на логистику формировался в течение некоторого исторического  периода. В генезисе логистики XX в. можно выделить несколько исторических периодов.
       Период с 20-х до начала 50-х  гг. условно называется периодом  фрагментации, когда идея логистики  как интегрального инструмента  снижения общих затрат и управления  материальными потоками в бизнесе не была востребована. Отдельные логистические активности были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве, в транспортировке и т. п.
     Показательным в этом отношении является этап развития экономики США. В рассматриваемый  период США имели быстрорастущий рынок, характеризующийся внедрением новых производственных технологий (например, в автомобилестроении), высоким уровнем специализации, изобилием природных ресурсов, хорошим инвестиционным климатом, минимальным государственным регулированием экономики. Производители товаров и услуг едва справлялись с потребностями расширяющегося рынка. Естественно, что в этих условиях основное внимание менеджмента было направлено на то, как насытить рынок, т. е. на поиск технических и технологических резервов в производстве продукции, пренебрегая при этом другими логистическими активностями (развитием дистрибьюции, управлением закупками, запасами и т. п., т. е. тем, что существенно влияет на общие затраты организации и удовлетворенность потребителя).
     Таким образом, в этот период были сформулированы отдельные предпосылки будущего внедрения логистической концепции. К ним можно отнести следующие:
      возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров:
      рост транспортных тарифов;
      появление концепции маркетинга;
      развитие теории и практики военной концепции.
     Необходимо  отметить появление в рассматриваемый  период первых логистических организаций  и сообществ. Старейшей организацией в мире является Национальная ассоциация проблем управления закупками (основана в США в 1915 г.), преобразованная в 1967 г. в Национальную ассоциацию агентов снабжения.
     Период  с середины 1950-х по 1970-е гг. западные специалисты называют периодом становления  логистики. Он характеризовался интенсивным  развитием теории и практики логистики, прежде всего снова в США.
     Стало очевидным, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения физического  распределения, в первую очередь  с позиции снижения затрат. Известный  американский писатель и консультант  по менеджменту П. Друкер называл активности в дистрибьюции "наиболее печально пренебрегаемой и наиболее подающей надежды сферой американского бизнеса".
     Одним из ключевых факторов быстрой экспансии  логистики явилось возникновение  концепции общих (тотальных) затрат в дистрибьюции. К этому времени стало ясно, что издержки отдельных логистических операций тесно связаны между собой: экономия на транспортных расходах может привести к значительному росту затрат, вызванных ростом складских запасов, экономия на упаковке - к дополнительным издержкам, вызванным повреждением грузов при доставке и т. д. Поэтому возникла необходимость интегрировать в потоке различные функции товародвижения, устанавливая при этом оптимальное соотношение затрат отдельных звеньев логистической цепи.
     Таким образом, смысл концепции общих  затрат заключается в том, что  можно так перегруппировать затраты  в дистрибьюции, что общий уровень  затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю  уменьшится (общий результат деятельности превзойдет сумму отдельных эффектов). Например, переключая перевозки товаров с автомобильного на воздушный транспорт, можно избежать создания промежуточных складов, т. е. исключить затраты на складирование. И хотя затраты на транспортировку возрастут, общий их уровень в сети распределения уменьшится.
     Позднее концепция общих затрат стала  основной концепцией интегрированной  логистики. Вместе с тем возникли следующие предпосылки дальнейшего  развития логистики. К ним относятся:
    изменения в моделях и отношениях потребительского спроса (развитие олигополистических рынков);
    давление затрат на производство;
    прогресс в компьютерных технологиях;
    изменения в стратегиях формирования запасов;
    влияние военного опыта.
     К началу 70-х гг. (период развития) были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики и некоторые западные фирмы стали успешно применять их на практике. Однако для многих фирм логистический подход к контролю и уменьшению затрат еще не стал очевидным. Кроме того, попытки внедрения логистической координации во многих фирмах не удавались вследствие встречного сопротивления. Менеджеры, которые в течение длительного времени привыкли выполнять традиционные функции, например закупок, транспортировки, грузопереработки, часто препятствовали внедрению организационных изменений, необходимых для реализации сквозного управления материальным потоком на основе концепции снижения общих затрат. Дополнительные трудности создавали существующие в то время системы бухгалтерского учета, не приспособленные для выделения и контроля составляющих логистических издержек и оценки финансовых результатов логистических активностей фирмы.
     Таким образом, в период с 1980-х до середины 1990-х гг. логистика приобрела статус "образа мышления", или, другими  словами, концептуальной стратегии, основанной на глубокой интеграции всех областей хозяйственной деятельности в единую ресурсопроводящую систему (период интеграции). Здесь во главу стола ставился не продукт, а процесс в форме потока (материального, информационного и др.), в чем и заключалась принципиальная новизна логистического подхода, а логистическая концепция позволила перейти от дискретного к сквозному управлению по всей логистической цепи.
     В современном бизнесе существенно  увеличилось время прохождения  товара по различным каналам материально-технического обеспечения (свыше 90% временных затрат). Поэтому необходим последовательный логистический подход к управлению материальными потоками. Он позволяет значительно (на 30-50%) сократить все виды запасов материальных ресурсов, уменьшить время движения продукции от источника сырья до конечного потребителя (на 25-40%) и период оборота капитала, снизить затраты на производство, дистрибьюцию и, что самое главное, наиболее полно удовлетворить запросы потребителей в отношении качества товаров и сервиса.
     В течение рассматриваемого исторического периода произошли также существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического взлета. Основными из них являются следующие:
    революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК);
    глобализация рынка;
    изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;
    повсеместное распространение философии TQM (тотальное управление качеством);
    рост партнерства и стратегических союзов;
    структурные изменения в организациях бизнеса.
     Таким образом, период интеграции сделал логистику  одним из важнейших инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса, и те фирмы, которые использовали передовые  концепции логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке
     На  современном этапе основными  тенденциями в экономике западного  рынка, влияющими на будущую эволюцию логистической концепции, являются:
      некоторый спад промышленного производства;
      дальнейшее углубление специализации в промышленности;
      изменившиеся отношения с торговыми партнерами, требующие новых подходов в организации сотрудничества и новых форм менеджмента;
      дальнейшее развитие мировых интеграционных процессов;
      усилившаяся конкуренция во всех областях бизнеса;
      развитие новых информационно-компьютерных технологий;
      появление гибкого технологического оборудования, систем автоматизации проектирования, гибких автоматизированных и роботизированных производств, позволяющих быстро переходить на выпуск новых видов продукции;
      усиленное внедрение принципов логистики в индустрию сервиса.
        Актуальность логистики в условиях рыночной экономики России
     Актуальность  обусловлена потенциальной возможностью повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем с помощью  планирования. Многие разработки в  России непосредственно включали в себя элементы логистической науки. Но эти разработки были недостаточно связаны между собой, не имели объединяющей основы, не осуществлялись в рамках целостной науки о материалопотоках . В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы  нормативов материально-технической  базы теряют своё прежнее значение: каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и  принимает решения. Как свидетельствует  мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает с сегодня тот, кто компетентен в области  логистики, владеет её методами. Это  связанно с тем, что логистика – согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчёт, способность отбросить из системы всё лишние.
     Возникает вопрос: почему именно сейчас логистика  стала столь актуальна? Это произошло  из-за нескольких факторов: 1) экономического, 2) информационного, 3) технического.
     1)  Сейчас основной приоритет компании - поиск возможностей сокращения  производственных затрат и издержек  обращения в целях увеличения  прибыли фирмы и роста качества, оказания комплекса услуг потребителю.  Поэтому в условиях развития  рыночных отношений принцип расчёт + выгода + потребитель ведёт к  росту важности логистики.
     2)  Информатика наиболее тесным  образом связывает рынок и   логистику, поскольку предметом,  средством и составляющей логистических   процессов является информационные  потоки.
     3)  Технический фактор проявляется   в том, что логистика как   система управления, её субъекты  и объекты развиваются на основе  совместных технических достижений  в транспортно-складском хозяйстве и в сфере управления (при автоматизации и компьютеризации управления), обеспечивающих  решающий успех на товарных  рынках.
     Большое значение для актуальности логистики  приобретает необходимость государственной  поддержки процессов товародвижения. Это применимо и эффективно используется не только на уровне предприятий и  организаций-участников процесса товародвижения, но и в масштабах деятельности региональных и федеральных органов  управления.
     Следовательно, внедрение логистических подходов в управление товародвижением приобрело  большую актуальность на современном  этапе развития российской экономики. Это связанно с интенсификацией  и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением  горизонтальных хозяйственных связей между предпринимателями и организациями  сопряженных отраслей.
        Основные факторы развития логистики
     В РФ логистика развивалась медленнее, чем в других странах, потому что:
     - тяжелая общеэкономическая ситуация;
     - социальная напряженность во  всех слоях общества не способствует  продвижению в отечественный   бизнес логистических идей;
     - высокий уровень монополизма   в важнейших отраслях;
     - финансовый кризис, неплатежи;
     - низкий уровень жизни населения; 
     - высокий уровень безработицы; 
     - негативная реструктуризация экономики; 
     - свертывание инвестиций.
     Роль  логистики в экономике РФ определяется взаимодействием 5 основных факторов:
     1. экономический фактор (выдвигается  поиск возможностей, сокращения  производственных затрат и издержек  обращения, как для увеличения  прибыли предприятия, так и  для полного удовлетворения интересов  потребителя);
     2. организационно-экономический фактор (развиваются процессы кооперации  и интеграции хозяйственной деятельности);
     3. информационный фактор (развитие  информационных связей является  причиной и следствием развития  рыночных отношений);
     4. технический фактор (логистика, как   система управления развивается   на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и сфере управления);
     5. специфический фактор (большую актуальность  логистика приобретает из-за необходимости   в государственной поддержке   процессов товародвижения).
     Таким образом, становление и развитие логистики в России позволило  выйти отечественной экономике  на новый уровень.
      Перспективы развития
        Развитие логистики в России
     Здесь мы остановимся на проблеме развития логистики в нашей стране. Востребование научных подходов и практических методов логистики совпало с началом перехода России к рыночным отношениям. Как показывает зарубежный опыт, потребность в конкретном теоретическом аппарате и практическом инструментарии логистического менеджмента зависела от ряда условий, сложившихся на определенном историческом отрезке времени. К таким условиям относятся следующие: уровень развития производственных сил, уровень технологического развития, политическая обстановка, зрелость рыночных отношений.
     Возможность и темпы развития логистических подходов в отечественном бизнесе также нельзя рассматривать в контексте сегодняшней обстановки в России и прогноза хода реформ, особенно экономической.
     Не  вдаваясь в детальный экономический  анализ, сформулируем в общих чертах принципиальные трудности, которые имеются на пути развития логистической концепции в России:
    тяжелая общеэкономическая ситуация и социальная напряженность во всех слоях общества;
    недооценка в течение длительного времени значимости сферы обращения (снабжения и сбыта), которая на Западе занимает ключевую позицию в логистике (исторически сфера обращения в нашей стране отставала от сферы производства, следствием чего являлось замедленное продвижение товаров к конечному потребителю, неудовлетворительное качество обслуживания потребителя и т. п.);
    отставание инфраструктуры экономики даже от среднемирового уровня: нерациональное развитие товаропроводящих структур, слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, отсталые транспортная инфраструктура (прежде всего в области автомобильных дорог) и технико-технологический уровень развития транспортных средств;
    низкий уровень развития производственно-технической и технологической базы складского хозяйства;
    слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т. п.
     Это в общем случае, а в частности  самое важное, по мнению консалтинговых организаций, занимающихся постановкой  логистики в российских компаниях, - отсутствие описаний функций, бизнес-процессов организации, что, как правило, вызвано отсутствием организационной структуры.
     Отсутствие  единого описания бизнес-процесса влечет несогласование бывших советских предприятий характерны ситуации, когда функции не двух, а целых четырех подразделений, насчитывающих десятки человек, на 90% перекрывают друг друга. В результате возникает не только информационная неразбериха, но и информационная закрытость и враждебность внутри организации. При этом зачастую организация не понимает, то ли она консалтинговая фирма, то ли сервисное предприятие, то ли дистрибьютор; каждое подразделение преследует свои собственные цели, или некие <общие> цели, как оно их понимает.
     Следствием  этого может стать примитивный  сговор снабженцев и сбытовиков с  поставщиками и заказчиками (сегодня  это явление повсеместное). Другой вариант - то, что специалисты называют субоптимизацией деятельности подразделений. Например, в отделе закупок стремятся купить как можно больше и дешевле, не заботясь о качестве и цене с точки зрения всего технологического процесса. Или стиль работы служб сбыта: лишь бы сдать, избавиться и получить какие-то деньги, а самой концепции сбыта, ориентированного на клиента, чтобы он потом вернулся, нет.
     Здесь можно остановиться на конкретном примере. У российских дистрибьюторов, торгующих  замороженными продуктами, в свое время возникли трудности с российскими хладокомбинатами. Дело в том, что у каждых были свои ключевые моменты, поступаться которыми не хотели ни одни, ни другие. Начнем по порядку.
     Российские  дистрибьюторы, раскрутившись в  свое время на мороженом "Mars", все более явно стали ощущать присутствие друг друга на рынке. Возникла необходимость расширения ассортимента: сначала за счет других сортов мороженого, потом - прочей "заморозки" западного производства (овощные, мясные и рыбные полуфабрикаты). Наконец, маркетинговая стратегия привела их на отечественные хладокомбинаты. Там их ждал поистине прохладный прием. Правда, после многомесячных переговоров летом 1996 г. восемь московских дистрибьюторов и два хладокомбината создали ассоциацию под названием "Столичное мороженое": одни получили гарантии постоянных поставок, другие - постоянного сбыта. Но дело в том, что производители сдались только тогда, когда у них на складах в разгар сезона скопилось по нескольку сотен тонн мороженого, а впереди замаячил зимний спад продаж, в последние годы кончавшийся остановкой производства.
     Что же касается прочих всесезонных продуктов, то тут оборона хладокомбинатов  еще крепка. Жесткость наших производителей замороженных продуктов кажется  необъяснимой. Возникает ощущение, что пути отечественной логистики никому не ведомы, и это не слишком большое преувеличение. Так что же происходит на самом деле? Отказываясь от предложений фирм-дистрибьюторов, хладокомбинаты предпочитают многочисленных мелких посредников, а накопившиеся остатки в критический момент, например в конце года, почти даром отдают подвернувшемуся крупному покупателю. Явление парадоксальное.
     Однако, продолжая разговор о российской логистике, отметим, что, несмотря на перечисленные  негативные моменты ее развития, к  началу 90-х гг., т. е. начальному этапу перехода к рыночным отношениям, в России имелись определенные предпосылки для развития логистических идей в различных отраслях экономики. Их можно разделить на две большие группы: научно-теоретические и производственно-технические (технологические).
     Научно-теоретические  предпосылки связаны с вузовской  подготовкой специалистов по широкому кругу дисциплин, прямо или косвенно имеющих отношение к логистике, а также большим количеством  научных трудов и методических разработок, затрагивающих в той или иной степени проблемы логистики и составляющих ее теоретическую и научно-методическую основу. Это работы отечественных ученых в областях системного анализа, технической и экономической кибернетики, исследования операций, теории управления запасами, теории массового обслуживания.
     Несмотря  на то, что сам термин "логистика" и соответственно научная дисциплина стали применяться и преподаваться у нас совсем недавно, отдельные теоретические положения логистики изучались в экономических вузах в комплексе таких дисциплин, как экономика и организация материально-технического снабжения и сбыта, организация складского и тарного хозяйства, управление запасами, нормирование материальных ресурсов, оперативно-календарное планирование производства, организация и управление грузовыми перевозками, организация оптовой торговли и др.
     До  перехода к рынку в изучении указанных  дисциплин, а также практических приложениях научно-исследовательских  разработок преобладали территориальный, отраслевой и ведомственный подходы. Участники, по существу, единого логистического процесса в сферах производства и обращения продукции всегда рассматривались изолированно с точки зрения обеспечения своих локальных интересов и целей функционирования в централизованной плановой экономике. Логистический же подход в концептуальном понимании не мог быть востребован до начала перехода к рынку.
     Научно-технические  предпосылки связаны с внедрением в различных отраслях промышленного  производства систем управления материальным потоком (то, что мы сейчас называем прерогативой логистики). В первую очередь это относится к внутрипроизводственным системам организации работы технологического (промышленного) транспорта и складского хозяйства, гибким автоматизированным и роботизированным комплексам. Известны примеры эффективного использования в промышленности микрологистических систем типа САПР, РИТМ, КСОТО, систем оптимального оперативно-производственного планирования, контроля и управления запасами материальных ресурсов, подобных зарубежным системам MRP/DRP, KANBAN.
     Производственно-техническую  базу, связанную с управлением  многоассортиментного материального  потока, также составили различные  технологические объекты государственных  централизованных, отраслевых, территориальных  и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции, т. е. бывших структур Госснаба, Госстроя, Госагропрома и Госкомнефтепродукта СССР. Несмотря на их упразднение в 1993 г., на территории Российской Федерации остались и функционируют уже в рыночных отношениях объекты мощной складской системы и товаропроводящих систем, крупные автоматизированные транспортные комплексы, транспортные узлы и грузовые терминалы, контейнерные пункты, предприятия различных видов транспорта и связи, вычислительные и информационно-диспетчерские центры и т. п.
     Таким образом, рассмотренные предпосылки  создают фундамент для интенсивного внедрения логистической концепции  управления в сферах производства и  обращения экономики России. Однако необходимы быстрая и качественная подготовка кадров, развитие и совершенствование производственной, технической и технологической базы логистики в различных отраслях экономики, а также создание логистических товаропроизводящих структур, микро- и макрологистических систем различного уровня.
     История логистики в России пишется почти с чистого листа. За последние 10 лет она сделала огромный шаг. Вектор ее развития уже задан, однако требуются условия для дальнейшего качественного роста, среди которых - финансирование, внедрение современных технологий и привлечение высококлассных специалистов.
     Так сложилось, что до 2000 года большинству  российских компаний было не до снижения затрат, да и возможностей для внедрения  новых разработок было недостаточно. Если говорить об отечественном бизнесе  того времени, то его характеризовало  слабое внимание к покупательским потребностям, отсутствие конкурентных товаров, экстенсивное развитие. В этот период классические методы организации производства вполне подходили.
     Логистику заменяло транспортное и складское  хозяйство предприятий. И те из компаний, которые уже понимали, что необходимо снижать издержки, часто уменьшают их как раз за счет исключения финансирования именно данных подразделений.
     Устройство  складов было крайне простым –  ангар вида «четыре стены, пол  и потолок». Экономили и на персонале. Работа на складе велась низкоквалифицированными сотрудниками - кладовщиками, которые осуществляли учет «на бумаге», а порой и вообще забывали его вести. Механизация ограничивалась гидравлической тележкой, а все операции выполнялись грузчиками. Идентификация товара производилась вручную, путем нанесения персоналом надписи на упаковку. Про внедрение компьютеров и IT-технологий речи даже не шло. В результате чего такой склад работал очень медленно и нечетко.
     Отсутствие  системного подхода в разработке транспортных схем делало доставку товара крайне затратной. Часто функции экспедитора перекладывались на плечи водителей, из-за этого число ошибок постоянно росло. При этом сокращение средств на поддержание и обслуживание автопарка вело к быстрому его износу.
     Отдельные складские комплексы на тот момент были слишком слабо развиты. Имеющиеся не соответствовали большинству требований, причем располагались далеко не оптимально. Транспортные компании только начали появляться. Про логистических операторов речь шла только в том случае, если товар доставлялся из-за границы. Цепи доставок были простыми, и в условиях отсутствия конкуренции не существовало острой необходимости искать наиболее оптимальные пути перевозок. Вообще, на предприятиях осуществлялось слабое планирование, и большая часть проблем решалась по мере поступления или очень недальновидно.
     Серьезный толчок в развитии данное направление  получило лишь с 2002-2003 годов. Образцом для подражания были крупные западные компании. Многие российские менеджеры  прошли их школу. Помимо сформированного научного подхода к управлению цепочками поставок, на тот момент они могли позволить себе использовать и технологические новинки.
     На  сегодня большинство фирм осознало необходимость не просто снижать  затраты, а снижать их, оптимизируя процессы, и, в первую очередь, именно логистические. Для выполнения этих задач требуются специалисты, которые могут внедрить эти подходы. По словам кандидата технических наук, заместителя председателя Координационного совета по логистике Ырысбека Ташбаева, в их задачи входит анализ ситуации, выяснение интересов каждого звена в цепи «производство – потребление» и координация их деятельности.
     Зачастую  кандидата, соответствующего всем требованиям, найти достаточно сложно, ведь программы  подготовки дипломированных специалистов по логистике в вузах России начали проводить совсем недавно, хотя сам предмет преподается во многих институтах страны обзорно. Однако руководитель группы подбора персонала направления «Логистика.
     Таможня. ВЭД кадрового центра «ЮНИТИ» Ольга Симонова отмечает в последнее время изменение требований работодателей к кандидатам на эти должности. «Помимо опыта, практических знаний и навыков, стало важно и наличие профильного образования, - говорит она. – Все чаще необходимо владение современными специализированными компьютерными программами, а также навыками внедрения систем управления клиентскими отношениями, закупками, складами, транспортным хозяйством, а также информационных систем бизнес-анализа и прогнозирования».
     Таким образом, требуются люди, готовые идею логистики воплощать в жизнь с помощью новых технологий. Задачи специалистов зависят от размера организации. «В крупной компании функции логистов могут быть более раздробленными и узкими, - поясняет Ольга Симонова, - например, только морские перевозки по определенному маршруту или подготовка таможенных деклараций. В небольшой компании логисты должны быть универсалами, они решают несколько задач одновременно: взаимодействие с производителями, с экспедиторскими компаниями, со складскими комплексами, с таможенными брокерами и др.».
     Однако  автоматизация и постоянное усовершенствование и усложнение применяемых систем и методов привело к тому, что  многим компаниям не под силу эффективно организовывать логистические процессы. Это послужило причиной появления новой тенденции выделения данных функций и передачи их на аутсорсинг.
     На  данный момент сформировался блок крупных 3PL-провайдеров (Third party Logistics Services Providers). Они берут на себя выполнение отдельных  операций до предоставления комплексных услуг, включающих в себя: складирование, транспортировку грузов, управление заказами, физическое распределение и пр.       Поэтому все чаще многие, даже крупные, компании предпочитают не иметь собственных логистических мощностей. По данным компании Knight Frank Research, еще в 2006 году почти половина (45,3%) складов была передана в управление логоператорам. Преимущества аутсорсинга оценили многие российские компании, ведь провайдер имеет больший опыт, чем отдельно взятый, пусть даже хороший логист. Специализация позволяет привлекать узких профессионалов, которые ориентируются в конкретной области.
     Но  с ростом рынка и спроса на услуги транспортировки и хранения возникли проблемы. Основным фактором, препятствующим становлению логистических компаний в России, является острая нехватка современных складских терминалов. Данный рынок в России только начинает по-настоящему развиваться.
     Примерно  за последние 5 лет площадь складов  выросла с 750 тысяч кв. метров до 5 миллионов кв. м. Но даже столь быстрые темпы строительства не могут обеспечивать потребности. К складским комплексам, находящимся в стадии разработки, уже выстраивается очередь. Ситуация такова, что арендодатели сами выбирают клиентов и предпочитают компании, снимающие помещения в больших объемах и на долгий срок.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.