На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Россия как кредитор

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ 

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский  государственный университет 

Кафедра “Мировая экономика” 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине “Международные экономические отношения”
на тему:
РОССИЯ  КАК КРЕДИТОР 
 
 
 
 

Выполнил  студент гр. 720881          __________          Коровина Ю.В.
                                                                  
Оценка __________________ 

Проверил к. э. н., доц. каф. МЭ       __________          Прокофьева Е.Н.
                                           
                                                         “___” _____________ 20 __ г. 
 
 

Тула 2011 

     СОДЕРЖАНИЕ
   Введение 3
    Теоретические основы международного кредита 4
      Понятие и сущность международного кредита 4
      Мировая экономика и международный кредит 9
    Позиция России как кредитора 15
      История развития кредитных отношений в России 15
      Анализ современного состояния России как кредитора 19
      Основные государства-заемщики 25
      Проблемы кредитов и их возвратности в СССР и России 30
    Заключение 39
    Список  использованных источников 40
    Приложение 1 42
    Приложение 2 43
    Приложение 3 44 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ
     Курсовая  работа посвящена анализу позиции  России как кредитора.
     Актуальность  данной темы заключается в том, что  в настоящее время кредит является неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как предприятия  и отдельные граждане, так и государства, правительства. Кредиторы, владеющие свободными ресурсами, только благодаря их передаче заемщику, имеют возможность получить от него дополнительные денежные средства. Таким образом, кредит, предоставляемый в денежной форме, представляет собой новые платежные средства.
     Товарообмен как перемещение товара из рук  в руки, обмен услугами являются основой, где могут возникнуть и  возникают отношения по поводу кредита. Движение стоимости является ядром  движения кредита.
     Конкретной  экономической основой, на которой  появляются и развиваются кредитные  отношения, выступает кругооборот и оборот средств. Кругооборот и оборот капитала отличаются непрерывностью и, на базе его неравномерности становится естественным появление отношений, которые устраняют несоответствие между временем производства и временем обращения средств, разрешают относительное противоречие между временным оседанием средств и необходимостью их использования в народном хозяйстве. В виде таких отношений и выступает кредит.
     Таким образом, общество становится заинтересованным, во-первых, в том, чтобы избежать недоиспользования высвободившихся  ресурсов, а во-вторых, в том, чтобы  экономика развивалась непрерывно в расширенных масштабах.
     Целью данной работы является рассмотрение места России в системе международного кредита. В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретические основы международного кредитования, проанализировать положение России как международного кредитора.
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТА

1.1 Понятие и сущность международного кредита

     Международный кредит - разновидность экономической категории «кредит», это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты.
     Условия международного кредита отражают его  связь с экономическими законами рынка и используются для решения  задач экономических агентов рынка и государства [1, 106].
     Функции международного кредита выражают особенности движения ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Функции международного кредита отражены на рис. 1 (приложение 1).
     Выполняя  эти взаимосвязанные функции, международный  кредит играет двойную роль в развитии производства: положительную и отрицательную. С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства  и его расширение. Он способствует интернационализации производства и обмена, углублению международного разделения труда. С другой стороны, международный кредит усиливает  диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства. Международный  кредит используется для укрепления позиций иностранных кредиторов в конкурентной борьбе [1, 107].
     Границы международного кредита зависят  от источников и потребности стран  в иностранных заемных средствах, возвратности кредита в срок. Нарушение  этой объективной границы порождает  проблему урегулирования внешней задолженности  стран-заемщиц.
     Двоякая роль международного кредита в условиях рыночной экономики проявляется  в его использовании как средства взаимовыгодного сотрудничества стран и конкурентной борьбы [2, 44].
     Классификация форм кредита осуществляется по:
       назначению:
    коммерческие кредиты, обслуживающие международную торговлю товарами и услугами;
    финансовые кредиты, используемые для инвестиционных объектов, приобретения ценных бумаг, погашения внешнего долга, проведения валютной интервенции центральным банком;
    промежуточные кредиты для обслуживания смешанных форм экспорта капиталов, товаров, услуг (например, инжиниринг);
     видам:
    товарные (при экспорте товаров с отсрочкой платежа);
    валютные (в денежной форме);
         технике предоставления:
    наличные кредиты, зачисляемые на счет заемщика;
    акцептные в форме акцепта (согласия платить) тратты импортером или банком;
    депозитные сертификаты;
    облигационные займы, консорциональные кредиты и др.;
         валюте займа:
    международные кредиты в валюте либо страны-должника, либо страны-кредитора, либо третьей страны, либо в международных счетных валютных единицах (СДР, чаще в ЭКЮ);
    срокам:
    краткосрочные кредиты (от одного дня до одного года, иногда до восемнадцати месяцев);
    среднесрочные (от одного года до пяти лет);
    долгосрочные (свыше пяти лет).
     Если  краткосрочный кредит пролонгируется (продлевается), он становится средне- и иногда долгосрочным. В процессе трансформации краткосрочных международных  кредитов в ссуды на более длительный срок участвует государство в  качестве гаранта. Долгосрочный международный  кредит (практически до десяти-пятнадцати лет) предоставляют, прежде всего, специализированные кредитно-финансовые институты - государственные  и полугосударственные;
     обеспечению:
    обеспеченные кредиты;
    бланковые кредиты [3, 356].
     В качестве обеспечения используются товары, коммерческие и финансовые документы, ценные бумаги, недвижимость, другие ценности, иногда золото. Например, Италия, Уругвай, Португалия (в середине 70-х гг.), некоторые развивающиеся  страны (в 80-х гг.) использовали международные  кредиты под залог части официальных  золотых запасов, оценивающихся  по среднерыночной цене. Бланковый  кредит выдается под обязательство (вексель) должника погасить его в срок [1, 110].
     В зависимости от категории кредитора  различаются международные кредиты: фирменные (частные) кредиты; банковские кредиты; брокерские кредиты; правительственные кредиты; смешанные кредиты, с участием частных предприятий (в том числе банков) и государства; межгосударственные кредиты международных финансовых институтов.
     Фирменный (частный) кредит предоставляется экспортером иностранному импортеру в виде отсрочки платежа (от двух до семи лет) за товары. Он оформляется векселем или по открытому счету. При вексельном кредите экспортер выставляет переводной вексель (тратту) на импортера, который акцептует его при получении коммерческих документов. Кредит по открытому счету, который основан на соглашении экспортера с импортером о записи на счет покупателя его задолженности по ввезенным товарам и его обязательстве погасить кредит в определенный срок (в середине пли конце месяца). Такой кредит применяется при регулярных поставках и доверительных отношениях между контрагентами [3, 238].
     К фирменным кредитам относится также  авансовый платеж импортера. Покупательский аванс (предварительная оплата) является не только формой кредитования иностранного экспортера, но и гарантией принятия импортером заказанного товара (например, ледокола, самолета, оборудования и др.), который трудно продать [3, 239].
     Банковские  международные кредиты предоставляются банками экспортерам и импортерам, как правило, под залог товарно-материальных ценностей, реже предоставляется необеспеченный кредит крупным фирмам, с которыми банки тесно связаны. Общепринято создавать банковские консорциум, синдикаты, пулы для мобилизации крупных кредитных ресурсов и распределения риска. Банки экспортеров кредитуют не только национальных экспортеров, но и непосредственно иностранного импортера.
     Кредит  покупателю активно развивается с 60-х гг. Здесь выигрывает экспортер, так как своевременно получает инвалютную выручку за счет кредита, предоставленного банком экспортера покупателю, а импортер приобретает необходимые товары в кредит [3, 241].
     Крупные банки предоставляют акцептный кредит в форме акцепта тратты. При этом акцептант становится непосредственным плательщиком по векселю, но за счет средств должника (трассата). На акцептном рынке акцептованные переводные векселя в разных валютах свободно продаются.
     Брокерский  кредит - промежуточная форма между фирменным и банковским кредитами. Брокеры заимствуют средства у банков; роль последних уменьшается [3, 242].
     Межгосударственные  кредиты предоставляются на основе межправительственных соглашений. Международные  финансовые институты ограничиваются небольшими кредитами, которые открывают доступ заемщикам к кредитам частных иностранных банков.
     С 80-х гг. активно развивается проектное  финансирование (кредитование) совместно  с несколькими кредитными учреждениями (иногда до 200) без привлечения средств из государственного бюджета [3, 245].
     Специфической формой кредитного обслуживания внешнеэкономических связей являются операции по лизингу, факторингу, форфетированию.
     Лизинг  соглашение об аренде движимого и недвижимого имущества сроком от трех до пятнадцати лет. В отличие от традиционной аренды объект лизинговой сделки выбирается лизингополучателем, а лизингодатель приобретает оборудование за свой счет. Срок лизинга короче срока физического износа оборудования. По истечении срока лизинга клиент может продолжать аренду на льготных условиях или купить имущество по остаточной стоимости. В мировой практике лизингодателем обычно является лизинговая компания, а не коммерческий банк [5, 281].
     Факторинг - покупка специализированной финансовой компанией всех денежных требований экспортера к иностранному импортеру в размере до 70 - 90 % суммы контракта до наступления срока их оплаты; факторинговая компания кредитует экспортера на срок до 120 дней. Благодаря факторинговому обслуживанию экспортер имеет дело не с разрозненными иностранными импортерами, а с факторинговой компанией.
     Форфетирование  покупка банком или форфетором на полный срок на заранее оговоренных условиях векселей (тратт), других финансовых документов. Тем самым экспортер передает форфетору коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортера. В результате продажи портфеля долговых требований упрощается структура баланса фирмы-экспортера, сокращаются сроки инкассации требований, бухгалтерские и административные расходы [5, 282].  

     1.2 Мировая экономика и международный кредит
     Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров  мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский  клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. 
Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны.

     В рамках Парижского Клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов другим государствам и частные учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами  о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, само название «Парижский Клуб» не совсем точное, хотя это неформальное объединение, а не официальная международная организация. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса [9, 36].
     Парижский Клуб не очень известен широкой публике, что отчасти связано с проводимой им политикой конфиденциальности: кредиторы стараются не раскрывать информацию, касающуюся их оценки экономического и финансового положения того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником. Тем не менее, за 40 с лишним лет своего существования Клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два принципа: проведение внутренних реформ и структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения прежних долгов [9, 37].
     В 1956 году, как только клуб был организован, первые переговоры с официальными кредиторами  в Париже провело правительство  Аргентины с целью выработки  взаимоприемлемой для пересмотра графиков платежей по гарантированным государством экспортным кредитам. В следующие  полтора десятилетия с просьбами  о пересмотре графиков платежей в  клуб обращались Бразилия, Чили и Турция. Наибольшая активность приходится на последние двадцать лет, когда около 100 стран заключили более двухсот  соглашений о реструктурировании долгов на сумму боле 350 млрд. долл. Свою лепту вносят также и коммерческие банки, значительно сокращая обязательства должников по погашению не гарантированных государством кредитов.
     Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под  председательством высокопоставленного  чиновника государственного Казначейства Франции  Франсуа Перье. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам, Клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются [6, 24].
     Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны, а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе [6, 25].
     Многосторонний  подход является наиболее эффективным  и облегчает работу в административно-организационном  плане, так как должник имеет  возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в отдельности. Кроме  того, кредиторы придают большое  значение принципу равенства или  равномерного распределения бремени  невыплаченных задолженностей. Они  хотят быть уверенными в том, что  полученные от них льготы в отношении  условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств другими кредиторами.
     В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется  не всем. Для этого должнику нужно  не только быть бедным, но и активно  проводить рыночные реформы. 
В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран. 
Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации. 
В настоящее время Россия уже погасила всю свою задолженность перед странами Парижского клуба, и наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер [9, 40].

     Членство  в этой организации позволило  России требовать возврата советских  долгов развивающихся стран. Напомним, что при распаде СССР наша страна полностью взяла на себя все его  долги. Но отдать их тогда она была не в состоянии и в 1992 году обратилась к кредиторам с просьбой растянуть выплату на 20 лет [9, 41].
     Долги России перед членами Клуба на момент вступления превышали 50 млрд. долл. Это были займы, сделанные СССР в  последние годы существования, когда  страна пыталась решить за счет иностранных  инвестиций внутренние проблемы в условиях сильно подешевевшей на мировых рынках нефти. Как правопреемница СССР Россия должна не только странам Парижского клуба, но и частным компаниям. Этот долг меняется на российские еврооблигации. Обмен первого транша коммерческой задолженности бывшего СССР на общую  сумму 1,28 миллиарда долларов был  произведен в декабре 2002 года. Второй транш на 600 млн. долл. был осуществлен недавно [9, 45].
     Однако  нам должны были почти в три  раза больше. К началу 90-х страны третьего мира взяли в долг у СССР порядка 145 млрд. долларов. Большинство  из 54 стран-должников после развала  СССР отказывались признать любые долги  перед Россией. Основанием для этого  служила международная норма, не признающая военные поставки госдолгом. Кроме того, не всегда кредитные  договоры с прокоммунистическими режимами оформлялись должным образом, а частая смена правительств в третьих странах практически аннулировала ранее заключенные договоры.
     Характерным примером является Куба. Фидель Кастро не признаёт существования советского долга в размере 22 млрд. долл., страна прекратила обслуживание всех долговых обязательств перед РФ еще в 1999 году. После развала СССР Гавана одолжила у России еще 161 млн. долл. - этот долг российская сторона готова реструктурировать. Переговоры ни к чему не ведут. Например, в 2000 году Владимир Путин предложил  Кастро урегулировать соответствующий  вопрос в рамках Парижского клуба, однако глава Кубы отказался, предложив  российской стороне платить за использование  разведывательного центра в Лурдесе  ежегодную арендную плату в размере 200 млн. долл. Через два года Россия покинула базу [9, 46].
     На  членов Парижского клуба приходилось 52 млрд. долл. советских долгов, из которых  Россия по вступлению в организацию  простила 40 млрд. Но этот щедрый вклад  был компенсирован особыми условиями  членства.
     В лице этого собрания кредиторов наша страна получила ощутимую поддержку  в переговорах со своими должниками. По условиям, если страна-должник, признающая решение Парижского клуба, не выполняет  своих обязательств, в ее отношении  свертываются международные финансовые программы Международного валютного  фонда. Чтобы отсрочить выплаты  по долгу или изменить его структуру, и Парижский клуб, и западные коммерческие банки требуют от должников готовности выполнять соответствующие стабилизационные программы МВФ. Но самое главное, на что рассчитывали российские переговорщики: повысить статус страны на мировой арене [8, 72].
     К началу 2007 года подавляющая часть  долга Клубу была погашена досрочно. Удалось это сделать доходам, полученным от экспорта нефти, а, вернее, высоким ценам на «черное золото», которые держатся на мировых рынках в последние годы. Благодаря досрочному погашению экономия на выплате процентов по кредиту составит до миллиарда долларов в год (окончательно рассчитаться с кредиторами мы должны были к 2015 году).
     С ростом доходов от нефти России стала  не только возвращать свои долги, но и  прощать чужие. Три года назад  Клуб парижских кредиторов решил  аннулировать 67 процентов задолженности  беднейших стран. Россия почин поддержала. Было прощено 80% иракских долгов, 90% афганского долга, полностью аннулированы долги  ряда африканских государств на 11,3 миллиарда долларов [9, 46].
     Большая часть межгосударственных кредитов была формой финансовой поддержки дружественных СССР политических режимов в странах третьего мира, т.е. предоставлялась без сколько-нибудь серьезного анализа платежеспособности заемщиков. Как следствие, обязательства большинства государств относятся теперь к разряду сомнительной и даже безнадежной задолженности. Из суммарного долга 51-ой страны России в 120 млрд. долл. почти треть приходится на 25 стран, обратившихся в этот клуб с просьбой о реструктуризации задолженности. В рамках клуба у России 5 крупнейших должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Например, на нашу страну приходится 80% (или 6,5 млрд. долл.) всей задолженности Йемена, Остальные страны выплачивают (в СКВ и товарами) в лучшем случае лишь пятую часть оговоренной в соглашениях суммы. Членство России в клубе дает нам хоты маленькую, но надежду на увеличение сумм выплат. Конечно, процент списания долгов, на который нам придется пойти в рамках клуба, большой. Он определяется двумя факторами — уровнем развития страны и долей военных поставок в сумме долга. Поэтому дисконт может составлять от 35 до 80%.
     Одним из направлений работы с финансовыми  активами бывшего СССР является продажа  на тендерной основе активов, выраженных в клиринговых и других замкнутых валютах. Сюда относятся, в первую очередь, долги Индии, Пакистана, Бангладеш, Монголии, Лаоса и некоторых других государств [9, 47].
     2. ПОЗИЦИЯ РОССИИ  КАК КРЕДИТОРА
     2.1 История развития  кредитных отношений  в России
     Банковская  система Российской Федерации начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада. В своем развитии она прошла несколько этапов. Условно  их можно разделить на пять:
        с середины XVIII в. до 1860 г., период создания и функционирования банков как государственных (казенных);
       с 1860 по 1917 г.  период развития банковской системы;
    с 1917 по 1930 г.  формирование новой банковской системы;
    с 1932 по 1987 г. стабильное функционирование социалистической банковской системы;
        с 1988 г. по настоящее время  формирование современной рыночной банковской системы [3, 68].
     Началом первого этапа в развитии банковской системы явилось создание в 1733г. государственного ссудного банка, который  в большей степени играл роль казенного ломбарда. Но еще до этого  в России уже в    1665 г. в Пскове была предпринята попытка учреждения коммерческого банка, которая не была одобрена центральным правительством, и банк так и не начал функционировать.
     К 1872г. банковская система России состояла из Государственного банка, общественных городских и земельных банков и частных банков: долгосрочного кредитования  под залог недвижимости с круговой порукой и акционерных; под залог городской недвижимости  городские кредитные общества; краткосрочного кредитования  акционерные коммерческие банки; общества взаимного кредита, появившиеся в 1863 г.; сельские ссудо-сберегательные товарищества взаимного кредита, возникшие в 1870 г. [3, 69].
     Развитие банковской системы было прервано Первой мировой войной. Но уже к 1914 г. в России насчитывалось 600 кредитных учреждений и 1800 отделений банков, которые делились на государственные, общественные и частные. К государственным относились: Государственный банк, Комиссия погашения государственных долгов, государственные сберегательные кассы (1834 г.), Государственный дворянский земельный банк (1885 г.) и Крестьянский поземельный банк (1881 г.). Со времени Первой мировой войны начался закат российской банковской системы, а в 1917 г.  полная ее реорганизация. Начался третий этап развития банковской системы России.
     В 1917 г. была декларирована монополия  на банковское дело, результатом чего стала национализация частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений и их слияние с Государственным  банком, переименованным в Народный банк РСФСР и переданным в ведение  Наркомфина. В 1918 г. была запрещена деятельность иностранных банков.
     В 1924 г. был образован Внешторгбанк как акционерное общество. Его  акционерами стали государство, кооперативные и общественные организации. Банк находился в ведении Государственного банка СССР и занимался кредитованием  внешнеторговых операций и международными расчетами. К 1925 г. в России существовали: Государственный банк, Промбанк, Торгбанк (обслуживающий торговлю) и Сельхозбанк (кредитовавший сельское хозяйство) [3, 72].
     Кредитная реформа 1930-1932 гг. положила начало новому этапу в развитии банковской системы. Ее сутью была замена коммерческого и косвенного банковского кредитования прямым банковским кредитованием.
     В 1959 г. система долгосрочных банков была реорганизована: были упразднены два  банка  Сельхозбанк и Цекомбанк, а их функции переданы Госбанку. На базе Промбанка и Торгбанка  был создан Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений  Стройбанк. В его функции входило финансирование и долгосрочное кредитование предприятий  и организаций различных отраслей народного хозяйства (кроме сельского). Окончательная структура банковской системы к 1960 г. была следующей: Государственный  банк, Стройбанк, Внешторгбанк, система  сберегательных касс. Такая система  просуществовала до 1988 г.
     Первый  коммерческий банк был зарегистрирован  в августе 1988 г. Благоприятные условия  открытия банковских кооперативов привели  к широкой волне возникновения  банков, своеобразному «банковскому буму». К 1 января 1989 г. в стране насчитывалось 43 коммерческих банка, спустя год  224, а к концу 1991 г. 1357. Однако основная часть этих банков представляла собой  «банки-однодневки», которые создавались лишь для получения определенной части прибыли, после чего они закрывались, а на их место приходили новые, предлагавшие чрезвычайно благоприятные условия для клиентов, но также не выполнявшие свои обязательства [3, 77].
     Определенный  порядок наступил в 1991 г., когда в  конце 1990 г. были приняты два закона: «О Государственном банке» и «Закон о банках и банковской деятельности», в которых указывались условия  открытия банков, пути и методы контроль над ними. Затем был принят Закон «О банках и банковской деятельности РФ», который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка, Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому Закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им было дано право осуществлять валютные операции на остове лицензий, выданных Центральным банком. Специализированные банки превращались в коммерческие на основе акционирования. К моменту принятия этих законов в стране насчитывалось 1215 коммерческих и кооперативных банков с 2293 филиалами.
     Новая банковская система складывалась достаточно сложно и противоречиво. К началу 1992 г. действовало уже 1413 коммерческих банков, из них 767 были созданы на базе бывших специализированных банков и 646 образованы вновь. Но, по сути, основная их часть (73 %) состояла из мелких банков общего числа банков (уставный капитал от 5 до 25 млн. руб.). Крупных банков (уставный капитал более 200 млн. руб.) было 2 % от общего количества. Основными крупными банками стали Сбербанк и Внешэкономбанк. Особенностью банков этого периода была их неустойчивость, причинами которой не в последнюю очередь стали недостаточная квалификация персонала, нехватка капитала, неверная процентная политика, высокий риск и низкая ликвидность. Все это приводило к большому числу банкротств [2, 167].
     К 1994 г. банковскую систему можно было считать вполне сложившейся. В ней  насчитывалось 2019 коммерческих и кооперативных  банков с 4539 филиалами и 414 кредитных  учреждений.
     Вплоть  до кризиса 1998 г. банковская система  развивалась достаточно стабильно. Сначала продолжился рост количества банков, а с 1996 г. началось сокращение. При этом зарегистрированных банков стало больше. Сокращение шло не только за счет снижения темпов роста  банков. Причиной, уменьшения количества действующих банков становится также их банкротство, ухудшение финансового положения. С каждым годом растет число отозванных лицензий. Особенно резко снижается число паевых, мелких банков и банков с иностранным участием [2, 168].
     В 1997 г., как и ранее, основной целью  банковской системы выступает кредитование экономики в лице трех экономических  агентов  населения, предпринимателей, государства. В этом плане отечественная  банковская система существенно  отстает от западной. Кредитованием  населения занимается практически  только Сберегательный банк. Кредитование предприятий занимает сравнительно небольшое место в операциях  коммерческих банков. В 1997 г. объем кредитов составил 286 трлн. руб. В совокупных активах кредитные вложения составляли 44 %, при этом доля экономики  35 %. На долю государства приходится 154 трлн. руб., или 31 % активов. Причем нужно отметить, что если до 1996 г. вклады в государственные  ценные бумаги преобладали в активах, то в 1997 г. наметилась тенденция к  их снижению.
     В структуре пассивных операций основную долю занимают рублевые вклады населения  140 трлн. руб. и юридических лиц  89 трлн. руб. На долю срочных вкладов приходится небольшая часть  38 трлн. руб. Доля валютных вкладов составила 98 трлн. руб.
     Однако 1997 г. оказался последним благоприятным  годом для коммерческих банков. Первая половина 1998 г. почти не принесла банкам прибыль, причем в большинстве случаев  расходы превышали доходы. Структура  пассивов и активов банков претерпела существенные изменения, связанные  с событиями на финансовом рынке  России. Значительно увеличилась  доля государственных ценных бумаг  в активах коммерческих банков (до 13,6 %). За этот период суммарный капитал 20 крупнейших банков снизился более  чем на 15 %, а величина ликвидных  активов  в 3 раза. Пытаясь спасти себя, банки начали привлекать сбережения населения, но и это не помогло. И  в середине 1998 г. начался серьезный  банковский кризис, осложнившийся ситуацией 17 августа 1998 г., который включил  комплекс процессов: падение ликвидности, сокращение ресурсной базы, кризис внешней задолженности, потерю собственного капитала [2, 171-173].
     Многие, даже крупнейшие банки потерпели  фиаско, уменьшилось их общее количество, сократилась ресурсная база за счет ухода вкладчиков и выплаты долгов. В целом капитал банковской системы  в рублевом исчислении уменьшился втрое, а в валютном  в 8,5 раз. Потребовалось  провести ряд серьезных мер для  вывода банковской системы из кризиса.
     Сейчас  в России создаются все новые  и новые банки, которые создают  друг другу конкуренцию пытаясь  сделать процентные ставки ниже, ввести дополнительные льготы или предоставить банковские карты с системой скидок. В этой гонке за прибылью не замечают все только одного, что при появлении  новых банков система кредитования в стране ухудшается, так как очень  много банков разоряется, что может  привести к безработице или иным последствиям. Что приводит в дальнейшем к ухудшению экономики [2, 176].
     2.2 Анализ современного состояния России как кредитора
     В 2010 году впервые с 2003 года чистая международная позиция России оказалась в плюсе и составила 254,1 миллиарда долларов, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на данные Центробанка. Фактически это означает, что российское правительство и частные компании инвестировали за рубеж больше, чем иностранцы в отечественную экономику.
     За 2008 год зарубежные активы России сократились  на 8,1 процента до 1,001 триллиона долларов. Однако активы иностранцев в России упали на еще большую величину - 39,3 процента - и составили всего 755,9 миллиарда долларов [13].
     В структуре зарубежных активов России преобладают международные резервы - они составляют почти половину от всего объема (427,1 миллиарда долларов на конец 2009 года). Прямые российские инвестиции за рубеж превышают 200 миллиардов долларов, а ссуды и займы - 140 миллиардов долларов. На текущих счетах и депозитах за рубежом размещено более 70 миллиардов долларов, а в наличную валюту российские компании и правительство инвестировали 53,3 миллиарда долларов [11].
     Что касается обязательств России перед  внешними инвесторами, то 377,3 миллиарда  долларов приходится на ссуды и займы, 213,7 миллиарда долларов - на прямые инвестиции, а 111,4 миллиарда - на портфельные. В наличных рублях у нерезидентов хранятся активы на 2,7 миллиарда долларов.
     В 2007 году чистая инвестиционная позиция  России составляла минус 145,3 миллиарда  долларов. Такая сумма объяснялась  резким ростом инвестиций в растущую экономику России со стороны нерезидентов.
     Стоит отметить, что в 2010 году правительство России планировало возобновить заимствования на внешнем рынке, поэтому обязательства страны перед зарубежными инвесторами в этой части пассивов увеличатся. С другой стороны, из-за кризиса ликвидности во всем мире многие российские компании потеряли возможность брать в долг за рубежом, и вынуждены были переключиться на отечественные банки. Если кризис ликвидности будет продолжаться и в течение этого года, то займы частных компаний за рубежом могут уменьшиться [13].
     В январе 2010 года Россия резко сократила  вложения в государственные облигации  США. Об этом сообщается в пресс-релизе на официальном сайте американского Минфина. Если на конец декабря Россия владела обязательствами на 141,8 миллиарда долларов, то спустя месяц их объем сократился на 17,6 миллиарда (или на 12,4%)  до 124,2 миллиарда долларов. По этому показателю РФ находится теперь на восьмом месте в мире среди всех кредиторов США [8, 72].
     Таким образом, мы можем наблюдать парадоксальную картину,  доверие к американской экономике уменьшается, по мере увеличения ее долга и угроз рейтинговых агентств снизить кредитный рейтинг страны, но вложения в нее растут. Все дело в том, что больше вкладывать просто не во что. Все остальные инструменты денежного рынка либо обладают более низкой надежностью, либо же им свойственна более высокая волатильность, что во многих случаях равнозначно.
     В значительной степени уменьшение покупок  Россией американских облигаций  объясняется тем, что для этого  просто нет свободных средств  «кубышка» бывшего Стабфонда, размещавшаяся  в значительной мере как раз в  американских долговых обязательствах, стремительно тает. Совсем как в  той поговорке: «Как только мы начали хорошо жить, у нас тут же закончились деньги» [8, 73].
     В свое время Советский Союз щедрой рукой раздавал деньги развивающимся  странам, и сейчас эта сумма составляет 69 миллиардов долларов. Кто они, должники России, есть ли у нас шанс получить свои деньги обратно, каковы схемы зачетов  и возвратов, какую часть средств  мы должны списать в соответствии с международными договоренностями?
     Список  стран довольно большой, хотя есть крупные, есть мелкие должники. Его возглавляет Ирак с суммой долга более 9 миллиардов, который накопился в основном в советский период времени в первую очередь из-за поставок оружия Ираку. Причем крупнейшие наши должники находятся преимущественно вне стран СНГ, среди них такие страны, как Китай - почти 1,5 миллиарда долларов, Корейская Народно-Демократическая Республика - больше 4 миллиардов долларов [7, 94].
     Помимо  этих стран должником России является так же Индия, с долгом на общую  сумму около миллиарда долларов.
     А также такие страны, как Вьетнам, Алжир. Причем это уже не только старые долги, в большинстве случаев (и по Китаю, и по Индии, и по Вьетнаму) это новые долги, поскольку кредитные линии открывались для строительства объектов в этих странах, прежде всего энергетических. И здесь, поэтому надо делить на долги старые и долги новые, потому что и возможность возврата их совершенно разная. Сумма долгов по странам СНГ на общем фоне в 69 миллиардов смотрится достаточно скромно, это примерно 3,5 миллиарда долларов, и, безусловно, эти страны не главные должники России сегодня [7, 95].
     В 2007 году, вышел законопроект, где были перечислены страны, которым правительство должно было списать долг, из-за их нестабильного экономического положения. Это Республика Бенин, Республика Бурунди, Гвинея-Бисау, Замбия, Конго, Мадагаскар, Мозамбик - беднейшие страны Африки. Сумма порядка 1 миллиарда долларов по этим странам была оговорена в проекте. В принципе в рамках переговоров с «восьмеркой» речь шла о списании со стороны России долгов подобным странам на сумму порядка 11 млрд. долларов. И очевидным образом это уже не экономическая, а политическая акция, когда Россия в рамках «восьмерки» пытается выступать как еще одна великая держава и тем самым демонстрировать, что мы тоже можем что-то кому-то давать. Диаграмма долгов, которые простила Россия, начиная с 2000 года, изображена на рис. 3 (приложение 3).
     Откуда  же появлялись такие долги? Это преимущественно правительственные долги, особенно, что касается долгов советских. Поскольку в подавляющем большинстве случаев схема была довольно простая: у нас закупали либо оружие, технику, либо речь шла о строительстве крупных промышленных объектов - строительстве силами тогда советских, сейчас российских предприятий, - и под реализацию соответствующих договоренностей правительство выделяло кредит, который в ту страну, как правило, не уходил, из этих денег оплачивалась работа соответствующих наших предприятий здесь, но эта сумма подлежала возврату. В большинстве случаев постепенно эти кредиты списывались, и в советское время достаточно активно. И большинство тех стран, которым мы можем списывать долги, это страны, которые 20 лет назад мы называли странами социалистической ориентации, которые просто-напросто под такую вывеску, под свои определенные проекты получали деньги в Советском Союзе и фактически под конец их не отдавали. Поэтому значительная часть этих долгов, и особенно тех, которые мы списываем сегодня, это долги, как правило, невозвратные. Хотя было много схем, начиная с 1990-х годов, продавать эти долги, торговать ими где-то и так далее. Но шансов получить их назад практически не было [7, 100-101].
     Страны, которые кредитовал тогда Советский  Союз, это бывшие страны соцлагеря. С другой стороны, сейчас экономика  во многих из этих стран развивается  довольно бурно. Назвать Китай страной  бедной, которая не может отдать свои долги, наверное, язык не повернется ни у кого из мирового сообщества. Почему же тогда Китай не может вернуть долг? 
Как утверждают специалисты нельзя считать Китай страной богатой, все-таки Китай объективно страна пока бедная. Они быстро развиваются, у них есть большой потенциал, но пока они на самом деле достаточно бедная страна. В том числе это обеспечивает им конкурентоспособность на мировом рынке за счет очень дешевой рабочей силы.

     Конечно, страны развиваются - это не только Китай, это Индия, тот же Вьетнам, - они могут отдавать долги, но они тоже пытаются, понимая сложность этой ситуации, в которой России сложно давить на них, они пытаются предлагать свои схемы, в частности, возврата этих долгов поставками товарных ресурсов. Допустим, тот же Китай охотно предлагает свои различные товары, тот же «китайский ширпотреб». С той же Индией, переговоры велись и ведутся о поставках продовольствия из Индии. На самом деле это фактически вариант бартера, это не есть в прямом виде возврат долга [7, 105].
     Но  на самом деле иногда лучше получить что-то, чем не получить ничего. Хотя, с другой стороны, эти товары, попадая  на российский рынок, должны будут продаваться, и они будут создавать неизбежно  конкуренцию продукции отечественных  производителей. И здесь тоже есть вопрос, что нам лучше: все-таки подождать  до тех пор, пока эти страны смогут вернуть нам деньги, - пусть это  будет не сейчас, а через несколько  лет, но это будут живые деньги, которые можно будет накопить в том же Стабилизационном фонде, допустим, и использовать на благо  будущих поколений, - либо же мы получим  сейчас реально не полную сумму, а  такой вот товарный эквивалент, который  будет оказывать давление на наш  потребительский рынок.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.