На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Опыт социально-педагогической работы школы с неблагополучными семьями

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 
     Семья занимает важнейшее место в социальных связях и отношениях человека. История  развития общества - это история  развития и семьи как социального института, который в условиях изменения социально-политического и экономического уклада общества претерпевает существенные изменения.
     Семья является ведущим социально-культурным институтом, действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия в стране.
     Множественность проблем современной семьи порождает  ситуацию, когда, с одной стороны, перед обществом стоит задача полноценного включения ее образовательно-воспитательного потенциала в систему социальных связей, использования этого потенциала в целях укрепления и развития семьи, воспитания каждого ее члена, детей и подростков, от которых зависит будущее семьи, перспективы развития общества и государства. Исследованию проблем семьи, поиску путей их решения посвящено значительное число научных исследований, выполненных в области политологии, социологии, юриспруденции, экономики, психологии, педагогики и др. Важное место в этом контексте занимают социально-педагогические исследования.
     Образовательно-воспитательный и социокультурный потенциал  семьи реализуется не полностью, что усугубляет системный кризис семьи. Неуклонно возрастает количество неблагополучных семей - неполных, конфликтных, безработных, малообеспеченных, криминальных, аморальных, безразличных к воспитанию детей, семей алкоголиков, наркоманов и др.
     Суть  научной проблемы заключается в  необходимости разрешения данного  противоречия, реализации потребности  в определении педагогических и социально-педагогических условий, направлений и путей преодоления систематического кризиса семьи, в разработке теоретических оснований и определении практических мер по профилактике социальной дизадашации подростков из неблагополучных семей.
     Объектом  исследования является  проблема неблагополучных  семей как педагогическое явление, а предметом - процесс реализации социально-педагогической работы с  неблагополучными семьями.
     Цель  исследования заключается в выявлении  и обосновании педагогических условий повышения эффективности процесса реализации социально-педагогической работы с неблагополучными семьями.
     Задачи  исследования:
    Обобщить научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс воспитания ребенка.
    Проанализировать опыт социально-педагогической работы с неблагополучными семьями
    Обосновать пути решения проблемы успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.
     Гипотеза  исследования. В современных условиях трансформации общества семья продолжает оставаться ведущим институтом и главным звеном формирования и развития личности, способным не только принять участие в общественно-политических, социально-экономических преобразованиях, но и противостоять деформирующим влияниям переходного периода в жизни страны. Несмотря на то, что под влиянием значительного числа негативных социальных факторов углубляется процесс воспроизводства неблагополучных семей и, как следствие, социальной дизадаптации детей и подростков, достаточно определенно просматриваются тенденции развития передового опыта профилактики этого явления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Содержание работы  школы с неблагополучной  семьей

     1.1 Теоретические аспекты  феномена неблагополучной  семьи, ее влияние на развитие и воспитание ребенка

 
     На  формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием». Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
     Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в мире относительно –  и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое состояние. «Для одного ребенка, - подчеркивает М. И. Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений  «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная».
     Таким образом, душевное состояние и поведение  ребенка является своеобразным индикатором  семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М. И. Буянов, - это есть первейший  и главнейший показатель неблагополучия семьи».
     Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.
     С учетом доминирующих факторов, оказывающих  негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи  мы условно разделили на две большие  группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).
     Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.
     Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.
     Одним из самых мощных неблагополучных  факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка
     Семьи с алкогольной зависимостью.  Как отмечают психологи (Б. С. Братусь,  В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально  и психологически неблагополучными.
     Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско – родительских отношений. В них десоциализируются влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.
     Своеобразным  индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается  поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем «трудным» детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Внешне урегулированные отношения в семьях зачастую  являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско – родительских отношений. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из – за служебной или личной занятости супругов.
     Следствием  такого семейного воспитания детей  довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.
     Семейное  воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.
     Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация — это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный способ суррогатного воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (и даже вреден) для воспитываемых таким образом детей.
     Наличие того или иного фактора социального  риска не означает обязательного  возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает  на большую степень вероятности  этих отклонений. При этом одни факторы социального риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние. 
 

     1.2 Педагогические основы  взаимодействия школы  с семьей (социально-педагогическая  работы с неблагополучными семьями)

 
     Работа  школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных  функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне.
     Школа, как и семья, играет важную роль в  развитии и воспитании ребенка, и  если в семье воспитательный процесс  находится на низком уровне, то на школу  ложится проблема психолого-педагогического  просвещения родителей по вопросам воспитания детей.
     Основные  направления работы школы с семьей:
     1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.
     2.  Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
     3. Оказание практической помощи  и психологической поддержки  семье.
     Задачи.
     1.     Диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье. Выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию.
     2.     Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка.
     3.     Изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики.
     4.     Организация просветительской работы по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.
     Этапы взаимодействия с семьей
     Работа  с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность  зависит от степени установления контакта и доверительных отношений  с родителями.
     Разделение  семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными.
     Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая - второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.
     Работа  с неблагополучной семьей проводиться  по следующим этапам:
     1-й  этап. Установление контакта, налаживание  доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего  сотрудничества.
     Средства:
     1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);
     2) посещение на дому, знакомство  с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.
     Если  родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие с семью могут оказывать органы милиции, отдел по охране прав детства управления образованием и др.
     2-й  этап. Изучение семьи.
     1) Социально-педагогическая и психологическая  диагностика семьи. Изучение микроклимата  в семье, стилей воспитания. Уточнение  информации о родителях, их  социальном статусе, о других  ближайших родственниках несовершеннолетнего.  Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.
     2) Диагностика причин семейного  неблагополучия.
     Средства:
     - посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;
     - использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).
     3-й  этап. Обработка результатов социально-педагогической  и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.
     4-й  этап. Выбор форм и методов  работы в зависимости от ведущей  причины неблагополучия и путей  их реализации.
     1) Семья, где родители злоупотребляют алкоголем
     2) Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений. 
     3) Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями.  В такой семье ребенок испытывает  недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи  и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.
     4) Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.
     5) Воспитание детей ближайшими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя). Приемлемы следующие формы и методы работы: индивидуальные беседы, консультации, как с психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому, тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.
     5-й  этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание  динамики развития детско-родительских  отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.
     6-й  этап. Подведение итогов психолого-педагогического  взаимодействия с неблагополучной  семьёй.
     Методическая  работа: 1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй. 2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй. 3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности.

     1.3 Формы и методы  социально-педагогической  работы школы с  неблагополучными  семьями

 
     В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
     Традиционные  формы работы с родителями: родительские собрания; общешкольные и общественные конференции; индивидуальные консультации педагога; посещение на дому.
     Рекомендации  по проведению родительских собраний.
     1. Родительское собрание должно  просвещать родителей, а не  констатировать ошибки и неудачи  детей в учебе.
     2. Тема собраний должна учитывать  возрастные особенности детей.
     3. Собрание должно носить как  теоретический, так и практический  характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
     4. Собрание не должно заниматься  обсуждением и осуждением личности  учащихся.
     Родительские  конференции.
     Имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции  должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут дети.
     Проблемы  конфликтов отцов и детей и  пути выхода из них, наркотики, сексуальное  воспитание в семье - вот темы родительских конференций. Родительские конференции  должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а так же знакомство учеников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференции выступают сами родители. Они готовя анализ проблемы с позиции собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по намеченной проблеме.
     Индивидуальные  консультации.
     Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог  набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора  о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителем и учителем.
     В ходе индивидуальной консультации можно  использовать анкету «Мой ребенок», которая  заполняется совместно с родителем:
     1. Когда он родился, то…
     2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было…
     3. О здоровье можно сказать следующее…
     4. Его отношение к школе было…  и т.д.
     Беседа.
     Беседа  в воспитательном арсенале классного  руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.
     Посещение ученика на дому.
     Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием цели и дня. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместных делах в семье и лишь потом обсуждать причину прихода учителя в семью.
     Методы  изучения семьи ученика.
     Наблюдение. Учитель наблюдает за родителями во время посещения семьи, на классном собрании, в коллективных делах. Наблюдение за детьми может дать дополнительный материал для характеристики семьи. Например, учитель заметил, что ученик сторонится коллективных дел, не ходит с ребятами на мероприятия, отказывается от общественных поручений. Такое поведение ученика насторожит учителя и заставит его познакомиться с семьей. Можно использовать метод включенного наблюдения, когда факты, добытые учителем дополняются сведениями , полученными активом родителей или учителями других классов.
     Беседа. Этот метод поможет учителю уточнить отдельные положения, выяснить обстоятельства, разъясняющие или обосновывающие поведение  ребенка. Беседа помогает проникнуть вглубь явления, обнажить основу поступка, выяснить его мотивы.
     Коллективная  беседа на классном собрание при решении педагогических задач помогает учителю выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания.
     Интервью. Применяется учителем тогда, когда  нужно провести изучение мнения нескольких родителей по одному или нескольким вопросам одновременно. Например, при подготовке конференции родителей по режиму дня учителю надо знать , сколько в среднем потребуется времени для приучения младших школьников к самостоятельному контролю за распределением времени на основные виды деятельности. С этой целью учитель берет интервью у родителей из различных семей, которые требуют от своих детей четкого выполнения режима дня.
     Анкетирование. Это метод исследования позволяет  учителю одновременно получить массовую информацию. Анализируя анкеты, обобщая их, учитель может сделать вывод о том, как решается вопрос воспитания детей в семьях, сравнить полученные данные предыдущих лет, увидеть тенденцию развития.
     Но  анкетирование может не дать обстоятельных  результатов, так как не всегда родители в анкете дают истинный ответ. Иногда эти ответы требуют уточнения, тогда учитель дает одновременно анкету для заполнения родителям и детям.
     Сочинения. Этот метод изучения учитель применяет  в том случае, когда желает получить подробные, неоднозначные ответы на отдельные вопросы. Например, на одном из классных собраний можно попросить родителей написать сочинение на определенную тему. («Каким бы я хотел видеть своего ребенка после окончания школы», «Как мы отдыхаем в выходные дни», и др.).
     Метод обобщения независимых характеристик. Метод используется учителем тогда, когда необходимо получить наиболее полные знания о семье, уровне ее духовного развития. Для этого учитель беседует с родителями, с соседями по квартире, с представителями общественных организаций, с членами родительского комитета класса. Обобщенные сведения помогут учителю более обстоятельно оценить уровень духовного развития семьи и ее влияние на воспитание школьника. Но этим методом надо пользоваться очень тактично.
     Дневник наблюдений. Для выявления тенденции в развитии отдельных качеств личности ребенка можно договориться с родителями о ведении дневника наблюдений за ребенком. Этот дневник родители ведут на протяжении продолжительного времени, при встрече с учителем обсуждают результаты наблюдений, намечают новые перспективы и конкретные задачи на ближайшее время.
     Успех в работе школы с семьей будет тогда, когда отношения с родителями будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и тем самым в ее культурном и моральном влиянии на детей.

     1.4 Социально-педагогическая работа классного руководителя с неблагополучными семьями

 
     Основная  задача классного руководителя (общая  с родителями) - создать условия  для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
     Классный  руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья учеников и сделать все возможное, чтобы и родители и ученики не боялись рассказывать о своих проблемах.
     На  первое место в работе педагога выносятся проблемы физического здоровья учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребенка зависят успехи в учебе и уровень его развития.
     Для обеспечения нормального физического  здоровья школьников классный руководитель работает по следующим направлениям:
     1. Привлечение детей по программе  «Здоровье».
     2. Привлечение к этой деятельности  преподавателей физической культуры, родителей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.