На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное управление сферой труда и занятости

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
     Введение…………………………………………………………………………………….3
     1 Занятость как социально-экономическая  проблема……………………………………5
           1.1 Понятие и виды занятости……………………………………………………...5
           1.2 Социально-экономические  последствия  безработицы……………………….8
     2 Основные направления политики  РФ в сфере труда и занятости  населения………..11
           2.1 Содержание, виды  и уровни политики занятости…………………………...11
      2.2 Методы, инструменты и направления  государственного управления в  сфере труда и занятости…………………………………………………………………..14
         2.3 Органы государственной власти  в сфере труда и занятости  населения……16
    3 Система  антикризисных мер государства по стабилизации ситуации на рынке труда……….……………………………………………………………………………………19
           3.1 Программа антикризисных  мер Правительства РФ в сфере  занятости…….19
      3.2 Результаты Программа антикризисных мер Правительства РФ в сфере занятости………………………………………………………………………………...21
     Заключение…………………………………………………………………………………23
     Список  использованных источников……………………………………………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека.  Оно способствует социальной стабильности в обществе [6].
     Социально-трудовая сфера характеризует степень  социального развития, отражает все  фазы воспроизводства рабочей силы и его социальное сопровождение.
     Одним из основных блоков этой сферы является рынок труда и службы занятости.
     В настоящее время проблема занятости  населения занимает одно из первых мест в экономике и социальной политике, как отдельных регионов России, так и страны в целом.
     От  уровня безработицы зависит многое, и, прежде всего такие факторы  как уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей  силы, уровень эмиграции. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей [7].
     Сегодня, в условиях глобализации, вопрос занятости  и безработицы является проблемой номер один для всего мира.  Отношения в сфере занятости и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными нормативными актами, Конституцией РФ, законами и иными нормативными актами, локальными нормативными актами. В законе «О занятости» установлены основы правового статуса безработного гражданина: основные права и гарантии, обязанности, ответственность, определены основные меры социальной защиты безработных.
     Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цель реализовать свое право  на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован  в найме рабочей силы для организации  и осуществления производственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль. Государство выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора, способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует  возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами (наемными работниками) и работодателями – будущими субъектами трудовых отношений.
     Правовые, экономические и организационные  условия обеспечения занятости  и гарантии реализации прав граждан на труд определяются современным законодательством [19].
     Эти положения в общих чертах определяют государственную политику в области  обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд. Конкретное же регулирование правовых, экономических и организационных условий обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд определяются текущим законодательством.
     Основная  цель моей работы заключается в исследовании и изучении направлений политики государства в отношении занятости населения.
     Для полного раскрытия и исследования темы, с целью изучения основных правовых аспектов, анализа ведущих  тенденций в сфере занятости  выделяю основные задачи:
     - рассмотреть основные направления государственной политики в области труда и занятости;
     - рассмотреть методы и направления  государственного управления сферой  труда и занятости;
     - изучить деятельность органов  государственной власти в сфере  труда и занятости;
     - проанализировать антикризисные меры государства в области труда и занятости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Занятость как социально-экономическая проблема
     1.1 Понятие и виды занятости
     Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная [8].
     Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. К числу занятых действующее законодательство  относит следующих граждан:
     - работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
     - зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
     - занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;
     - выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
     - избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;
     - проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
     - проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;
     - временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.
     - являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
     Среди прав, составляющих содержание правового  статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать их право на выбор места работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю – организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения [17]. В обеих формах реализации права граждан на выбор места работы проявляется важнейший принцип правового регулирования рынка труда – принцип свободы трудового договора.
     При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также  имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального обучения. Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
     По  мнению профессора О.В. Смирнова, с целью  эффективной занятости было бы целесообразно ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы [18].
     Впервые в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей.  Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма.
     Законодательство  РФ о занятости населения распространяется не только на граждан России, но и  на иностранных граждан, а также  на лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами [14].
     Государство же наряду с органами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль,  осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
     Региональное  регулирование занятости позволяет  учитывать многие особенности развития регионов и на их основе разрабатывать конкретные целенаправленные мероприятия по созданию условий занятости в зависимости от форм собственности, размеров предприятий и т.д. Важным способом смягчения ситуации на региональных рынках труда может стать использование нестандартных форм организации занятости (НФЗ). Оно открывает возможность воздействия на занятость путем ограничения предложения рабочей силы на открытом рынке труда, позволяет ограничивать масштабное высвобождение занятых и предупреждать всплеск безработицы. Внедрение НФЗ является мерой, отвечающей как интересам индивидов и работодателей, так и общества в целом.
     С позиции продавцов рабочей силы, особенно представляющих женщин и молодежь, НФЗ явились удобной формой сочетания  необходимости работать с другими  видами общественно-полезной деятельности, например, учебой, воспитанием детей и семейными обязанностями, а также единственно приемлемым способом постепенного включения или выхода из трудовой деятельности (молодежь, инвалиды, пожилые и др.).
     Интересам предпринимателей эти формы занятости  соответствуют по целому ряду параметров: в отдельные периоды использование  НФЗ продиктовано объективными требованиями производства (сокращением его объемов в связи с циклическим кризисом, необходимостью капитального ремонта или замены оборудования и его наиболее квалифицированного и опытного кадрового костяка, сокращение издержек, связанных с увольнением рабочей силы, а позднее — наймом новой); привлечение дополнительной рабочей силы на принципах нестандартных режимов занятости в большинстве случаев выгодно в финансовом положении, так как не ведет к пропорциональному росту издержек на рабочую силу; интенсивность, производительность, а значит и эффективность некоторых видов труда при НФЗ, оказываются даже более высокими, чем при традиционных режимах его организации. Это относится, прежде всего, к занятым трудом творческим, выполняющим нешаблонные не повторяющиеся, различные по набору операций задания, которые зачастую не совпадают с традиционно установленной продолжительностью рабочего времени, да по существу и не могут быть точно уложены в определенный временной график.
     На  макроэкономическом уровне использование  НФЗ открывает возможность снизить  остроту проблем занятости за счет обеспечения рынке труда  уязвимым категориям населения способа  получения дохода и поддержания  уровня своей квалификации и работоспособности. НФЗ может стать одним из методов  смягчения безработицы в массовых и застойных ее формах, а также способом мобилизации, в случае необходимости, имеющихся резервов труда, преодоления мобильности, свойственной определенным сегментам рабочей силы (инвалиды, пожилые, молодежь, женщины и т.п.) [18].
     К настоящему времени в странах  с развитой рыночной экономикой в  нестандартных режимах трудится от 25 до 30% всех занятых, сложилась разветвленная  и многообразная система организационных  схем такой занятости, существует законодательная  база, регулирующая социально-трудовые отношения в сфере НФЗ. К числу разновидностей НФЗ могут быть отнесены: частичная занятость, основанная на использовании рабочей силы в течение времени ненормальной или нестандартной продолжительности, включая временную занятость (сезонная, поденная, работа по контракту, временные общественные работы и т.п.); занятость в течение неполного рабочего дня или неполной рабочей недели; чередование на рабочем месте (распределение рабочего места в течение рабочей смены нормальной продолжительности между двумя или более работниками); основанные на нетрадиционных способах организации трудовой деятельности или рабочего времени: надомный труд; работа по совместительству (или труд на принципах двойственной занятости); гибкие графики труда; самозанятость, предполагающая самостоятельный поиск трудовых занятий и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях получения постоянного или временного дохода и удовлетворения личных потребностей в самореализации.
     Самозанятость является одним из важнейших направлений  предупреждения и смягчения безработицы. Формами самозанятости являются индивидуальная трудовая деятельность и предпринимательство в сфере малого бизнеса.
     Причины, побуждающие людей заниматься такого рода деятельностью, различны.
     Для некоторых самозанятость обеспечивает более гибкий режим работы. Многие умышленно скрываются от властей  с тем, чтобы сохранить социальные пособия или избежать налогообложения (самозанятость пенсионеров, например).
     1.2 Социально-экономические последствия безработицы
     Безработица ставит людей в нестандартные  ситуации, она не только деформирует  сложившийся экономический уклад, ухудшает финансовое положение, лишает возможности вести привычный образ жизни, разрушает необходимый уровень социальной стабильности. Безработица стала реальным фактором бедности [19].
     Безработица, как социальное явление, приводит к  обеднению населения. Этот процесс  может стать устойчивым и перерасти  в хроническую бедность или, в  случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.
     Социальные  последствия безработицы:
     1. Положительные:
     - повышение социальной ценности  рабочего места;
     - увеличение личного свободного  времени;
     - возрастание свободы выбора места  работы;
     - увеличение социальной значимости  и ценности труда.
     2. Отрицательные:
     - усиление социальной напряженности;
     - рост количества физических и  душевных заболеваний ;
     - снижение трудовой активности;
     - обострение криминогенной ситуации.
     Кризисное положение граждан, оказавшихся  безработными, характеризуется не только тем, что вследствие низкого душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга [3].
     Самооценки  безработных свидетельствуют об ощущении собственной ущербности. Можно  говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей  группы и занятого и незанятого населения.
     Особое  место в развитии деструктивных  процессов, в концентрации бедности и маргинализации населения занимают безработные, которые формируют особую социальную группу. Особая опасность для конструктивного развития общества заключается в том, что происходит дальнейшее размывание групп среднего класса, ибо ядро безработных – это квалифицированные работники – рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса вопросов, связанных со стабилизацией уровня жизни населения, с успехами в сфере экономики, политики, социальное государство (или государство, приближающееся к этому эталону) должно учитывать особенности положения всех социальных групп, испытывающих тяготы последствий кризиса. Безработица – опасное и в политическом отношении явление.
     Реформирование  трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства  населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.
     Происходит  отставание объема ВНП по сравнению  с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных  возможностях. Происходит неравномерное  распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников [2].
     По  признанию западных экономистов, безработица  сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.
     Экономические последствия безработицы:
     1.  Положительные:
     - создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики;
     - конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду;
     - перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования;
     - стимулирование роста интенсивности и производительности труда.
     2. Отрицательные:
     - недопроизводство национального дохода;
     - снижение налоговых поступлений;
     - затраты на помощь безработным;
     - снижение жизненного уровня;
     - утрата квалификации;
     - обесценение последствий обучения;
     - сокращение производства.
     Одно  из главных негативных последствий  безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта [5].
     Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.
     Таким образом, безработица сегодня –  это одна из наиболее важных проблем. Конечно, безработица имеет и положительные стороны, которые были обозначены ранее, но и они не перекрывают негативного последствия этого явления.  
 

    2 Основные направления политики РФ в сфере труда и занятости населения
     2.1 Содержание, виды и уровни политики занятости
     Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует общую  политику занятости, под которой  понимается совокупность мер прямого  и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. 
     Политика  занятости является важнейшей составляющей социальной политики, способствующей созданию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующей обеднению населения и массовой безработице.
     В соответствии с действующим законодательством  о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на: развитие людских ресурсов для труда; обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения; координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики; координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними; международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д. [10].
     Существуют  два основных варианта выбора средств  политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную  активную и пассивную политику занятости.
     Активная  политика занятости (активная политика на рынке труда) — это: совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы; мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организация новых рабочих мест через систему общественных работ [11].
     В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.
     Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий  безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты  — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.
     Внешне  оба этих варианта экономичны с точки  зрения текущих государственных  расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.
     Проведение  активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной  и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его  развития.
     Каждая  из этих программ состоит из четырех  крупных блоков: аналитического (сбор статистической и аналитической  информации о занятости, установление актуальности проблемы занятости в конкретной местности, регионе или на уровне государства в целом); программно-целевого (формулировка конкретной цели и составление программы обеспечения занятости); ресурсно-обеспечивающего (своевременное и полное обеспечение всех программ необходимыми материальными, людскими и другими видами ресурсов);  организационно-координирующего (организация, контроль и, при необходимости, координация выполнения программы).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.