На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие связной монологической речи и индивидуальных творческих способностей детей с тяжелыми нарушениями речи через кукольную теат

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Минский городской исполнительный комитет
Комитет по образованию Мингорисполкома 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  связной монологической речи и индивидуальных творческих способностей детей
с тяжелыми нарушениями  речи
через кукольную театрализацию  сказок 
 
 
 
 
 
 

Автор Кушникова Татьяна Михайловна
  учитель-дефектолог     
  ясли-сад №530     
 
 
 
 
 
 

Минск
2007 
 
 

 
 
 

Кушникова Татьяна Михайловна
Должность: учитель – дефектолог
Образование: высшее педагогическое
Квалификационная  категория: высшая
Стаж  работы: 17 лет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

    Введение  ………………………………………………….4-5
    Противоречия  …………………………………………….5-6
    Научно-методическое обоснование ……………………..6-7
    Сущность опыта, его ведущая идея  ……………………..7-8
    Описание сущности опыта  ……………………………..9-16
    Условия, при которых создавался опыт ………………….16
    Результативность ……………………………………….17-18
    Трудоемкость опыта…………………………………..........18
    Доступность опыта  …………………………………..........18
    Библиография  …………………………………….........19-20
    Приложения  
 
Приложение 1. «Методика исследования уровня развития связной монологической речи, знаний и умений в театрально – игровой деятельности»  ………………………………………………….20-22
Приложение 2. «Перечень логосказок»  ………………….............23
Приложение 3. «Перечень игр и упражнений для развития интонационной выразительности речи»  …………………………24
Приложение 4 (4.1.) «Консультация для родителей  «Поиграйте в кукольный театр  дома»  ………………………………………..24-26
Приложение 4 (4.2.) «Театр теней»  ………………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
 
    В данной брошюре  обобщен опыт работы учителя – 
дефектолога Государственного учреждения образования «Ясли – сад №530» г. Минска Кушниковой Татьяны Михайловны по развитию связной монологической речи и индивидуальных творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи через кукольную театрализацию сказок.
       Проблема развития связной монологической речи и творческих способностей детей с речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Ведь дошкольный возраст – это самый благоприятный период для выявления и развития потенциальных задатков у детей, заложенных природой.  Это необходимо не только для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, но и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению и дальнейшей социализации их в обществе.
     Учитывая  выше сказанное, возникла идея использования средств театрального искусства, к примеру, кукольного театра, для повышения уровня развития связной монологической речи и творческих способностей у детей с особенностями психофизического развития.
     Необходимо  учитывать, что ни один психический процесс, ни одно психическое образование не развивается самостоятельно, изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Для правильного формирования  связной речи, творческих способностей необходима определенная система знаний и умений, которые ребенок получит в процессе знакомства со сказкой посредством ее кукольной театрализации.
     Тема: «Развитие связной монологической речи и индивидуальных творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи  через кукольную театрализацию сказок».
     Цель: использование и влияние кукольно – театральной деятельности на развитие и совершенствование связной монологической речи, индивидуальных творческих способностей детей с тяжелыми нарушениями речи.
   Актуальность  проблемы заключается в том, что работа над сказкой с использованием кукольного театра является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной монологической речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, их индивидуальных творческих способностей.   
   Диапазон использования данного опыта достаточно широк. Он охватывает не только специальные группы для детей с особенностями психофизического развития, но и массовые группы дошкольных учреждений, а также начальные классы общеобразовательной школы. Поэтому он может быть использован как учителями – дефектологами, так и воспитателями и учителями начальных классов.
   Новизна опыта заключается в преобразовании стандартного обучения детей связной  монологической речи. Проанализировав опыт работы многих исследователей, педагогов, я внесла свои наработки в развитие темы, которые отражены в данной работе.  

   2. Противоречия 

Кукольно-театральная  деятельность способствует развитию
связной монологической речи детей, проявлению индивидуальности каждого ребенка. Однако в группы для детей с тяжелыми нарушениями речи поступают дошкольники с разнообразной структурой дефекта и степенью его выраженности; как правило, возрастной контингент детей неоднороден и сроки пребывания в группе могут варьироваться. У таких детей имеет место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. Поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата. Одним из средств по развитию связной монологической речи и индивидуальных творческих  способностей является работа над сказкой с помощью кукольной театрализации.
      Исходя  из вышесказанного, я определила следующие  задачи:
- выявить уровень развития у детей с тяжелыми нарушениями речи связной монологической речи, знаний и умений в театрально – игровой деятельности;
- обогатить запас художественных впечатлений детей посредством приобщения их к общечеловеческой и национальной культуре;
- формировать  интерес к кукольно-театральной деятельности;
- обучать  выразительному чтению стихов, пересказу  небольших художественных текстов; 
- использовать кукольно-театральную деятельность для коррекции всех психических функций и личности ребенка в целом. 

    Научно-методическое обоснование
 
В своей работе я опиралась на исследование таких  ученых, как 
Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева, М.А.Поваляева, А.В.Гнездилов. Н.Погосова и других.
      Э.Фромм  говорил: «Сказка также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством».
      О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые, как М.Л.фон  Франц, А.Адлер, Б.Беттельхейм и др.
      В настоящее время в Санкт-Петербурге открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
      Большую помощь в работе оказали мне логосказки, игры и упражнения, основанные на взаимодействия ребенка со сказкой, подобранные Г.А.Быстровой, Т.А.Шуйской, Э.А.Сизовой.
      А исследования М.В.Кудейко, Н.Лось, Е.Прокопенко, А.Леоновой, И.Марочкиной, Т.Фоменко помогли мне изучить различные виды кукольного театра,  апробировать  оригинальные технологии изготовления кукол, использовать различные приемы работы над постановкой спектаклей.
      Однако, в методической литературе недостаточно представлены сценарии кукольных театрализованных представлений, которые могут использоваться  в специальных группах. Не прослеживается и преемственность в работе всех специалистов дошкольного учреждения в процессе организации и постановки кукольных спектаклей. 

    Сущность  опыта, его ведущая идея
 
Речевая функция является одной из важнейших  психических 
функций человека. Ее формирование происходит именно в дошкольном возрасте. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
      Нарушения речи в той или иной степени  отрицательно
влияют  на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Ограниченность речевого общения может негативно влиять на формирование личности дошкольника, способствовать развитию отрицательных качеств характера (нерешительности, негативизма, чувства неполноценности).
      К числу важнейших задач логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, относится формирование у них связной монологической речи. Ведь адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.
      Одним из методов, разрабатываемых и применяемых  в работе с детьми с ТНР, является использование сказки. Сказка есть наиболее универсальный, комплексный метод воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введению их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают верно строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущение давления. Однако «сухое» прочтение сказок не будет иметь широкого коррекционного воздействия. Необходимо искать различные средства, которые помогут детям лучше воспринять сказку.
      Наиболее  эффективным средством, доступным  для понимания ребенка, является кукольно – театральная деятельность. Кукольный театр – искусство синтетическое, воздействующее на детей целым комплексом художественных средств: художественное слово, наглядный образ куклы, художественно – декоративное оформление, музыка, песня, танец. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь во всестороннем развитии личности ребенка, в развитии индивидуальных способностей, творческой фантазии. Участие детей в постановке спектакля способствует развитию пластики, координации движений, артикуляции, речевой выразительности. У детей развивается умение интонационно разнообразно передавать текст в зависимости от его содержания, эмоционально пересказывать услышанное.
      Целенаправленное использование средств театрального искусства будет повышать уровень развития связной монологической речи у детей с нарушениями речи и развивать их индивидуальные творческие способности, что является ведущей идеей представленного опыта. 

    Описание  сущности опыта
 
    Подготовка  детей к театрализации сказок осуществляется
постепенно. Прежде чем приступить к данной работе, целесообразно оценить уровень развития связной монологической речи, а также знания и умения детей в театрально-игровой деятельности (приложение 1).
    Затем необходимо обучить детей правильному построению
фразы. Эта работа осуществляется не только на специальных коррекционных занятиях, но и в процессе разнообразной практической деятельности дошкольников при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим.
      К основным методам обучения детей  связной монологической речи относится обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению.
      Коррекционная работа включает в себя ряд разделов, предусматривающих овладение детьми навыкам монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа – описания, рассказывания с элементами творчества. Идет постепенный переход от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу. По каждому из разделов решаются конкретные задачи по овладению детьми навыками и способами действий, а также специальные задачи, направленные на усвоение детьми языковых средств, составляющих основу монологической речи. 
      Так, например, в 1-ом периоде обучения (сентябрь – ноябрь) дети овладевают навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов. Во 2-ом периоде (декабрь – февраль) дети учатся  составлять   рассказ - описание предмета, короткие рассказы по картинам и их сериям, простые пересказы. В 3-ем периоде (март – май), наряду с совершенствованием навыков в указанных видах рассказывания, ведется работа по составлению рассказа по теме. Главная задача этого периода – развитие самостоятельной монологической речи детей. В содержании работы на втором году обучения предусматривается дальнейшее развитие монолога. Особое внимание уделяется закреплению навыка связного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта.
     Затем  проводится работа по распознаванию эмоционального состояния людей по мимике, жестам, а также формируется умение отображать свое эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.
      Для развития двигательной активности в  группе был  оборудован физкультурный уголок, а кабинет учителя - дефектолога оборудован спортивными модулями, создана картотека подвижных игр, игр на координацию движений и речи, подобраны  упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.
       Чтобы расширить словарный запас,  развить грамматический строй  речи и совершенствовать звукопроизношение, в коррекционной работе применяются логосказки (перечень логосказок представлен в приложении 2).
     Для развития творческого воображения  и активизации речевой деятельности используются рассказы и сказки без начала и конца, с незавершенным действием.
      Работа  над постановкой кукольных спектаклей способствует развитию просодической  стороны речи. У детей формируется умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, точность произнесения поставленных звуков, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом.
      Для коррекции речевого развития проводятся игры и упражнения на развитие интонационной выразительности речи (перечень игр представлен в приложении 3).
     Кроме того, дети осваивают разные виды кукол (сначала пальчиковые, куклы – рукавички, затем перчаточные, на гапите, с «живой рукой»), а также умение водить куклу за настольной ширмой.
   В нашей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи представлены следующие виды кукольного театра:
    Пальчиковый театр. Представлен куклами – головками.
    Театр би-ба-бо. Куклы этого театра обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Однако допускается и выход водящего к зрителям с куклой на руке.
    Теневой театр. Плоскостные куклы показывают на освещенном экране в виде силуэтов.
    Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу.
    Театр из картона. Картинки – персонажи передвигают в соответствии с содержанием читаемой сказки.
    Театр на фланелеграфе.
    Театр рукавички.
    Театр кукол на гапите.
    Театр больших верховых и паркетных кукол.
    Театр кукол с «живой рукой».
    Театр на магнитах. 
      По  мере достижений положительных результатов  в речевом и психоэмоциональном развитии детей  осуществляется переход к постановкам кукольных спектаклей. Для этого отбирается из программного материала произведение, доступное восприятию детей.
      В предварительной работе для лучшего  усвоения содержания и понимания  смысла используются поговорки, потешки, загадки, иллюстрации, книжки с разными вариантами сказок, игрушки, аудиоматериалы.
      Затем дети упражняются в пересказе, импровизации диалогов главных героев. При пересказе  у дошкольников возникает необходимость  разыграть услышаное. Как только созревает идея постановки спектакля,  расширяется простор деятельности: выставляются игрушки, театры для обыгрывания сказок, предлагается обыграть текст произведения и решить все ли подходит к постановке. В ходе изучения текста обсуждаются необходимые декорации. Затем поэтапно обыгрываются сценки из спектакля, постепенно заучивается текст в группе и дома.
      Кукольная театрализация сказок очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова  все персонажей, часто импровизируют  самостоятельно. Речь становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария, причем – в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
      Создание  благоприятных условий для кукольно-театральной  деятельности способствует сохранению возможности проявления индивидуальности каждого ребенка.
      Рассмотрим, как усложняется содержание работы по кукольно – театральной деятельности в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи 3-го и 4-го года обучения (таблица 1).  

Таблица 1
Темы Задачи  развития кукольно-театральной  деятельности в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи  3-го года обучения (возраст ребенка 4-5 лет) Задачи  развития кукольно-театральной деятельности в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи 4-го года обучения (возраст ребенка 5-6 лет)
Развитие  речи Развитие просодической стороны речи, речевого дыхания, дикцией. Развитие диалогической речи. Пополнение словарного запаса. Составление коротких рассказов, сказок с помощью педагога Развитие интонационной  выразительности речи. Развитие диалогической  и монологической речи. Совершенствование умений связно и выразительно пересказывать тексты без помощи взрослого, сочинять новое. Развитие умения рассказывать сказки от имени разных героев
Работа  над спектак-лем Развитие памяти, зрительного и слухового внимания детей, уверенности в своих силах. Снятие зажатости и скованности. Согласование своих действий с другими Развитие пластической выразительности и музыкальности. Совершенствование актерских навыков, умений пластикой и жестами выражать различные эмоции
Куколь-ный театр Привитие любви  к кукольному театру, желания участвовать  в спектаклях. Развитие мелкой моторики пальцев рук, знакомство приемами вождения кукол Стимулирование  желания участвовать в постановке спектакля. Закрепление навыков  кукловождения.
Театральная импро-визация Развитие исполнительских  умений, поддерживание инициативы детей  и желания выступать перед  аудитории. Развитие уверенности в  своих силах. Поощрение стремления детей выступать перед аудиторией, развитие навыков импровизации .
 
 
    Кукольная театрализация предполагает большой объем
предварительной работы. Она проводится в системе  и взаимосвязи со всеми специалистами  детского сада.
      Планирование  и подбор материалов для спектаклей осуществляется совместно учителем – дефектологом, воспитателем и музыкальным руководителем. При этом учитывается возраст детей, уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребенка.
      При подготовке кукольных спектаклей проводится следующая работа:
- совместно подбираются литературные произведения, песни и другой речевой материал, продумываются необходимые атрибуты для постановки спектакля;
- учитель – дефектолог отрабатывает тексты, добиваясь правильного звукопроизношения, осуществляет постановку речевого дыхания, развивает связную монологическую речь, мелкую моторику пальцев рук;
- воспитатель  проводит словарную работу, закрепляет  речевой материал, создает благоприятные  условия для развития кукольно-театральной  деятельности воспитанников;
- музыкальный  руководитель разучивает танцы,  осуществляет пропевание с детьми под музыку.
      При подготовке кукольных спектаклей музыкальному руководителю и воспитателю необходимо помнить, что начинать разучивать песни, стихи, инсценировки следует после  проведения тщательной словарной работы, когда тексты станут понятны каждому ребенку.
      Дети  с речевыми патологиями с трудом усваивают новый материал, у них страдает произвольное внимание, заученное наизусть они быстро забывают. Для прочного запоминания им требуется многократное повторение стихов, песен, текстов сказок.
      Учитывая  возрастные и психофизические особенности  детей группы, был составлен перспективный  план работы над кукольной театрализацией на примере сказки «Спор насекомых» (таблица 2). 

Таблица 2
Учитель - дефектолог Воспитатель Музыкальный руководитель
1. Пополнение  и активизация словаря признаков и предикат по теме «Насекомые» 2. Составление  описательного рассказа «Бабочка»
3. Образование  ед. и мн.ч. имен существительных  в Р.п.
Д/и «Кого  не стало»
4. Чтение сказки  –сценария «Спор насекомых»
5. Игры на развитие просодической стороны речи
6. Отработка  правильного произношения звуков  в словах сценария, работа над  дикцией
1. Рассказ воспитателя  «Рождение мотылька» 2. Загадки и стихи о насекомых
3. Д/и «четвертый  лишний»
4. Беседа «Интересное  из мира насекомых»
5. Коллективная  аппликация «Цветочная клумба»
6. Предметная  лепка (коллективная композиция) «Насекомые на цветочной клумбе»
7. Игры на  развитие речевого дыхания «Цветочный  магазин», «Бабочки»
8. Игры с использованием  больших напольных и верховых  кукол на гапите
9. Разучивание  слов по ролям с использованием  больших напольных и верховых  кукол на гапите
10. Закрепление  слов сценария
1. Слушание музыки: С.Майкапар «Мотылек», П.Чайковский «Вальс» 2. Пластические  этюды под музыку: Т.Боровик «Вальс»,  гол.нар.мел. «Тумба»
3. Разучивание  песни «Во дворе», танцев с  использованием кукол к сказке
Кукольная театрализация сказки «Спор насекомых»
 
 
      Эффективная кукольно-театральная деятельность в группе возможна только в результате активной скоординированной деятельности учителя-дефектолога,  воспитателя и родителей ребенка.
      Родители  не должны находиться в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они также привлекаются к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. Дети могут с помощью родителей  сами сделать разные виды кукол: плоские бумажные, бумажные на гапите, на деревянных ложках, из перчаток, из овощей и фруктов и др. Затем родители с детьми организуют и проводят домашние театральные представления с использованием кукол: могут обыграть литературное произведение, сочинить свою сказку.
      Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы, посещают театры и музеи: старинный  кукольный театр «Батлейка», театр кукол РБ.
      Для проведения эффективной кукольно-театральной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации по правильной организации кукольного театра (приложение 4 (4.1 и 4.2)). 
     Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
     Результатом работы над кукольной театрализацией сказок явилось развитие не только всех компонентов языковой системы, но и личности ребенка в целом. 

    Условия, при котором создавался опыт
 
     В Заводском районе учителем – дефектологом я работаю
более 17 лет. В течение 3 лет я являюсь руководителем методического объединения учителей – дефектологов по микрорайону Шабаны. Принимаю активное участие в семинарах, конференциях, проводимых ЦКРОиР Заводского района, а также в заседаниях районного клуба «Молодая семья».
    Мой обобщенный опыт работы был представлен  на городской
Коллегии  по специальному образованию и на Городском педагогическом форуме в 2007 году.
   По  результатам работы ЦКРОиР направил благодарственное письмо в ясли – сад № 530 за распространение инновационного педагогического опыта в районе в целях улучшения методической базы района и повышения качества образовательных услуг детям с  особенностями психофизического развития.
    Управление  образования    Заводского    района        отметило
 грамотой за добросовестный труд в системе образования.
   Активно заниматься кукольно – театральной  постановкой сказок стала в течение последних 3 лет.
   Основным  контингентом группы для детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи разного уровня речевого развития,  дизартрией, моторной алалией. Возраст воспитанников варьируется от  трех до семи лет. 
 

    Результативность
 
    Результативность  обобщенного опыта подтверждается 
следующими результатами:
на 1 сентября 2005 года в группу для детей с тяжелыми нарушениями речи (3-ий, 4-ый год обучения) было зачислено 12 человек со следующей  речевой патологией:
    Моторная алалия (2 ур.р.р.) – 8%
    Моторная алалия (2 ур.р.р.) – 8%
    ОНР (2 ур.р.р.) – 8%
    ОНР (2 ур.р.р.)Стертая форма дизартрии – 8%
    ОНР (2-3 ур.р.р.)Стертая форма дизартрии – 16,5%
    ОНР (2-3 ур.р.р.)– 25%
    ОНР (3 ур.р.р.)Стертая форма дизартрии – 8%
    ОНР (3 ур.р.р.)– 16,5%
    Речевое развитие – норма – 0%
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.