На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Изучение Ахматовской Москвы как путь литературного образования школьников в процессе туристко-краеведческой деятельности

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 25.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ N 4
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА  

ИЗУЧЕНИЕ  АХМАТОВСКОЙ МОСКВЫ КАК ПУТЬ
ЛИТЕРАТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 
 

Шереметьева Людмила Николаевна
Специальность 050710
"Педагогика  дополнительного образования" 
в области  туристско-краеведческой 
деятельности 
Курс III Группа 38
                                                                         
                                                                          Руководитель: Горник Р.Г.  
 

Москва, 2007
 


Содержание
Введение 3
 
Глава I. Роль литературных экскурсий по городу в углублении гуманитарных знаний школьников в области литературы
 
1.1. Педагогический аспект формирования гуманитарных знаний учащихся 6
1.2. Литературное  краеведение как возможность  духовного обогащения учащихся 13
1.3. Ахматовские  адреса в Москве 25
1.4. Литературная  экскурсия и методика проведения  городских литературных экскурсий 34
 
Глава II. Организация экскурсий  по Ахматовской Москве как путь литературного образования школьников
 
 
41
2.1. Определение  уровня сформированных знаний  учащихся об Ахматовской Москве  и об адресах ее пребывания  в столице  
43
2.2. Система работы по расширению представлений школьников об Ахматовских адресах в городе  
47
2.3. Анализ  результатов по формированию  знании учащихся об Ахматовских  местах столицы 58
 
Заключение
 
63
 
Список  литературы
 
64
 
Приложение
 
66
 


     Введение 

     Академик  Д.С. Лихачев говорил, что "понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять нужную мысль, не зная языка, на котором она выражена".
     Большую роль в развитии человека играет литература, гуманизация образования как  возможность развития воображения школьника, углубление его культуры, подготовка к самостоятельному творческому поиску. Вопросами расширения знаний школьников, тесно связанными с литературным образованием, были озадачены многие современные отечественные педагоги: это и В.А. Сухомлинский, и В.В. Белова,  и Ш.А. Амонашвили.
     Активно способствовать развитию интереса к  гуманитарным дисциплинам может дополнительное образование. Возможности его широки.
     Среди наиболее перспективных направлений  дополнительного образования выделяется нравственно- культурное,  способствующее углублению интереса учащихся к школьным программам.
     Преподаватели гуманитарных предметов сегодня  отмечают снижение интереса школьников к своим дисциплинам, падение  уровня чтения литературных произведений, а отсюда и слабую работу воображения, и рост безразличия к окружающим нас памятникам культуры, человеческим ценностям.
     Такая форма работы с детьми как экскурсии  по местам жизни автора и его литературных персонажей очень важна. Она позволяет  активизировать внимание, дать возможность школьникам живее представить события, которые они изучают на уроках, как бы раздвинуть рамку картины, наглядно представить ушедший из реальности материал, в частности, погрузиться в быт и нравы старой Москвы. Актуальность нашей работы заключается в изучении влияния экскурсионно-туристической деятельности на усиление интереса школьников к литературе. Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлого времени, которые его окружают в повседневной жизни, не может вести себя как дикарь.
     Современный ученый-литературовед Маранцман  В.Г. писал о том, что "литературное краеведение оживляет опыт прошлых  поколений в непосредственной конкретной наглядной форме".
     Одним из способов развить углубленное  представление учащихся о том  или ином художественном произведении, сформировать поэтическое и художественное познание жизни и творчества того или иного писателя, осознать глубинную связь, существующую между творчеством писателя и городом, где он жил и творил и который прямо или косвенно отразился в его произведениях, является городская литературная экскурсия. Знакомство учащихся с теми улицами и домами, которые нашли отражение в творчестве писателя, с адресами авторов изучаемых произведений, - все это может способствовать более глубокому пониманию и творчества, и жизни писателя. Тема нашего исследования является особенно актуальной оттого, что сейчас заметно ослабление интереса к чтению и, следовательно, к литературному образованию.
     Проблема заключается в поиске путей и методов повышения интереса школьников к литературе.
     Предметом является экскурсионно-краеведческая деятельность как способ расширения гуманитарных знаний школьников в области литературы.
     Объект - способы формирования гуманитарных знаний школьников.
     Цель - изучение педагогических аспектов формирования гуманитарных знаний учащихся и определение методов организации экскурсий.
     В связи с поставленной целью нами выдвинуты следующие задачи:
     - исследовать педагогический опыт  работы со школьниками в области  литературы в сфере дополнительного образования;
     - изучить воздействие экскурсионного  знакомства школьников с литературными местами Москвы на повышение знаний в области литературы;
     - разработать содержание и методику  проведения экскурсии по ахматовским местам Москвы как способ расширения гуманитарных знаний школьников.
     Гипотеза нашей работы состоит в предположении, что экскурсия по ахматовским адресам Москвы способствует обогащению представлений школьников о жизни и творчестве А.А. Ахматовой, расширяет их гуманитарные знания в области литературы.
     Методы  исследования: метод теоретического поиска, изучение педа-гогического опыта, наблюдения, беседы, анкеты.
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.
     Опытно-практическая часть работы была проведена Детском  Центре Творчества «Жулебино» с группой учащихся старших классов во время преддипломной практики в составе 14 человек.
 

     
Глава I. Роль литературных экскурсий по городу в углублении гуманитарных знаний школьников в области литературы. 

      Педагогический  аспект формирования гуманитарных
    знаний  учащихся. 

     Современная педагогическая наука активно ищет пути повышения уровня преподавания гуманитарных дисциплин в школе, исследует способы и приемы для усиления заинтересованности учащихся в таком предмете как литература.
     В методике преподавания литературы в  целом ряде работ, пособий, сборников  исследуются специфические для  преподавания литературы проблемы. Назовем лишь некоторые из них: место урока в системе развивающего обучения, роль урока литературы в развитии логического и образного мышления учащихся, в формировании их творческой самостоятельности, взаимосвязь коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке, особенности объяснения учителя и ученика на уроке литературы, развитие форм урока: урока-диспута, урока-панорамы, урока-лекции и т. д.
     Важным  каналом освоения литературы школьником неизменно остается внеклассная работа. Внеклассная работа значительно расширяет рамки преподавания, ограниченные учебным временем.
     Школа, как и все наше общество, заметно  меняется. И не потому, что найдены  решительные факторы пере стройки  школы. Реформа народного образования пока остается проблемой нерешенной. Но психологический, духовный климат в школе изменился существенно. Учителя в меньшей степени обуреваемы страхом перед администрацией и инспектором, учителя сегодня озабочены не формальными показателями работы, а ее сутью и ищут подлинных контактов с учениками, стремятся к реальному влиянию на их духовный мир. Да и ученики изменились. Ушли в прошлое времена казарменной дисциплины, когда учитель вещал, а ученики послушно повторяли его слова и статьи учебника. И все меньше становится на уроках равнодушных лиц, пустых глаз, фальшиво-патетических фраз. Общество освобождается от эпохи застоя, и школа проснулась. Горячие споры, стремление аргументировано защитить свою позицию, не только самовыражение, а поиск истины становятся примером современных уроков литературы. Общение учителя и ученика обретает формы естественного разговора, а не заданного мертвым планом сообщения.
     Свобода, импровизационность, живой отклик на интересы и потребности ребят, при сущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа - явление чисто стихийное. Еще в 20-е гг. М.А. Рыбникова, блестяще реализовав системный подход во внеклассной работе, писала о том, что именно "система медленного чтения и длительной остановки на одной творческой индивидуальности создает условия для живого, непосредственного контакта учащихся с писателем". И в наши дни словесник Н.В. Мирецкая утверждает:
     "Можно  сухо перечислить всем известные  формы работы: факультатив, кружок, экскурсии, поход, конкурс, школьный вечер, театр, тематическая экскурсия ... Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их воедино, каким содержанием наполним и каким образом приведем в действие". Фактором развития могут быть лишь системные воздействия.
     Как же в многообразии видов и форм внеклассной работы обнаружить внутреннее единство? Как выстроить систему, которая стимулировала бы интерес учащихся к литературе, делая его неугасающим, чтобы каждая новая встреча с автором становилась личностным открытием его неповторимого мира, а соответствующие формы деятельности определяли бы способ вхождения в этот мир?
     Сложившееся в социологии искусства и педагогике положение о том, что художественные интересы личности реализуются в трех видах деятельности (знакомство с художественными произведениями или "потребление искусства"; приобретение знаний о нем; собственное художественное творчество), помогает упорядочить представление о структуре внеклассной работы при освоении мира писателя.
     Литературное  образование школьников должно сказаться  и в расширении их знаний, и в культуре чувств, и в углублении эстетической мысли. Важным моментом этого в VII-VIII классах являются выразительное чтение и рассказывание.
     Для детей младшего подросткового возраста чрезвычайно полезен спектр игры (формы внеклассной деятельности), например викторина, призванная направить самостоятельное знакомство пятиклассников с миром писателя.
     Внеклассную работу в старших классах необходимо ориентировать на восприятие произведений искусства как актуальный в этом возрасте вид деятельности, создавая условия для разнообразных ученических интерпретаций.
     Своеобразие внеклассной работы в старших классах определяется не только откликом ее содержания и форм на возрастные возможности и потребности школьников. Вкусы, литературные пристрастия самого учителя, его творческая индивидуальность не менее важный фактор выбора путей неурочного освоения литературы старшеклассниками.
     Создание  культурной среды в школе - условие  приобщения к высотам художественной мысли и уровню своего времени. Немаловажное значение имеют особенности психологии старшего школьника, его интерес к моральным свойствам личности, стремление дать оценку изображенному автором миру и героям, желание систематизировать впечатления от прочитанного, понять произведение как единое целое и вместе с тем эмоционально воспринять текст.
     Каждое  учреждение дополнительного образования является одним из элементов системы образования.
     Реформа образования России девяностых годов  ХХ века создала предпосылки для "индивидуализации" образовательных учреждений, их разнообразия, что позволяет полнее учитывать и запросы детей, и возможности педагогических коллективов.
     Принципы  организации дополнительного образования, его содержание позволяют существенно повысить уровень познавательных возможностей учащихся, которые осваивают новые источники образовательной информации:
     К их числу относится собственный опыт творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение учащихся, основанное на интересах в одном и том же виде деятельности.
     Дополнительное  образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные способности. В работах В.Сухомлинского, Е.Н. Ильина и др. современных психологов и педагогов указывается на то, что внешкольная воспитательная работа призвана ориентировать растущего человека в культуре, накопленной обществом за тысячелетия цивилизации, и вместе с тем, должна способствовать подготовке его к реальному участию в жизни общества.
     Полезно присмотреться к опыту форм внеклассной  работы, которая углубляет учебный  урок и имеет большие возможности  в приобщении детей к гуманитарным знаниям.
     Этой  части педагогической деятельности издавна придавалось огромное значение.
     Еще в XVIII веке в дворянских пансионах  звучали произведения Ломоносова, Сумарокова, читались собственные сочинения и переводы воспитанников и ставились пьесы. В рукописных журналах "пробовали свои перья" воспитанники Царскосельского лицея, а в "Лицейской антологии" были представлены лучшие произведения литературного творчества лицеистов.
     Если  периоды политической реакции в  общественной жизни России сопровождались усилением строжайшей регламентации учебного процесса, запрещением какой бы то ни было внеурочной деятельности, то в эпохи либерализации, напротив, внеклассная работа становилась лабораторией активного поиска новых форм изучения литературы, творческой самодеятельности учащихся. В середине XIX века Н.и. Пироговым, г.Н. Чернышевским и К.Д. Ушинским отмечалась чрезвычайная важность литературных бесед как форм организации самостоятельного внеклассного чтения. К сожалению, уже в 1866 году литературные беседы были официально запрещены. Тем не менее, их опыт дополняется в 80-е годы, на рубеже столетий, литературными праздниками, вечерами, конкурсами чтецов, инсценировками, проведением экскурсий в художественные музеи, посещением театра. Например, кружки, литературные выставки, организованные М.А. Рыбниковой, были направлены на углубленное изучение автора и обнаруживали принципиальную значимость системности для внеклассной работы.
     В 20 - 30 годы нашего столетия палитра форм внеурочного освоения литературы обогащается разноплановыми экскурсиями, циклами вечеров, конференциями, диспутами, литературными судами, играми. В последующие десятилетия заметно усиливается тенденция комплексного использования многообразных форм внеклассной работы, проявившейся, в частности, в организации постоянно действующих коллективов - литературных кружков, клубов, музеев. Всероссийские литературные праздники, проводимые с 1974 года, - примета масштабности современной внеурочной работы по литературе.
     Таким образом, внеклассная работа неизменно остается важным каналом освоения литературы школьниками.
     Она позволяет школьнику общаться с  гораздо широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных, художественных впечатлений - читательских, музейных, театральных, музыкальных, впечатлений от встреч с интересными собеседниками. Движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного самовыражения - возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли актера, художника, экскурсовода и т.п. Это, по словам Б.М. Неменского, "зона свободного поиска". Здесь не последнюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на "конечный результат" - будь то спектакль, литературный турнир, краеведческая экспедиция. Наконец, во внеклассной работе более откровенно само общение, разноплановое, поли функциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.
     Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное, урочное преподавание, она задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию литературы, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности в поиске истины томимым духовной жаждой поколением.
     Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества словесника, в которой моделируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с искусством, адекватные нынешней социокультурной ситуации. Вкусы, литературные пристрастия самого учителя, его творческая индивидуальность не менее важный фактор выбора путей неурочного освоения литературы старшеклассниками.
     Факультативные  занятия, как правило, ведутся в старших классах.
     Однако, средние классы могли бы успешно  заниматься в факультативе, например, по литературному краеведению.
     Ситуация  поиска очень увлекает детей этого  возраста. Литературное краеведение  помогает в привычном, обыденном  окружении обнаружить высокую культурную традицию. Культура начинается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружают повседневно, не может себя вести, как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме.
     Это походы, экспедиции, создание школьных музеев, это и экскурсии как знакомство с памятными местами, отмеченными пребыванием в них писателя, судьбами его героев. Познавательная, поисковая популяризаторская краеведческая деятельность естественным образом смыкается в наши дни с культурно-охранной, так как просто восхищаться прошлым недостаточно, надо помогать его беречь.
     Вывод: Таким образом, можно сказать, что гуманитарное образование играет важную роль в полноценном развитии личности, в формировании человека во всесторонне развитую личность. А возможности дополнительного образования в этой области огромны. И, прежде всего, возможности экскурсии как одной из форм работы педагога дополнительного образования. Экскурсионная деятельность, направленная на знакомство детей с жизнью и творчеством писателя, может значительно расширить и углубить знания учащихся в литературе, а, следовательно, углубить его гуманитарное образование.
     Занятия литературным краеведением обращены к  изучению литературной жизни родного края, знакомству ребят с образом своей "малой родиной" в произведениях художников слова.
 

      Литературное краеведение как возможность духовного
    обогащения  учащихся. 

     Литературное  краеведение - дисциплина, которая находится на пересечении интересов специалистов в области истории литературы, исторического краеведения, этнографии, фольклора и лингвистики. Литературное краеведение ближе всего к истории литературы с учетом использования совокупности сведений из всех упомянутых дисциплин ...
     Обращаясь к творчеству литераторов и соотнося их произведения с обликом мест, в них отображенных, или с теми улицами и домами, где они написаны, мы представляем себе, что в этих творениях в значительной степени находят отражение как время, в которое они созданы, так и местность, давшая писателю впечатления для его творчества. Например, знание читателем конкретных мест Москвы, Петербурга и Ясной Поляны, описанных Л. Н. Толстым, поможет более глубокому пониманию творчества Л. Н. Толстого. Сам великий писатель так говорил об этом: "Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его".
     Наша столица постоянно была для русских писателей источником, питающим творческую жизнь, дающим вдохновение, она была городом, где их силы сплачивались и крепли в спорах и идейной борьбе. В наши дни велико значение Москвы в жизни многонациональной советской литературы.
     Изменились  облик зданий, колорит улиц, настрой  и ритм жизни города, а нас все влекут к себе дома, где были написаны фрагменты "Горя от ума" или повесть "Степь", роман "Как закалял ась сталь" или поэма "Хорошо!". Сила притяжения памятных мест безгранична: завораживают понятия "дом, где жил Пушкин" или даже - "место, где стоял дом, в котором родился Лермонтов". Каждый из нас бывает взволнован, когда, например, оказавшись на Арбатской площади, вспомнит, что это ведь та самая, хотя и почти до неузнаваемости изменившаяся площадь, на которой герой романа "Война и мир" Пьер Безухов увидел комету 1812 года, сулившую большие несчастья. Мы хотели напомнить о памятных литературных местах, не беря на себя смелость полностью исчерпать их список.
     Различны  были истоки любви литераторов к Москве. ДЛЯ А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского она была родиной, а для А.П. Чехова, родившегося в Таганроге и впервые приехавшего в древнюю столицу семнaдцaтилeтним юношей, сила ее духовного воздействия была столь значительной, что его девизом стали слова "Я - навсегда москвич". В творчестве одних писателей, например А.П. Чехова, В. А. Гиляровского, образ Москвы отразился многогранно, и этих писателей называют московскими. Однако известны другие примеры, когда и не московские писатели Ф.М. Достоевский, А.А. Блок неоднократно обращались к великому городу в своем творчестве.
     Москва - сердце нашей страны. Мы воспринимаем ее как символ Родины. Многие литераторы, писали о Москве. О своем стремлении проникновенно, образно и ярко запечатлеть окружающее сказал советский поэт Владимир Соколов:
     Как я хочу, чтоб строчки эти Забыли, что они слова,
     А стали - небо, крыши, ветер, Сырых бульваров  дерева.
     Из  рассеянных в произведениях разных авторов зарисовок и создается литературный портрет Москвы.
     На  его основе формируются литературные экскурсии по городу, которые занимают немалое место в нашей духовной жизни. По словам одного из современных ученых-краеведов, если бы мы бережно хранили отмеченные присутствием гения дома своего великого города, как о многом могли они рассказать нам! Мы погружаемся на экскурсиях в стихию города, и город, сам город, учит нас. Ведь город одним только своим видом может научить многому. Красивый, чистый, светлый, яркий город пробуждает высокие чувства. Литературная Москва - понятие бесконечно емкое. Рассмотрим самые интересные по литературной значимости места в Москве.
     Воробьевы горы, панорама Москвы в русской  литературе.
     В Москве есть места, от которых невозможно отвести взгляд. Такой является панорама города, открывающаяся с Воробьевых гор. Ее красота восхищает каждого, а о ее огромном значении замечательно сказал А.П. Чехов: "Кто хочет понять Россию, должен посмотреть отсюда на Москву". Каждый раз, приходя на Воробьевы горы посмотреть на панораму Москвы, открываешь ее заново.
     Живописные  места, с которых открывается  городская панорама, существуют, разумеется, не только в Москве; как правило, огни находятся на высоких берегах рек и обладают огромной притягательной силой. В Киеве таким местом является Владимирская горка с ее прекрасными парками, в Ульяновске - Венец, во Владимире - площадка на высоком берегу Клязьмы недалеко от Дмитриевского собора, в Серпухове - Красная, бывшая Соборная гора, в Вильнюсе - гора Гедимина. Но панорама Москвы особенная, она особенно хороша летом, в солнечный погожий день, когда бело-зеленый город подчеркивает синева неба и реки. Сочетание красоты среднерусской природы и свободной планировки кварталов вдохновляло многих литераторов: сколько песен, стихов, прозаических строк посвящено панораме Москвы и Воробьевым горам.
     М.Н. Загоскин в книге "Москва и москвичи" ("Записки Богдана Ильича"), написал в середине 1840-х годов, отмечал: "Мы, москвичи, избалованы прекрасными видами; мы встречаем их на каждом шагу и привыкли смотреть равнодушно на эти великолепные панорамы, которые пленяют всех иностранцев своею роскошной красотой и дивным разнообразием. Маловидная Москва-река и ничтожная речка Яуза вовсе незамечательны как реки, но зато, какие у них живописные берега!" Своему гостю французу Дюверние, упоминаемому в книге, автор показал Москву сначала с Воробьевых гор, а уже потом направился с ним знакомиться с Кремлем и Красной площадью.
     Воробьевы горы были предметом внимания Н.М. Карамзина и М.Ю.
     Лермонтова. А современник А.С. Пушкина - поэт И.И. Козлов в стихотворении "К другу В.А. Жуковскому по возвращении его путешествия" писал:
     ... День знойный,
     Мне снилось, ярко догорал, И вечер пламенно спокойный Во всей красе своей  блистал; Внизу Москва-река сверкала Игриво рощу обтекала;
     В дали гористой под селом Был виден  лес, желтели нивы.
     Уроженцу  Москвы Аполлону Майкову принадлежит  стихотворение "Воробьевы горы".
     Не  горят златыми льдами, Ни пурпурными снегами Средь небесной синевы Их венчанные главы;
     С ребр не хлышут водопады; Бездны, воя и шумя,
     Не  страшат пришельца взгляда, Ни пугливого  коня;
     Но  люблю я эти горы
     В просторе веселой их ...
     Во  времена Лермонтова, Козлова, Майкова  здесь уже существовало известное  с ХУI века село Воробьево, в котором  находился великокняжеский дворец. В 1811 году в селе Воробьеве была сооружена и ныне существует церковь Троицы, хрупкий силуэт которой выглядит трогательно-наивным рядом с четкими контурами мощного здания Московского университета. В 181 7 году, осуществляя проект по благоустройству Воробьевых гор, на месте дворца заложили храм-памятник в честь освобождения Москвы в 1812 году и победой над армией Наполеона. Недалеко от этого места юные Александр Герцен и Николай Огарев, чья деятельность открывает эпоху в русском освободительном движении, дали свою знаменитую клятву посвятить жизнь служению человечеству. Читая "Былое и думы", представляем, как мальчики направлялись от арабских переулков сюда, к Воробьевым горам. Их путь пролегал через район, примыкающий к Ар б ату, далее по старой дороге к Новодевичьему монастырю, мимо лужниковских огородов, покосившихся домиков, К топкому тогда берегу Москвы-реки.
     А.И. Герцен описывал это путешествие: "В  Лужниках мы переехали на лодке Москву-реку ... Отец мой, как всегда, шел угрюмо и, сгорбившись, возле него мелкими шажками семенил Карл Иванович ... Мы ушли от них вперед и, далеко опередивши, взбежали на место закладки Витбергова храма на Воробьевых горах, запыхавшись и раскрасневшись, стояли мы так, отирая пот. Садилось солнце, купола блестели, город стлался на необозримое пространство под горой, свежий ветерок подул на нас; постояли мы, постояли, опираясь, друг на друга, и, вдруг обнявшись, присягнули в виду всей Москвы пожертвовать нашей жизнью на избранную нами борьбу ... "А Н.П. Огарев воспроизвел эту картину в "Стихотворениях и прозе". В одном из его стихотворений есть такие строки:
     Тропою  росистою мы шли с горы крутой. В  тумане за рекой был город перед нами.
     И дальний колокол кого-то звал к  мольбе, А мы, обнявшись, при утренней деннице Мы дружбы таинство поведали себе.
     И чистая слеза блеснула на реснице.
     В память о 150-й годовщине с этого  события на склоне Воробьевых гор  в центре небольшой овальной площадки установили двойной гранитный пилон.
     Проявлял  интерес к Воробьевым горам Ф .М. Достоевский. Его жена, А.г. Достоевская, написала в своем дневнике: "Побывали мы и на Воробьевых горах. Федор Михайлович, москвич по рождению, был отличным чичероне и рассказывал мне много интересного про особенности Первопрестольной" .
     Видимо, Воробьевы горы были небезразличны и Л.Н. Толстому. Его любимый герой Пьер Безухов испытывает в трудную для себя минуту некоторое успокоение, созерцая живописную панораму Воробьевых гор: "На всем, и на дальних и на ближних предметах лежал тот волшебно-хрустальный блеск, который бывает только в эту пору осени. Вдалеке виднелись Воробьевы горы, с деревней, церковью и большим белым домом. И оголенные деревья, и песок, и камни, и крыши домов, и зеленый шпиль церкви и углы дальнего белого дома, все это неестественно-отчетливо, тончайшими линиями вырезывалось в прозрачном воздухе.
     А.М. Горький так же не оставил без  внимания Воробьевы горы. В уста Варвары Самгиной, ищущей перед смертью духовного очищения и успокоения, он вложил слова: "В Москве все так просто ... И - тепло, Художественный театр, Воробьевы горы ... На Москву можно посмотреть издали, я не знаю, можно ли видеть Петербург с высоты, позволит ли он это? Такой плоский, огромный, каменный ...
     А.А. Блок, тонко чувствовавший своеобразие  Москвы, отмечал необычность московской панорамы: "Париж с Монмартра не то, что Москва с Воробьевых гор".
     Тридцать  первая глава романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" так и называется: "На Воробьевых горах". Персонажи романа Мастер, Маргарита и окружение Воланда, покидая Москву, прощаются с ней именно здесь, горы как бы притягивают их.
     Литераторы  разных школ и направлений, обращавшиеся к образу Москвы, едины были в одном: Воробьевы горы неизменно настраивали их на поэтический лад, и значительные, яркие события, определяющие судьбы героев, подчас были связаны именно с этим местом Москвы. Литераторы разных эпох любили бывать на Воробьевых горах: ведь это замечательное место Москвы питало их воображение, давало импульс творчеству.
     Арбат литературный. Арбат располагается  между Остоженкой и Большой Никитской улицей. Он представляет собой лабиринт улочек, бульваров и небольших площадей. Москва сочетает в себе места совершенно непохожие друг на друга. Так, например, Замоскворечье не имеет ничего общего с полукружьем центральных площадей или Бульварное кольцо, район Кузнецкого моста и Петровки отличается от Заяузья. Арбат и прилегающие к нему улицы - Большая Никитская, Поварская и Пречистенка не повторяют не одного из вышеперечисленных районов. Контур района очерчивают Остоженка, часть Бульварного кольца, Гоголевский и Суворовский бульвар, Садовое кольцо и Большая Никитская улица.
     Арбат - это понятие историко-литературное и архитектурноградостроительное. Современное определение района Арбата не совпадает с представлениями москвичей о границах и названии района в XIX веке, когда Гагаринский переулок, Ситцев Вражек и даже Собачья площадка относились к Пречистинской части, а Большая Никитская улица и Поварская - к Арбатской части.
     В XIV-XVI веках здесь был пригород, что подтверждает и само название "Арбат" - пригород.
     Арбат! Как много говорит это слово  москвичу! Для него это название не только одной из московских улиц, но примыкающих к нему живописных переулков.
     Улица Арбат - первая из столичных заповедных зон. Арбат облюбовали художники и мастера разных поделок, певцы и музыканты. Нынешним Арбатом недовольны, живущие здесь люди и, конечно, любители московской старины. Они считают, что улица Арбат получилась совсем не такой, какой она когда-то была. Как должна выглядеть улица, на которой как бы остановлено время и наложен запрет на любое строительство? Ее можно вернуть в незапамятные терема, мастерские ремесленников и давно исчезнувшие церкви и церквушки. Только надо решить, на каком веке будем останавливаться? Можно на ХУ веке, когда по городским предместьям пролегала оживленная дорога на западные рубежи Московского княжества. Или на том времени, когда, двумя веками позже, поселились здесь стрелецкие полки и появились одна за одной слободы, о которых напоминают Плотников, Серебряный и Денежный переулки.
     Сгорел Арбат в пожар 1736 года и после этого стал заселяться московской знатью. И было бы, любопытно воссоздать хоромы князей Шаховских и Голицыных.
     А почему бы ни взять время поближе  к нам - после наполеоновского  нашествия на Москву, когда Арбат  вновь выгорел начисто и застраивался заново. Здесь почти каждый дом - сама история. Сергей Есенин, здесь же в начале августа 1921 года прочел свою поэму "Пугачев". Потом в особняке на Арбате, обосновался театр "Мастфор" - Мастерская Форегерра.
     На  сцене этого театра дебютировали сначала в качестве художников, а затем актеров Сергей Юткевич и Сергей Эйзенштейн. Театр про существовал до 1924 года.
     ДОМ N 23 не мешало бы отметить мемориальной доской: "Здесь с 1920 года до начала 30-х годов мастерская Павла Корина". Сюда, в мансарду 3 сентября 1931 года поднялся М. Горький и, поглядев работы, сразу же пригласил братьев Кориных в Италию. Из этой поездки, Павел привез, известный теперь портрет М. Горького, написанный на фоне пронзительного в своей голубизне Неаполитанского залива.
     Дом N 31, построенный в конце прошлого века, вобрал в себя стены более старинного особняка, который снимал в 1839 году Николай Платонович Огарев.
     Дом N 43. И он оставил свою зарубку в летописи Арбата. Здесь жил прославленный поэт Андрей Белый. Возраст у этого дома солидный, его заложил еще в конце XVIII столетия. А в середине 30-х годов уже нашего века, уповая на прочность старинных стен и фундамента, надстроили еще двумя этажами. В этом доме, в квартире N 12, жил со дня своего рождения Булат Окуджава.
     Дом N 51. В этом доме разворачивались события книги Анатолия Рыбакова "Кортик".
     Дом N 53. Здесь поселился накануне свадьбы А.С. Пушкин. Это была его первая, своя квартира. Дом, принадлежащий прапорщику Никанору Хитрову.
     Арбат был красивым, тихим, спокойным районом, удобным для сосредоточенной углубленной работы писателей. Ему всегда был присущ определенный оттенок камерности. В отличие от центральной части города здесь было не так много театров, литературных салонов, редакций.
     Но  район Арбата связан не только с  именем А.С. Пушкина, но и именами М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, А.М. Горького и других.
     О литературном прошлом этих мест напоминают мемориальные литературные музеи, расположенные здесь, и экспозиции филиала Государственного литературного музея в Трубниковском переулке.
     В наши дни самым знаменитым певцом Арбата является Булат Окуджава. Многие стихотворения Окуджавы посвящены Арбату: "Музыка арбатского двора", "Вальс", "На арбатском дворе и веселье, и смех", "Арбатский романс", "Чаепитие на Арбате", "Песенка об Арбате" и другие. Эти стихи вошли в сборник" Арбат, мой Арбат" .
     Дополняет впечатление от Арбата в пушкинскую пору одна из страниц романа Окуджавы "Путешествие дилетантов". Писатель показывает нам Староконюшенный переулок середины прошлого века, и вместе с Мятливым - героем романа, мы "подходим" к одному из арбатских домов. "Это был просторный трехэтажный дом, построенный со вкусом и любовью, с ложной колоннадой в самых изысканных традициях русского ампира, с колоссальными окнами второго этажа, распахнутыми на солнце, с нарядным подъездом, выходящим в тенистый сад ... "
     Арбат до сих пор сохранил свое очарование и дух прошедших лет.
     Это и привлекает нас - людей ХХI века к этому району - Арб ату. Он не похож ни на одно другое место в Москве, так как царящая там атмосфера подталкивает нас на романтический лад и дарит внутреннюю радость.
     Арбат до сих пор остается любимым местом, для тех, кто жил, живет и приходит сюда, чтобы пройтись по старому Арбату и его переулкам, хотя и изменившим свой облик, но не изменившим старинный дух Москвы. Еще не раз взоры художников, поэтов и писателей будут обращены к этой замечательной улице, еще не одно поколение москвичей будет совершать прогулки по улице с ее чарующим именем - Арбат.
     Замоскворечье литературное.
     Замоскворецкий  район имеет давнюю историю. Замоскворечьем называется местность напротив Боровицкого холма за Москвой-рекой, внутри Садового кольца.
     В ХУI - ХУН веках в Замоскворечье  господствовал слободской уклад жизни. Замоскворецкие названия, такие как: Кадаши, Садовники, Голики, Толмачи и тому подобные, служат напоминанием о профессиях людей, живших там раньше.
     "Я  знаю тебя, Замоскворечье, имею  за Москвой-рекой друзей и приятелей, и теперь еще брожу иногда по твоим улицам. Знаю тебя в праздник и будни, в горе и в радости, знаю, что творится, делается по твоим широким улицам и мелким частым переулочкам" , - писал великий русский драматург Александр Николаевич Островский, уроженец Замоскворечья.
     Живописность  и самобытность этого района почувствовал и передал М.Ю. Лермонтов в очерке "Панорама Москвы", где он запечатлел вид Замоскворечья с колокольни Ивана Великого: "К югу, под горой, у самой подошвы стены, против Тайницких ворот, протекала речка, и за ней широкая долина, усыпанная домами и церквями". Быт и нравы Замоскворечья нашли свое отражение в его произведении "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", в которой Лермонтов перенес нас, по словам В.г. Белинского, "в историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа". В этом произведении - яркая картина домостроевского быта и "малосложных семейственных отношений у наших предков". Лермонтов описывает в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" грубую забаву жителей древнего Замоскворечья - кулачные бои:
     Как сходились, собирались Удалые бойцы  московские
     На  Москву-реку, на кулачный бой, Разгуляться  для праздника, потешиться.
     А писатель советского периода В.Я. Шишков в романе эпопее "Емельян Пугачев" описывает казнь вождя крестьянского  восстания Емельяна Пугачева, происходившую на Болотной площади.
     В Замоскворечье прошли детские и  юношеские годы крупнейшего русского просветителя ХУН! века Н.И. Новикова. " ... Этот человек имел сильное влияние на движение русской литературы и, следовательно, русской образованности. Благородная натура этого человека постоянно одушевлял ась высокою гражданскою страстью - разливать свет образования в своем обществе", - писал В .Г. Белинский.
     Замоскворечье является родиной А.Н. Радищева. Он родился  на Большой Ордынке, в доме бабушки  Настасьи Григорьевны Радищевой.
     Впечатления, полученные в Замоскворечье, сказались  на творчестве П.И. Мельникова-Печерского, В.В. Слепцова, А.П. Чехова, русских поэтов XIX века Аполлона Григорьева и Афанасия Фета, долгие годы проживших в Замоскворечье.
     С Замоскворечьем связаны жизнь и  творчество многих русских писателей XX века. Яркие впечатления черпали они в этом уголке Москвы, - кто в раннем возрасте, детстве, кто в зрелом. Многие из них знали эту часть Москвы, любили ее: это юный поэт Есенин и молодая Цветаева, Паустовский и Телешов, Серафимович и Лебедев-Кумач, Макаренко и Пришвин, И многие другие.
     В Замоскворечье жили как сами писатели, так и их герои, оно вдохновляло и тех и других. Творческое вдохновение неотделимо от Замоскворечья и сегодня. Замоскворечье связано с адресом великого русского поэта А.А. Ахматовой; в доме N 17 на Ордынке провела она большую часть своего пребывания в нашей столице.
 

      1.3. Ахматовские адреса в Москве. 

     Анна  Ахматова в "Поэме без героя" (1940-1962) пишет:
     Что мне Гамлетовы подвязки.
     Что мне вихрь Саломеиной пляски. Что  мне поступь Железной Маски, Я еще пожелезней тех ...
     Так она сама признала свою "железность". Действительно, судьба поэта, родившегося в конце XIX и прожившего более половины ХХ В., повторяла трагизм эпохи. Наверное, ее судьба и не могла быть другой; потому что, живя в это противоречивое время, она оставалась собой, не желая подлаживаться ни под какие обстоятельства. В результате ее внутренняя несломленность и независимость оборачивались в отношениях с людьми и обществом драмой.
     У Ахматовой не было в общепринятом понимании постоянного жилья: неуютные и необжитые квартиры, а чаще просто комнаты менялись сообразно обстоятельствам, нередко она жила у друзей.
     Единственный  сын Ахматовой Лев Николаевич Гумилев в детстве воспитывался у бабушки. А, будучи взрослым человеком, двадцать шесть лет (с перерывом на время войны, когда он был на фронте) находился в сталинских тюрьмах и в лагерях, что доставляло ей большие страдания. И даже после смерти Анны Ахматовой ее тело было погребено не сразу: она умерла в санатории под Москвой и только после прощания в Москве и в Ленинграде ее похоронили под Ленинградом на кладбище в Комарове.
     А. А. Ахматова родилась в Одессе, окончила гимназию в Киеве, жила значительное время в Царском Селе, однако большую часть жизни провела в Петербурге - Петрограде - Ленинграде. В Москве бывала лишь наездами.
     Все в Москве пропитано стихами. Рифмами  проколото насквозь, писала Ахматова:
     За  ландышевый май 
     В моей Москве стоглавой 
     Отдам я звездных стай Сияние и славу.
     В Москве есть около 100 домов, где она  жила или гостила, навещая
     друзей.
     Строки  из предисловия поэта М. Кузмина  к первому сборнику Анны Ахматовой "Вечер", вышедшему в Петербурге в 1912 г., могут адресовать нас к памятным местам Москвы, связанным с ее именем: " ... Эти конкретные осколки нашей жизни мучают и волнуют нас больше, чем мы этого ожидали, и, будто не относясь к делу, точно и верно ведут нас к тем минутам, к тем местам, где мы любили, плакали, смеялись и страдали- где мы жили". Жила и страдала она, а стихи Ахматовой так прочно вошли в наше сознание, что как бы стали частью нашего духа, и поэтому столь близки нам эти памятные места.
     Понять  отношение к ней, Ахматовой, помогают ее стихи:
     Мне голос был.
     Он  звал утешно,
     Он  говорил: "Иди сюда,
     Оставь  свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда.
     Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд. Я новым именем покрою
     Боль  поражений и обид".
     Но  равнодушно и спокойно. , Руками я  замкнула слух,  

     Чтоб  этой речью недостойной Не осквернился  скорбный дух.
     Блок, познакомившись с этим стихотворением, говорил:
     -"Ахматова права".
     В Москве Ахматова поселилась в тихом, находящемся близко от центра районе, примыкающей к улице Арбат. Параллельно Москве-реке идет улица Остоженка. Между нею и Пречистенской набережной стоят остатки бывшего Зачатьевского монастыря, основанного царем Федором Иоанновичем в 1584 г. Сохранились надвратная монастырская церковь Спаса конца ХУН в. и фрагменты стен. Этот монастырь Анна Ахматова видела, так как жила в доме 3 (не сохранился) в 3-м Зачатьевском переулке с осени 1918 г. по январь 1919 г. Вспоминаются ее строчки:
     Переулок, переул Горло петлей затянул.
     Поэтесса  так запечатлела в стихотворении "Третий Зачатьевский",
     датированном 1918 г., окружавший ее Городской пейзаж:
     Как по левой руке - пустырь, А по правой руке - монастырь. А напротив - высокий клен Ночью слушает долгий стон.
     Жила  она здесь не одна, а со вторым мужем Владимиром Казимировичем ШилеЙко. Он был богато одаренной натурой, талантливым ученым-ассирологом. Его изыскания в области ассирологии были столь ценны, что один французский ученый писал: "Нам скоро придется изучать русский язык в связи с Вашими работами". В анкете, заполненной Шилейко в 1926 г., он ответил, что владеет 40 языками. В 1918 г. он был принят ассистентом в Эрмитаж, в 1919 г. стал профессором Петроградского археологического института и действительным членом Российской Академии материальной культуры. Поэтесса и талантливый ученый поженились в 1918 г. и прожили вместе 3 года. Впоследствии Анна Андреевна писала: "Три года голода Владимир Казимирович был болен. Он безо всего мог обходиться, но только не без чая и курева. Еду мы варили редко - нечего было и не в чем. Если бы я дальше прожила с В. К., я тоже разучил ась бы писать стихи ... ". Анна Андреевна сохранила хорошие отношения со своим бывшим мужем. Он умер в 1930 г. в возрасте сорока лет. За два года до смерти Шилейко Ахматова писала ему: "26 ноября 1928 года. Милый друг, посылаю тебе мои стихотворения. Если у тебя есть время сегодня вечером - посмотри их. Многое я уже изъяла - очень уж плохо. Отметь на отдельной бумажке то, что ты не считаешь достойным быть напечатанным. Завтра зайду. Прости, что беспокою тебя. Твоя Ахматова".
     И Ахматова, и Шилейко были петроградцами, но у Шилейко была комната и  в Москве, на Пречистенке, во флигеле  дома 21 - бывшего дома князей Долгоруковых, в котором ныне располагается Академия художеств России, а в ту пору, начиная с 1919г., находился 2-й Музей нового западного искусства. В Москве жили многие друзья Анны Андреевны: среди них особое место занимал поэт Осип Эмильевич Мандельштам, с которым у нее существовала большая духовная близость. О Мандельштаме Ахматова сказала: "Это первый поэт ХХ века". Он жил в левом флигеле Дома Герцена на Тверском бульваре, 25. Здесь в 1920-е-1930-е гг. находилось писательское общежитие. Анна Ахматова бывала здесь в 1932-1933 гг. в семье Мандельштамов. Широко известны стихотворения, посвященные ей Мандельштамом в 1917 г., - "Я не искал в цветущие мгновенья" ("Кассандра"), "Твое чудесное произношенье", "Что поют часы-кузнечики".
     Мандельштама, ни в чем не повинного человека, выслали на Колыму, но он на пути туда умер 27 декабря 1938 г. в районе Владивостока. Анна Ахматова всю жизнь дружила с его вдовой Надеждой Яковлевной (18991980), кандидатом филологических наук, специалистом по западноевропейской литературе. Многие друзья Ахматовой вспоминали, что в годы сталинских репрессий она боялась давать друзьям свои автографы, так как не хотела подводить людей, ибо знала, что за ней следят, что в ее квартире подключен для подслушивания микрофон. Она была лишена возможности печататься. Конец 1930-х гг. был самым тяжелым временем ее жизни. Отражением этих страданий явился ее "Реквием". Многие тогда находились в состоянии загнанности, в основном это были люди критически мыслящие, и их боялись представители власти, поэтому спешили их изолировать и уничтожить. Среди неугодных был и Борис Леонидович Пастернак, с которым Ахматову связывало многое. Оба были самостоятельно мыслящими людьми и настоящими патриотами. Для Ахматовой, пережившей ужас ленинградской блокады, и для Пастернака, выезжавшего выступать перед бойцами на фронт, победный 1945 год стал счастливым годом. Ее биограф в.я. Виленкин в книге "В сто первом зеркале" пишет: "Эта первая послевоенная весна стала весной Ахматовых триумфов в Москве. Один за другим с огромным успехом проходили вечера встреч группы приехавших из Ленинграда поэтов с московскими поэтами. В конце первого отделения обычно выступала Ахматова, в начале второго - Пастернак. На эстраде они сидели рядом".
     Первый  вечер состоялся в Колонном зале Дома союзов (Большая Дмитровка, 1).
     Н. Роскина, исследовательница творчества Ахматовой, близко ее знавшая, вспоминает: "Для самой Ахматовой в ее уединении и одиночестве был неожиданным тот взрыв любви и восхищения, которым ее одарили москвичи на знаменитом вечере в Колонном зале в 1946 году, когда она читала стихи вместе с Пастернаком. Ахматова была в черном платье, на плечах белая с кистями шаль. Держалась она на эстраде великолепно, однако заметна была скованность и какая-то тревога".
     Тревога была обоснованной. Одной из самых больших бед в жизни Ахматовой были последствия от принятого 14 августа 1946 г. постановления цк ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором были, в частности, и такие строки: "Абсолютно правильно указание ЦК на то, что правление ССП (Союза советских писателей - Авт.) И его председатель тов. Н. Тихонов не приняли никаких мер для улучшения работы журналов "Звезда" и "Ленинград" и не только не вели борьбы с вредными влияниями Зощенко, Ахматовой и им подобных несоветских писателей на советскую литературу, но даже попустительствовали проникновению в журналы чуждых советской литературе тенденций и нравов, систематическое появление на страницах журналов - органов Союза писателей пошлых и злобных пасквилей Зощенко на советских людей и советские порядки, печатание пустых, безыдейных стихов Ахматовой, пропитанных духом упадничества и пессимизма, явилось прямым содействием бездеятельности правления Союза писателей, отсутствия большевистской принципиальности, политической остроты и ответственности за порученное дело". Но самым ужасным для Ахматовой было то единодушие писателей, с которым они присоединились к этому мнению. Однако, в этом стройном хоре не было голоса Пастернака. Два больших поэта, прекрасно понимая друг друга, делили беды и радости. Одним из московских адресов Пастернака был дом 14 на Волхонке (дом частично сохранился). Здесь Анна Андреевна навещала его в 1934, 1935 гг. Другой адрес - Лаврушинский переулок, 17 (кооперативный дом Союза писателей). Очень трогателен в биографии обоих поэтов тот факт, что Пастернак написал две рецензии на "Избранное" Ахматовой в августе 1943 г., когда он вернулся из эвакуации из Чистополя. Эти рецензии должны были быть моральной поддержкой поэтессе. Но самым родным ее домом в Москве был дом 17 на Большой Ордынке, где открыт Культурный центр им. А. А. Ахматовой, который планируют превратить в музей-квартиру. Здесь поэтесса подолгу жила в 1938-1966 гг. в семье писателя В. Е. Ардова и его жены Н. А. Ольшевской. В. Я. Виленкин вспоминал, что "сюда приходили к ней все близкие друзья. Здесь назначались важнейшие для нее московские деловые встречи, связанные с надеждами на издание стихов. Когда она здесь гостила, ардовский телефон работал вовсю (хотя Анна Андреевна телефонных разговоров вообще не признавала и вела их лаконично, только по необходимости); поток посетителей с трудом поддавался какой-либо регламентации: в последние годы, помимо друзей и давних знакомых, побывать у Ахматовой 'стремились еще очень и очень многие. Да она и сама, если позволяло здоровье, много выезжала. Иногда расписание приемов и выездов путалось, одно налезало на другое, и начиналось то, что Пастернак очень образно называл "ахматовкой", имея в виду, очевидно все вместе - и встречи, и проводы, и беспрерывный поток посетителей, и телефон, и хаос в комнатах, и общую приподнятую атмосферу дома, взбудораженного приездом Анны Андреевны".
     С Ардовыми она познакомилась еше  в Нащокинском переулке, 3/5, в ныне уже не существующем доме, на квартире Мандельштама. В 1935 г. в этом же доме на квартире Михаила Афанасьевича Булгакова она составила прошение на имя Сталина с просьбой освободить своего сына Льва Николаевича Гумилева и своего третьего мужа - искусствоведа Николая Николаевича Пунина, арестованных перед этим в Ленинграде.
     Лев Николаевич был сыном Анны Андреевны от первого брака с Николаем Степановичем Гумилевым (1986-1921) - ярчайшим поэтом; в 191 О-е гг. он был главой русского акмеизма. Для его стихов была характерна апология "сильного человека", своеобразная романтичность, порой отстраненность от реальной жизни. Его самые значительные сборники "Огненный столп", "Костер", "Путь конквистадоров". В 1921 г. Гумилев был расстрелян якобы как участник контрреволюционного заговора, и его сын всю жизнь нес крес! своего происхождения.
     Письмо, написанное на квартире М. А. Булгакова, через писательницу Лидию Сейфуллину было передано секретарю ВЦИК Авелю Енукидзе. Ахматова получила по телефону через помощника Сталина А. Поскребышева известие об освобождении мужа и сына, 3 ноября 1935 г. они собрались все вместе. Так что Ардовы были свидетелями трудных, порой невыносимо тяжких переживаний поэтессы. Квартира на Ордынке давала ей, неприкаянному человеку, ощущение дома. Анна Андреевна однажды сказала Роскиной, отвечая на вопрос, куда потратить деньги: "Строить жилье. Жилье - это главное."
     Здесь, на Большой Ордынке 17, Ахматова встретилась  с Мариной Цветаевой. Это было за несколько недель до начала войны, в 1941 г. Так случилось, что большой духовной близости между обеими поэтессами не возникло, всегда между ними оставалась неперейденной какая-то душевная грань.
     Здесь, в этом доме на Большой Ордынке 17, радовались ее триумфам, (наступившим  уже в конце жизни: Ахматова в  конце 1964 г. в Таормина (Италия) получила литературную премию "Этна- Таормина". Весной 1965 г. в Оксфорде ей присудили' звание доктора литературы honoris causa, что является высокой и редкой наградой для писателей. Известно, что рассматривался вопрос о представлении ее к Нобелевской премии. Круг московских друзей Ахматовой был широк. Среди них известные литературоведы: Э. Г. Герштейн, Н.Н. Глен, Л.Д. Стенич-Болыиинцова, М. С. Петровых, у которых она жила подолгу в то время, когда из-за тяжелой болезни Н. А. Ольшевской ее не могли принимать на Большой Ордынке.
     Все детали быта поэтессы нам очень дороги, ведь они были фоном ее творчества:
     Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда ...
     
     Был еще один адрес в Москве, который  нельзя не вспомнить: Никитский бульвар, 25. Это угловой в конструктивистском стиле дом, где жила Е. С. Булгакова - вдова писателя М. А. Булгакова. "Для Елены Сергеевны, - пишет биограф Ахматовой В.Я. Виленкин, - Ахматова значила в жизни много, очень много, и как поэт, и как человек. Особенно с того незабвенного для нее дня, вскоре после смерти Михаила Афанасьевича, когда она пришла к ней совершенно неожиданно, со своим стихотворением, посвященным его памяти (она включила его в свой цикл "Венок мертвым"):
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.