На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Внешняя задолженность России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Международный институт экономики и права 
      Филиал  в г.Ярославле 
 
 

      Реферат
      по  дисциплине
      «Мировая экономика»
      Студентки факультета экономики и управления
      Группа  Э 2008, ИП 

      Малковой  Виктории Викторовны 

      ТЕМА: Внешняя задолженность России 
 

      Руководитель-консультант
                            Тафинцев В.В. 

      Защищен          Оценка
      «___»_____________2010г.            «_______________» 
 

      Ярославль 2010г.
Содержание 

 

Введение

 
      В последние годы проблема внешней  задолженности приобрела глобальный характер. Проблема обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.
      Практически все страны мира, проводя экономические  преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
      Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.
 

1. Определение  и значение внешней  задолженности

      В научной литературе государственный долг определяется сложившийся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике государственным долгом считают долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (ст.97 Бюджетного кодекса РФ).
      Государственный долг России может быть в форме:
    кредитных отношений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
    государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
    договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;
    договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
    соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.
      Внешний долг - обязательства, возникающие в  иностранной валюте.
      Внешний долг включает в себя обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
      Внешний долг, то есть накопленная задолженность  субъектов хозяйствования и органов  власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXI в. Эта ситуация соответствует  современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.
      Причинами возникновения государственного долга  обычно являются трудные периоды  для экономики: войны, спады и  т.д. В эти периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
      Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к  увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
      Чем обременительнее для страны накопленный  внешний долг, тем в большей  мере его обслуживание вовлекается  во взаимодействие с функционированием  всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
      Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в 3-х звеном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.
      У платежного баланса аналогичный  характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь в целом высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах - даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей.
      В условиях обременительного внешнего долга  существенно возрастают трудности  в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса.
      Финансовая  неустойчивость мировой экономики приобретает системный характер и принуждает отдельные страны и регионы к поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели является система управления государственным долгом.
      До 2001г. внешняя задолженность России оказывала негативное воздействие  на развитие национальной экономики  России по нескольким направлениям:
      - усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
      - происходило сокращение объёма  средств, которые могли быть  направлены на инвестирование, что  серьёзно ограничивало экономический рост;
      - ослаблялась мотивация к достижению  наилучших макроэкономических показателей,  которые повлекли бы за собой  требования о своевременном погашении  долга в полном объёме;
      - сокращался объём средств, которые  могли быть направлены на развитие  социальной сферы, усиливалась социальная напряженность;
      - дестабилизировалась денежно-кредитная  ситуация; происходило ослабление  позиций России на мировых  рынках товаров и капиталов. 
      Совокупность  этих качественных показателей дала основания характеризовать экономическую систему страны в начале нового тысячелетия как долговую. Это означает, что принятие большинства экономических решений на государственном уровне было тесно связано, или даже зависело, от возможностей по погашению и обслуживанию внешнего долга. Именно поэтому построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления внешней задолженностью и их увязка с другими направлениями экономической политики государства являлось на современном этапе задачей исключительной важности.
      Внешние заимствования представляли собой источник финансовых ресурсов для органов власти. Их особенность заключалась в том, что, хотя всеми правами в сфере привлечения и использования международных кредитов обладали органы исполнительной и законодательной власти, бремя ответственности за ошибочное решение ложилось на граждан страны, которые через систему налогов передавали субъектам власти средства, необходимые для погашения внешней задолженности. Таким образом, внешний долг оказывал серьёзное влияние на налоговую нагрузку и социальную ситуацию.
      Для принятия решения о внешнем займе  должны быть учтены, как минимум, четыре фактора:
    финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;
    возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач, для которых привлекаются средства из-за рубежа;
    цена внешних финансовых ресурсов;
    степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем.
      Ни  один из этих факторов не учитывался в  полной мере при привлечении зарубежных кредитов в последние 10-15 лет, что привело к катастрофическому нарастанию внешней задолженности (объём внешнего долга РФ на 01.07. 2001 составил 156,8 млрд. долл).
      Ситуация  начала меняться к лучшему в 2001-2002гг., когда общий объем внешней  задолженности снизился со 156,8 млрд. в 2000 г. до 138,9 млрд. долларов в 2001. Появилась устойчивая тенденция к росту экономического сектора, вследствие целенаправленной политики по сокращению государственного внешнего долга России. Об этом свидетельствуют многие факты, один из которых – увеличение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2002г. на 39,5%.
      По  данным Минфина, на 1 января 2003 года, объем  государственного внешнего долга составил – 122,1 млрд. долл., причем около 46% составляют долги бывшего СССР. Общий объем  платежей РФ по внешнему долгу в 2003г. составил около 17,3 млрд. долл. Объем государственного внешнего долга России, по данным Минфина, к 1 января 2004 г. составил 126,8 млрд., к 2005 г. – 122,7 млрд., к 2006 г. – 113,3 млрд. долларов, и снизился к 2010г. – 37,9 млрд. долларов.
 

2. Формирование  внешнего долга.

 
      Причинами образования  внешнего долга России послужили  как ее займы после 1991 года, так  и задолженность СССР, взятая на себя правительством России.
      Сумму задолженности СССР точно установить трудно. Союз ССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным. Однако в 1984 году произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. (внешний долг составил уже 5% ВНП) В 1986 сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989 году внешний долг достиг $50 млрд. (8% ВНП). Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности СССР можно выделить: нарастание кризисных тенденций в экономике страны, сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках, либерализация внешнеэкономической деятельности, применение плавающих процентных ставок по кредитам, привлечение в больших объемах, так называемых, "кредитов перестройки", дисбаланс в торговых отношениях со странами СЭВ.
      Еще $30 млрд. задолженности было накоплено  Союзом в 1988 - 1991 годах, - когда западные государства предоставили СССР ряд  многомиллиардных кредитов.
      Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов Союза ССР, был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. (7 стран бывшего СССР не поставили свои подписи под Договором). По официальным данным, признанный Россией советский долг составил в 1991 году 95,1 млрд. долл. Долг иностранным правительствам составлял 57,2 млрд. долл. Половина внешней задолженности бывшего СССР приходилась на кредиты, 20,5% были обусловлены расчетами за поставку товаров в рамках СЭВ.
      На  краткосрочную задолженность приходилось  около 20% всей суммы долга. Именно с  расчетами со странами СЭВ связаны  значительные расхождения, поскольку  цены на экспортируемые российские товары были занижены, в то время как цены на продукцию стран Восточной Европы по политическим соображениям завышались. Заимствования с 1991 по 2000 год оцениваются на уровне 60 млрд. долл. Из всей суммы долга только 33% задолженности переоформлены в долговые инструменты, которыми легко управлять. Остальная часть представлена межгосударственными обязательствами, в отношении которых ведутся трудные переговоры. На 2006 год долг бывшего СССР составлял 34,5 миллиардов долларов США, на 01 января 2010 составил 3,2 миллиарда долларов США.
      В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению  внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг в начале 1993 $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны. К концу 1993 года обязательства России составили уже более $110 млрд., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на $15 млрд. (в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций). Причинами стремительного роста задолженности стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением экспорта. Несмотря на это, в 1993 году соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65%. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия. Первый, - на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с экспортом, второй, - на основе их сопоставления с ВВП.
      В действительности, именно от экспорта зависит поступление валюты в страну, а значит и возможности по обслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Также границей опасности считается отношение процентных платежей к экспорту 15 - 20%, границей повышенной опасности: 25-30%.
      Отношение размера государственного долга  к валовому внутреннему продукту (ВВП) - основной показатель финансовой устойчивости государства. В 2000 году внешний долг России сравнялся с ВВП (на тот момент Россия по этому показателю стояла в одном ряду с Мозамбиком и Эфиопией, пожалуй, самыми проблемными странами третьего Мира).
      По  официальным данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний долг России составлял $123.5. млрд., из которых $91,4 млрд. - составляли долги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998 году вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля внешний долг вырос до $129 млрд. (рост задолженности был связан, в первую очередь, с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998 года составил уже - $156,6 млрд., а в 1999 году достиг своего исторического пика - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении) В 1997-98 годах затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.
      С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления  новых заимствований происходит постепенное (до $10 млрд. в год) сокращение внешнего долга России. В 2000 году благодаря списанию части задолженности бывшего СССР долг сократился до $148.7 млрд., в 2001 году за счет проведенных выплат долг сократился до $138 млрд.; в 2002 - сократился до $130 млрд. В последние годы также наблюдается тенденция к сокращению внешнего долга по отношению к ВНП страны (2000г. - 62%, 2001г. - 50%, 2002 - 48%, 2004 - По оценкам Министерства Финансов к концу 2002 года внешний долг страны 31,9%, 2005 - 23,5%). По состоянию на 01 января 2003 года внешняя задолженность России составляла 122,1 млрд. долларов. За 2004 год госдолг сократился на 353,3 млрд. рублей ($5,4 млрд) и составил на 1 января 2005 года 3 трлн.172,8 млрд. рублей ($114,3 млрд), 76,5 миллиардов долларов на 1 января 2006года, в свою очередь по состоянию на 1 апреля 2007 года государственный внешний долг Российской федерации составил 50,7 миллиардов долларов США, на 01 декабря 2009г. – 37,9 миллиардов долларов США.
      Таблица 1.
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 01 декабря 2009 года
Категория долга млн. долларов США млн. евро**
Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего  Союза  ССР, принятые Российской Федерацией ) 37 942,0 25 505,5
Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации
1 054,0 708,5
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 857,9 1 248,9
Задолженность перед официальными 
кредиторами - бывшими странами СЭВ
1 334,9 897,3
Коммерческая  задолженность бывшего СССР*** 1 231,9 828,1
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 3 841,2 2 582,2
Задолженность по еврооблигационным займам 26 239,6 17 638,9
     внешний облигационный займ 2010 года 328,2 220,6
     внешний облигационный займ 2030 года 19 945,1 13 407,6
     внешний облигационный займ 2018 года 3 466,4 2 330,2
     внешний облигацоинный займ 2028 года 2 499,9 1 680,5
Задолженность по ОВГВЗ 1 778,1 1 195,3
      в том числе:    
     ОВГВЗ VII серии 1 750,0 1 176,4
Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте 604,4 406,3
*-- в соответствии со статьей  6 Бюджетного кодекса Российской  Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте;
** Объем государственного внешнего  долга Российской Федерации в  евро исходя из соотношения  доллар/евро по курсу Банка  России на последний день месяца  перед отчетной датой.
*** Потенциальный объем требований иностранных коммерческих кредиторов бывшего СССР, подлежащих выверке в целях признания коммерческой задолженности бывшего СССР.
 

       3. Обслуживание и урегулирование внешнего долга России 

      В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:
      1. Поддержание внешнего долга на  уровне, обеспечивающем сохранение  экономической безопасности страны.
      2. Контроль за графиком долговых  выплат с тем, чтобы в нём  отсутствовали периоды пиковых  нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.
      3. Минимизации стоимости долга  за счёт удлинения срока заимствований  и снижения доходности.
      4. Своевременное и полное выполнение  обязательств с целью избежать  начисления штрафов за просрочки и обеспечить стране репутацию первоклассного заёмщика.
      5. Обеспечение эффективного целевого  использования привлечённых средств. 
      6. Обеспечение предсказуемости и  стабильности рынка долговых  обязательств.
      Несмотря  на сегодняшнюю положительную ситуацию в сфере долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:
      - отказ от привлечения международных  кредитов на государственном  уровне;
      - разработка комплексной и ясной  нормативной базы по вопросам внешних заимствований;
      - создание единой системы управления  внешним долгом для координации  мер по снижению уровня задолженности  и обеспечения более эффективного  контроля за привлечением и  использованием средств из-за  рубежа;
      - согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.
      Основополагающее  влияние на эффективность государственной  политики по обслуживанию внешнего долга  оказывает, как известно, доверие к властям. Если такое доверие есть, гораздо шире выбор возможных долговых инструментов, выше гибкость долговой политики, а цена ошибки минимальна. Чем ниже уровень доверия к властям, тем большая ответственность ложится на правительство при формировании политики по погашению внешней задолженности и более велика "цена ошибки". В России эта цена непомерно высока.
      Особая  тема - должники России. Больше всех нам  должна Куба - $28 млрд. (Кубинский долг вместе с монгольским и вьетнамским  составляет более 40 процентов всего долга). Помимо них должны еще 54 страны, примерно $150 млрд. Но официально на сегодняшний день задолженность составляет около $35 млрд., поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора мы согласились со списанием от 70 до 90 процентов задолженности своих должников. Мы списали, а нам почему не списывают?.
      Внешний долг ещё долгое время будет оказывать  крайне негативное влияние на национальную экономику и финансовую систему  нашей страны. Для успешного решения  данной проблемы хотя бы в перспективе необходимо сочетание двух факторов: с одной стороны, активного и эффективного экономического развития, создающего материальную основу для выплат по задолженности, а с другой - грамотной и рациональной политики в области внешних заимствований, проводимой в соответствии с главной целью деятельности любого государства - повышением благосостояния граждан.
      Основными факторами, влияющими на реализацию политики в области государственного долга, будут являться:
      1. Снижение в ближайшие годы значения профицита бюджета в качестве основного источника погашения государственного долга;
      2. Выполнение обязательств по погашению  и обслуживанию долга в соответствии  с оригинальными графиками в  пределах "регулярного" бюджета,  рассчитанного на основе базовой цены на нефть;
      3. Неопределенность внешнеэкономической  конъюнктуры, в том числе динамики  цен на энергоносители;
      4. Возможность возникновения внешних  факторов, ограничивающих способность  Российской Федерации осуществлять  внешние заимствования в объемах, необходимых для рефинансирования долга.
 

Заключение

 
      С самого начала экономических реформ государство имело устойчивую склонность тратить средств больше, чем оно  в реальности располагало. Если тратится больше, чем имеется, то непременно должен быть источник, откуда черпается недостающее. Поначалу в соответствии с привычками недавнего советского прошлого припадали к печатному станку. Ценой этому была кратная годовая инфляция и в итоге "черный вторник" октября 1994 г., заставивший, наконец, осознать ядовитую сущность эмиссионного родника. Из других источников природа могла предложить только один - брать в долг.
      После "дефолта"1998 года, тяжелое финансовое положение страны и невозможность  в срок выполнять свои обязательства  привели к неспособности государства выплачивать долги. Дальнейший рост основного долга обуславливался неспособностью выплачивать как основную сумму долга, так и нарастанием долга уже по процентам.
      Чем обременительнее для страны накопленный  внешний долг, тем в большей  мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
      Увеличение  в подобных условиях реального бремени  платежей по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран. Одним из элементов  управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований. Ограничителем размеров внешних заимствований может служить установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом.
      Можно сделать вывод:
    понятие и сущность государственного внешнего долга тесно переплетаются с бюджетной сферой и кредитными отношениями;
    причинами возникновения внешнего долга, как правило, являются тяжелые периоды для экономики: войны, спады и т.д.;
    большую часть российского долга (в том числе долга СССР) составляют краткосрочные заимствования, именно из-за этого на протяжении последних десяти лет так часто возникал вопрос о реструктуризации задолжности;
    погашению и обслуживанию долга в настоящее время уделяется приоритетное значение;
    правительство стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат по внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствует прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва, и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами;
    выдаваемые Росии кредиты принесли ей мало пользы, но привели к увеличению долгового бремени.
      Основываясь на сделанных выводах, следует предпринять следующие действия:
    создать систему эффективного (минимизирующего совокупные издержки и максимизирующего сокращение номинального объема долга и ускорение экономического роста) управления государственным долгом;
    для сглаживания платежей в предстоящие годы провести опережающие погашения части долговых обязательств;
    необходимо создание особого агентства по управлению государственным долгом.
      При последовательном проведении указанных  мероприятий в течение предстоящего десятилетия угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут высокими.
 

Список используемой литературы

 
    Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / А. И. Дралин, С. Г. Михнева. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. – 127 с.
    О.Т. Богомолов. Мировая экономика в век глобализации: Учебник /— М.: ЗАО Издательство Экономика, 2007. — 359 с. — (Высшее образование).
      Панфилов В. Денежно-финансовое обеспечение экономической динамики России // Проблемы прогнозирования. - №3. – 2004. – с.9-18.
    Соснин А. Тяжесть бремени государственного долга // Мировая экономика и международные отношения. - №1. – 2002. – с.31-33.
    Третьяков В. Рейтинг относительной кредитоспособности России // Рынок долгов России. - №3. – 2006. – с.53-57.
    Федулова Н. Россия – СНГ: время собирать камни // Мировая экономика и международные отношения. - №1. – 2006. – с.104-111.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.