На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая политика Российской Федерации: сущность, тенденции развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Балаковский институт техники, технологии и управления (филиал)
ГОУ  ВПО
“Саратовский  государственный технический университет” 
 
 

Кафедра: ЭОУ
Дисциплина: Налогообложение 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
Тема: «Налоговая политика Российской Федерации:
сущность, тенденции развития»
                                                                                                
   

                    Выполнила работу:
ст. гр. ЭУМ-32
                                       Стулова Н.Н.
                                                            Проверила: Прутцкова С.В. 
 
 

Балаково 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая часть……………….……………………………………5
     1.1 Понятие налоговой политики, цель, типы, принципы ……………...5
     1.2 Анализ налоговой политики РФ…..………..………………………..11
     1.3 Тенденции развития налоговой политики в РФ ……………………17
Глава 2. Практическая часть……………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………………...23
Приложение……………………………………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности  воздействия на развитие предпринимательской  деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.
       Так же, с помощью налогообложения  государство может вести экономическую  политику: протекционистскую или,  наоборот, ограничивающую, по отношению  к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные  меры, противодействовать господству  на рынке монополистов, изымать  в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором личных доходов населения страны.
       Ответственность за сбор налогов  с населения страны лежит на  Государственной налоговой службы  Российской Федерации. Качество  её функционирования во многом  предопределяет формирование бюджета  страны. В тоже время эффективность  работы налоговой службы определяется  ещё и совершенством действующего налогового законодательства.
     Переход экономики России на рыночные отношения  потребовал создания более совершенной  системы налогообложения предприятий  и граждан. Неоспоримо, что опыт промышленно развитых стран имеет для нас немаловажное значение, но это не означает детального копирования модели
налоговой системы, какой–либо страны. Огромное значение имеет также и изучение исторического отечественного опыта, который долгие годы сознательно  умалчивался или оценивался заведомо неверно.
     Целью данной работы является исследование сущности, тенденций развития налоговой политики РФ.
     Налоговая стратегия преследует следующие задачи:
    экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
    социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
    фискальные – повышение доходов государства;
    международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.
Задачи, которые способствуют достижению данной цели, заключаются в следующем:
    рассмотрение классификации, видов и функции налогов;
    раскрытие сущности налоговой политики;
    выявление альтернативных направлений развития Российского налогообложения.
 
 
 
 
 
 
1.Налоговая  политика Российской  Федерации: сущность, тенденции развития 

1.1 Понятие налоговой  политики, цель, типы, принципы 

     Налоговая политика – это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и эффективное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально – экономический прогресс общества.
     Задачи  налоговой политики сводятся к обеспечению  государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования  хозяйства страны в целом; сглаживанию  возникающего в процессе рыночных отношений  неравенства в уровнях доходов  населения.
     Можно выделить три типа налоговой политики, сложившиеся в мировой практике.1
     Первый  тип – политика  максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Подобный метод не оставляет как налогоплательщику, так и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие, например, как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. При этом экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям: укрывательству от налогообложения, развитию «теневой» экономики.
     Все это стало одной из главных  причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса  в стране, последствием которого стали  изменившаяся налоговая политика и  усиление регулирующей роли государства  в развитии экономики через более  активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.
     Второй  тип  - политика разумных налогов, или экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы.
     Цель  данной политики состоит в том, чтобы  обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический  кризис. Реализация этого типа налоговой  политики сопровождается сокращением  общего числа собираемых налогов, введением  специальных «упрощенных» налоговых  режимов и другими мероприятиями, направленными на снижение налогового пресса. Проведение такой политики провозгласило Правительство РФ на рубеже XXI века при подготовке второй части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Были сделаны важные шаги по сокращению числа налогов, снижению налоговой нагрузки.
     Третий  тип – политика социальной направленности. Такая налоговая политика предусматривает достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов.
     Чаще  всего данные типы налоговой политики используются не в чистом виде, а  в различном их сочетании, когда  какой-либо тип является превалирующим. Для России характерен второй тип налоговой политики в сочетании с третьим.
     Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.
     Налоговая политика как специфическая область  человеческой деятельности относится к категории надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других – оно тормозится.
     Научный подход к выработке налоговой  политике предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего 
требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. Вся история нашего государства подтверждает это. Формирование налоговой политики и создание налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности, ценообразования, реформированием банковской сферы, денежно – кредитной политики и многое другое. Поэтому в любой конкретный 
временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы. На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы:

    общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства;
    уровень инфляции;
    кредитно – денежная политика государства; 
    соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором. Разрабатывая налоговую политику, видимо полезно обратиться к опыту стран с развитой рыночной экономикой.

    В теории и практике налогового регулирования развитых стран Запада
налоговая политика в послевоенные годы строилась  в соответствии с 
кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому). Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета.2

     В условиях развитой экономики эта  цель достигается посредством не усиления налогового бремени, ложащегося на производителей и физических лиц,  а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов. Переход российской экономики на рыночные основы предполагает формирование принципиально иной, нежели это было в условиях административно – командной  системы, налоговой политики. Это, однако, отнюдь не означает необходимости механического заимствования ее западных моделей, эффективных только в условиях развитого рынка.
     Теоретическая база и значительный практический опыт стран Запада в области построения и использования налоговых  систем должны быть переосмыслены и адаптированы к нашим условиям.
     Следует также иметь в виду, что установление высокого уровня 
налогового изъятия с целью решения, прежде всего фискальных задач и наполнения бюджета не может являться основой налоговой стратегии, на какой – либо продолжительный период. Использование принципа формирования налогов от доходной части бюджета с целью достижения 
его бездефицитности неизбежно ведет к установлению завышенных норм налогообложения. При этом игнорируется объективная зависимость между величиной налоговой ставки и ростом поступлений в бюджет. Совокупный уровень налогообложения не должен выходить за допустимые пределы, 
иначе он будет носить угнетающий и запретительный характер. Чрезмерный налоговый пресс провоцирует резкое сокращение базы налогообложения, поскольку препятствует созданию новых предпринимательских структур и обрекает на массовые банкротства уже существующие.

     В результате продолжается спад производства, а значит, резко сокращаются поступления  в бюджет, что ставит под сомнение осуществимость антиинфляционной стратегии: иного выхода, кроме дополнительной эмиссии денег, в этих условиях не предвидится.
       Таким образом, оптимальный уровень  налогового изъятия предполагает  такое совокупное бремя на  юридических и физических лиц,  при котором налоги не оказывают  угнетающего воздействия на предпринимательскую  и инвестиционную деятельность, а также на жизненный уровень  населения, одновременно обеспечивая  в необходимом объеме поступления в бюджет. Бюджетные ограничения должны быть, с одной стороны достаточно жесткими и универсальными, чтобы не 
допустить поддержки (посредством излишней дифференциации) не конкурентно способных предприятий и отраслей, закрепляющей существующую нерациональную структуру производства. С другой стороны, необходимо использовать налоговые методы в качестве рычага, влияющего на экономическое поведение хозяйственных субъектов и стимулирующего их производственную и инвестиционную деятельность. 

     В основе формирования налоговой политике лежат, таким образом, две взаимно увязанные методологические посылки:3
    использование налоговых платежей для формирования доходной  
    части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства;

    использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.
     И если до недавнего времени считалось, что высокий уровень налогов  и степень прогрессивности налоговых  шкал соответствуют, как правило, высоким  уровням развития экономики и  социальной защищенности населения, то сейчас общей тенденцией в области налогообложения 
в странах Запада является снижение фактического налогового бремени на прибыль корпорации и доходы физических лиц.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Анализ налоговой политики РФ 

     В Российской Федерации субъектами налоговой  политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, районы в городах.
     Результативность  налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой политики РФ:
    соотношение прямых и косвенных налогов;
    применение прогрессивных ставок налогообложения пропорциональных ставок;
    дискретность или непрерывность налогообложения;
    широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
    использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;
    степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;
    методы формирования налоговой базы.
     Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов.
     Методы  осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые  стремится достичь государство. В РФ используют следующие методы: изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения  тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и  преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.
     В современных условиях государства  с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих целей:
    участие государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном воспроизводстве;
    обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;
    обеспечение государственной политики регулирования доходов.
В 2012–2014 годах предлагается совершенствование  налоговой системы по следующим  направлениям:
1. Налоговое  стимулирование инновационной деятельности  и развития человеческого капитала.
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот.
3. В  части акцизного налогообложения  предполагается увеличение ставок  акцизов на подакцизную табачную  и алкогольную продукцию темпами, опережающими инфляцию.
4. Совершенствование  налогообложения при операциях  с ценными бумагами и финансовыми  инструментами срочных сделок и многое другое.
     Сложившиеся в государстве те или иные закономерности налоговых отношений отражают тактику  и стратегию налоговой политики, являющейся составной частью финансовой политики. Стратегия налоговой политики направлена на реализацию перспективных  целей и решение долгосрочных задач, связанных с построением  или реформированием налоговой  системы страны. Стратегия налоговой  политики в нашей стране определяется Президентом РФ, Федеральным Собранием  и Правительством РФ.
     Тактика налоговой политики направлена на реализацию текущих целей и решение краткосрочных  задач, связанных с управлением  налоговой системой, трансформацией отдельных ее элементов в русле  выработанной стратегии. Тактика налоговой  политики определяется Правительством РФ, представительными органами субъектов  РФ и местного самоуправления.
     Нередко тактические шаги, предпринимаемые  руководством государства по координации  налогообложения, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует  весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом экономических  прогнозов, объективной действительности, состояния социального положения  в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует цели, которые представлены в приложении 1.4
     Фискальная  цель налоговой стратегии (функция) является основной в налогообложении, все остальные цели - вторичны.
     Практическая  реализация государственной налоговой  политики осуществляется через налоговый  механизм. Схематичное видение подчиненности  формируемого налогового механизма  реализуемой налоговой политики представлено в приложении 2.5
     Налоговый механизм представляет собой систему  правовых норм и организационных  мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирования. Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций  управления налоговой системой страны, саму совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализации функций  этого механизма. Данные функции  и их содержание обуславливаются  сущностью и функциями самих  налогов, они ориентированы на обеспечение  эффективного функционирования налоговой  системы.
     Для налогового механизма нашей страны характерны функции, представленные в приложении 3.
     Функции налогового механизма:6
    Функция управления заключается в организации деятельности государственных органов, непосредственно отвечающих за формирование процесса управления налоговой системой страны
    Функция планирования заключается в организации деятельности финансовых и налоговых органов по определению размера поступлений налогов в соответствующий бюджет и мобилизации усилий для увеличения этих поступлений
    Функция регулирования заключается в организации деятельности финансовых и налоговых органов по оценке результатов изменения налогового законодательства и оперативному вмешательству в процесс обеспечения доходной части бюджета, а также по предоставлению налогоплательщикам отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и по применению налогоплательщиками льгот, вычетов, освобождений и других преференций
    Функция контролирования заключается в организации деятельности налоговых органов по регистрации налогоплательщиков и контролю за их финансово-хозяйственной деятельностью, в организации деятельности налоговых и правоохранительных органов по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства
    Функция принуждения заключается в организации деятельности налоговых, правоохранительных и иных органов по принудительному исполнению обязанностей налогоплательщиков
    Функция информирования заключается в организации деятельности налоговых и иных органов по доведению до налогоплательщиков информации о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления, сроках уплаты и др.
    Функция консультирования заключается в организации деятельности финансовых и налоговых органов по разъяснению налогоплательщикам положений налогового законодательства, практическое применение которых вызывает у них затруднения.
     Эффективность использования налогового механизма  зависит от того, насколько государство  учитывает внутреннюю сущность налогов  и их противоречивость.
     Важная  особенность российской налоговой политики – очевидный акцент в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов. Последствия этого – отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятий от уплаты налогов. По некоторым расчетам, если честно платить все установленные российскими законами налоги, то предприятию придется отдавать в бюджетную систему и внебюджетные фонды около 60%7 своих доходов. Поэтому у каждого третьего налогоплательщика (35-40%8 прошедших государственную регистрацию) проверками выявляются нарушения налогового законодательства. И только 10-15%9 честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги.
     Налоговые службы РФ выделяют основные причины  уклонения предприятий от налогообложения:
    тяжелое налоговое бремя;
    сложное финансовое состояние предприятий;
    недостаточно знание налогового законодательства;
    преступный умысел предпринимателей;
    нежелание выполнять свои обязанности перед государством.
     Наиболее  значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем:
    отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;
    огромная нагрузка на фонд оплаты труда;
    отсутствие среднего класса, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление;
    неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками.
     На  микроуровне можно выделить следующие  недостатки:
    расхождения между стандартами бухгалтерского учета и налоговым учетом, приводящие к трудоемким корректировкам бухгалтерской прибыли при исчислении налогооблагаемой прибыли;
    ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий;
    исключительная множественность налогов;
    противоречивость и запутанность многочисленных инструкций и разъяснений Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов РФ, арбитражной практики.
     Важная  особенность российской налоговой  политики заключается в чрезмерно  высокой доле косвенных налогов. По потребительским товарам носителями этих налогов выступают физические лица, поскольку косвенные налоги являются регрессивными, то тем самым существенно снижается жизненный уровень малообеспеченных. Поэтому социальная функция российских налогов реализуется также недостаточно. 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Тенденции развития  налоговой политики  в РФ 

     Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее – Основные направления  налоговой политики) подготовлены в  рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой  политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в  процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.
     Помимо  решения задач в области бюджетного планирования Основные направления  налоговой политики позволяют экономическим  агентам определить ориентиры в  налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения  экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой  политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой  основание для внесения изменений  в законодательство о налогах  и сборах, которые разрабатываются  в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок  приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.