На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современные модели рыночного хозяйства (американская, германская, шведская, японская)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство по образованию
     ГОУ ВПО
     Уральский государственный экономический  университет
     Институт  непрерывного образования
     Факультет сокращенной подготовки 

   Курсовая  работа  

   По  дисциплине:
   «Экономическая теория» 

   Тема:   «Современные модели рыночного хозяйства (американская, германская, шведская, японская)» 
 
 
 
 
 

   Исполнитель: студент 1 курса 
     по специальности «Маркетинг»
     гр. МАР-10
   Нестеров  М.И.
   Дом.адрес: г.Екатеринбург,
     ул. Восстания д.58 кв. 171
   Проверила: Керн Л.П 
 
 
 
 
 

   Екатеринбург, 2011
   Содержание: 

   Введение…………………………………………………………………..3
1.  Социально ориентированная рыночная экономика…..………...4
2. Шведская модель рыночного хозяйства …………………………5

3. Германская модель рыночного хозяйства ………………..……...10

4. Американская  модель рыночного хозяйства……………………
5. Японская  модель рыночного хозяйства…………………..
   Заключение………………………………………………………………19
   Список  использованной литературы..........................................20 
 
 

 
 
 
ъ

   ВВЕДЕНИЕ

   Тему  своей курсовой работы я выбрал не случайно: в настоящий момент она является весьма актуальной для нашей страны. Россия стремится к рыночной экономике так, как раньше стремилась к коммунизму.
   Целями  моей работы является описание некоторых существующих на сегодняшний день моделей экономических хозяйств, определение, что можно взять для себя из опыта других стран (Швеция, Германия, Америка, Япония).
   Задачами  социально ориентированной рыночной экономики являются:
    полная занятость населения;
    увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации;
    увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели.

   1. Социально-ориентированная рыночная экономика

   Опыт  формирования социальной рыночной экономики  в странах Запада позволяет сформулировать основные принципы этого вида экономической системы.
    Принцип главенства права. Социально рыночная экономика может быть реализована только в правовом государстве, где утверждается всеобщее уважение и соблюдение общественных законов, особенно в сфере экономики.
    Принцип устойчивости экономического роста как материальной основы для всеобщего и справедливого благосостояния.
    Принцип свободы экономической деятельности субъектов хозяйствования в рамках существующих законов.
    Принцип полной занятости трудоспособного населения, условия для которого должно создавать государство.
    Принцип установления соц. гарантий населению.
    Принцип социальной справедливости.
    Принцип социальной защиты людей.
    Принцип соц. партнерства, обеспечивающее равноправие и равноответственные отношения между нанимателями, работниками и государством.
    Принцип ответственности граждан за экономическую эффективность как своей, так и общей деятельности, а также за свой образ жизни. 
   Исходя  из принципов, можно представить  основные функции социальной рыночной экономики. Таким образом, если общей функцией любой экономической системы является обеспечение материальных условий жизнеспособности общества, то она, естественно, остается таковой и для соц. рыночной экономики. Тогда другими, специфическими ее функциями будет:
    удовлетворение социальных потребностей общества граждан;
    обеспечение социальной справедливости;
    обеспечение роста материального и духовного благосостояния всех слоев общества в меру экономического роста;
    социальное умиротворение, смягчение социальных противоречий.
   Главными  составляющими соц. рыночной экономики  являются рынок и государство. При  этом соотношение между социальным благосостоянием и экономическим ростом не может обозначаться строго, поскольку оно будет, несомненно, зависеть от конкретных условий реализации модели экономической системы (от страны, ее развитости, потенциала, менталитета граждан). Вместе с тем на современном этапе развития экономика обладает преимуществами по сравнению с другими экономическими системами, поскольку она позволяет создавать модели, которые в разных условиях приводят к более (или менее) позитивным экономическим и социальным результатам.
   Суть  социально ориентированной  рыночной экономики заключается в том, что государство является гарантом достойной и  безопасной жизни граждан; государство “берет свои в руки” управление рыночной экономикой дабы обеспечить стабильность и правомерность всех процессов, которые в свою очередь затрагивают социальные институты.

   2. Шведская модель рыночного хозяйства

     Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовем главные из них:

– высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера  и готовности решать даже самые острые вопросы на основе соц. приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура) в экономической сфере – высокая конкурентоспособность промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии гос. институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в крупные единые научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);
– в социальной области – возрастание среди традиционных факторов производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы) значения человеческого фактора – высококвалифицированного, творческого характера труда, которое получило выражение в концепции “человеческого капитала” и соц. направленности экономического развития страны, обеспечивающей высокий уровень политической и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (соц. ориентация).
   Основанный  на этих принципах шведский тип организации  жизни общества обеспечивает высокий  уровень экономической эффективности  и высокие жизненные и экологические  стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной “технологической ренты”, получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции.
         Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономической практике общие закономерности развития социально ориентированной рыночной системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.
        Шведская разновидность государства  всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском “доме для народа” высокий уровень жизни и социальной защищенности, которые обеспечивают для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и госбюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.
       В Швеции налог на доходы  физических лиц варьируется от 31%, если он не превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого порогового минимума. Корпоративный налог был снижен с 50%в 1980-х гг. до 25% в настоящее время. Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. И составляет в среднем 25% . Шведскому государству удалось на протяжении длительного времени сочетать полную занятость и соц. защиту с высокой экономической эффективностью и быстрым ростом производительности труда.
       Швеции принадлежит приоритет  по многим начинаниям социально-экономического  плана: в проведении активной политики выравнивания доходов и высокой доли перераспределения через госбюджет национального продукта, выработке курса на эгалитарное общество всеобщего благоденствия; организации социального диалога; перехода от политики потребительского отношения к окружающей человека природной среде к экологически дружественной политике промышленного развития через ужесточение норм загрязнения и других экологических стандартов, запрет на строительство АЭС.
   Первая  в 20 в. реформа шведской социально-экономической системы была проведена в 1930-е гг. Выход из кризиса, как и во всех капиталистических странах, был найден в усилении государственного регулирования и осуществлен путем повышения распределительных функций госбюджета при усилении социального обеспечения.
   Один из основателей шведского варианта концепции социального рыночного хозяйства – Г. Мюрдаль справедливо связал прогресс в экономическом и индустриальном развитии с прогрессом социальным, а трудности в достижении роста объяснял отсталостью и архаичностью общественных структур.
   Шведский  опыт показывает, что экономическая  система, которая позволяет компенсировать высококвалифицированный и интенсивный  труд, создающий высококачественную и инновационную продукцию или  услуги, возрастающим уровнем жизни, пробуждает и вводит в действие на пользу экономическому и общественному развитию могучие созидательные силы общества. Тот крупный общественный сдвиг в сторону соц. ориентированного рыночного хозяйства, который начался в Швеции в 1930-х гг. и был продолжен в 1960-1970-ее гг., обеспечил мощный подъем и поныне, потребовав в начале 1990-х гг. некоторой перенастройки политико-экономического механизма.
     Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство и специальные ведомства. Швеция имеет большой опыт регулирования цен, контроля за конкуренцией и введения ограничений на несправедливую торговую практику. В настоящее время контроль в Швеции над ценами осуществляется в основном при помощи антимонопольного законодательства.
   Более 50% ВВП страны проходит перераспределение  через государственный бюджет, в  том числе более 2/3 этой части  валового продукта страны направляется на услуги социальной направленности, включая бесплатное здравоохранение, образование и др.
     Гуманность шведской социальной  политики проявляется и в том,  что работодатели 43 % фонда заработной платы отчисляют в фонды пенсионного страхования, а пособия по болезни или уходу за ребенком выплачиваются в размере 90 % заработка.
     Новшеством, существенно продвигавшим  Швецию по пути социализации, было предложение шведских профсоюзов (еще в 1970-х гг.) создать контролируемые  профсоюзами и финансируемые за счет налогов инвестиционные фонды трудящихся, которые приняли бы на себя руководство шведскими корпорациями.
   В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические  правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на жилые помещения – в 5, на офисные помещения – в 4, в то время как на потребительские товары – только в 2 раза.
   Экономическая реформа Швеции в начале 1990-х гг. позволила также провести структурную трансформацию экономики: из-за дерегулирования повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась доля традиционных отраслей и повысилась доля наукоемких производств, особенно экспортоориентированных – фармацевтики и электроники. Выросла степень концентрации совокупного промышленного потенциала: 25 крупных компаний контролируют 80 % совокупного промышленного производства в стране. В период 1991-1994 гг. несоциалистическое правительство приватизировало ряд государственных компаний. Ускорился рост инновационных процессов. Шведская социально-политическая система, на первый взгляд, выглядит довольно идеальной не только в сравнении с русской, но и в международном сопоставлении, представляя собой этакий остров мирного разрешения всех политических и социальных конфликтов, позволяя сочетать высокую экономическую эффективность с социальным равенством, экологической защитой и промышленными инновациями. Но реальность иная: растет дефицит государственного бюджета и безработица, внушает тревогу размер внешнего долга, имеются структурные проблемы. Шведская модель в условиях интернационализации и глобализации подвергается испытаниям на прочность, и не исключена дальнейшая трансформация всех ее политических и экономических институтов. Шведские эксперты считают, что страна нуждается в серьезных институциональных реформах.

     3. Германская модель рыночного хозяйства

   Приход  к власти в середине 60-х большой  коалиции (ХДС/ХСС и СДПГ), а затем и социал-либерального кабинета (СДПГ и Свободные демократы) фактически обусловил появление новой модели экономической политики. Новизна заключалась в расширении гос. вмешательства в хозяйственные процессы с использованием неокейнсианских инструментов. Кредитно – денежная политика дополнялась активным использованием инструментов госбюджетной и налоговой политики.
   Одновременно  в процесс выработки решений  вовлекались союзы работодателей  и профсоюзы: в рамках “согласованного  действия” представители работодателей, профсоюзов и государства должны были согласовать динамику заработной платы и доходов с общеэкономическими целевыми установками.
   "Согласованное  действие" вносило в систему  социального рыночного хозяйства  кейнсианскую политику доходов,  предполагавшую принятие хозяйственно-политических решений по вопросам распределения национального дохода (упрощенно говоря, заинтересованным сторонам приходилось договариваться, какая доля национального дохода образует прибыль и другие доходы на капитал, а какая — заработную плату). Впрочем, на деле она свелась к политике заработной платы.
   Для "ориентации" народного хозяйства  вводилось среднесрочное (скользящее пятилетнее) финансовое (то есть бюджетное) планирование. Оно опиралось на общеэкономические  проектировки, представлявшие собой прогнозы основных экономических показателей.
   Новая политика получила наименование "фискальной политики стабилизации". По сути, это конъюнктурная, антициклическая политика, у которой две взаимосвязанные цели: не допускать резких конъюнктурных колебаний экономики и содействовать устойчивому экономическому росту. Был взят курс на "соразмерный" рост и достижение "общеэкономического равновесия" в экономике.          
    "Закон о стабильности" обязывал  федеральные и земельные власти  приспосабливать свою бюджетную политику к целям общеэкономического равновесия, выраженным в так называемом магическом четырехугольнике:
    стабильность цен (или – что-то же самое — стабильность ценности денег);
    высокий уровень занятости;
    внешнеэкономическое равновесие (иногда определяемое как равновесие платежного баланса);
    постоянный и сбалансированный ("соразмерный") экономический рост.
   Эти цели считались равно значимыми  и должны были достигаться одновременно, не в ущерб друг другу.
   В основе политики стабилизации финансовыми средствами лежала кейнсианская концепция регулирования совокупного спроса, которую надо было интегрировать в систему социального рыночного хозяйства. Государство должно было осуществлять свои расходы не синхронно с частным сектором, а в противоположном направлении.
   Принимаемые меры не носили временного антикризисного характера, они увязывались в  единую систему, причем связующим элементом  как раз и становилось среднесрочное  финансовое планирование и прогнозирование. Система получила название "глобальное регулирование". Лозунгом новой политики стали слова Шиллера: "Конкуренция – насколько возможно, планирование – насколько необходимо". Однако уже в середине 70-х годов "глобальное регулирование" показало свою несостоятельность.
   “Глобальное регулирование" нельзя назвать абсолютно негодным средством. Среднесрочное финансовое планирование с большим или меньшим успехом применяется до сих пор.
   После 1982 г. произошел частичный возврат  к исходной эрхардовской модели, но с учетом опыта неокейнсианского "глобального регулирования" 60-70-х годов, усиления экологической ориентации всей модели, отдельных монетаристских нововведений 80-х и главное - с осознанием проблемы удушающего бремени чрезмерных государственных расходов. Основным новшеством экономической политики после смены власти в 1982 г. стал поворот от стимулирования совокупного спроса к экономике предложения. С 1983 г. кабинет Коля сдерживал рост расходов, не позволяя им увеличиваться быстрее, чем растет производство. В результате медленно, но устойчиво начала снижаться доля государства в перераспределении ВВП - один из важнейших показателей вмешательства государства в экономику.
     Начиная с 1997 г. немецкому правительству  удается последовательно уменьшать  дефицит государственного бюджета:  в 1996 г. он составлял 3.4% ВВП, а уже в 1997 г. снизился до 3% (это соответствовало одному из "маастрихтских критериев", необходимых для вхождения в "зону евро"), в 1999 г. (уже после смены правительства (Коля "красно-зеленой" коалицией Шредера) - до 1.2% ВВП, а в 2000 г. бюджет вообще стал профицитным. Правда, отношение государственного долга к ВВП в 1997-1999 гг. сократилось незначительно – с 62 до 61%, но в 2000 г. уменьшилось до 59% и в ближайшие годы эта тенденция сохранится. Огромный государственный долг связывал правительству руки, и оно не было способно проводить осмысленную и созидательную финансовую политику.
   В 2000 г. началась реформа по кардинальному  обновлению налогообложения. Реформа  не удалась, т. к.  высокие налоги сохранялись, и государственный  долг постоянно увеличивался. Особенно заметным этот процесс стал после воссоединения Германии, причем финансирование объединения страны за счет заимствований.
   Благодаря реформам Л. Эрхарда, в конце 40-х годов, в течение 10-15 лет в послевоенной Германии удалось добиться высокого уровня жизни для подавляющего большинства населения — как за счет постоянно растущей заработной платы, так и с помощью широкой сети социального обеспечения. Эта система социального государства стала показательной для многих стран.
   Однако постепенно государство стало слишком щедрым и заботливым. Помимо того, что немецкая зарплата стала одной из самых высоких в мире, дополнительные выплаты (больничные от предприятия, отпускные, 13-я зарплата и др.) достигли не превзойденного в мире уровня (в 1995 г. общие издержки на оплату труда составили 45.52 марки в час, из которых 20.44 марки - дополнительные выплаты; соответствующие показатели составляли для США - 25.18 и 7.42, для Японии - 35.48 и 14.56 для Великобритании -20.96 и 6). Рабочие места стали настолько дорогими, что в условиях мировой конкуренции приносят лишь убытки. Ясно, что предприниматели содержать их не собираются. Ликвидация рабочих мест или нежелание создавать новые в первую очередь обусловлены их не конкурентоспособностью, а последняя стала прямым следствием разбухших социальных благ, размер которых не увязывался с производительностью труда.
   Самая крупная и нерешенная до сих пор  социально-экономическая   проблема   объединенной Германии - высокая и  устойчивая безработица. В наиболее неблагоприятном 1997 г. число занятых в Германии уменьшилось более чем на 400 тыс., в том числе в западных землях — на 300 тыс. Только зарегистрированных безработных в среднегодовом исчислении в Германии в целом насчитывалось около 4.4 млн. (более 3 млн. - на Западе), или 11.4% трудоспособного населения (на Западе - 9.9%, на Востоке – 17.4%). Еще не менее 2 млн. человек составляли скрытую безработицу. Только в 1998 г. впервые за десятилетие число занятых в Германии немного увеличилось (на 0.4%), доля безработных снизилась еще существеннее, но эти улучшения происходили почти исключительно на западной территории. В 1999 г. число безработных также уменьшилось, но слабее, чем в предшествовавшем году. Лишь в 2000 г. произошло заметное снижение безработицы (среднегодовой показатель составил 3.89 млн. человек, уровень безработицы в начале 2001 г. — 9.3%), но опять-таки только на Западе, а не на Востоке.
   Сила  германской экономики - высокая конкурентоспособность  товаров на мировом рынке и  высокая экспортная доля в ВВП (почти 30%) -вновь обернулась слабостью, точнее, ненадежностью. Ведь только высокие темпы роста экспорта (а в 2000 г. они достигли рекордных 13-14%, причем и в 2001г. ожидается дальнейшее увеличение экспорта более чем на 10%) обеспечивают высокие темпы роста экономики в целом. Надежды на то, что внутренний спрос будет играть все большую роль как фактор роста, пока не оправдываются: вклад внутренних факторов в темпы прироста ВВП в прошлом году составил 1.9 пункта и таким же ожидается в следующие два года. Так что и в ближайшие годы только существенный зарубежный спрос обеспечит взятие национальной экономикой планки в 2%.
   Снижение  безработицы стало одним из самых  видимых проявлений успехов экономической  политики: в апреле 2001г. число безработных, наконец, снизилось до уровня менее 4 млн., в мае — до 3.8 млн. (доля безработных в среднем за 2000 г. составила 9.6% против 10.5% годом ранее, но в конце года, установившись на уровне 9.3%, перестала снижаться).
   Заметно перестраивается  вся государственная  финансовая (бюджетная) система. Снижение налогов неизбежно влечет за собой снижение государственных расходов. Доля государства в перераспределении ВВП через бюджет и социальные фонды уменьшается.
   Отличительной особенностью Германской модели от Шведской является то, что в Германии Центральному Банку предоставлена полная автономия.
4. Американская модель рыночного хозяйства 

     Американская  модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот и пособий.
     Таким образом, отметим характерные для  американской модели   черты:
      - абсолютное преобладание частной  собственности;
     - законодательное обеспечение максимальной  свободы субъектов рынка;
     - ограничение сферы государственного  регулирования в основном проведением макроэкономической политики;
     - относительно небольшая доля  государственного бюджета в ВВП  и удельного веса госинвестиций  и  выплат по линии социального  обеспечения в структуре государственных  расходов.  

5. Японская модель  рыночного хозяйства 

     Японская  модель – модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные  возможности накопления капитала сопрягаются  с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.
     Японская  модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы,  ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.
     Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком, самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.  
 
 
 

 

                                             Заключение
   Подведем  итоги: для социально ориентированной экономики характерны сильные позиции государства в регулировании воспроизводственных процессов и решении социальных проблем
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.