На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль центрального банка в банковской системе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ    КОМИТЕТ   РОССИЙСКОЙ
                         ФЕДЕРАЦИИ  ПО   ВЫСШЕМУ   ОБРАЗОВАНИЮ 

                МЭСИ 
         
         

                Реферат
           
              Студента   
 

        
           По    курсу : 
 

               «Банковское дело»
         
           На    тему  : 

  «РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ » 
 
 
 
 
 

                           г. Москва
                               2001 
 
 

      Содержание 
 

Введение 
 

I. Общая характеристика центральных банков 
 

II. Задачи и функции центральных банков 
 

III. Денежно-кредитное регулирование 
 

Заключение 
 

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Главным звеном банковской системы любого государства  является центральный банк страны. В различных государствах такие  банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.
      Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот. Несмотря на то что первым банком, осуществившим  эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, проводника денежно-кредитной политики государства. Будучи коммерческими, центральные банки были национализированы, и в настоящее время капитал центральных банков полностью или частично принадлежит государству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      I. Общая характеристика центральных банков 

      Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.
      К субъективным факторам относятся сложившиеся  взаимоотношения между центральным  банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.
      Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных  банков можно выделить пять важнейших:
• участие  государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
• процедура  назначения (выбора) руководства банка;
• степень  отражения в законодательстве целей  и задач центрального банка;
• права  государства на вмешательство в  денежно-кредитную политику;
• правила, регулирующие возможность прямого  и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.
      Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной  политики существенно не влияет на его независимость.
В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления.
      Третий  фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банка; с другой - его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.
      В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее  это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.
      От  четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных  органов отклонять решения руководства  центрального банка, а со стороны  центрального банка - обязательства  координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего зависит политическая независимость центрального банка.
      Наиболее  низкой степенью независимости от вмешательства  государственных органов в денежно-кредитную  политику обладают центральные банки  Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства. Со времен второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов.
В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и  Японии четко установлена возможность  государственных органов вмешиваться  в политику центрального банка, инструктировать  его, отменять его решения.
      Несколько на более высокой ступени независимости  находятся центральные банки  Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального  права государства на вмешательство  в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.
      Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право  государства на вмешательство в  денежную политику центрального банка.
      Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов. 
 

II. Задачи и функции центральных банков 
 

      Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе. ПОЭТОМУ их деятельность связана с укреплением  денежного обращения, зашитой и  обеспечением УСТОЙЧИВОСТИ национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам:
развитием и укреплением банковской системы  страны: обеспечением эффективного и  бесперебойного осуществления расчетов.
      Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:
• эмиссионным  центром страны, т.е. пользоваться монопольным  правом на выпуск банкнот;
• банком банков, т.е. совершать операции не с  торгово-промышленной клиентурой, а  преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
• банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;
• главным  расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками  страны при выполнении безналичных  расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);
• органом  регулирования экономики денежно-кредитными методами. В ряде стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность центральному банку держать под контролем ликвидность кредитных институтов. В Германии же, например, несмотря на то, что в Законе о Немецком федеральном банке не приводится механизм установления верхней границы роста денежной массы, определяются инструменты регулирования уже обращающихся денег.
      В качестве банка банков центральный  банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом центральный банк вправе по закону ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей (в том числе казначейских); залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.
      Важную  роль в функционировании банковской системы страны играет характер осуществления  надзора центральным банком. Однако в Великобритании на протяжении десятилетий вплоть до 1979 г. контроль за деятельностью второго уровня банковской системы со стороны Банка Англии не был закреплен законодательно и являлся достаточно либеральным. Немецкий федеральный банк способствует проведению надзора специальным федеральным органом банковского контроля. Поскольку последний не располагает необходимой структурой агентств, то он опирается на филиальную сеть центрального банка. Английский национальный банк в отличие от Немецкого федерального банка данную функцию выполняет лишь в ограниченном объеме (банковский контроль передан министерству финансов).
      При решении пяти задач центральный  банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.
      К регулирующей функции относится  регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.
      С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.
      Всем  центральным банкам присуща информационно-исследовательская  функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта  функция отмечена в законодательном  порядке. Так, Немецкий федеральный  банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о развитии кредитной системы.
      В законе о национальном банке большое  значение отводится информационно-исследовательской  функции банка: предполагается, что банк обязан публиковать свои решения в специальном приложении к одной из центральных газет. Например, Австрийский национальный банк наделен значительными правами в плане доступа к информации. Он вправе требовать справки о деятельности отдельных кредитных институтов, предписывать сроки и форму отчетности коммерческих банков. На базе этих данных центральный банк проводит анонимный статистический анализ и при необходимости представляет информацию в высшие инстанции государственной власти и международные организации.
Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную  информацию о ситуации в денежно-кредитной  сфере, может оперативно реагировать  на глобальные и локальные экономические  процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, с тем чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.
      Информационно-исследовательская  функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В порядке информационного обмена, а также с целью консультаций центральными банками проводятся встречи, конференции, в том числе и на международном уровне. Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи или Функции Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"" от 26 апреля 1995 г. Центральному банку РФ предписано выполнение следующих функций:
• во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
• монопольно осуществлять эмиссию наличных денег  и организовывать их обращение;
• быть кредитором последней инстанции для кредитных  организаций, организовывать систему  рефинансирования;
• устанавливать  правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
• устанавливать  правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
• проводить  государственную регистрацию кредитных  организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;
• осуществлять надзор за деятельностью кредитных  организаций;
• регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;
• выполнять  самостоятельно или по поручению  Правительства Российской Федерации  все виды банковских операций, необходимых  для решения основных задач Банка  России;
• регулировать прохождение валюты, включая операции по покупке и продаже иностранной  валюты; определять порядок расчетов с иностранными государствами;
• организовывать и производить валютный контроль как непосредственно, так и через  уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• принимать  участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и  организовывать составление платежного баланса Российской Федерации;
• в целях  осуществления перечисленных функций  проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финан-совых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материалы и статистические данные;
• осуществлять иные функции в соответствии с федеральными законами.
      Детальный перечень функций Центрального банка  Российской Федерации не противоречит международной практике работы центральных  банков. Так же как и центральные  банки других стран, Центральный  банк Российской Федерации прежде всего выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию. 
 
 
 

III. Денежно-кредитное регулирование 
 

      Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные УСЛОВИЯ для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.
Функции контролирующих органов в денежно-кредитной  сфере нередко переплетаются. Например, в США важным органом, контролирующим деятельность банковского сектора, является наряду с Федеральной резервной системой (ФРС) Контролер денежного обращения. Этот орган был создан задолго до появления ФРС, в 1863 г. в соответствии с Законом "О национальной денежной единице". Контролер денежного обращения наблюдает за деятельностью всех кредитных инструментов,-находящихся в ведении организаций федерального уровня.
      Кроме этого органа правами по банковскому  контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная  Корпорация по страхованию депозитов, которая выдает лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.
      При выдаче лицензии проверяются прежде всего "финансовые тылы" вновь  образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данной местности. Банкам, которым выдана федеральная лицензия, предписывается обязательное участие в ФРС; им придается статус федерального кредитного института и они называются национальными. Банки, получившие лицензию от правительства штата, имеют статус кредитного института, штата и им предоставляется возможность выбора: быть или не быть членом ФРС. Поскольку разные штаты вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регулирования.
      Специфические условия сложились в денежно-кредитной  системе Великобритании. Банк Англии предпочитает организацию контактов с банковской системой через группу специализированных кредитных институтов - через дисконтные дома. Последние представляют собой существенную институционную особенность английской банковской системы, так как играют важную роль в осуществлении денежной политики Банка Англии. К ним относятся восемь институтов, занимающих как бы промежуточное положение между центральным банком и прочими кредитными институтами. Такое особенное положение определяется тем, что только эти кредитные институты в английской банковской системе имеют привилегию рефинансирования в центральном банке. За это дисконтные дома обязаны еженедельно принимать на себя от Банка Англии казначейские векселя в полном объеме, что очень выгодно последнему, так как в Великобритании задача размещения казначейских ценных бумаг возлагается на центральный банк.
      Дисконтные  дома выступают в роли посредника между Банком Англии и банковской системой, на которую центральный  банк не может непосредственно влиять, поскольку другие кредитные институты не имеют прямого доступа к рефинансированию центрального банка, как это происходит в других странах мира.
Примером  конструктивного сотрудничества между  банковской системой страны и центральным  банком служат отношения между двумя  уровнями банковской системы Нидерландов, где активно развиваются контакты центрального банка с руководством национальных кредитных институтов. Законодательством страны центральному банку предписывается проведение регулярных консультаций с представителями кредитно-финансовых учреждений с целью разъяснения основных направлений политики центрального банка, а также с целью выработки совместными усилиями стабилизационных, антиинфляционных мероприятий. Практика подобного рода способствует установлению хороших контактов и взаимопониманию между двумя уровнями кредитной системы. Подобно Центральному банку Нидерландов тесные контакты с кредитной системой стремится поддерживать и Австрийский национальный банк.
      Немецкий  федеральный банк строит свои контакты с национальной кредитной системой не только через филиальную сеть, но и через крупные немецкие банки. Основная задача филиалов Немецкого федерального банка - контроль за соблюдением коммерческими банками установленных требований по минимальным резервам, обеспечение кредитных институтов, расположенных на соответствующей территории, наличностью, а также выполнение функций контор национального клирингового центра. Филиалы Немецкого федерального банка выступают в качестве промежуточного звена между кредитными институтами и центральным банком.
      Большинство центральных банков ряда ведущих  стран мира наиболее тесно сотрудничают с рядом крупных институтов, которые  представляют собой ядро банковской системы.
      Инструменты регулирования. Центральные банки  развитых стран располагают определенными  методами воздействия на экономику. Традиционно к ним относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика минимальных резервов: операции на открытом рынке; депозитная политика; валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов и сочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок.
Попытки подвести современные стратегии  центральных банков разных стран  под традиционные концепции денежной политики показали, что ни монетаризм, ни теории государственного регулирования  в чистом виде не находят своего выражения в практике воздействия на экономику страны. В перспективе можно рассчитывать на компромиссный вариант выбора стратегии центрального банка. При этом в настоящее время все больше приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с административными методами регулирования. Примером тому служит либерализация банковского законодательства в ряде европейских стран в начале 90-х гг. (Австрии, Италии, Франции и др.)
      Одним из основных принципов определения  стратегии центральных банков служит ориентация на регулирование темпа роста денежной массы в национальной экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т.е. на внутренние или внешние показатели
      Выбор той или иной стратегии центрального банка зависит от ориентации экономики  страны. При этом наблюдается следующая  тенденция. Центральные банки развитых стран с мощным внутренним рынком ориентируются на регулирование  темпов роста денежной массы в пределах расчетного индекса. Такой стратегии придерживаются, например, Немецкий федеральный банк, Банк Англии, ФРС США.
      Различаются внутренняя и внешняя стабильность национальной денежной единицы (под  внутренней понимается безинфляционное  развитие, под внешней - стабильность валютного курса национальной денежной единицы по отношению к другим валютам).
В соответствии с выбранной стратегией центральные  банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты.
      В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию  ее увеличения (рестрикционная кредитная  и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляции центральному банку приходится искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования, как это происходит в настоящее время в ряде восточноевропейских стран, в России и странах Ближнего зарубежья.
      Регулирование валютного курса национальной денежной единицы предпочитают европейские страны с развитой, ориентированной на экспорт, экономикой. В качестве примера можно привести Австрию, Бельгию, Нидерланды.
      Выбор и сочетание инструментов, применяемых  в определенной экономической ситуации, зависят от стратегии центрального банка. Тем не менее можно назвать требования, предъявляемые к инструментарию центрального банка любой развитой страны. Речь идет прежде всего об инструментах, которые должны обладать максимальной действенностью.
      Не  менее важным требованием является равномерность воздействия на конкурентоспособность  отдельных групп или всех кредитных  институтов. В связи с этим мероприятия  центрального банка подразделяются на две группы. К первой из них  относятся меры воздействия на часть коммерческих банков. Вторая группа включает мероприятия, касающиеся всех кредитных институтов. В качестве примера можно привести проведение центральным банком рестрикционной учетной политики. Инструменты, относящиеся к обеим группам, соответствуют требованию нейтральности центрального банка, поскольку они одинаково влияют на конкурентоспособность кредитных институтов по отношению друг к другу внутри различных групп или всех банков в целом. Это не исключает различных последствий таких мер для различных банков (например, крупных и мелких).
Все инструменты  можно охарактеризовать с помощью  следующих критериев:
• традиционные или нетрадиционные;
• административные или рыночные;
• общего действия или селективной направленности;
• прямого  или косвенного воздействия;
• краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные. Целесообразно различать прямое и косвенное воздействие того или иного механизма. Например, при  проведении учетной политики осуществляется прямое регулирование на денежном рынке  и одновременно оказывается косвенное воздействие на рынок капиталов.
      Под долгосрочными целями денежно-кредитной  политики понимается стратегия центрального банка, рассчитанная на период от одного года до нескольких десятилетий. Так, стратегия  стабилизации Немецкого федерального банка длится с начала 60-х гг. по настоящее время.
      Эффективность комбинирования применяемых одновременно инструментов денежно-кредитной политики зависит от успешного их сочетания  при достижении разных по срокам целей. Примером инструментов долгосрочного  регулирования служат традиционные инструменты денежной политики (например, политики минимальных резервов, политики рефинансирования и др.). Осуществлению краткосрочных целей служат как нетрадиционные инструменты, например операции "своп" в рамках валютной политики, арбитраж в рамках политики открытого рынка, так и некоторые традиционные инструменты (в Германии - операции с федеральными ценными бумагами).
      Дисконтная (учетная) и залоговая политика центрального банка. Кредитные институты имеют  возможность получать при необходимости кредиты центрального банка путем переучета векселей или под залог ценных бумаг. Смысл дисконтной и залоговой политики заключается в том, чтобы методом изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов. Практически во всех странах Европейского Сообщества кредитные институты имеют возможность рефинансирования непосредственно в национальном банке. Исключение составляют Италия и Португалия. При этом рефинансирование может происходить как под залог ценных бумаг, так и без залога.
      Рефинансирование  в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучету  векселей; контингентом переучета, т.е. максимально возможным объемом  переучета векселей для одного кредитного института; учетной ставкой центрального банка. В рамках залоговой политики к таким параметрам относятся требования к качеству принимаемых в залог ценных бумаг, ставка по залоговым кредитам; при необходимое количественное ограничение или временное приостановление выд, чи залоговых кредитов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.