На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управленческий учет и контроллинг

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 

 

Введение

     Коренные  изменения методологии управления производством, как в целом, так  и в рамках организации, требуют  создания новых и рекомбинации старых информационных потоков. В результате повседневной деятельности организации возникает значительное количество оперативной информации, поэтому все труднее обрабатывать ее возрастающие потоки, а значит, оперативно принимать решения.
     Накоплением, переработкой и анализом детализированной информации о хозяйственной деятельности предприятия призван заниматься управленческий учет.
     Управленческий  учет представляет собой процесс  выявления, измерения, накопления, анализа, переработки и передачи информации о хозяйственной деятельности предприятия, используемой для планирования, управления и контроля.
     Его предназначение – обеспечить информацией  руководителей различных уровней  внутрифирменного управления, ответственных  за достижение конкретных производственных целей. Информация, необходимая для принятия оперативных управленческих решений, в первую очередь, относится к издержкам производства и поэтому должна поступать в максимально короткий срок. Она обобщается или детализируется в соответствии с потребностями управления и формируется с учетом задач перспективного развития организации.
     Как управленческий учет зародился в  недрах бухгалтерского учета, так и  контроллинг появился благодаря  эволюции управленческого учета.
     Основным  элементом контроллинга является управленческий учет, в рамках которого осуществляется отражение деятельности компании в ходе выполнения плана. При этом организация управленческого учета подчиняется потребностям представителей высшего управленческого звена, а не интересам государственных органов, инвесторов и других представителей внешней среды (что присуще бухгалтерскому учету). В этой связи одна из главных задач контроллинга — обеспечение необходимой информационной поддержки управления предприятием, что достигается лишь при отлаженной, стабильно функционирующей системе информационных потоков.
     В свою очередь, собранные фактические  данные о финансово-хозяйственной  деятельности сопоставляются с целевыми значениями показателей, отраженными  в плане (т.е. «включается» элемент  контроля), после чего происходит анализ и выявление причин отклонений фактических значений от плановых.
     На  основе анализа вырабатываются рекомендации, позволяющие принять управленческие решения, т.е. определить способы реагирования на возникшие отклонения. Эти решения становятся одной из предпосылок планирования в новом управленческом цикле.
     Цель  данной курсовой работы рассмотреть управленческий учет и контроллинг.
     Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
    раскрыть понятие, цели и задачи управленческого учета
    проанализировать принципы управленческого учета;
    рассмотреть сущность и цели контроллинга;
    охарактеризовать отличия контроллинга от управленческого учета.
     Работа  состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
 

1. Теоретические основы управленческого учета

1.1. Понятие, цели и задачи управленческого учета

     Важнейшими  задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической  устойчивости и эффективности функционирования организации.
     Успешная  реализация задач управления организацией в системе рыночных отношений  требует от руководителей, менеджеров и организаторов производства не только высокой компетентности и  опыта в конкретных сферах производственной деятельности, но и умения экономически правильно, адекватно оценить и в реальном режиме времени отреагировать как на динамические внешние условия развития экономических процессов, так и на смену режима функционирования организации, связанную с изменением номенклатуры и объема производства продукции, структурными перестройками и т.д.
     Однако  во многих случаях при решении  управленческих задач испытывается недостаток именно аналитических и  оперативных данных, характеризующих  реальные финансовые и производственно-экономические процессы на момент принятия решений на различных уровнях управления.
     В связи с данной проблемой в  практике управления особая роль отводится  управленческому учету. При этом большое внимание уделяется расширению и усилению функций бухгалтерского учета, использованию его аналитического потенциала в качестве основного и достоверного источника управленческой информации, методам ее анализа с целью формирования управленческих решений.
     В системе руководства западных фирм управленческий учет начал развиваться уже в 40-е гг. XX столетия. Это было связано с увеличением масштабов производственных затрат, обостряющейся конкуренцией в рамках мирового хозяйства, растущей инфляцией, появлением новых методов планирования и анализа производственной деятельности, основанных на построении экономико-математических моделей. Появление управленческого учета как самостоятельной учебной дисциплины связано с Американской Ассоциацией бухгалтеров, разработавшей в 1972 г. программу получения диплома по управленческому учету с присвоением выпускникам квалификации бухгалтеров-аналитиков.[5, С.5] Этот год ознаменовал официальное разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Однако не следует считать управленческий учет чем-то новым и для отечественной экономики. В 20-х – начале 30х гг. функции бухгалтерских служб были значительно шире, чем в последние годы советской власти.
     Бухгалтер того времени занимался как учетной, так и планово-аналитической работой  с применением различных методов: калькулирование, пофакторный анализ и т.д. Однако только в условиях рыночных отношений возможна объективная интеграция методов управления в единую систему управленческого учета. Таким образом, в условиях развивающихся рыночных отношений на российских предприятиях возникла реальная необходимость создания системы управленческого учета, который считают одним из новых и перспективных направлений бухгалтерской практики.
     Управленческий  учет является отраслью бухгалтерского учета и предоставляет информацию внутренним пользователям, т.е. лицам, входящим в состав организации. Данный вид учета имеет присущие ему отличительные признаки, методы, приемы, способы и принципы ведения и выступает как особая область экономических знаний.
     Основные  черты управленческого учета[6, С. 15]:
     1 Управленческий учет осуществляется при необходимости, и информация подготавливается только в том случае, когда предполагают, что выгода от использования этой информации дирекцией (администрацией) больше, чем затраты на ее сбор (юридические требования).
     2 Управленческий учет носит более приближенный характер, чем финансовый, так как администрация требует быстрой подачи данных, потому что принятие решений не может откладываться до получения информации в полном объеме. Приблизительная информация, которая подлежит быстрой обработке, обычно является достаточной для принятия решения (степень точности информации).
     3 В фокусе управленческого учета  находятся небольшие участки  или сферы деятельности организации,  например, отдельные виды продукции  и показатели, отделы и зоны сбыта (масштаб учета).
     4 Дирекция организации может выбрать  для пользования те правила  бухгалтерского учета, которые  она считает наиболее полезными  для принятия решений, нисколько  не заботясь о том, соответствуют  они общепринятым нормам или  юридическим требованиям (принятые принципы учета).
     5 В сферу интересов управленческого  учета попадает информация, носящая  характер прогноза, и информация  о том, что уже имело место.  Принимаемые решения обращены  к будущему, и поэтому дирекция  нуждается в детальной информации о предполагаемых затратах и доходах (временная соотнесенность информации).
     6 Информация управленческого учета  запрашивается администрацией немедленно, как только в ней появляется  необходимость. Поэтому отчеты, содержащие  данные управленческого учета, могут составляться ежедневно, еженедельно или ежемесячно (частота подачи информации).
     Управленческий  учет использует данные производственного  учета, в рамках которого получают учетные  данные о затратах с целью определения  себестоимости продукции (работ, услуг) и ожидаемой прибыли от ее реализации, но в зависимости от цели управления эти данные, группируются по разным основаниям, что придает им более широкое смысловое содержание. Это производится с целью прогнозирования будущих издержек и обеспечения этой информацией менеджеров всех уровней управления организацией для принятия правильных решений по обеспечению будущих результатов ее деятельности.
     В условиях рыночной экономики ведение  управленческого учета представляет собой объективную необходимость. Поскольку каждая коммерческая организация самостоятельно выбирает направление развития, виды выпускаемой продукции, объемы производства, политику сбыта продукции, социальную и инвестиционную политику и т.п., то возникает потребность по всем этим параметрам накапливать информацию, получать необходимые учетные данные. Ведение управленческого учета является одним из основных условий, позволяющий руководству организации принимать правильные управленческие решения. В этом заключается одна из важных целей управленческого учета. Целью управленческого учета является также создание и поддержка информационной системы в организации. Это вместе с тем является важнейшей предпосылкой функционирования управленческого учета. Другой предпосылкой является разработка необходимой системы показателей для управленческого учета и внутренних форм отчетности.
     Использование системы управленческого учета  способствует совершенствованию всего  процесса управления организации, создает  реальные возможности для его  оптимизации. При внедрении системы управленческого учета необходимо решить следующие задачи[2, С.54]:
    определение целей, которые при этом должны решаться;
    подготовка и принятие управленческих решений;
    установление уровня ответственности отдельных работников;
    текущий и последующий контроль за исполнением решений;
    учет полученных результатов;
    анализ тенденций;
    совершенствование текущего и последующего контроля.
     Решение всех этих задач обеспечивает наиболее оптимальную систему принятия и  реализации соответствующих управленческих решений.
     Исторически сложилось так, что сначала выделяется какой-то вид деятельности, а далее  в процессе его развития на основе уже сложившегося представления  о нем данная область знаний получает свое четкое определение. Именно поэтому  определение управленческого учета должно носить емкий, содержательный характер в плане соответствия всем признакам, особенностям, целям и задачам данного вида учета. В качестве такого определения предлагается следующее.
     Управленческий  учет – это интегрированная система  сбора, обработки и предоставления аналитической информации внутренним пользователям для оптимизации деятельности предприятия и координации его будущего развития.
     Таким образом, в определении присутствуют основополагающие признаки управленческого  учета (аналитичность информации и использование данных лицами, входящими в состав организации), главная цель (оптимизация деятельности предприятия) и основная задача (предоставление необходимой информации).
     Неопределенность  в понятии и определении управленческого  учета, несмотря на ясность его целей и задач, возможно, связана с тем, что это сравнительно новое явление, исследователи которого еще не пришли к единому мнению по поводу места управленческого учета в общей системе бухгалтерского учета.

1.2 Принципы управленческого  учета

     Постановка  управленческого учета является внутренним делом самой организации. В отличие от финансового учета, ведение управленческого учета  не является обязательным для организации. Система управленческого учета  служит лишь интересам эффективного управления, поэтому решение о целесообразности ее ведения руководитель организации принимает исходя из того, как он оценивает затраты и выгоды от ее функционирования. Система управленческого учета является эффективной, если она позволяет облегчить достижение целей организации с наименьшими затратами на создание и функционирование самой системы.
     Цель  управленческого учета — обеспечение  информацией, необходимой для принятия управленческих решений.
     Управленческий  учет в значительной мере имеет дело с текущими фактами хозяйственной деятельности, по которым можно оперативно принять необходимые управленческие решения для совершенствования процесса производства. Данные управленческого учета носят строго конфиденциальный характер, составляют коммерческую тайну. Управленческий учет обязательно должен фокусировать внимание на будущем и на том, что можно сделать, чтобы повлиять на ход событий. В современных условиях ведение управленческого учета является одним из важнейших условий, позволяющих руководству предприятия принимать правильные управленческие решения. Поскольку каждая организация самостоятельно выбирает направления развития, виды выпускаемой продукции, объемы производства, возникает объективная необходимость накапливать по всем этим параметрам информацию, получать необходимые учетные данные. Эффективность управленческого учета зависит от выбора методики его ведения. Методы ведения управленческого учета должны быть отражены в документах организационного характера.
     Управление  производственной деятельностью является сложным и комплексным процессом. Система учета, отвечающая требованиям управления, также сложна и состоит из множества процедур. К тому же состав элементов системы управленческого учета может меняться в зависимости от целей управления. Между тем любая система учета, организованная на конкретном предприятии, отвечает общепринятым принципам.
     К принципам управленческого учета  относятся:
    непрерывность деятельности предприятия;
    использование единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения;
    оценка результатов деятельности подразделений предприятия;
    преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления;
    формирование показателей внутренней отчетности, как основа коммуникационных связей между уровнями управления;
    применение бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью;
    полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объектах учета;
    периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой.[9, С.41]
     Совокупность  перечисленных принципов обеспечивает действенность системы управленческого  учета, но не унифицирует учетный  процесс.
     Непрерывность деятельности предприятия, которая  выражается отсутствием намерения самоликвидироваться, сократить масштабы производства, означает, что предприятие будет развиваться в будущем. Этот принцип нацеливает бухгалтеров на создание информационного обслуживания решения долгосрочных проблем – анализа конкурентоспособности производства продукции, поставок сырья и материалов, изменения ассортимента и освоения новых продуктов, инвестиций и т.д.
     Использование единых планово-учетных единиц измерения  в планировании и учете производства обеспечивает между ними прямую и  обратную связь. Планово-учетные единицы раскрывают сущность и различие систем оперативно-производственного планирования на разных его уровнях; с их помощью создается реальная возможность разработки методологии системы учета, основанной на тесной взаимосвязи показателей управленческого учета производства и бухгалтерского учета затрат, определения результатов хозяйствования отдельных структурных подразделений.
     На  разных уровнях оперативно-производственного  планирования планово-учетные единицы  или детализированы или, напротив, более укрупнены. В основе детализации заложен принцип перехода от более крупных единиц на уровне предприятия (изделие, производственный заказ, серия изделий, наименование и т.п.) к более мелким на уровне цеха, участка, бригады (деталь, операция, комплекс операций, машинокомплект, узловой комплект, бригадный комплект и др.).
     Следует отметить, что планово-учетные единицы  управленческого учета производства и единицы измерения готовой  продукции, сданной на склад, применяемые  в бухгалтерском учете, идентичны. Через них прослеживается связь управленческого и финансового учета выполненных заказов. При этом возможна любая группировка информации в том или ином виде учета по объектам управления, будь то группировка по видам продукции, производственным заказам или структурным подразделениям. Кроме того, на уровне предприятия планово-учетные единицы совпадают с объектами калькулирования или являются их частью. На уровне структурных подразделений планово-учетные единицы могут быть использованы при выборе объектов учета затрат.
     Оценка  результатов деятельности структурных  подразделений предприятия –  один из основополагающих принципов  построения системы управленческого  учета. При всем различии организационных  форм на предприятиях, управленческий учет должен быть связан с оперативно-производственным и технико-экономическим планированием. В совокупности с системой планирования и контроля управленческий учет представляет собой механизм хозяйствования цеха, участка, бригады. Процессы оценки результатов деятельности предусматривают определение тенденций и перспектив каждого подразделения в формировании прибыли от производства и реализации. Хозяйственный механизм предприятия должен быть приспособлен к нуждам оперативного управления подразделениями и внутри них.
     Соблюдение в процессе сбора, обработки и транспортирования первичных данных принципа преемственности и многократного использования упрощает систему учета и делает ее эффективной (меньше затрат – больше значения в решении поставленной перед менеджером цели). При оперативном управлении информация управленческого учета подкрепляется и иногда дополняется бухгалтерскими данными. В свою очередь данные финансового учета детализируются, дополняются информацией, поступающей от управленческого учета. Иногда рассматриваемый принцип называют принципом комплексности.[11, С.69] Сущность принципа заключается в разовой фиксации данных в первичных документах или произведенных расчетах и многократного их использования при всех видах управленческой деятельности без повторной фиксации, регистрации или расчетов.
     Данный  принцип позволяет создать на предприятии рациональную и экономичную  систему учета сообразно его  размерам и масштабам производственной деятельности. Его реализация означает, что из минимального количества данных получают максимально необходимое для управленческих решений количество информации. Тогда управленческий учет выполняет свои функции.
     Управленческая  информация обладает способностью так  формировать по данным первичного учета  показатели внутренней отчетности, что  они становятся системой коммуникаций внутри предприятия. На нулевом уровне возникает первичная учетная информация в первичных документах, отчетах основных и вспомогательных цехов; на первом уровне создается сводная документация отдела снабжения, внешней кооперации, производственных подразделений сбытового и финансового отдела, бухгалтерии, складского хозяйства; на последующих уровнях производится объединение и формирование отчетной сводной документации в функциональных отделах заводоуправления (главного конструктора, главного технолога, главного механика, отдела кадров, производственного и др.).
     На  самом верхнем уровне происходит обобщение сводной информации, поступившей  из структурных подразделений, и  преобразование ее в результирующую отчетную документацию производственно-диспетчерским, планово-экономическим отделами и бухгалтерией. Содержание отчетов зависит от целевого назначения и должности руководителя, для которого они предназначены. Бухгалтеры-аналитики составляют отчеты по анализу себестоимости с целью определения себестоимости продукции; сметы для планирования будущих расходов; текущие оперативные отчеты производственных подразделений для оценки результатов работы; отчеты о затратах на производство для принятия оперативных решений; анализ смет капитальных вложений для долгосрочного планирования или прогнозирования.
     Особого внимания заслуживает принцип бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами, коммерческой деятельностью. Он используется на крупных предприятиях как инструмент планирования, контроля и регулирования. Бюджетный цикл состоит из процедур планирования всех сфер деятельности, отдельных подразделений; суммирования проектных решений всего коллектива; расчета проекта бюджета; расчетов вариантов плана и внесения корректив; окончательного планирование и учета изменяющихся условий и отклонений от запланированного.
     Сметами (бюджетом) охватывают производство, реализацию, распределение и финансирование. В них находят отражение затраты  на производство всего предприятия  и его подразделений, доходы от видов деятельности, подразделений, предприятия в целом.
     Система управленческого учета должна отвечать принципам полноты и аналитичности  информации. Показатели, содержащиеся в отчетах, должны быть представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитической обработки, не предусматривать обратных синтезу (от низших до высших уровней управления) процедур. Нарушение этого принципа приводит к удорожанию системы и потере оперативности управления.[5, С.27]
     Принцип периодичности, отражающий производственный и коммерческий циклы предприятия, также важен для построения системы управленческого учета. Информация для руководителей необходима в том случае, когда это целесообразно, ни раньше, ни позже. Сокращение временного плана может значительно уменьшить точность информации, подготовленной управленческим учетом. Как правило, аппарат управления устанавливает график сбора первичных данных, их обработки и группировки в итоговой информации. 
 

2. Контроллинг как концепция эффективного управления фирмой

2.1 Сущность и цели контроллинга

     Искусство экономического управления заключается  в умении предвидеть хозяйственную  и коммерческую ситуацию, принять  меры по оптимизации соотношения  «затраты — результат» и тем самым  обеспечить достижение поставленных целей  и, прежде всего, получение желаемой прибыли. Контроллинг — механизм этого искусства, на развитие и совершенствование которого направлены усилия зарубежных, а в настоящее время и российских специалистов.
     Под контроллингом следует понимать такую концепцию управления организацией, которая опирается на комплексное соединение процессов планирования, учета, контроля и экономического анализа, координацию мер по достижению целей организации, формирование информационной системы, соответствующей поставленным целям.
     Такое определение контроллинга имеет много общего с широким толкованием управленческого учета как явления. Тем не менее, сложилась странная ситуация, при которой исследования по контроллингу и управленческому учету идут, как правило, параллельно друг другу. Ученые, работающие над проблемами управленческого учета, оставляют без внимания публикации, посвященные контроллингу. В свою очередь, специалисты по контроллингу игнорируют результаты исследований проблем управленческого учета.
     Понятие контроллинга в зарубежной литературе достаточно широко и разнообразно. В одном из современных немецких экономических словарей контроллинг определяется как концепция информации и управления. Не следует путать "контроль" и "контроллинг", т.к. контроль является одной из функций контроллинга.
     М. Мескон и Ф. Хедоури понимают контроллинг как процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей. В отечественной литературе чаще всего контроллинг определяют как систему учёта и контроля на предприятии, однако это слишком упрощённое понятие.
     По  мнению Э. Майера контроллинг – это руководящая концепция эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования.[4, С. 25]
     Р. Герсне и П. Хорват  определяют контроллинг  как функцию в поддержку менеджмента, руководства.
     В последнее время усиливается акцент определения контроллинга как системы информационного обеспечения эффективного управления фирмой.
     Наиболее  точным является следующее понятие  контроллинга как концепции системного управления и способа мышления менеджеров, в основе  которых лежит стремление обеспечивать долгосрочное эффективное функционирование организации.
     Понятие контроллинге не равно понятию контроля. Контроль обращен в прошлое, а  контроллинг в будущее.
     Контроллинг основывается на самоуправлении, на самоответственности, на полном доверии. Там, где предприятие построено централизованно, контроллингу места нет. Предприятие, имеющее децентрализованную структуру – поле для контроллинга.
     Управление  бизнес-процессами требует компетентного  решения многочисленных проблем, обуславливаемого внутренними и внешними факторами.
     Первая  проблема, которая мешает нам принять  решение – отсутствие сигналов неблагополучия на предприятии. Отсутствие или недостаточность  информации о текущем состоянии  и перспективах бизнеса отсутствие информационных систем, помогающих принять мотивированное решение. Отсутствие инструментов по выявлению «узких мест» предприятия и толковых рекомендаций по их устранению.
     Контроллинг – это искусство управления (система  управления), направленное определение  будущего состояния деятельности функционируемого предприятия и достижения его. В больших предприятиях организуются службы контроллинга. Появляется еще один пользователь – контроллер. Суть работы контроллеров - стремиться так управлять процессами, чтобы по возможности исключить любые ошибки, отклонения, и просчеты, как в настоящем, так и в будущем. Система контроллинга целесообразна в случаях когда функции управления предприятием делегированы его подразделениям (отделам, службам). Стимулы контроллинга – каждый рабочий заинтересован в том, чтобы предприятие процветало. Каждый рабочий оценивается по своему вкладу. Контроллингу свойственно следующее[
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.