На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и сущность розничной торговли: функции и задачи розничной торговли

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
     ГОУ ВПО «Российский государственный  торгово-экономический университет»
     Кемеровский институт (филиал)
     Кафедра экономики и управление на предприятии  торговли 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     По  дисциплине: Экономика отрасли (торговли) 

     Специальность
     080502 – Экономика и управление на  предприятии (в торговле)
Тема: Понятие  и сущность розничной торговли: функции  и задачи розничной торговли  
 
 
 
 

                                                              Выполнила:
                                                                       студентка 3 курса
                                                                                    Факультета менеджмента
                                                                     Группы ЭУ-072
                                                                 Жамина О. Б. 

                                                                   Руководитель:
                                                                                 К.э.н., доцент кафедры
                                                                                   экономика и управление 
                                                                    на предприятии
                                                         торговли
                                                                  Сяглова Ю.В. 
 
 
 
 
 
 

Кемерово 2009
Содержание
Введение………………………………………………………………................3
Глава 1 Теоретические  основы розничной торговли
1.1 Сущность и  функции розничной торговли………………...........................5
1.2 Классификация  предприятий розничной торговли…………………….....8
Глава 2 Анализ и тенденции развития розничной торговли в РФ и Кемеровской области
2.1 Анализ и состояние розничной торговли Российской
Федерации……………………………………………………………………....15
2.2 Анализ розничной  торговли Кузбасса…………………………………....18
2.3 Тенденции  развития розничной торговли  в России и регионах страны…………………………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………......30
Список использованной литературы…………………………….....................33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает  такая важная форма реализации товаров  как, розничная торговля.
      Розничная торговля - это завершающая форма  продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
      Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг.
      Актуальность  выбранной темы заключается в  возрастающей важности развития розничной  торговли, так как именно розничная  торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
      Цель  работы: оценить экономическую сущность розничной торговли и ее роль в развитии рынка потребительских товаров.
      Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
      Дать  оценку теоретическим аспектам розничной торговли: изучить роль розничной торговли в развитии рынка, специализацию и типизацию розничной торговли и основные принципы размещения розничной торговли
      Провести  анализ состояния розничной торговли по России и Кемеровской области.
      Рассмотреть перспективы развития рынка розничной  торговли.
      Работа  состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1 Теоретические основы розничной торговли 

      
      Сущность и функции розничной торговли
 
      Розничная торговля – вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования. Это наиболее распространенное определение понятия розничной торговли, содержащееся в нормативно-правовых документах.[2]
      Данный  вид деятельности имеет договорной характер, и его юридическая основа закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации.
      Согласно  ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи  продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность по продаже товаров  в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом.[1]
      Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:
      удовлетворение потребностей населения в товарах;
      доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
      поддержание баланса между предложением и спросом;
      воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
      совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.[8]
      Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.
      Услуга  розничной торговли – это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.[7]
      Классификация услуг торговли и общие требования к ним установлены ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие  требования».[3]
      Услуги  розничной торговли включают:
    реализацию товаров;
    оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
    информационно-консультационные услуги;
    создание удобств покупателям.
      Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов:
      формирование ассортимента;
      приемка товаров;
      обеспечение хранения;
      предпродажная подготовка;
      выкладка товаров;
      предложение товаров покупателю;
      расчет с покупателем;
      отпуск товара.
      К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят:
      прием и исполнение заказов на товары;
      организацию доставки товаров;
      упаковывание купленных в магазине товаров;
      комплектование и улучшение упаковывания подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам;
      оценку ювелирных изделий на дому;
      оценку антиквариата на дому;
      реализацию товаров в кредит;
      организацию работ по послепродажному обслуживанию;
      организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине;
      Информационно-консультационные услуги включают:
      предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видео средствами;
      консультации специалистов по товарам;
      проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).
      В состав услуг по созданию удобств покупателю входят:
      организация и создание мест отдыха;
      предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);
      гарантированное хранение купленных товаров;
      прием и хранение вещей покупателей;
      организация питания покупателей;
      реализация продуктов питания с потреблением на месте;
      парковка личных автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина.[7]
 
 
 
 
      1.2 Классификация предприятий розничной торговли 

      В основу классификации розничных  торговых предприятий могут быть положены следующие признаки:
    Особенности устройства;
    Форма торгового обслуживания;
    Тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;
    Функциональные особенности предприятия;
    Форма собственности;
    Вид предприятия.
        По особенностям  устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, павильоны, киоски, автомагазины, палатки, торговые автоматы и т.п.
        Магазин – специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
      Павильон – оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.
      Киоск – оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещение для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.
      К мелкорозничной торговой сети относятся  и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.
      Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т.д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.
      Палаткалегко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.
      Торговые  автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т.д.)[5]
      Форма торгового обслуживания – организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания. Различают следующие формы торгового обслуживания: самообслуживание, продажа товаров по образцам, продажа товаров по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок.
      Самообслуживание  – это форма торгового обслуживания, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к узлу расчета.
      Социальный  и экономический эффект самообслуживания заключается в том, что эта форма дает возможность существенно сократить ту часть издержек потребления, которая связана с покупкой товаров и, следовательно, увеличить свободное время покупателей.
      Продажа товаров по образцам – это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность самостоятельно или с помощью продавца выбрать товары по выставленным в торговом зале образцам, и после оплаты покупки в кассе получить товары, соответствующие им, непосредственно в магазине или за  дополнительную плату оформить их доставку на дом.
      Особенности этой формы обслуживания заключаются  в том, что в торговом зале выставляют только образцы товаров, предлагаемых к реализации, а рабочие запасы этих товаров могут находиться в  кладовых магазинов, на складах производителя или оптового поставщика. Это позволяет на сравнительно небольшой торговой площади представить товары в широком ассортименте.
      Продажа товаров по каталогам – это форма обслуживания, при которой покупатель имеет возможность совершить покупку, выбрав товар по каталогу в магазине, в почтовом отделении связи, на оптовом предприятии. Продажа по каталогам может применяться как для непродовольственных, так и для продовольственных товаров.
      Экономическая выгода магазинов от продажи продовольственных товаров по каталогам обуславливается получением дополнительного товарооборота на тех же торговых площадях, возможностью рационально использовать труд работников  магазина.
      Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием, в  том числе с  открытой выкладкой, – это форма торгового обслуживания, при которой покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно или с помощью продавца, а проверяет качество, дает консультацию, упаковывает и отпускает товары продавец.
      Магазины, применяющие форму с индивидуальным обслуживанием, существенно замедляют торговый процесс, увеличивают затраты времени населения на приобретение товаров, имеют меньшую пропускную способность. В них менее эффективно используется торговая площадь, выше затраты ручного труда, требуется большая численность продавцов.[6]
      С учетом типа здания и особенностей его  объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные, пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.
      С учетом функциональных особенностей различают следующие разновидности розничной торговли:
    торговля через стационарную торговую сеть;
    торговля через передвижную торговую сеть;
    торговля пересылкой (оплаченных, заказанных) товаров.
      Стационарная  торговая сеть является основой розничной торговли. Она представляет собой торговые помещения, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, прочно связанных фундаментом с земельным участком и подсоединенных к инженерным коммуникациям. Вся стационарная сеть состоит из объектов розничной и мелкорозничной торговли.
      Стационарные  объекты розничной торговли:
    магазины;
    павильоны, имеющие торговый зал.
      Стационарные  объекты мелкорозничной торговли:
    палатки;
    киоски;
    торговые автоматы.
      Передвижная торговля является нестационарной и представляет собой торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и габаритов.
      Передвижные средства разносной и развозной  торговли:
    тележки;
    автолавки;
    фургоны;
    лотки;
    магазины-вагоны и магазины-суда[9]
      По  форме собственности, предприятия розничной торговли разделяются на независимых  розничных торговцев, торговую сеть, розничные франшизы, арендуемые отделы и кооперативы .
      Независимые розничные торговцы. Они владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки, автозаправочные станции и т.д. Это наиболее многочисленная часть розничных торговцев. В этой сфере торговли во многих странах существует значительная конкуренция.
      Торговая сеть. Это одно из заметных явлений в розничной торговле последних десятилетий. Они подразумевают совместное владение двумя или более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и сбыт продукции.
      Розничные франшизы. Это юридически оформленные соглашения между владельцами привилегий, в качестве которых могут выступать производители, оптовики, организации по предоставлению услуг, и держателями привилегий в лице предприятий розничной торговли. Такие соглашения позволяют розничным торговцам осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой и по соответствующим правилам.
      Арендуемый отдел. Это, как правило, отдел в розничном магазине (обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине), который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем. Свою выгоду арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа посетителей и престижа самого торгового предприятия. Эта форма торговли нашла широкое применение в нашей стране. Многие посетители магазинов пользуются услугами арендуемых отделов – газетных и книжных киосков, лотков, киосков по продаже парфюмерии, фототоваров, медицинских препаратов и т. п.
      Кооперативы розничной торговли. Они могут создаваться как самими торговцами, так и потребителями. Объединение независимых розничных торговцев в кооператив позволяет существенно снизить многие издержки, связанные с закупкой, транспортировкой и хранением товаров, осуществлять совместное планирование и рекламу.
      Под видом предприятия розничной торговли следует понимать предприятие, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров. С учетом этого различают универсальные, специализированные магазины, а также магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.
      Универсальные – реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров.
      Специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы или ее части (узкоспециализированные)
      Комбинированные – реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже потребительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т.д.)
      Смешанные, ведущие торговлю узким ассортиментом продовольственных товаров, не связанных общностью спроса.[5]
      Выделяют  следующие типы предприятий  розничной торговли:
      -Сash&carry (площадь от 1500 кв. м, принцип мелкооптовой торговли — «Лента», «Metro», однако преимущественно покупки осуществляются в целях личного потребления)
      -Гипермаркет (площадь более 2,500 кв. м, не менее 35% торгового пространства отведено под торговлю непродовольственными товарами — «O'Кей», «Максидом»)
      -Супермаркет (площадь от 400 до 2500 кв. м, более 70% ассортимента составляют продовольственные товары и товары повседневного спроса — «Перекресток», «Паттерсон»)
      -Дискаунтер (площадь от 300 до 900 кв. м, ассортимент продукции варьируется от 1000 до 4000 наименований, ходовые товары предлагаются по низким ценам — «Дешево», «Пятерочка», «Копейка», «Дикси»)
      -Магазин «у дома» (небольшая торговая площадь — до 300 кв. м, часто имеет круглосуточный режим работы — «АБК», «Самохвал»)
      -Универмаг (универсальный магазин, реализующий широкий ассортимент непродовольственных товаров — «Московский», «Гостиный двор»)
      -Торговый дом (многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы — «ГУМ», «Москва»)
      -Бутик (небольшой магазин с узкой специализацией товаров).
      -Рынок
      В 2006 году рыночная доля формата "гипермаркет" составила 39 %, "дискаунтер" -33 %, "супермаркет" - 20 %. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2 Анализ и тенденции развития розничной торговли в РФ и Кемеровской области 

      2.1 Анализ и состояние  розничной торговли  Российской Федерации 

      За  последние четыре года ситуация на российском рынке розничной торговли полностью изменилась: было открыто  множество супермаркетов по всей стране, в том числе регионах. Отечественные и иностранные компании стараются позиционироваться именно в этом формате. В настоящее время супермаркеты потеряли свой эксклюзивный статус. Быстро растущая конкуренция привела к тому, что преимущества уменьшения издержек производства и эффект масштаба при закупе отражаются на розничных ценах.
      На российском рынке действует более 750 сетей розничной торговли, среди которых есть магазины как с высоким уровнем цен («Седьмой континент»), так и с низким (дискаунтеры). Наряду с этим открытие магазинов «Метро» и «Лента» положило начало развитию сегмента Кеш–энд-Керри. Таким образом, в России началось развитие сетей розничной торговли.
              Денежные доходы населения являются одним из основополагающих факторов, обуславливающих спрос на рынке
      Несмотря  на рост количества магазинов формата современной торговли (супер- и гипермаркеты) число торговых точек в расчете на миллион жителей в России существенно ниже, чем в других странах мира, и Россия по данному показателю занимает предпоследнее место с достаточно низким значением – 19 современных форматов на 1 миллион жителей. Количество гипермаркетов и супермаркетов в России на 1 миллион населения страны (0,6 и 18,4 соответственно) в сравнении со странами Восточной Европы показывает, что развитие сетевой торговли современного формата в России находится на самом начальном уровне. Так, например, в Чехии показатели развития торговых сетей в стране составляют 19 гипермаркетов и 110 супермаркетов на 1 миллион жителей.
      В последние годы отечественные и  иностранные инвесторы активно развивают торговые сети разного формата (от дискаунтеров до гипермаркетов), осуществляют экспансию во всех регионах страны.
      Наряду  с успешно развивающимися местными торговыми сетями, рынок России остается привлекательным для ритейлеров и ряда транснациональных компаний из других регионов.
      Объем рынка розничной торговли по результатам 2007 года составил 10 757,8 млрд. рублей (порядка $417,9 млрд.). В январе-феврале 2008 года оборот розничной торговли составил 1 852,0 млрд. рублей, что на 16,3% выше результатов за аналогичный период прошлого года в Москве.
      В структуре оборота розничной  торговли доля непродовольственных  товаров, стабильно занимает более  половины (в 2007 году - 54,7% или 5 885 млрд. рублей), соответственно на долю продовольственных товаров приходится 45,3% оборота ил 4 873 млрд. рублей.
      В 2007 году розничная торговля развивалась  значительно динамичнее, чем в 2006 году. Прирост оборота розничной  торговли составил 15,2%, тогда как  в 2006 году – 13,9%. Опережающий рост оборота  розничной торговли был характерен для всех кварталов и превысил показатели соответствующего периода 2006 года в I квартале на 2,6, во II квартале на 1,4, в III квартале на 0,7, в IV квартале на 0,7 процентных пункта, в том числе с марта наблюдался ежемесячный прирост оборота розничной торговли по сравнению с предыдущим месяцем.
      Ожидается, что рост розничного сегмента в России будет продолжаться — чем дальше, тем больше за счет региональной экспансии  сетей. При этом в ближайшие годы сохранится активное строительство гипермаркетов в Москве.[14]
      Оборот  розничной торговли в январе 2009 года составил 1071,6 млрд. рублей, увеличившись на 2,4% по сравнению с январем 2008 года (в январе 2008 года – 116,3% к январю 2007 года). При этом оборот сократился на 27% по сравнению с декабрем 2008 года (в январе 2008 относительно декабря 2007 года снижение составило 25,3%). Падение оборота в январе 2009 года обусловлено снижением покупательской активности населения в посленовогодний период, снижением реальных располагаемых доходов населения и ростом цен.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.