На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сознание его сущность и структура

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
1.  Сознание как система
2.  Сознательное и бессознательное, их соотношение
3.  Сознание и самосознание
4.  Функции сознания
Список использованной литературы 

1. Сознание как система
Самые первые представления  о сознании возникли в древности. Самонаблюдение привело людей к заключению, что в их головах происходят процессы, отличные от процессов в окружающей природе (могут возникать фантазии, представления о предметах, которых мы сейчас не наблюдаем, во сне человек может увидеть то, что вообще никогда не видел, и т. д.). Тогда же появилось представление о «душе» и были поставлены вопросы: что представляет собой «душа»? как она соотносится с предметным миром? С тех пор вокруг сознания ведутся споры о его сущности, возможности и путях познания. Одни исходили из познаваемости сознания, другие утверждали, что понять сознание — столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего вытащить себя за волосы из болота или стремление человека увидеть из окна самого себя идущим по улице.
Разделились и  мнения философов. Идеалисты и богословы отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи. Идеализм вырывает сознание из материального мира и считает его самостоятельной и созидающей сущностью всех вещей.
На ложных позициях стоит и дуализм в толковании сознания. Рассматривая душу, сознание и тело как не зависящие друг от друга начала, дуализм не может объяснить взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме.
Так, сторонник  дуализма французский философ Р. Декарт признавал независимое от сознания существование природы и не сомневался в том, что знание о ней может быть истинным. Но в его дуалистической концепции природа и дух выступают как два сугубо различных начала. Основным свойством материи Декарт считал протяженность, а основным свойством духа — способность мыслить. Отсюда он делал вывод, что подобно тому, как идея не имеет протяженности, так и тело не может мыслить.
В отличие от идеализма и дуализма, материализм  исходит из того, что материя противоположна сознанию: она существует вне сознания и независимо от него, тогда как сознание не может существовать вне материи. Материя первична и исторически и гносеологически по отношению к сознанию: она есть и носитель и причина его возникновения. Сознание же — нечто производное от материи: как свойство мозга и как отражение мира.
Материя обладает такими свойствами, которых нет и  не может быть у сознания. Сознание связано не со всей материей, а только с человеческим мозгом, да и не со всем мозгом, а только с его частью — корой больших полушарий  — и не постоянно, а в определенные периоды времени — во время бодрствования, при этом мыслит не мозг, а человек при помощи мозга.
Сознание  — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Считая сознание вторичным по отношению к материи, диалектико-материалистическая философия  решительно выступает против искажения  природы сознания так называемыми  вульгарными материалистами XIX в. (К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт), допускавшими, будто мысль выделяется мозгом так же, как желчь печенью, и что мышление в этом смысле материально. Их ошибка заключается в отождествлении мышления, сознания, психики с материей, между тем как мысль не есть вид материи.
Можно ли абсолютно противопоставлять сознание материи? В рамках основного вопроса философии — да, за ними — нет. На самом деле мысль, сознание существуют как реальные явления природы, однако они не тело и не вещество, подобные упомянутым желчи или мозгу.
Признание материальности мысли ведет к тому, что гносеологическое противопоставление материи сознанию, материализма — идеализму теряет всякий смысл. Назвать мысль материальной, каким-то видом материи — значит отбросить различие первичного и вторичного, отражаемого и отраженного, субстанции и свойства, а, следовательно, отрицать противоположность материализма и идеализма. Нетрудно заметить также, что вульгарный материализм допускает существование мысли без мозга после того, как она «выделена» им. А это в корне расходится с данными науки.
Критикуя вульгарный материализм, еще Ленин чрезвычайно  ясно показал, что в рамках основного  гносеологического вопроса (т.е. вопроса  о том, что первично — материя  или сознание) противоположность  материи и сознания, а, следовательно, материализма и идеализма носит абсолютный характер. Но противоположность материи и сознания за пределами решения основного вопроса философии теряет абсолютный характер. За этими пределами относительность данного противоположения становится несомненной, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей.
Абсолютное же противопоставление материи и сознания ведет к дуализму и идеализму, поскольку тогда сознание выступает  как некоторая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей, с нервным веществом, с мозгом. Поэтому и безоговорочное утверждение, что мысль нематериальна, также ошибочно, ибо подобное утверждение игнорирует зависимость сознания, от материи, связь психических явлений с материальными процессами. Чрезмерное настаивание на нематериальности мысли, сознания, психики ведет к идеалистическому отрыву сознания от материи, своего материального носителя — человеческого мозга.
Психика, сознание не могут существовать ни в виде «чистых», отдаленных от мозга идей, мыслей, ни в виде какого бы то ни было вещественного «выделения» мозга. Сознание есть одно из свойств движущейся материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это положение означает, что между сознанием и материей существуют и различие, и связь, и единство.
Различие состоит, во-первых, в том, что сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств, возникающее на определенной ступени  ее развития, во-вторых, в том, что  составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов как идеальные копии последних.
Единство и  связь между сознанием и материей также раскрываются в двух аспектах. С одной стороны, психические  явления и мозг тесно связаны  между собой как свойство и  материальный субстат, которому это свойство принадлежит и без которого оно не существует; с другой — возникающие в сознании психические образы сходны, тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.
Глубочайшей сущностью  сознания в гносеологическом плане является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.
Идеальность сознания есть не что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов (логики) практической деятельности человека.
Идеальное выступает  как момент практического отношения  человека к миру, отношения, опосредованного  формами, созданными предшествующими поколениями, — способностью прежде всего отражать в материальных формах языка, знаков и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Так, если бы к людям каменного века каким-то образом попала книга о конструировании автомобилей, то они не смогли бы ее «идеализировать», т.е. преобразовать в идеальное, в понятие, осмысленное представление о ней, ибо в их жизни еще не сложились те формы деятельности, которые бы обусловили уровень знаний и деятельности, обобщенные в этой книге.
Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане понятие «идеальное» позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения и тем самым конкретизировать материалистическое понимание сущности сознания, его противоположность материи. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношения материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.
Идеальное —  это предмет, «отчужденный» от самого себя, существующий не в своей собственной конкретно-чувственной форме, а на базе вещества и процессов мозга (твердость, цвет и т. д.).
В то же время  идеальное и материальное не разделены  непроходимой гранью. Идеальное есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное, как известно, производит мозг, а вернее, человек при помощи мозга.
Как видим, не только материя (объективная реальность), но и сознание (идеальная реальность) является чрезвычайно сложным объектом философии. И чтобы полнее и конкретнее представить сущность сознания, его обратное воздействие на материю, следует выяснить его предысторию и историю, роль социальных факторов в его становлении и развитии.
Ключ к разгадке тайны сознания кроется прежде всего в выяснении условий и форм его происхождения. Отказ от постановки вопроса о происхождении сознания, конечно, не способствует прояснению его содержания и сущности. И если нелогично объявлять всю материю сознательной и тем более считать материю и сознание независящими друг от друга субстанциями, то остается испробовать новый, "срединный", путь, предположив, например, что всей материи присуще в качестве предпосылки сознания определенное свойство, которое при соответствующих условиях способно перерасти в сознание. В этом главный смысл ленинской гипотезы об отражении.
Всеобщность свойства отражения, лежащего в "фундаменте" самого здания материи, обусловлена  универсальностью материального взаимодействия. Все предметы объективного мира постоянно воздействуют друг на друга и претерпевают определенные изменения, сохраняя "след" внешнего воздействия (как, например, отпечаток доисторического растения на пласте каменного угля).
В процессе разработки понятия отражения возникла необходимость в соотнесении его с понятием информации. Последнее, применявшееся первоначально только для обозначения сведений, используемых при общении между людьми, постепенно стало приобретать общенаучный статус. Информация в этом плане стала пониматься как свойство явлений быть побудителем известных действий, способствовать активной ориентации в окружающем мире. Существуют две основные концепции информации: 1) как формы отражения, связанной с самоуправляемыми системами, т.е. живыми, техническими, социальными; 2) как аспекта, стороны отражения, которая может объективироваться, передаваться, храниться.
На различных  уровнях организации материи  отражение имеет свои качественные особенности. Формы отражения совершенствуются по мере усложнения самих явлений, и  их роль в бытии соответствующих уровней организации материи непрерывно возрастает.
В неживой природе  отражение представляет собой свойство вещей воспроизводить под воздействием других вещей такие следы, отпечатки  или реакции, структура которых  соответствует каким-либо сторонам воздействующих на них вещей (след на песке, зеркальное отражение и т.д.). Эти отражения отличаются относительной простотой и пассивным характером.
Качественный  скачок в эволюции Вселенной —  возникновение органической жизни  на нашей планете. Живое существо обладает целесоо5разной активностью, оно сохраняет свою качественную определенность благодаря получению энергии из внешней среды единственно возможным в природе способом — вместе с веществом. Отсюда — необходимость обмена веществ. Вместе с тем организм выживает за счет использования информации, поступающей из внешней среды: он реагирует на некоторые воздействия как на сигналы о закономерном наступлении последующих событий. Это позволяет ему избегать вредных воздействий, приближаться к пище, словом, адекватно и своевременно реагировать на жизненно важные раздражители внутриклеточными процессами. Биологическая регуляция является основой и условием органической жизни, самой существенной стороной обмена веществ, так как в составе клетки нет химических элементов, которые не встречались бы в неживой природе. Все дело в биорегуляции и целесообразной организации клетки.
С появлением жизни  возникает такая форма отражения, как раздражимость, особенно характерная  для флоры (растительного мира). Под  раздражимостью понимается способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных внешних факторов. Так, например, семенная корзинка подсолнуха направлена в сторону наибольшей солнечной освещенности.
Возникновение фауны (мира животных) сопровождается появлением более высокой формы отражения — чувствительности (способности к ощущениям). Она присуща уже низшим животным и предполагает способность реагировать не только непосредственно на факторы внешней среды, имеющие биологическое значение для организма (удары электрического тока или кислотная среда для амебы), но и на биологически нейтральные для организма факторы, которые, однако, несут информацию о других, жизненно значимых для организма факторах (например, о связи освещенности с наличием питательных веществ в бассейне). Правда, еще нет физиологического анализа и синтеза, ощущения выступают как нечто недифференцированное.
В этом отношении  более совершенной формой биологического отражения выступает психика, представляющая собой способность создавать чувственные образы внешней действительности, причем не только в виде ощущений, но и восприятий, благодаря которым у позвоночных складывается целостный образ ситуации, а у "умных" животных (обезьян, кошек, собак и др.) — еще и в виде представлений — чувственно-наглядных, обобщенных образов явлений, которые сохраняются и воспроизводятся в идеальной форме и без непосредственного воздействия самих явлений на органы чувств.
В итоге возможности  приспособительной деятельности животных неизмеримо возрастают, в основном за счет деятельности мозга. В отличие от других органов головной мозг выполняет в русле психического отражения не какую-то частную задачу, а управляет деятельностью внутренних и внешних органов в соответствии с обстановкой в окружающей среде. В этом заключается функция мозга как специального органа отражения и центрального регулятора деятельности организма.
Деятельность  высшего животного не исчерпывается  системой условных и безусловных  рефлексов. В мозгу осуществляются сложные психонервные процессы, началом которых является формирующаяся в конкретной ситуации биологическая цель как идеальное предвосхищение результата деятельности организма. Биологическая цель, "модель потребного будущего", формируется на основе образа. Отсюда "субъективность" психического образа по содержанию и источнику, отсутствие в нем каких-либо вещественных или энергетических компонентов мозга и отображаемого объекта. В психическом физиологическое "снято", элиминировано. Именно поэтому психонервная деятельность рассматривается не только как физиологическое, материальное, но и как психическое, идеальное, как единство внутренней и внешней деятельности, причем психическое отражает физиологическое и как бы вынесено за его пределы: оно сложнее физиологического.
Психическое отражение является более высокой формой биологического отражения, способствующей более совершенной регуляции жизнедеятельности организмов и их приспособлению к изменяющимся внешним условиям в ходе длительного эволюционного развития. Однако это еще не есть сознание.
Новый качественный скачок в развитии психических форм отражения, а именно, появление сознания, связан с процессом становления homo sapiens ("человека разумного") и  обусловлен, прежде всего, его трудовой деятельностью. Эволюция анатомии и  физиологии обезьян явилась лишь предпосылкой возникновения человека, определяющим же условием данного процесса оказался труд, природа которого носит сугубо общественный характер. Труд в его развитой форме присущ только человеку, поскольку содержит в себе целенаправленную сознательную деятельность, ориентированную на изменение действительности. Животные, использующие подсобные средства (камни, палки и др.), действуют инстинктивно, на основе условных и безусловных рефлексов и никогда не изготавливают специальных орудий труда, не заготавливают их впрок, не совершенствуют.
Сознание тесно  связано с языком — наиболее эффективным способом передачи социальной информации. Язык участвует в осуществлении практически всех высших психических функций. Для него характерны такие функции, как экспрессивная (посредством языка человек выражает мысли); когнитивная (он служит важнейшим средством познания); коммуникативная, состоящая в осуществлении общения между людьми, и кумулятивная (обеспечивающая накопление и сохранение знаний).
Расширение потребностей человека в общении и познании приводит к тому, что он, не удовлетворяясь естественными языками, складывающимися  в основном стихийно, создает так  называемые "искусственные" языки (язык формул и графиков, "машинный" язык).
Таким образом, труд и язык оказываются мощными социальными факторами, стимулирующими процесс развития сознания. Сознание человека изначально социально обусловлено, и это проявляется не только в его происхождении, но и в повседневной жизни, ибо вне социальной среды оно не может нормально функционировать. Известны примеры, когда дети, оказавшись в младенческом возрасте на длительное время вырванными из социальной среды (например, будучи заключенными в темницу или попав в звериное логово), навсегда останавливались в своем умственном развитии и не могли стать полноценными людьми.
сознание функция  познание действительность
2. Сознательное и  бессознательное,  их соотношение
Если при решении  ряда мировоззренческих вопросов (прежде всего основного вопроса философии) допустимо рассматривать сознание как нечто целостное и однородное, то при специальном анализе проблемы сознания необходимо учитывать его структуру. Начиная с немецкой классической философии, сложилась тенденция оценивать проявления духовной деятельности более дифференцированно. Эта тенденция получила еще большее развитие в настоящее время: было установлено, что сознание по своей структуре — многоярусное и разнополюсное образование. Следует также учитывать связь сознания с соответствующим материальным субстратом.
Структура и  свойства сознания в существенной степени  предопределены структурой мозга. Отдельным проявлениям психонервной деятельности соответствуют определенные участки головного мозга. Наблюдается определенная локализация психических функций. И поэтому, например, повреждение мозжечка ведет к нарушению координации движений, а хирургическое удаление затылочных долей, в которых находится корковый конец зрительного анализатора, — к утрате зрительной функции. Однако локализация психических функций не является абсолютной и утрачиваемую функцию частично берут на себя соседние участки.
Особенно большое  значение для понимания структуры  мозга имеет одно из крупнейших открытий XX в. — обнаруженная американским ученым Р. Сперри функциональная асимметрия левого и правого полушарий головного мозга (Нобелевская премия 1981 г.). Выяснилось, что левое полушарие (у правшей) управляет речью, счетом, письмом, логическими рассуждениями, т.е. вербально-понятийным мышлением. Правое же полушарие отвечает за музыкальный слух, зрительные образы, эмоции, формирование целостного представления об объекте. Нормальное функционирование сознания требует взаимосогласованного участия обоих полушарий.
Пожалуй, наиболее сложным является вопрос об уровнях сознания (точнее, человеческой психики). Сейчас уже не вызывает сомнений то, что лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается (контролируется) субъектом, остальная же часть (подобно подводной части айсберга) остается неосознанной. Установление этого факта бесспорно является научной заслугой известного австрийского психолога и психиатра З.Фрейда (хотя понятие бессознательного использовалось и до него, но относилось к миру низкоорганизованных форм, т.е. к неживой и живой природе), который парадоксальным образом применил это понятие к человеческой психике и сознанию, причем произвел ряд неоправданных упрощений, о чем будет сказано ниже.
Исходя из фрейдистских представлений и с учетом достижений современной науки, выделяют четыре уровня психической деятельности человека.
Самый верхний  этаж сознания — первый уровень  — занимает надсознателъное, или "Сверх-Я" (super-ego). "Сверх-Я" является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты (табу) власти родителей и авторитетов.
Второй уровень (наиболее четко выраженный в понятийном мышлении) составляет сознательное, т.е. та часть психической деятельности индивида, которая непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им. Ему принадлежит решающая роль в отражении как явлений внешнего мира, так и внутреннего состояния человека и регуляции на этой основе его поведения.
Третий уровень  представляет собой подсознательное, т.е. тот слой психической деятельности, который в данный конкретный момент не может появиться в поле сознания индивида (забытые переживания, мысли, тревоги и другие состояния). Однако такого рода сведения или воспоминания могут самопроизвольно всплывать в сознании.
К четвертому уровню относится бессознательное— особый пласт психики, включающий такие феномены, структуры и механизмы, которые никогда не появляются в поле сознания — ни по воле субъекта, ни спонтанно. Среди них есть неявные знания, а также такие импульсы или переживания, которые систематически подавляются, угнетаются сознанием и всем образом жизни, однако время от времени берут реванш. Сам 3. Фрейд сводил бессознательное, а также подсознательное почти исключительно к половому влечению. Бессознательное он считал центральным компонентом человеческой психики, наиболее полно выражающим ее сущность. Впоследствии фрейдизм придал бессознательному более широкий, универсальный смысл, трактуя, правда, его несколько иначе.
Так, А. Адлер, австрийский  врач-психиатр и психолог, полагал, что сознательные и бессознательные процессы не находятся в противоречии, а образуют два взаимодополняющих компонента, служащие единой цели. Крупный вклад в понимание структуры психики был сделан швейцарским психологом, философом-идеалистом К. Юнгом. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктов, вытесненных воспоминаний и конгломератов табу (запретов). Он считал бессознательное творческим, разумным началом, связывающим индивида со всем человечеством, с природой и космосом. Согласно Юнгу, наряду с индивидуальным бессознательным существует коллективное бессознательное, присущее определенным сообществам. Мифологию или религию, по его мнению, также можно рассматривать как уникальный источник информации о коллективных аспектах бессознательного.
О сложности  отношений сознательного и бессознательного может свидетельствовать следующее  высказывание Зигмунда Фрейда: «Даже  часть Я (один бог ведает, насколько  важная часть Я может быть бессознательной), без всякого сомнения, бессознательна».
Какими различными ни казались бы сознательное и бессознательное, их ни в коем случае нельзя отделять друг от друга. Их можно рассматривать  только как единое целое, как сказал об этом Зигмунд Фрейд: "У нас  нет и не может быть никакого представления о форме существования бессознательного, о том, каким оно является само по себе, независимо от сознания".  

3. Сознание и самосознание
Важнейшее свойство сознания (особенно удивительное и  загадочное, если рассматривать его  с точки зрения внешнего наблюдателя) — идеальность. Представим себе, что мы посетили художественную выставку и несколько полотен произвели особенное впечатление. Может возникнуть вопрос: каким же образом содержание этих картин запечатлелось у нас в мозгу? Очевидно, только таким, в соответствии с которым наши мысленные отражения не являются буквальными копиями предметов. У сознания нет ни одного материального свойства — ни цвета, ни запаха, ни объема и т.д. Это необычная особенность сознания и заставляла некоторых философов либо сомневаться в его существовании вообще, либо рассматривать его по аналогии с деятельностью других органов человека, как это и делали вульгарные материалисты. Итак, прямое отождествление идеального с материальными нервно-физиологическими структурами мозга и их отправлениями ошибочно. Идеальное ни в коем случае не сводимо к состоянию той материи, которая находится в черепной коробке индивида, т.е. мозга. Мыслит не мозг как таковой, а человек, обладающий мозгом, притом человек как компонент определенной природной или социальной системы, носитель культуры. Вызывает возражение и резкое противопоставление идеальных образов действительному миру, наделение первых реальным существованием (в духе Платона). Нет совершенно самостоятельного мира идеальных образов, которые существовали бы наряду с предметами материального мира и независимо от них.
Другая характерная  особенность сознания — интенциональностъ, т.е. соотнесенность результатов психического отражения с окружающим миром. Когда  в голове человека возникает образ  дерева, то он соотносит его с реальным предметом. Аналогичным образом он поступает и тогда, когда образ возникает вследствие прошлых представлений как их комбинация и пр. В этом случае он также склонен выносить вовне результаты умственной деятельности, относиться к ним так, как если бы они происходили на самом деле (фехтовальщик, наносящий удары воображаемому противнику; артист, репетирующий роль, и т.д.). Понятно, что это имеет большое значение для анализа и планирования деятельности, хотя здесь и заключены возможности патологического сознания (иллюзии, галлюцинации и т.д.).
Неотъемлемым  признаком и необходимым компонентом  нормального сознания является самосознание, т.е. осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности. Такое отношение к себе и к окружающему составляет характерную особенность именно человека как мыслящего существа. Животные не выделяют себя из окружающей среды. Человек же выделяет, определяя при этом свое место в ряду природных и общественных явлений. Такое соотнесение предполагает формирование адекватного образа самого себя, употребление особых словесных обозначений (понятия "Я", а также различных самоназваний), признаваемых также и другими субъектами.
В психологии данное явление характеризуется в основном как самочувствие, суть которого состоит в элементарном осознании своего тела и его сопряженности с миром окружающих вещей и людей. Уже простое восприятие предметов, существующих вне данного человека и не зависящих от его сознания, предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания (характерный пример — осознание ребенком по мере его развития органов собственного тела).
Более высокий  уровень самосознания связан с отнесением человеком самого себя к определенному человеческому сообществу или определенной культуре. В этом смысле самосознание свойственно также определенной социальной группе, нации, классу, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, общих для всех интересов и идеалов.
Являясь показателем  самостоятельности (суверенности) субъекта, самосознание неизбежно выводит  на моральные, юридические или политические критерии оценки деятельности, в роли которых выступают понятия совести, ответственности, дееспособности. Оно предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом и согласование собственного поведения со взглядами других людей, возникновение чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой.
Понятно, что  самосознание качественно изменяется по мере познания человеком внешнего мира и других людей. Нужен огромный опыт, чтобы человек научился смотреть на себя как бы "со стороны", глазами других людей, познавая себя как "другого". (В связи с этим заслуживает внимания опыт изучения философии в других странах, особенно во Франции, где в вузовских учебниках по философии выделяют специальные главы "Другой" или "Познание другого"). При этом человек не только себя воспринимает по аналогии с другим, но и другого — по аналогии с собой.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.