На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Подвижные игры как средство формирования физической готовности детей к обучению в школе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  ВВЕДЕНИЕ 

  В общей системе всестороннего  и гармоничного развития человека физическая подготовка детей к обучению в  школе занимает особенное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются  основы крепкого здоровья, правильного  физического развития, высокой работоспособности; в эти годы происходит становление  двигательной деятельности, а также  воспитание физических качеств.
  Физическая  подготовка детей к обучению в  школе тесно связана с их интеллектуальным и морально-волевым развитием, с развитием всех психических функций.
  Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка  – это основа формирования личности.
      Требования к детям в школе  по сравнению с дошкольным  периодом их жизни существенно  возрастают. Меньше времени остается  для игр и прогулок. Им приходится  подолгу сидеть и в школе  на уроках, и дома, выполняя домашние  задания, а неподвижный образ  жизни, продолжительная статическая  нагрузка — это удар здоровью  и без того ослабленного ребенка.  В результате снижаются защитные  силы его организма, он чаще  болеет и жалуется на утомляемость. Таким детям трудно соблюдать  дисциплину, сохранять внимание  на уроках и при подготовке  домашних заданий. Они плохо  воспринимают новый учебный материал, отстают в учебе, у них, как  правило, нет должного контакта  с учителем и сверстниками, понимания  роли учителя, своей роли ученика;  отсутствует  чувство самоконтроля.
  Прекрасным  средством  формирования физической готовности к обучению в школе  являются подвижные игры. Ценность подвижных игр в том, что эти  движения выполняются в самых  разнообразных условиях и в том, что дети совершенствуют и закрепляют различные движения.
     Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъем, отвечает всем законам развивающегося организма, а потому всегда желанна. Она становится первой жизненной потребностью ребенка, к удовлетворению которой он сам очень стремится.
  Все вышесказанное дает основание сделать  вывод о том, что формирование физической готовности детей к школе  является актуальной задачей воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из актуальности вопроса влияния  подвижных игр на общую и физическую готовность детей к обучению в  школе, можно сформулировать проблему, которая заключается в следующем: влияют ли подвижные игры на развитие физической готовности к школьному обучению.
  Объектом нашего исследования будет степень физической готовности детей к обучению в школе на предмет влияния подвижных игр на нее.
  Цель нашего исследования - доказать, что подвижные игры  являются эффективным средством формирования физической готовности к обучению в школе.
  Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
    1. Проанализировать учебно-методическую литературу по данной теме.
    2. Раскрыть понятие «физической готовности» к обучению в школе.
    3. Проанализировать роль подвижных игр в формировании физической
        готовности к школе.
    4. Подобрать советы для родителей и воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста по подбору подвижных игр.
  Гипотеза: показатели физической готовности к  обучению в школе будут выше, если с детьми осуществляется система  подвижных игр.
    Для плодотворной работы и достижения поставленных нами задач мы использовали в работе различные методы исследований: изучение и анализ литературы,  наблюдение,  беседа с детьми, опытная работа, проведение непосредственно самих игр.
    Разработка  и апробация влияния подвижных игр на формирование физической готовности детей к школе осуществлялась на базе МДОУ д/с № 8 «Теремок», п. Вербилки, Талдомского района Московской области.
    Все исследования будут проводиться  в подготовительной к школе группе списочный состав 16 человек. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

     1.Физическое воспитание детей подготовительной к школе группы
     Важнейшей задачей, определяющей  особую значимость физического  воспитания как основы всестороннего  развития, является формирование  здорового, крепкого, жизнерадостного,  отзывчивого, инициативного ребенка,  хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка.
      Физическое воспитание в то  же время  комплексно решает  задачи по подготовке детей  к школе, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность  и т.д.) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.                                            «Программа воспитания в детском саду» определяет задачи работы с детьми 6—7 лет. Эти задачи предусматривают укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, совершенствование функций организма, формирование жизненно важных двигательных навыков, осанки, развитие таких качеств, как ловкость, быстрота и др. Физическое воспитание соответствует развитию психических процессов, нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию. Помимо решения общих задач физического воспитания, у детей подготовительной к школе группы следует развивать стремление самостоятельно заниматься физическими упражнениями-организовывать и проводить их со своими сверстниками, воспитывать интерес к результатам своих занятий, а также любовь к спорту. Для того чтобы выполнять задачи программы воспитания и обучения в детском саду по физической подготовке детей к школе необходимо формировать  у детей потребность в ежедневной двигательной деятельности; воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности; совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности выполнения движений; закреплять умение в ходьбе и беге соблюдать заданный темп. Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. Добиваться активного движения кисти руки при броске. Учить перелезанию с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали. Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу, выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе. Развивать психофизические качества (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость). Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений. Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними. Обеспечить разностороннее развитие личности ребенка. Воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, уметь придумывать варианты игр, свои собственные игры, комбинировать движения. Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.[18,168]
    Чтобы правильно осуществлять задачи физического воспитания, необходимо знать анатомо-физиологические особенности развития детей 6—7 лет. К 6-7 годам жизни у детей наблюдается ускорение темпа физического развития. В этом периоде прибавка в весе и росте несколько замедляется: за год может достигать 9-10 см, а в весе 3,5- 4 кг. С возрастом и при соблюдении правильного режима двигательной активности ребенка укрепляется его мышечно - связочный аппарат. Мышцы увеличиваются в объеме, становятся более плотными за счет утолщения мышечных волокон, возрастает мышечная сила. Особенно активно развиваются мышцы груди, спины, таза, рук, плеча, предплечья и ног. Показателем совершенствования деятельности мышечной и нервной системы является тот факт, что мышцы у детей старшего дошкольного возраста приобретают способность относительно быстро переходить из состояния покоя в состояние рабочего возбуждения.    Большое значение в воспитательной работе с детьми подготовительной группы имеет правильная организация физической активности ребенка в течение дня (на прогулках, в перерывах между занятиями). Надо избегать длительного пребывания ребенка в одной позе (сидение, однообразная ходьба), т.к. все это утомляет его и ведет к перегрузке некоторых отделов костно - мышечно-связочного аппарата. Важно чередовать спокойные занятия с подвижными. С этой целью проводятся подвижные игры каждый день в часы утренней и вечерней прогулок.
     К концу дошкольного возраста  у детей увеличивается подвижность грудной клетки, что дает возможность ему делать более глубокий вдох и выдох. Увеличивается потребность в кислороде, повышенном газообмене. Компенсируется она за счет увеличивающейся подвижности грудной клетки и более частых дыхательных движений (у детей 4-7- лет их 23-26 в мин, в то время как у взрослого 16-18). Дыхание ребенка дошкольника неравномерно и легко учащается при физических нагрузках, эмоциональных реакциях.
  К концу дошкольного возраста значительно  утолщается мышца сердца, развиваются  нервы, регулирующие ритм сердечных  сокращений. В этом возрасте у ребенка  постепенно исчезает неравномерность  сердцебиений. Кровообращение ускорено за счет учащенного сокращения сердца (в 6-7 лет их 90-95 в мин, в то время  как у взрослого 60-70), что способствует усиленному обмену веществ, нормальному  развитию ребенка.[16,16]
  В старшем дошкольном возрасте пищеварительный  аппарат значительно совершенствуется, активнее функционируют слюнные  железы, железы желудка и кишечника. Однако в выделяемых ими соках  все еще снижено количество соляной  кислоты и активизаторов - ферментов, помогающих пищеварению и усвоению пищи. Интенсивное развитие органов  и тканей и их функционирование в  дошкольном возрасте определяют высокие  потребности организма в строительных и энергетических веществах. Для  клеток организма строительным материалом являются поступающие с пищей  белковые вещества. В сутки ребенку 6-7- лет, имеющему средний вес их необходимо 65г. в течение всего периода  дошкольного детства продолжается совершенствование строения и деятельности всех отделов нервной системы. К  концу дошкольного периода вес  мозга и его строение почти  соответствуют мозгу взрослого  человека, значительно совершенствуется и  высшая нервная деятельность.
  Разумно организованный режим, выполнение необходимых  правил гигиены, достаточная физическая активность - все это благоприятно влияет на самочувствие ребенка, создает  преобладание у него эмоционально - положительного состояния, радостного настроения. У здорового ребенка  крепкий сон и хороший аппетит. Выполнение режима дня в сочетании  с правильной методикой воспитания детей предупреждает их переутомление.
  Для правильной физической подготовки детей  к школе необходимо создание гигиенической  обстановки, обязательное выполнение режима детской жизни, включая рациональное питание, развитие движений. На 7-м г. жизни ребенка его движения становятся более координированными и точными. В процессе коллективной деятельности у детей формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Значительно увеличивается проявление волевых усилий при выполнении заданий. Ребенок выполняет упражнения целенаправленно. Для него уже важен результат.
       Всю работу по физическому воспитанию детей в этой группе необходимо организовывать так, чтобы воспитать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность.
       Всю работу по физическому воспитанию в этой группе необходимо организовывать так, чтобы воспитать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развить самостоятельность. 

  1.1.Понятие  «готовность к  обучению в школе» 
     Переход ребенка в школу - качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением « социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выговский назвал «кризисом 7 лет» [21,55]. Результатом подготовки является готовность к школе. Эти два термина связаны между собой причинно - следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.
  Вопросы подготовки детей к школе рассматривают  педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л. Венгер., Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А. Керн, А.РЛурия, B.C. Мухин, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие.
  Наиболее  полно понятие «готовность к  школе» дано в определении Л.А.Венгера,  [13,32] под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И.Божович назвала «внутренней позицией дошкольника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе.
  В своих исследованиях Т.А.Нежнова [13,23] указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции».
  К теме готовности ребенка к обучению в школе одним из первых обратился  К.Д.Ушинский.
  Изучая  основы обучения, он рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях  развития этих психических функций.
  Значительный  вклад в проблему готовности к  учебной деятельности внес Л.С.Выготский[4,45]. Надо отметить, что Л.С.Выготский не отрывал школьного обучения от предыдущего этапа развития. Именно в дошкольный период формируются предпосылки для обучения в школе: представления о числе, количестве, природе и обществе. Л.С.Выготский утверждает, что предпосылки к определенному типу, виду и уровню обучения должны закладываться на предыдущем этапе развития, а также, что развитие высших психических функций - это предпосылка для школьного обучения.
  Важным  аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе. (Л.А. Венгер, С.Д. Цукерман Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман, А.И. Савинков, С.Д. Забрамная)[13.20]
  Составными  компонентами общей готовности ребенка  к школе 
  являются: умственная,   социальная, психологическая, физическая 

  
      Умственная  готовность
  Готовность  к школе предполагает и определённый уровень умственного развития. Ребёнку  необходим запас знаний. Родителям  следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития.
  Школа ждёт не столько образованного, сколько  психологически подготовленного к  учебному труду ребёнка. Значительно  существеннее не сами знания, а то, как  дети умеют ими пользоваться. Родителей  порой радует, что ребёнок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.
  Одна  из важнейших задач подготовки детей  к школе - развитие необходимой для  письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания,
  Изучение  программы первого класса школы  показывает, что успешно овладеть ею сможет тот ребенок, который уже  располагает определенным запасом  знаний по школьным предметам. Учитель  будет опираться на эти познания ученика, и развивать их, обогащать. Знания, таким образом, составляют основу для начала обучения по специальным  предметам. Важно наличие умений сравнивать. Анализировать и обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. необходим определенный уровень  умственного и познавательного  развития, важны осознанность этих знаний и умений, понимание причинно - следственных связей и закономерностей, способность выделять удерживать учебную задачу, исследователи Л.Е.Журова, Т.В.Тарунтаева, Н, Ф. Виноградова, Г.А.Корнеева, А.Н.Макарова и др. [5,36] установили, что такая подготовка к обучению в школе возможна и необходима.
  Недооценка  необходимости общей подготовки к школе приводит к формализации процесса обучения, к снижению внимания к решению главной задачи - формирования личности ребенка. Нередки случаи, когда ребенок при хорошей умственной подготовке все же плохо учится в школе. Значит, причину следует искать в дефектах не специальной готовности к обучению в школе, а общей.
  Прежде  всего, надо чтобы ребенок физически  был готов к смене образа жизни  и занятий.
  В подготовительной группе для формирования умственной готовности к обучению в  школе определяется ряд задач. Воспитателям и родителям надо научить детей: развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться). Учить выделять части предметов, классифицировать предметы по общим качествам и т.д.
  Расширять и обогащать знания детей об окружающем мире.
  Углублять знания детей о различных природных  объектах, о жизни на земле, суше, в воде и в воздухе.
  Обогащать и систематизировать знания детей  о жизнедеятельности живых организмов, воспитывать бережное отношение  к природе, развивать экологическое  мышление  и творческое воображение.
  Приучать  детей проявлять инициативу и  любознательность с целью получения  новых знаний. Совершенствовать речь детей как средство общения. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений.
  Учить детей считать, ориентироваться в пространстве и во времени, на листе бумаги, измерять длину предметов, пользоваться условной меркой. Учить решать задачи и примеры, знать состав чисел, цифры, математические знаки. 

     1.2.2. Социальная (личностная) готовность к обучению в школе
     Социальная готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, с учителем.
  Каждому ребенку необходимо умение войти  в детское общество, действовать  совместно с другими, уступать в  одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.
  Значительная  часть трудностей в обучении шестилеток связана с тем, что дети не могут  долго слушать и слышать педагога, принимать и удерживать задачу, сосредоточиться  на учебном действии. Как правило, учителя связывают эти особенности поведения с неразвитостью произвольности внимания, поведения и познавательных процессов. Е.О. Смирнова[7,29] установила, что положительное значение здесь имеет наличие у ребенка личностных форм общения с взрослыми, не зависящих от конкретных ситуаций. Такое общение характеризуется потребностью ребенка во внимании и сопереживании взрослого и ее удовлетворением со стороны взрослого. Для детей, достигших этой формы общения, типично внимание к взрослым, стремление услышать и понять их обращение, а также уверенность в таком же внимании к себе со стороны взрослого. Если же у ребенка потребность в подобном общении еще не сформировалась, то и такое отношение к взрослому пока не возникает, что, конечно, затрудняет процесс обучения. В целом, можно сказать, что если наиболее адекватными и специфичными для учения являются познавательные мотивы, то коммуникативная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения с взрослыми. Знание выявленных закономерностей требует от педагогов осуществлять с детьми не только ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, но личностное общение. Проявить интерес к личности ребенка, его внутреннему миру педагог может и должен не только на занятии, уроке, но и общаясь с ним в быту, на прогулке, в процессе игр, развлечений. 

  1.2.3. Психологическая готовность к школе
    В 6 или 7 лет у каждого ребенка резко изменяется вся его жизнь, он начинает учиться в школе. Практически всех детей к школе готовят дома или в детском саду: учат читать, считать, иногда и писать. Но как бы ни был ребенок подготовлен педагогически к школьному обучению, он не поднимается на новый возрастной этап автоматически, переступая порог школы. Встает вопрос о его психологической готовности к школе.
  Психолого - педагогическая готовность к школьному обучению, согласно определению Н.В.Нижегородцевой и В.Д.Шадрикова, [13,38]- это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в формирование учебной деятельности, и представляет собой сложное структурно - системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно - мотивационную и волевую сферу (произвольность), элементарную систему обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и другое.
  Н.В.Нижегородцева  и В.Д.Шадриков[13,38] подводят нас к  тому, что психологическая готовность к школьному обучению отражает общий  уровень развития ребенка, является сложным структурно - системным образованием; структура психологической готовности к школе соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (учебно-важные качества) определяются особенностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальных этапах обучения.
  Не  только педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам  этого не хочет. Чтобы ребенок  успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям. На появление желания учиться влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться в глазах младших и сравняться в положении со старшими.
  Если  ребенок действительно хочет  учиться, а не только ходить в школу, т.е. если у него появилась учебная  мотивация, говорят о сформированности внутренней позиции школьника.
  Включившись в процесс обучения, ребенок тем  самым приобретает статус школьника. Это внешняя, данная ему позиция. Насколько он ее принимает, станет ли она его внутренней позицией - вопрос психологической готовности к школе.
  Ребенок, психологически готовый к школе, хочет учиться потому, что у  него есть потребность в общении, он стремится занять определенную позицию  в обществе, у него также есть познавательная потребность, которую невозможно удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне - и определяет новое отношение ребенка к учению, его внутреннюю позицию школьника.
  Психологическая готовность к школе сложное образование, предполагающее достаточно высокий  уровень развития  физической, мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Физическая готовность  к обучению школе  и формы работы  с детьми подготовительной  группы
  Физическая  готовность к обучению в школе  включает в себя такие понятия, как  общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные  дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет  падать - все это не может не отразиться на качестве обучения и состоянии здоровья. Поэтому, эти показатели нужно формировать в течение всего пребывания ребенка в детском саду и одним из средств формирования физической готовности являются подвижные игры, которые являются.
  Для успешного обучения в школе ребенку  необходима не только умственная, нравственно - волевая подготовка, но и прежде всего физическая. Физическое здоровье ребенка — важнейший показатель его готовности к освоению школьной программы. Фактор физического здоровья приобретает особое значение в стране, где здоровье населения и рождение детей стало национальной проблемой.
    Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается и на здоровье ребенка в целом. Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Сформированные соответвенно возрасту разнообразные движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью нервной системы и др.
  Оценку  физиологической готовности детей  к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Часто болеющие, физически ослабленные  учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности  в обучении.
  К моменту поступления в школу  у ребенка должна быть развита  способность переносить статические  нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный  арсенал двигательных средств.[25,363]
  Одним из показателей хорошей физической подготовки к школе является высокая  работоспособность. Она связана  с множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при ее развитии надо учитывать  возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных способностей.
        Физическое здоровье ребенка  - важнейший показатель его готовности  в освоению школьной программы. [26,9]
       В дошкольных учреждениях сложилась определенная система применения физических упражнений с целью разностороннего активного воздействия на организм ребенка. Она состоит в целенаправленном, организованном использовании занятий по физической культуре, подвижных игр, утренней гимнастики, а также в широком применении физкультурных упражнений и игр в самостоятельной двигательной деятельности детей.
  Работа  детского сада по подготовке детей  к школе начинается задолго до перехода детей в подготовительную группу. Вся система воспитательно - образовательной работы детского сада предусматривает формирование готовности ребенка к школьному обучению. Подготовительная к школе группа отличается от других возрастных групп тем, что в ней завершается выполнение всех задач воспитательно - образовательной работы, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду»
      Формы организации физического  воспитания — это воспитательно-образовательный  комплекс разнообразной деятельности  ребенка, основу которой составляет  двигательная активность.                                 Использование разнообразных форм  двигательной деятельности создает  оптимальный двигательный режим,  необходимый, полноценного физического  развития и укрепления здоровья  ребенка.
  К формам организации двигательной деятельности ребенка относятся:
  1) физкультурные занятия;
  2) физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя 
гимнастика, подвижные игры и физические упражнения 
на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, 
закаливающие мероприятия;

  3) самостоятельная двигательная деятельность детей;
  4) активный отдых: туристские прогулки, физкультурный 
досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы;

  5)Индивидуальная  работа с детьми
   6)Подвижные игры
  Все формы способствуют комплексному решению  задач физического воспитания. Однако каждая из форм решает свои специальные  задачи и имеет свою специфику. 

  2.1.  Физкультурные занятия  дошкольников
  Физкультурные занятия — основная форма организованного  систематического обучения физическим упражнениям.
  Эта форма работы является ведущей для  формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные  условия для усвоения общих положений  и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и  их использования.
  Без обобщения невозможен перенос правильного  выполнения в другие ситуации.
  Занятия физкультурой позволяют научить  дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни. Чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях.
  Физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности. Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений. Развивают у детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость — это двойная радость.
  Успешное  решение образовательных задач  возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности физкультурных занятий. Обеспечение высокой двигательной активности детей, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии и укреплении здоровья.
  Специально  организованные физкультурные занятия  со всей группой обеспечивают прохождение  и освоение программного материала в определенной последовательности; позволяют, по мере необходимости, повторять и закреплять двигательные действия. Обучение проводится систематически. Занятия строятся по определенному плану и поэтому позволяют дозировать физиологическую нагрузку, постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма. Подготовка организма к выполнению сложных движений позволяет предупредить травматизм при их выполнении.  В дошкольных учреждениях проводится три занятия в неделю по физической культуре: 2 занятия в зале и одно на воздухе.
  В общеобразовательной школе на уроках и переменах проводят физкультминутки  в форме игр - упражнений и мы должны готовить детей не только к обучению - получению знаний, но и к высоким физическим нагрузкам.
    Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.)
  Физкультминутка способствует смене позы и характера  деятельности путем двигательной активности. Она снимает утомление, восстанавливает эмоционально-положительное состояние ребенка. Для того чтобы уменьшить умственное утомление, целесообразно организовать активный отдых в середине или ближе к концу занятия на одну - две минуты. На занятиях со сменой деятельности (музыкальных, в некоторых дидактических играх, беседах), а также при условии увлеченности детей заданием (например, конструированием) устраивать физкультминутки нет необходимости.
  Содержание  физкультминутки составляют простые, знакомые детям упражнения: ходьба на месте, потягивания, подскоки, наклоны, движения рук и т.д.
  В перерыве между занятиями ребенку  предлагаются игры с мячом, скакалками, подвижные игры, игры-эстафеты и  другие формы оптимизации двигательной деятельности. Физические упражнения  во второй половине дня проводятся спустя 30 мин после дневного сна.  

    2.2.Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
    Правильная организация двигательной  деятельности ребенка в  повседневной  жизни способствует улучшению  его психофизического здоровья.
  Совершенствование двигательных навыков в повседневной жизни обеспечивает условия для  активизации самостоятельной двигательной деятельности ребенка. Именно самостоятельное  и творческое использование ребенком двигательного опыта в физических упражнениях и подвижных играх  на прогулке способствует развитию личностных и психофизических качеств; повышает интерес  к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмоциональную  сферу. Организация двигательной деятельности должна проходить в дружелюбной, радостной обстановке.
    Подвижные игры и физические  упражнения проводятся педагогом  в различное время дня в  соответствии с общепринятым  режимом: утром, в середине  дня и на вечерней прогулке.
      При распределении игр на день, неделю, месяц и т.д. воспитатель  планирует использование многообразного  двигательного  материала, его  повторяемость и вариативность,  обеспечивающие систему совершенствования  двигательных навыков.[11,225]
  При составлении календарного плана  проведения подвижных спортивных игр  и физических упражнений следует  принимать во внимание время года, состояние погоды, необходимость  разнообразия движений и двигательных действий. Особое внимание педагог  уделяет развитию самостоятельности  и творчества ребенка в его  двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка развивается  инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия  для самовыражения, совершенствования  психофизических и личностных качеств. 

   2.3. Организация самостоятельной двигательной деятельности   
                  детей
  Занятия физическими упражнениями, организуемые воспитателем, не могут охватить всего  многообразия движений, доступных детям 6 лет. Большое значение для старших  дошкольников приобретает самостоятельная  двигательная деятельность. Игры и  упражнения, организуемые детьми по собственному желанию, дают простор творческой инициативе при овладении новыми видами движений, способствуют закреплению навыков  поведения в коллективе сверстников. Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Самостоятельную двигательную деятельность ребенка воспитатель систематически и последовательно планирует и направляет. Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигательных действий способствуют различные мелкие и крупные физкультурные пособия, игрушки. Учитывая индивидуальные особенности и возможности малыша, педагог ежедневно в плане рабой предусматривает использование различных предметов в целях закрепления приобретенных навыков.
  Ребенок самостоятельно и творчески участвует  в играх типа: «Школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнования. Воспитатель наблюдает  за ходом этих игр и корректирует их ход.
  В вечернее время можно применять  игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: «Бирюльки», «Палочки-недотроги», шашки, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и  др. Важную роль в самостоятельной  деятельности ребенка играют подвижные  игры с правилами, с их помощью  развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил.
  Для двигательной деятельности используется разное время дня: утром до завтрака, в перерывах между занятиями, после дневного сна, на прогулках. Старшие  дети уже самостоятельны в выборе занятий, могут заранее намечать, во что и когда собираются играть, используют для этого любое свободное  от занятий время. Наиболее охотно индивидуально  или  в небольшой группе они  упражняются с мячом, скакалкой. Благоприятное время для таких  самостоятельных упражнений и игр - утренние и дневные прогулки.[8,196]
  Наблюдения  за детьми в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю  спланировать задачи, методы и содержание индивидуальной работы с ребенком.  
 
 
 
 

    2.4. Индивидуальная работа с детьми
      Эта работа строится на основе знания возрастных и тщательного изучения индивидуально - типологических особенностей детей. Она требует чуткого отношения к ребенку.                                                                                                Известно, что каждый ребенок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития.
  Индивидуальные  особенности ребенка влияют на усвоение им двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим.
  Важную  роль в индивидуальной работе с ребенком играют медико-педагогические наблюдения, которые позволяют учитывать показатели силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. В качестве показателей силы учитываются: уровень физической и умственной работоспособности на занятиях и в трудовых процессах; быстрота восстановления работоспособности после утомления; способность преодоления трудностей, инициативность и активность на занятиях, а также в играх; скорость овладения двигательными навыками, двигательная активность, эмоциональный тонус.
  Показателем уравновешенности нервных процессов  является ровное спокойное настроение ребенка, его доброжелательные отношения с детьми и взрослыми, спокойное поведение в конфликтных ситуациях, равномерность протекания деятельности.
  Воспитатель фиксирует склонности ребенка, его  способность к определенным движениям. [8,193]
  Составляя план индивидуальной работы с ребенком, воспитатель учитывает его двигательные интересы. Если ребенок посещает какую-либо спортивную секцию, то воспитатель или специалист по физической культуре связывается с тренером, согласовывает с ним индивидуальную работу с ребенком, его участие в разных формах двигательной деятельности.
       Воспитатель предлагает ребенку разнообразные задания: вспомнить и выполнить упражнения; организовать знакомые подвижные игры, привлекая при этом на ведущие роли не только активных, но и застенчивых детей.[8,195]
  С ребенком также проводится коррекционная  работа по  исправлению дефектов стопы и осанки, улучшению психофизических качеств и двигательных действий. Для этого педагог показывает и объясняет упражнение, дает предварительную ориентировку в действиях; активизирует сознательное и творческое отношение к движению. Важная роль отводится развитию ручной умелости, моторике рук.
  Эффективным результатом индивидуальной работы воспитателя с детьми старшего дошкольного  возраста должны быть: равномерная  подготовленность всех детей по программе, здоровое состояние организма, владение двигательными навыками, воспитание физических качеств, развитие индивидуальных склонностей, формирующихся способностей, положительные эмоции. Индивидуальная работа по развитию движений с детьми планируется ежедневно, во время прогулки.[22,54]
  Таким образом, систематическое проведение индивидуальной работы с ребенком или  с небольшими группами детей обеспечивает улучшение их движений и хорошую  физическую подготовку детей к обучению в школе, а также  развитие физических и личностных качеств. 

  2.5. Активный отдых  дошкольников
  Физкультурный праздник в детском учреждении представляет собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков.
  Динамика  двигательного содержания физкультурного праздника, проведение его на свежем воздухе, праздничное оформление места  проведения создают у ребенка  радостное, приподнятое настроение.
  В программу физкультурного праздника, как одного из видов активного  отдыха детей, входят разнообразные  физические упражнения и веселые  подвижные игры, отражающие приобретенные  ребенком двигательные навыки. В праздничную  программу включаются движения, предварительно разученные на физкультурных занятиях. Они доставляют ребенку радость  и удовольствие.[8,197]
  Физкультурные праздники разнообразны по содержанию и структуре. Они способствуют приобщению детей к физической культуре и  спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм и дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. Значительную роль в празднике играет музыка, вызывающая эмоциональный подъем, веселое, бодрое, радостное настроение.  Основу содержания праздника составляют уже освоенные детьми движения - упражнения с мячом, обручами, скакалками, интересные эстафеты с бегом, прыжками, подвижными играми. На празднике должны быть предусмотрены сюрпризы, неожиданные  задания. В играх и развлечениях обязательно активное участие всех детей. Также в подготовке и  проведении праздника обязательно участвуют  все сотрудники, родители и выпускники детского сада. Физкультурно - спортивные  праздники проводится два - три раза в год, их продолжительность 1 час- 1ч.20 минут.  Он может проводиться на участке дошкольного учреждения, в ближайшем парке, лесу, на поляне, на стадионе.
    Другим видом активного отдыха  детей является досуг.[8,199]
    Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха детей.
  Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка  эмоциональной, веселой двигательной деятельностью.
  Содержание  досуга составляют знакомые ребенку  подвижные игры и физические упражнения, которые варьируются, вызывая у  него интерес и положительные  эмоции при выполнении.
  Физкультурный досуг развивает мышление, воображение, целеустремленность, культуру чувств (например, приучают ребенка сдерживать свои чувства и желания, проявлять решительность, развивает в детях умение двигаться под музыку, музыкальную память.
  Физкультурный досуг не требует специальной  подготовки  и строится на знакомом материале. Развлечения проводят как  с одной группой, так и с  группами близких по возрасту детей. В досуге педагог принимает самое  активное участие: он подает команды  началу и окончанию игры или двигательного  задания, подводит итоги, является главным  судьей соревнования и своим заинтересованным отношением к происходящему создает  эмоциональную  атмосферу. Важную роль в поддержании радостного настроения, создании положительных эмоций играет атрибутика: эмблемы, медали, вымпелы, табло и т.д.
  Физкультурный досуг планируется 1- 2 раза  в месяц, его  продолжительность 40-50  минут. Его целесообразно посвящать  временам года, интересным спортивным событиям, общественным праздникам.
      Все приведенные формы организации активного отдыха тщательно  
    планируются и обсуждаются на педагогических советах дошкольного
  учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3.Подвижные игры как средство и метод физического воспитания и подготовки детей к обучению в школе 
  В формировании разносторонне развитой личности подвижным играм отводится  важнейшее место,  они рассматриваются  как основное средство и метод  физического воспитания. Являясь  важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
     В игре он упражняется в  самых разнообразных движениях:  беге, прыжках, лазании, перелезании,  бросании, ловле, увертывании и  т.д. Большое количество движений  активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
      Чрезвычайно важно учитывать  роль растущего напряжения, радости,  сильных переживаний и незатухающего  интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.
      Велика роль подвижной игры  в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.[8,144]
     Большое значение имеют подвижные  игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в  коллективе, подчиняться общим требованиям.  Правила игры дети воспринимают  как закон, и сознательное выполнение  их формирует волю, развивает  самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление  к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности. Подвижные игры благоприятствуют развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста. По данным Л.М.Коровиной,[23,15] дети 6-7 лет могут при соответствующем руководстве придумать варианты знакомой им игры, усложнить ее содержание, дополнить правила. В дальнейшем дети придумывают короткие игры на  сюжеты литературных произведений, сказок, а на более высокой ступени интеллектуального и творческого развития могут создавать подвижные игры на придуманные ими самими сюжеты. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью, красота окружающего мира, возвышенность человеческого подвига, героика труда, преломленная фантазией ребенка в игровых сказочных образах, глубже входят в  сознание детей, закрепляются как образец для подражания, формируют его представления о гражданском долге, чести, мужестве. Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают  и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.[23,8] 

  3.1.Специфика подвижных игр старших дошкольников.
  Подвижные игры являются незаменимым средством  пополнения знаний и представлений  об окружающем мире, развития мышления, ловкости, сноровки, ценных морально - волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования  разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В  процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление  их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности. Подвижная  игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению Лесгафта [22, 188], подвижная игра, является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной реакции ребенка на сигнал: «Лови!», « Стой!», «Беги!».
       Свободу действий дошкольник  реализует в подвижных играх,  которые являются ведущим методом  формирования физической готовности  к обучению в школе. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.
  Таким образом, играя и реализуя различные  формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят и при этом развиваются гармонично и целостно. 

  3.2. Теория подвижных игр
    Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение.  
Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие.     Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. Б. Эльконин,[9,170] который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». 
В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитательная функция тогда еще не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно-производительного труда, передать им опыт этого труда, осуществляя постепенное включение детей в доступные им формы деятельности. 
Согласно теории, развитой К. Гроссом,[8,136] игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Если наблюдать за играми молодых животных и за играми детей, то этот факт выступает с полной ясностью: игры всюду служат средством для упражнения и развития органов движения, органов чувств — особенно зрения, — а в то же время и для развития внимания, наблюдательности, часто и мышления. Детство длится до тех пор, пока мы не будем вполне готовы для того, чтобы самостоятельно вести борьбу за существование, и если это подготовка, это развитие всех физических и психических сил осуществляется с помощью игр, то играм принадлежит не только очень важное, но и центральное место... Следует рассмотреть также размышления о появлении подвижной игры П. Ф. Каптерева: прежде всего, нужно помнить, что игра — явление весьма широкое; играют не только дети, но и взрослые; играют не только люди, но и животные. Молодые животные — щенки, котята, медвежата — так же страстно любят игру, как и наши дети: она доставляет им не менее удовольствия, чем детям. 
Дети гораздо больше живут естественно-органическими потребностями, чем социально-культурными. К последним их приучают путем воспитания. Предоставленные же самим себе, дети охотно сбрасывают с себя культурную оболочку и становятся ближе природе. Самое удовлетворение органических потребностей и запросов бывает у детей очень легким, поскольку они, как правило, обеспечиваются своими родителями всем необходимым. До совершеннолетия дети должны быть обеспечены во всех своих потребностях, иначе они не могут нормально развиваться. В результате у детей остается масса свободных сил и энергии, которая не расходуется на труд по удовлетворению потребностей. Эти силы и энергия требуют выхода, побуждают к деятельности, вызывают разнообразные упражнения. Эта детская деятельность носит характер игры, т.е. непосредственно приятной деятельности. 
Виднейшие педагоги того времени Н.И.Пирогов, Е.Н.Водовозова, П.Ф. Каптерев и другие подчеркивали, что в физическом воспитании ребенка подвижная игра имеет первостепенное значение как деятельность, отвечающая его возрастным потребностям.[8,138]. В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине XIX в. появляются работы Н.И.Пирогова, позднее Е.Н.Водовозова, П. Ф. Каптерева и др. В них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал русские народные игры и советовал широко использовать их в воспитании детей. По мнению Ушинского особая воспитательная роль принадлежит коллективным играм, вырабатывающим у детей навыки общественного поведения.[8.138]

      Теорию и методику подвижных  игр разработал выдающийся русский  педагог П.Ф.Лесгафт 
Он указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». Движения, используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях. 
    П.Ф.Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия с более повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре. 
П.Ф.Лесгафт[8,136] рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества.

  Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить  ребенка владеть собой, «сдерживать  свои расходившиеся чувствования и  приучить таким образом подчинять  свои действия сознанию». 
По утверждению П.Ф. Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество. 
Идеи П.Ф. Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками (В.В. Гориневским, Е.А. Аркиным). 
В.В. Гориневский [8,140] рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Положительные эмоции оздоравливают организм ребенка. 
Серьезные требования В.В. Гориневский предъявлял воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения. Он требовал от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. В.В. Гориневский важное значение придавал воспитанию выразительности и грациозности движений ребенка в игре. Он считал целесообразным введение в игры элементов соревнования, доступного детям. При этом исключал азарт, возбуждение, недоброжелательность детей друг к другу. При наличии необходимого руководства со стороны воспитателя соревнование, по мнению В. В. Гориневского, может быть использовано в целях воспитания у детей положительных моральных качеств, чтобы пробудить в них интерес к игре и эмоциональный настрой. 
    Е. А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение. 
    Игра содействует работе крупных мышечных групп; разнообразие движений в ней препятствует утомлению; она развивает личную инициативу, психофизические качества; смелость, находчивость, дисциплину; тренирует анализаторные системы. 
    Значительную роль в результативности игры Е. А. Аркин отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре. 
   В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым, А.В.Запорожцем, Н.Н.Поддъяковым и др. 
   В разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А.И.Быковой, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Л.В.Артамоновой и др. [21,236] 
Исследования, проведенные Л.М.Коровиной, установили эффективность использования подвижной игры для ребенка пяти лет, методов соревнований и творческих заданий. О целесообразности обучения детей старшего дошкольного возраста основным движениям на этапе их совершенствования свидетельствуют исследования М.В.Потехина.    Эффективность формирования ориентировки в пространстве у детей старшего возраста в подвижных играх; обучение в игре безопасному передвижению по улицам; творчество, выразительность и красота движений нашли свое выражение в педагогическом опыте Э.Я.Степаненковой. [21 , 201]

    3.3. Классификация игр

    Многогранная воспитательная значимость  подвижных игр, доступность их  для детей дошкольного возраста, создаваемая играми радостная,  увлекающая детей сфера деятельности - все это определяет подвижные игры как ценнейший неотъемлемый спутник их повседневной жизни. Существуют различные классификации игр для детей дошкольного возраста. В программе и в существующих сборниках подвижных игр в основу классификации положен признак преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т. п.). При подборе подвижных игр по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастными группами. Это помогает воспитателю планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков

       В сборнике М. М. Конторович  и Л. И. Михайловой,  [10,149] помимо  аналогичной группировки по признаку  преобладающего движения, принято деление игр по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой подвижности. Они определяются по виду и характеру выполнения движений. Такая классификация облегчает ориентировку в игровом материале и отбор игр в соответствии с поставленной задачей. Например, Т. И. Осокина [8, 150] располагает подвижные игры также по признаку преобладающего в игре движения, включая в старших группах элементы спортивных игр.

  Игры  подразделяются по содержанию: подвижные  игры с правилами и спортивные игры. В последних учитываются, прежде всего, возрастные особенности детей, поэтому отбираются только доступные им, простейшие. Но подлинные элементы  техники движений, правил, организации игры. В силу этого данные игры не могут вызывать у детей той степени физического и психического напряжения, как у взрослого. В то же время они воспитывают у детей целеустремленность действий, настойчивость, дисциплину, чувство ответственности и товарищества, любовь к спорту.

     К подвижным играм с правилами  относятся сюжетные и несюжетные. К играм спортивным - волейбол, баскетбол, теннис, лапта, футбол, городки, бадминтон.

  Сюжетные  подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный  эпизод. Детей увлекают  игровые образы, в которые они творчески превращаются (воробушки и автомобиль, волк и гуси, обезьянки и ловцы. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. 
Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от
детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. 
В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через
обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды. 
К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов. 
     Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. 
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости. 
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам. 
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, («Мышеловка», «Ловишки из круга», «Хитрая лиса», «Два Мороза»), с  прыжками «Не попадись», «Лягушки и цапля», «Удочка», «Волк во рву»), с  метанием («Катай мяч», «Ловишки с мячом»), с лазанием «Перелет птиц», «Пожарные на учении», «Ловля обезьян») и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. ( Угадай, что делали», «Не намочи ног» и т.д). В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна. ( «Береги руки», «Найди и промолчи», «Жмурки с колокольчиком».

  3.4.Методика  проведения подвижных  игр с детьми  старшего дошкольного  возраста.
  Методика  проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое дидактическое руководство игрой.
  Особое  значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка  интерес к игре, увлекая его  игровой деятельностью, педагог  замечает и выделяет существенные факторы  в его развитии и поведении; определяет (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях и навыках.
  Важно помочь ребенку закрепить положительные  качества и постепенно преодолеть отрицательные. Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу вдумчиво выбирать методы руководства их деятельностью, корректировать поведение ребенка и их собственное; создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе. Детская радость сопровождающая игру способствует формированию физических, психических, духовных, эстетических и нравственных качеств ребенка.
  Методика  проведения подвижной игры направлена на воспитание эмоционального, сознательно  действующего в меру своих возможностей и владеющего разнообразными двигательными навыками ребенка. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий человек, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.
  Методика  проведения подвижных игр нашла  отражение в работах ученых: Е, А.Аркина, В.В.Гориневского,  Н.А.Метлова, А.В.Кенеман, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И. Осокиной, Е.А.Тимофеевой и др., существенно пополнивших и обогативших методику проведения подвижных игр в дошкольном учреждении. [22,17]
  Работы  Н.Н.Кильпио, Н.Г.Кожевниковой, В.И.Васюковой и др. подтвердили влияние игрового сюжета на всестороннее развитие ребенка. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка. Способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения. Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр и интересов детей. 

    3.4.1.Подбор и планирование подвижных игр
    Подбор и планирование подвижных  игр осуществляются в соответствии  с «Программой воспитания и  обучения в детском саду». При  этом учитываются: общий уровень  физического и умственного здоровья  детей, развитие их двигательных  умений, состояние здоровья каждого  ребенка, интересы детей.  Первое  требование, которым надо руководствоваться  при отборе подвижных игр, - соответствие  содержания игровых действий, правил  возрастным особенностям детей,  их представлениям, умениям, навыкам,  знаниям об окружающем мире, их  возможностям в познании нового.
       В соответствии с требованиями  программы подвижные игры постепенно  усложняются, варьируются с учетом  возрастающей сознательности детей,  накопления ими двигательного  опыта.  Подбирая игры, воспитатель  должен учитывать состав и  общее состояние детей группы. Если дети возбуждены, лучше провести  спокойную, малоподвижную игру, правила  которой требуют от них определенного  внимания ("Где звенит колокольчик?", "Найди флажок", "Пройди тихо" и др.). Если же дети долго  сидели на занятии, им необходимы  активные действия. В этом случае  нужно выбрать игру, в которой  движения разнообразны, часто меняются  в соответствии с сюжетом и  правилами ("Мой веселый звонкий  мяч", "Воробушки и кот"  и др.). Выбор игры зависит также  от времени года, погоды, температуры  (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования  и т. Д, но при этом по  возможности учитывает уже достаточно  определившиеся интересы детей.  При выборе игры нужно учитывать,  в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера  следует сочетать с играми  и занятиями, которые имеют  место в режиме дня. В конце  дня, незадолго до сна, игры  должны быть более спокойными.    
    Наличие интереса к игре, желание  выиграть помогает сосредоточить  внимание, активизировать восприятие, мышление, память, воображение. Не следует также увлекаться и количеством игр. Гораздо полезнее их варьировать, усложнять содержание за счет введения новых препятствий (« Кто скорее докатит обруч до флажка?», увеличения числа водящих («Охотники и звери», или размеров игровой площади (« Ловишки, «Перемени предмет»). Можно несколько шире использовать игры с элементами соревнования.
  Старшие дошкольники могут сами выбрать  игры, определить для нее место  и пособия, уточнить правила (бежать по слову «марш» или «три»), расстояние для бега или метания («Побежим до того дерева», «Бросаем в цель от черты»). Подвижные игры занимают определенно место  утром до завтрака, на занятиях по физической культуре, в перерывах между занятиями, однако чаще всего они организуются во время утренней и вечерней прогулок, причем место их во многом зависти от предыдущей деятельности детей.
      Сбор на игру должен быть  коротким, чтобы ранее пришедшим  не пришлось долго ждать. Лучше  всего договориться с детьми  о сборе по определенному сигналу.  Новую игру надо объяснить  всем детям одновременно, подчеркнув особо трудные правила, показав отдельные сложные действия, и повторить ее 3-4 раза. Для известной игры можно собрать желающих, и если она будет веселой, остальные тоже примут в ней участие. Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.

    3.4.2 Подготовка к игре

        Подготовка к игре состоит из нескольких важных моментов. Одним из них является предварительное ознакомление воспитателя с содержанием подвижных игр, причем необходимо знать игры не только своей группы, но и смежных возрастных групп, особенно предшествующей данному возрасту. Хорошее знание практического материала позволит педагогу легче справиться с подбором игр в соответствии с возрастными особенностями детей, их подготовленностью, правильно выбрать игру в зависимости от условий проведения, количества детей, наличия пособий, состояния погоды, воспитательных задач и т. п.                                                                                  Второй момент - это подготовка к проведению уже конкретной игры. Здесь необходимо, прежде всего, знать, в каких условиях будет проводиться игра: на участке или в помещении, в групповой комнате или в зале, с каким количеством детей. Это поможет воспитателю заранее продумать, как разместить играющих на имеющемся пространстве, чтобы они могли свободно двигаться. Заранее нужно уточнить и содержание игры, ее правила, повторить текст (если он есть в игре), продумать приемы активизации детей, использование отдельных пособий, игрушек. Малышей до игры надо познакомить с неизвестными им персонажами при помощи картинки, игрушки, сказки. Это поможет им быстрее освоить игровые действия.
  Третий  момент - подготовка непосредственно  перед игрой. Надо обратить внимание на гигиеническое состояние помещения  или площадки, где будет проходить  игра: в групповой комнате или  зале надо провести влажную уборку, открыть фрамуги, форточки или окна.
  Непосредственно перед игрой воспитатель подготавливает необходимое количество пособий (флажков, кубиков, погремушек и т. п.), раскладывает их так, чтобы детям было удобно ими  пользоваться, размечает места для  играющих (домики, гнездышки для  птичек, норки для мышек, место, где  сидит кот или располагается  гараж для автомобиля, и пр.).
       3.4.3.Организация детей в игре
        Педагогический эффект подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения воспитатель стремится развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков. Так, если перед воспитателем стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные, такие как "Солнышко и дождик", "Воробушки и кот". Если же ставится задача по развитию, например, равновесия у детей, то в данном случае более всего подойдут игровые упражнения "По тропинке", "Через ручеек" и др.
     Практически всегда можно варьировать способы организации игр: в зависимости от их структуры и характера движений воспитатель должен заранее предусмотреть наиболее целесообразную организацию игр и всей деятельности  детей в целом. Непосредственно перед началом игры малышей можно привлечь к расстановке игрушек и пособий. Такое активное участие в подготовке повышает их интерес к игре, к выполнению игровых заданий. Так, например, перед проведением игр "Поезд", "Птички в гнездышках", "Воробушки и автомобиль" воспитатель не всегда может расставить стулья предварительно. Он обращается к детям с предложением поиграть и начинает ставить стулья так, как это нужно для игры; поясняя им, что это вагончики или гнездышки, он просит детей постарше принести стулья.
     Когда все продумано и подготовлено заранее, воспитатель может провести игру с большей пользой для детей, обращая все свое внимание при руководстве игрой на выполнение поставленных ею задач. 

    3.4.4. Ознакомление детей с новой игрой
         Ответственным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение ее воспитателем. Ознакомление с новой игрой, объяснение ее содержания и правил требуют от воспитателя тщательной подготовки. Содержание некоторых игр необходимо раскрывать в предварительной беседе (не обязательно в день проведения игры), например. « Обезьянки и охотники», « Волк во рву», «Космонавты», « Путешественники» и т.д. в результате бесед, рассматривания картин выясняются знания детей, уточняются их представления, создается отношение к игровым образам, развивается творческой воображение.  Объяснение игры должно быть всегда эмоционально интересным, подготавливающим детей к веселой игровой деятельности,, возбуждающим желание поскорее начать игру. Объяснение несюжетной игры должно быть кратким, точным и интонационно - выразительным. Воспитатель объясняет последовательность игровых действий, указывает местоположение детей и игровых атрибутов, пользуясь при этом пространственной терминологией и выделяет правила. При проведении игр с элементами соревнования воспитатель при объяснении уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования, воодушевляет детей на выполнение заданий, выражая уверенность в том, что они все постараются и хорошо с ними справятся.  В старших группах целесообразно предложить детям самим вспомнить содержание игры. Один из них определяет местоположение играющих, пользуясь пространственной терминологией, излагает ход игровых действий; другой - перечисляет правила. Такой прием содействует развитию сознательности и самостоятельности детей, постепенно подводит к умению играть без непосредственного руководства педагога.
  Руководство воспитателя подвижной игрой  состоит в распределении ролей  в играх. Водящего педагог может  назначить, выбрать с помощью  считалки, может предложить детям  самим выбрать водящего и попросить  их, затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку. Он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим. В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение правил ребенком и тщательно анализирует причины их нарушения, следит за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой и эмоциональным состояниям детей в игре.
  Заканчивается подвижная игра общей ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и  приводящей пульс в норму. Вместо ходьбы может быть проведена аналогичная  по значению малоподвижная игра («  Придумай своё движение», «Принеси, что  тебе понравится», но обязательно, чтобы  все дети находились в движении, а не стояли.
  Не  следует подводить итоги игры сразу же после ее окончания: энергичная двигательная деятельность детей без  постепенного перехода к отдыху неблагоприятно влияет на работу сердца и всего  организма ребенка. При оценке игры воспитатель отмечает ее положительные  стороны, называет детей, удачно выполнивших  роли, проявивших смелость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Воспитатель постепенно подводит детей к самостоятельной  организации подвижных игр, следя  за ее ходом. Он предлагает детям творческие задания: придумать варианты подвижной  игры, изменяя ее сюжет, правила, а  в дальнейшем сочинить новую, свою игру.
      В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку
  Движения  детей старшей группы отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и  несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, которые вначале целесообразно вводить между детьми, равными по физическим силам и развитию двигательных навыков. Так, в игре «Кто скорее добежит до флажка?» задание выполняют 2—3 ребенка. По мере овладения детьми навыков и ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Лучшим считается звено, участники которого справятся с заданием быстро и правильно.
  В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, что бы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения.
  Так, в игре «Цветные фигурки» дети делятся  на звенья и в каждом выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя  дети с флажками в руках разбегаются  по залу. По команде «В круг!» они  на своего звеньевого и образуют круг. Затем задание усложняется, дети также разбегаются врассыпную по залу и по команде «В круг» строятся вокруг звеньевого, а пока воспитатель считает до 5, выкладывают какую-нибудь фигуру из флажков.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.