Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие музыкальной памяти младших школьников в процессе исполнительской деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание
      Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы развития музыкальной памяти
младших   школьников в процессе исполнительской  деятельности…………6
      Психологическая сущность развития музыкальной памяти
        младших школьников в процессе исполнительской деятельности……..6
      Анализ практического опыта по  развитию
          музыкальной памяти  младших школьников
         в процессе  исполнительской деятельности…………………………….16
         1.3 Методы диагностики  музыкальной  памяти 
            младших школьников…………………………………………………..23
   Выводы по первой главе……………………………………………………..30
Список  литературы……………………………………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

 
      В области музыкального искусства  и музыкальной педагогики важным становится развитие музыкальной памяти школьников, так как ее значение для обучения детей неоднократно подчеркивалось в научно-методической литературе и составляет одно из направлений обучения и развития личности детей в школе.
      В школьном возрасте память, как и  все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.
      В интересах формирования и развития музыкальности у детей важно  создавать условия, при которых  происходит накопление запаса музыкальных  впечатлений, расширяются рамки  репертуара, осваиваемого детьми. Способностью, опосредующей эти «приобретения» и  накопления, обеспечивающей их сохранность и использование в соответствующей деятельности, является музыкальная память.
      Особенно  важно развитие музыкальной памяти  младших школьников, так как способствует развитию креативности и самостоятельности.
      Разработкой проблемы развития музыкальной памяти школьников занимались М. Г. Араковский, А.В. Ражников, В. Н. Петрушин, и  другие. В работах ученых затрагиваются отдельные стороны развития музыкальной памяти.
      Огромную  ценность представляют работы В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, М.С. Старчеус в которых раскрываются сущности внутренней природы музыкальной памяти.
      В работах Т.А.Барышевой, В.К. Белобородовой, Л.В. Горюновой, А.А. Пиличаускаса раскрываются особенности развития музыкальной  памяти в разные возрастные периоды и методы формирования музыкальной памяти школьников.
      Но  в современной психолого –  педагогической, методической литературе мало внимания уделяется вопросам развития музыкальной памяти детей старшего школьного возраста. В работе учителей по развитию музыкальной памяти школьников есть и существенные недостатки : слабо разработаны формы и методы, средства формирования музыкальной памяти школьников; недостаточно разработана система работы учителя музыки по формированию музыкальной памяти  старших школьников.
        Недостаточная исследовательность  проблемы и ее практическая  значимость обусловила выбор  темы работы: «Развитие музыкальной памяти младших школьников в процессе исполнительской деятельности».
      Цель  исследования: выявить и научно обосновать психологические условия, обеспечивающие результативность развития музыкальной памяти младших школьников в процессе исполнительской деятельности.

      Объект  исследования: развитие музыкальной памяти младших школьников в процессе исполнительской деятельности.

      Предмет исследования: психологические условия и средства развития музыкальной памяти младших школьников в процессе исполнительской деятельности.
      В ходе исследования нами решались следующие  задачи:
      Определить психологическую сущность развития музыкальной     памяти младших школьников.
      Выявить состояние практики развития музыкальной памяти младших школьников в процессе исполнительской деятельности.
      Изучить методы диагностики музыкальной памяти младших школьников.
      Для достижения цели и поставленных задач  нами применялись следующие методы научного исследования:
        теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение и анализ передового  педагогического опыта);
        эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся,);
        статистические: метод графической и математической обработки результатов исследования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Глава 1. Теоретические  основы развития музыкальной  памяти старших школьников в процессе исполнительской  деятельности. 

1.1.Психологическая  сущность развития  музыкальной памяти  старших школьников  в  процессе  исполнительской  деятельности 

      Известно, что каждое наше переживание, впечатление  или движение составляют известный  вид, который может сохраниться  достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Речь идет о памяти человека. Память – это довольно-таки широкое понятие, изучаемое в области психологии.
      В «Общей психологии» В.В. Богословского, дается такое  определение памяти - «память – запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности»[5,С.198]. В «Общей психологии» Е.И. Рогова, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом[ 28,С,245].
      Память  необходима человеку. Она позволяет  ему накапливать, сохранять и  впоследствии использовать жизненный  личный опыт. Ни одна другая психическая  функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других процессов. И.М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного[32,С.147]. Авторы учебного пособия «Психология» И.В. Дубровина, Е.Е, Данилова, А.М. Прихожан отмечают, что в основе деятельности памяти лежат так называемые связи - ассоциации. Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Запомнить что-либо – значит, связать запоминаемое с чем-то, вплести то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации. Есть несколько видов ассоциаций, которые выдвигают авторы учебного пособия «Психология»:
      по  смежности: восприятие или мысль  об одном предмете или явлении  влечет за собой припоминание других предметов или явлений, смежных  с первым в пространстве или во времени;
      по  сходству: образцы предметов, явлений  или мысли о них вызывают воспоминание о чем-то сходным с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор;
      по  контрасту: ассоциируются резко  различные явления – шум и  тишина, доброе и злое и т.д.[12, С.187].
      Память  связывает прошлое человека с  его настоящим, обеспечивает единство личности. Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями. В научной литературе разработано несколько классификаций видов памяти: 1)  по признаку что запоминает человек (предметы, явления, мысли, движения, чувства), различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память; 2) по признаку как человек запоминает (случайно или преднамеренно), выделяют произвольную и непроизвольную память; 3) по признаку  как долго сохраняется то, что человек запомнил. Выделяют кратковременную и долговременную память.
      Кратко  опишем названные виды памяти:
      Двигательная (моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность.
      Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытываем в тех или иных ситуациях. Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, являясь важнейшим условием его духовного развития.
      Образная  память. Этот вид памяти связан с  нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир.
      В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим.
      Произвольная  память предполагает наличие специальной  цели запомнить, которую ставит человек  и применяет для этого соответствующие  приемы, производит волевые усилия.
      Непроизвольная  память не предполагает специальной  цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий. Непроизвольная память – не иссякающий источник познания. В развитии памяти непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравиться, на что мы обратим случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть и у животных – это установлено учеными. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памяти. Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти – применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.
      Кратковременная и долговременная память, отличаются  друг от друга длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность – несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что произошедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранения материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.
      По  мнению ученого Дубровиной И.В. в  процессе развития человека относительная  последовательность становления видов  памяти выглядит примерно так:
      1Двигательная, эмоциональная, образная, смысловая
      2.Непроизвольная, произвольная
      3.Кратковременная,  долговременная.[12,С.191].
      Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обобщаются, взаимодействуют между собой.
      Вопрос  музыкальной памяти – это отдельный  вопрос в музыкальном воспитании и в музыкальной педагогике, так как музыкальная память включает в себя синтез различных видов памяти, таких как слуховая, зрительная, логическая, моторная, эмоциональная.
      Музыкальная память – явление комплексное. Она  складывается из различных видов памяти – общих и специфических музыкальных. Известный педагог Л. Маккинон сравнивает память с лифтом, держащимся на нескольких тросах: если обрывается один из тросов – остальные удерживают лифт [21,С.104].
     К.Сишор  придавал особое значение способности воспринимать музыку по памяти в музыкальном творчестве. Он называл её способностью к «созданию слухового образа» и связывал с долговременной памятью и работой «слухового воображения» [27,С.96].
     Б.М.Теплов считал, что «способность к слуховому  представлению» образует «основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения» [36,С.214]. Л.Мейер говорил о значении музыкальной памяти в предвосхищение процесса развития музыкального образа[27,С.89]. Б.Гордон, А.Бентли, В.Янг, включая музыкальную память в структуру музыкальности, разделили феномены звуковысотной и ритмической памяти.
     Существуют  две точки зрения. Известно, что  Б.М.Теплов считал, что нет оснований, говорить о музыкальной памяти как  о самостоятельной музыкальной  способности. В то же время ряд исследователей   констатирует существование «ножниц» в уровнях развития у некоторых детей музыкального слуха и чувства ритма с одной стороны, и музыкальной памяти с другой (А.К. Брыль, А.Л.Готсдинер, И.П.Тейнрихс, Г.М.Цыпин,). Г.М.Цыпин пишет: «наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных, ведущих музыкальных способностей… По существу, никакой род музыкальной деятельности был бы невозможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти» [39,С.112].
       «Музыкальная память - это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, полученного органами чувств»[1,С.102]. Она активно включается во все познавательные процесса и все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, входит в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности. Содержанием музыкальной памяти, так же как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использование индивидуального музыкального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности музыканта и непрерывное его развитие. Память человека – это сложный процесс отбора и переработки огромного количества внешних воздействий, впечатлений, собственных усилий и переживаний, направляемые потребностями, мотивами и интересами для осуществления настоящей и планируемой деятельности. Все эти психические явления сопровождаются мнемическими процессами.
     По  времени и характеру мнемических  процессов в музыкальной памяти различают временные системы памяти.
     Ультракороткая (мгновенная) память – отпечаток  коротких, прерывистых и неожиданных  звуков, главным образом признаков  звука – высоты, тембра. Длительность их невелика – 0,1-0,5 секунд. В сознании остается быстро исчезающий след, для  оживления которого необходимо повторение сигнала.
     Кратковременная память – отличается большим объемом  звучащей в сознании музыки,  что  обеспечивает запоминание не отдельных  признаков звуков, а блоков, имеющих  смысловое значение – мотивов, фраз, мелодий.
     Оперативная память – использует как материал непосредственного восприятия и кратковременной памяти, так и ранее усвоенного. Основное её содержание – обслуживание непосредственно протекающей музыкальной деятельности – представляемой или реальной, исполнительской или композиторской.
     Многократные  воздействия одного и того же музыкального материала длительностью более 15-20 минут, его повторение и воспроизведение  вызывает в белковых молекулах нервных  клеток необратимые изменения, которые  приводят к прочному закреплению воспринятого. Это долговременная память, которая сохраняет надолго все запечатленное.
     В зависимости от содержания мнемических  процессов называют  двигательную (психомоторную), образную (слуховую, зрительную), эмоциональную и словесно-логическую виды памяти.
     Двигательная  память у музыканта проявляется  в том, что хорошо запоминаются исполнительские  движения и их комплексы. Значение двигательной памяти огромно. Признаком хорошей  двигательной памяти являются виртуозность, ловкость, легкость в овладении техническими трудностями. Облегчает запоминание и овладение музыкальным произведением.
     Яркие и устойчивые музыкально-слуховые представления  характерны для обладателя образной памяти. Хорошая образная память, слуховая – облегчает формирование внутреннего  слуха, зрительная – легко вызывает зрительные образы вместе со звучанием.
     Эмоциональная память – память на пережитые чувства  и эмоции. Она окрашивает все восприятие, действия и поступки человека в определенную «тональность» в зависимости  от того, какими чувствами сопровождалось восприятие музыки или ее исполнения. Эмоциональная память основа ладового чувства и музыкальности.
     Словесно-логическая память – проявляется в облегченном  запоминании обобщающих и осмысленных  комплексов – формы и структуры 
      В то же время необходимо подчеркнуть, что в нормально развитой и правильно организованной музыкальной памяти доминирующую роль всегда будет играть слуховой (слухо-образный) компонент; последнее обстоятельство определяется самой спецификой музыкальной деятельности. И поскольку музыка — искусство слуховых впечатлений и восприятий, музыкальная память представляет собой прежде всего слуховую память.
     Формирование  слухо-образной памяти связано с  преобразованием внутренних слуховых представлений, которые являются основой  запоминания музыкального материала. Активное запоминание произведений создает благоприятные условия для формирования внутренне слуховых представлений.
      Тот факт, что приоритет в процессах  музыкальной памяти принадлежит  слуховому компоненту, наводит на мысль о существовании определенной взаимосвязи между способностью к запоминанию звукового материала, с одной стороны, и остальными музыкальными способностями — с другой. Специальные исследования, проводившиеся с целью выяснения этого вопроса, подтвердили прямую зависимость между качеством музыкальной памяти учащегося и уровнем сформированности у него музыкального слуха и музыкально-ритмического чувства. Чем больше развиты слух и чувство ритма, тем эффективнее действуют механизмы музыкальной памяти, и наоборот. В то же время было бы неверным полностью отождествлять функции музыкальной памяти с функциями, присущими другим музыкальным способностям, видеть в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения звукового материала одни лишь проявления музыкального слуха и чувства ритма. Доказано, что учащиеся, стоящие приблизительно на одном уровне слухового и музыкально-ритмического развития, подчас заметно отличаются друг от друга в отношении скорости, точности и прочности запоминания музыки. Это дает основания утверждать, что музыкальная память — особая, специфическая, способность.
      Память  школьника совершенствуется в различных  видах деятельности. Все, начиная  со слушания музыки и кончая ее исполнением  в той или иной мере затрагивает  сферу музыкальной памяти. Надо заметить, что условия, благоприятствующие формированию и развитию музыкальной памяти, создаются музыкально-исполнительскими действиями. Здесь необходимо принять во внимание следующие обстоятельства.
      Первое. В отличие от тех, кто просто слушает  музыку, анализирует ее, ученик-исполнитель ставит, как правило, прямой целью своей деятельности запомнить музыкальный материал, выучить его наизусть. Нацеленность исполнителя (осознанная или неосознанная, произвольная или непроизвольная — это дела не меняет) на выучивание музыки наизусть, мнемическая направленность значительной части его повседневных трудовых усилий обусловливают существенную интенсификацию процессов музыкальной памяти, заметно повышают ее рабочий тонус, в конечном счете — ее продуктивность и работоспособность. Актуализация (вовлечение в действие) музыкальной памяти определяется в данном случае характерными особенностями и свойствами самой музыкально-исполнительской деятельности.
      Второе. Ученик во время исполнительской  деятельности через конкретное игровое  действие соприкасается со звуковым материалом, непосредственно воспроизводит его, и это обстоятельство также имеет самое близкое отношение к проблеме развития музыкальной памяти. Суть в том, что фактором, в значительной мере определяющим успешность запоминания, влияющим на эффективность функционирования механизмов человеческой памяти вообще, является активность субъекта при восприятии им тех или иных (в том числе и звуковых) явлений. Известно, что при воспроизведении воспринятого степень этой активности заметно возрастает, превышая (и существенно) ту, что обычно имеет место при одном лишь восприятии. Иначе говоря, кратчайший и наиболее благодарный путь при запоминании — воспроизведение. Активное повторение гораздо действеннее пассивного, утверждает К. Д. Ушинский. Одно дело просто слушать музыку, иное — исполнять ее (голосом или на инструменте). Многочисленные примеры из жизненного опыта подсказывают, что во втором случае запоминание окажется более быстрым и прочным. Соответственно более многосторонней и эффективной явится при этом и сама тренировка музыкальной памяти. Отсюда следует, что исполнительские действия ведут к качественному улучшению музыкальных мнемических операций, шире — к упрочению и совершенствованию соответствующей способности.
      Третье. Воспроизведением музыки можно назвать в известном смысле и ее мысленное проигрывание, оживляющее и последовательно разворачивающее в сфере внутренне слуховых представлений вереницу ранее воспринятых звуковых образов и картин. И в этом случае на музыкальную память возлагается определенная нагрузка, однако распределяется она неравномерно: в одних звеньях мнемической системы — слухо-образных — совершается усиленная работа, другие — прежде всего те, что связаны с движением, моторикой, — практически бездействуют.
      Совершенно  иной становится ситуация, когда музыка реально, «на деле» проигрывается или поется — здесь активизируется и вовлекается в действие вся музыкально-мнемическая структура снизу доверху, во всем богатстве и разнообразии ее компонентов. Педагог, желающий что-нибудь запечатлеть в детской памяти, полагал К.Д.Ушинский, должен позаботиться о том, чтобы глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений приняли участие в акте запоминания. Именно этому и содействует, причем действительно в полной мере, сам музыкально-исполнительский процесс.
    Из  вышеизложенного можно сделать  вывод о том, что музыкальная память – явление комплексное. Она складывается из различных видов памяти – общих и специфических музыкальных. Музыкальная память - это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, полученного органами чувств. Она активно включается во все познавательные процесса и все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, входит в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности.  Развитие музыкальной памяти – достаточно серьезный и сложный процесс, т.к. одновременно с развитием музыкальной памяти развивается синтез многих других видов памяти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


1.2 Анализ практического опыта развития музыкальной памяти в процессе исполнительской деятельности. 

      Изучая  опыт работы учителей музыки мы ставили  задачи выявить:
        какие виды памяти стремятся развивать они  у учащихся на уроках музыкального искусства;
        какие используют для этого  методы приемы, средства  музыкального обучения;
        какие сложились в опыте учителей недостатки.
      Нами  изучен опыт учителей городов России, представленный на страницах периодических  изданий таких как, журналы: «Искусство в школе», »Музыка в школе», «Музыкальное просвещение», «Начальная школа».
      Одна  из интересных методик, которая применима  в развитии музыкальной памяти школьников -  хоровое сольфеджио Струве.
    В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Занятия по предлагаемой методике могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
    Не  менее чем проблемы сохранения голоса и развития музыкального слуха, в  этой программе  важны вопросы  воспитания музыкальной памяти. Нередко  руководители хоровых коллективов  говорят о своих воспитанниках: «У них прекрасная музыкальная память». Но при этом они имеют в виду память мелодическую. Такие руководители с упоением рассказывают, как быстро выучил коллектив по слуху ту или иную песню. На самом деле пользование одной так называемой мелодической памятью приводит к одностороннему развитию музыкальных данных ребенка. Пение по слуху антипедагогично во многих отношениях [7, С.96].
      Повторить голосом несложную мелодию совсем не значит иметь хорошую музыкальную  память. Лишь на первый взгляд может  показаться, что пение по слуху способствует воспитанию музыкальной памяти и ускоряет процесс работы над песней. На самом же деле с детьми можно и должно проводить очень серьезную и систематическую работу по развитию музыкальной памяти. Весь комплекс связанных с этим приемов и упражнений осуществляется на занятиях хора во время распевания[7,С.98].
      В опыте педагога Рытовой О.А. из г.Таганрога  используются упражнения из этой методики, которые  носят характер своеобразной увлекательной игры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.