На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Педагогические цели и образовательные стандарты

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
ЧОУ «Институт Экономики  Управления и Права» (г. Казань)
Альметьевский филиал, отделение  педагогики и психологии 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа
По  дисциплине: «Общие основы педагогики»
На  тему: «Педагогические  цели и образовательные стандарты»
Специальность 050706 
 
 
 

Выполнил:
студент 902з
Шамсутдинова  А.И.
  Проверил:
Низамова  Х.М. 
 
 
 
 
 

Альметьевск 2010.
План 
 

 I. Введение…………………………………………………………………………………
1.1. Понятие цели педагогической  деятельности…………………………………..
1.2. Понятие задач в педагогической деятельности……………………………….
II.  Государственно-общественный характер управления системой образования………………………………………………………………………………..
2.1. Основные признаки государственного управления ……………………………
2.2. Основные признаки общественного управления………………………………..
   III. Понятие образовательных стандартов в педагогике……………………..
3.1. Стандарты педагогического  профессионализма………………………………
3.2. Структура стандартов…………………………………………………………….
   IV. Список использованной литературы…………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Введение  

      Цель - это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека. Любая деятельность предполагает цель, мотив, средства и результат. Педагогическая деятельность не исключение. Развитие индивида и личности может происходить и без заранее поставленной цели, недостаточно осознанно и потому неорганизованно. Результаты такого стихийного развития могут быть как благоприятными, так и нежелательными, противоречащими интересам и самой личности, и общества. Но в данном случае мы имеем в виду именно педагогическую, учебно-воспитательную деятельность как осознанную и преднамеренную, заранее запланированную и организованную, в основном контролируемую и корректируемую деятельность. Итак, в структуре педагогической деятельности есть цель.
      Философы, психологи и педагоги, как правило, говоря о цели, предвосхищают  идеально воображаемый результат деятельности как желаемый и  ожидаемый ее продукт. Но откуда, же берется эта цель? Причиной ее формирования исследователи считают осознанные (иногда недостаточно осознанные) потребности и интересы. Потребность в свою очередь представляет собой недостаток, дефицит, отсутствие у субъекта каких-либо жизненно значимых и важных для него средств (в широком понимании) и комфортных условий. В подобной ситуации этот дефицит чего-то и дискомфортные условия субъект переживает как потребность (требуется нечто); ее-то и надо удовлетворить. Эта осознанная потребность становится в воображении субъекта желаемым продуктом, целью, которую субъект может достичь в процессе деятельности. А так как потребностей бесконечно много и к тому же они развиваются, то, следовательно, и целей также много и они тоже развиваются в процессе деятельности. Говоря о зависимости цели от потребности индивида, философ В.П. Тугаринов отмечает, что цель выступает как образец ценности индивида, а сама потребность и интерес — нет. Кроме того, любопытно отметить, что осуществленная цель перестает ею быть. 

      1.1. Понятие цели педагогической  деятельности. 

      Цель  педагогической деятельности имеет ряд особенностей. Прежде всего следует различать цель педагогической деятельности и цель воспитания. Как было сказано в первой лекции, “педагогика” как понятие имеет разный смысл, а понятие “воспитание” предполагает 5 уровней. В общем виде цель педагогической деятельности можно сформулировать в педагогике как науке на социально-педагогическом и общепедагогическом (на 1 и 2-м) уровнях понятия “воспитание”. А на технологических уровнях (на 3-м — 5-м) цель можно представить только как сосуществование и сопоставление цели субъекта S и цели объекта (О), как CO-ЦЕЛИ— интеграции смысла понятий “содействие”, “сопереживание”, “сотрудничество”. (Неологизм по аналогии: соратник, сотрудник, собрат и др.).
      Вторая особенность цели связана с тем, что объектом педагогической деятельности является человек (индивид, личность, группа людей), обладающий сознанием разного уровня развития — волей, собственными потребностями и интересами и, следовательно, своей целью и деятельностью. Иными словами, кроме соцели наличествует и содеятельность. Отсюда вытекает и такая особенность цели педагогической деятельности: взаимодействие целей субъекта и объекта при ведущей роли цели субъекта. 
      Третья особенность состоит в том, что цели эти в основном не совпадают и лишь в некоторых ситуациях они могут быть одинаковыми. Напомним только о том, что, если целью объекта педагогической деятельности (школьника, студента, воспитанника) является, например, овладение знаниями, нормами поведения, то целью субъекта (учителя, воспитателя) будет создание оптимальных, благоприятных условий для успешного усвоения объектом соответствующих знаний и умений. 
      Четвертая особенность этих целей заключается в том, что они взаимодействуют следующим образом: непрерывно диагностируя динамику развития целей  объекта воспитательной деятельности, субъект также постоянно корректирует свои цели. Меняется цель воспитанника, меняется и цель воспитателя, потому что последний корректирует ее так, чтобы создать воспитаннику наилучшие условия для достижения его цели.
      Цель  педагогической деятельности, выраженная на общепедагогическом (т.е. на 2-м) уровне, является учебно-воспитательной и, по сути, распадается на две большие группы: цели воспитательные и цели учебные. А так как они специфичны для субъекта и объекта деятельности, то каждая группа этих целей опять же конкретизируется, по меньшей мере, в двух отношениях: цели субъекта и цели объекта учебно-педагогической деятельности. 

      1.2. Понятие задач  в педагогической  деятельности  

      Кроме целей, в деятельности различают и задачи. Исследователи под задачей обычно подразумевают частные цели (или подцели) в конкретной ситуации. Для достижения общей цели в конкретных условиях и ситуациях приходится решать несколько частных задач на технологических уровнях как шаги к общей цели. Для примера возьмем цель педагогической деятельности — “воспитание у учащихся культуры речи”. Она имеет и воспитательный, и учебный аспекты. Чтобы достичь этой цели, например, в средних классах, придется решать ряд учебно-воспитательных задач: воспитание и развитие у детей устной и письменной речи; обогащение словарного запаса учащихся; выработка навыков грамотного письма, работа по формированию выразительности речи, ее эмоциональности и т.п. Причем конкретно-педагогические и  или видно-педагогические задачи будут учитывать соответственно индивидуальные особенности речи отдельных групп учащихся и каждого ученика. 
      Охарактеризуем  функции цели педагогической деятельности. Их несколько: а) цель — эталон предвосхищаемого образа, желаемого продукта как ценности; б) цель как побудитель к действию; в) цель как норма для выбора средств действия.
      В первой функции цель как эталон предвосхищаемого образа указывает  общее, генеральное  направление субъекта и объекта деятельности.
      Затем в функции эталона  цель выполняет роль мерила, меры для  сравнения того, что уже сделано, с тем желаемым продуктом, который мы хотим иметь.
      Еще одна подфункция эталона  имеет отношение  к регуляции педагогической деятельности. Ее можно  назвать корригирующей  подфункцией.
      В педагогической деятельности цель выступает в качестве системообразующей категории. Она связана с мотивами деятельности и играет решающую роль в выборе ее средств. Так, одной и той же цели могут соответствовать разные альтернативные (или — или) или даже противоположные мотивы. 
      Необходимо  сказать о взаимосвязи цели, результата и средств. К последним относятся процесс, а также материальные (предметные, орудийные) и идеальные средства, то есть как внешние, так и внутренние элементы деятельности. Только располагая необходимыми средствами, субъект может достичь цели. Но может быть и так, что поиск средств, обеспечивающих ими какое-либо действие, становится целью промежуточного этапа деятельности. Например, для диагностики успешности усвоения знаний учащихся (цель) учителю необходимо заблаговременно подготовить средства контроля: тексты диктантов, задач, творческих заданий, тестов и т.п. И подготовка их на предварительном этапе деятельности по контролю превращается в подцель, а ее реализация становится условием достижения основной цели.
      Содержание  цели зависит от объективных законов и условий действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств. 
      У индивида или группы (“Я” или “Мы”) возникает потребность, удовлетворение которой осознается как необходимость (долг). Эта необходимость может стать намерением (“хочу”), сообразующимся с возможностью (“могу”). Если и здесь нет препятствий, то система “надо— хочу— могу” возвращается к цели. Тогда цель из “необходимости” превращается в реальный побудитель к действию. Стоит заметить, что система “надо — хочу — могу — цель — действие” может быть реальной только при условии, когда каждая ее составляющая действительно существует. Здесь срабатывает принцип “вето” (от лат. veto — запрещаю): если нереален хотя бы один элемент, то и вся система оказывается бездействующей.
      По  значимости и уровню обобщенности цели в  педагогике построены  по принципу иерархии. Эта иерархия вытекает хотя бы уже из разноуровнегого понимания категории воспитания. Кроме того, есть взаимосвязь и по горизонтали. В педагогике уже утвердилось суждение о таксономии целей (например, по Блуму). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      II. Государственно-общественный характер управления системой образования
      Будущему  учителю, вступающему  в самостоятельную  профессиональную деятельность, важно иметь полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Это поможет с самого начала войти в ритм работы школы, понять сложный механизм ее функционирования, установить профессиональные деловые отношения с администрацией, коллегами-учителями, учениками и родителями.
      В педагогической науке  и практике все  более усиливается  стремление осмыслить  целостный педагогический процесс с позиций  науки управления, придать ему строгий  научно обоснованный характер. Справедливо  утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.
      Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.  
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы — общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

      Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования.
      Традиционное  представление о  внутришкольном управлении раскрывалось в таких  характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; внедрение элементов научной организации педагогического труда и др. Сегодня на смену философии "воздействия" в управлении школой идет философия "взаимодействия", "сотрудничества", "рефлексивного управления".
      Теория  управления школой существенно  дополняется теорией  внутришкольного  менеджмента (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова и др.). Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дают основание для •разработки самостоятельного направления — внутришкольного менеджмента. 

      2.1. Основные признаки государственного управления  

      Одна  из отличительных  особенностей современной  системы образования  — переход от государственного к государственно-общественному  управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.
      Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации "Об образовании", принятом в 1992 г. В соответствии с законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политический, международной сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти — Федеральным Собранием РФ на определенный промежуток времени.
      Федеральная программа является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной  политики в сфере  образования, так  и объективными данными  проведенного анализа  состояния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит три основных раздела: аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности, и организационный, определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.
      Государственный характер управления системой образования  закреплен следующей  совокупностью принципов  государственной  политики в области  образования, сформулированных в законе РФ "Об образовании":
      - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине;
      - единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
      - общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников;
      - светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;
      - свобода и плюрализм в образовании;
      - демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
      Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан РФ на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений. 

      2.2. Основные признаки общественного управления 

      Общественный  характер управления системой образования  проявляется в  том, что наряду с  органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления — совета школы. Функции и содержание работы совета определяются "Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации".
      Высшим  руководящим органом  школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Таким образом, Устав одной общеобразовательной школы в своих деталях может отличаться от Устава другой школы, но общая направленность Устава задается "Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях". Как коллегиальный орган совет школы утверждает основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяет язык обучения. Совет школы может создавать временные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным направлениям работы учебного заведения и устанавливает их права, обязанности, границы полномочий. Делегатами конференции с правом решающего голоса на собраниях своих коллективов избираются учащиеся II и III ступеней, учителя и другие работники учебного заведения, родители (лица, их заменяющие), представители общественности.
      В период между конференциями  в роли высшего  руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения).
      Деятельность  совета школы осуществляется по следующим основным направлениям:
      - организует выполнение решений конференций;  
наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы этих учащихся;  
устанавливает возраст учащихся при наборе в I класс, необходимость и вид ученической формы;

      - рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;  
заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных педагогов;

      - совместно с администрацией учебного заведения и его общественными организациями создает условия для педагогического образования родителей.
      Совет школы, как правило, возглавляемый одним  из представителей общественности или родителей, работает в тесном контакте с администрацией школы и общественными организациями. Совет доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменяющих. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствующих членов совета.  
Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.

      Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения. Они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений и групп.
      Диверсификация (в пер. с лат. — разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, — как государственных, так и негосударственных.
      В заключение укажем некоторые  особенности управления негосударственным  образовательным  учреждением. Руководство  негосударственным  образовательным  учреждением осуществляет непосредственно  его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый по усмотрению учредителя. Негосударственное образовательное учреждение имеет свой Устав, в котором определены правомочия попечительского совета, структура управления, порядок назначения и, выборов руководителя образовательного учреждения. 
 
 
 
 

III. Понятие образовательных стандартов в педагогике 
 

      Проблемы  целеобразования  и целеполагания в педагогике теснейшим образом связаны с проблемами образовательных стандартов.
      Под образовательными стандартами понимаются нормы, образцы, мерила оценки объекта стандартизации. Роль стандартов в жизни общества разнообразна. Они служат точкой отсчета эффективности труда, качества продукции, мерой прогресса.
      Стандарты — это инструмент защиты прав потребителя, пользователя средствами жизнедеятельности. Можно сказать, что стандартизировано все: от воздуха, которым мы дышим, до обуви, которую мы носим; от состояния здоровья до качества продуктов питания, от скорости движения транспорта до экологических показателей окружающей среды. Государственные стандарты — ГОСТЫ — входят в систему управления обществом и закрепляются законодательно.
      В области образования действуют национальные стандарты. Многие из них согласованы с международными образовательными стандартами. В стандартах закрепляются цели воспитания и образования. В результате обобщенные формулировки целей образования и воспитания как некие декларации приобретают строгое диагностируемое выражение. Благодаря стандартам образования, общество в целом, правительство, ведомства образования, школа и педагоги, родители и сами учащиеся получают возможность оценки качества образования, его прогресса. Мониторинг, в том числе с применением компьютера, становится инструментом управления функционированием и развитием всех объектов и субъектов образования и воспитания. Подчеркнем, что стандарты образования не остаются застывшими. По мере прогресса общества они изменяются, что фиксируется в законодательных документах.
      Образовательные стандарты в нашей  стране получили конституционное  закрепление. В статье 43 Конституции России указывается: "Российская Федерация устанавливает  федеральные государственные  образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования". При этом образовательный госстандарт толкуется как инструмент контроля за соблюдением прав граждан на образование.
      Закон Российской Федерации  об образовании выделяет федеральные и национально-региональные образовательные госстандарты (Статья 7). Государственные образовательные стандарты РФ обновляются, разрабатываются раз в 10 лет, утверждаются в установленном порядке Правительством. Федеральный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
      Разработчики  концепции федеральных  компонентов государственного образовательного стандарта  общего образования указывают на многоаспектность их функций. Иначе говоря, введение ГОСТов в образовательную политику РФ позволяет: а) оценивать состояние системы образования; б) обеспечивать права граждан на полноценное образование; в) сохранять единое образовательное пространство России; г) гуманизировать образование; д) управлять системой образования; е) повышать качество образования. Можно усомниться в том, какими возможностями наделяют авторы концепции стандарты. Известно, что сами по себе стандарты ничего не решают. Решают люди, которые ими руководствуются и неукоснительно следуют их предписаниям. 

      3.1. Стандарты педагогического профессионализма 

      Основополагающее  для будущего педагога значение имеют стандарты  педагогического  профессионализма. Их сущность отражает общие стандарты высшего образования независимо от специальностей и профилей специалистов, которых готовят в вузах. Прототипом стандартов высшего педагогического образования ранее были так называемые квалификационные характеристики. В этих документах закреплялись требования к выпускнику вуза в их сжатом изложении: что он должен знать, уметь, каким требованиям школы он должен соответствовать, к каким трудовым обязанностям он должен быть подготовлен.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.