На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Транспортное страхование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УФИМСКИЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по предмету: «Страховое дело» 

на тему: «Транспортное страхование» 
 
 
 
 
 

Допускается к защите 
_______________________
    Выполнил: студент  СД-307-03
        Марданшина  Э.Р. 

    Проверил: преподаватель
      Хакимова  Ф.А.
    Оценка _______________

Уфа 2004

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

Введение
     Производственный  процесс постоянно подвергается нарушениям, связанным с действиями стихийных сил природы, а также  неверной деятельностью людей. Эти  нарушения приводят к возникновению непредсказуемых убийств, всегда представляющих собой ущемление материальных интересов одного или нескольких субъектов экономических отношений. Ликвидация убытка связана с восполнением такого интереса, т.е. товарно-денежных отношений, прежде всего с оказанием финансовой помощи.
     Переход экономики на рыночные отношения, развитие предпринимательской деятельности, расширение круга товарных и обменных операций, взаимных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами объективно требуют надежной системы гарантий, предоставляемых страхованием.
     Для нормального функционирования процесса производства необходимо формирование специального фонда для покрытия убытков, возникающих по непредсказуемым  причинам.
     Тема  транспортное страхование актуально в настоящее время, т.к. страховой рынок, относящийся к данному сектору, имеет весьма развитую и сложную систему.
     Целью моей курсовой работы является рассмотрение вопроса транспортного страхования. Цель определяет собой следующие  задачи: рассмотрение структуры,  видов и особенностей транспортного страхования.
 

1. Транспортное  страхование: понятие,  виды
1.1. Объекты транспортного  страхования
     Под транспортным страхованием понимается совокупность видов страхования  от опасностей, возникающих на различных  путях сообщения - морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных. Объектами страхования могут быть как сами средства транспорта, так и перевозимые ими грузы.
     Соответственно, транспортное страхование подразделяется на морское, воздушное, сухопутное и  т.д., так как при различных способах транспортировки сказываются специфические риски.
     В настоящее время объектами транспортного  страхования являются1:
     - каско, (страхование корпусов судов  и других транспортных средств);
     - карго, (страхование грузов);
     - фрахт как со стороны судохозяина, так и со стороны фузохозяина, (часто под фрахтом понимают также наем транспортного средства);
     - комиссия, куртаж и прочий интерес  агента при покупке или продаже  товара;
     - договор денежного займа под  заклад судна, товаров и услуг. По договору страхования страховщик обязан возместить страхователю потери по наступлении страхового случая.
     Страхователь  должен непременно иметь страховой  интерес, т.е. материальную заинтересованность в благополучном прибытии груза  и транспортного средства по назначению. В противном случае договор страхования не будет действителен.
     Ущерб может возникнуть при полной конструктивной гибели транспортного средства, а  также при частной гибели и  повреждении. Связанные с транспортировкой убытки подразделяются на происшедшие по общей и частной аварии.
     Убытки  по общей аварии распределяются между  объектами страхования пропорционально  их стоимости.
     К убыткам по частной аварии относят  те, которые не подпадают под определение  общей аварии. Они не связаны с  общей для объектов страхования опасностью; их несет тот, кто потерпел или по чьей вине они возникли.
     В современном страховом договоре не принимаются на страхование следующие  риски2:
     1) ответственность на случай войны  (для военных рисков требуется  особый договор);
     2) ответственность при задержании пути вследствие карантина;
     3) ответственность за естественную  порчу товара, за самовозгорание, утечку, усушку, окисление, а равно  и порчу товара крысами и  мышами.
1.2. Виды транспортного  страхования. Страхование  грузов
     Один  из наиболее распространенных видов транспортных страховых операций - страхование грузов. Страхователями могут выступать любые юридические и физические лица, являющиеся грузоотправителями и грузополучателями. Кто конкретно заключает договор страхования грузов, покупатель или продавец, зависит от условий поставки продукции, обусловленных ими взаимоотношений.
     Объектом  страхования может быть любое  имущество, принятое перевозчиком к  перевозке, за исключением имущества, перевозка которого каким-либо видом  транспорта в соответствии с установленным порядком запрещена, а также имущества (взрывоопасного, огнеопасного и т.п.), на перевозку которого требуется специальное разрешение, но оно отсутствует.
     Договор страхования заключается с целью  возмещения убытков, нанесенных страхователю повреждением или гибелью всего или части груза по любой причине: кражи, грабежа, неправомерных действий третьих лиц, и других конкретных рисков.
     Страхование производится от полной гибели всего  или части груза, наступившей  вследствие пожара, удара молнией, бури и других стихийных бедствий, а также крушения, аварии, столкновения поездов, судов, самолетов и других перевозочных средств, посадки судна на мель, провала мостов, взрывов, повреждения судна льдом, подмочкой забортной водой в случае принятия мер для спасения груза - тушения пожара; аварии при погрузке, укладке, выгрузке и приеме судном топлива и пропажи транспортного средства без вести.
     Договор страхования (полис) заключается по заявлению страхователя.
     Груз  принимается на страхование в  сумме, определяемой страхователем (грузоотправителем или грузополучателем), но не больше его действительной стоимости с учетом расходов на страхование и фрахт. Стоимость груза определяется по перевозочным документам.
     Договор страхования может быть заключен в пользу страхователя или указанного в полисе другого лица (выгодоприобретателя). Страхователь в праве назначить любое лицо в качестве получателя страхового возмещения при наступлении страхового случая.
     Ставки  страховых платежей устанавливаются  страховщиком в процентах от страховой суммы в зависимости от стоимости и вида перевозимого груза, вида транспортного средства и других данных, позволяющих определить степень риска при заключении договора.
     Договор страхования грузов может быть заключен как по месту расположения страхователя, так и по месту нахождения груза, причем на основании письменного заявления страхователя.
     В большинстве случаев отечественные  страховые компании осуществляют страхование  транспортных операций, выполняемых  наземным (железнодорожным и автомобильным) транспортом. Основанием для заключения договора транспортного страхования в этом случае являются базисные условия поставки и перевозки груза, где предпочтительной формой считается "франке - станция назначения".
     Однако  при формировании цен на этих условиях расходы по страхованию чаще всего не учитываются. Поэтому есть все основания руководствоваться принципом перехода права собственности и утраты стоимости продукции с покупателя на продавца.
     Риск  гибели или порчи товаров в  зависимости от условий сделки переходит от продавца к покупателю: при выдаче продукции со склада продавца, при доставке ее на склад перевозчика, при погрузке в вагон, при разгрузке продукции на станции назначения. Следовательно, преимущественно риск понести потери лежит на покупателе. Естественно, он прежде всего заинтересован в страховании. Но договор страхования может заключаться и продавцом с включением страховых платежей в стоимость товара.
     По  отношению сторон груз может быть застрахован и на иных условиях, в том числе от дополнительных рисков. Здесь может быть использован опыт страхования другого имущества, а также международная практика страхования грузов.
     Ответственность страховой организации начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления и  будет продолжаться в течение всей перевозки.
     Страхование импортных грузов действует до момента  прибытия товара на пограничный пункт. Для защиты груза на период дальнейшей транспортировки должен быть заключен другой договор страхования. Возможно при определенных условиях и непрерывное страхование грузов до склада покупателя.
     Определенную  специфику имеет страхование  контейнеров. Контейнеры предназначены  для перевозки грузов на транспортных средствах или складирования, поэтому  они не могут быть застрахованы на условиях страхования грузов. Оно осуществляется по специальным договорам, заключаемым обычно на английских стандартных условиях. Страхование рисков должно быть Произведено от всех рисков или на более узких условиях, покрывающих риск их гибели, падающую на них долю в общей аварии, расходы по спасению, по предотвращению убытков. Если контейнеры были застрахованы от всех рисков, то риски покрываются полностью, а повреждения - в пределах имеющихся лимитов в течение периода страхования, включая нахождение на автомобиле, платформе или на палубе.
     Объектом  транспортного страхования при  морских перевозках являются транспортное средство, груз и фрахт.
     Один  из важнейших видов страхования - страхование судов.
     Основополагающие  нормы и требования, выработанные многовековой практикой морского судоходства, нашли отражение в Кодексе торгового мореплавания.
     Страхование судов производится в сумме, заявленной страхователем, но не выше действительной стоимости. Если страховая сумма, определенная договором, окажется ниже стоимости  судна, то все убытки и расходы, включая общую аварию, возмещаются пропорционально отношению страховой суммы к действительной стоимости судна на момент начала страхования.
     Взаимоотношения сторон при возникновении страхового случая определяются в целом общими требованиями, как и по другим видам страхования. Но имеются также особенности, обусловленные комплексом доказательств возникновения убытков. Одним из важнейших документов является судовой журнал, в котором капитан ведет в хронологическом порядке регистрацию всех фактов и обстоятельств, относящихся к судну, экипажу, грузу и т.д. При прибытии в порт капитан должен сделать заявление об аварии государственным должностным лицам. При возможном предъявлении к судовладельцу имущественных требований соответствующим лицом является так называемый морской протест, где излагаются обстоятельства морского происшествия, действия команды судна по предотвращению и уменьшению последствий этого происшествия3.
     Ставка  платежей (премии) по страхованию судов  дифференцированы с учетом: назначения судов (торговые, промысловые, пассажирские и т.п.), материала корпуса (стальные, железобетонные, деревянные и т.п.), класса и возраста судов, рода двигателя (тепловые, паровые, электрические, атомные), района плавания (океанские, морские, речные). Кроме того, для торговых судов ставки различаются в зависимости от их специализации (танкеры, лесовозы, зерновозы и т.д.) и некоторых других признаков.
     Основным  отгрузочным документом, подтверждающим и содержащим сведения о страховой  операции на морских перевозках грузов, является страховой полис. Полисы бывают четырех категорий:
      Рейсовые.
      Срочные.
      Смешанные.
      Генеральные.
     По  рейсовому полису объект страхуется на перевозку из одного пункта в  другой, по временному (срочному) страхуется на определенное время (срок), а по смешанному полису и на рейс, и на срок. Генеральные полисы содержат общие условия страхования, а не частности, обусловленные отдельными отправками предназначенных для страхования товарами, и выдаются на 12 месяцев. На основании генерального полиса принято снабжать страхователя книжкой декларационных бланков или сертификатов, на которых он объявляет об отправке грузов по мере их отгрузки. Одним из средств реализации генерального страхования является открытое страхование (ковернот), сочетающееся с выдачей страхового сертификата, которое стало популярным и распространенным в экспортной торговле.
     Договор страхования может заключаться  как по месту нахождения отправленного  груза, так и по месту его назначения. В заявлении о заключении договора должны быть указаны следующие сведения:
     - точное название, род упаковки, число  мест и вес груза; 
     - номера и даты коносанентов  или других перевозочных документов;
     - вид транспорта (при морской перевозке  - название, год постройки и тоннаж  судна);
     - способ сортировки груза (в трюме или на палубе, навалом, насыпью, наливом);
     - пункты отправления, перегрузки  и назначения груза; 
     - дата отправки груза; 
     - стоимость груза (страховая сумма);
     - вид страховой деятельности (условия  страхования). В международной торговле поставка товаров морским путем на условиях СИФ (продавцу доставляет груз в порт отгрузки, грузит его на борт судна, оплачивает фрахт, застраховывает груз от рисков на все время перевозки до сдачи его перевозчиком покупателю, высылает покупателю все необходимые документы по отправке; от продавца не требуется передачи товара покупателю, достаточно пересылки ему всех товаросопроводительных документов) возлагает обязанность заключения договора страхования на продавца.
1.3. Другие виды страхования транспорта
     Другие  сделки (КАФ,ФАС,ФОБ) освобождают продавца от расходов по страхованию.
     КАФ: продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозки  до места назначения, указанного в  контракте, и доставить груз на борт судна. Обязанность страхования лежит 'на покупателе.
     ФОБ: продавец обязан погрузить товар  на борт судна, которое должен застраховать покупатель. Он же должен застраховать товар на время перевозки.
     ФАС: содержание сделок аналогично условиям ФОБ, с той разницей, что по условиям ФОБ продавец обязан погрузить груз на судно и товар переходит на риск покупателя с момента пересечения борта судна, а по сделке ФАС продавец доставляет груз на причал к борту судна и дальнейшая ответственность за фуз с него снимается.
     Такой характер торговли торговых сделок утвердился и между независимыми государствами, образовавшими СНГ.
     Со  страхованием судов и грузов тесно  связано страхование фрахта, т.е. платы за перевозку груза. В зависимости  от условий оплаты фрахта страхователем  выступает перевозчик, грузовладелец, либо тот и другой.
     В авиационное страхование входит большой круг специфических рисков, к которым относятся cледующие:
     - страхование самолетов от гибели  и повреждения; 
     - страхование ответственности перед  пассажирами за их жизнь, здоровье  и багаж; 
     - страхование ответственности перед третьими лицами за причиненный вред им или их имуществу в результате эксплуатации авиатранспортного средства;
     - страхование команды; 
     - страхование ответственности за  сохранность грузов, перевозимых  авиатранспортом; 
     - страхование ответственности перед третьими лицами при строительстве самолетов и их ремонте;
     - страхование ответственности владельцев  аэропортов;
     - страхование потери прибыли из-за  невозможности эксплуатировать  воздушное судно. 
     Объектом  авиационного страхования может быть любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией средств авиатранспорта. Страхованию подлежат запасные части, специальное оборудование, установленное или перевозимое на борту, но связанное с обеспечением полета. Причем страховое покрытие всех видов ответственности перед пассажирами и третьими лицами в 10 раз больше, чем страховая стоимость самого самолета.
     Исключения  из страховой ответственности в  основном те же, что и по другим видам  транспортного страхования (военные  действия, гражданские волнения, воздействия атомного взрыва, умысел или грубая неосторожность страхователя и т.д.), но некоторые являются специфическими для данного страхования.
     К последним относятся: использование  средств авиатранспорта в целях, не предусмотренных договором страхования или за пределами согласованного района эксплуатации (если это не вызвано форс-мажорными обстоятельствами); пользование взлетно-посадочными площадками, не предназначенными для застрахованного ему транспорта (кроме вынужденных случаев); пилотирование лицом, не имеющим на это прав; перевозка пассажиров и грузов сверх декларированной грузоподъемности (вертолета).
     Договоры  заключаются на любой срок: на время  одного перелета, на период демонстрационных полетов или соглашений.
     При установлении ставок премии по авиационному страхованию применяется принцип индивидуального подхода к оценке рисков. При страховании самолетов, совершающих регулярные рейсы с целью перевозки пассажиров, багажа и грузов, основными критериями для установления адекватных ставок премии являются следующие данные:
     - состав флота по количеству  и моделям самолета;
     - страхование суммы по каждому  самолету;
     - число пассажирских мест в  каждом самолете;
     - квалификация местного состава; 
     - годовые показатели пассажиро-километров, самолето-километров, тонно-километров:
     - количественное и стоимостное  выражение гибели самолетов за  последние годы.
     С середины 60-х годов из авиационного страхования в качестве особой сферы  выделено страхование космических  рисков.
     Различаются 4 основных вида полисов этого страхования:
     - страхование на время сборки  и последующего испытания спутников,  ракет-носителей и отдельных агрегатов; 
     - страхование на предзапусковой  стадии - на этапе от окончательной  сборки до запуска, включая  транспортировку космического аппарата от места хранения к месту запуска;
     - страхование на стадии запуска  - с момента запуска двигателей  до момента вывода на расчетную  орбиту с последующей проверкой  функционирования всех систем  до передачи спутника в коммерческое  использование; 
     - страхование на орбите.
     На  каждой стадии страхования осуществляется от всех рисков.
     Широко  применяется также страхование  ответственности перед третьими лицами, страхование от потери дохода в результате повреждения спутника на любой стадии (от сборки до работы на орбите), бракования на случай дополнительных затрат при задержке запуска спутника. 

2. Транспортное страхование во внешнеэкономической деятельности
2.1. Морская перевозка
     Практика  внешнеэкономической деятельности по экспорту-импорту товаров и  услуг опирается на систему договоров страхования, которые предоставляют определенные гарантии экспортерам и импортерам при возникновении различных непредвиденных обстоятельств и случайностей. В подавляющем большинстве внешняя торговля обслуживается морским транспортом. Поэтому вопросы страхования внешнеэкономической деятельности рассматриваются через систему договоров морского страхования. В круг вопросов морского страхования входят страхование морских судов (корпуса и оснастки перевозочных и других плавсредств), страхование карго (перевозимых грузов) и страхование ответственности судовладельцев. Страхование карго носит также название транспортного страхования грузов. Широкое развитие в последние годы контейнерных перевозок привело к выделению в самостоятельный вид страхования контейнеров4.
     Договор морской перевозки заключается  в двух основных формах: в форме  чартера и в форме коносамента. Чартеры регулируют взаимоотношения  между фрахтователем и фрахтовщиком по поводу порядка использования  судна: на время, на рейс, на срок аренды и т.д. Коносаменты различают по характеру груза, в отношении перевозки которого заключается договор. Например, коносаменты зерновые, лесные, нефтеналивные и пр.
     Коносамент  – двусторонний договор перевозки, заключаемый в пользу владельца  груза. Однако он может быть заключен и в пользу третьего лица, как правило, получателя. Коносамент выполняет три функции: 1) договор морской перевозки; 2) доказательство приема груза; 3) товарораспорядительный документ. Право по коносаменту можно передавать другим лицам или неопределенному кругу лиц путем переуступочной надписи. Оборотная сторона коносамента содержит условия договора морской перевозки.
     Существенное  значение для оценки степени несохранности  груза имеет документ, составленный в порту прибытия. В порту назначения могут выдаваться два документа, свидетельствующие о состоянии доставленного груза. Первый составляют портовые власти, таможенные службы, агенты судовладельца и грузополучателя и т.д. Второй документ – это аварийный сертификат, который составляется аварийно-комиссарскими компаниями лишь по просьбе и за счет лица, обратившегося за осмотром. Смысл его состоит в независимой оценке причин, размера и места наступления ущерба. Чаще всего он составляется в страховых целях.
     Обоснованную  претензию и иск страховая компания может заявить в течении года со дня выдачи груза, а если груз не выдан, со дня , когда он должен быть выдан. Главным документом, обосновывающем размер требований страховой компании, является аварийный сертификат. Услуги аварийного комиссара оплачиваются грузополучателем и затем компенсируются ему страховой компанией вместе с оплатой страховой претензии. Сертификат не составляется в тех случаях, когда по выданным официальным документам порта ясно видно, что произошел тот или иной убыток, и его факт и размер ни перевозчиком, ни получателем не оспариваются.
     Заключение  договора страхования судов происходит на основании письменного заявления  страхователя, в котором должны быть сообщены подробные сведения о судне, объекте страхования, его тип, название, год постройки и другие данные, характеризующие судно; страховая сумма, которая не может быть выше страховое стоимости, т. е. действительной стоимости судна к началу страхования; указываются желаемые условие страхования, период страхования судна – на определенный срок или рейс. В первом случае указывается, кроме срока, предполагаемый район плавания, во втором – порты захода судна5.
     При страховании на срок ответственность  страховщика начинается и оканчивается в 24 ч тех чисел, которые указаны  в договоре страхования. При этом, однако, если судно в момент окончания срока договора находится в плавании, терпит бедствие или стоит на приколе в порту убежища или захода, договор страхования считается продленным до прибытия в порт назначения, а страховщик имеет право на получение дополнительной премии, пропорционально сроку продления договора.
     При страховании на рейс ответственность  страховщика (если не оговорено иного) начинается с момента отдачи швартовых  или снятия с якоря в порту  отправления и оканчивается в момент пришвартовывания или постановки на якорь в порту назначения.
     Страховщик  несет ответственность за убытки, происшедшие только в том районе плавания и только по тому рейсу, который  был обусловлен в договоре страхования (полисе).
     При выходе судна из пределов района плавания или при отклонении (девиации) от обусловленного в договоре пути следования страхование прекращается. Чтобы в таких случаях договор страхования мог оставаться в силе, страхователь должен своевременно заявить страховщику о предстоящем изменении района плавания или рейса и подтвердить готовность уплатить дополнительную премию, если страховщик ее потребует.
     Не  считается нарушением договора страхования  отклонение судна от обусловленного пути или выход из района плавания в целях спасения человеческих жизней, судов и грузов, а также отклонение, вызванное действительной необходимостью обеспечения безопасности дальнейшего рейса.
     Международная конвенция обязывает капитанов  судов оказать помощь любому обнаруженному  в море лицу, которому угрожает гибель, и при получении сигнала помощи с возможной скоростью следовать на помощь терпящим бедствие.
     Обо всех ставших известными страхователю случаях изменения в страховом  риске, как-то задержка рейса, отклонение от пути следования, выход из оговоренного района плавания, плавания во льдах, зимовка судна, не предусмотренная в договоре страхования, буксировка (активная и пассивная) и т.п., страхователь обязан уведомить страховщика.
     Изменения в риске, произошедшие после заключения договора страхования и увеличивающие степень риска страховщика, дают ему право на требование дополнительной премии или изменение условий страхования. В случае отказа страхователя договор прекращается с момента наступления изменений в риске.
     Страховой премией называется плата, которую страховщик взимает за страхование (принятие на себя ответственности за возможное повреждение или гибель судна); сумма страховой премии образуется от умножения ставки премии на страховую сумму (сумма, которая обозначается в договоре страхования и которая не может быть выше действительной стоимости судна на момент страхования). Тарифная или договорная ставка премии есть плата за страхование, выраженная в сотых или тысячных долях страховой суммы (в процентах или промиллях от страховой суммы)6.
     В силу большого разнообразия видов, типов и классов судов, широкой географии их эксплуатации, районов их плавания ставки по страхованию судов также отличаются очень большим разнообразием.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.