На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние факторов внешней среды на деятельность предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Раздел 1. Внешняя среда организации и ее влияние на эффективность деятельности предприятия

      Сущность  и основные элементы внешней среды
 
     В теории менеджмента существует такое  понятие, как «предпринимательская среда», под которой понимается наличие  условий и факторов, которые воздействуют на функционирование организации и  требуют принятия или приспособления к ним. Среду любой организации  принято рассматривать, как состоящую  из двух сфер: внутреннюю и внешнюю.
     Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.  Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния.
     Внешние факторы влияния - условия, которые  организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в  своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д. [2,с.114]
     В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся  вне организаций, поскольку организация  как открытая система зависит  от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые  повлияют на его организацию, подбирать  методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации  вынуждены приспосабливаться к  среде, чтобы выжить и сохранить  эффективность[9,с.247].
     Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, так как  внешняя среда по отношению к  организации является объективной  средой, т.е. существует независимо, что  приводит к необходимости учета  ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации.
     Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений [2,с.116].
     Выделяют  следующие основные характеристики внешней среды: 
     взаимосвязанность факторов внешней  среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;
     сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;
     подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;
     неопределенность  внешней среды - соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения[12,с.194].
     Внешняя среда подразделяется на две основные группы: микросреду (среду прямого воздействия) и макросреду (среду косвенного воздействия).
     Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формируют  такие субъекты среды, которые непосредственно  влияют на деятельность определенной организации. К ним относят следующие субъекты: поставщики, потребители, конкуренты,  законы и государственные органы, трудовые ресурсы.
     Факторы среды косвенного воздействия или  общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию так же заметно, как факторы среды прямого  воздействия. Однако менеджеру необходимо постоянно вести их учет, так как  среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Макроокружение создает общие условия  существования организации во внешней  среде. К основным факторам  косвенного воздействия относятся: технологические, экономические, социокультурные и политико - правовые, а также международные изменения.
     Схематическое изображение фирмы и ее среды  взаимодействия представлено на Рисунке 1 [2,с.118].
     Среда фирмы
                                                        СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
     

     СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
     Рисунок 1.1. Внешняя среда фирмы
 
     Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:
     а) Поставщики. Поставщики обеспечивают поступление необходимых для функционирования организации видов ресурсов, основными из которых выступают сырье и материалы, энергия, оборудование и технологии, финансовые и информационные ресурсы, рабочая сила. Даже у небольшой фирмы могут быть десятки поставщиков.
       Поставщиками капитала в основном  являются банки, акционеры и  частные лица. Чем лучше обстоят  дела у данной организации,  тем больше шансов получить  кредит на льготных условиях  у поставщиков капитала.
     б) Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и  оборудование.
     в) Законы государства. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может осуществлять свою хозяйственную деятельность и какие налоги должна платить. Как бы ни относилось руководство к законам страны, ему приходится придерживаться их или пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращении бизнеса.
     г) Потребители. Потребители решают, какие  товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления  и возможности роста организации. В рыночной экономике действует  принцип: "Потребитель - король рынка".
     д) Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.
     Схематически  внешние связи предприятия с  факторами микросреды можно представить  следующим образом (см.рисунок 1.2).
     Схема внешних связей организации  с факторами микросреды. 

     

     Рисунок 1.2. Схема внешних связей организации с факторами микросреды.
     Среда косвенного воздействия состоит  из факторов, которые не оказывают  прямого и немедленного воздействия  на деятельность организации:
     а) Состояние экономики страны. Экономические изменения отражают  общую экономическую ситуацию в стране или регионе, в котором работает компания. Экономические факторы являются наиболее существенными, поскольку текущее и прогнозируемое состояние экономики может негативно влиять на стратегические цели организации. Такие показатели, как темп инфляции, стабильность национальной валюты, международный платежный баланс, налоговая ставка, покупательская способность населения, динамика ВНП, ВВП, уровень безработицы, процентные ставки, а также основные тенденции изменения структуры отраслей и организационных форм хозяйствования, должны постоянно диагностироваться и оцениваться. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для организации.
     б) Научно-технический прогресс. Технические  новшества повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, а также расширяют  возможные области применения товаров. Появление таких высоких технологий, как компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая, а также использование  атомной энергии, синтетических  материалов, миниатюризация приборов и производственного оборудования оказывают существенное влияние  на развитие и деятельность организации.
     в) Социокультурные факторы. Деятельность предприятия проходит в обществе. В процессе этой деятельности предприятие устанавливает взаимоотношения с различными элементами структуры общества, что обуславливает влияние на предприятие факторов социальной и культурной среды. К социокультурным факторам макросреды относят демографические характеристики, нормы, обычаи и жизненные ценности страны, в которой оперирует организация. Социокультурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы, на условия труда и т.д.
     г) Политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии. Для организации, осуществляющей международную деятельность, существенное значение имеет политическая стабильность данного государства, а также установка с его стороны специальных пошлин на импорт товаров, экспортных квот и т.д.
     д) Отношения с местным населением. Характер отношений с местной общиной является очень важным для учета и планирования в любой организации. Так, в каждой общине существуют свои специфические законы и установки по вопросам бизнеса и ведения деловых отношений с другими организациями и учреждениями. Иногда для поддержания хороших отношений с общиной необходимо финансирование и поддержка ее социальных программ, а также благотворительная деятельность по многим направлениям.
     Особую  роль играют социально-организационные  структуры – партии, профсоюзы, пресса, объединения потребителей, учреждения, организации молодежи. Особенный  интерес вызывают здесь принципы построения семьи, социальное деление  и влияние авторитетных лиц.
     Часто именно социальные факторы могут  создавать самые крупные проблемы для фирмы. С тем, чтобы эффективно реагировать на изменение социальных факторов, фирма должна меняться, осознанно  преобразуясь в форму, приспособленную к новой внешней среде.
     е) Международные изменения. Под международными изменениями внешней среды понимают происходящие за пределами страны  происхождения компании события и возможности развития бизнеса компании в других странах. Из международной среды появляются новые конкуренты, покупатели и поставщики, она же формирует новые технологические и социальные тенденции. Процесс глобализации охватывает сейчас все больше стран. Поэтому даже фирмы, ориентирующиеся только на внутренний рынок, вынуждены мыслить в международном масштабе, оценивая потенциал и угрозы внешней международной среды.
     Особую  роль играют социально-организационные  структуры – партии, профсоюзы, пресса, объединения потребителей, учреждения, организации молодежи. Особенный  интерес вызывают здесь принципы построения семьи, социальное деление  и влияние авторитетных лиц.
     Часто именно социальные факторы могут  создавать самые крупные проблемы для фирмы. С тем, чтобы эффективно реагировать на изменение социальных факторов, фирма должна меняться, осознанно преобразуясь в форму, приспособленную к новой внешней среде[11с.331].  

     1.2 Воздействие внешней  среды на деятельность  предприятия 

     Понимание важности оценки внешней среды при  управлении деятельностью предприятия  окончательно сформировалось в конце 50-х гг., так как внешнее окружение  организации все больше становилось  и является по сей день источником многих проблем руководителей. Организация, как открытая система зависит от поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.
     В общем внешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.
     Поскольку факторы внешней среды имеют  различную силу влияния на организацию, их разделяют на прямые и косвенные  факторы, а всю внешнюю среду  на среду прямого и косвенного действия.
     Потребители - это те лица, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы производимыми организацией товарами или услугами. Известный специалист в области управления П. Друкер считал, что единственная подлинная цель любого бизнеса - это создание потребителя. Необходимость удовлетворять потребности покупателя влияет на процессы внутри организации, так как количество потребителей определяет, в конечном итоге, необходимые производственные ресурсы, а характеристика потребителей (какие они) - необходимый ассортимент товаров и услуг и их качество. Принципиально всех потребителей можно разделить на четыре большие группы:
    конечные потребители, или население;
    промышленные потребители, представители различных отраслей хозяйства;
    посредники или торговые организации, которые приобретают товар для перепродажи;
    государство, как хозяйствующий субъект.
     Важной  составляющей внешней среды являются конкуренты. Каждый руководитель должен осознавать, что если он не будет удовлетворять своих потребителей также эффективно (с определенными качеством и ценой), как и его конкуренты, то долго предприятие в рыночных условиях существовать не сможет. Под конкурентами подразумеваются не только те компании, которые предлагают такие же товары, но с другой маркой, но и компании, выпускающие заменители. Таким образом, у любой организации существуют два вида конкурентов:
    прямые конкуренты - производители аналогичных товаров (например, Coca-Cola и Pepsi-Cola);
    косвенные конкуренты - производители заменителей (например, Coca-Cola и пиво Балтика).
     Для ведения хозяйственной деятельности каждой компании нужны внешние  поставки: сырье, материалы, трудовые ресурсы, капитал. В этом случае возникает прямая зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих поставки указанных ресурсов. На рынке закупок организацию больше всего интересуют условия получения ресурсов, а именно: цена, качество и условия поставки (сроки, объемы, условия платежа и т. д.). Именно эти тенденции на рынке закупок влияют на общий товарооборот предприятия.
     Некоторые общественные организации также оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятий. Особенно это воздействие усилилось за последние годы. Хорошо известно влияние профсоюзных организаций, которые борются за права работников, тем самым устанавливая баланс отношений между собственниками и наемными рабочими. Расширяется влияние организаций, борющихся за права потребителей и за экологическую чистоту. Так, например, в 1992 г. в России был принят Закон о защите прав потребителей, который усилил позиции общественных организаций, защищающих права потребителей на покупку качественных товаров и на получение достоверной информации.
     Государство оказывает воздействие на организации преимущественно через законодательное регулирование деятельности. Количество и сложность законов, непосредственно посвященных бизнесу, резко возросли. Претерпевают изменения различные формы отчетности предприятий и организаций, изменяется налоговое и таможенное регулирование. Состояние законодательства характеризуется сложностью и подвижностью, а зачастую даже неопределенностью. Неопределенность сегодняшнего влияния государственных органов на бизнес проистекает из того, что требования одних организаций вступают в противоречие с другими, и в то же время за многими организациями стоят правительственные органы, которые принудительно обеспечивают выполнение таких требований.
     Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать  непосредственного и немедленного влияния на деятельность, но, тем  не менее, в перспективе могут  сказываться на ней. Здесь речь идет о состоянии экономики в целом, научно-техническом развитии, социокультурных и политических изменениях.
     Экономические факторы
     Факторы в экономической окружающей среде  должны постоянно оцениваться, т. к. состояние экономики влияет на цели фирмы и способы их достижения. Это темпы инфляции, международный  платежный баланс, уровни занятости  населения, ставки кредитования бизнеса  и т. д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность  для предприятия. Так, колебания  курса доллара относительно валют  других стран могут стать причиной обретения или потери крупных  сумм денег.
     Политические  факторы
     Для бизнеса имеет большое значение политическая стабильность в обществе. От этого зависит уровень притока  инвестиций и другого рода ресурсов в определенный регион. Отношение  административных органов власти к  бизнесу выражается в установлении различных льгот или пошлин, которые  либо развивают бизнес в регионе, либо вытесняют сто, создавая неравноправные условия для различных организаций. Также используются приемы лоббирования интересов определенных промышленных групп в правительственных учреждениях, что также оказывает влияние на весь бизнес в целом.
     Социокультурные факторы
     При организации деятельности нельзя не учитывать ту культурную среду, в  которой она происходит. Речь идет, прежде всего, о преобладающих в  обществе жизненных ценностях и  традициях. На этой основе базируется стандарт поведения. Известно принципиальное отличие американского и японского  стандартов. В первом случае стандарт выражен в "индивидуалистическом" подходе к организации, а во втором - в "семейном" подходе. Отсюда нормой поведения в одном случае является стремление к карьерному росту с  регулярной сменой мест работы (в США  считается, что человек должен менять работу раз в несколько лет), в  другом - человек работает в организации  всю жизнь, относясь к начальнику как к отцу, которого надо слушать.
     Научно-технический  прогресс
     Этот  фактор определяет возможность повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей. Для того чтобы организация  могла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределять большие объемы информации о новациях, возникающих в среде деятельности. В последнее время появились  совершенно новые технологии обработки  ресурсов и информации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая связь, биотехнологии и т. д. Исследователи говорят о высокой скорости изменения технологий, и эта тенденция сохраняется.
     Международные факторы
     Если  ранее считалось, что международная  среда является объектом внимания только тех организаций, которые работают на экспорт, то теперь изменения в  мировом сообществе затрагивают  практически все предприятия. В  современном мире присутствует тенденция  глобализации рынка. Это значит, что  стираются границы между бизнесом в различных странах, развиваются  транснациональные корпорации, все  большее влияние имеют международные  экономические и политические организации. К факторам, обусловливающим развитие международного бизнеса, относятся: более  низкие издержки ведения бизнеса  за границей, стремление уйти от торговых ограничений внутри страны, а также  инвестиционные и производственные возможности других стран.
     В целом всю внешнюю среду можно  охарактеризовать следующим образом:
    Существует взаимосвязь факторов среды или сила воздействия, с которой изменение одного фактора будет действовать на другие.
    Среда представлена большим количеством разнообразных факторов, влияющих на организацию, что показывает ее сложность.
    Среда характеризуется большой степенью изменчивости или подвижности.
    Большое количество факторов и их изменчивость приводят к тому, что теряется точность информации о процессах, происходящих в среде, что повышает неопределенность среды и усложняет процесс принятия решений [7,с.81].
 
 
    Раздел 2. Методы анализа  влияния внешней  среды на деятельность предприятия
     Анализ  внешней среды представляет собой  оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков  и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация  не может оказывать непосредственное влияние.
     Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. 
     Метод, который используют для диагностики  внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную  для выявления ее стратегически  сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.
     Существует  большое количество методов анализа  внутренней и внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них. 

    2.1 SWOT-анализ
     Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
     SWOT-анализ  — это определение сильных  и слабых сторон предприятия,  а также возможностей и угроз,  исходящих из его ближайшего  окружения (внешней среды) [1,с.257].
    Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
    Слабые стороны (Weaknesses) — недостатки организации;
    Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
    Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
     Для проведения анализ необходимо:
    Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
    Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
    Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)
     Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие  ячейки матрицы необходимо занести  сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы [6,с.32].
     Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
     Слабые  стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
     Рыночные  возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.
     Рыночные  угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
     Один  и тот же фактор для разных предприятий  может быть как угрозой, так и  возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к  увеличению числа покупателей. В  то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.
     Шаг 1. Определение сильных  и слабых сторон предприятия
     Для того чтобы определить сильные и  слабые стороны предприятия необходимо:
    Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться  предприятие;
    По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что — слабой;
    Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа
     Для оценки предприятия можно воспользоваться  следующими параметрами:
     Организация (здесь может оцениваться уровень квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии предприятия, наличие взаимодействия между отделами предприятия и т.п.)
     Производство (оцениваются производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, наличие патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)
     Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость предприятия, прибыльность бизнеса и т.п.)
     Инновации (здесь может оцениваться частота внедрения новых продуктов и услуг на предприятии, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.)
     Маркетинг (здесь можно оценивать качество товаров/услуг (как это качество оценивают потребители), известность марки, полноту ассортимента, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию предприятия, эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, квалификацию обслуживающего персонала).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.