На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


шпаргалка Шпаргалка по "Коммерческие предприятия"

Информация:

Тип работы: шпаргалка. Добавлен: 26.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 1.1 Промышленное предприятие  как субъект коммерческой  деятельности
 Основной  организационной формой промышленного  производства является предприятие.  Под предприятием понимается самостоятельный субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли через самостоятельное осуществление своей деятельности, распоряжение выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
 Рыночная  экономика представляет собой сложный  механизм взаимодействия большого числа  разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, действующих в рамках принятого в стране правового законодательства. Промышленные предприятия принадлежат к числу основных субъектов рыночной экономики. Производственная деятельность является ведущей, так как именно в производстве создаются материальные блага и различные услуги, необходимые для удовлетворения тех или иных общественных потребностей. В производстве происходит соединение факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательской способности.
 Общественный  продукт движется по стадиям общественного  производства: от производства через распределение и обмен (обращение) к потреблению. Роль этих четырех стадий различна: производство обеспечивает получение продукции, стадии распределения и обращения выводят продукцию на рынок, доводят до потребителей, а потребление формирует новые заказы на продукцию.
 Функционирование  товарного рынка определяется рядом  условий. Важнейшими среди них являются следующие:
    общественное разделение труда, которое неизбежно приводит к обмену продуктами и услугами;
    свобода предпринимательской деятельности;
    экономическая обособленность предприятий-производителей как главное условие эквивалентного обмена.
 Все субъекты рынка составляют единое целое экономического механизма общества. Однако следует отметить большую роль промышленного предприятия, поскольку эквивалентный рыночный обмен возможен лишь при наличии произведенной продукции и услуг. Отсюда появляется необходимость более подробного изложения особенностей коммерческой деятельности на промышленных предприятиях.
 Промышленные  предприятия осуществляют производственное предпринимательство: производят различные виды продукции, выполняют работы и услуги. В процессе производственной деятельности осуществляется движение производственного капитала. Схематично общую формулу движения капитала можно представить так:
 
Д — денежный капитал; Т(СП) — стоимость закупленных  средств производства (новых машин, оборудования, возобновления израсходованных запасов сырья, материалов и т.д.); ЗП — заработная плата; РС — рабочая сила; П(СП+ Сн) — процесс производства, в результате которого стоимость потребленных средств производства (СП) переносится на изготовляемую продукцию и создается новая стоимость; Т' — готовая продукция, предназначенная для сбыта;  Д' — деньги, вырученные от сбыта продукции.
 На первой стадии кругооборота капитала осуществляется закупка материально-технических ресурсов, т. е. имеет место переход из денежной формы в производительную.
 Вторая стадия движения капитала П(СП+Сн) охватывает процесс производства, в результате чего создается новая продукция, но по своей стоимости выше, чем стоимость использованных ресурсов. Производительная форма капитала при этом переходит в товарную.
 На третьей  стадии кругооборот капитала завершается: Т'— Д' , т.е. осуществляется сбыт готовой  продукции, что означает переход капитала из товарной формы в денежную.
 Таким образом, время кругооборота производственного  капитала слагается из времени производства и времени обращения. Время производства включает: 1) период пребывания в производственных запасах; 2) время процесса производства; 3) перерывы в процессе производства.
 Время обращения  состоит из двух периодов (фаз): 1) времени превращения денег в товары - вещественные элементы производственного капитала (закупка новых машин, оборудования, сырья, материалов и т.д.); 2) времени превращения изготовленной продукции в деньги, т. е. времени сбыта новых товаров потребителям. Стадии движения капитала: первая и третья представляют собой сферу товарного обращения, т. е. куплю-продажу товаров.
 Существование двух стадий товарного обращения является закономерной причиной подразделения коммерческой деятельности предприятий на: 1) закупочную (материально-техническое обеспечение) и 2) сбытовую. Чтобы произвести продукцию, предприятие должно закупить для этого необходимые материальные ресурсы, а после изготовления предприятию требуется продать продукцию покупателям.
 Таким образом, к коммерческой деятельности относятся  процессы, связанные со сменой форм стоимости. На первой стадии осуществляются процессы закупки материальных ресурсов, а на третьей — сбыт (продажа) произведенной продукции.
 В процессе коммерческой деятельности промышленное предприятие  вступает во взаимодействие с внешней  средой. Поэтому необходимы знание этой среды и умение быстро реагировать на ее изменение и воздействие на внутренние структуры предприятия и результаты коммерческой деятельности. Основные факторы внешней среды представлены на рис. 1.
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1.2.Сущность  коммерческой деятельности  на предприятии
 Коммерция является неотъемлемой частью деятельности промышленных предприятий в условиях рынка. Коммерция (коммерциум) — слово латинского происхождения, в переводе — торговля. Торговля — это приобретение и сбыт (продажа) товаров. В узком смысле слова торговля включает рад покупок и продаж.
 Процессы  и операции, происходящие в сфере коммерции, бывают двух видов:
 чисто торговые;
 производственные.
 Чисто торговые (коммерческие) — это процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи с целью получения прибыли и связанные со сменой форм стоимости. К ним примыкают также такие торговые процессы, без которых невозможно нормальное проведение операций купли-продажи. Это — организация коммерческих связей между продавцами и покупателями, изучение покупательского спроса на товары, сбытовая реклама, сервисное обслуживание покупателей», в том числе выполнение для них некоторых дополнительных услуг, страхование товаров при их доставке покупателям. Операции купли-продажи вместе с примыкающими торговыми процессами, перечисленными выше, представляют собой торговлю в широком смысле слова.
 Производственные  процессы, происходящие в коммерции, являются продолжением производства в сфере товарного  обращения. Это доставка товаров от производителей к покупателям и потребителям, хранение, управление товарными запасами, упаковка, расфасовка, подсортировка и ряд других.
 Таким образом, коммерция  — это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров  с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.
 Коммерческая  деятельность на промышленных предприятиях подразделяется на: 1) закупочную (материально-техническое обеспечение) и 2) сбытовую.
 При закупке материальных ресурсов предприятия должны руководствоваться свободой ценообразования, максимальной инициативой и предприимчивостью, равноправием партнеров в коммерческих взаимоотношениях, принимать во внимание экономическую ответственность при закупке сырья и материалов, учитывать конкуренцию среди поставщиков и уметь выбрать экономически выгодного поставщика.
 Сбытовая  коммерческая работа является важнейшим  аспектом коммерческой деятельности предприятия.
 Сбыт —  это процесс реализации произведенной  продукции с целью превращения  товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Только продав товар и получив прибыль, предприятие достигает конечной цели: затраченный капитал принимает денежную форму, в которой он может начать свой кругооборот.
 В странах  развитой рыночной экономики доля сбытовых коммерческих операций, которую берут на себя промышленные фирмы, постоянно растет. Промышленные фирмы, создавшие у себя хорошо отлаженный сбытовой аппарат, обладают большим преимуществом в конкурентной борьбе. Многие предприятия имеют и собственные каналы сбыта, примером которых являются фирменные магазины, распределительные центры, а для нефтеперерабатывающих заводов — собственные автозаправочные станции.       
 Наряду с  термином «сбыт» существует понятие  «продажа» товара. Принципиальной разницу  в этих понятиях нет. Вместе с тем следует уточнить, что сбыт - это процесс, представляющий собой совокупность функций, а продажа завершает процесс сбыта, когда товар переходит в собственность покупателя. Кроме того, понятие «продажа» применяется в словосочетании «личная продажа», раскрывающем сущность одного из видов маркетинговых коммуникаций, в результате которого продажа товара осуществляется при личных контактах продавца и покупателя.
 Сбыту товаров, изготовленных на предприятии, должны предшествовать маркетинговые исследования, предполагающие изучение рынка, в том числе потребителей и конкурентов, сегментацию и выбор целевого рынка, разработку товарной и коммуникационной политики. Ориентация сбытовой коммерческой деятельности на концепцию маркетинга внесла значительные изменения в организацию сбыта. Производитель товаров должен быть не только поставщиком, он обязан в современных условиях проводить анализ эффективности сбыта, разрабатывать и внедрять новые формы сбыта.
 1.3. Основные принципы  коммерческой деятельности
 Коммерческие  отношения могут развиваться в условиях экономической свободы субъектов деловых отношений, которая предполагает: владение капиталом и умение управлять финансами, ориентацию на извлечение максимально возможной для складывающихся условий прибыли и наиболее выгодные способы ее капитализации, умение принимать коммерческий риск, формирование таких организационных структур коммерции, которые способны приспосабливаться к меняющимся условиям, восприимчивость к изменениям в потребностях рынка, полное равноправие партнеров. В то же время нельзя считать экономической свободой в коммерческой деятельности полную независимость от интересов и действий субъектов рынка, поскольку в ряде случаев для достижения каких-либо стратегических целей бывает необходим компромисс с деловыми партнерами. Кроме того, свобода коммерческих взаимоотношений может ограничиваться условиями внешней среды, коммерческой тайной и другими объективными факторами.
 Для достижения поставленных в коммерческой деятельности задач необходимо учитывать следующие основные принципы:
 • неразрывную  связь коммерции с маркетингом;
 • гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка;
 • умение предвидеть коммерческие риски;
 • выделение  приоритетов;
 • проявление личной инициативы;
 • высокую  ответственность за выполнение принятых обязательств по сделкам купли-продажи;
 • нацеленность на достижение конечного результата — прибыли.
 Тесная связь  коммерции с маркетингом определяется, прежде всего, сущностью современной  концепции маркетинга, преобладающей на большинстве рынков и воплощенной в лозунге: «Производить нужно только то, что будет куплено». Содержание этой концепции заключается в сочетании рыночной и товарной концепций, т. е. в создании нужного рынку товара и потребителя в одно и то же время.
 Гибкость  коммерции должна проявляться, прежде всего, в своевременном учете  требований рынка, для чего необходимы изучение и прогнозирование товарных рынков, развитие и совершенствование сбытовой рекламы, вовлечение в коммерческую деятельность инновационного элемента, при необходимости — изменение профиля деятельности, внесение изменений в организационные структуры коммерции.
 Умение предвидеть коммерческие риски является очень  важным принципом для предпринимателя  в сфере торговли. Риск — это степень неопределенности результата.
 Коммерческий  риск — это возможные убытки в  коммерческой работе. Он может быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного решения и расходов по его реализации. Коммерческий риск может возникнуть вследствие инфляции (в связи с падением покупательной способности денег), с ухудшением финансового положения фирмы, а также из-за заключения рискованной сделки, невыполнения договорных обязательств контрагентами, действий конкурентов, уничтожения или порчи груза при транспортировке, в результате стихийных бедствий, из-за возможной нечестности работников фирмы. Кроме того, коммерческий риск может возникнуть по причине нестабильности социально-политической ситуации. Коммерческая деятельность без рисков невозможна, при ее планировании важно предусмотреть влияние коммерческого риска. Для того чтобы риск был «взвешенный», необходимы использование максимально возможного объема информации, всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, всестороннее исследование рынка, тщательный подбор персонала.
 Выделение приоритетов  в коммерческой деятельности не менее  важно, чем в производстве. Реализация этого принципа предполагает постоянное изучение и знание всех деталей коммерческой деятельности.
 Личная инициатива зависит непосредственно от каждого  человека, работающего в сфере коммерции, и определяется не только личностными характеристиками, но и культурой труда. Личностные характеристики формируют основу деловых качеств коммерсанта.
 Высокая ответственность  за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам — это принцип, который создает репутацию коммерсанту в деловом мире. Реализация этого принципа — залог эффективной ком.д-ти.
 2.1Организация  управления коммерческой деятельностью.
 Организация управления коммерческой деятельностью  включает следующие основные элементы:
    задачи;
    виды функций (работ) в отдельных звеньях соответственно задачам;
    построение организационной структуры, обеспечивающей способность адаптироваться к изменениям условий производства и коммерции;
    распределение ответственности за коммерческую деятельность;                    
    создание системы передачи информации, обеспечивающей эффективность принятия решений, контроля и координации.
 Среди основных элементов организации коммерческой деятельности доминирующим является организационная структура управления. Основу построения организационных структур коммерческой службы должны быть положены следующие принципы:
 1. Наличие  четко сформулированной цели.
 2. Малозвенность  в управлении коммерческой деятельностью.
 3. Гибкость.
 4. Эффективная  система связи, обеспечивающая  передачу информации и имеющая  обратную связь.
 5. Принцип  единого подчинения.
 6. Четкое  разграничение функций между  отдельными звеньями в управлении.
 7. Координация  деятельности.
 Этот перечень принципов не должен рассматриваться  как исчерпывающий, поскольку имеется  возможность появления новых.
 • Цели при  формировании структуры могут быть сформулированы на основе внутреннего предвидения, определяемого средствами предприятия и внешними факторами. Цели должны быть достаточно детализированы. Эффективность их может быть достигнута, если они совместимы друг с другом и, самое главное, не противоречат основной цели предприятия. Целями коммерческой службы могут быть: увеличение сбыта продукции, к примеру, на 10%, рост числа покупателей за счет перехода на новые сегменты рынка, увеличение объема продаж, приходящегося на один заказ, сокращение расходов на закупку материальных ресурсов и др.
 • Второй принцип  заключается в том, чтобы система  управления коммерческой деятельностью  не содержала много звеньев. Коммерческие взаимосвязи упрощаются, если система управления содержит не более четырех-пяти звеньев.
 • Третьим  важным принципом построения организационной структуры является гибкость, т.е. приспособляемость ее к изменяющимся рыночным условиям. Когда рынок становится перенасыщенным, значение коммерческой службы возрастает.
 • Четвертый  принцип — это эффективная  система связи, имеющая обратную связь. Она обеспечивается современными системами информатики и использованием вычислительной техники.
 • Принцип  единого подчинения заключается в том, что не следует допускать наличия двух руководителей, имеющих одинаковые полномочия. Невыполнение этого принципа ведет к двойственности подчинения и нарушению порядка в работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2.2. Организационная  структура коммерческой  службы предприятия.
 Коммерческая служба предприятия, как правило, включает следующие отделы: маркетинга, сбыта, закупок (материально-технического обеспечения), внешнеэкономической деятельности (рис.1).
 На построение организационной структуры отделов, входящих в коммерческую службу, оказывает влияние ряд факторов, которые группируются по следующим направлениям:
 1) технические;
 2) экономические;
 3) организации  производства.
 Технические факторы определяют влияние техники, технологии и отраслевой структуры, назначение и количество выпускаемой продукции и потребляемых материально-технических ресурсов. Как известно, расширение номенклатуры выпускаемой продукции происходит под воздействием научно-технического прогресса и состояния рыночной конъюнктуры. Увеличение номенклатуры выпускаемой продукции приводит к росту числа потребителей. Техническими факторами также являются: назначение и сложность изготовляемой продукции, оснащенность транспортно-складского хозяйства.
 К экономическим  факторам, оказывающим влияние на организационную структуру отделов, входящих в коммерческую службу, относятся: уровень спроса на выпускаемую продукцию, объем производимой продукции, формы расчетов за поставляемую (продаваемую) продукцию и закупаемые
 материально-технические  ресурсы, доля мелких отправок и не транзитных партий отгрузки, доля поставок на экспорт.
 Факторы организации производства включают тип производства (индивидуальное, мелкосерийное, серийное, крупносерийное, массовое), уровень специализации, территориальное размещение производства и складов.
Многообразие  факторов, воздействующих на структурное  построение коммерческой службы, приводит к весьма значительному количеству различных разновидностей схем организационных структур отделов маркетинга, сбыта, закупок (материально-технического обеспечения).
 Стихийное развитие рыночных отношений в Украине  привело к смешению старых структур отделов сбыта, а также отделов материально-технического обеспечения с новыми схемами организационного построения этих отделов.
 На многих промышленных предприятиях (особенно машиностроительных) существует разделение сбытовых функций между различными отделами. В частности, такая сбытовая функция, как формирование портфеля заказов, на этих предприятиях выполняется в производственных отделах, а отделы сбыта выполняют лишь оперативно-сбытовые функции по отгрузке готовой продукции.
 Для рыночных условий подобные организационные структуры непригодны, поскольку могут быть причиной производства продукции, не находящей сбыта. Более прогрессивной является структура, при которой все сбытовые функции сконцентрированы в отделе сбыта, так как при этом создается больше условий ориентации сбыта продукции на потребителя.
 На предприятиях Украины с мелкосерийным типом  производства часто встречаются финансово-сбытовые отделы, которые выполняют и финансовые, и сбытовые функции, учитывая тесную взаимосвязь финансовой и сбытовой деятельности.
 На предприятиях с неширокой номенклатурой, большим  или средним объемом выпускаемой  продукции структуру отделов  сбыта можно охарактеризовать как  функциональную (рис 2).

 Для крупных  предприятий с многономенклатурным производством и значительным объемом выпуска продукции структура отдела сбыта может быть организована по товарам (номенклатуре выпускаемой продукции), либо по функциям и товарам. В последнем случае имеет место смешанная структура отдела сбыта. При товарной специализации каждая товарная группа выполняет все сбытовые функции в пределах номенклатурной группы выпускаемой продукции. При смешанной структуре отдела сбыта в его составе могут быть: бюро заказов и планирования, диспетчерское бюро, тароупаковочный цех (или участок), цех экспедиции и отгрузки готовой продукции, участок консервации и упаковки, группа (или бюро) экспорта продукции, а также ряд товарных бюро, специализирующихся по номенклатуре выпускаемой продукции. Каждому бюро подчиняется склад готовой продукции. Склады готовой продукции принимают изготовленную продукцию у производственных цехов, осуществляют ее хранение, комплектуют партии товаров по грузополучателям и готовят к отправке, организуют погрузку оправляемой продукции в транспортные средства, оформляют необходимую приходно-расходную документацию и ведут оперативный учет поступления и отпуска готовой продукции.
 Формирование  организационных структур маркетинга имеет очень большое значение в условиях переходной экономики, поскольку от их соответствия внешним условиям и внутренней среде предприятия зависит реализация маркетинговой стратегии.
 Структура отдела маркетинга может иметь одну из следующих ориентации:
    функциональную;
    товарную;
    рыночную;
    региональную;
    функциональную и товарную;
    функциональную и рыночную;
    функциональную и региональную;
    матричную и др.
 
 Структура функционального  типа целесообразна для предприятий, у которых небольшое количество рынков и номенклатуры товаров. На рис. 3. представлена схема отдела маркетинга, организованного по функциям. Кроме указанных на рис.3 подразделений в отделе маркетинга могут быть созданы группы: управления товародвижением, новых товаров, планирования маркетинга и некоторые другие. 
 


Рис. 3.3. Организационная  структура отдела маркетинга
 Функциональная  организация маркетинга базируется на разделении труда по установившимся и вновь возникающим функциям. При небольшой номенклатуре выпускаемой продукции и устойчивом производстве функциональная организация маркетинга эффективна. Однако при расширении номенклатуры продукции эффективность функциональной организации снижается, так как возрастает период реакции на изменения внешних условий. Функциональная структура ориентирует предприятие на достижение текущего эффекта и не способствует освоению новых видов продукции. В то же время функциональная маркетинговая структура выступает базовой для остальных.
 Для предприятий, выпускающих большое количество разнообразной продукции, требующей  специфических условий производства и сбыта, наиболее целесообразна организация маркетинга по товарному принципу (рис. 4). Эта структура отдела маркетинга обходится для предприятия дороже, чем функциональная, поскольку требуется больше расходов на оплату труда из-за увеличения количества работников. Поэтому структура отдела маркетинга по товарному принципу более целесообразна на крупных предприятиях, где объем продаж каждого товара достаточен для того, чтобы оправдать неизбежное дублирование в работе. Подобная структура распространена в крупных компаниях, где каждый филиал специализируется на выпуске конкретного товара.

 Рис. 4. Организационная  структура отдела маркетинга по товарам
 Для предприятий, продающих свою продукцию на разных рынках, где имеют место неодинаковые товарные предпочтения, а товары требуют специфического обслуживания, целесообразна организация маркетинга по рынкам. Рынком могут выступать отрасль промышленности либо сегмент однородных покупателей. Для каждого рынка должна быть выработана своя стратегия маркетинга.
 Другие структуры  отдела маркетинга, ориентированные по регионам, функциям и товарам, функциям и рынкам, функциям и регионам  чаще всего встречаются в крупных компаниях (особенно международных). На предприятиях Украины они пока практически не используются.
 Предприятиям, разрабатывающим новые маркетинговые программы, целесообразно использовать матричную структуру. Кроме обычных функциональных подразделений, матричная структура маркетинга предполагает создание специальных групп, возглавляемых руководителями маркетинговых программ. Работники этих групп могут формироваться не только за счет вновь принятых сотрудников, но и численности функциональных подразделений, а после выполнения маркетинговой программы они возвращаются в свои отделы.
 Как было сказано  выше, материально-техническое обеспечение промышленного предприятия является одним из направлений коммерческой деятельности, основная функция которого — закупка сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий и т.д.
 На промышленных предприятиях Украины разные схемы организационного построения отделов закупок (материально-технического обеспечения). Систематизация организационного построения отделов снабжения на предприятиях позволяет выделить две наиболее типичные схемы.
 Отличительной особенностью первой схемы организационного построения является функциональная специализация подразделений (групп или бюро), входящих в отдел материально-технического обеспечения. Для этой схемы характерно выделение функций планирования потребностей в материальных ресурсах, оперативно-заготовительной работы, складирования. Плановая группа (бюро) изучает рынок сырья и материалов, определяет потребности предприятия в материальных ресурсах; оперативно-заготовительные (материальные) группы закупают сырье, материалы и другие материальные ценности; склады принимают, хранят и передают материальные ресурсы в цехи. Для второй схемы организационного построения характерно то, что в отделах материально-технического обеспечения созданы материальные группы (бюро), выполняющие все функции в пределах закрепленной за ними номенклатуры материалов.
    Организация закупок материальных ресурсов оказывает  влияние на деятельность предприятия: качество производимой продукции, производительность труда, себестоимость  продукции и прибыль. В условиях рыночных отношений отдел  материально-технического обеспечения потребности в материальных ресурсах должен определять на основе заказов производственных подразделений, выступающих в роли потребителей. Только производственные подразделения могут знать, что, где и к какому времени требуется. Отдел снабжения должен проверять заказы производственных подразделений на соответствие требующихся сырья, материалов, комплектующих изделий государственным стандартам или техническим условиям, и, кроме того, с учетом имеющихся материальных запасов. Отдел материально-технического обеспечения изучает рынок сырья и материалов с целью возможности закупок более дешевых ресурсов. Он может накапливать заказы для того, чтобы закупать материалы экономически обоснованными партиями и получать скидки при покупке больших партий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 3 .1 Содержание и функции  МТО 
 МТО – вид коммерческой деятельности по обеспечению материально-техническими ресурсами (МТР) процесса производства, осуществляемой до начала производства – от момента возникновения потребности в ресурсах вплоть до их использования при изготовлении продукции.
 Цель  МТО – доведение до конкретных  производственных потребителей (производственных субъектов) конкретных ресурсов требуемых конструктивных, технологических свойств в необходимых количествах (объемах) (в точный срок) в определенном месте с допустимыми (минимальными) затратами 
 Предмет МТО – МТР (предметы и средства труда – товары предприятий – поставщиков), необходимые для обеспечения производственного процесса предприятия.
 Субъекты МТО – производственные предприятия и поставщики МТР (производственные и посреднические структуры).
 Объекты МТО – потребители МТР.
 Характер  МТО – адресный, определяемый его целью и направленностью на обеспечение всей функциональной деятельности производственного предприятия, в первую очередь производственной, производной,   от потребностей конкретных потребителей товара данного предприятия.
 Значение  МТО в следующем: - как деятельность, непосредственно предшествующая производству, МТО не просто направлено на обеспечение ресурсами этой центральной функции предприятия по созданию товара, но и само в некоторой мере создает его потребительную стоимость и стоимость
 - МТО формирует  конкретные потребности конкретных  потребителей, как самих ресурсов, так и изготавливаемых из них товаров (работ, услуг) предприятия.
 - МТО обусловливает  финансовые результаты  производственного  предприятия
 - МТО является одним из источников  создаваемых конкурентных преимуществ предприятия.
 Функции МТО классифицируются по характеру – как собственно коммерческие и технологические; по роли – основные и вспомогательные.
 К основным коммерческим функциям относятся: покупка и/или аренда предмета обеспечения (ресурса) производственным предприятием.
 К вспомогательным коммерческим функциям относятся: исследование, анализ и формирование предложения; поиск, выбор, поставщиков требуемых ресурсов; обоснование и определение правового состояния экономического содержания предмета обеспечения, его юридическое сопровождение и защита (в т.ч. документальное оформление сделки, подготовка и ведение деловых переговоров, правовая защита сделок и пр.).
 К основным технологическим функциям МТО относятся: 1.) группировка-доставка (формирование и хранение запасов; формирование потоков и ресурсодвижение; формирование и подготовка партий поставок; отправка (отпуск); транспортировка); 2.) хранение-складирование (упаковка, затаривание, внутренне перемещение, непосредственно хранение,   сортировка, маркировка, комплектование, погрузка, разгрузка, растаривание, распаковка).
 К  вспомогательным технологическим функциям относятся функции предпроизводственной подготовки:  распаковка, расконсервация, контроль и подготовка, заготовка, обработка и сборка.   Данные функции относятся к функциям МТО в том случае, если они не являются прерогативой заготовительных производственных подразделений предприятия.
 Технологические функции подразделяются на внешние и внутренние. Внутренние направлены на обеспечение ресурсами  структурных подразделений  предприятия. Их реализация обусловливает формирование внутренней системы  обеспечения ресурсами функциональных, в первую очередь производственных, подразделений предприятия вплоть до отдельных рабочих мест. В организационном плане она представлена системой складских и транспортных структур и определенных методов организации хранения запасов и движения потоков производственных ресурсов.
 Внешние технологические  функции направлены на обеспечение ресурсами  производственного  предприятия в  целом. В зависимости  от особенностей движения  ресурсов от поставщиков к производственному предприятию различают  транзитную (прямую) и складскую (опосредственную) формы  МТО. В первом случае ресурсы предприятию-потребителю поставляются напрямую предприятием изготовителем. Во втором, через склады посреднических организаций.   
 Система МТО производственного предприятия, представляется совокупностью субъектов с соответствующими функциональными обязанностями и полномочиями и определенными организационно-правовыми взаимоотношениями в процессе ресурсообеспечивающей деятельности. Она формируется в соответствии с политикой МТО, которая обладает стратегической направленностью на достижение цели сбыта, обусловленной корпоративной миссией производственного предприятия.
 Система МТО предполагает решение следующих  основных задач:
    Обеспечение и поддержание минимально необходимого уровня запасов ресурсов и на этой основе минимизацию издержек;
    Обеспечение оперативной, точной, комплексной, относительно дешевой и надежной доставки ресурсов субъектам потребителям (вплоть до конкретного рабочего места).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.2 Организация МТО
 Организация МТО предусматривает организацию системы обеспечения производственного предприятия МТР, а именно организацию: приобретения и доставки ресурсов (как на предприятие в целом, так и к отдельным производственным подразделениям – вплоть до рабочего места); складирования и хранения ресурсов; обработки, заготовки и подготовки ресурсов к производственному потреблению; управление МТО как функциональной деятельностью.
 Организационная структура службы МТО производственного предприятия включает инфраструктуру МТО и организационную структуру управления МТО.
 Инфраструктура  службы  МТО представляется совокупностью подразделений обеспечения, осуществляющих весь спектр функций МТО ресурсами, которые носят технологический характер. Это такие подразделения: складское хозяйство (склады МТР), транспортное хозяйство, заготовительное хозяйство (подразделения, обеспечивающие заготовку и подготовку ресурсов к производственному потреблению), хозяйство (участки) по переработке отходов производства, тарное хозяйство (участки).
 Организация инфраструктуры МТО заключается в определении состава обеспечивающих (технологических) подразделений МТО, распределении соответствующих технологических функций и установлении функциональных взаимосвязей между этими подразделениями.
 Центральным подразделением инфраструктуры службы МТО  является складское хозяйство. Его организационная  структура   обусловливается  производственной структурой предприятия и представляется сетью складов: общезаводских, складов отдельных производств, цеховых складов, складов участков.
 Заготовительное хозяйство производственного  предприятия предназначено  для выполнения технологических  функций по предварительной  обработке, заготовке, подготовке ресурсов к производственному  потреблению. В организационном  отношении заготовительное  хозяйство является  структурной составляющей службы МТО предприятия, самостоятельной или подразделением складского хозяйства, его специальным участком.
 Организационная структура управления МТО представляется совокупностью подразделений обеспечения, осуществляющих весь спектр функций управлений МТО.
 По  признаку  сосредоточения управленческих функций  различают три  формы организации  управления МТО: централизованную, децентрализованную и смешанную.
 Централизация управления предусматривает  сосредоточение функций  управления в пределах единой службы МТО производственного предприятия. Она обусловлена следующими факторами: территориальной целостностью предприятия, производственным единством предприятия, относительно узкой  номенклатурой потребляемых ресурсов.
 Децентрализация управления предусматривает рассредоточение функций. Она обусловлена следующими факторами: территориальной разобщенностью предприятия, производственной самостоятельностью подразделений в силу предметной специализации отдельных производств, относительно широкой номенклатурой  потребляемых ресурсов.
    Различают следующие  типы организационных структур  службы МТО производственного предприятия: функциональный, материальный (предметный), комбинированный.
  Функциональный  тип организационной структуры предусматривает специализацию отдельных подразделений (и персонала) службы МТО на выполнении определенных функций. Функциональная специализация характерна в основном для предприятий с единичным и мелкосерийным типом производства, относительно узкой номенклатурой и небольшими объемами потребляемых ресурсов и выпускаемой продукции..
  Материальный  тип организационной структуры предусматривает специализацию отдельных подразделений (и персонала) службы МТО на выполнении всего комплекса функций по обеспечению предприятия определенными видами ресурсов. Материальная специализация характерна в основном для предприятий с крупносерийным и массовым типом производства, относительно широкой номенклатурой и большими объемами потребляемых ресурсов и выпускаемой продукции. Такая организация МТО (особенно крупных предприятий с многочисленными хозяйственными связями) обусловливает децентрализацию управления  этой деятельностью и определенное ее рассредоточение между соответствующими структурами. Каждое из структурных подразделений в такой организации выполняет весь спектр функций в части МТО предприятия определенными ресурсами (группами ресурсов):
    отдел МТО – сырьем и материалами;
    отдел внешней кооперации (ОВК) – покупными полуфабрикатами;
    отдел комплектации (ОК) – покупными комплектующими изделиями;
    одел главного механика (ОГМ) – оборудованием и запасными частями к нему;
    отдел главного энергетика (ОГЭ) топливом и другими видами энергии;
    инструментальный отдел (ИО) инструментом, оснасткой и приспособлениями;
    транспортный отдел (ТО) – транспортном и транспортными услугами.
  Комбинированный тип предусматривает следующую организацию МТО:
    определенные подразделения предприятия (МТО, ОВК и ОК) осуществляют весь спектр функций МТО в части закрепленных за ними (в соответствии со специализацией) группами ресурсов, а также все функции внешнего ресурсообеспечения в части всех остальных ресурсов.
    другие подразделения (ОГМ, ОГЭ, ИО и др.) осуществляют все функции внутреннего ресурсодвижения в части закрепленных за ними в силу их специализации ресурсов.
  Склады, как правило, специализированы по материальному (предметному) принципу, и могут находиться как под централизованным, так и децентрализованным управлением в общей системе функциональных связей с подразделениями предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3  Планирование МТО
 Планирование  МТО охватывает  всю систему деятельности по обеспечению производства МТР и предусматривает  следующие основные этапы:
    определение стратегии МТО и политики ресурсосбережения;
    изучение и формирование среды ресурсообеспечения;
    формирование текущих планов МТО.
   Формирование текущих  планов МТО предусматривает  следующие основные  этапы работ:
    изучение и анализ рынка ресурсов  производства;
    определение потребности в ресурсах, источников ее покрытия;
    планирование приобретения (закупок) ресурсов;
    анализ издержек ресурсообеспечения;
    планирование поставок ресурсов.
  Кроме текущего планирования МТО различают  и оперативное  планирование, которое  предусматривает  формирование оперативных  планов-графиков внутреннего ресурсообеспечения процесса производства.
  Изучение  рынка сырья и материалов один из элементов планирования МТО производственного  предприятия.
  Целями  исследования рынка сырья и материалов являются достижение обозримости этого рынка и возможность рациональной закупки материальных ресурсов. Рационально закупить материальные ресурсы - значит приобрести их нужного качества, в необходимом количестве, в требуемое время, у надежного поставщика и по приемлемой цене.
  Изучение  рынка сырья и материалов предполагает:
 •систематический  сбор, обработку, анализ и оценку информации о предложении конкретных видов материальных ресурсов на рынке потенциальных поставщиков, ассортименте материальных ресурсов, новых технологиях изготовления важнейших для потребителя материалов, ценах на сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты;
 • хранение информации;
 • выработку  четкой стратегии снабжения.
  Систематический сбор, обработка, анализ и оценка информации имеют большое значение для потребителей. Все указанные выше оценки можно объединить в систему показателей для анализа предложения сырья и материалов на рынке  

 

 Рис. Система  показателей для анализа предложения сырья и материалов на рынке.
 При исследовании рынка сырья и материалов предприятие  должно, прежде всего, дать количественную оценку предложения необходимых  ему материальных ресурсов. Предложение  материальных ресурсов на рынке является результатом производственного процесса и выражается всей массой ресурсов, предназначенных для продажи. Оно отражает желание производителей продать свой товар. Объем предложения — это количество товаров, которое продавец (производитель) желает продать потребителям при данных условиях в единицу времени (неделю, месяц, квартал, год). Для предприятий-потребителей эти товары производителей являются материальными ресурсами для изготовления своей продукции.
 Дать количественную оценку предложения материальных ресурсов на рынке можно на основе емкости рынка по формуле
   
 где Q — производство материального ресурса определенного вида; И, Э — соответственно импорт, экспорт материального ресурса определенного вида; З   — товарные запасы материального ресурса.
 На основе данных о емкости рынка материальных ресурсов можно определить долю рынка каждого поставщика. Доля рынка каждого поставщика определяется соотношением фактического объема реализации им данного вида материального ресурса к фактической емкости рынка этого ресурса. Значение этого показателя важно для предприятий-потребителей, так как позволяет лучше оценить возможность каждого поставщика на рынке сырья и материалов.
 При анализе  предложения на рынке материальных ресурсов большое значение имеет  анализ их ассортимента: в том числе новые виды сырья и материалов, их характеристика.
 Особо важное значение при анализе предложения  имеют цены на материальные ресурсы, поскольку цены имеют в ряде случаев решающую роль при выборе поставщиков. В зависимости от форм купли-продажи, сфер экономики цены на материальные ресурсы в условиях рынка подразделяются на мировые, договорные, оптовые, закупочные, розничные.
 Изучение  перспектив развития рынка сырья  и материалов тоже имеет немаловажное значение, поскольку в мире происходит развитие научно-технического прогресса, совершаются открытия, могущие повлечь коренные изменения в области производства и сбыта на мировом товарном рынке и в сфере международного товарообмена.
 Определенное  место в изучении рынка сырья  и материалов занимает анализ транспортных условий, содержание которого представлено на рисунке.
   

 

 Рис. Анализ транспортных условий при изучении рынка сырья и материалов
 При анализе  конкретных поставщиков сырья и  материалов большое значение имеет  информация о состоянии портфеля заказов поставщика. Портфель заказов, имеющийся у отдельной фирмы, определяется стоимостью всех заказов на определенное время. Информация о снижении портфеля заказов у поставщика может быть использована заказчиком для получения льготных условий поставок, расчетов и получения скидок.
 При изучении рынка сырья и материалов можно  применять прямые и косвенные  методы.
 Получение информации напрямую называют первичным исследованием рынка. Его базой служат следующие четыре источника:
 • контакты с поставщиками;
 • контакты с посредниками;
 • посещение  ярмарок и выставок, что дает богатую  информацию о технических разработках, ценах, качестве товаров и возможность использовать при этом каталоги ярмарок и выставок;
 • поездки  на предприятия-поставщики, их осмотр, что позволяет сделать заключение о способности предприятия выполнять заказы, о его технических возможностях в части предоставления услуг.
 Косвенное изучение рынка сырья и материалов (вторичное) в отличие от первичного (прямого) предполагает использование уже имеющихся документов. Этот метод дешевле первичного. В качестве исходных данных для изучения рынка служат:
 • обзоры состояния  конъюнктуры рынка, биржевые бюллетени, содержащие сведения об изменении цен;
 •    журналы, газеты, радио, телевидение;
 • фирменные  журналы, выпускаемые торгово-промышленными палатами, а также поставщиками. Они содержат информацию о новых разработках и технологиях;
 •   предложения  о продажах, содержащиеся в специальных  журналах и каталогах, брошюрах, проспектах;
 •   отраслевые адресные книги, технические справочники.
 При изучении рынка сырья  и материалов прорабатываются  возможности закупок  по импорту. При этом следует учитывать, что только крупные  фирмы в состоянии  защитить свои интересы за рубежом, не подключая посредника, и только они могут содержать собственные представительства в других странах. Договорные соглашения с зарубежными изготовителями предполагают знание действующих в других странах таможенных ограничений и правил международной торговли. Кроме того, нужно учитывать, что перевозка материальных ресурсов, закупленных у зарубежных фирм, сопряжена с повышенным риском и большими затратами. Поэтому наибольшую целесообразность представляет закупка за рубежом лишь тех видов сырья и материалов, которые перерабатываются в больших количествах и приобретение которых за рубежом позволяет получить значительный выигрыш в затратах.
 Определение  потребности в  ресурсах и источников ее покрытия является центральным этапом планирования МТО  и осуществляется на основе составления баланса  МТО.
 В общем виде баланс может быть представлен  в следующем виде:
Пп + Пнт + Прэ +Пнп + Пз=Оож+Онп+Мвн + Зс         где Пп     - потребность в  материалах на производство продукции;
 Пнт   - потребность в  материалах на НИОКР;
 Прэ   - потребность в материалах на ремонтно-эксплуатационные нужды;
 Пнп   - потребность в  материалах на образование  задела незавершенного производства;
 Пз     - потребность в  материалах на образование  переходящих запасов;
 Оож  - ожидаемые остатки  на начало планового  периода;
 Онп   - материалы в незавершенном  производстве на начало планового периода;
 Мвн  - мобилизация внутренних ресурсов (предполагает максимальное использование  отходов собственного производства, вторичное  использование материальных ресурсов, максимальное использование излишних запасов материалов);
 Зс      - приобретение и  завоз материалов со стороны.
 Объем приобретения (закупки) и завоза материальных ресурсов со стороны  определяется на основе разработанного баланса  следующим образом:
Зс = (Пп + Пнт+Прэ+Пнп+Пз)–(Оож + Онп + Мвн)
 В целом определение (расчет) потребности в  ресурсах можно осуществить  на основе следующих  подходов:
 1) Детерминистского (на  основе планов  производства и  нормативов расходования);
 2) Стохастического  (на основе вероятностного  прогноза с учетом потребностей прошлых лет);
 3) Оценочного (на основе  опытно-статистической  оценки).
 Выбор метода расчета потребности  в материальных ресурсах обусловливается  особенностями самих  ресурсов, условиями  их потребления и  наличием данных, необходимых  для выполнения соответствующих расчетов.
 Расчет  потребности в  материальных ресурсах основывается, как  правило, на методе прямого  счета.
  где V - потребность в материале;
 Hi - норма расхода материала на i-е изделие (или выполненную работу);
 Qi - объем выпуска i-го изделия (или выполнения работы);
 m - количество изделий или видов работ, при производстве которых требуется данный материал.
 При нормативном  методе определения потребности  требуются следующие исходные данные:  программа производства изделий (или выполнения работ), которая формируется путем исследования товарного рынка (или рынка услуг); нормы расхода материальных ресурсов в расчете на единицу продукции (или работы).
 План  потребности в  ресурсах является основанием для планирования приобретения (закупок)  ресурсов со стороны  (в натуральном и стоимостном выражении) и для планирования поставок ресурсов на предприятие (в натуральном измерении и по срокам поставок).
 Решения производственного  предприятия о закупке ресурсов определяются:
    ресурсными факторами (т.е. непосредственно необходимостью в обеспечении производства необходимыми МТР);
    закупочными факторами (представлены надежностью, ритмичностью, временем поставок, объемами (размерами) заказа, условиями платежа и др.);
    факторами поставщика (представлены его конкурентоспособностью, организационно-правовым статусом).
 Процесс приобретения (покупки) МТР осуществляется поэтапно:
 1 – обнаружение  потребности в МТР;
 2 – определение  состава и объемов требуемых  ресурсов, оценка эффективности  их использования;
 3 – определение  источников покрытия потребности  в МТР, поиск, изучение и  сравнительный анализ поставщиков  (формирование списка потенциальных  поставщиков осуществляется на  основе изучения: предлагаемых ими  ресурсов; организации и условий  сбыта; содержания и организации послепродажного обслуживания; уровня конкурентоспособности; надежности хозяйственных связей и репутации в деловых кругах; оценки результатов деятельности за прошлый период);
 4 – формирование  портфеля, анализ предложений поставщиков,  участие в презентациях, демонстрациях, проведение предварительных  деловых встреч и переговоров с поставщиками;
 5 – сравнительный  анализ предлагаемых ресурсов, условий  закупки и поставщиков;
 6 – принятие  решений о составе и объемах  приобретаемых ресурсов, условиях  их закупки, составе поставщиков, содержании и форме хозяйственных связей с поставщиками;
 7 – формирование  заказов, заключение сделок (договоров)  на покупку (поставку) ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.1 Содержание и функции  сбыта
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.