Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
     Контрольная работа по дисциплине
     «Методика и технология работы педагога дополнительного  образования»
     Тема: Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание: 

     Введение
     1. Основная часть
     1.1. Кризис образования 80х годов
     1.2. Создание уникального опыта педагогов-новаторов
     1.3. Основа педагогики сотрудничества
     1.4. Педагогика сотрудничества в  практике педагогов-новаторов
     1.4.1. И.П. Волков «Учить творчеству»
     1.4.2. Т.И. Гончарова «Уроки истории  – уроки жизни»
     1.4.3. Е.Н. Ильин – приемы «живой этики»
     1.4.4. В.Ф. Шаталов – «воспитать стремление  познавать»
     1.4.5. М.П. Щетинин – «Метод погружения»
     1.5. Использование опыта педагогов-новаторов  в современной школе
     Заключение
     Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Процессы  обновления, происходящие в нашем обществе и затрагивающие все сферы социальной жизни, требуют по-новому взглянуть на состояние учебно-воспитательного процесса. Особенность современного этапа социально-политического развития нашей страны заключается, прежде всего, в новых требованиях, которые предъявляются обществом к развитию каждого учащегося.
     Сотрудничество  в педагогике может быть рассмотрено  как форма организации учебно-воспитательного  процесса. Сотрудничество всегда связано  с известной позицией преподавателя по отношению к ученику. Эта позиция чаще всего обозначается на партнерство, товарищество. В связи с этим сотрудничество предполагает усиление элемента взаимодействия в процессе обучения и воспитания.
     Актуализация  проблемы сотрудничества в настоящее  время не случайна. Ее постановка обусловлена, во-первых, социальными процессами, происходящими в обществе; во-вторых, состоянием массовой педагогической практики.
     Наибольший  вклад в развитие сотрудничества внесли педагоги-новаторы.  Все педагоги-новаторы, создатели «Педагогики сотрудничества» в педагогическом процессе, выделяют главную категорию воспитания и обучения: сотрудничество. В педагогике сотрудничества воспитатели и воспитанники являются субъектами воспитательного процесса в равной степени.
     Все педагоги-новаторы сходятся во мнении, что любовь к детям, одинаковое отношение к ним важны для создания благоприятных отношений в коллективе. В воспитании и обучении каждый член педагогического процесса должен иметь равные условия, право выбора. 
 

     1. Основная часть:  

     1.1. Кризис образования  80х годов 

     Кризис  советской системы образования  имел ряд специфических причин. Важнейшие  из  них – пренебрежение власти  внутренними закономерностями ее развития, ее полное огосударствление, превращение  в пассивный объект социальной и идеологической хирургии.
     Полностью монополизировав, а затем унифицировав школу, тоталитарный режим лишил  ее основных источников развития –  общественной инициативы и внутреннего  многообразия, уничтожение которого в образовании равносильно уничтожению его иммунитета. Вместе с тем государственная монополия на образование представляла собой одну из разновидностей крепостничества. Она лишила общество и личность их естественного права – права образовательного выбора.
     Огосударствление  школы привело к утрате его многих задач и функций,  к ее трансформации в закрытое, фактически режимное учреждение. В итоге формировалась система тройного отчуждения: школы от общества, ученика от школы, учителя от ученика. Функционирование школы стало происходить в режиме «трех Е» - единообразия, единомыслия, единогласия.
     Школа лишила не только личность, но и себя, способности к развитию, что вело к подрезанию культурных корней наций и народностей.
     Политика  ставила перед школой глобализированные  цели - либо не реализуемые на данном этапе общественного развития (средний всеобуч, обучение шестилеток), либо вовсе несвойственные образовательной школе (всеобщая профессиональная подготовка школьников). Эти цели не были подкреплены ни научным обоснованием, ни необходимыми финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами.
     В результате каждая последующая реформа  или реорганизация школы вела ко все большему, ее дисбалансу, к расширенному воспроизводству и обострению школьных проблем. Этот порочный круг приводил не только к застою, но и заметному регрессу системы образования. 

     1.2. Создание уникального  опыта педагогов-новаторов 

     Потребность в обновлении образования актуализирует  интуитивные усилия и инициативы педагогов, творчески ориентированных, методически нарабатывающих определенный опыт обновленного преподавания. Это опыт достаточно многообразный, фактически осваивает разные грани и аспекты будущей модели образования.
     В 60-ые годы появились некоторые возможности  для отказа от окаменелой педагогики и тогда зародились новаторские  идеи в образовании, которые разрабатывались и воплощались их авторами в практику работы отдельных школ.
     В 70-ых – начале 80-ых годов стали  известны имена педагогов-новаторов, большинство из них были школьными  учителями, некоторые учеными (Ш.А. Амонашвили, доктор психологических наук, профессор, И.П. Волков – кандидат педагогических наук, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин). Они вели поиск принципов и методов обучения, основанных на гуманизме и сотрудничестве учителя и учащихся, поощряющих активность и самобытность школьников, опирающихся на радостные эмоции детей, открывающих для себя науки и оригинальные способы деятельности. Этот новаторский ряд можно продолжить. Каждый новатор, так или иначе, вносит свою неповторимую ноту, отшлифовывая отдельную грань новой становящейся педагогики.
     Каковы  же основные принципы новой модели педагогики? Из всего многообразия подходов можно выделить три основополагающих установок:
     1. Человек находится в активно-деятельном  отношении к миру и самому  себе;
     2. Активность субъекта выступает в высшем своем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя;
     3. Рассмотренная позиция подводит  к идее деятельно становления  призвания человека.
     Эти установки на уровне образования  выразились в радикальной смене  направления причинно-следственных связей. Детерминация от субъекта ( в данном случае от воспитанника) стала определяющим вектором развертывания образовательного процесса. Другие  векторы (от объекта) в этом процессе не исчезли, они остались, но стали подчиненными моментами главного направления детерминации – от субъекта.
     В этой связи изменилась и структура  образовательного процесса в новой  модели образования. Если структура  традиционного (развертывающегося  в рамках функционирования и развития) образования сводилась к следующей логической схеме: предмет – учитель – воспитанник, то в новой модели образования структура образовательного процесса стала иной: воспитанник – призвание – предмет – урок -  воспитанник.
     В традиционной логической схеме образования  предмет для воспитанника задается внешними целями, не затрагивающими интерес и его мотивацию. Новая модель образования сначала связывает воспитанника с призванием, а затем мотивированно, под призвание вводится в предмет, специально адресованный воспитаннику в качестве урока.
     Новаторский  поиск не встретил одобрения официальной  педагогической науки и многочисленных чиновников в министерствах, отделах  образования, новаторам приходилось  мужественно отстаивать свои позиции.
     Но  их новации нашли восторженный отклик в учительской и молодежной среде; их поддержали наиболее проницательные журналисты и писатели.
     Педагоги-новаторы выполнили важную миссию: всколыхнув учительство, они вызвали у педагогов  стремление к творчеству, к собственному поиску новых подходов в образовании. Новаторы возвысили в глазах общества педагогическую профессию. 

     1.3. Основа педагогики  сотрудничества 

     Педагогика  сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений  80-ых годов, вызвавших к жизни  многочисленные инновационные процессы в образовании.
     Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного  инструментария; она вся «рассыпана»  по сотням статей и книг, ее идеи вошли  почти во все современные педагогические технологии, составили основу Концепции среднего образования РФ. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением  нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
     В Концепции среднего образования  РФ сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. 
     Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место  в нем занимают отношения «учитель – ученик». Традиционное обучение основано на участии учителя в качестве субъекта, а ученика – в качестве объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.
     Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществом молодости); ни один из них не должен стоять над другим.
     Сотрудничество  в отношениях «ученик – ученик»  реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).
     В рамках общешкольного коллектива отношения  сотрудничества устанавливаются между  учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).
     В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
1. Гуманно-личностный  подход к ребенку  – в центре школьной образовательной системы стоит развитие всей целостной совокупности качеств личности. Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе – ключевое звено, коммуникативная основа личностно-ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:
    новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
    гуманизация и демократизация педагогических отношений;
    отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
    новая трактовка индивидуального подхода – идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать;
    формирование положительной Я-концепции – системы осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.
2. Дидактический активизирующий  и развивающий  комплекс – открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:
    содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;
    обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
    идет объединение, интеграция школьных дисциплин;
    вариативность и дифференциация обучения;
    используется положительная стимуляция ученья.
Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических  идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В.Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С.Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П.М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А. Сухомлинского, развитии личности по Л.В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И.П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д.Б. Эльконина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н. ильина, Б.М. Неменского и др.
3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
    превращение школы Знания в школу Воспитания;
    постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
    гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
    развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
    возрождение русских национальных и культурных традиций;
    сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
    постановка трудной цели.
Идеология и технология педагогики сотрудничества служит не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.
4. Педагогизация окружающей  среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.
Важнейшими  социальными институтами, формирующими подрастающую личность, является школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении – будущем всей страны. 

     1.4. Педагогика сотрудничества  в практике педагогов-новаторов 

     1.4.1. И.П. Волков «Учить  творчеству»  

     И.П. Волков – учитель-новатор из г. Реутово  Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчества.
     И.П. Волков, учитель рисования и пения, убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабливаемость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом, И.П. Волков в самых обычных классах вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества.
     Занимаясь проблемой развития самостоятельности  и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразным потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить  их. Значит надо создать необходимые условия для расцвета одаренности детей.
     И.П. Волков, решая учить детей творчеству, рассуждает так. В мире есть дети, одаренные  в какой-либо преимущественно одной  области: музыке, изобразительном искусстве  и т.д.  Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последовательное развитие творческих способностей детей надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в различных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!
     Творчество, индивидуальность, художество, считает  И.П. Волков, проявляются даже в минимальном  отступлении от образца. Но чтобы  создать конкретный продукт творческого  характера, нужны как общеобразовательные, так хотя бы минимальные профессиональные знания. В учебный процесс необходимо включать различные виды труда и поощрять творчество детей. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества. Исходными принципами  при проектировании и организации этих уроков И.П. волков взял следующие:
    знания как фундамент творчества;
    строгий отбор учебного материала;
    многократность повторения;
    разностороннее развитие ученика;
    формирование устойчивого интереса у ребят;
    обучение грамотному выполнению работ;
    контроль учителя за работой ученика;
    индивидуальный подход.
     Новаторская идея И.П. Волкова заключается в  том, что он создал механизм выявления  творческих способностей детей и  их развития.
     Практика  показала, что для творческих занятий  в школе нужны творческие комнаты. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. И.П. Волков определяет их так:
    в любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года и установить свой ритм работы (систематически или «через раз»);
    в творческой комнате ученик получает начальную профессиональную подготовку;
    организация и методика работы творческих комнат уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем. За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения.
     И.П. Волков определяет 3 возможных варианта схем обучения: прямой (кратчайший путь), по дуге и по бесформенной кривой. Это зависит от объема изучаемого материала. Он определил 5 систем обучения: линейно-последовательная; разорванная; параллельная; блочно-параллельная; основанная на ассоциативных связях.
     В целом система И.П. Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем. 

     1.4.2. Т.И. Гончарова  «Уроки истории  – уроки жизни» 

     Ленинградская учительница истории Т.И. Гончарова  считает, что осмысление событий  прошлого должно осуществляться через  уроки истории с использованием всех положительных моментов в настоящем, посредством лично найденных ответов на сложнейшие вопросы, взаимообмена информацией.
     Т.И. Гончарова считает, что урок –  это совместный поиск истины учителем и учениками. Ученик на уроке должен работать, а не выслушивать лекции учителя, которые впоследствии вероятно забудет. 
     По  мнению Т.И. Гончаровой изучать историю  – это вовсе на значит запоминать прошедшее и пересказывать содержание исторического материала. Изучать  историю – значит осмысливать  прошедшее, познавать законы общественного бытия. Если ученики на уроке обнаруживают личное отношение к событиям и людям прошлого, впитывают в себя его опыт, эмоционально зажигаются, вступая в диалог с прошлым, они приобретают духовную высоту. Школьные уроки истории должны побуждать подрастающего человека ассоциативно мыслить, вызывать желание дерзать, быть душевно причастным к великим деяниям народа, находить высший смысл жизни в служении Родине, обществу. Совершенно необходимо, чтобы школьники овладели такими основополагающими понятиями истории, как закономерности развертывающихся понятий, личность и массы в историческом процессе, эволюция и революция в истории общества, материальный фактор на всех этапах развития человеческого общества. Урок истории состоится лишь тогда, когда на основе исторических знаний, суждений, обобщений возникает душевное волнение, а в иных случаях – и потрясение. Подлинный урок интеллектуален и эмоционален одновременно.  Т.И. Гончарова призывает не смотреть на детей со стороны, сверху вниз, не присаживаться на корточки, а быть с ними на равных, учить их  учиться у них. Ученик такой же творец учебно-воспитательного процесса, как и учитель. Эффективность урока во многом определяется тем, в какой мере сами ученики включаются в самостоятельный поиск истины. Нет подлинного учения без самообразования и нет самообразования без учения.
     Увлечение познанием зависит не только от содержания информации, но и от причастности учеников к организации учебного процесса. Учить детей ставить вопросы и разрешать их или, по крайней мере, задумываться над ними – призвание педагога. Необходимо постоянно возбуждать у школьников умственный голод, поддерживать и развивать у них «вопросное» отношение к окружающему миру.
     История – это не только день позавчерашний  и вчерашний, но и сегодняшний. Хорошо зная прошлое, мы лучше понимаем настоящее и представляем будущее. Нужен яркий рассказ, точнее намек на интересное и важное, намек, который нелегко, но интересно расшифровать.  Именно намек направит поисковый труд ученика, разбудит смекалку, воображение.
     Т.И. Гончарова считает, что спор между  учителем и учениками на уроке  не помеха уроку, а наоборот. Учитель должен благожелательно слушать, мысленно вживаясь в каждую точку зрения, углублять важные оттенки мыслей, прояснять разные точки зрения, придавать своей позиции незаметность. Ему нужно уметь сталкивать все взгляды, мнения, исходные оценки, а также заострять разные позиции, вызывать учеников на возражения, открывать возможность подхода к вопросу с разных сторон.
     Смысл всего этого: из столкновений всех точек зрения вывести истину. Задача педагога – придавать ученическим оценкам умеренность и таким образом примирять их, находить рациональное зерно, общее, объединяющее в различных позициях, мнениях. Порой ценен не ответ, а конечный результат, а путь к нему, сам процесс спора на равных, формирующих диалогичность мышления. Это результат правила, которым руководствуются учителя: общаться с учениками как с равными.
     Т.И. Гончарова разработала педагогические правила, необходимые в педагогическом процессе: «лучше не дойти, чем перейти, зайти слишком, далеко, т.е. все рассказать, ничего не оставив на долю ребят; лучше в своем сообщении соединять деловитость с занимательностью. 

     1.4.3. Е.Н. Ильин –  приемы «живой  этики» 

     Е.Н. Ильин – учитель литературы, создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться человеком.
     Целевые ориентации концепции  Е.Н. Ильина:
    нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение;
    преподавание литературы как искусства.
       Концептуальные  положения и гипотезы концепции Е.Н. Ильина:
    усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебного предмета, создает возможность для формирования у ученика научного мировоззрения, взглядов и убеждений;
    принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний – убеждений;
    художественность: урок литературы строится по законам искусства, закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;
    принцип обучающего воспитания: обучение – не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;
    в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность,  эмоциональная чувствительность, нравственные основы, уважение и готовность к труду;
    идти к детям не только с темой урока, а с жгучей проблемой;
    нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений;
    знание через общение и общение через знание – это двуединый процесс нравственно развития;
    сама личность учителя, классного руководителя, руководителей школ, их нравственный облик, педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;
    формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;
    демократизация: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю.
     Особенности содержания концепции:
     Каждое  художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного  курса, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе  в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, Е.Н. Ильин ставит так, чтобы:
    вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;
    был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса;
    ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения.
     Урок  литературы – это 
     1. формирующий процесс; урок –  общение, а не просто работа, это искусство, а не только  учебное занятие, жизнь, а не  часы в расписании;
     2. своеобразный одноактный спектакль  с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов – писателя и учителя;
     3. совместная деятельность учителя  и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном  общении.
     В каждом случае Е.Н. Ильин руководствуется целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.