На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Ощущение, виды. Диалектика, дидактика

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РГУПС
Филиал  государственного образовательного учреждения высшего  образования
«Ростовский Государственный  университет путей  сообщения» 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

По  дисциплине: «Психология и педагогика»
        На  тему: 1. Ощущение, виды.
                         2. Диалектика, дидактика.
                 
         
         
         
         

            Выполнил:
                                                            
                                                                                   Проверил:
                                                                                     
 
 
 
 

Краснодар
                      2011г. 

Содержание 

Введение …………………………………….………………………….…..стр. 3
1. Ощущение как познавательный процесс, квалификация,
     закономерности ………………………………………………………...стр. 3
2. Виды и свойства ощущений ………………………………………….. стр. 5
2.1. Контактные ощущения…………………………………………….….стр. 6
2.2. Дистантные ощущения …………………………..…………………...стр. 9
3. Дидактика…………………. ………………………………………….. стр. 11
3.1. Основные категории дидактики ………………………………….... стр. 12
3.2. Основные дидактические концепции ……………………………... стр. 13
4. Диалектика ………………….… ……………………………………... стр. 14
4.1. Принципы диалектики……… …………………………………..…. стр. 15 Заключение ……..…………………………..…………………..………..  стр.18
Список используемой литературы ...………….. ……………..………….стр.19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение
             Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы деятельности человека и основные формы его активности.
     В познании принято выделять два уровня: чувственный и рациональный. В  рациональном познании человек выходит  за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению. Чувственному уровню относится познание с помощью органов чувств. В процессе чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира в его непосредственной данности и многообразии. Чувственное познание представлено восприятием и ощущениями.
     Законы  диалектики занимают особое место в  методологии познания. Они описывают наиболее общие, атрибутивные, свойства, как материального мира, так и информационного пространства, и потому могут быть использованы при решении широкого круга задач. Дидактика так же является неотъемлемой частью педагогики. За основу дидактика берет основные положения, сформулированные в рамках педагогики в общей теории образования.
             Одной из задач данной работы - дать характеристику понятию ощущение, определить и описать виды ощущений; а так же исследовать законы диалектики и дидактики. 

1. Ощущение как познавательный процесс, квалификация, закономерности.
             Все, что мы знаем об окружающем  нас мире и о самих себе, так или иначе, прошло через  наши органы чувств. Все наши  знания, таким образом, являются продуктом того, что мы либо видели, либо слышали, либо держали в руках. Английский философ Джон Локк недаром утверждал: "в разуме нет ничего, чтобы не прошло через ощущения".
     Ощущение  — это процесс первичной обработки  информации, который представляет собой отражение отдельных свойств предметов и явлении, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элементарных свойствах объективного мира
     Ощущения  являются наиболее простой формой психической  деятельности. Они возникают как  рефлекторная реакция нервной системы  на тот или иной раздражитель. Физиологической  основой ощущения является нервный  процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.
             Ощущения, с одной стороны, объективны, т.к. в них всегда отражается внешний раздражитель, с другой стороны, - субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы человека и его индивидуальных особенностей.
             Физиологической основой ощущений являются анализаторы, включающие: рецепторы (глаз, ухо и др.), нервные пути и соответствующие участки мозга.
В состав любого ощущения входит движение (сужение  сосуда, поворот глаз и др.).
             По традиции считается, что у человека пять видов ощущений: слух, зрение, обоняние, вкус и кожная чувствительность. Между тем, только на коже есть органы для восприятия: прикосновения, давления, тепла, холода, боли. Посчитано, что на 1 см кожной поверхности находится 100 - 200 болевых точек, 12-15 холодовых, 1-2 тепловых, около 25 точек, воспринимающих прикосновение. Эти точки распределены по телу неравномерно - их значительно больше на кончиках пальцев.
             Для возникновения ощущений необходимо, чтобы сила раздражителя была определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение - нижний порог ощущения. Максимальная величина, при которой еще сохраняется данное ощущение - верхний порог ощущения. Пороги ощущений характеризуют чувствительность: чем ниже нижний порог, тем выше чувствительность.
             Минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает различные ощущения - порог различения. Для каждого вида ощущений величина порога различения более или менее постоянна (в весе - 1/30 первоначальной величины, в слуховых ощущениях - 1/10, в зрительных - 1/100). Величина порогов чувствительности зависит от многих причин, особенно от характера деятельности. Однако чувствительность может изменяться под влиянием приспособления организма к раздражителю. Это явление называется адаптацией. Особенно сильно развита она у тактильных ощущений (слабое прикосновение к коже перестает ощущаться через несколько секунд). Адаптация к болевым ощущениям выражена слабо, а очень сильные боли вообще не дают адаптации. Это связано с биологической ролью боли как сигнала нарушения нормального состояния организма.
             Для ощущений может быть характерна также повышенная чувствительность - сенсибилизация. Особенно она проявляется при взаимодействии анализаторов, а также при отсутствии или недостатке информации.
             На временные отклонения чувствительности от обычной нормы влияют такие факторы, как время суток, посторонние раздражители, психическое состояние, утомление, болезнь, беременность женщины и т.д. Оценивая качество ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснять, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотических или подобных им фармакологических веществ), которые повышают либо резко снижают чувствительность анализаторов. 

2. Виды и свойства ощущений.
     Со  времен Аристотеля в сфере внимания многих поколений ученых находились только пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. В XIX в. знания о составе  ощущений резко расширились. Это произошло в результате описания и изучения их новых видов — вестибулярных, вибрационных, мышечно-суставных, или кинестетических, и т.д., — а также вследствие уточнения состава некоторых сложных видов ощущений (например, научного осознания того факта, что осязание — это сочетание тактильных, температурных, болевых ощущений и кинестезии, а в тактильных ощущениях в свою очередь можно выделить ощущения прикосновения и давления).
     Увеличение  количества видов ощущений вызвало  необходимость в их классификации.
Ощущения  классифицируются:
1. по  критерию расположения рецепторов:
- интерорецептивные (во внутренних органах, органические ощущения) – внутренние, болевые, вибрационные;
- проприорецептивные (в мышцах, связках и сухожилиях) – статические, двигательные.
- экстерорецептивные (на поверхности тела) – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные.
     Интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела и отражают состояние внутренних органов. Это наиболее древние и наиболее элементарные ощущения, однако, они очень важны как сигналы о состоянии нашего организма. Внутренняя среда организма становится внешним фактором, вызывающим то или иное ощущение. К этому классу ощущений относят, так называемую, барорецепцию (давление крови на стенки сосудов), которую в житейской психологии мы определяем термином «давление».            
     Органическая  чувствительность доставляет нам многообразные  ощущения, отражающие жизнь организма. Органические ощущения связаны с  органическими потребностями и вызываются в значительной мере нарушением автоматического протекания функций внутренних органов. К органическим ощущениям относятся ощущения голода, жажды, ощущения, идущие из сердечнососудистой, дыхательной и половой системы тела. А также смутные, трудно дифференцируемые ощущения, составляющие чувственную основу хорошего и плохого общего самочувствия.
     Все органические ощущения имеют ряд  общих черт. Они, как правило, связаны с органическими потребностями, которые через органические ощущения обычно впервые отражаются в сознании. Они по большей части связаны с возникновением и удовлетворением органической потребности; в частности нарушение в течении органических функций вызывает специфические ощущения (голода, жажды, удушья и т.п.). Органические ощущения обычно связаны с напряжением. Они включают, поэтому момент динамики, влечения, стремления, так же как ощущения, связанные с удовлетворением потребности, заключают в себе момент разрядки.
     Проприоцепторы находятся в мышцах, связках и сухожилиях. Они поставляют информацию о движениях и положении нашего тела в пространстве, и отдельных частей тела относительно друг друга. Эти ощущения играют важнейшую роль в регуляции движения. Первым в этом классе ощущений можно назвать вестибулярные ощущения (еще их называют статико-динамическими). Возникают они в специальном органе – вестибулярном аппарате. Эти ощущения отражают две характеристики взаимоотношения тела и пространства - равновесие и ускорение. Вторым является кинестезия, или мышечно-суставные ощущения. Их основная функция – обеспечение нашему телу ориентации в пространстве. По кинестетическим ощущениям мы судим о работоспособности, точности наших движений. Источником этих ощущений является работающая мышца.
     Завершают список данной группы ощущений вибрационные ощущения. Источником возникновения данного вида ощущений являются периодические изменения давления воздушной или другой среды. Иногда их называют «контактным слухом», ссылаясь на специфическое использование вибрационных ощущений слепоглухонемыми.
     Экстероцептивное рецептивное поле совпадает с наружной поверхностью организма и полностью открыто для внешних воздействий. Экстероцепторы представляют собой самую большую группу ощущений.
Они делятся  на:
 - контактные;
- дистантные.
     Контактные  рецепторы (осязание, включая тактильные, температурные и болевые ощущения, а также вкусовые рецепторы) передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами.
     Дистантные  ощущения (обоняние, слух, зрение) возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции.
     В процессе эволюции именно дистантные экстериоцептивные ощущения начинают играть все большую роль в познании окружающего мира и в организации  поведения, поскольку они обеспечивают важное преимущество, позволяя заблаговременно получать нужную информацию об изменениях в среде и реагировать на них.  

2.1. Контактные ощущения
Кожная чувствительность
     Кожная  чувствительность подразделяется классической физиологией органов чувств на четыре различных вида. Обычно различают  рецепции:
1) боли, 2) тепла, 3) холода и 4) прикосновения  (и давления).
Предполагается, что каждый из этих видов чувствительности располагает и специфическими рецепторами  и особой афферентной системой.
             Боль является биологически очень важным защитным приспособлением. Возникая под воздействием разрушительных по своему характеру и силе раздражений, боль сигнализирует об опасности для организма.
             Имеется участки малочувствительные к боли и другие - значительно более чувствительные. В среднем 1-2 см приходится 100 болевых точек.
Импульсы, возникающие вслед за болевым  раздражением, характеризуется медленностью проведения. Адаптация для болевых  импульсов поступает очень медленно. Ощущение боли, как правило, связано  с чувством неудовольствия или страдания.
             Температурная (термическая) чувствительность дает нам ощущение тепла и холода. Эта чувствительность имеет большое значение для рефлекторной регуляции температуры тела. Традиционная классическая физиология органов чувств рассматривает чувствительность к теплу и холоду как два разных и независимых вида чувствительности, каждый из которых имеет свои периферические рецепторные аппараты.
При раздражении  холодцовых точек неадекватным раздражителем, например, горячим острием, они дают холодцовое ощущение. Это так называемые парадоксальное ощущение холода.
Не существует раз и навсегда твердо фиксированных  точек тепла и холода (а также  давления и боли), поскольку, как  оказалось, количество этих точек изменяется в зависимости от интенсивности раздражителя.
Существенную  роль в термических ощущениях  играет способность кожи довольно быстро адаптироваться к разным температурам.
     В целом болевые ощущения выполняют  две функции.  
Во-первых, как и остальные ощущения, они передают информацию о механических, химических, электрических свойствах предметов окружающего мира. Во-вторых, болевое ощущение сигнализирует, что организм столкнулся с такими внешними раздражителями, которые ведут к разрушению организма, или угрожают этим разрушением.

             Ощущение прикосновения и давления тесно связаны между собой. Характерной особенностью ощущений прикосновения и давления (в отличие, например, от болевых ощущений) является относительно точная их локализация, которая вырабатывается в результате опыта при участии зрения и мышечного чувства. Чувствительность к давлению и прикосновению на различных участках кожи различна. 

Осязание
     При осязании познание материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.
     Осязание  включает ощущение прикосновения и  давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. С помощью тактильных ощущений мы отражаем механические свойства поверхности (поверхность гладкая или шероховатая, мягкая или твердая, ребристая и т.п.). Они говорят о характере взаимодействия тела с этой поверхностью: прикосновение, давление трение и др.             
У человека есть специфический орган осязания - рука и притом главным образом  движущаяся рука. Будучи органом труда, она является вместе с тем и органом познания объективной действительности.
Отличие руки от других участков тела заключается в том, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы объективной действительности, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения.
     Наиболее  слабым пунктом в изолированно действующем осязании является познание соотношений пространственных величин, наиболее сильным - отражение динамики, движения, действенности. 

Вкусовые ощущения
             Вкусовые ощущения, как и обонятельные, обусловлены химическими свойствами вещей. Как и для запахов, для вкусовых ощущений не имеется полной, объективной классификации. Из комплекса ощущений, вызываемых вкусовыми веществами, можно выделить четыре основных качества - соленое, кислое, сладкое и горькое.
     Биологическая роль вкусовых ощущений – обеспечивает успешность пищевого обмена организма  с внешней средой. Экспериментально выявлена зависимость интенсивности и качества вкусовых ощущений от состояния внутренней среды организма (например, повышение чувствительности к сладкому с ростом голодания).
Сложные вкусовые ощущения, которые могут  давать достаточно полный образ целого предмета, возникают в результате взаимодействия с температурными, тактильными, кинестетическими ощущениями. Тогда мы имеем ощущение терпкого, вяжущего, острого, пряного и др.
К вкусовым ощущениям обычно присоединяются ощущения обонятельные, а иногда также ощущения давления, тепла, холода и боли.
Вкусовые  ощущения играют заметную роль в настройке эмоционального состояния, через вегетативную нервную систему вкус, наряду с обонянием, влияет на пороги других рецепторных систем.  

Обонятельные  ощущения
             Тесно связанные между собой обоняние и вкус являются разновидностями химической чувствительности. До недавнего времени принято было думать, что у человека обоняние не играет особенно существенной роли. Но значение его все же велико в силу влияния, которое обоняние оказывает на функции вегетативной нервной системы и на создание положительного или отрицательного эмоционального фона, окрашивающего самочувствие человека в приятные или неприятные тона.
Обонятельные  ощущения, которые нам представляет слизистая носа, сложны по своим  описательным характеристикам, часто связанным с предыдущим опытом человека, его проживанием в определенной климатической зоне и его культурным окружением. 

2.2. Дистантные ощущения
     Два вида ощущений – зрительные и слуховые – занимают особое место в жизнедеятельности человека, так как с их помощью люди не только приспосабливаются к окружающему миру, но используют их для взаимодействия между собой, для передачи информации. Слуховые ощущения лежат в основе устной речи, а зрительные ощущения – в основе письменной. 

Слуховые  ощущения
     Слуховые  ощущения – высший анализатор звуковых волн, воздействующих на рецепторы  дистантно. Наш слух отражает тоны и  шумы. Обычно границы слуховых ощущений интенсивности звука определяются от 10 дб до 120 дб. После 120 децибел у  человека слуховые ощущения переходят в болевые.
В последнее  время, в связи с бурным развитием  технических средств, окружающих человека, чьи звуковые мощности могут наносить вред здоровью человека, проблема верхнего порога слуховых ощущений вышла за переделы узко профессиональных интересов психологов и физиологов.
     Поле  слуха больше, чем поле зрения. Звук мы слышим сверху-снизу-справа-слева-сзади-спереди. Такая пространственная универсальность  получения звукового сигнала, а  также изменяемость, временное непостоянство звуковой волны, могли оказаться главной причиной использования звука для передачи информации.
Мир звуков для человека самый полигамный в  сравнении с другими живыми существами. Только у человека существует тонкий фонематический слух, только человек  различает так тонко музыкальные звуки.
            Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разрежение воздуха.
Основными свойствами всякого звука являются: громкость; высота; тембр.
     При воздействии звука в слуховом аппарате происходят процессы адаптации, изменяющие его чувствительность. Однако в области слуховых ощущений адаптация  очень невелика и обнаруживает значительные индивидуальные отклонения. Особенно сильно сказывается действие адаптации при внезапном изменении силы звука. Это так называемый эффект контраста.
     Звуковые  волны обладают, во-первых, различной амплитудой колебания. Во-вторых, по частоте или продолжительности периода колебаний. В-третьих, формой колебаний.
          Слуховые ощущения могут вызываться как периодическими колебательными процессами, так и непериодическими с нерегулярно изменяющейся акустической частотой и амплитудой колебаний. Первые отражаются в музыкальных звуках, вторые - в шумах. Далеко не все звуки воспринимаются нашим ухом. Как ультразвуки (звуки с большой частотой), так и инфразвуки (звуки с очень медленными колебаниями) остаются вне пределов нашей слышимости.  

Зрительные ощущения
     С точки зрения сохранения сигнала и возможности возвращения к нему пальма первенства принадлежит, конечно, зрительным ощущениям.
     Большое значение в эволюции высших животных сыграло не прямое приспособление к  свету, а ориентация посредством  света и цветоощущений в предметах  окружающей среды, то есть наш глаз ощущает светлотность и цвет.
Видимый человеком спектр не велик по сравнению  с существующим электромагнитным спектром. Однако, в этом диапазоне человек  обладает уникальной способностью различать  с помощью света мельчайшие свойства предметов окружающего мира.
     Ведущая пространственная характеристика зрительного  ощущения – поле зрения. Это пространство, которое может видеть неподвижный  глаз, то есть фиксирующий в данный момент какой-либо предмет или точку. Границы поля зрения у конкретного человека не являются врожденными. Расширение границ – одна из задач развития ребенка, так как поле зрения одна из ведущих характеристик скорости чтения.
     Следующей пространственной характеристикой  зрительного ощущения является острота  зрения, то есть разрешающая способность человеческого глаза. Он может обнаружить яркий свет, проходящий через отверстие d = 3-4 мк, и увидеть свет свечи в безлунную ночь на расстоянии 1,5 км.
     Мы  также обладаем цветочувствительностью. Цвет в жизнедеятельности человека обладает колоссальной информационной нагрузкой. Например, при определении качества продуктов питания одной из ведущих характеристик является цвет. Предварительная адаптация человека к красному цвету замедляет укачивание, а к синему – ускоряет его. Цвет играет важную роль в эмоциональной сфере человека. Житейский опыт и экспериментальные исследования показали, что одни цвета вызывают положительные эмоции, другие – отрицательные. Зеленый обычно относят к успокаивающим цветам, а красный – к возбуждающим.
             Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Зрение нам дает наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные восприятия - наиболее "опредмеченны", объектированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.
             Зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на глаз света, всегда обладает тем или иным цветовым качеством. Но обычно нами воспринимается не цвет "вообще", а цвет определенных предметов. Предметы эти находятся от нас на определенном расстоянии и имеют ту или иную форму, величину и т.д.
Зрение  дает нам отражение всех этих многообразных  свойств объективной действительности. Но отражение предметов в их пространственных и иных свойствах относится уже к области восприятия, в основе которого частично лежат также специфические зрительные ощущения. 

3.Дидактика
     В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) для обозначения искусства обучения. В том же значении употребил это понятие и чешский педагог Ян Амос Коменский. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.
     Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Ее основой  является общая теория образования, основы этой теории являются основополагающими  для всех воспитательно-образовательных  наук.
     Объектом  изучения дидактики являются реальные процессы обучения.
Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики.
Полученное  теоретическое знание позволяет  решать многие проблемы, связанные  с обучением, а именно: приводить  в соответствие с изменяющимися  целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии и т. д. Все это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.