На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Познавательные психические процессы: общая характеристика

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Познавательные  психические процессы: общая характеристика.
       Познавательные  психические процессы поставляют и  составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что  образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что  являются средствами, инструментами  всякого познания. Без раскрытия  их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов  при познании внешнего мира.
       К познавательным психическим процессам  относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.
       С помощью познавательных процессов  человек получает и осмысливает  информацию, отображает объективный  мир, преобразуя его в субъективный образ. Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности  и адекватности уровни отражения  реальности, которые образуют систему.   

Психические процессы  
   
Ощущение Восприятие Память Представление Воображение Мышление Внимание  
                           
Пространственная  локализация Точность Точность   Яркость-четкость Новизна Гибкость Скорость  и точность переключений  
Деятельность Полнота Прочность Точность Оригинальность Темп Длительность  концентрации  
Интенсивность Быстрота Скорость Полнота Тип и  широта оперирования образами Быстрота Широта  распределения  
Эмоциональный тон Объем Объем Детальность   Экономичность Интенсивность    
Скорость  ощущения и различения Эмоциональная окрашенность       Последовательность Устойчивость  
Устойчивость  уровня чувствительности         Критичность      
Точность              
Дифференцированность                
                                 
   
Ощущения: классификации и  свойства.
       Ощущение – отражение отдельного чувственного качества или недифференцированное и неопредмеченное впечатление от окружающего, отражение свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Этот образ обладает следующими свойствами: локализация, или положение в пространстве и времени; интенсивность, модальность (признак, качество). По модальности сенсорные образы делятся на экстероцептивные, интероцептивные и проприоцентивные.
       Экстеропцеция – это всем знакомые пять видов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Каждое из них имеет свой орган-анализатор (глаз, ухо, нос, кожа, язык) и соответствующее мозговое звено.
       Интероцептивный образ – это то внутреннее чувство, которое мы имеем относительно исходящих от наших внутренних органов сигналов. Обычно, их трудно выразить словами и точно локализовать, но роль этих внутренних ощущений велика, особенно в формировании наших потребностей и возникновении эмоций. Так, например, тревожность, страх – отрицательные эмоции не только потому, что предвещают что-то плохое, но и потому, что сопровождаются неприятными переживаниями (сжимается сердце, бросает то в жар, то в холод и так далее). Радость – положительная эмоция, которая сопровождается ощущением невесомости, легкости. Контроль за эмоциями – это во многом контроль за интероцепциями.
       Проприоцепция – это неосознаваемое ощущение в мышцах и сухожилиях. Проприоцепция отвечает не только за все наши движения, но и за последующее психическое развитие. Не случайно для новорожденных «тестами на интеллект» являются показатели физического развития. Движение полезно не просто как физическая активность, а как деятельность, способствующая координации системы «глаз-рука». Именно эта система лежит в основе следующего уровня познания – восприятия.
Восприятие: виды и свойства.
       Восприятие – это психический процесс, отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
       Если  в результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах  предмета, то восприятие дает  целостный образ предмета или явления. Выделяется четыре уровня восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.
       Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат этой фазы – формирование перцептивного образа. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.
       Идентификация – отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.
       Таким образом, восприятие представляет собой  систему перцептивных действий, овладение  которыми требует специального обучения и практики.
       Виды  восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека.
       Движение  окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что  перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, что позволяет сетчатке глаза  последовательно воспроизводить происходящие изменения положения движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых  перемещается предмет.
       Восприятие  видимого движения определяется данными  о пространственном положении объектов, то есть, связано со зрительным восприятием  степени удаленности предмета и  оценкой направления, в котором  расположен тот или иной предмет.
       Восприятие  пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с  помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также  на восприятии объема и удаленности  предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.
       Пока  не удалось обнаружить механизм, прямо  или косвенно преобразующий физические интервалы времени в соответствующие  сенсорные каналы. Самыми популярными  кандидатами на роль этого механизма  остаются связанные со временем физиологические  процессы (так называемые «биологические часы»).
       Имеются большие индивидуальные различия и  способности оценивать время. Наша способность судить о длительности времени позволяет образовать временное  измерение – ось времени, на которой  мы более или менее точно размещаем  события. Общее восприятие отношений  настоящего и будущего носит название временной перспективы.
       Свойства  восприятия:
    O     Целостность. Восприятие есть всегда целостный образ предмета. Способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины (то есть, были одиночные ощущения, но не было восприятия). Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики. Восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
    O     Константность. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и так далее. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию (например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы кажутся им маленькими, в то время как строители, постоянно работающие на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров).
O     Структурность восприятия. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Так, при слушании музыки воспринимаются не отдельные звуки, а мелодия, которая узнается, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
O     Осмысленность восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
O     Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Учеными было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро и так далее), и только некоторые психически больные склонны воспринимать чернильные пятна как таковые. То есть, процесс восприятия протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?».
Воображение: виды и формы проявления.
       В процессе отражения окружающего  мира человек наряду с восприятием  того, что действует на него в  данный момент, или зрительными представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.
       Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут  возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
       Физиологическую основу воображения составляет образование  новых сочетаний из тех временных  связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. Создание нового предполагает такое сочетание, которое  образуется из временных связей, ранее  не вступавших в сочетание друг с  другом. Воображение всегда есть определенный отход от действительности, но в любом случае источник воображения – объективная реальность.
       Ведущим механизмом воображения служит перенос  какого-либо свойства объекта. Эвристичность  переноса измеряется тем, насколько  он способствует раскрытию специфической  целостной природы другого объекта  в процессе его познания или создания человеком.
       Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антициптирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать.
       Активное  воображение всегда направлено на решение  творческой или личностной задачи, больше вовне. Человек занят в  основном средой, обществом, деятельностью  и меньше внутренними субъективными  проблемами. Активное воображение пробуждается задачей и ею направляется, оно  определяется волевыми усилиями и поддается  волевому контролю.
       Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой из вне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков.
       Антициптирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. Благодаря способности предвидеть, человек может как бы «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.
       Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких операций. Первый – операции, посредством которых формируются  идеальные  образы, второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
       Психологи, изучающие творческое воображение, выделяют две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
       Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта его элементы способны входить в новые сочетания. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.
       Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции: например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.
       Одной из наиболее очевидных форм проявления деятельности воображения в науке  является мысленный эксперимент. Мысленный  эксперимент – это вид познавательной деятельности, строящийся по принципу реального эксперимента и принимающий  структуру последнего, но развивающийся  целиком в идеальном плане. Мысленный  эксперимент, замещая в некотором  роде материальный, служит его продолжением и развитием. Он позволяет исследовать  ситуации не реализуемые практически, хотя и принципиально возможные.
       Особую  форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более  или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также  его полного совпадения с образом  желаемого. Вместе с тем мечта  может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
Внимание  и его свойства, развитие внимания.
       Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно могло вызвать ориентировочную  реакцию, которая позволяет «настроить»  на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность или сосредоточенность такой  деятельности на каком-либо объекте  восприятия называется вниманием. Таким образом, внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Без внимания восприятие невозможно.
       Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.
       Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки. Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.
       Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими  людьми, в познании им самого себя, в  умении управлять собой.
       Если  внешнее и внутреннее внимание характеризуется  различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается  по признаку соотношения с целью  деятельности.
       При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий. Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели (например, реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета). Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.
       Все три вида внимания – это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.
       Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.
       Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и производимого материала. Объем внимания можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами.
       Концентрация внимания – свойство , выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.
       При наличии такой сосредоточенности  человек практически не воспринимает посторонние факторы. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в  которые он погружен.
       Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков.
       Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.
       Не  следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое  выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности  сосредоточенности. Это проявляется  в кратковременных колебаниях внимания.
       Распределение внимания – свойство, благодаря которому возможны выполнения двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека и осуществляются, хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано.
       В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения. У человека развиваются  свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.  
    Мышление, его сущность, типы, виды.
       Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного отражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Мышление – познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чувственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни. Мышление выполняет регулирующую, познавательную и коммуникативную функции, то есть, функции общения. Особое значение приобретает выражение мышления в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы – всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее поняли другие люди.
       Чувственное отражение и мышление – единый процесс познания человеком окружающей действительности. Источником познания служит практика. Начинается все с  ощущений и восприятий, то есть с  живого созерцания. Никакими другими  путями нельзя получить знания о различных  предметах и явлениях, о свойствах  вещей, о различных формах движения материи. Только потом чувственное  познание восходит к мысленному –  абстрактному, логическому. Но даже на уровне абстрактного мышления сохраняется  его связь с чувственными образами ощущений, восприятий и представлений.
       Такое отвлеченное и обобщенное познание позволяет понять мир полнее и  глубже. Истинность же такого познания проверяется практикой. Здесь она  уже выступает как критерий правильности человеческого познания, человеческого  мышления. Единство чувственного отражения  и мышления позволяет сопоставить  прошлое и настоящее, предвидеть и проектировать будущее. Это относится не только к окружающему миру вещей, явлений, других людей, но и к самому человеку, позволяет ему «учиться властвовать собой».
       Как все психические явления, мышление является продуктом рефлекторной деятельности мозга. Единство чувственного и логического  в мышлении основывается на сложном  взаимодействии коры и подкорковых  образований мозга.
       Мышление  – всегда решение какой-то задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из сложившейся ситуации. При этом ни решения, ни ответа, ни выхода нельзя усмотреть, только воспринимая  действительность.
       Мышление  – это не только опосредованное, но и обобщенное отражение действительности. Обобщенность его заключается в  том, что для каждой группы однородных предметов и явлений вычленяются  общие и существенные признаки, их характеризующие, в результате чего формируется знание об этом предмете вообще.
       Различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
       Наглядно-действенное мышление называют еще практически действенным или просто практическим мышлением. Оно протекает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических задач: производственных, организации учебного процесса. Этот вид мышления является основным на протяжении всей жизни человека.
       Наглядно-образное мышление связанно с решением мыслительных задач, основанных на образном материале. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образное мышление тесно связано с практическим мышлением.
       Словесно-логическое мышление называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и суждений и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высокий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.
       Все виды мышления тесно взаимосвязаны. У разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой именно, определяется условиями  и требованиями деятельности. Например, у физика-теоретика или у философа – словесно-логическое мышление, а  у художника – наглядно-образное. Взаимосвязь видов мышления характеризуется  также их взаимопереходами. Они зависят  от задач деятельности, требующих  то одного, то другого, а то и совместного  проявления видов мышления.
       Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.
       Понятие – это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества. Поэтому их содержание приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия словами в различных языках сущность остается одной и той же. Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни человека по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями, знаниями.
       Суждение – форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими, частными и одиночными.
       Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное и дедуктивное. Также существует еще и умозаключение по аналогии. Оно обычно используется для построения гипотез, то есть, предположений о возможности тех или иных событий, явлений. Таким образом, процесс умозаключения представляет собой оперирование понятиями и суждениями, приводящее к тому ли иному умозаключению.
       Мыслительными операциями называются умственные действия, используемые в процессе мышления. Это анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация.
       Анализ – мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств.
       Синтез – мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и так далее.
       Анализ  и синтез взаимосвязаны друг с  другом. Ведущая же роль того или  другого определяется задачами деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.