На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Виды транспорта

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


В настоящее время  любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и  жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью  передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости  от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни человека. Это связано с возможными ДТП, крушениями и авариями пассажирских поездов, воздушных и морских судов, травмами при посадке в транспортное средство и в процессе его движения.
В целом транспортно-дорожная безопасность человека как пассажира  и пешехода обеспечивается высоким  уровнем профессиональной подготовки водителей (машинистов, пилотов), - конструктивными  свойствами транспортных средств, составляющими  их техническую безопасность, а также  строгим и неукоснительным выполнением  пассажирами, пешеходами правил пользования  различными видами транспорта и правил дорожного движения.
Вместе с тем  участники транспортного потока в силу неправильных действий либо поведения могут создавать опасные  транспортно-дорожные ситуации как  на самом транспортном средстве, так  и вне его. При этом под участниками транспортного потока понимаются лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения как водитель (машинист, пилот и т. п.), пассажир транспортного средства либо пешеход.
Не все опасные  ситуации разрешаются благополучно, значительная их часть заканчивается  транспортными авариями. Транспортная авария - это происшествие, повлекшее  за собой гибель или телесное повреждение  людей либо повреждения транспортных средств, сооружений и грузов.
Лучший способ повысить личную транспортно-дорожную безопасность - это не создавать  аварийные ситуации, а в случае их возникновения (независимо, вследствие чего они возникли) успешно им противодействовать.
                                                  Городской транспорт.
В единой транспортной системе важное место занимает городской  транспорт. Он представлен различными видами транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов. Это - автобусы, трамваи, троллейбусы, такси, грузовые и личные автомобили, а  также метрополитен.
Причины Интенсивность транспортных потоков, низкая квалификация водителей, недисциплинированность участников дорожного движения и другие обстоятельства являются причиной огромного количества аварий (в основном автодорожных), многие из которых заканчиваются трагически.
Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это, прежде всего, нарушение правил дорожного движения, техническая  неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и катастроф становится управление автотранспортом лицами в нетрезвом  состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правилперевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых  требований безопасности.
Всем памятен  случай, который произошел в 1994 г. в Москве на Дмитровском шоссе, когда  бензовоз врезался в стоящий троллейбус. Бензин разлился по мостовой, вспыхнуло  пламя. Ужас охватил людей. Многие выскакивали из троллейбуса и бежали как горящие факелы. Другие сгорали здесь же на месте. Погибли пассажиры, ни в чем не повинные люди. А всему виной халатность, пренебрежение элементарными правилами.
Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки  ремонтных работ, отсутствие предупреждающих  об опасности знаков. Все это в  совокупности приводит к огромным потерям.  

Основными видами аварий городского транспорта являются: опрокидывания(16,1%), , столкновения транспортных средств(37,9%), наезды на пешеходов, животных и неподвижные препятствия (37,1%), прочие (8,9%). В городах и населенных пунктах происходит 60%, а на автострадах - 40% аварий и катастроф, причем на автострадах автомобили чаще всего переворачиваются, в городах и населенных пунктах – сталкиваются.
Наиболее  частыми из ЧС на автотранспорте являются столкновения (лобовые, боковые, касательные). Лобовое столкновение происходит при встречном движении автомобилей. Оно приводит к деформации передней (лобовой) части транспортного средства, резкой остановке движения, заклиниванию дверей, прижатию (зажатию) людей в салоне или кабине, нарушению целости стекол. Степень деформации транспортного средства и уровень травмирования находящихся в кабине или салоне людей зависят от скорости движения и массы столкнувшихся автомобилей. При лобовом столкновении двух легковых автомобилей, едущих со скоростью 60 км/ч, возникает деформация передней части: водителя придавливает к рулевому колесу, а пассажиров - к элементам салона. Длина автомобиля уменьшается на 0,5 м. Увеличение скорости до 120 км/ч приводит к деформации практически всех узлов автомобиля, зажатию людей в салоне.
   Боковое столкновение является следствием удара лобовой части одного автомобиля в боковую сторону другого. Результат этого - деформация дверей и кузова, зажатие людей. Иногда автомобиль, получивший боковой удар. опрокидывается. Наиболее опасно боковое столкновение для людей, находящихся с той стороны салона, в которую пришелся удар.
   Касательное столкновение возникает при встречном движении или пои движении в одном направлении. Автомобили сталкиваются боковыми поверхностями. При этом травмируются люди, деформируются соприкасающиеся боковые поверхности машин.
   Наезд совершается на неподвижные (столб, дерево, стена, забор автомобиль) или движущиеся (автомобиль, поезд, трамвай, трактор, велосипед) предметы. Он характеризуется резкой остановкой автомобиля, возникновением динамического удара большой силы, что приводит к деформации передней части, травмированию людей в салоне и кабине. В ряде случаев причиной ЧС является наезд поезда, трамвая, троллейбуса на автомобиль. Эти аварии сопровождаются особенно тяжелыми травмами и гибелью людей.
   Опрокидывание - одна из очень часто встречающихся ЧС на автотранспорте. Возникает в результате бокового удара, резкого поворота, попадания автомобиля на наклонную крутую поверхность дорожной насыпи (обочины). Опрокидывание вызывает падение автомобиля на бок или на крышу. Особенно опасно, когда автомобиль переворачивается несколько раз. Это приводит к значительной деформации корпуса, крыши, зажатию людей в салоне, их выпадению и прижатию к земле, разливу топлива, взрыву, пожару.
   Угрожающие размеры принимают аварии и катастрофы с участием специального автотранспорта, перевозящего яды, радиационно опасные, пожаро- и взрывоопасные продукты. Особенность таких аварий и катастроф заключается в том, что наряду с травмированием и гибелью людей после выбросов, разливов и взрывов подвергается заражению окружающая природная среда. 

В настоящее  время автомобильный транспорт  стал наиболее опасен. Его жертвами становятся водители, пассажиры и  пешеходы.
По данным Всемирной  организации здравоохранения, в  результате дорожно-транспортных происшествий в Западной Европе ежегодно погибают около 100 тыс. человек и свыше 200 тыс. получают серьезные травмы. Каждый год более 1 млн человек погибают в дорожно-транспортный происшествиях
Среди всех видов транспорта печальное лидерство по количеству трагических последствий и материальному  ущербу принадлежит автомобильному транспорту. Согласно данным Всемирной  организации здравоохранения, на автодорогах  в результате аварий и катастроф  ежегодно в мире погибает более 300 тыс. человек, получает ранения около 8 млн. человек. В США ежегодно в автокатастрофах  погибают 55 тыс. человек, увечья получают 2 млн. человек, материальные потери составляют 12-13 млрд. долларов. 
   В России ежегодно регистрируется более 160 тыс. ЧС на автотранспорте, при этом погибают 30-35 тыс. человек, становятся инвалидами 180-190 тыс. человек, материальный ущерб составляет сотни миллиардов рублей. Мировая статистика последних лет свидетельствует об устойчивой тенденции роста числа и тяжести последствий дорожно-транспортных ЧС.
 

При пользовании  услугами городского транспорта и в  повседневной жизни следует всегда помнить следующие правила личной безопасности, выполнение которых увеличит ваши шансы избежать аварийных ситуаций, а в случае их возникновения - выйти c меньшим ущербом для здоровья.
Возьмите себе за правило двигаться по тротуарам  или пешеходным дорожкам, придерживаясь  правой стороны, а где их нет - по обочине. Вне населенных пунктов  при движении по обочине или краю проезжей части идите навстречу  движению транспортных средств. Проезжую часть пересекайте по пешеходным переходам, в том числе по подземным и наземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочине. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить проезжую часть на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны.
В местах, где  движение регулируется, руководствуйтесь сигналами светофора или регулировщика. В других случаях выходите на проезжую часть только после того, как убедитесь, что переход безопасен и вы не создадите помех транспортным средствам.
Не выходите из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего  обзорность, не убедившись в отсутствии движущихся транспортных средств.
Ожидайте общественный транспорт на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине.
При пользовании общественным транспортом  придерживайтесь следующих правил:
1. Садитесь в  транспортное средство и выходите  после полной его остановки.
2. Старайтесь  занять место в средней части  салона у стенки, а не в проходе.
3. Не становитесь  около дверей, никогда не используйте  их как опору.
4. Чтобы исключить  опасные соударения с деталями  внутреннего оборудования транспортных  средств, держитесь за вертикальные  и горизонтальные поручни, дуги  спинок кресел, используйте ремни  безопасности и т. п.
5. Во время  движения не отвлекайте водителя  от управления транспортным средством.
6. Не засыпайте  во время движения, потому что  при резком изменении скорости  можно получить травму шеи,  а также опоздать со своевременной  и адекватной реакцией на опасную  ситуацию.
7. Если вы  поняли, что авария неизбежна,  займите соответствующее фиксированное  положение. Например, если вы сидите  в кресле, то наклонитесь вперед  и положите в скрещенном положении  ваши руки на кресло, расположенное  впереди вас. Прижмите голову  к рукам. Продвиньте ноги вперед, насколько это возможно, но не  пытайтесь просунуть их под  кресло, находящееся перед вами, так как, если кресло сломается,  оно может повредить ваши ноги.
Если произошла авария с автобусом и двери заклинило, выбирайтесь через окна, сначала выбив стекла любыми подручными предметами («дипломатом» с металлическим ободом, огнетушителем). Если автобус опрокинулся, для выхода можно использовать вентиляционные люки. В случае падения в реку (водоем) постарайтесь сохранить хладнокровие и не стремитесь сразу покинуть салон, так как встречный поток воды вам это не позволит. После затопления салона водой покинуть его будет легче.  
 Помните:  автотранспорт пожароопасен, поэтому  даже в случае небольшой аварии  надо, выбравшись из автобуса  или машины, отойти как можно  быстрее от них на 10-15 м во  избежание гибели от возможного  взрыва или пожара.  
 Гарантия  безопасности при торможении  или столкновении – это устойчивое, фиксированное положение в автобусе. Лучшая точка опоры – поручень  над головой. Надо стоять лицом  в сторону движения, так вы  всегда сможете увидеть опасность  заранее и не упадете на  спину, что особенно опасно. Если  вы все же падаете в результате  толчка, торможения – сгруппируйтесь, закройте голову руками.  
 Троллейбус  и трамвай относятся к наименее  опасным видам транспорта. Однако  электрическая тяга порождает  возможность поражения током,  особенно в дождливую погоду  при сильном ливне или шквальном  ветре, когда токонесущий провод  может упасть на вагон. В  подобной ситуации наиболее безопасны  сидячие места, а покидать салон  рекомендуется только прыжком,  не касаясь одновременно земли  и транспорта, чтобы исключить  удар током. 

Находясь в  общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась  за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных  и запасных выходов.
Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения  человека электричеством (особенно в  дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится  под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.
В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или  разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания  от дыма платком, шарфом или другими  элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.
При падении  автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите  дыхание и выныривайте через  дверь, аварийный выход или разбитое окно.  

8. Заставьте  себя сохранять спокойствие и  не делать ничего, что может  дезорганизовать  окружающих (не кричите и не паникуйте).
9. Если необходимо, вызовите "Скорую помощь" и  сообщите о случившемся в милицию.
Если авария неизбежна:
- не покидайте  машину до ее остановки (выжить  в машине легче, чем вне ее);
- следует управлять  машиной до последней возможности,  сохраняя самообладание;
- нужно сделать  все возможное, чтобы уйти от  встречного удара. Кювет, забор,  кустарник и даже дерево лучше  идущего на вас автомобиля;
- если нет  такой возможности, постарайтесь  перевести встречный удар в скользящий, боковой.
Самое важное в  любой аварии – не препятствовать перемещению тела вперед и защитить голову. Пассажир должен закрыть голову руками и завалиться набок, напрячь  все мышцы и не расслабляться  до полной остановки автомобиля. Если рядом находится ребенок –  необходимо крепко прижать его к  себе, накрыть собой и также  завалиться набок. Следует помнить, что наиболее опасное место пассажира  в автомобиле – переднее сиденье.
После того как  удар произошел, прежде всего, необходимо определиться, где (в каком месте  автомобиля) и в каком положении  вы находитесь, не подтекает ли бензин и т.д. В зависимости от ситуации нужно покинуть автомобиль через  дверь или окно. Помните! Делать это  нужно как можно быстрее. Очень  часто происходит загорание автомобиля с последующим взрывом. Если не открываются  ни двери, ни окна – следует разбить  стекло.
При падении  в воду машина может держаться  на плаву некоторое время, достаточное  для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь  через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.
При погружении на дно с закрытыми окнами и  дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.  

2.1 Оказание первой  помощи пострадавшему в автокатастрофе
Первоочередной  задачей при оказании доврачебной  помощи является устранение опасности, угрожающей жизни пострадавшего. При  автокатастрофе главное – своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. И должно быть это  сделано не позднее первых 20, от силы 30 мин. Иначе будет поздно.
Главные опасности:
-  потеря сознания;
-  обильное кровотечение;
-  нарушение сердечной деятельности и дыхания;
-  шок;
-  тяжелые черепно-мозговые травмы и повреждения позвоночника;
-  клиническая смерть.
Надо иметь  в виду, что водитель и пассажиры  чаще всего получают ранения головы, конечностей и грудной клетки от ударов конструкциями дверей, рулевой  колонки, передней стенки кузова и ветровым стеклом. Дополнительные травмы наносят  предметы, находящиеся в машине. Пешеходы наибольшие повреждения получают от ударов бамперами, крыльями, фарами и капотом. Около 60% всех ранений  – результат вторичного удара  о дорожное полотно, бордюрный камень.
Что делать? Каждый водитель проходящей машины, каждый пешеход  обязаны немедленно принять все  возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. На место происшествия вызываются работники  ГАИ, скорая медицинская и техническая  помощь. Место катастрофы ограждается  предупредительными знаками.
Пострадавшие  после оказания им первой медицинской  помощи доставляются в ближайшие  лечебные учреждения.
Порядок оказания первой медицинской помощи:
- остановить  кровотечение, угрожающее жизни;
- при отсутствии  дыхания – сделать искусственное  дыхание и вентиляцию легких;
- при отсутствии  пульса – одновременно с искусственным  дыханием проводить непрямой  массаж сердца;
- при шоке  – ограничить подвижность, утеплить, дать горячее питье, обезболивающее  средство;
- при черепно-мозговых  травмах и повреждениях позвоночника  – обеспечить неподвижность,  дать обезболивающее средство;
- при потере  сознания – расстегнуть одежду, положить на спину так, чтобы  голова была ниже ног, сбрызнуть  лицо и грудь холодной водой,  поднести к носу нашатырный  спирт. Если результат не достигнут, следует проверить, свободны ли дыхательные пути;
- при клинической  смерти – убедиться в отсутствии  пульса на сонной артерии и  дыхания (при помощи зеркала)  и только потом приступить  к реанимационным действиям. 
Четыре заповеди, как сохранить жизнь пострадавшему  до прибытия спасательных служб.
Схема оказания помощи при автодорожном происшествии, если пострадавший находится без  сознания:
- убедиться в  наличии пульса на сонной артерии  и реакции зрачков на свет;
- быстрее повернуть  пострадавшего на живот;
- очистить с  помощью платка или салфетки  ротовую полость;
- при кровотечении  – наложить кровоостанавливающие  жгуты;
- на раны –  стерильные повязки;
- при подозрении  на переломы костей конечностей  наложить шины;
- подкладывать  под голову подушку, сумку или  свернутую одежду;
- переносить  или перетаскивать пострадавшего  с места происшествия без крайней  необходимости (угроза взрыва, пожар  и т.п.);
- самостоятельно  транспортировать пострадавшего  (при возможности вызвать спасательные  службы).

Пожар в автомобиле

Есть три наиболее важные вещи, которые надо всегда иметь  в автомобиле: аптечку с медикаментами, огнетушитель и несинтетическую  накидку.
Если автомобиль загорелся, то:
- остановите  автомобиль и выключите двигатель;
- поставьте машину  на тормоз и блокируйте колеса (неустойчивое положение может  усугубить инцидент);
- выставите сигналы  на дорогу;
- займитесь жертвами;
- вызовите помощь (медицинскую и техническую), пожарных, милицию;
- следите, чтобы  не было утечки бензина (сигарета  или даже маленький камешек  способный вызвать трение, могут  стать причиной пожара).
Огонь в автомобиле зарождается почти всегда под  капотом мотора из-за разрыва трубопровода, подающего бензин, либо в результате загорания в карбюраторе или  газовом баллоне. Первое, что необходимо сделать – это разъединить  контакты, вытащив ключ из замка  зажигания.
Если машина работает на газе, закрываются два  крана, расположенные в багажнике  на баке с топливом. После этого  направить струю огнетушителя на основание пламени; если его нет - использовать песок, землю, накидку, одежду. Эффективен также пакет с водой, брошенный с силой на объятые пламенем части автомобиля.
Далее:
- если пожар  затронул только карбюратор, достаточно  включить мотор на максимальные  обороты, что поможет потушить  огонь;
- если есть  раненые, их необходимо отнести  в безопасное место;
- если огонь  охватил заднюю часть машины, где находится бензобак, единственное, что остается сделать - это  быстро удалиться от машины;
- сцены из  фильмов, где взрывается автомобиль, в жизни довольно редки; это  может произойти, если бензобак  почти пустой или машина работает  на газовой установке;
- если пожар  охватил салон автомобиля, знайте: опасность велика, огонь быстро  распространяется по обивке, состоящей  из ткани, пластика и синтетических  волокон.

1.2.3.3. Чрезвычайные ситуации  на автомобильном  транспорте

Дорожно-транспортным называется происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.
К механическим транспортным средствам относятся  автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды с подвесными двигателями, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы.
Основная причина  аварий на автомобильном транспорте (до 75 % всех случаев) – несоблюдение водителями правил дорожного движения. Нарушение скоростного режима, правил обгона и маневрирования очередности  проезда перекрестков явилось причиной половины аварий и более чем 80 % происшествий с тяжкими последствиями.
Около одной  трети ДТП происходит из-за недисциплинированности пешеходов. С употреблением алкоголя связано каждое пятое происшествие по вине участников дорожного движения.
Так же причинами  ДТП могут служить неисправность  автомобиля, плохое состояние дороги, метеоусловия.
Необходимо отметить, что при ДТП очень важна  своевременно оказанная доврачебная  помощь, поскольку в ДТП, как правило, велика кровопотеря в первые часы. Однако уровень медицинской подготовки населения, водителей и сотрудников ГИБДД или недостаточен, или отсутствует. Поэтому в России смертность от ДТП в несколько раз выше, чем в развитых странах. 

Метро.
Среди общественного  транспорта в крупных городах  особое место занимает метрополитен, который является транспортным средством  повышенной опасности. Риск для жизни  людей, пользующихся метрополитеном, возникает  при движении на эскалаторе, ожидании поезда на платформе, а также при  проезде в вагоне поезда.
Лучший способ избежать неприятностей - соблюдение несложных  правил пользования метрополитеном.
При нахождении на эскалаторе следует стоять справа, лицом по направлению движения, держась  за поручень, проходить с левой  стороны; не следует бежать по эскалатору, сидеть на его ступеньках, прикасаться  к неподвижным частям балюстрады эскалатора. Не задерживайтесь при  сходе с эскалатора, при этом не забывайте своевременно поднимать  коляски, тележки, сумки на колесах  и вещи.
На платформе  в ожидании поезда не заходите за ограничительную  линию у края платформы. Не спускайтесь  на пути; при необходимости поднять  с путей оброненную вещь, обращайтесь  к дежурному по станции.
Не подходите  к вагону до полной остановки поезда. Заходите в вагон быстро, но без  суеты. Старайтесь занять место в  средней части вагона. Не прислоняйтесь  к дверям, не задерживайте их закрытие и открытие на остановках. Воздержитесь от перевозок пожаро-, взрывоопасных и токсичных веществ и материалов. В случае возникновения опасности для жизни людей или угрозы безопасности движения через переговорное устройство сообщите об этом машинисту поезда. При остановке поезда на перегоне сохраняйте спокойствие, при длительной стоянке (более 10 минут) получите необходимую информацию от поездной бригады.  
 

ЖД.

1.2.3.2. Чрезвычайные ситуации  на железнодорожном  транспорте

По данным Министерства путей сообщения РФ, на территории нашей страны железнодорожные катастрофы случаются почти ежедневно.
Лидирующее положение (25 %) в числе основных причин ЧС на железнодорожном транспорте занимают сходы с рельсов.
Около 25 % крушений и аварий на железной дороге вызываются наездами поездов на автомобильный  и гужевой транспорт, дрезины, велосипедистов. Чаще всего это происходит на железнодорожных  переездах. Характерной причиной таких  ЧС служит нарушение правил пересечения  переезда транспортными средствами.
Ежегодно увеличивается  число столкновений и сходов подвижного состава, загруженного опасными грузами, особенно СДЯВ. Ущерб, наносимый такими ЧС, обычно очень велик, так как  кроме ликвидации последствий собственно катастрофы приходится бороться еще  и с вторичными поражающими факторами.
Основные причины  аварий и катастроф на железнодорожном  транспорте – неисправности пути, подвижного состава, технических средств  обеспечения безопасности и человеческий фактор. Кроме того, причинами аварий и катастроф бывают размывы путей, оползни, наводнения или аварии на других технических системах. Всем памятна  катастрофа 1989 г. в Башкирии, когда  из-за разрушения продуктопровода произошел  взрыв, в зоне которого оказались  два пассажирских поезда.
Одной из участившихся причин аварий и катастроф на железнодорожном  транспорте является также несоблюдение водителями автотранспортных средств правил проезда железнодорожных переездов.
Определяющим  фактором, влияющим на безопасность движения на железнодорожном транспорте, является чрезмерно высокий износ технических  средств, обеспечивающих безопасность движения и подвижного состава. Согласно данным ежегодного государственного доклада  МЧС России около 13 % железнодорожного полотна выработало свой ресурс и  требует замены. Износ основных технических  средств сигнализации, централизации, блокировки превышает 50 %, а основных фондов электрифицированных железных дорог – 50,8 %. Значительно сократились  темпы обновления подвижного состава, закупка новых электровозов и  тепловозов. В эксплуатации до сих  пор находится более 28 % цистерн  с продленным сверх проектного сроком эксплуатации.
Участились случаи преступных посягательств на устройства обеспечения безопасности с целью  хищения цветных металлов. 

Основными причинами  аварий и катастроф являются неисправности  путей подвижного состава, средств  сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего  происходит сход подвижного состава  с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и  взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных  путей, обвалы, оползни, наводнения. При  перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.
Вспомним Арзамас. В июне 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром 53 м.
Ровно через  год в июне в Башкортостане  произошла страшная железнодорожная  катастрофа. Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели.
В октябре 1988 г. на станции Свердловск-Сортировочная  при выполнении маневровых работ  произошел взрыв двух вагонов  с опасными грузами. В результате взрыва погибло 4 человека, 87 госпитализировано, более 600 семей остались без крова.
К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки.
Железнодорожный транспорт является одним из самых  распространенных ныне средств передвижения. Почти каждый городской и сельский житель 1-2 и более раз в году доверяет свою жизнь железной дороге. Ежегодно в результате аварий на железнодорожном  транспорте погибает до 3 тыс. человек, что значительно превышает количество жертв в авиационных катастрофах.   
 Поэтому,  садясь в поезд, учтите следующие  рекомендации: наиболее безопасны  в вагонах нижние полки, в  сторону движения. Конструктивные  особенности отечественных пассажирских  вагонов таковы, что наибольшее  количество травм получают люди, находящиеся на верхних полках. Поэтому, укладываясь на верхней  полке, подумайте, как закрепиться,  чтобы не упасть. Запомните: отдыхать  на полке наиболее безопасно,  если расположиться ногами к  окну.  
 Аварийные  ситуации на железной дороге  могут возникнуть в результате: экстренного торможения, крушения  поезда, разрушения токонесущего  провода, пожара. Как действовать  тогда?  
 Используйте  любую возможность, чтобы выбраться  из вагона как можно быстрее.  Покидая опасную зону, не следует  удаляться слишком далеко: если  вам нужна помощь, ее, скорее всего,  окажут вблизи состава. В случае  экстренной эвакуации из поезда  будьте внимательны, потому что  по соседним путям могут следовать  другие составы, не ступите  случайно в автоматические стрелки,  способные защемить ногу.  
 При пожаре, если возможно, перейдите в другой  вагон, приготовьте влажную ткань  для защиты от отравления продуктами  горения. Не стремитесь обязательно  спасти багаж, спасайте жизнь,  постарайтесь только сохранить  документы и деньги, поэтому их  в пути лучше держать всегда  при себе.
Лидирующее  положение (25%) в числе основных причин ЧС на железнодорожном транспорте занимают сходы с рельсов
- 16 августа 1988 г. - на тридцатом километре железнодорожного пути “Ленинград-Москва” Октябрьской железной дороги сошел с рельсов пассажирский поезд, при этом вагоны загорелись. В результате крушения погибли десятки человек, было госпитализировано свыше 100 пассажиров; 
- 19 июля 1995 г. - на перегоне Татралей-Каменищи Горьковской железной дороги, сойдя с рельсов, грузовой состав столкнулся с почтово-багажным поездом, в котором из 16 вагонов 7 сгорели. Погибли 7 человек, были ранены 28 человек.

      Около 25% крушений и аварии на железной дороге вызываются наездами поездов на автомобильный и гужевой транспорт, дрезины, велосипедистов. Чаще всего это происходит на железнодорожных переездах. Характерной причиной таких ЧС служит нарушение правил пересечения переезда транспортными средствами. Широко известна железнодорожная катастрофа, которая произошла в сентябре 1982 г. близ г. Цюриха (Швейцария): электропоезд, проходя через железнодорожный переезд при открытом шлагбауме, столкнулся с туристским автобусом. Погибло около 40 человек, многие были ранены. 
- 19 ноября 1993 г. - в Архангельской области на перегоне Кизема-Лойга произошел наезд дрезины на хвостовой вагон грузового поезда. Из 25 человек, находившихся в дрезине, 24 были травмированы, один скончался. 
- 2 мая 1994 г. - в штате Андхра-Прадеш (Индия) трактор с прицепом, набитым людьми, пытался проскочить через железнодорожный переезд. несмотря на приближение пассажирского поезда. Произошло столкновение. Погибли 35 человек. 
- 15 апреля 1995 г. - в предместьях г. Каира (Египет) на железнодорожном переезде произошло столкновение пассажирского поезда с автобусом. При этом погибло более 70 человек.

      Нарушения в системе управления железнодорожным движением приводят к выезду состава на занятый путь и столкновению. Причиной этого может быть нарушение порядка маневренных работ на станционных путях. Одно из самых катастрофических столкновений произошло в Великобритании в 1952 г. В результате выезда на занятый путь столкнулись 3 поезда. Погибли 112 человек, было ранено более 300 человек. 
- Ноябрь 1972 г. - в штате Иллинойс (США) при проведении маневра столкнулись пассажирский и пригородный поезда. Погибли 45 человек, были ранены 365 человек. 
- Февраль 1982 г. - на железнодорожной станции Тимлюй в Бурятии при маневрировании столкнулись товарный и нефтеналивной составы. При опрокидывании 6 цистерн задели опоры контактной сети. короткое замыкание вызвало пожар, который тушили три часа. 
- Январь 1985 г. - оборвавшиеся от обледенения электропровода привели к нарушению управления движением на переезде железной дороги штата Индиана (США). Произошло столкновение оказавшихся на одном железнодорожном пути 2 пригородных поездов. Более 90 человек получило травмы различной степени тяжести. 
- Август 1987 г. - на станции Каменская Северо-Кавказской железной дороги локомотив грузового поезда с огромной скоростью врезался в хвост неподвижно стоявшего пассажирского состава. Последние два вагона буквально расплющило. Погибли 106 человек. 
- Август 1988 г. - в районе железнодорожной станции Бологое произошло столкновение пассажирского и грузового поездов. Погибли 31 человек. 18 пассажиров были ранены. 
- Ноябрь 1989 г. - на станции Рудный Мурманского отделения Октябрьской железной дороги из-за халатности диспетчера произошло столкновение двух грузовых локомотивов. Одна локомотивная бригада полностью погибла, другая получила различные травмы. 
- Март 1992 г. - на разъезде Подсосенка участка "Великие Луки - Ржев” Октябрьской железной дороги пассажирский поезд столкнулся со встречным грузовым составом. В итоге 43 человека погибли. 108 получили травмы.

   Ежегодно увеличивается число столкновений и сходов подвижного состава загруженного опасными грузами, особенно СДЯВ. Ущерб, наносимый такими ЧС, обычно очень велик, так как кроме ликвидации последствий собственно самой катастрофы, приходится бороться еще и с вторичными поражающими факторами.  
- Первого февраля 1988 г. на перегоне „Приволжьее -Филино" под г.Ярославлем произошло крушение грузового поезда с СДЯВ. с рельсов сошли 7 вагонов, в том числе 3 цистерны с гептилом (СДЯВ первого класса токсичности). Причина крушения - разблокирование стрелки из-за падения на нее разрушенного буфера. Произошла утечка 750 л СДЯВ, в результате чего образовался очаг химического заражения площадью свыше 5 тыс. м2. Под угрозой поражения оказались 3 тыс. человек. На дегазацию очага и нейтрализацию СДЯВ потребовалось почти 18 суток. 
- 1 марта 1993 г. - в Московской области при крушении товарного поезда опрокинулась цистерна со стиролом. Произошла утечка опасного вещества. При этом пострадали 39 человек, из которых 11 погибли. 
- 25 октября 1995 г. в штате Калифорния (США) произошел сход с рельсов товарного поезда, что вызвало утечку хлордифторметана из цистерны. Пятнадцать человек получили отравления. Жители близлежащих кварталов были срочно эвакуированы.

      Причиной многих ЧС на железнодорожном транспорте являются взрывы и пожары
- 4 июня 1988 г.-в г. Арзамасе-1 взорвались три вагона взрывчатки (1 18 т). Причина - нарушение правил перевозки взрывчатых веществ. Погибли 97 человек, были ранены 750 человек, без крова остались 700 семей: были разрушены здание вокзала и 250 погонных метров железнодорожного полотна, уничтожены 12 вагонов и две секции локомотива. На месте взрыва образовалась воронка диаметром 85 м и глубиной 10 м. 
- 4 октября 1988 г. - на станции Свердловск-Сортировочная Южно-Уральской железной дороги взорвались два вагона взрывчатки (104 т) по причине грубого нарушения правил проведения маневренных работ. Погибли 6 человек, были госпитализированы 1021 человек, разрушены и повреждены 2 тыс. зданий и строений. На месте взрыва образовалась воронка диаметром 50 м и глубиной 10 м. 
- 3 июня 1989 г. - железнодорожная катастрофа при прохождении двух встречных поездов на перегоне “Улу-Теляк-Казаяк” (Башкортостан). Причина -взрыв скопившейся вблизи и на железнодорожном полотне углеводородно-воздушной смеси. Энергия взрыва была эквивалентна взрыву 250-300 т тротила. Взрывная смесь выделялась из разрыва продуктопровода в 900 м от полотна железной дороги. В результате были сброшены с путей 11 вагонов, 7 из которых сгорели полностью. Остальные 26 вагонов выгорели как изнутри, так и снаружи. В этой катастрофе погибли, пропали без вести и умерли в больницах 790 человек. 
       Пожары, возникающие в пути следования пассажирских поездов, приносят значительный материальный ущерб. Большую опасность таят в себе пожары в вагонах. Наиболее часто они возникают из-за неосторожного обращения с огнем обслуживающего персонала и пассажиров. В 26% случаев причиной пожаров является неисправность электрооборудования, к тяжким последствиям приводят пожары, возникающие вследствие грубых нарушений правил пожарной безопасности. По этой причине в 1973 г. возник пожар в вагоне-ресторане одного из японских пассажирских поездов. При этом погибли 30 человек и были ранены 700 человек. В большинстве случаев (58%) загорания вагонов возникают в пути следования, на значительном удалении от водоисточников и пожарных частей. Время прибытия пожарных подразделений в отдельных случаях достигает 3 ч, а в среднем составляет около 20 минут. К этому времени пламя способно охватить весь вагон или полностью его уничтожить. 
      Наибольшая опасность в этом случае таится в наличии мощного источника зажигания, возникающего в результате появления в вагоне общей вспышки или воспламенения горючей жидкости, в блокировании коридора огнем или продуктами горения, в малой эффективности средств тушения и, наконец, в панике, возникшей среди пассажиров.

     Железнодорожные аварии и катастрофы иногда вызываются воздействием природных явлений, таких, как ураганы, снежные и пыльные бури, обвалы и оползни, наводнения, ливневые дожди, землетрясения. Они повреждают пути, обрывают электрические провода, разрушают мосты и дамбы, ухудшают видимость. Все это создает серьезную угрозу безопасности движения. В марте 1981 г. в 182 км от г. Белграда (Югославия) сорвавшийся с гор обвал упал на пассажирский поезд. Погибли 16 человек и получили ранения 35 человек.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.