На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ образования и использования прибыли предприятия (на примере РУП «Гомсельмаш»)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Анализ образования  и использования прибыли предприятия (на примере РУП «Гомсельмаш»)»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ………………………….….………………………………..
ГЛАВА 1
Теоретические основы экономического анализа образования и использования  прибыли предприятия………….
5
  1.1 Понятие и основные  направления экономического анализа  прибыли предприятия……………………………
5
  1.2 Методика экономического анализа прибыли предприятия……………………………………………………...
8
  1.3 Зарубежный опыт анализа прибыли предприятия…..
11
ГЛАВА 2
Экономический анализ образования  и использования  прибыли РУП  «Гомсельмаш»………………………….…
14
  2.1 Анализ технико-экономических  показателей работы РУП «Гомсельмаш»………………………..…………...….
14
  2.2 Анализ формирования  и распределения прибыли…..
19
  2.3 Анализ влияния факторов  на  прибыль от реализации продукции……………………………………………...
23
  2.4 Анализ влияния факторов  на  рентабельность собственного капитала…………………………………………...
26
  2.5 Корреляционно-регрессионный анализ прибыли предприятия………………………………………………
28
ГЛАВА 3
Пути повышения образования  и использования прибыли РУП «Гомсельмаш»…………………………………….
34
  3.1 Повышение прибыли предприятия  путем импортозамещения комплектующих изделий…………...
34
  3.2 Сокращение затрат производства  за счет разработки проекта инвестиций по внедрению двух фрезерных станков с ЧПУ FSS-400……………………………………
41
  3.3 Повышение прибыли предприятия путем расширения номенклатуры производимой продукции……………
45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
50

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Переход к рыночной экономике, организация производства с различными формами собственности и хозяйствования потребовали более тщательного и комплексного подхода к управлению прибыли.
Прибыль – составной элемент рыночных отношений, занимающий видное место в создании рынка средств производства, предметов народного потребления, ценных бумаг. Она призвана сыграть важную роль в ликвидации бюджетного дефицита, стабилизации хозяйства, преодолении кризисных явлений. Предприятие должно иметь четкую структуру затрат по всем видам деятельности и строго регулировать их, постоянно сопоставляя с источниками образования прибыли. Для этого необходим глубокий и всесторонний анализ последней.
Актуальность выбранной темы заключается  в огромной важности предмета исследования для финансовой системы предприятия и ее стабильного функционирования.
Объектом курсовой исследования является деятельность РУП «Гомсельмаш».
Предметом исследования является анализ распределения и использования прибыли предприятия РУП «Гомсельмаш».
Основной целью курсовой работы является разработка мероприятий  по совершенствованию процессов  образования и использования  прибыли на предприятии.
Для реализации поставленной цели поставлены следующие задачи:
    изучить экономическую сущность и теоретические основы образования и распределения прибыли предприятия;
    провести анализ процессов распределения и использования прибыли РУП «Гомсельмаш»;
    разработать  мероприятия по совершенствованию образования и использования прибыли на РУП «Гомсельмаш».
Вопросы, касающиеся образования, распределения  и использования прибыли, а также  ее повышения весьма актуальны, что  получило отражение в научной  литературе и периодических изданиях отечественных и зарубежных ученых и специалистов. Наиболее ярко эту проблему осветили О. Е. Дубровская, К. Г. Заров, А. В. Сотникова. Информационной базой исследования явились бухгалтерская и статистическая отчетность РУП «Гомсельмаш» за 2007-2009 гг.
Курсовая работа включает в себя три раздела:
    Теоретические основы экономического анализа образования и использования  прибыли предприятия.
    Экономический анализ образования и использования  прибыли РУП «Гомсельмаш».
    Пути повышения образования и использования прибыли РУП «Гомсельмаш».
В первой главе рассматриваются  понятия прибыли предприятия, ее виды и методы их учета.
Во второй главе проводится анализ прибыли предприятия РУП  «Гомсельмаш». Анализируются технико-экономические показатели деятельности предприятия за 3 года.
В третьей главе разрабатываются  мероприятия по повышения образования и использования прибыли на предприятии РУП «Гомсельмаш».
Основная трудность при  работе над темой заключается  в том, чтобы систематизировать  и обобщить имеющиеся сведения, дать по возможности более точные данные, провести достоверный учет прибыли  предприятия и изложить необходимые  мероприятия по совершенствованию  ее учета. В этом и заключается  основная идея данной работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОБРАЗОВАНИЯ И 
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
 
       Понятие и основные направления экономического анализа прибыли предприятия
 
Основой рыночного механизма  являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
Прибыль является конечным финансовым результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции [26, с. 400].
Значение прибыли обусловлено  тем, что, с одной стороны, она  зависит от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, а с другой – она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета.
Основными задачами экономического анализа в процессе управления финансовыми  результатами являются:
- изучение возможностей получения прибыли в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом предприятия и конъюнктурой рынка;
- систематический контроль за формированием финансовых результатов и изменением их динамики, определение влияния как внешних, так и внутренних факторов на финансовые результаты;
- выявление резервов увеличения  суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирования их величины;
- оценка работы предприятия  по использованию возможностей  увеличения суммы прибыли и разработка рекомендации по освоению выявленных резервов.
Основные источники информации: «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет о движении капитала» (форма № 3), «Приложение к балансу» (форма № 5), а также соответствующие разделы бизнес-плана предприятия [3, с. 526].
Основными показателями прибыли  на предприятии являются: прибыль за отчетный период, прибыль от реализации, прибыль от операционных доходов и расходов, прибыль от внереализационных доходов и расходов, чистая прибыль, маржинальная прибыль.
Прибыль за отчетный период формируется нарастающим итогом с начала периода и к его концу отражается прибыль (убыток) от реализации, от операционных доходов и расходов и прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов. Это финансовый результат производственной деятельности предприятия.
Прибыль от реализации – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом.
Прибыль от операционных доходов и расходов предприятия представляет собой финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия (например, от реализации в отчетном периоде излишних и ненужных в производстве основных средств и других материальных ценностей). Прибыль рассчитывается как выручка от реализации материальных ценностей за минусом налогов, включаемых в цену и выплачиваемых из выручки, и затрат, связанных с реализацией материальных ценностей (например, демонтаж, транспортировка, складирование и т. д.).
Прибыль от внереализационных доходов и расходов – это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией основных средств, иного имущества предприятия, выполнения работ, оказания услуг. Она образуется путем вычитания из доходов, полученных по данным операциям, расходов, связанных с осуществлением этих операций. В состав внереализационных прибылей (убытков) включается сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, а также другие доходы, как-то: прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; доходы от аренды; поступления сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы; проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.
Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и расходуется на различные цели на основе распределения. Главное требование, которое предъявляется сегодня к системе распределения прибыли, остающейся на предприятии, заключается в том, что она должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление [4, с. 257-261].
Маржинальная  прибыль – это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции [6, с. 529].
Для осуществления процесса распределения и использования  прибыли предприятия должны соблюдаться  следующие условия:
1. Должен быть источник: капитализируемая прибыль.
2. Необходимо иметь возможность  и разработать механизм распределения и использования прибыли: уставом организации определяются условия и порядок распределения и использования прибыли.
3. Следует принять решение  о приведении данного механизма  в действие: на общем собрании участников хозяйственного общества должно быть принято решение, а также установлены нормативы отчислений от чистой прибыли на накопление и потребление [10, с. 12].
В настоящее время в  Республике Беларусь сложилось два  способа распределения и использования прибыли организаций: распределения прибыли с образованием фондов и без образования фондов.
Цели распределения остаются неизменными для обоих методов: выплата дохода собственникам, осуществление  накопления, потребления и формирование резервов. Различие в том, что при бесфондовом методе распределение сразу отражается в финансовом плане по указанным направлениям, а при фондовом методе требуется оформление смет расходования средств [27, с. 33].
Бесфондовый метод чаще всего используют организации, в которых прибыль, остающаяся в их распоряжении, расходуется без предварительного выделения отдельных направлений. Однако отсутствие фондов специального назначения исключает возможность планомерного использования финансовых ресурсов  в соответствии с заранее определенными приоритетами на основе бюджетирования и контроля за соблюдением смет расходов. Несмотря на это можно использовать бесфондовый метод малыми организациями, параллельно внося изменения в учетную политику, где будут применены все достоинства этого метода.
Фондовый метод распределения  чистой прибыли характерен для крупных и средних организаций с большими оборотами и значительными экономическими и социальными программами, требующими инвестиций.
В обобщенном виде прибыль, остающаяся в распоряжении организации  после налогообложения, распределяется на следующие основные фонды:
- фонд накопления  (предназначен  для производственного развития  организации и иных аналогичных целей, сопровождающихся созданием нового имущества);
- фонд потребления (предназначен  для осуществления мероприятий  по социальному развитию (кроме  вложений во внеоборотные активы) и материальному поощрению коллектива организаций и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества);
- фонд руководителя организации;
- фонд риска (создается  торговыми организациями для  списания потерь товаров в  связи с «забывчивостью» покупателей  по оплате покупок);
- уставный фонд (имеется  в виду увеличение уже имеющегося  уставного фонда,  изначально  сформированного из средств учредителей  и числящегося на счете 80);
- резервные фонды (отражаются  на счете 82), которые обычно  формируются в заранее заданных размерах. Направление средств на их формирование (увеличение)  производится путем или регулярных отчислений или несколькими суммами (иногда разовой суммой). В организации могут быть образованы следующие резервные фонды: для обеспечения выплаты работникам заработной платы, а также предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами гарантийных и компенсационных обязательств; для обеспечения выплат дивидендов учредителям по привилегированным акциям; для погашения стоимости корпоративных облигаций и начисленных по ним процентов;
- прочие фонды, предусмотренные  законодательством, учредительными  документами организации или  коллективными договорами [10, с. 12].
Можно выделить следующие  основные направления роста прибыли:
- увеличение объема производства, благодаря которому сокращаются  условно-постоянные расходы на единицу продукции;
- внедрение более прогрессивного  оборудования, что способствует  экономии живого труда (заработной платы);
- снижение расхода материальных  ресурсов на единицу продукции  в результате приближения размера заготовки к размеру детали;
- изменение рыночных цен  на ресурсы и продукцию, реализуемую  на рынке;
- изменение номенклатуры  выпускаемой продукции [14, с.340].
 
       Методика экономического анализа прибыли предприятия
 
В Республике Беларусь от 8.05.2008 №79/99/50 действует инструкция по анализу  и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью объектов предпринимательской деятельности, которые принимаются для  проведения анализа финансового состояния организации выявления организаций с неудовлетворительной структурой бухгалтерского баланса (неплатежеспособность организаций).[16]
Также рассчитываются следующие  показатели прибыли:
Маржинальная  прибыль рассчитывается по следующей формуле:
 
,                                                                (1.1)
 
где - выручка от реализации – нетто (за вычетом налогов и сборов,                                 включаемых в выручку);
- переменные  затраты по реализации продукции; 
- прибыль от  реализации продукции; 
- постоянные  затраты.
 
Валовая прибыль исчисляется:
 
,                                                                                          (1.2)
 
где - себестоимость реализованной продукции.
 
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается по следующей  формуле:
 
,                                                                      (1.3)
 
где - управленческие расходы;
- расходы на реализацию.
 
Прибыль отчетного  периода может быть рассчитана следующим образом:
 
,                                                                                 (1.4)
 
где - прибыль от операционных доходов и расходов;
- прибыль от внереализационных доходов и расходов.
 
Брутто прибыль – общий финансовый результат предприятия до выплаты процентов и налогов:
 
,                                                                                       (1.5)
 
где - прибыль, которая подлежит льготному налогообложению;
- налог на недвижимость.
 
Чистая прибыль можно также исчислить:
 
,                                                                                       (1.6)
 
где - налоги, сборы и платежи из прибыли [2, с. 141-142].
 
Изменение терминологии по прибыли в рамках отчетности представлено в таблице 1.1 [33, с. 33].
Таблица 1.1 - Изменение терминологии по прибыли в рамках отчета о прибылях и убытках
Период
Наименование соответствующего показателя в отчете о прибылях и  убытках
Балансовая прибыль (прибыль до налогообложения)
Чистая прибыль (прибыль  после налогообложения)
до 1998 г.
Балансовая прибыль
Использовано прибыли
1999 – 2004 гг.
Прибыль отчетного периода
Нераспределенная прибыль
2005 – 2006 гг.
Прибыль за отчетный период
Прибыль к распределению
2007 – 2009 гг.
Прибыль
Чистая прибыль

 
Анализ динамики прибыли  от реализации продукции:
Абсолютный прирост прибыли  от реализации продукции:
 
         (1.7)                                                
 
где - прибыль от реализации единицы продукции;
- количество реализованной  продукции;
- отпускная цена единицы  продукции;
- себестоимость единицы  продукции [13, с. 295].
 
В основе уравнения Дюпона (Модель Дюпона или Формула Дюпона)  лежит показатель рентабельности собственного капитала (ROE), а признаки – характеризующие  факторы производственной и финансовой деятельности предприятия. Проще говоря, факторы, влияющие на ROE, дробятся с  целью выяснения: какие факторы  в большей или меньшей степени  влияют на рентабельность собственного капитала. Модель Дюпона имеет следующий вид:
 
                                                              (1.8)
 
                                                (1.9)
 
где - величина чистой прибыли;
- среднегодовая  величина активов баланса;
- среднегодовая  величина собственного капитала;
- выручка от реализации  продукции.
 
Эта формула отражает зависимость  рентабельности собственного капитала от рентабельности продукции (), оборачиваемости активов () и соотношения активов и собственного капитала () [17, с. 119].
 
       Зарубежный опыт анализа прибыли предприятия
 
В настоящее время большой  интерес вызывает методика маржинального анализа прибыли, которая получила широкое распространение в странах с развитыми рыночными отношениями. В ее основу положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от объема производства на постоянные и переменные. В отличие от сложившейся методики анализа прибыли, которая применяется на отечественных предприятиях, использование методики маржинального анализа дает возможность более эффективно управлять процессом формирования величины прибыли от хозяйственной деятельности, что возможно только при условии организации планирования и учета затрат с их делением на переменные и постоянные.
Переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции. Постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности и спроса на продукцию. Тождество производства и реализации продукции  в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются [24, с. 423].
Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения  прибыли и прогнозировании ее величины в маржинальном анализе  используют следующую модель:
 
                                                                                  (1.8)
 
где - физический объем продаж;
- цена единицы продукции;
- переменные затраты  на единицу продукции;
- постоянные затраты  на весь объем продаж данного  вида продукции.
 
Данная модель позволяет  определить изменение суммы прибыли  за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и  суммы постоянных затрат. Здесь учитывается  не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное – посредством влияния данного фактора на себестоимость изделия, что дает возможность более правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли [21].
По методике с учетом маржинального  дохода прибыль больше зависит от объема и структуры продаж, так  как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость. Применение методики с учетом маржинального дохода прибыли  позволяет исследовать и количественно  измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости [30,  c. 37].
Зависимость между объемом  реализации продукции (объем продаж), ее себестоимостью и суммой прибыли  показана на рисунке 1.1.
 

 
Рисунок 1.1 – Зависимость  между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли [6,  с. 25].
 
Особенно большое значение имеет многоуровневый порядок расчета  прибыли, когда постоянные затраты  периода учитывают по местам их возникновения: для каждого вида продукции; общие для нескольких однородных видов продукции; общие для структурного подразделения и общие для предприятия в целом. Порядок многоступенчатого расчета маржи покрытия и конечного финансового результата представлен на рисунке 1.2.

 
Рисунок 1.2 – Порядок определения  финансового результата [27,  c. 63]
 
Такой порядок определения  финансового результата покажет  участие каждого центра затрат в  формировании его величины, позволит выявить и конкретизировать причины  убытков, определить основные направления  их снижения [27,  c. 63].
 
Таким образом, в данной главе  рассмотрены понятия и основные направления анализа прибыли предприятия, а также описана методика проведения анализа. Можно сделать вывод о том, что для эффективного функционирования предприятия, разрешения проблем формирования и использования прибыли предприятия  необходимо проведение тщательного экономического анализа ее использования.
Изучив методику анализа формирования и использования  прибыли, перейдем к экономическому анализу данной проблемы на примере РУП «Гомсельмаш».
 
 
 
ГЛАВА 2
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПРИБЫЛИ РУП «ГОМСЕЛЬМАШ»
 
2.1 Анализ технико-экономических  показателей работы РУП «Гомсельмаш»
 
Республиканское унитарное  предприятие «Гомсельмаш» основано на государственной форме собственности находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. Предприятие обладает правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом предприятия. Республиканское унитарное предприятие «Гомсельмаш» входит в структуру производственного объединения «Гомсельмаш». Руководитель предприятия – генеральный директор Жмайлик Валерий Алексеевич.
Местонахождение предприятия: 246004, г. Гомель, Республика Беларусь, ул. Шоссейная, 41, тел.: 52-47-71, факс: 54-91-93.
Предметом деятельности предприятия  является:
- производство и сбыт  зерноуборочных и кормоуборочных  комбайнов, прицепных специализированных  емкостей и других сельскохозяйственных  машин и запасных частей, товаров  народного потребления; 
- выполнение конструкторских  и проектно-технических работ  в соответствии с контрольными цифрами, государственными заказами, а также принятыми обязательствами по договорам;
- выполнение строительных  работ; 
- осуществление внешнеэкономической  деятельности, оказание платных  услуг.
Основной вид деятельности – производство сельскохозяйственных машин. На сегодняшний момент РУП «Гомсельмаш» выпускает около 30 видов сельскохозяйственных машин.
Основной продукцией завода являются зерноуборочный комплекс КЗС-1218, самоходные кормоуборочные машины КВК-8060 «Палессе FS8060», КВК-800-16 «Палессе FS80-2», КВК-800-36 «Палессе FS80-5», КСК-600 «Палессе FS60», универсальные энергетические средства УЭС-290/450 «Палессе U450», УЭС-2-250А «Палессе 2U250A» И УЭС-2-280А «Палессе 2U280A», которые составляют большой удельный вес в объеме производства.
Высокий уровень конструкторской  разработки наших машин обеспечивает Головное специализированное конструкторское бюро по зерноуборочной и кормоуборочной технике. В настоящее время ГСКБ представляет собой крупный научно-технический центр, имеющий коллектив высококвалифицированных специалистов и мощную материально-техническую базу для проведения комплекса научно-исследовательских работ по созданию широкой номенклатуры сложной наукоемкой техники для нужд сельского хозяйства и других отраслей.
Достигнутый уровень развития производства и качества продукции  позволяет выполнять крупные заказы по изготовлению сложных узлов и адаптеров к сельхозмашинам для ведущих машиностроительных компаний.
Кроме основной продукции, РУП "Гомсельмаш" производит также запасные части ко всем выпускаемым изделиям, запчасти к пассажирским вагонам и широкий ассортимент товаров народного потребления; конные и ручные плуги, распашники, тележки для ферм, для сыпучих грузов, для ручной клади, деревообрабатывающие станки, зернодробилки, маслобойки, детские автомобили, мебельную фурнитуру, светильники, стеллажи хозяйственные, посуду из нержавеющей стали, изделия из пластмассы, прицепы для легковых автомобилей, автозапчасти.
В состав РУП входит два  филиала: «Гомельский завод самоходных       комбайнов» и «Гомельский завод  зерноуборочных комбайнов».
Являясь важным звеном агропромышленного  комплекса Республики Беларусь, РУП «Гомсельмаш» ставит основной задачу технической оснащенности сельского хозяйства, повышения производительности труда и решения продовольственной программы.
Целью деятельности производственного  объединения является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.
РУП «Гомсельмаш» является основным поставщиком зерноуборочных и кормоуборочных машин, рынком сбыта которых являются страны СНГ. Основными потребителями продукции предприятия являются сельхозпредприятия Беларуси, России, Украины. Налажены также рынки сбыта в  европейские страны, такие как Германия, Польша, Болгария, Швеция и другие.
РУП «Гомсельмаш» обладает достаточно высоким потенциалом, имеет сложное оборудование и квалифицированные кадры. Технологический уровень кормоуборочной и зерноуборочной техники, выпускаемой заводом, соответствует основным характеристикам зарубежных аналогов и является конкурентоспособным на внутреннем  и внешнем рынках.  На предприятии освоена прогрессивная технология изготовления кормоуборочной и зерноуборочной техники по всем видам производств: заготовительно-прессовому,   механообрабатывающему, сварочному, сборочному, термическому, окрасочному. Все технологические переделы функционируют на достаточно высоком техническом уровне и обеспечивают гибкость технологии при переходе на новые перспективные модели кормоуборочной и зерноуборочной  техники.
РУП «Гомсельмаш» имеет линейно-функциональная (или линейно-штатная) структуру управления. Она получила наибольшее распространение в управлении машиностроительными предприятиями и состоит в том, что линейные руководители осуществляют свою деятельность на принципах единоначалия, но для обеспечения необходимой компетентности управленческих решений при руководителе создаются функциональные подразделения (отделы, бюро, группы), которые возглавляют ведущие специалисты в определенных областях. Они выступают в качестве помощников руководителя по отдельным функциям управления, готовят решения, но принимает их один руководитель подразделения. Преимуществом этой структуры является повышение качества принимаемых решений и соблюдение принципа единоначалия, а недостатки состоят в тенденции к разбуханию штатов функциональных служб, к их отрыву от проблем, наиболее важных для исполнителей. Структура представлена в приложении.
Рассмотрим деятельность РУП «Гомсельмаш» на основе показателей финансово-экономической деятельности за предшествующие 2007, 2008 и 2009 годы в таблице 2.1, а также проведем анализ этих показателей, чтобы выявить основные причины их изменения.
Таблица 2.1 - Основные технико-экономических  показатели работы РУП «Гомсельмаш» в 2007 - 2009 годах
Показатели
Значение показателей
Темп роста, %
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2008 г. к 2007 г.
2009 г. к 2008 г.
А
1
2
3
4
5
1. Объем производства  продукции, млн. руб.
         
- в действующих ценах
559153
793877
1051787
142,0
132,5
- в сопоставимых ценах
551759
766715
1041651
139,0
135,9
2. Затраты на производство продукции, млн. руб.
500483
763495
974203
152,6
127,6
3. Затраты на 1 рубль произведенной продукции (п.2/п.1)
0,895
0,962
0,926
107,4
96,3
4. Среднесписочная численность ППП, чел.
9203
9731
10336
105,7
106,2
5. Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.
746975
1020550
1209554
136,6
118,5
6. Производительность труда  в действующих ценах, млн. руб.
60,8
81,6
101,8
134,2
124,8
7. Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб.
300859
337311,5
391785,5
112,1
116,1
Продолжение табл. 2.1
А
1
2
3
4
5
8. Среднегодовая стоимость капитала, млн. руб.
743970,5
938052,5
1297872
126,1
138,4
9. Выручка от реализации продукции, млн. руб.
835401
1181383
1427727
141,4
120,9
10. Себестоимость реализованной продукции, млн. руб.
762081
1082384
1308548
142,0
120,9
11. Прибыль от реализации, млн. руб.
60400
80484
95358
133,3
118,5
12. Прибыль, млн. руб. 
30183
37236
26651
123,4
71,6
13. Рентабельность продаж (п.10/п.2), %
12,1
10,5
9,8
Х
Х
14. Рентабельность капитала (п.12/п.8), %
4,1
4,1
2,1
Х
Х
15. Коэффициент оборачиваемости капитала (п.9/п.8)
112,3
125,9
110,0
Х
Х

 
Анализ основных технико-экономических  показателей свидетельствует о  том, что на предприятии наблюдается  тенденция постоянного темпов роста  выручки от реализации продукции  и объем производства продукции. В 2009 г. темп роста объема производства продукции в действующих ценах опережает темп роста выручки от реализации продукции, что составило 132,5 % и 120,9 % соответственно, однако в 2008 г. они приблизительно равны, и составили 141,4 % и 142,0 % соответственно, что свидетельствует о том, что изготавляемая продукция реализуется полностью, а в 2009 г. была реализована продукция, которая оставалась на складах.
В течение анализируемого периода наблюдается рост себестоимости  товарной продукции, темпы роста которой не превышают темпов роста товарной продукции, что является положительным моментом, а в 2009 г. темп роста себестоимости отстает от темпа роста реализации продукции, что свидетельствует об успешности внедрения мероприятий, направленных на снижение себестоимости реализованной продукции.
 Наблюдается положительная  динамика снижения затрат на  один рубль продукции в 2009 г.  по сравнению с 2008 г. на 3,7 %. Также этот показатель за анализируемый  период меньше единицы, что  говорит о прибыльности предприятия.
В 2008 г. среднесписочная численность  имеет тенденцию к росту, который составил 5,7 %, однако рост объема производства (42,0 %) значительно опережает рост численности работающих (5,7 %), и следствием является увеличение выработки от реализации продукции, что составило 134,2 %, что является положительной тенденцией для предприятия.
В исследуемом периоде  среднемесячная заработная плата всего  персонала увеличивается, темп роста которой в 2008 г. составил 136,7 %, в 2009 г. 118,5 %, что свидетельствует и об увеличении фонда заработной платы и росте доходов работников предприятия.
Среднегодовая стоимость  основных средств имеет тенденцию  к увеличению, так в 2008 г. их стоимость увеличилась на 12,1 %, в 2009 г. на 16,1 %, что свидетельствует об обновлении основных средств.
Рассматривая показатели, характеризующие  прибыль, необходимо отметить, что размер выручки от реализации продукции  в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличился на 345982 млн. руб. (41,4 %), в 2009 г. по сравнению с 2008 г. также наблюдается ее увеличение на 246344 млн. руб., что составило 20,9 %.  
Также наблюдается рост прибыли  от реализации продукции в 2008 году по сравнению с 2007 г. увеличилась  на 33,3 %, что составило 20084 млн. руб., а  в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась  на 14874 (18,5 %).
Снижение рентабельности продаж по прибыли от реализации с 12,1 % в 2007 г. до 9,8 % в 2009 г. вызвано превышением  темпа роста выручки от реализации продукции над прибылью от реализации товаров, продукции, работ, услуг.
В 2009 г. по сравнению с 2007 г. наблюдается  увеличение прибыли на 7053 млн. руб. (23,4 %) и увеличение среднегодовой стоимости  капитала на 26,1 %, что составило 194082 млн. руб., однако, несмотря на их увеличение произошло небольшое снижение рентабельности активов на 0,1 %. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. произошло снижение чистой прибыли на 28,4 % и это оставило 10585 млн. руб. и увеличение среднегодовой стоимости капитала на 38,4 %, что составило 359819,5 млн. руб., результатом чего стало резкое снижение рентабельности активов на 1,9 % и составило 2,1 %.
Коэффициент оборачиваемости капитала в 2008 году по сравнению с 2007г. увеличился на 13,6 %, это говорит о том, что  оборотные средства в отчетном году использовались более эффективно, чем в прошлом. 
Т.о., в исследуемом периоде  деятельность предприятия носит  положительный характер. Однако, не смотря на высокие показатели, необходимо улучшать свою деятельность и поэтому можно предложить следующие рекомендации: замена имеющихся производственных мощностей; сокращение простоев оборудования и рабочей силы; внедрение новых высоких технологий; использование гибкой политики ценообразования.
 
2.2 Анализ формирования  и распределения прибыли
 
Чтобы проанализировать формирование и распределения прибыли, для  начала проведем анализ структуры и  динамики прибыли отчетного периода, который представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Анализ состава  и динамики прибыли отчетного  периода РУП «Гомсельмаш»
Показатели
Значение показателей
Удельный вес, %
Темп роста, %
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2008 г. к 2007 г.
2009 г. к 2008 г.
А
1
2
3
4
5
6
7
8
Прибыль от реализации, млн. руб.
60400
80484
95358
200,1
216,1
357,8
133,3
118,5
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, млн. руб.
-1776
-1047
-377
-5,9
-2,8
-1,4
59,0
36,0
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн. руб.
-28441
-42201
-68330
-94,2
-113,3
-256,4
148,4
161,9
Прибыль, млн. руб.
30183
37236
26651
100,0
100,0
100,0
123,4
71,6
Чистая прибыль, млн. руб.
15155
17320
8752
50,2
46,5
32,8
114,3
50,5

 
В состав прибыли отчетного  периода входят: прибыль от реализации, убыток от операционных доходов и расходов и убыток от внереализационных доходов и расходов. Наибольший удельный вес занимает прибыль от реализации, а также убыток от внереализационных доходов и расходов.
Темп роста прибыли  от реализации в 2008 г. составил 33,3 %, а в 2009 г. сократился до 18,5 %. Темп роста убытка от операционных доходов и расходов снижается, и в 2009 г. снижение составило 64 %. Однако убыток от внереализационных доходов и расходов растет как в 2008 г., так и в 2009 г. В 2009 г.  по сравнению с 2008 г. увеличение убытка от внереализационных доходов и расходов составило 26129 млн. руб.
Прибыль отчетного периода  в 2008 г. увеличилась на 23,4 % и составила 7053 млн. руб., а в 2009 г. снизилась на 28,4 %, что составило 10585 млн. руб. и как следствием явилось снижение чистой прибыли в 2009 г. на 8568 млн. руб.
Для того чтобы проанализировать распределение прибыли РУП «Гомсельмаш» в 2007 г. и 2008 г., построим таблицу 2.3.
 
 
Таблица 2.3 - Распределения  чистой прибыли на предприятии РУП  «Гомсельмаш»
Показатель
А
1
2
3
4
5
6
7
Чистая прибыль – всего, млн. руб.
40222
15155
9274
46103
17320
4105
59318
В том числе распределение по направлениям использования:
             
распределенная, млн. руб.
-
9274
9274
-
2600
2600
-
фонд накопления, млн. руб.
-
-
-
-
-
-
-
фонд потребления, млн. руб.
-
-
-
-
-
-
-
резервный фонд, млн. руб.
-
-
-
-
1226
1226
-
расчеты с собственниками, млн. руб.
-
-
-
-
1374
1374
-
отчисления в фонд национального развития и иные цели, млн. руб.
-
9274
9274
-
-
-
-
нераспределенная, млн. руб.
40222
5881
-
46103
14720
1505
59318

 
Исходя из таблицы 2.3 можно  сделать следующие выводы: большая часть прибыли предприятия остается нераспределенной и накапливается в общем показателе чистой прибыли по предприятию. Так на начало 2007 г. величина чистой прибыли составила 40222 млн. руб., а в 2008 г. она уже составляла 59318 млн. руб., т.е. чистая прибыль за два года увеличилась на 19096 млн. руб.
В 2007 г. из чистой прибыли  были сделаны отчисления в фонд национального развития и иные цели и эти отчисления составили 9274 млн. руб., что говорит о значительном вкладе РУП «Гомсельмаш» в национальное развитие. В 2008 г. отчисления были только в резервный фонд 1226 млн. руб. и расчеты с собственниками 1374 млн. руб. Резервный фонд составляется на случай чрезвычайных и непредвиденных потерь, с целью пополнения и восстановления основного капитала; имеет, так сказать, значение самострахования.
За анализируемый период не было отчислений в фонд накопления и потребления. Средства фонда накопления направляются на производственное развитие предприятия (финансирование строительства и обновления основных фондов, перевооружения, реконструкции, освоения новой техники и технологии) и являются источником увеличения собственного капитала. Фонд потребления является источником социального развития предприятия, материального стимулирования и социальной защиты коллектива.
Все факторы, влияющие на образование  прибыли, можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние  на сумму и уровень прибыли, и  второстепенные, влиянием которых можно  пренебречь. Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой.
Среди всех факторов можно  выделить следующие факторы, которые  оказывают наибольшее влияние на формирование прибыли (показатели, характеризующие изменения этих факторов представлены в таблице 2.4):
Таблица 2.4 – Показатели, характеризующие изменения факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование прибыли на предприятии РУП «Гомсельмаш»
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Показатели
Темп роста, %
2008 г. к 2007 г.
2009 г. к 2008 г.
А
1
2
3
4
5
1. Выручка от реализации  продукции, работ, услуг (за минусом налогов и иных обязательных платежей, включаемых в выручку), млн. руб.
835401
1181383
1427727
141,4
120,9
2. Объем производства  продукции в действующих ценах,  млн. руб.
559153
793877
1051787
142,0
132,5
3. Среднесписочная численность,  чел.
9203
9731
10336
105,7
106,2
4. Выработка на одного  работающего:
         
-по выручке от реализации, млн. руб.;
90,8
121,4
138,1
133,7
113,8
-по товарной продукции  в действующих ценах, млн. руб.
60,8
81,6
101,8
134,3
124,7
5. Введено новых основных  средств, млн. руб.
17082
44629
70422
261,3
157,8
6. Затраты на один рубль  продукции по полной себестоимости реализованной продукции, руб./руб.
0,895
0,962
0,926
107,5
96,3
7. Среднегодовая величина  оборотных средств, млн. руб.
428315
577360
868820
134,8
150,5
8. Количество оборотов  оборотных средств, оборот
1,95
2,05
1,64
104,9
80,3
9. Прибыль (убыток) от реализации  товаров, продукции, работ, услуг,  млн. руб.
60400
80484
95358
133,3
118,5
10. Чистая прибыль (убыток), млн. руб.
15155
17320
8752
114,3
50,5

 
1. Численность и состав  работников.
Достаточная численность  при определенном уровне технической  вооруженности труда позволяет в полной мере реализовать программу предприятия по получению необходимой суммы прибыли.
При увеличении численности  в 2008 г. на 5,7 % прибыль от реализации увеличилась на 33,3 %, а при увеличении численности в 2009 г. на 6,2 %, что составило 605 человек, прибыль от реализации увеличилась  на 18,5 %, что составило 14874 млн. руб. Из этого следует, что численность  работников влияет на процесс формирования прибыль, а именно на ее увеличение.
2. Производительность труда  работников предприятия. 
Рост производительности труда при прочих равных условиях влечет за собой увеличении массы  прибыли. На предприятии РУП «Гомсельмаш» за анализируемый период произошел рост производительности труда в 2008 г. по сравнению с 2007 г. в среднем на 34 % как по выручке, так и по товарной продукции; а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. в среднем на 18 %. Рост производительности труда повлек за собой рост чистой прибыли в 2008 г. на 2165 млн. руб., однако в 2009 г. произошло снижение на 8568 млн. руб.
3. Фондовооруженность и техническая вооруженность труда работников.
Чем выше оснащенность работников современным оборудованием, тем  выше их производительность труда. Одним  из факторов роста производительности труда работников является ввод новых основных средств, за исследуемый период прирост которого составил более 100 %.
4. Моральный и физический  износ основных фондов.
Этот фактор является очень  важным. Использование изношенных основных фондов, морально устаревшее оборудование не позволяет рассчитывать на увеличение прибыли в перспективе. Поэтому на предприятии РУП «Гомсельмаш» ежегодно выделяются средства на обновление морально и физически изношенных основных фондов, средства на что с каждым годом увеличиваются, так в 2007 г. их было направлено 17082 млн. руб., а в 2009 г. 70422 млн. руб.
5. Сумма оборотных средств.
Чем большей суммой оборотных  средств располагает предприятие, тем большую массу прибыли  оно получает в результате одного их оборота. На предприятии РУП «Гомсельмаш» среднегодовая величина оборотных средств за анализируемый период увеличивается, однако количество оборотов в 2009 г. снизилось на 19,7 % и в результате масса прибыли предприятия также снизилась на 49,5 %.
6. Осуществление режима  экономии.
Позволяет относительно снижать  текущие затраты торговых предприятий и увеличивать сумму получаемой прибыли. Под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение текущих расходов.
7. Деловая репутация предприятия.
Представляет собой сформировавшееся у потребителей мнение о потенциальных возможностях предприятия. Высокая деловая репутация позволяет предприятию получать дополнительную прибыль. Предприятие постоянно находится во взаимоотношениях с внешней средой: покупателями, основную долю среди которых занимают сельскохозяйственные предприятия; продавцами продукции; государственными учреждениями. Совокупность этих отношений непосредственным образом влияет на эффективность предприятия, сумму его прибыли.
 
2.3 Анализ влияния  факторов на  прибыль от реализации  продукции
 
Для анализа образования  прибыли от реализации продукции  проведем факторный анализ ее изменения, для чего составим таблицу 2.5, которая  будет содержать исходные данные для проведения анализа.
        Общее  изменение прибыли от реализации  продукции:
 
.                                                                                      (2.1)
 
Таблица 2.5 - Исходные данные для факторного анализа прибыли  от реализации продукции РУП «Гомсельмаш» за 2007-2009 гг., млн. руб.
Показатели
Значение показателей
Темп роста
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2008 г. к 2007 г.
2009 г. к 2008 г.
А
1
2
3
6
7
1. Выручка от реализации  продукции товаров, работ, услуг
835401
1181383
1427727
141,4
120,9
2. Себестоимость реализации  товаров, продукции, работ, услуг
775001
1100899
1332369
142,1
121,0
3. Прибыль от реализации  продукции
60400
80484
95358
133,3
118,5

 
Факторный анализ  изменения  прибыли от реализации продукции за 2007-2008 гг.
Общее изменение прибыли  от реализации продукции:
 
 млн. руб.
 
В том числе за счет изменения:
    роста объема реализованной продукции:
 
 млн. руб.
 
где - изменение прибыли от реализации продукции за счёт роста                                объёма реализованной продукции;
- темп роста  себестоимости реализованной продукции. 
 
    структуры и ассортимента реализованной продукции:
 
 млн. руб.
 
где - изменение прибыли от реализации продукции за счёт изменения структуры и ассортимента реализованной продукции;
  - темп роста выручки от реализации продукции.
       
    уровня затрат на один рубль реализованной продукции:
 
 млн. руб.
 
где - изменение прибыли от реализации продукции за счёт изменения уровня затрат на один рубль реализованной продукции;
 , - соответственно объем реализованной продукции за отчетный и базисный период;
, - соответственно себестоимость отчетного и базового периодов.
 
Следовательно, увеличение затрат на один рубль реализованной  продукции привело к снижению прибыли от реализации продукции на 4930,7 млн. руб. 
Балансовая увязка:
 
 млн. руб.
 
Таким образом, оценка влияния  факторов показала, что в исследуемом  периоде произошло увеличение прибыли  от реализации продукции на 20084 млн. руб. В том числе за счет роста  объема реализованной продукции  на 25399 млн. руб., а за счет изменения  структуры и ассортимента реализованной продукции произошло снижение на 384,3 млн. руб., за счет изменения затрат на один рубль реализованной продукции уменьшилась на 4930,7 млн. руб.
Факторный анализ  изменения  прибыли от реализации продукции за 2008-2009 гг.
Общее изменение прибыли  от реализации продукции:
 
 млн. руб.
 
В том числе за счет изменения:
    роста объёма реализованной продукции:
 
 млн. руб.
 
    структуры и ассортимента реализованной продукции:
 
 млн. руб.
 
где - изменение прибыли от реализации продукции за счёт изменения структуры и ассортимента реализованной продукции;
  - темп роста выручки от реализации продукции.
       
    уровня затрат на один рубль реализованной продукции:
 
 млн. руб.
 
Следовательно, увеличение затрат на один рубль реализованной  продукции привело к снижению прибыли от реализации продукции на 1908,7 млн. руб. 
Балансовая увязка:
 
 млн. руб.
 
Таким образом, оценка влияния  факторов показала, что в исследуемом  периоде произошло увеличение прибыли  от реализации продукции на 14874 млн. руб. В том числе за счет роста  объема реализованной продукции  на 16922,2 млн. руб., а за счет изменения  структуры и ассортимента реализованной продукции произошло снижение на 139,5 млн. руб., за счет изменения затрат на один рубль реализованной продукции уменьшилась на 1908,7 млн. руб.
 
2.4 Анализ влияния  факторов на  рентабельность собственного  капитала
 
Для определения степени  влияния факторов производственной и финансовой деятельности предприятия на рентабельность собственного капитала, с помощью модели Дюпона, составим таблицу 2.6, которая будет содержать исходные данные для проведения анализа.
Таблица 2.6 – Значение показателей  для проведения факторного анализа
Показатели
Значение
Абсолютный прирост
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2008 г. к 2007 г.
2009 г. к 2008 г.
1
2
3
4
5
6
1. Чистой прибыли, млн.  руб.
15155
17320
8752
114,3
50,5
2. Средняя величина активов,  млн. руб.
743970,5
938053
1297872
126,1
138,4
3. Собственный капитал, млн. руб.
384299
411242
460804
107,0
112,1
4. Объем реализованной продукции, млн. руб.
835401
1181383
1427727
141,4
120,9
5. Рентабельность продукции, % (1/4)
1,8
1,5
0,6
Х
Х
6. Оборачиваемость активов, оборотов (4/2)
1,1
1,3
1,1
Х
Х
7. Коэффициент соотношения активов и собственного капитала (2/3)
1,936
2,281
2,817
117,8
123,5
8. Рентабельность собственного капитала, %  (1/3)
3,9
4,2
1,9
Х
Х

 
Анализируем 2007 г. и 2008 г.
Совокупное изменение  рентабельности:
.
В том числе за счет изменения:
- рентабельности продукции:
 
- оборачиваемости активов:
 
 
 
- коэффициента соотношения  активов и собственного капитала:
 
 
 
Взаимосвязь влияния факторов:
 
.
 
В исследуемом периоде  рентабельность повысилась на 0,3 %, при  этом за счет рентабельности продукции  снизилась на 0,8 %, а за счет оборачиваемости активов и коэффициента соотношения активов и собственного капитала увеличилась на 0,5 и 0,6 соответственно.
Анализируем 2008 г. и 2009 г.
Совокупное изменение  рентабельности:
 
.
 
В том числе за счет изменения:
- рентабельности продукции:
 
 
 
- оборачиваемости активов:
 
 
 
- коэффициента соотношения  активов и собственного капитала:
 
 
 
Взаимосвязь влияния факторов:
 
 
В исследуемом периоде  рентабельность понизилась на 2,3 %, при  этом за счет рентабельности продукции  и оборачиваемости активов на 2,5 и 0,2 соответственно, а за счет коэффициента соотношения активов и собственного капитала увеличилась на 0,4.
 
2.5 Корреляционно-регрессионный  анализ прибыли предприятия
 
Регрессия – зависимость  среднего значения какой-либо случайной  величины от некоторой другой величины или нескольких величин. При регрессионной связи одному значению факторной  величины X могут соответствовать разные значения результирующей величины Y. Уравнение, связывающее эти величины, называется уравнением регрессии, а соответствующий график – линией регрессии Y от  X.
Построить уравнение регрессии  – это значит найти коэффициенты при факторах, входящих в уравнение.
Построим линейное уравнение  регрессии:
 
                                                                                             (2.2)
 
где – результативный показатель,
 – факторный признак,
 – свободный параметр  уравнения, если , то ,
 – коэффициент регрессии,  он показывает, на сколько изменится результативный признак, если факторный увеличится на единицу своего натурального выражения.
Таблица 2.7 - Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа
Годы
Себестоимость продукции, млн. руб.
Прибыль отчетного периода, млн. руб.
2005
498419
15983
2006
590279
49351
2007
762081
30183
2008
1082384
37236
2009
1308548
26651

 
Необходимо найти значения и :
 
.
 
.
.
 
.
 
Получаем линейное уравнение  регрессии:
 
.
 
Свободный параметр уравнения  регрессии равен 31793,6 млн. руб., коэффициент регрессии показывает, что при уменьшении результативного показателя на 0,013 млн. руб. факторный (себестоимость продукции) увеличиться на единицу своего натурального выражения.
Расчеты целесообразнее свести в таблицы (табл. 2.8 и 2.9).
Таблица 2.8 - Расчет параметров и качества уравнения регрессии
Годы
2005
498419
15983
248421500
7966231
31787
2006
590279
49351
348429298
29130859
31786
2007
762081
30183
580767451
23001891
31783
2008
1082384
37236
1171555123
40303651
31779
2009
1308548
26651
1712297868
34874113
31776
Итого
4241711
159404
4061471240
135276744
158912

 
Таблица 2.9 - Расчет параметров и качества уравнения регрессии
Годы
2005
98880
9
249766
252740
2006
35592
9
308537
305208
2007
5303
9
2562
2883
2008
14655
10
29776
28678
2009
19231
11
26268
27351
Итого
173661
49
616909
616859

 
Чтобы определить, с какой  степенью достоверности построенное  уравнение регрессии воспроизводит реальный характер зависимости результативного признака от факторного, определяется средняя ошибка аппроксимации:
 
.
 
Т.к. ошибка аппроксимации  равна 34,7 %, а следовательно уровень точности построения уравнения удовлетворительный.
Рассчитаем коэффициент  эластичности:
 
.
 
Он показывает, что на 0,35 % уменьшиться результативный показатель, если факторный возрастет на 1 %.
Найдем индекс детерминации и корреляции:
 
                                                                                                       (2.5)
 
.
 
.
 
.
 
                                                                                             (2.6)
 
.
 
.
 
Между нашими показателями себестоимость продукции и прибыль  отчетного периода связь слабая. Т.к. на 0,00786 % колеблемость прибыли отчетного периода обусловлена изменением себестоимости продукции, а на 99,99214% – влиянием прочих факторов.  
Также тесноту   зависимости   между   признаками можно установить с помощью коэффициента линейной корреляции:
 
                                                                                                   (2.7)
 
                                                                                            (2.8)
 
                                                                                            (2.9)
 
.
 
.
 
.
 
Расчет коэффициента линейной корреляции может сказать, что связь  является прямой.
Рассчитаем коэффициенты корреляции знаков Фехнера и рангов Спирмена.
Коэффициент корреляции знаков Фехнера, для его расчета необходимо предварительно определить средние значения результативного и факторного признаков, затем для каждой единицы совокупности определить знаки отклонений варианты от средней величины. Коэффициент рассчитывается по формуле:
 
                                                                                                    (2.10)
 
где – число пар с одинаковыми знаками отклонений  вариант факторного и результативного признаков от их средней величины,
 – число пар с  разными знаками отклонений.
 
Коэффициент корреляции рангов Спирмена является непараметрическим коэффициентом связи, для его исчисления нужны не первичные данные, а ранги – порядковые номера, которые присваиваются всем значениям изучаемых признаков, расположенных в порядке их изменения (возрастания или уменьшения). Полное совпадение рангов в совокупности означает максимально тесную прямую связь, полная противоположность рангов – максимально тесную обратную связь. Коэффициент рассчитывается по формуле:
 
                                                                                     (2.11)
 
                                                                                             (2.12)
 
где – ранги соответствующих признаков для каждой единицы наблюдения,
 – количество единиц  наблюдения.
 
Для облегчения расчетом построим таблицу 2.10.
Таблица 2.10 – Расчет показателей  для коэффициентов корреляции знаков Фехнера и рангов Спирмена
Годы
2005
498419
15983
-
-
1
1
0
0
2006
590279
49351
-
+
2
5
-3
9
2007
762081
30183
-
-
3
3
0
0
2008
1082384
37236
+
+
4
4
0
0
2009
1308548
26651
+
-
5
2
3
9

 
.
 
.
 
.
 
.
 
Исходя из коэффициента корреляции знаков Фехнера можно сказать, что связь получилась прямая, а из коэффициента корреляции рангов Спирмена, что совпадение и противоположность рангов означает слабую тесноту связи.
Сделаем прогноз по прибыли  отчетного периода до 2013 г., для  того чтобы узнать доходы предприятия  в будущем. Для этого построим таблицу 2.11.
Таблица 2.11 – Исходные данные и расчет некоторых показателей 
Годы
Прибыль отчетного периода, млн. руб.
2005
15983
-2
4
-31966
2006
49351
-1
1
-49351
2007
30183
0
0
0
2008
37236
1
1
37236
2009
26651
2
4
53302
Итого
159404
0
10
9221

 
Необходимо построить  уравнение прямой:
 
                                                                                            (2.13)
 
.
 
.
 
.
 
Сделаем прогноз показателя прибыли отчетного периода до 2013 г.
 
.
 
.
 
При , а при увеличении на единицу, т.е. , прибыль отчетного периода увеличится на 922,1 раза. И к 2013 г. прибыль отчетного периода увеличится до 37413,4, что будет говорить об успешной деятельности предприятия, т.е. об увеличении доходов.
В данной главе был проведен анализ технико-экономических показателей работы РУП «Гомсельмаш», по результатам которого выяснилось, что прибыль от реализации продукции увеличивается, но наблюдается снижение показателей прибыли за отчетный период, рентабельности продаж и капитала. Анализ структуры прибыли отчетного периода  показал, что основную долю в ней занимает прибыль от реализации продукции и убыток от внереализационных доходов и расходов. При анализе прибыли предприятия выяснилось, что большая часть прибыли предприятия остается нераспределенной и накапливается в общем показателе чистой прибыли по предприятию. Однако за анализируемый период были отчисления в фонд национального развития, резервный фонд и расчеты с собственниками. Также были выделены факторы, влияющие на образование прибыли. Был проведен анализ влияния факторов на  прибыль от реализации продукции и на  рентабельность собственного капитала, а также проведен корреляционно-регрессионный анализ прибыли предприятия и сделан прогноз на будущее по прибыли отчетного периода. Все недостатки, выявленные при анализе деятельности предприятия – учтены, и предложены мероприятия по их ликвидации в третьей главе данной работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 3
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 
ПРИБЫЛИ РУП «ГОМСЕЛЬМАШ»
 
3.1   Повышение  прибыли предприятия путем импортозамещения комплектующих изделий
 
Как известно, рост любого показателя, характеризующих финансовые результаты деятельности организации, зависит  от единых экономических явлений  и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления мирового финансового кризиса в финансово-кредитной и денежной системах; повышение эффективности использования ресурсов организации на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений; индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.
В условиях радикального изменения  управления экономикой показатель прибыли  становится одним из важнейших показателей  деятельности организаций. Поэтому  важнейшая задача каждой организации  – получить больше прибыли при  наименьших затратах.
Одним из факторов роста затрат на производство и реализацию продукции  РУП «Гомсельмаш» является высокая зависимость предприятия от приобретения импортных комплектующих изделий для производства сельскохозяйственной техники в связи с постоянным изменением курса стоимости иностранной валюты, который, в свою очередь, влияет не только на увеличение стоимости комплектующих, но и на увеличение внереализационных убытков, полученных от переоценки кредиторской задолженности и кредитов банка в иностранной валюте.
На выездном заседании коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь (24 апреля 2008 г., г. Гомель) при рассмотрении ситуации с импортными закупками в республике и мер, принимаемых органами государственного управления Республики Беларусь было отмечено, что на многих крупных предприятиях Минпрома велика доля импортной составляющей при производстве продукции и крайне низки темпы ее снижения. В частности, на РУП «Гомсельмаше» систематически не выполняется показатель по ограничению темпов роста импорта. На 01.01.2008 года из 3770 позиций покупных комплектующих, используемых РУП «Гомсельмашем» для производства сельхозтехники, 1893 – импортного производства. За 2000-2007 гг. предприятие заменило на отечественные комплектующие продукцию только по 61 позиции, в 2008 году проводило работы по замене еще лишь 33 видов импортируемых изделий.
Об этом свидетельствуют и данные таблицы 3.1 о доле стоимости импортных  покупных комплектующих по сельскохозяйственным машинам, выпускаемым РУП «Гомсельмаш» в общих и материальных затратах на их производство.
Таблица 3.1 – Удельный вес импортных  комплектующих в себестоимости  производства сельскохозяйственных машин  РУП «Гомсельмаш»
Показатели
Значение показателя
Отклонение, (+,-)
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2008 г. к 2007 г.
2009 г. к 2008 г.
1.Затраты на производство продукции,  млн. руб., в т.ч.
500483
763495
974203
263012
210708
1.2.Материальные затраты, из них
332771
527931
649259
195160
121328
1.2.1 Стоимость использованного  импортного сырья, покупных изделий
210706
339788
399932
129082
60144
2. Удельный вес импортных комплектующих в
         
- себестоимости производства, %
27,6
31,4
30,6
3,7
-0,8
- материальных затрат, %
63,3
64,4
61,6
1,0
-2,8

 
Из таблицы 3.1 видно, что более 60 % в материальных затратах занимает импортное сырье и покупные изделия  и около 30 % в себестоимости, что  свидетельствует о целесообразности данного мероприятия.
В соответствии с Программой импортозамещения на 2006-2010 годы, утвержденной Министерством промышленности Республики Беларусь, по РУП «Гомсельмаш» в настоящее время существует потребность в создании современных импортозамещающих производств металлорукавов, гидроцилиндров, радиаторов, колесных дисков, резиновых уплотнений и др., освоение выпуска которых на предприятиях республики позволило бы РУП «Гомсельмаш» ежегодно высвобождать более 8 млн. дол.
Основной объем закупаемых импортных комплектующих производится для обеспечения производства кормоуборочной техники: КСК-100А, «Полесье-2-250А», КЗР (адаптеры); зерноуборочной техники: зерноуборочный комплекс КЗР-10 «Полесье-Ротор», зерноуборочный самоходный комбайн КЗС-7. Удельный вес импортных комплектующих в цене  изделия  составляет от 8 % до 30 %.
Основные фирмы-производители  и официальные дилеры, являющиеся поставщиками импортных комплектующих  для производства продукции РУП  «Гомсельмаш» представлены в таблице  3.2.
 
Таблица 3.2 – Поставщики импортных комплектующих для производства продукции

и т.д.................


Наименование
комплектующих
Осуществляется закупка  у
производителя
официального дилера
Двигатель
"Детройт", США
 
Гидроблок

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.