На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы социальной защиты населения в условиях рынка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1 Сущность и основные причины необхо –
димости социальной защиты населения
 
Создание эффективной системы социальной защиты населения является важнейшим направлением социальной политики.
Потребность в социальной защите со стороны государства для конкретного человека наступает в случае, когда он в силу каких-либо обстоятельств не имеет возможности за счет труда извлекать доходы, достаточные для обеспечения жизненных основных потребностей.
Причины снижения уровня социальной защищенности условно можно подразделить на две группы:
- личного характера (полная или частичная потеря трудоспособности в связи с инвалидностью, временная потеря трудоспособности в связи с заболеванием, увеличением состава семьи, потери кормильца, вынужденный переход на нижеоплачиваемую работу, вынужденная миграция);
- порожденные системными изменениями социально-экономических отношений (снижение реальных доходов в результате инфляции, спада производства, уменьшении доли ВВП, направляемого на потребление, рост безработицы).
Таким образом, под социальной защитой понимается защита человека либо определенных групп населения от социальных рисков, связанных с утратой трудоспособности и/или потери дохода, необходимого для обеспечения средств к существованию. К таким рискам относятся: беременность и роды, содержание детей, болезнь и инвалидность, старость, смерть человека, потеря кормильца, безработица, трудовое увечье.
Социальная защита обеспечивает гражданам доход либо предоставляет социальные услуги, необходимые для обеспечения их потребностей в определенные периоды жизни [8, c. 263].
В качестве стратегического ориентира для защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.
Субъектами социальной защиты выступают семья и дети, больные и инвалиды, старики и так далее.
Объектами социальной защиты выступают:
а) уровень потребления материальных благ (доходы);
б) минимальный уровень охраны здоровья и медицинской помощи, получения образования;
в) жилищные условия.
Получаемые населением данной страны доходы — основа их экономического благосостояния и определения уровня жизни. Под уровнем жизни понимается совокупность материальных и духовных благ, достающихся гражданам страны в обмен на их денежные доходы, а также поступающие им средства из общественных (государственных) и иных фондов. Наиболее распространенным показателем уровня жизни является не
абсолютная величина ВВП, а доход на душу населения (Приложение А).
Выделяют четыре уровня жизни населения:
1) полный достаток - пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;
2) нормальный уровень - рациональное потребление по научно-обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;
3) бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства человеческого капитала;
4) нищета - минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых приводит к суженному воспроизводству человеческого капитала.
Понятие «социальная защита» по-разному рассматривается в разных странах и международных организациях.
В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:
            1) социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;
            2) неолиберальная - с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.
В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:
            1) государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);
               2) частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование) [11, с. 431].
Однако при всем многообразии подходов к пониманию роли социальной зашиты, масштабов охвата населения социальными программами можно выделить общую для всех стран с рыночной экономикой функцию социальной защиты - поддержание уровня жизни тех групп населения, которые испытывают отрицательное воздействие рынка или в силу тех или иных причин теряют трудоспособность.
Основополагающим документом по вопросам социальной защиты в международном праве является Конвенция Международной организации труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения. В данном документе содержится перечень основных видов социальной защиты: медицинское обслуживание; пособия по безработице; пенсии по старости; пособия по производственному травматизму; пособия по инвалидности; пособия в связи с потерей кормильца; пособия по беременности и родам; пособия по болезни; семейные пособия.
Основными принципами проведения социальной защиты в условиях рынка являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации [10, с.323].
Современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах.
Таким образом, под социальной защитой понимается защита человека либо определенных групп населения от социальных рисков, связанных с утратой трудоспособности и/или потери дохода, необходимого для обеспечения средств к существованию. Система социальной защиты предназначена для создания определенной защищенности и безопасности социально уязвимым слоям населения. Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности [1, с.396].
Для нетрудоспособных членов общества главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение определенного уровня потребления, создание необходимых надежных гарантии уровня доходов и тому подобное. Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, зависимости потребления от трудового вклада каждого.

2 Инструменты и механизмы социальной
защиты
 
Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки [16, c.3].
Инструментами политики социальной защиты являются:
1 Инструменты экономического механизма:
- разработка социально-экономических программ;
- выплата пособий, оказание социальной помощи и предоставление льгот социально уязвимым слоям населения;
- индексация заработной платы;
- предоставление населению льготных кредитов, бесплатных медицинских услуг и другое.
2 Инструменты социального механизма:
- активизация деятельности общественных организаций;
- развитие отношений социального партнерства.
3 Инструменты правового механизма:
- обеспечение правовой защищенности граждан;
- правовая поддержка союзов потребителей, профсоюзов и других общественных организаций [4, c.514].
Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий (рисунок 2.1). Социальное обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь.
Система социальной защиты
 
 
Социальное                                                                                                   Социальные
                обеспечение                                                                                         гарантии
 
 
            Социальное                             Социальная
            страхование                             помощь
 
Пенсии,                     Льготы,                                                             Минимум базовых
             пособия                           выплаты                                                       социальных услуг
 
Рисунок 2.1 Основные направления системы социальной защиты
Социальное страхование основано на уплате страховых взносов в форме отчислений от заработной платы. В большинстве стран источниками фондов социального страхования являются взносы наемных работников, нанимателей, также государства из фондов социальной помощи, финансируемых за счет общих налогов. Социальное страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью наступления основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности граждан. Экономическим источником страховых взносов выступают средства, необходимые для воспроизводства рабочей силы. Возникает задача определить общественно нормальную долю страховых взносов, степень участия работополучателя, работодателя и государства в формировании соответствующих страховых фондов.
Основные статьи расходов социального страхования:
а) выплата трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), а также социальных пенсий и пенсий для военнослужащих. Для этого используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;
б) выплаты по временной нетрудоспособности (основная часть расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где используются средства Фонда социального страхования;
в) пособия по безработице.
Социальное страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального страхования служат: а) страховые взносы застрахованных; б) страховые взносы предпринимателей; в) субсидии государства.
Социальная помощь — оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.
Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат (рисунок 2.1). Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое сориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсы национальной банковской системы.
Социальное обслуживание предназначено для удовлетворения социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей человека, поддержания его нормальной жизнедеятельности. Система социального обслуживания населения предоставляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание предоставляется как государственными учреждениями, так и коммерческими организациями Соотношения государственных и негосударственных учреждений социальной инфраструктуры различны и определяются особенностями социальной политики государств [2, c.55].
В каждом административном районе созданы и динамично развиваются территориальные центры социального обслуживания населения - государственный социальный стандарт в области социального обслуживания.
На 1 июля 2011 г. на учете в центрах состоит более 1,6 миллионов человек (в том числе 131,1 тысяч одиноких граждан пожилого возраста; более 557,5 тысяч одиноко проживающих пожилых граждан; более 9,3 тысяч лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 58,6 тысяч многодетных семей; 126,7 тысяч неполных семей; около 22 тысяч семей, воспитывающих детей-инвалидов; около 7,2 тысяч граждан, освободившихся из мест лишения свободы) [14].
Социальные трансферты - это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности. Они выплачиваются при потере трудоспособности, рождении детей, потере кормильцев или работы и в других случаях. Социальные трансферты предоставляются не только в денежной форме, но и в виде бесплатных услуг здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов, а также в виде льготного налогообложения.
Целью социальных трансфертов являются гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса [11, с. 263].
Система социальной защиты реализуется через систему прав и гарантий. Частные лица могут иметь право на определенные пособия благодаря своей принадлежности к конкретной демографической категории, например, дети или пенсионеры. Они могут также иметь право получать в условиях безработицы пособие из Фонда занятости с учетом нынешнего или прошлого вклада. В большинстве промышленно развитых государств система социальной защиты включает также государственную помощь для обеспечения «социально-гарантируемого минимума» [20, c.56].
Итак, основными инструментами политики социальной защиты являются: разработка социально-экономических программ, выплата пособий, оказание социальной помощи и предоставление льгот социально уязвимым слоям населения, индексация заработной платы, предоставление населению льготных кредитов, бесплатных медицинских услуг, активизация деятельности общественных организаций, развитие отношений социального партнерства, обеспечение правовой защищенности граждан, правовая поддержка союзов потребителей, профсоюзов и других общественных организаций и другие. Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий, а основными компонентами системы социальной защиты являются: социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание.
3 Занятость, охрана труда как проблема
социальной защиты
 
Структурной частью политики социальной  защиты является политика занятости. Она отражает тяготы, деформации и проблемы переходного периода. Главная из них – безработица (таблица 3.1).
 
 
1995
2000
2005
2006
2007
2008
2009
Республика Беларусь
2,9
2,1
1,5
1,2
1,0
0,8
0,9
Области:
 
3,0
3,0
3,3
3,1
1,6
3,9
3,4
 
1,7
2,6
2,6
2,2
1,5
1,9
2,6
 
1,8
2,0
1,7
1,6
0,8
1,5
1,8
 
1,4
1,5
1,3
1,4
0,5
1,1
1,5
 
1,2
1,3
1,2
1,2
0,4
0,9
1,1
 
1,0
1,1
1,0
1,0
0,4
0,8
0,8
 
1,0
1,1
1,1
1,1
0,4
0,8
1,0
Брестская
Витебская
Гомельская
Гродненская
Г.Минск
Минская
Могилёвская

 
Таблица 3.1 - Уровень безработицы по областя Республики Беларусь (на конец года; в процентах к численности экономически активного населения) [18].
 
Главными причинами безработицы являются:
1 Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
2 Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
3 Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
4 Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
5 Изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.
При этом под политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. А занятостью считается такая деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение потребностей личности или общества и приносит ее субъекту заработок (доход) (Приложение Б).
Политика занятости опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь в соответствии со статьей 13 Закона занятости существуют следующие принципы:
1) обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;
2) обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
3) предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
4) содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
5) принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
6) участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;
7) международное сотрудничество в решении проблем занятости.
С количественной стороны занятость можно охарактеризовать как  полную или неполную.
Под полной занятостью понимается ситуация, при которой каждому желающему и способному трудиться предоставляется  возможность  заниматься  каким-либо  видом  общественно  полезной деятельности. Это не означает, что все трудоспособное население в трудоспособном возрасте обязательно должно трудиться, то еcть «не означает абсолютного отсутствия безработицы» [9, с. 162]. Полная  занятость –  пограничная  ситуация,  которая  постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Неполная  занятость –  это  неполное  использование  потенциала, навыков,  знаний  и  умений  занятых. 
Различают  две формы  неполной занятости: видимую, отражающую недостаточный объем занятости, и невидимую,  которая  характеризуется «недоиспользованием»  рабочей силы.
Видимая  неполная  занятость  бывает  добровольной  и  вынужденной. 
Добровольная  неполная  занятость –  это  неполная  занятость  по условиям найма, когда инициатором такой формы является работополучатель. Склонность  к  данному  виду  занятости проявляют работники, которых устраивает работа на условиях неполного рабочего дня. Как правило,  это женщины, имеющие детей, учащиеся, студенты и тому подобное.
Вынужденная неполная занятость – это занятость лиц, желающих работать полное рабочее время и выбравших такую форму найма вынужденно, из-за боязни попасть в ряды безработных [5, с. 9]. Данная категория объединяет работников,  во-первых, работающих неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по условиям найма; во-вторых, переведенных на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по инициативе администрации, но принятых на условиях полного рабочего времени; в-третьих, лиц, находящихся в отпусках по инициативе администрации. Вынужденная  неполная  занятость наиболее широкое развитие получила в Республике Беларусь (Приложение В).
Кроме  негативных  последствий  безработица  оказывает  и  положительное  влияние  на  рынок  рабочей  силы,  которое проявляется,  прежде  всего  в  совершенствовании  и  рационализации профессиональной  структуры  населения,  повышении  конкурентоспособности трудового потенциала, увеличении мобильности. В настоящее время в условиях нехватки инвестиционных ресурсов на обновление и создание новых рабочих мест кадровая политика нашего государства направлена на поддержание уровня занятости путем накопления  скрытой  безработицы  и  сохранения  излишней  численности  работников.  В  перспективе  такая  политика,  ориентированная  на сохранение кадрового потенциала без учета реальных потребностей в нем, по сути своей способствует потере навыков и квалификации этого потенциала, что неизбежно сопровождается большими экономическими потерями для субъектов хозяйствования [7, с. 16].
Важным направлением политики социальной защиты является охрана труда. До настоящего времени в стране не создана система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда.
Охрана труда представляет собой систему законодательных актов, социально - экономических, организационных, технических и лечебно - профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Охрана труда выявляет и изучает возможные причины производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров и разрабатывает систему мероприятий и требований с целью устранения этих причин и создания, безопасных и благоприятных для человека условий труда.
Сложность стоящих перед охраной труда задач требует использования достижений и выводов многих научных дисциплин, прямо или косвенно связанных с задачами создания здоровых и безопасных условий труда.
Охрана труда является одним из наиболее важных институтов трудового права. Институт охраны труда в узком смысле включает следующие группы норм:
1) правила по технике безопасности и производственной санитарии;
2) специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях;
3) нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;
4) нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда
5) нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда.
Закон об основах охраны труда регулирует также вопросы соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, обучения и профессиональной подготовки по охране труда.
Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или в воспрепятствовании деятельности профессиональных союзов, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством [15].
Важную роль при многообразии форм собственности и хозяйствования должны играть социальные гарантии основных прав человека в сфере труда. Экономика требует наряду с целевой поддержкой социально незащищенных групп населения государственных гарантий в определенных областях и в определенном объеме для всего или большинства населения страны. Нормы трудового законодательства (прием и увольнение, продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков, регулирование трудовых споров и конфликтов) должны распространяться на всех наемных работников независимо от форм собственности и хозяйствования предприятий и организаций.
Реформы в системе охраны труда должны быть основаны на повышении ответственности работодателей за улучшение условий и охраны труда. Должен быть предусмотрен поэтапный переход от системы льгот и компенсаций работникам за неблагоприятные условия труда к системе, способствующей достижению высокого уровня безопасности труда. Внедряемый при этом экономический механизм будет выполнять две функции: наказания работодателя за необеспечение нормативного состояния условий и охраны труда и поощрения его при существенном улучшении этих показателей.
С организационно-управленческой точки зрения социальная защита Республики Беларусь представлена широкой сетью государственных и негосударственных органов и организаций различного уровня, аналитических и учебных центров и служб. Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области труда и социальной защиты населения, является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, созданная по Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 года. Министерство осуществляет функции связи с населением, регулярно информирует его по вопросам формирования и реализации государственной политики в области труда и социальной защиты, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, ведет прием граждан по вопросам, относящимся к компетенции Министерства [14].
Таким образом, политика занятости и охрана труда являются важными направлениями политики социальной  защиты. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственной политики занятости, механизм формирования которой будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. В настоящее время реформы в системе охраны труда должны быть основаны на повышении ответственности работодателей за улучшение условий и охраны труда, но также и работники обязаны соблюдать указанные для них требования для их же безопасности.

4 Социальные гарантии и соблюдение
принципов социальной справедливости в
Республике Беларусь
 
Основной структурной частью социальной политики является политика социальных гарантий, под которой понимается совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума условий, достаточных для жизнедеятельности членов общества.
Социальные гарантии - это комплекс социально-экономических и правовых условий, обеспечивающих право членов общества в производстве, распределении, потреблении. Основными элементами системы социальных гарантий выступают: меры по формированию, поддержке, развитию и реализации способностей человека, меры регулирования источников и величины доходов; обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг; соблюдение обоснованных нормативов использования социальных фондов.
Главной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты, под которыми понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.
Одной из важнейших форм государственных минимальных социальных стандартов служит минимальный потребительский бюджет. Минимальный потребительский бюджет - это та граница доходов, ниже которой уже не может быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни человека.
Порядок формирования, а также направления использования минимального потребительского бюджета определяются законами государства. В Республике Беларусь их регулирует Закон Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета», принятый в 1992 году.
Минимальные потребительские бюджеты разрабатываются конкретно для разных социальных групп (пенсионеры, работающие, студенты и так далее) в среднем на душу населения, а также для средней семьи, состоящей из 4-х человек. Естественно, что в неустойчивых условиях переходного периода эти бюджеты должны часто пересматриваться.
Минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек в сентябре 2011 составил 886 450 рублей и увеличился на 31,1% (в ценах июня 2011 года минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек был утвержден в размере 675 980 рублей), молодой семьи из трех человек – 909 920 рублей, трудоспособного населения – 1 102 270 рублей, пенсионеров – 852 850 рублей, студентов – 818 670 рублей, детей в возрасте до трех лет – 660 400 рублей, детей в возрасте от трех до шести лет – 797 160 рублей, детей в возрасте от шести до восемнадцати лет – 987 620 рублей [13].
Минимальный потребительский бюджет используется как основополагающий норматив в целом ряде направлений, одним их которых является установление минимума заработной платы.
Минимум заработной платы - социально-экономический норматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить простое воспроизводство его рабочей силы (рисунок 4.1).
 
 
 
 
Рисунок 4.1  Динамика изменения минимальной зарплаты в Беларуси с 2000 по 2011 годы, в белорусских рублях
 
Уровень социальных гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе развития. Для Республики Беларусь главными принципами политики социальной защиты выступают:
– гуманность;
– адресность защиты;
– всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям населения;
– гибкость системы;
– надежность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему.
В систему социальных гарантий Республики Беларусь включаются: социальные гарантии равного доступа к государственному бесплатному образованию, государственному здравоохранению, социальным и культурным благам, рынкам товаров и услуг, средствам экологической безопасности и другое.
Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:
-гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;
-гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;
-гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;
-гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;
-гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;
- гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам [13].
Направление эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения.
Ныне разработана стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.
Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.
Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.
Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов [3, c.16].
Государство и государственный бюджет являются последовательными гарантами финансовой поддержки развития искусства и культуры. Принцип преемственности в культурной политике выражается в сохранении инфраструктуры государственных учреждений культуры и искусства.
В стране осуществляется последовательный курс по формированию идеологии белорусского государства, кристаллизации белорусской национальной идеи. Наиболее ёмко и лаконично национальная идея воплощается в лозунге Президента Республики Беларусь: «За сильную и процветающую Беларусь!» [21, c.89].
Принципом социальной справедливости можно назвать с одной стороны - вознаграждение за личный труд и успех, или рас
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.