Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Территориальные споры

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

     Территория  является одним из необходимых признаков  государства. На протяжении всей истории  велись непрерывные войны за территорию. Защита территории – одна из главных  задач государства. В современном  международном праве утвердились  такие важнейшие принципы, как  неприменение силы, территориальная  целостность, нерушимость границ. Государство  обязано воздерживаться от угрозы силой  или ее применения против территориальной  неприкосновенности любого государства. Территория государства не может  быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или  ее применения.
     Развитие  науки и техники дали возможность  широко использовать пространства и  ресурсы, лежащие за пределами государственных  границ. Они приобрели большое  значение  для экономики, транспорта, связи и безопасности, что обусловило развитие международно-правового регулирования  в соответствующих областях.
     В наше время тема регламентации статуса территории очень актуальна т.к повсеместно распространены споры между государствами относительно какой либо спорной территории или границы. На данном этапе развития многих государств возникает вопрос о нехватки территорий для  осуществления планов в различных областях жизни государства и общества, просто необходим механизм урегулирования территориальных споров.
     Целью данной работы является рассмотрение проблем регламентации статуса территорий и территориальных споров в международном праве.
     В работе существуют следующие задачи:
    Понятие и виды территорий в международном праве ,правовой статус государственной границы и режим государственной границы
    Международные реки и международные каналы
    Территориальные споры: сущность, виды и способы решения, а так же примеры территориальных споров и их регламентация
     Структура работы состоит из двух глав, в которых будут рассмотрены поставленные задачи.
       Объектом исследования являются общественные отношения, урегулируемые нормами международного права в сфере регламентации статуса территорий и территориальных споров.
     Предметом исследования является проблемы регламентации статуса  территорий и территориальных споров в международном праве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Общие положения о территориях в международном праве
1.1 Понятие и виды территорий в международном праве
В широком  смысле под территорией в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем космические тела.
     По  основным видам правового режима вся территория подразделяется на 3 типа:
    государственная территория;
    территория с международным режимом;
    территория со смешанным режимом.
     Государственной территорией является такая территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. Принадлежность и верховенство являются двумя основными признаками государственной территории. В ее состав входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которого определяются государственной границей.
     Территориальный принцип имеет и экстратерриториальный  аспект. Власть государства распространяется на его граждан в международных  пространствах, например, в Антарктике. Морские, воздушные и космические  корабли в международных пространствах  рассматриваются как территории государства их флага.
     Территориальное верховенство государства охватывает и юрисдикцию государства, т.е. право  его судебных и административных органов рассматривать и разрешать все дела на своей территории. Причем эти органы и лица должны соблюдать законы своей страны и за рубежом, в том числе и в отношении своих граждан, разумеется, не вступая в конфликт с местным правом.
     Современное международное право запрещает  насильственное изменение государственной  территории. Территория государства  неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или  других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозой силой1.
     Территория  государства может изменяться в результате:
     разделения  существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств; национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение (создание новых независимых государств в результате плебисцита или референдума, т.е. народное голосование о государственной принадлежности определенной территории.
     К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые не принадлежат кому-либо в отдельности, а находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это, прежде всего открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.
     Территории с особым международным режимом  - демилитаризованные зоны и зоны мира. В их состав могут входить территории 1 категории или территории первых 3 категорий одновременно: Шпицберген, Аландские острова, Панамский и Суэцкий каналы2.
     К территориям со смешанным режимом относятся:
     1 группа -  континентальный шельф  и экономическая зона. Эти районы  не находятся под суверенитетом  государств и не входят в  состав государственной территории, но каждое прибрежное государство  имеет суверенные права на  разведку и разработку природных  ресурсов прилегающих к нему  континентального шельфа и экономической  морской зоны и на охрану  природной среды (объем этих  прав определяет Конвенция о  континентальном шельфе 1958 г. и  Конвенция по морскому праву  1982 г.);
     2 группа – международные реки, проливы, перекрываемые территориальными  водами прибрежных государств  и международные каналы, входящие  в состав территорий прибрежных  государств.
       Таким образом можно сделать  вывод о том, что территория в международном праве - это различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем космические тела,а главным критерием её дифференциации  является вид правового режима который установлен на данной территории.
 

      1.2 Правовой статус государственной границы и режим государственной границы 

     Верховная власть государства, его территориальное  верховенство — отличительная черта  государственной территории.
     Согласно  ст. 4 Конституции РФ суверенитет  Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
     В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 67) территория Российской Федерации  включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
     В сухопутное пространство РФ входят открытые и могущие быть открытыми в  будущем земли и острова, расположенные  в Северном Ледовитом океане к  северу от побережья РФ, в пределах между меридианами, соединяющими крайние  точки побережья России с Северным полюсом (постановление Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г.).
     Водное  пространство как часть государственной  территории — это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие во­доемы, берега которых принадлежат данному  государству), принадлежащие государству  части пограничных рек и озер, внутренние морские воды (прилегающие  к побережью воды портов, бухт, заливов  и др.) и территориальное море, то есть прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.
     Воздушное пространство государства — это  та часть воздушного пространства, которая находится над сухопутной и водной территориями государства. Высотный предел воздушного пространства одновременно является линией разграничения  воздушного и космического пространств. В настоящее время такая линия  не определена. 

     Иногда  применяется термин "условная территория", к которой относят расположенные  вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские, речные суда, космические корабли, станции и  другие космические объекты, искусственные  острова и сооружения в море, на его дне, в Антарктике, помещения  дипломатических и консульских  представительств.
     Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может  на основе специальных международных  договоров предоставить определенные права по использованию отдельных  частей своей территории иностранным  государствам, их юридическим или  физическим лицам. Это договоры относительно международных воздушных сообщений  через воздушное пространство государства, аренды,транзита через государственную территорию, регулирования передвижения иностранных граждан по территории государства и посещения определенных районов и др.
     Осуществление территориального верховенства государством не означает, что не может быть каких-либо ограничений или запретов. Так, действия государства, позволяющего другому  государству со своей территории совершать акты агрессии против третьего государства, квалифицируются как  акт агрессии, совершенный государством, предоставившим свою территорию (п. "f" ст. 3 резолюции Генеральной Ассамблеи  ООН "Определение агрессии" 1974 г.).
     Государственная территория должна использоваться в  соответствии с нормами и принципами международного права и таким  образом, чтобы не причинять ущерб  другим государствам.
     Изменение государственной территории также  может быть  произведено на основе определенно выраженного согласия государств и в соответствии с  нормами и принципами международного права.
     Понятие "территория, на которую распространяется национальная юрисдикция" является более широким, чем "государственная территория". Оно включает как государственную территорию, так и территорию, не относящуюся к таковой (прилежащую зону, континентальный шельф, экономическую зону).
     На  реках государственные границы  обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии  наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой  линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера.
     Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается государством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их разграничения  между смежными или расположенными друг против друга государствами).
     Процесс установления границы включает две  стадии: делимитацию и демаркацию. Делимитация — это определение  в договоре общего направления прохождения  границы (словесное описание с указанием  характерных мест ее прохождения  — рек, озер, хребтов и т. д.) и  нанесение ее на карту (графическое  изображение). Демаркация — это обозначение  линии границы на местности посредством  установления специальных пограничных  знаков. Она осуществляется специально создаваемыми комиссиями из представителей сопредельных государств. При демаркации составляются демаркационные документы: протоколы — описания государственной  границы, протоколы пограничных  знаков (с характеристикой их положения, формы, размеров, материала, номера и  т. д.).
     Режим государственной границы. Он определяется совокупностью международно-правовых и внутригосударственных норм.
     Режим государственной границы включает следующие вопросы.
     1. Содержание государственной границы,  т. е. порядок сохранения и  поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государственной границы. 

     2. Пересечение государственной границы  лицами и транспортными средствами  и перемещение через нее товаров,  гру­зов и животных.
     3. Пропуск лиц, транспортных средств,  товаров, грузов и животных.
     4. Ведение на государственной границе  хозяйственной, промысловой и  иной деятельности (охота, рыболовство,  лесное, сельское или горное дело  и т. д.).
     5. Разрешение с иностранными государствами  инцидентов, связанных с нарушением  указанных правил3.
     Подводя итог изложенному выше необходимо ешё раз отметить что, государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории и государственной границы. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностранным государствам, их юридическим или физическим лицам, определить особый статус пересечения границы. В случаях когда государственная граница проходит по каким либо водным объектам, рекам, каналам они приобретают особый правовой статус, подробнее эти случаи будут рассмотрены в следующем параграфе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3Международные  реки и международные каналы 

     Международные реки — это реки, протекающие  по территории двух (или более) государств и используемые в согласованных целях. Особое значение имеют реки, имеющие судоходное сообщение с морем и используемые для мореплавания различными, в том числе и неприбрежными, государствами. Эти географические и хозяйственные факторы предопределяют международно-правовой режим таких рек.
     Каждое  государство осуществляет суверенитет  над частью реки, находящейся в  пределах его границ. Оно, вместе с  тем, обязано использовать свой участок  реки таким образом, чтобы не причинять  ущерб другим прибрежным государствам. Государство не вправе в одностороннем  порядке изменять течение реки, поскольку  это может ограничить возможности  других прибрежных государств либо повредить  их природной среде.
     Взаимная заинтересованность государств в рациональном и контролируемом использовании международной реки обусловливает заключение двусторонних и многосторонних договоров. В них определяются правила использования реки как воднотранспортного пути, а также для строительства плотин, гидроэлектростанций, орошения, лесосплава, в иных хозяйственных целях.
     Прибрежные  государства вправе ограничить или  запретить проход военных судов  неприбрежных государств или иных судов, преследующих военные цели. Свобода  судоходства предполагает не только плавание по реке, но и заход в  порты, производство в них торговых, погрузочных и разгрузочных работ, посадку и высадку пассажиров. Предполагается непременное соблюдение при этом действующих в прибрежных государствах законов и правил. Прибрежные государства должны поддерживать свои речные участки в судоходном состоянии  для речных, а на соответствующих  участках и морских судов, производить  необходимые работы для обеспечения  наилучших условий судоходства.
     Международными  договорами предусматривается создание специальных органов — международных  речных комиссий, которые обязаны  содействовать решению различных  вопросов совместного использования  международных рек.
     Международные каналы — гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства (Суэцкий, Панамский, Кильский).
     Они прокладываются по территории, на которую  распространяется власть определенного государства. Принимая решение о прокладке канала, который будет использоваться для международного морского судоходства, государство соглашается на изменение не только состояния части своей территории (сухопутная территория становится водной), но и ее статуса, предоставляя право на использование этого водного пространства другими государствами для осуществления ими морского судоходства. Являясь собственником канала, государство обязано обеспечить судоходство по каналу, а другие государства обязаны уважать права и законы государства, по территории которого проложен канал, включая правила, касающиеся взимаемых без какой-либо дискриминации сборов. Такой режим фиксируется в соответствующих международных договорах4.
     Подводя итог ещё раз необходимо отметить тот факт что, особый правовой  статус международных рек и каналов  определяется, прежде всего, тем фактом, что эти объекты используются различными государствами и хотя каждое государство осуществляет суверенитет над частью реки, находящейся в пределах его границ оно обязано использовать свой участок реки таким образом, чтобы не причинять ущерб другим государствам. 
 
 
 

Глава 2 Территориальные споры в международном праве
2.1Территориальные споры: сущность, виды. 

     К территориальным спорам в широком  смысле слова относятся разногласия  между государствами относительно принадлежности какой-либо территории или разграничения между ними. В этой широкой категории территориальных разногласий могут быть разногласия менее или более определенные. В первом случае говорят о территориальных разногласиях в собственном смысле слова, во втором случае говорят о территориальных спорах. И те и другие подлежат урегулированию исключительно мирными средствами. Применение силы или угрозы силой для урегулирования этих разногласий запрещено современным международным правом.
     Не  является территориальным разногласием в упомянутом смысле национально-освободительная борьба народов за осуществление своего права на самоопределение. Эта борьба нередко принимает форму вооруженной борьбы, которая признается международным правом законной.
     Территориальный спор характеризуется тремя элементами в совокупности: субъектами-государствами, наличием оспариваемой границы или территории и четко определившимся совпадением объекта или предмета спора.
     Субъектами  территориального спора могут быть только государства.
     В большинстве территориальных споров субъектами являются обычно два государства. Однако возможны случаи, когда число спорящих сторон
     увеличивается до трёх-четырех. Это случается тогда, когда спор касается
     территории, расположенной на стыке трех или  четырех границ.
     Множество территориальных споров подразделяется в основном на два типа: споры о положении линии границы и споры о принадлежности определенного участка территории.
     Это различие может быть, в конечном счете, и не особенно существенным.
     Основное различие сводится к предмету доказывания: в первом случае
     доказывается  определенное положение линии границы, во втором — принадлежность определенного участка территории.
     Среди споров о положении линии границы  можно выделить два типичных случая. В первом случае не существует ни делимитированной, ни демаркированной должным образом границы и спор идет о том, где и как эта граница должна быть установлена, то есть прежде всего делимитирована. Сопредельные государства нередко отрицают существование какой-либо делимитации или подчеркивают свое неучастие в старых соглашениях, которые определяли границу. Во втором случае либо существуют две соперничающие делимитации, иногда происходящие из различных договоров, и спор идет о том, какая из них действительно законна, либо спор происходит из-за различного толкования одной и той же делимитации, что делает невозможной демаркацию границы. Такие споры свойственны Северной Америке и Европе в прошлом. Встречаются они и на других континентах. В обоих случаях представление доказательств и решение споров сводятся к  установлению определенного положения линии границы.
     Споры о принадлежности участков территории имеют свои особенности. Наиболее ярким выражением этого вида споров является спор о принадлежности островов .Этот вид споров встречается и в отношении участков  сухопутной  территории. Поскольку  каждая  сторона в территориальном споре утверждает, что обладает суверенитетом над определенной территорией, то она должна этот суверенитет осуществлять в большей или меньшей мере в прошлом или в настоящем5.
     Разногласия между сторонами должны совпадать как по объекту спора (стороны должны говорить об одном и том же участке границы или территории), так и по предмету спора (разногласия сторон касаются утверждения или отрицания в принципе одних и тех же норм о положении границы или принадлежности участка территории). Необходимо установление того, что стороны спорят об определенных международно-правовых нормах, относящихся к соответствующему участку границы или территории. Только в таких условиях   спор   может   считаться   оформившимся .
     В тех случаях, когда разногласия  сторон не установлены достаточно ясно, когда позиции сторон неустойчивы и изменчивы, то есть каждая сторона выдвигает свой предмет и объект спора, следует считать, что территориального спора не существует, а имеются разногласия по территориальным вопросам. Подобные разногласия могут вырасти в территориальный спор, но могут быть решены на стадии разногласий6.
     Следствием  признания территориального спора является, согласно принципу мирного разрешения споров, обязанность сторон урегулировать его мирными средствами, не оставляя нерешенным, или, по крайней мере, стремиться к его решению. Одновременно стороны обязаны воздерживаться от действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности. Обязанность решать территориальный спор ставит вопрос о выборе одного из мирных средств для его решения и дает возможность одной из сторон предлагать обращение к арбитражу или суду, что невозможно в случае односторонних территориальных претензий.
     Признание территориального спора есть признание  существования определенной территории,   юридическая   принадлежность   которой окончательно пока не установлена. До тех пор пока это не сделано, стороны должны сохранять существующее положение .Принципы нерушимости европейских границ и взаимоотношений мирного сосуществования, провозглашенные в Заключительном акте Хельсинкской декларации 1975 г., закреплены в Законе о Государственной границе Российской Федерации. В частности, в ст.2 Закона подчеркивается, что Российская Федерация при установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также при регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) РФ и на путях международных сообщений, пролегающих по российской территории, руководствуется принципами взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, мирного разрешения пограничных вопросов.
     Таким образом, под территориальным спором следует понимать существование  сформулированных  разногласий   относительно   ясно выраженного  и объективно существующего предмета спора: существования или применения нормы о границе или вопроса  о суверенитете над определенной территорией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Примеры территориальных споров и их регламентация

Индия - Пакистан

     Можно было предположить, что совместная международная борьба с терроризмом  приведет к тому, что Индия и  Пакистан, ведущие долгий территориальный  спор за то, кому принадлежит Джамму и Кашмир, объединят свои усилия, прекратят распри и поймут, что  силовое решение конфликта неприемлемо. Но этого не произошло. Более того, отношения между Дели и Исламабадом  в последние дни резко обострились.
     Начало  новому витку обострения послужил инцидент в котором террористы попытались захватить здание индийского парламента. Индийская сторона немедленно обвинила Пакистан в причастности к этим событиям. Исламабад опроверг эти обвинения и в свою очередь поставил в вину Дели попытку дестабилизировать обстановку в регионе. При этом было подчеркнуто, что Пакистан сам страдает от терроризма, как ни одна страна в мире.
     Дальнейшие  события развивались по плану, опробованному  многими столетиями мировых конфликтов. Служба безопасности Индии арестовала сотрудника секретариата парламента по обвинению в шпионаже в пользу Пакистана. Сообщили, что он передал  пакистанскому дипломату Мохаммеду  Шарифу Хану секретные документы. Среди  них имелись и бумаги, касающиеся обороны, ядерных исследований, режима безопасности на железных дорогах, судостроения. Арестованный индиец признал, что был  завербован пакистанской разведкой  два года назад и все это  время за деньги снабжал ее содержащей государственные секреты информацией.
     Затем индийская артиллерия обстреляла контролируемую Пакистаном зону Кашмира, уничтожив около 20 военных укреплений. Огонь был открыт в ответ на обстрел индийской территории пакистанскими канонирами. В результате "неспровоцированной пакистанской атаки", сообщил офицер, три индийских солдата погибли и три получили ранения.
     В свою очередь министерство обороны  Пакистана, заявило, что в результате провокационного индийского артналета  погибли четыре гражданских лица и разрушены 35 домов. Пакистанские войска, говорится в заявлении оборонного ведомства, ответным огнем уничтожили 4 военных укреплений Индии.
     Далее к пакистано-индийской границе с двух сторон были подтянуты дополнительные войска. Другими словами, страны, входящие в "ядерный клуб", начали подготовку к войне.
     Подводя итог: более 60 лет длится конфликт между Пакистаном и Индией. Предмет спора - княжество Кашмир. Обе страны претендуют на эту территорию, а тем временем с начала противостояния в 1947 г на спорной территории погибли 65 000 человек, преимущественно мирные жители.

Россия  – Япония

     Проблема  Южных Курил одна из ключевых во взаимоотношениях России и Японии. После поражения России в войне 1904 1905 г. г. по Портсмутскому мирному  договору, навязанному России прежде всего США и Англией, острова  Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и  половина острова Сахалин отошли к Японии. В 1945 году после разгрома Квантунской армии в Маньчжурии, японских гарнизонов на Итурупе Кунашире, Шикотане и Хабомаи они вновь  перешли под юрисдикцию России. В  апреле 1945 года был принят Устав  ООН, который предписывал коллективные меры против любого агрессора (ст. 107 Устава ООН). Он допускал изъятие территорий государств, воевавших против союзников. В случае противоречий между действовавшими договорами и Уставом ООН преимущественную силу имел Устав ООН. Устав был  одобрен Японией в 1956 году. Отсюда можно сделать вывод, что притязания Японии на северные территории не имеют  под собой юридической силы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.