На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Леон Бакст и его вклад в русское и европейское театральное искусство XX века

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?А"
              Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
           Тульский государственный педагогический университет
                                             имени Л.Н. Толстого
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                       Кафедра философии и культурологи
 
 
 
 
 
                                         Модерационная работа
 
                                                      на тему:
                               
Леон Бакст и его вклад в русское и европейское театральное искусство XX века.
 
 
 
 
 
                    Выполнил:
                               студентка 2 курса
                                                               факультета искусств, социальных и                            гуманитарных наук
                                                      специальности (направления) 
                   искусство
                                               Алдошина Ульяна Константиновна
 
 
                                          Научный руководитель:
Профессор искусства Майоров А.И.
 
 
                                         
 
Тула, 2010.
 
Содержание.
Итоги двухлетнего обучения………………………………………………2
Anottation……………………………………………………………………5
Введение…………………………………………………………………….7
    Основные этапы творчества Л.Бакста и специфика ранних работ художника…………………………………………………………....11
    Интерпретации античных мотивов в работе Л. Бакста в качестве театрального декоратора……………………………………………14
    Значимость для творчества Л. Бакста сотрудничество с «Русскими сезонами в Париже» С.Дягилева……………………………………19
    Вклад Л.Бакста в российское и европейское театральное искусство  XXв……………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………….27       Список литературы…………………………………………………………28
Список иллюстраций……………………………………………………….30
Приложение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Итоги двухлетнего обучения.
              Данная часть модерационной работы представляет собой анализ моего двухлетнего обучения на факультете Искусств социальных и гуманитарных наук Тульского Педагогического университета им. Л. Н. Толстого.
              Дисциплины, которые были включены в учебный план и пройдены нами за два года, представляют собой обширный материал, изучение которого позволило нам убедиться в правильности сделанного выбора в пользу данного факультета, а так же значительно расширить рамки нашего интеллектуального сознания.
              Важнейшей степенью в постижении основ гуманитарных наук стал курс лекций и практических занятий по Истории и теории литературы Л.И. Решетовой. Язык научной терминологии в области истории и теории литературы, преподаваемый Л. И. Решетовой, на первых порах обучения предстал сложным и требующим колоссальной интеллектуальной работы явлением.
Однако, в ходе практического обсуждения коллекционного материала с преподавателем на семинарах, а так же благодаря самостоятельной подготовке, предмет обрел в наших глазах большой интерес.
В ходе изучения данной дисциплины нами были рассмотрены различные подходы в исследовании художественных произведений, разработанные выдающимися теоретиками литературы, как отечественной школы, так и западными учеными. Преподаватель уделил пристальное внимание изучению проблемы соотношения формы и содержания художественного произведения – теме, которая затем неоднократно возникла при изучении нами других дисциплин, посвященных в том числе, теории музыки и изобразительного искусства.
На протяжении всего первого курса в наше обучение входило постижение основ театрального искусства, как с теоретической, так и с практической стороны. Театральная мастерская Э. В. Плавской стала для нас школой актерского мастерства и источником познания знаменитой Системы К. С. Станиславского. Здесь каждый из нас оказался как актером, так и режиссером, представив свою работу  на суд публике на зачетном занятии.
Одной из дисциплин потребовавшей от нас наибольшей концентрации мысли и творческого подхода стала Философия. Е.Д. Мелешко открывая для нас всю необъятность философской мысли, знакомила с различными направлениями философии и неотступно, задавая вопросы по ходу лекции, помогала сформировать свое собственное мнение на вопросы философии. Попытки философствовать, решили возможные подходы в понимании искусства еще более углубили представление о нем, как о бездонном мире творческих идей.
В первом  семестре изучение основ изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры было представлено дисциплиной В.В. Барыбина «История и теория искусств». Данная дисциплина включала в себя историю и теорию изобразительного искусства с эпохи античности до современности.
Под руководством И.К. Сытиной мы осваивали дисциплину «Русский язык. Культура речи». Целью наших занятий было постичь всю красоту и богатство родного языка, а так же научиться, должным образом использовать все его возможности. Лекции и практические занятия находились всегда в постоянном взаимодействии – теоретический материал сразу же закреплялся практической работой. Её преподнесение материала, непосредственное и живое общение, все это способствовало нашему раскрепощению и сближению друг с другом.
Изучение основ музыкального искусства стало неотъемлемой частью нашего обучения. М.А. Загибалова вела дисциплины «История и теория музыки», «Социология музыки». Преподаватель систематизировал наши знания в области музыки, начав наше обучение с таких фундаментальных понятий, как жанр и стили музыки, знакомя нас с различными классификациями этих дефиниций у выдающихся теоретиков музыкального искусства. Постижение творческих музыкальных основ всегда подкреплялось прослушиванием фрагментов музыкальных произведений. В ходе занятий мы обращались к изучению музыки древних цивилизаций, знакомились с квалификациями музыкальных инструментов и т.д.
Все многообразие культур и традиций, богатство творческого наследия наций было представлено нам в третьем семестре, в курсе лекций и семинаров Д. А. Колосова «История мировых цивилизаций».
История и теория зрелищных искусств была представлена курсом С.В. Кондаковой и составила совершенно особую дисциплину в процессе нашего обучения. История становления и развития театра, особенности театрального искусства разных стран и эпох, основы актерской и режиссерской работы – вот далеко не весь перечень тем, лекции по которым были прочитаны Светланой Владимировной. Преподаватель помог систематизировать наши знания в области театра и кино, приобщила нас к жанру элитарного кино, на примере конкретных спектаклей познакомила с основой работы актера над ролью, а так же колоссальной работой режиссера над спектаклем. С.В. Кондакова всегда выводила нас на обсуждение той или иной затрагиваемой проблемы и подключалась к общему диспуту по различным вопросам кино и театра.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Annotation.
The present work summarizes the results of the two-year-long period of studying at the Arts and Humanitarian Sciences Department. The title of the work reads: « Leon Bakst and its contribution to the Russian and European theatrical art of the XX-th century. ».
Aim: To study influence of creativity of Leon Bakst on Russian and West European theatrical culture.
Tasks: to consider creativity of Leon Bakst in a context of culture of a modernist style, to estimate the importance of creativity of the artist for art culture of an epoch of a modernist style.
Subject:
- Revealing of the importance of creativity of Leon Baksta for theatrical and the fine arts of an epoch of a modernism;
- Comparison of early and late creativity of the artist, the analysis of evolution of its activity;
- Innovation of Baksta, its contribution to scenography development;
- The importance of cooperation of L.Bakst with «Russian seasons in Paris»
S.Dyagilev, its contribution, as set dresser in scenic success.
Object: Creativity of Leon Baksta and revealing of its influence on the European theatrical culture of the beginning of the XX-th century.
Research methods: in the present work we have used the following research methods:
-  Biographical, comparative-historical and theoretical analysis of art and aesthetic literature;
-   Concretization, analysis, comparison, induction and deduction.
 
 
 
 
 
Введение.
Данная работа посвящена изучению творчества выдающегося художника - декоратора начала ХХ века Льва Самойловича Розенберга  (Леона Бакста). А также анализу влияния творчества этого художника на европейское театральное искусство 1900-1920гг.
Актуальность выбранной мной темы обусловлена не снижающимся интересом к деятельности художника. Декорации и костюмы Бакста к таким спектаклям, как: "Фея кукол", "Клеопатра", "Шахерезада", "Карнавал", "Жар-птица", "Видение розы", "Нарцисс", "Бабочки", "Тамара", "Послеполуденный отдых фавна", "Игры", "Легенда об Иосифе",  "Женщины в хорошем настроении" и сегодня рассматриваются, как образцы замечательного художественного чутья и эстетического вкуса.
Роль Леона Бакста в европейской театральной культуре начала ХХ века часто недооценивается. Его творчество стало новым этапом в развитии сценографии. Леон Бакст стал автором многих новаторских идей, использовавшихся  художниками - декораторами не только этого культурно- исторического периода, но и последующих десятилетий.
Следует также особо отметить  роль Бакста в создании знаменитых дягилевских балетов, сценический успех которых был во многом обусловлен деятельностью этого выдающегося декоратора.
Цель работы: изучить влияние творчества Бакста на русскую и западноевропейскую театральную культуру.
Задача: рассмотреть творчество Бакста в контексте культуры модерна и оценить значимость творчества художника для художественной культуры эпохи модерна.
В данной работе нами была предпринята попытка проанализировать следующие объекты:
1.      Основные этапы творчества Л. Бакста и специфика ранних работ художника.
2.      Деятельность Л. Бакста в качестве театрального декоратора.
3.      Значимость для творчества Л. Бакста сотрудничество с «Русскими сезонами в Париже» С.Дягилева.
4.      Вклад Л. Бакста в российское и европейское театральное искусство  XXв.
Объектом исследования является творчество Леона Бакста и выявление его влияния на европейскую театральную культуру начала ХХ века.
Предметом данного исследования выступает:
а) выявление значимости творчества Леона Бакста для театрального и изобразительного искусства эпохи модернизма;
б) сравнение раннего и позднего творчества художника, анализ эволюции его деятельности;
в) новаторство Бакста, его вклад в развитие сценографии;
г) значимость сотрудничества Л. Бакста с «Русскими сезонами в Париже»
С. Дягилева, его вклад, как художника – декоратора в сценический успех.
В первой главе кратко рассматриваются основные этапы творчества Л. Бакста:
- Обучение в Академии Художеств (1883-87),
-Организация и сотрудничество в объединении "Мир искусства" (1898),
-Сотрудничество в журналах "Жупел", "Сатирикон", "Золотое руно",
"Аполлон";
- Сотрудничество с «Русскими сезонами в Париже».
Во второй главе рассматривается работа Л. Бакста в качестве театрального декоратора; интерпретации античных мотивов в балетных ансамблях.
В третьей главе анализируется значимость для творчества Бакста его сотрудничества с балетом С. Дягилева и выявляется значение творчества Бакста для европейской театральной культуры данного периода.
В четвертой главе рассматривается вклад Л. Бакста в российское и европейское театральное искусство XX века.
 
В заключении подводятся итоги и делаются выводы относительно поставленных в данной работе задач.
В работе был использован историографический и описательный методы анализа.
В работе мы опиралась на следующие научные источники:
1. Борисовская Н.Г. «Леон Бакст».
Данная работа использовалась для  изучения основных этапов творчества Л. Бакста. Автор подробно описывает процесс творческого становления художника, используя культурно - аналитический метод исследования;
2. http://www.artonline.ru/encyclopedia
3. Пружан И.Н «Л.Н Бакст» Лен. Искусство 1975.
4. Голынец С. В. Л. С. Бакст, 1866—1924. — Л., 1981.
Из данных источников нами была получена информация о жизни и творчестве Леона Бакста.
5. Петров В. Н «Мир искусства» - кн. «История русского искусства» Т.10; кн. 1 М. «Наука» 1968.
Из данных источников нами была получена информация об основных художественных принципах художественного объединения «Мир искусства»,  а так же о раннем творчестве Л.С. Бакста, его живописных и графических работах этого периода.
6. Лапшина Н.П «Русская художественная культура конца XIX – нач. XX века» (1895 - 1907) кн.2.  М. «Наука» 1969.
7. Пожарская М.Н «Русское театрально - декративное искусство конца XIX – нач.XX в. »Мск. «Искусство» 1970.
Данные работы были использованы с целью выявления характерных особенностей русского художественного искусства и  понимания творчества Л.С. Бакста в данном контексте.
8. М. Шагал «Моя Жизнь». — СПб., Азбука, 2000.
9. Беспалова Е.Р. «Бакст в Чикаго», Русское искусство. Вып.1. Москва. 2004.
10. Ильина И.Н. «История западноевропейского искусства», История искусства. М. 1970.
11. Коммиссаржевский Ф.Н. «История костюма», М., Современный литератор, 2004.
12. Нестьев И.В. «Дягилевская монография».- М., 1994.
             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Основные этапы творчества Л. Бакста и специфика ранних работ художника.
              Лев Бакст – величайший театральный художник, прекрасный рисовальщик, тонкий живописец, непревзойденный мастер линии. Эта линия – изогнутая, напряженная, эмоциональная и вместе с тем удивительно гармоничная – стала своеобразной визитной карточкой не только творчества художника, но и в целом стиля модерн, который просто нельзя себе представить без Бакста.
Традиционно, в творчестве художника  выделяют следующие этапы:
              1)Период живописи и графики. Сотрудничество с объединением «Мир искусства».[1]
              2)Период творческой деятельности в качестве художника-декоратора, сотрудничество Л.Бакста с труппой С.Дягилева. Создание декораций к спектаклям «Эвника» (1907), "Клеопатра" (1909), "Шахерезада", "Карнавал" (1910), "Видение розы", "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя", "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913).
              3) Период позднего творчества Л.Бакста. 
              В проведенной работе мы охарактеризуем и проанализируем эти этапы.
Процесс становления Бакста как художника был сложным и длительным, манера его, складываясь в течение долгого времени, претерпела множество изменений. Он пробовал свои силы в различных жанрах, достиг известности как тонкий рисовальщик, за ним закрепилась репутация признанного портретиста, однако особое, самое важное и неповторимое место в его творчестве занимал театр.
Бакст начал творческую деятельность, как портретист и иллюстратор книг. В 1889г он впервые экспонировал свои работы. Индивидуальный стиль художника выработался в 1889-1893 гг, в период активной работы художника в области станковой(в частности  портретной) живописи и книжной графики.
              Сблизившись с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения "Мир искусства" (1898).
              Для этого периода творчества Бакста большое значение имели графические работы, а также портретная живопись (портреты И.И.Левитана, Ф.А. Малявина(1899), А.Белого(1905), З.Гиппиус(1906),В.В, Розанова(1901) и С.П.Дягилева с няней(1906)). Эти работы наряду с графическими работами для журнала «Мир искусства» принесли Баксту известность.
              К данному этапу творчества Бакста относятся наиболее неоднозначные работы художника, вызвавшие большой резонанс среди зрителей и критики: картины «Ужин»(1902) и «Древний ужас»(1906-1908).
              Картина «Ужин» явилась своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. «Древний ужас» воплощает в себе символистскую идею неотвратимости судьбы.
              В 1900-1905 гг. Бакст также успешно занимается книжной графикой и декоративным искусством (оформление интерьеров и выставок).
              К концу 1900-х гг. Бакст ограничил свою творческую деятельность оформлением театральных постановок. Исключениями являются лишь несколько графических портретов близких художнику людей.
              Бакст дебютировал в театре в 1902г., оформив пантомиму «Сердце маркизы». В 1903 г. художник принял участие в постановке балета «Фея кукол», имевшему успех в основном благодаря успешному художественному оформлению. В этом спектакле Бакст реализовал ряд новаторских идей, в частности модернизировал костюмы,  сделав их менее статичными.[2]
              Также в этот период творчества Бакст создавал отдельные костюмы для артистов балета, в частности для А.П. Павловой (постановка «Лебедь» М.М. Фокина (1907))
              Наиболее ярким этапом творчества Бакста было оформление балетов «Русских сезонов», (затем - «Русского балета С.П. Дягилева»). Наиболее значимые спектакли, в постановке которых участвовал Бакст: «Клеопатра» (1907), «Шахерезада» и «Карнавал» (1910), «Видение розы» (1911), «Нарцисс» (1911), «Синий бог» (1912), Дафнис и Хлоя» (1912), «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913) «Легенда об Иосифе» (1914), «Женщины в хорошем настроении» (1917). Эти постановки отличались декоративной фантазией, богатством и силой цвета. Декорации Бакста представляли собой живописные панно. Сценическое пространство оставалось свободным, декорации были фоном, создающим эмоциональную атмосферу действия. Костюмы, созданные по эскизам Бакста, служили выявлению рисунка танца, подчеркивали пластику движения.  Разработанные Бакстом оформительские приёмы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.[3]
              Ранние работы художника в качестве театрального декоратора («Клеопатра», «Шахерезада», «Видение розы», «Нарцисс») отличаются широкой цветовой гаммой, новаторским подходом к костюмам, которые стали более демократичными, и подчеркивали пластику движений танца. В целом эти работы Бакста отличались эстетичностью, тонким художественным вкусом. Они ознаменовали начало новой эпохи в истории мирового театра, стали одними из первых спектаклей театрального модернизма.
В 1918 г. Бакст прекратил сотрудничество с труппой С. Дягилева. Он продолжал периодически оформлять спектакли европейских театров, но основной сферой его деятельности стало моделирование одежды.
             
 
 
Глава 2. Интерпретации античных мотивов в работе Л. Бакста в качестве театрального декоратора.
Уже в ранней журнальной графике Бакста одной из главных тематических категорий, используемых художником, стала античность.
1.Первый этап эволюции интерпретации Бакстом античного наследия. Спектакли «Ипполит», «Эдип в Колоне» и «Антигона».
В начале 1900-хгг Бакст, в качестве художника-декоратора оформил ряд спектаклей, сюжетной основой которых стали античные трагедии: «Ипполит»(1902г.), «Эдип в Колоне»(1904г.), «Антигона»(1904г.). В оформлении этих спектаклей Бакст использует элементы греческой модели театра; вводит жертвенник, хор. Сценическая площадка представляется в виде орхестры и просцениума. Плоскостное решение второго плана декорации способствовало эффекту ожившего античного барельефа в мизансценах спектакля.
В «Ипполите» античность интерпретировалась как стилизованный в архаическом духе экстерьерный архитектурный пейзаж, историческая среда действия.
В «Эдипе в Колоне» появляется обобщённый пейзажный образ архаической Греции, который трактовался Бакстом, как художественно переосмысленная историческая среда действия. Природные мотивы здесь принимали на себя функцию характеристики места действия. Единство места и времени, обязательное для античных трагедий, в обоих случаях достигалось путем единой декорации и световыми эффектами. В «Ипполите» последние выражали основную антитезу трагедии – противостояние Артемиды и Афродиты. Стилизованные под архаических кор, плоскостно раскрашенные, они усиливали впечатление античного барельефа в мизансценах, органично соседствовали с дорическим портиком.
Интерпретаторский талант Бакста ярко проявился при работе над костюмными ансамблями. В ряде эскизов (костюмы военачальников, знатных мужей, старцев, Антигоны и др.) наметилось одно из направлений дальнейших поисков – создание художественного игрового образа костюма на основе достоверной исторической стилизации. Эскизы представляли персонажей в процессе действия, своеобразие каждой роли раскрывалось через античную пластику, колористическую гамму. Колористическая гамма костюмов «Ипполита» была представлена красно-оранжевыми, фиолетово-сиреневыми тонами, а также чёрным и белым цветами. В «Эдипе в Колоне» Бакст чаще использовал широкие заливки акварелью; нанося орнамент, старался не нарушать его рисунок драпировкой. В сравнении с «Ипполитом», в «Эдипе» изображения были более плоскостны, повысилась эмоциональная выразительность цветового пятна, палитра обогатилась кобальтовыми, терракотовыми, болотными, горчичными тонами.
Материалом для оформления данных спектаклей являются также иконографические образы греческой скульптуры, вазописи черно- и краснофигурного стиля, послужившие предметом интерпретации: угловатые профильные мужские и женские фигуры, воины с гребневидными шлемами и копьями, плакальщицы, пастухи, архаические коры и др.
Художник подвергал живописному осмыслению не только образы, но и мотивы, приемы живописи ваз чернофигурного стиля: мотив профильного шествия с контрастом между более темным, густо орнаментированным силуэтом и светлым фоном; трактовка драпировок одежд как способ организации декоративных ритмов. Стилизуя в одном эскизе жесты, условные движения, подчиненные общему ритму, Бакст декоративно организовывал плоскость листа, избегая некоторой жесткости в силуэтах, характерной для древних изображений Контраст между темными силуэтами фигур и светлым фоном он оживлял крупными орнаментальными полосами. Приемы максимальной декоративности, построчности в построении орнамента, характерные для ваз ориентализирующего стиля, осмыслялись художником при создании костюмов Тезея, советников царя, знатных мужей. В отличие от древней керамики, орнамент в эскизах не имел самодовлеющего значения, служил лишь аккомпанементом человеческой фигуре, придавая ей яркую декоративность.
В этот период творчества художник выделил круг орнаментальных мотивов, которые в разных сочетаниях прошли через его последующие работы: концентрические круги, точечные розетты, крестик, шашечка, шевроны, меандр, стилизованные веточки плюща и оливы. Бакст активно использовал в эскизах орнаментальные формулы, заимствованные с Востока, но обретшие эстетическую завершенность в античном искусстве: пальметты, лотос, стилизованные цветы.
Источником стилизации для костюмов Бакста стали разнообразные формы античного платья, которые с вариациями использовались художником в последующих драматических постановках: женские дорические и ионийские хитоны, драпировка складок в виде «ласточкиного хвоста», косая драпировка через плечо; мужские длинные и короткие хитоны, широкополые шляпы, плащи – гиматии. Декоративное оформление костюмов зависело от значимости персонажей – у ведущих героев орнамент вышивался или выполнялся аппликацией, у второстепенных наносился краской по трафарету.
Для монументальной живописи Бакста также характерна интерпретация античности через призму театральности. Наиболее ярким примером этого является панно «Древний ужас» (1908г), представляющее собой собирательный образ Древней Эллады разных эпох через панорамный космогонический пейзаж. Несмотря на реалистический характер пейзажа, для панно характерна постановочная условность, придающая ему характер театральности.
2. Балеты «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя», «Послеполуденный отдых Фавна», «Смущенная Артемида». Поздний этап творчества Бакста.
Балеты «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912), «Послеполуденный отдых Фавна» (1912) образовывают самостоятельный балетный триптих. В этих спектаклях античность представала не как конкретная среда действия, а как пантеистический пейзаж. Типология пантеистического пейзажа была представлена Бакстом весьма разнообразно. В «Нарциссе» использован буколический пейзаж, с темой сельского подношения местно чтимому божеству. Типичные доминанты языческих священных мест в декорации – грот, источник, роща, величественные скалы символизируют близость божественного начала к природной стихии.
Живописное осмысление античности как пантеистического пейзажа Бакст развил в балете «Дафнис и Хлоя», литературным источником которого стала первая часть одноименной повести античного писателя Лонга. В эскизах костюмов к «Нарциссу» и «Дафнису» художник не только расширил свою палитру, но и дал ей тончайшую градуировку. Цветовая гамма костюмов несла содержательное начало, с помощью цвета передавалось настроение персонажа. Эскизы костюмов Бакста своей экспрессией, сложными ракурсами и вычурными линиями были близки графике модерна. Развивая цветовые мотивы декорации, костюмы органично вписывались в оформление спектакля. Изобразительный модерн Бакста был близок к хореографии Фокина, стремившегося не к художественному преображению античности, а к утверждению эстетизированного мифа о ней. Это достигалось применением метода стилизации.
В эскизах костюмов к «Фавну» были развиты основные для балета пластические мотивы (барельефность танцев), что выразилось в разпластанности профильных фигур нимф. Художник наносил орнамент на туники плоскостно, задавая ритм горизонтальным чередованием полос, придавал орнаментальные формы силуэтам, косам, т.е. в эскизах орнамент выступал и как предмет, и как метод, что характерно для искусства модерна. Новая тенденция балетного костюма проявилась в эскизе костюма Фавна, где Бакст полностью отошел от античных форм одежды. Функцию костюма взяло на себя расписанное тело танцовщика. Игровой характер костюма был усилен введенным в эскиз шарфом – на манипуляции с ним строилась заключительная сцена балета.[4]
В декорациях к балету «Смущенная Артемида» отмечается плодотворность для Бакста идеи преломления античности сквозь двойную призму. «Смущенная Артемида» была поставлена в классической хореографии, на пуантах, чему соответствовала стилистика костюмов. Эскизы представляли собой классический балетный костюм с пышными юбками, узкими лифами, пуантами.
Последним обращением Бакста к античности в театрально-декорационном творчестве стала трагедия «Федра» Г. Д’ Аннунцио (1923). Костюмный ансамбль этого спектакля отличался богатством и роскошью. Он представлял серию застывших изображений с каноничными для драматических персонажей Бакста театральными жестами. Орнамент, ранее служивший аккомпанементом фигуре, стал играть значимую роль в организации поверхности изображения. Художник шел по пути усиления линейной стилизации и декоративности. Наиболее оригинальным и эмоционально насыщенным стал эскиз костюма Федры, получивший портретные черты И. Рубинштейн.
Бакст интерпретировал такие художественные приемы как организация пространства декорации барельефом, по принципу двойной перспективы, по модели древнегреческого театра. В эскизах костюмов художник истолковывал такие античные приемы как декоративность; полихромность, построчность построения орнамента; подчинение стилизованного жеста общему ритму композиции; импрессионистические приемы минойской живописи, условный разворот человеческой фигуры.
 
 
 
Глава 3. Значимость для творчества Л. Бакста сотрудничество с «Русскими сезонами в Париже» С.Дягилева.
Не смотря на то, что Бакст был выдающимся живописцем и графиком, мировую славу он получил в качестве театрального художника-декоратора. Именно в театре Бакст полностью «обрел себя», благодаря своему тонкому художественному вкусу и тонкому знанию стилей. Он стал центральной фигурой первого периода прославленных «Русских сезонов» Сергея Дягилева, создателем живописного спектакля, в котором роль художника была едва ли не доминирующей, а единство спектакля – преимущественно оптическим.
              Сотрудничество с «Русскими сезонами» имело ключевое значение для творчества Бакста. Именно в балетных постановках «Русских сезонов» в полной мере раскрылась творческая самобытность, неповторимая индивидуальность Бакста, как художника. Спектакли, оформителем которых являлся Бакст, имели широкий общественный резонанс и оказали влияние на эстетические взгляды этой эпохи, что проявилось не только в культурной, но также и в бытовой сфере жизни. Новаторство Бакста, а также исключительная красота и яркость его постановок произвели переворот в  восприятии театрального искусства во всём культурном мире Запада.
Деятельность дягилевской антрепризы «Русских сезонов» имела огромное значение для развития театрального искусства в целом. В труппу русских сезонов входили выдающиеся балетмейстеры (М.Фокин), танцовщики (А.Павлова, В.Нижинский). Не менее важной была деятельность художников-декораторов, среди которых наиболее значимыми были А. Бенуа и Л. Бакст. Их деятельность способствовала реформации балетного искусства, современники характеризовали дягилевские балеты, как «движущуюся живопись» Дягилев сформулировал основную задачу руководимого им театра как неведомое старому классическому балету органическое слияние музыки, рисунка и хореографии: «Чем больше я размышлял над этой проблемой, тем яснее мне становилось, что совершенный балет может быть создан только при полном слиянии этих трех факторов». Спектакли, оформленные Бакстом, полностью отвечали этому требованию.[5]
Ещё в своей первой работе над неосуществлённым балетом «Сильвия»(1901г) Бакст создал новую концепцию балетного костюма: заменил жёсткий корсет на античную тунику. Теперь костюм выполнял игровую функцию и соответствовал художественно-смысловому замыслу спектакля.
              1. «Клеопатра»(1909).
Первой значительной работой Бакста для «Русских сезонов» стало оформление спектакля «Клеопатра»(1909г.). В этом спектакле со всей полнотой проявился декорационный талант художника, его чувство стиля, владение сценическим пространством, богатство палитры.
              Балет представлял собой новую, обогащенную в части музыки и хореографии, редакцию спектакля «Египетские ночи» (балетмейстер- М. Фокин).
Построенная на прямых линиях и четких контурах, декорация отличалась лаконизмом и ясностью Она представляла собой большой зал египетского храма, ограниченный по сторонам рядами каменных столбов, между которыми возвышались гигантские статуи. На заднике был написан портик и виднеющиеся за его колоннадой воды Нила.
              Цветовая гамма была выдержана в оранжевых (каменные колонны, столбы, скульптура) и голубых (небо, вода, пол) тонах, при этом доминировал оранжево-золотистый цвет, создававший ощущение зноя.
              Работая над оформлением спектакля, художник попытался суммировать своё представление об архитектуре Древнего Египта, подчеркнуть её монументальность, строгость и торжественность.
              Костюмы к спектаклю отличались большим своеобразием и полностью соответствовали общей атмосфере спектакля. Следует отдельно отметить мужской костюм для еврейского танца. Белая рубашка из тонкой в мелкий рисунок ткани, с глубоким вырезом и широкими рукавами подпоясывалась длинным белым шарфом, заканчивающимся кистями. Звучный цветовой аккорд вносила верхняя одежда — накинутый на спину темно-синий плащ, расписанный темно-красными с золотой сердцевиной кругами, обрамленный спереди широкой коричневой с золотом каймой. На гол
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.