На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование товарного ассортимента на торговом предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Курский  государственный технический университет»
Кафедра Товароведение и экспертиза товаров 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

по дисциплине «Товароведение и экспертиза однородных групп товаров»
(наименование  учебной дисциплины)
Специальность (направление  подготовки)______________________________
__________________________________________________________________
Автор работы (проекта)___________________                             ____________
                                                                      (фамилии, инициалы)                                                 (подпись, дата)
Группа_________
Руководитель  работы (проекта)_____________ ___                        ___________
                                                                              (фамилии, инициалы)                                             (подпись, дата)
Работа (проект) защищена __________________
(дата)
Оценка ______________
Председатель  комиссии_____________________                     ____________
                                                                       (подпись, дата)                                                 (фамилии, инициалы)
Члены комиссии_____________________                                 ____________
                                                                 (подпись, дата)                                                      (фамилии, инициалы)    
                                         _____________________                                 ____________
                                                                 (подпись, дата)                                                      (фамилии, инициалы)                                            
                                          _____________________                                 ____________
                                                                 (подпись, дата)                                                      (фамилии, инициалы)                                            
                                           _____________________                                 ____________
                                                                 (подпись, дата)                                                      (фамилии, инициалы)                                            
                     

Курск 2010
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Курский  государственный технический университет»
Кафедра Товароведение и экспертиза товаров 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ (ПРОЕКТ) 

Студент (слушатель)________________шифр____________группа________
1.Тема___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Срок представления  работы (проекта) к защите «____»__________20___г.
3. Исходные данные (для проектирования, для научного  исследования):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Содержание  пояснительной записки курсовой  работы (пректа):
4.1________________________________________________________________
4.3________________________________________________________________
4.4________________________________________________________________
4.5________________________________________________________________
4.6________________________________________________________________
4.7________________________________________________________________
Перечень графического материала:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель  работы (проекта) ___________________                  ___________
                                                                                  (фамилии, инициалы)                                      (подпись, дата)
Задание принял к исполнению _____________________                    
                                                                                        (подпись, дата)                 
Содержание 

Введение………………………………………………………………………...…4
1 Теоретические  основы управления товарным ассортиментом
      Формирование и управление товарным ассортиментом..…...……………..6
1.2 Связь  ассортиментной политикой с формированием  прибыли ………….11
1.3 Показатели  ассортимента………………………………………………..….17
2 Анализ  управления ассортиментом в торговой  сети «Стройгигант»
2.1 Краткая  характеристика предприятия………………………….…………..23
2.2  Расчет  показателей ассортимента………………………………………….25
2. 3  Анализ  материальных ресурсов предприятия............................................33
3 Рекомендации  по совершенствованию товарного   ассортимента на торговом предприятии
3.1 Выводы по результатам ABC – XYZ анализа…………..…………………38
3.2 Мероприятия  по совершенствованию управления  ассортиментом….…..39
Заключение…………………………………………………………...…………..41
Список  использованных источников……………………………...……………43
Приложения…………………………………….………………………………..45
Приложение А - Ассортимент строительных материалов, реализуемых торговым предприятием «Стройгигант». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В современных рыночных условиях потребители  диктуют участникам рынка правила  игры, и в том числе определяют те продукты и услуги, которые обеспечат компании необходимый уровень конкурентоспособности. Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в борьбе компании с конкурентами.
     Оптимально  подобранный ассортиментный портфель организации прямо воздействует на сбытовую деятельность, что позволяет  управлять долей маржинального дохода и, следовательно, долей чистой прибыли в выручке компании. При несбалансированной структуре ассортимента происходит снижение уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия. Поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.
     Целью курсовой работы  является исследование процесса управления ассортиментом  строительных материалов в торговой сети «Стройгигант».
     Объектом  исследования торговое предприятие,  реализующее строительные материалы. ассортимент строительных материалов, реализуемых торговым предприятием. Предметом исследования – эффективность упраления ассортиментом.
     Задачами  при исследовании деятельности по управлению ассортиментом являются:
     - анализ показателей ассортимента  торгового предприятия;
     - выявление наиболее и наименее  реализуемых товаров;
     - разработка рекомендаций по совершенствованию  товарного  ассортимента на торговом предприятии.
     Для  написания курсовой работы была использована следующая литература: Балабанов И.Г. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субьекта, Баканов М.И., Виханский О.С. Стратегическое управление, Голубков Е.П.Основы маркетинга, Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, Жиряева Е.В. Товароведение, Николаева М.А. «Товароведение потребительских товаров», Хруцкий В.Е., Корчеев И.В. Современный маркетинг, Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко Н.И. Товароведение непродовольственных товаров.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические основы  управления товарным  ассортиментом 

     1.1 Формирование и управление товарным ассортиментом 
 

     Сущность  планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в  том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.
     Номенклатура, или товарный ассортимент, — это  вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара (автомобиль, трактор, металлообрабатывающий станок) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Например, предприятие производит холодильники и стиральные машины. Холодильники представлены одно-, двух- и трех камерными моделями и морозильными камерами. Последние имеют несколько марок, отличаются объемом и некоторыми техническими данными.
     Товарный  ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен). Насыщенность (полнота) – это общее количество составляющих ассортимент конкретных товаров. Она характеризует степень или плотность заполнения марками товара внутри товарной линии. Гармоничность ассортимента – это степень близости товара различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требования к организации производства, каналов распределения и других показателей. Рациональность – это способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребность покупателей. Устойчивость – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенность таких товаров – наличие устойчивого спроса на них. Новизна – это способность ассортимента удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров. Управление ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
     Формирование  ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.
     Формированию  ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп, а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.
     Ассортиментная  концепция выражается в виде системы  показателей, характеризующих возможности  оптимального развития производственного  ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношения цен на товары данного вида и др. Цель ассортиментных концепций — сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.
     Подкрепленная мерами организационного и иного  характера по обеспечению выпуска продукции в предусмотренных структуре и наборе ассортиментная концепция может рассматриваться как своего рода программа по управлению развитием производства и реализацией соответствующих товаров. Целевая ее часть включает требования к оптимальной структуре ассортимента, а программная — систему мер по ее достижению за определенный период. Этой программе придает комплексный характер включение в нее вопросов, связанных с оптимизацией ассортимента. В качестве критериев оптимальности выступают требования потребителей к ассортименту и качеству товаров, ресурсные возможности, социальные установки.
     Достижение  соответствия между структурно-ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, точные размеры, конкретная цена, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам (например, по цветовой гамме, размерам изделий, соотношению цен), а, к примеру, в оптимальном разнообразии ассортимента по определенным признакам (типы телевизоров, наборы предметов кухонного обихода, целесообразные градации цен и т.д.) с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей. Прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более точно — ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Так, можно определить, какое разнообразие телевизоров будет отвечать требованиям различных групп потребителей, но нереально дать прогноз потребности в конкретных моделях с набором конкретных свойств) на перспективу. Указанные прогнозы, учитывая влияние фактора взаимозаменяемости товаров, необходимо рассматривать во взаимосвязи.
     Прогноз тенденции развития ассортимента должен показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке.
     Итак, суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.
     Система формирования ассортимента включает следующие  основные моменты:
     1. Определение текущих и перспективных  потребностей покупателей, анализ  способов использования данной  продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках.
     2. Оценка существующих аналогов  конкурентов по тем же направлениям.
     3. Решение вопросов, какие продукты  следует добавить в ассортимент,  а какие исключить из него  из-за изменений в уровне конкурентоспособности;  следует ли диверсифицировать  продукцию за счет других направлений  производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля.
     4. Рассмотрение предложений о создании  новых продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения товаров.
     5. Разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей.
     6. Оценка и пересмотр всего ассортимента.
     Управление  ассортиментом предполагает координацию  взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.
     Формирование  ассортимента, как свидетельствует  практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов  сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед  торговым предприятием.
     В определенных случаях целесообразно  создание постоянного органа под  председательством генерального директора (его заместителя), в который в  качестве постоянных членов включались бы руководители ведущих служб и  отделов предприятия. Его главная  задача — принятие принципиальных решений относительно ассортимента, включая: изъятие нерентабельных видов продукции, ее отдельных моделей, типоразмеров; выделение финансовых средств на утвержденные программы и планы
     Один  из важных элемент ассортимента и  в целом товарной политики — изъятие  из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым  спросом. Принятию решения об изъятии  или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.
     Главный вывод из сказанного относительно своевременного изъятия товара из программы (ассортимента) состоит в том, что торговое предприятие должно  организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения. Для облегчения решения проблемы следует иметь методику оценки положения товара на различных рынках, где предприятие работает. Методика должна быть относительно простой.
     Принятие  окончательного решения об изъятии  товара из программы или о продолжении  его реализации можно упростить, если уже на стадии разработки изделия  установить количественные требования к нему: уровень (норматив) окупаемости, объем продаж и/или прибыли (с  учетом полных затрат ресурсов). Если товар перестает отвечать этим критериям, то тем самым предопределяется и характер решения по его изъятию.
     Исчерпавший свои рыночные возможности товар, вовремя  не изъятый из торговли, приносит большие  убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и времени. Поэтому, если торговое предприятие не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров из сбытовой программы, и не будет систематически проводить анализ реализуемых товаров, то его ассортимент неизбежно окажется «перегруженным» неэффективными изделиями, со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для производителя.  

     1.2 Связь ассортиментной  политикой с формированием  прибыли 
      
     Конечной  целью любой коммерческой деятельности является получение прибыли – положительной разницы между суммой доходов и суммой расходов, а также источника финансирования деятельности предприятия. Выявление условий, от которых зависит величина прибыли, позволяет корректировать её конечное значение.
     Прибыль торгового предприятия зависит  от величины затрат (С), цены закупки (Цо), эффективного ассортимента, объема реализации продукции в натуральных единицах(Q), цены реализации (Р), т.к.
       П= Q1?(Р11)+…….+Qn?(Рn+Cn)                                                             (1)
     Различают следующие виды прибыли торговой организации:
     - валовая прибыль – разница  выручки от реализации товаров  и услуг (за минусом НДС и  акцизов) и себестоимости реализованных  товаров и услуг без учета  коммерческих и управленческих  расходов;
     - прибыль (убыток) от продаж –  валовая прибыль за минусом  коммерческих и управленческих расходов;
     - прибыль (убыток до налогообложения) = прибыли (убытку) от продаж + проценты  к получению – проценты к  уплате + доходы от участия в  других организаций + прочие операционные  доходы - прочие операционные доходы + внереализационные доходы –  внереализационные расходы;
     - прибыль (убыток) от обычной деятельности  – разница между прибылью до налогообложения и суммой налога на прибыль;
     - чистая прибыль – равна сумме  прибыли от обычной деятельности, увеличенной на сумму чрезвычайных  доходов, за вычетом сумм чрезвычайных расходов.
     Важнейшим фактором, определяющим уровень рентабельности продаж, является соответствие ассортимента и номенклатуры продукции запросам посетителей торгового предприятия. Под ассортиментом понимается: а) группа товаров тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования , либо в силу того , что их продают одним и тем же группам клиентов или через один и те же каналы продаж , или в рамках одного диапазона цен; б) число видов товарных единиц одной товарной категории. Ассортиментная политика - отражение пропорций в составе товарного предложения между отдельными товарными группами, классами, характеризующее сбалансированность спроса и предложения.
     Товарная  единица (ассортиментная позиция)- это  конкретная модель, марка или размер продукции, которую предлагает предприятие. Набор взаимосвязанных товаров составляет ассортиментную группу. Весь перечень реализуемых предприятием товаров и услуг называется номенклатурой. Группа товаров - совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств.
     Минимальный набор ассортиментных позиций (минимально допустимое количество видов товаров, определяющих профиль торгового предприятия) должен присутствовать всегда, как костяк для формирования оптимального ассортимента, состав которого зависит от: структуры спроса, возможностей снабжения (импортные товары, частота завоза и т.п.), специализации магазина, зоны деятельности торгового предприятия, состояния его материально- технической базы.
     Спрос является одним из важнейших факторов при определении оптимального ассортимента торговой точки, т.к. задает основные характеристики ассортимента, а именно:
     - Широту товарного ассортимента.  Ассортимент может быть слишком узким, если можно увеличить прибыль, дополнив его новыми изделиями или слишком широк, если увеличение доходов возможно при отказе от некоторых товарных позиций. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирмы, а также косвенным показателем насыщенности товарного рынка. Количественным выражением этой характеристики является коэффициент широты (Кш) как отношение действительно присутствующего на предприятии количества номенклатурных позиций по сравниваемым товарным группам к базисной номенклатуре (принимаемой за эталон).
     Широкий ассортимент при планировании позволяет  диверсифицировать продукцию, ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать покупки в одном месте. Одновременно такой ассортимент требует вложения ресурсов в различные категории товаров для завоевания как можно большей доли рынка, что неизбежно связано с появлением убыточных товаров. Однако на практике с течением времени все торговые предприятия расширяют свой номенклатурный ряд как за счет предоставления более дорогих и качественных услуг, так и более дешевых или в обоих направлениях.
     - Глубина (длина товарного ряда) ассортимента - способность удовлетворять потребности различных покупательских сегментов рынка по одному товару, позволяющая более рационально использовать торговые площади, предлагать более широкий диапазон цен, препятствовать появлению конкурентов; это количество различных вариантов исполнения товара в рамках отдельной ассортиментной группы, имеющих общую базовую функцию, различающихся качеством и набором дополнительных характеристик; число ассортиментных групп внутри каждой конкретной группы. В то же время углубление ассортимента ведет к увеличению расходов на поддержание оптимальных товарных запасов, модификацию товарной продукции и саму реализацию товаров.
     - Сопоставимости товарного ассортимента, позволяющей специализироваться в какой- либо области (магазин, предлагающий товары различных групп, выделяет одну, привлекающую наибольшее количество клиентов), создать прочный имидж, и стабильные каналы сбыта, хотя чрезмерная специализация и концентрация может сделать предприятие уязвимым перед внешней средой (колебания в сбыте, замедление темпов развития предприятия из-за спецификации излишней и т. п.), так как и равномерное распределение внимания покупателей может быть одним из слагаемых успеха.
     - Насыщенности ассортимента (полнота  ассортимента) – общему числу  товарных единиц, представленных  по каждому варианту исполнения  отдельного товара.
     Расширение  товарной номенклатуры за счет добавления новых изделий ведет к его  насыщению вследствие желания получать дополнительные прибыли, попытке удовлетворить как можно большее число потребителей для недопущения новых контрагентов на рынок.
     - Перенасыщение ассортимента ведет  к уменьшению общих прибылей, замедлению оборачиваемости товаров  из-за того, что товары начинают  конкурировать между собой (товарный каннибализм), а покупатели теряются в огромном море товаров - заменителей. Поэтому при введении нового товара в ассортимент следует удостовериться, что новинка заметно отличается от уже реализуемых товаров.
     - Обновление (новизна) ассортимента- способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
     С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирма не может полагаться только на существующие товары. Потребитель ждет от нее новинок, поэтому для удержания освоенного сегмента и продвижения вперед необходимо предвосхищать ожидания клиентов.
     На  то чем будут заполнены полки магазина влияет его местоположение - это нахождение торговой точки в определенном районе со своеобразным населением и соседство с другими торговыми предприятиями.
     Следующим по значимости является площадь торгового  зала и складских помещений, так как это ставит перед владельцем магазина дилемму: выставить на продажу широкий ассортимент в нескольких товарных группах (в какой – то степени специализировать торговое предприятие) или (что бывает чаще из-за недостатка места) при сохранении достаточного количества групп разномастных товаров сократить число наименований продукции в каждой из них путем представления всего ассортимента одним- двумя производителями или однотипной продукцией множества производителей с различными ценовыми качествами. Так же к факторам материально - технической базы можно отнести способ продажи: традиционный через прилавок или самообслуживание, требующий более широкого ассортимента предлагаемых товаров, как по цене, так и по качеству, сюда же можно отнести и уровень культуры торгового персонала, так как граница между товарами и услугами не абсолютна.
     Другим  важным фактором для предприятий  является оборачиваемость товаров, которая влияет на:
     - увеличение объемов продаж;
     - высвобождение оборотных средств;
     - снижение риска устаревания товаров,  порчи;
     - повышение заинтересованности персонала  в продуктивности своей работы.
     Одним из способов повышения оборачиваемости  является ограничение числа классов  товаров или товарных единиц внутри класса. Этот процесс называется « вымыванием ассортимента» т.е. отказ от неходовых позиций, хотя это может грозить потерей части клиентов и доли рынка. Тут уже важно понять, как соотносятся группы потерянных клиентов с общей целевой (основной) аудиторией магазина и его ценовой стратегией.
     Планирование  ассортимента основано на жизненном  цикле товара, состоящем из 2-х периодов: освоения производства (вывод товара на рынок) и рыночного периода.
     Рыночный  период в свою очередь состоит  из: фазы внедрения (выведения) продукта на рынок; фазы роста; фазы созревания; фазы насыщения и падения спроса .
     Фаза  внедрения - это время выведения  и распространения товара на рынке, т.е. медленный рост продаж, высокие  издержки и цена, малое количество конкурентов, настороженность со стороны покупателей из-за слабой информированности о новинке. Фаза роста характеризуется резким увеличением объемов продаж вследствие увеличения числа покупателей, как следствие снижается себестоимость при сохранении прежнего уровня цены, усиливается конкурентная борьба.
     Фаза  зрелости – это наступающий со временем этап замедления темпов роста  продаж, что приводит к увеличению товарных запасов вследствие снижения оборачиваемости и замораживанию оборотных средств, цены падают, появляются различные модификации продукта, конкуренция слегка снижается из-за ухода части продавцов на рынки других товаров.
     Фаза  насыщения и упадка - это период времени, когда отдельные группы покупателей перестают приобретать данный товар и перемещаются к новым товарам или усовершенствованным модификациям. Сбыт прежнего товара резко падает и он снимается с производства, одновременно снижается его рентабельность продаж, поэтому сохранение данной товарной позиции номенклатурного ряда потребует значительных дополнительных затрат с минимумом отдачи. 

     1.3 Показатели ассортимента 

     Широта  ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
     Это свойство характеризуется двумя  абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.
     Действительная  широта (Шд) - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
     Базовая широта (Шб) - широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового- показателя широты определяется целями. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах.
     Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Кш = 100 %                                                                                          (2)
     Широта  может служить косвенным показателем  насыщенности рынка товарами: чем  больше широта, тем больше насыщенность. Показатели широты применяются в зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров. Кроме того, производство разнообразных товаров требует более обширных закупок сырья, расширения производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются транспортные расходы.
     На  насыщенном рынке изготовители и  продавцы стремятся удовлетворить разнообразные потребности. Когда спрос превышает предложение, требуются коммерческие усилия по созданию потребительских предпочтений, что достигается в числе прочих средств и за счет увеличения широты ассортимента. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирм.
     Таким образом, для изготовителей и  продавцов расширение ассортимента - мера скорее вынужденная, чем желательная.
     Каково  же отношение потребителя к широте ассортимента? С одной стороны, чем  шире ассортимент, тем более разнообразные  потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Поэтому широта не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.
     Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
     Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.
     Действительный  показатель полноты характеризуется  фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый - регламентируемым или планируемым количеством товаров
     Коэффициент полноты (Kп) - отношение действительного показателя полноты к базовому.
Кп= 100 %                                                                                            (3)
     Наибольшее  значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.
     Повышенная  полнота ассортимента может служить  одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.
     Вместе  с тем увеличение полноты ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потребительских  свойств товаров разных видов, разновидностей и наименований, чтобы информировать о них потребителей. Доведение такой информации до продавца является обязанностью изготовителя и/или поставщика.
     Следует учесть, что чрезмерное увеличение полноты ассортимента также может  затруднить выбор потребителя, поэтому  полнота должна быть рациональной.
     Устойчивость  ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
     Коэффициент устойчивости - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).
Ку = 100 %                                                                                           (4)
     Иногда  устойчивость связывают со сроком, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость ассортимента может зависеть, во-первых, от наличия устойчивого спроса и постоянного пополнения товарных запасов на эти товары; во-вторых, отсутствия или недостаточности спроса на товары, которые залеживаются на складах и прилавках; в-третьих, несоответствия товарных запасов возможностям реализации товаров. Потому сроки реализации товаров как показатели устойчивости ассортимента не могут быть использованы при определении рациональности ассортимента.
     Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.
     Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как «консерваторы во вкусах и привычках». Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.
     Изготовители  и продавцы чаще всего стремятся  расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует  иметь в виду, что вкусы и  привычки со временем меняются, поэтому  устойчивость ассортимента должна быть рациональной.
     Новизна (обновление) ассортимента - способность  набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
     Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в  общем перечне и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).
Кн = 100 %,                                                                                          (5)                
     где Н – количество новых товаров, появившихся в  обследованных  фирмах, а также являющихся, по мнению исследователя, новыми.
     Обновление - одно из направлений ассортиментной политики организации, проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка. Однако и в условиях насыщенного рынка обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья, производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров.
     Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ организации.
     Потребителями новых товаров являются так называемые «новаторы», потребности которых  часто меняются из-за желания ощутить  новизну объектов. Зачастую новые товары удовлетворяют не столько физиологические, сколько психологические и социальные потребности. Так, покупатель новой престижной марки меховой одежды, имеющий меховую одежду аналогичного назначения прежней модели, которая пригодна для использования , удовлетворяет в первую очередь социальные потребности.
     Следует иметь в виду, что постоянное и  повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано с определенными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента также должно быть рациональным. С этой целью целесообразно использовать метод структурирования функции качества, позволяющий выбрать ассортимент, который наверняка будет пользоваться спросом.
     Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.
     Показатели  структуры ассортимента могут иметь  натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.
     Структура ассортимента относится к реальному  или прогнозируемому ассортименту и неприменима к учебному ассортименту, так как показывает взаимосвязь  отдельных структурных элементов  ассортимента через их количественное соотношение.
     Ассортиментный  минимум (перечень) - минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.
     В условиях дефицита по этому показателю проверяли работу магазинов. По мере насыщения рынка товарами казалось, что надобность в этом показателе отпала. Однако при приватизации многие торговые предприятия изменили профиль или реальный ассортимент, исключив из него дешёвые товары повседневного спроса. Для предотвращения таких негативных явлений вернулись к этому показателю, переименовав его в «ассортиментный перечень». Замена термина «минимум» на «перечень» не очень удачна в сочетании с прилагательным «ассортиментный» (напомним, ассортимент - набор или перечень товаров).
     Ассортиментный  перечень разрабатывается магазином самостоятельно утверждается местным органом исполнительной власти. Он включает два-три вида товаров повседневного спроса из каждой группы, определяющих профиль торговой организации. Несоблюдение его считается нарушением правил торговли.
     2 Анализ управления  ассортиментом в  торговой сети  «Стройгигант» 

     2.1 Краткая характеристика  предприятия 

     Первый  магазин строительных материалов был  открыт 19 мая 1999 года, он получил название «База Строитель». Данное название достаточно полно охарактеризовало товары, которые были в нем представлены.
     Через некоторое время - 1 сентября 2001 года состоялось открытие 2-го  магазина, который получил название «Панорама». Он также был ориентирован на товары для стройки и ремонта.
     С дальнейшим расширением ассортимента предлагаемых товаров и с целью  привлечения более широкого спектра  покупателей появилась потребность в магазинах нового формата, значительно отличающихся по площади от ранее открытых. Иными словами, дальнейшему расширению ассортимента препятствовал существующий формат магазинов. Первый магазин формата DIY в Курске, с принципом самообслуживания в магазинах непродовольственных товаров, был открыт 6 декабря 2005 года. Он получил название «СтройГигант», это название уже более точно характеризовало магазины сети, предлагающие ассортимент товаров для ремонта и стройки. «СтройГигант» стал крупнейшим гипермаркетом, он завоевал большую популярность населения города Курска и Курской обл.
     Сейчас  под этой торговой маркой в г. Курске объединены 3 действующих магазина, расположенных на улицах Проспект Кулакова, 144; ул. Косухина , 51; ул. К. Маркса, 79.
     Доставка  товаров в магазины, а также  на основной склад от поставщиков осуществляется собственным транспортом. Лишь изредка используется доставка наемным транспортом, что позволяет снизить транспортные расходы до минимума.
     Основными статьями затрат для торгового предприятия  являются: приобретение товарно-материальных ценностей, расходы по их доставке, аренда торговых площадей, фонд оплаты труда, налоговые отчисления в бюджет РФ, реклама. В основном же изменение  цены продажи происходит из-за колебаний  цен поставщиков.
     В гипермаркете «СтройГигант» представлено более 60 000 товаров для строительства  и ремонта:
     лакокрасочные материалы 
     напольные покрытия
     двери, инструменты 
     сантехника, керамическая плитка
     обои, общестроительные материалы 
     хозяйственные товары
     мебель, товары для дома.
     Режим работы гипермаркетов «Стройгигант»  - с 900 до 2100.
     Политикой магазинов «Стройгигант» является быстрая и качественная работа в интересах покупателей: обеспечение доступных цен на товары и услуги, создание комфортных условий для их приобретения.
     Ценовая политика и ассортимент рассчитаны в основном на людей со средним достатком, хотя торговое предприятие работает  и с индивидуальными заказами.
     В сеть «СтройГиганта» можно приобрести все необходимое как для косметического ремонта, так и для строительства и отделки целого дома. Пространство организовано таким образом, чтобы покупателям было удобно и выбирать, и приобретать необходимый товар. Продуманная система внутреннего зонирования и навигации позволяет легко ориентироваться на большой территории, где, тем не менее, обеспечен свободный доступ ко всему ассортименту. Для удобства посетителей вся продукция в торговом зале размещена в отделах, помеченных указателями: Товары для дома, Электротовары, Инструменты, Краски, Кафель, Потолочная плитка, Сантехника, Панели, Напольные покрытия, Двери, Евровагонка, Шторы и карнизы, Обои и даже Цветы!... Также под крышей «СтройГиганта» работает салон кухонь со звучным названием «3 стихии». Здесь помогут составить оригинальный дизайн-проект и изготовят кухню по индивидуальным размерам и запросам клиента. Готовые образцы некоторых моделей представлены в экспозиции, которая находится непосредственно рядом со стойкой приема заказов.
     Покупатель  может отдохнуть и поразмыслить о выборе того или иного товара, выпив чашку горячего кофе или  чая, приготовленного в специальном  автомате. Возле каждого строительного  гипермаркета «СтройГигант» располагается просторная и бесплатная парковка. Покупки в тележке можно подвезти из торгового зала прямо к своему автомобилю. Приобретенный крупногабаритный товар доставляется в любой район Курска и области.
     Осуществляется  упаковка товара, в том числе праздничная  и подарочная, постоянно проводятся различные акции для покупателей, предусмотрена система спецпредложений и ряд популярных сервисов: колеровка красок, резка металла и стекла, сборка мебели и установка дверей, оформление покупки в кредит, безналичный расчет, банкомат и оплата услуг мобильной связи, упаковка и доставка товара. 

     2.2  Расчет показателей  ассортимента 

     В магазинах представлен широкий  ассортимент строительных материалов: ламинат,  краски, эмали, обои, клей для обоев, керамическая плитка, гидроизоляция, ДВП, ДСП, ЦСП, фанера, строительные смеси, гипсокартон, стекло, металочерепица, шифер, ондулин (см. приложение А).
     Для расчета показателей ассортимента строительных батериалов был выбран магазин «Стройгигант», расположенный  по адресу г. Курск, Проспект Кулакова, 144.
     1) Широта ассортимента (см. формулу 2):
     За  базовую широту было принято общее количество наименований товаров, реализуемых торговым предприятием; за действительную широту было принято количество наименований товаров, имеющееся в продаже на данный момент.
     Кш = 100 %  = 81,9 %
     По  широте ассортимента, который достаточно высок, предприятие «Стройгигант»  уверенно конкурирует с другими  магазинами строительных материалов.  Широта ассортимента  строительных материалов - это одно из главных конкурентных преимуществ данного торгового предприятия. Чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. Однако большая широта ассортимента требует значительных складских запасов, денежных вложений (оборот которых может значительно растянуться во времени).
     2) Полнота ассортимента (см. формулу 3):
     За  базовую полноту было принято  регламентируемое количество товаров по каждой однородной группе, за действительную полноту – количество товаров, имеющихся в продаже на данный момент по каждой однородной группе.
     Ламинат
     Кп= 100 % = 88,5 %
     Обои
     Кп= 100 % = 87,7 %
     Клей  для обоев
     Кп= 100 % = 63,6 %
     Керамическая  плитка
     Кп= 100 % = 96,1 %
     Гидроизоляция
     Кп= 100 % = 73,3 %
     ДВП
     Кп= 100 % = 100 %
     ДСП
     Кп= 100 % = 100 %
     Фанера
     Кп= 100 % = 82,1 %
     ЦСП
     Кп= 100 % = 75 %
     Строительные  смеси
     Кп= 100 % = 100 %
     Краски
     Кп= 100 % = 53,6 %
     Эмали
     Кп= 100 % = 85,7 %
     Гипсокартон
     Кп= 100 % = 76,9 %
     Стекло
     Кп= 100 % = 45,5 %
     Металочерепица
     Кп= 100 % = 100 %
     Шифер
     Кп= 100 % = 100 %
     Ондулин
     Кп= 100 % = 71,4 %
     В ходе расчета полноты ассортимента было установлено, что все товары имеют достаточную полноту ассортимента, онако наибольшим коэффициентом полноты обладают такие товары, как ондулин, шифер, металочерепица, гипсокартон, эмали, строительные смеси, ламинат, обои, керамическая плитка, гидроизоляция, ДВП, ДСП, фанера, ЦСП  (см. рисунок 1). 


     Рисунок 1 – Полнота ассортимента строительных материалов в торговом предприятии «Стройгигант»
     Повышенная  полнота ассортимента может служить  одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.
     Вместе  с тем увеличение полноты ассортимента строительных материалов требует от работников торговли знания общности и различий потребительских свойств товаров разных видов, разновидностей и наименований, чтобы информировать о них потребителей. Доведение такой информации до продавца является обязанностью изготовителя и/или поставщика.
     Следует учесть, что чрезмерное увеличение полноты ассортимента также может  затруднить выбор потребителя, поэтому  полнота должна быть рациональной.
     3) Устойчивость ассортимента (см. формулу 4):
     Коэфициент  устойчивости находим как отношение  количество товаров однородной группы, пользуещихся устойчивым спросом к  общему количеству товаров этой однородной группы.
     Ламинат
     Ку= 100 % = 76,9 %
     Обои
     Ку= 100 % = 64,9 %
     Клей  для обоев
     Ку= 100 % = 34,1 %
     Керамическая  плитка
     Ку= 100 % = 69,2 %
     Гидроизоляция
     Ку= 100 % = 40 %
     ДВП
     Ку= 100 % = 83,3 %
     ДСП
     Ку= 100 % = 60 %
     Фанера
     Ку= 100 % = 60,7 %
     ЦСП
     Ку= 100 % = 37,5 %
     Строительные  смеси
     Ку
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.