На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История и развитие аудита

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3
1. История развития  аудита…………………………………………….5
    1.1. Понятие и необходимость аудита………………………………..…….5
    1.2. Возникновение и этапы развития  аудита в мировой практике…..…..9
    1.3. История развития аудита зарубежных стран на примере США……15
2. История развития  аудита в Республике  Беларусь….……..21
    2.1. Становление и развитие аудита в Республике Беларусь…………….21
    2.2. Развитие аудита в Республике  Беларусь за 2006-2010 гг……..……..27
Заключение…………………………………………………………...……..41
Список  использованных источников…………………...……….45
Приложение………………………………………………………….………47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Аудиторская деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению  независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
     Профессия независимого бухгалтера-аудитора возникла в Европе в XIX веке. В первую очередь, это было вызвано развитием экономики, появлением акционерных обществ и, как следствие, необходимостью в независимой объективной оценке отчетности данных организаций и получении достоверной информации о финансовом состоянии предприятий. 
Однако предпосылки к возникновению аудита существовали задолго до этого.

     Полагают, что еще в Древнем Египте (около 2600 г. до н.э.) существовали специалисты, которые совмещали функции учета, управления и контроля, т.е., по сути выполняли ряд действий, часть из которых сейчас называется аудитом. В Римской империи (с VII века до н.э.) контрольные функции осуществлялись кураторами, прокураторами, квесторами. Городские квесторы заведовали казной, провинциальные — финансовым управлением провинции.
     Одной из предпосылок возникновения аудиторской  деятельности в Республике Беларусь стало создание субъектов хозяйствования, не являющихся собственностью государства. При создании совместных предприятий  иностранные инвесторы были заинтересованы в обеспечении сохранности и возвратности вложенных в национальную экономику капиталов, для чего была необходима достоверная информация, которая отражала бы реальное финансовое состояние участников инновационных программ. С этой целью необходимо формирование независимых организационных структур, которые проводили бы финансовые проверки результатов деятельности инвестируемых предприятий. Так же появление аудита, как новой доверительной формы финансового контроля деятельности субъектов хозяйствования, вызвано появлением новых организационно-правовых форм этих субъектов.
     Объектом  исследования данной курсовой работы является аудит.
     Предмет исследования данной работы – история  развития аудита.
     Цель  данной курсовой работы – раскрыть историю развития аудита в мире и в частности в Республике Беларусь.
     Для достижения цели данной курсовой работы поставим перед собой следующие  задачи исследования:
      Рассмотреть понятие и необходимость аудита.
      Рассмотреть возникновение и этапы развития аудита в мировой практике
      Рассмотреть историю развития аудита зарубежных стран на примере США.
      Рассмотреть становление и развитие аудита в Республике Беларусь
      Показать особенности развитие аудита в Республике Беларусь за 2006-2010 гг.
     Теоретической основой исследования являются следующие материалы: Лемеша В.Н., Белого И.Н., Бычковой С.М., Дробышевского Н.П., Пупко Г.М., Хмельницкого В.А. и др., а также Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности». 
 
 
 
 
 
 

1. Возникновение и  сущность аудита 

1.1. Понятие и необходимость аудита 

     Различные источники по-разному определяют аудит. Но, различаясь в деталях, определения  аудита совпадают в главном: аудит  — это предпринимательская деятельность, заключающаяся, прежде всего в проверке бухгалтерской отчетности экономического субъекта, осуществляемая независимой аудиторской организацией (независимым аудитором).
     Результатом аудита при этом является выражение  мнения аудиторской организации (аудитора) о степени достоверности бухгалтерской  отчетности проверяемого экономического субъекта.
     Но  аудит — это не только проверка бухгалтерской отчетности, это еще  и комплекс так называемых сопутствующих услуг. К сопутствующим услугам относятся:
      постановка, восстановление, ведение бухгалтерского учета у клиента (так называемые эккаутинговые услуги);
      составление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;
      проверка учетных, налоговых и иных аспектов деятельности предприятия, интересующих клиента; проведение экспертиз;
      анализ финансово-хозяйственной деятельности;
      оценка инвестиционных проектов, бизнес-планов, активов и пассивов экономических субъектов;
      разработка для клиентов документации экономического характера (учетной политики, рекомендаций по вопросам учета и налогообложения, инструкций, положений и пр.);
      научные исследования и разработки по проблемам экономического характера;
      подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров по
экономическим специальностям;
      проведение конференций, семинаров, круглых столов и пр.;
      компьютеризация бухгалтерского учета;
      подбор и тестирование кадров по экономическим специальностям для клиентов;
      представление интересов экономического субъекта перед третьими лицами;
      консультации по вопросам учета, налогообложения, хозяйственного права, другим экономическим вопросам;
      информационное обслуживание и прочие подобные услуги.
     В качестве аудиторов могут выступать  любые лица, обладающие необходимыми знаниями, а также прошедшие государственную регистрацию и лицензирование [1, c. 47].
     В литературе даются разные определения  аудита, в которых авторы подчеркивают ту или иную его особенность: независимость, платность, конфиденциальность и др. Иногда его рассматривают слишком узко и ограничивают только проверкой отчетности негосударственных структур. В других случаях, напротив, крайне широко.
     Понятия аудита и аудиторской деятельности отождествлены и определяются как предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг, под которыми понимаются услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского  и  иного законодательства  Республики   Беларусь , а также по
обучению  и иные услуги по профилю их деятельности.
     Целесообразно различать собственно аудит как  проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля на предмет соответствия финансово-хозяйственных  операций законодательству (то есть, по сути, контроль достоверности отчетности) и аудиторскую деятельность, которая сводится не только к проверкам, но и включает всевозможные иные услуги в области финансов, бухгалтерского учета, законодательства и др.
     Основной  целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Республике Беларусь.
     Аудитор должен быть компетентным. Компетентность как компонент аудиторского стандарта выражается в соответствии подготовки и опыта специалиста сфере, масштабу и сложности ревизионных задач при высоком качестве выполнения работы [2, c. 68].
     Кроме того, в соответствии с аудиторскими стандартами аудитор обязан действовать с надлежащим вниманием и осторожностью. Этого от аудитора требует выполнение таких аудиторских функций, как планирование мероприятий, сбор и оценка информации, составление отчетов и представление сведений, выводов и рекомендаций. Лицо, осуществляющее аудиторскую проверку, должно быть готово к выявлению различных нарушений, выражающихся в недостаточном внутреннем контроле, неправильном ведении документации, ошибках и подделках. Это требует от аудитора знания различных финансовых схем работы хозяйствующих субъектов, документов и отчетов, бухгалтерии, смежных дисциплин, действующих законов, подзаконных актов, а также приказов и инструкций, в соответствии с которыми осуществляет свою деятельность проверяемый экономический субъект.
     Нельзя сказать, чтобы раньше на предприятиях, в учреждениях, организациях не проводился контроль и не осуществлялась ревизионная деятельность. Однако ревизия и аудит, близкие по содержанию многих операций понятия, далеко не одно и то же. Понятие аудита неравнозначно понятию анализа хозяйственной деятельности, документальной комплексной ревизии, счетной проверки баланса или, скажем, судебно-бухгалтерской экспертизы, несмотря на то что при осуществлении своих задач аудиторы пользуются процедурами названных и других областей учетной и контрольно-аналитической практики.
     Чем же вызвана необходимость аудита в современных условиях? Рыночные отношения диктуют взаимную заинтересованность в достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов различных пользователей указанной отчетности: акционеров (собственников), инвесторов, заимодавцев, кредиторов, государственных органов в лице налоговых инспекций, органов статистики и др. Присутствуя, например, на годовом собрании акционеров, у акционера нередко возникает вопрос: а все ли данные, отраженные в бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс форма № 1, отчет о прибылях и убытках форма № 2 и др.) достоверны? Соответствуют ли они реальному положению дел? Разумно ли предприятие за прошедший период распоряжалось его деньгами и какова отдача от произведенных акционером вложений? [8, c. 72].
     Совет директоров не всегда заинтересован показать свои просчеты и недостатки, поэтому полагаться на объективность разъяснений этого исключительного органа не всегда разумно. Отразить истинное положение дел на предприятии в этом случае может только независимое от руководства экономического субъекта лицо – аудитор. Инвестор, принимая ответственное решение о вложении средств в то или иное предприятие и рискуя своими деньгами, также не может полагаться только на данные этого предприятия. Инвестору нужен максимум точной и объективной информации. В этих условиях он так же вынужден обратиться к третьим лицам, аудиторам, с просьбой подтвердить качество и достоверность представленной информации.
     Аудиторы, обладающие специальными знаниями и необходимым опытом для проверки, всесторонне изучив финансовое состояние экономического субъекта, выносят свое независимое суждение о достоверности либо недостоверности предоставленной информации. Кроме этого, аудиторы определяют соответствие совершенных бухгалтерией предприятия хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Республике Беларусь. Помимо так называемого инициативного аудита, рассмотренного выше, имеет место в Республике Беларусь обязательный аудит. В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 г. № 3373-XII (в ред. Законов Республики Беларусь от 18.12.2002 № 164-З, от 29.06.2006 № 137-З, от 25.06.2007 № 240-З, от 08.07.2008 № 369-З) обязательной аудиторской проверке подлежат акционерные общества, банки и другие кредитные организации, биржи, брокерские конторы, страховые организации, организации с иностранными инвестициями [11, c. 73]. 
 

      1.2. Возникновение и этапы развития аудита в мировой практике 

     Считается, что контроль существует с незапамятных времен, в то время как аудит  в современном его представлении  появился сравнительно недавно (около 200 лет назад), стандарты аудита - еще позднее (около 100 лет).
     Так, еще в Древнем Египте (около III в. до н. э.) существовали чиновники, которые совмещали функции учета, управления и контроля. В Римской империи (1-26 гг. н. э.) контрольные функции осуществлялись специальными служащими (кураторами, прокураторами, квесторами) [20, c. 16].
     После падения Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов. В это время прааудит имел строго целевое направление: предотвращение ошибок.
     В мировой практике выделяют несколько этапов развития аудита.
     1-й  этап. Исторически обусловленное  возникновение аудита. Существует  несколько точек зрения относительно  точной даты возникновения аудита. По одному из мнений, впервые  бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании в середине XIX в. (Закон о британских компаниях 1862 г. предписывал обязательную аудиторскую проверку один раз в год), затем во Франции (1867) принят закон об обязательной проверке балансов акционерных компаний особыми ревизорами, которых называли «комиссарами по счетам». Аудит возник и в других наиболее развитых капиталистических странах в условиях концентрации производства и капитала и создания АО. В условиях увеличения масштаба производства произошло разделение между управляющими и инвесторами. Собственник (инвестор) все реже непосредственно занимался производственными и финансовыми вопросами, поручая это менеджерам. Объективно возникает необходимость независимой проверки учета и отчетности, составленной наемными менеджерами, и выражения мнения о ее достоверности, а также оценки финансового состояния предприятия. Такое мнение и мог высказать аудитор. При этом целью проведения проверок становится не выявление и исправление ошибок и искажений (как было до этого), а оценка действительного финансового состояния предприятия и реального размера его прибыли.
     2-й  этап. Появление выборочного аудита. На рубеже XIХ-ХХ вв. в мире наблюдается  бурный экономический рост. Создаются  транснациональные корпорации и  объединения предприятий. Бизнес  начинает диверсифицироваться и сегментироваться по функциональному и географическому признакам. Капитализм вступил в монополистическую стадию. В истории бухгалтерского учета этот период знаменателен тем, что в 1904 г. появился консолидированный баланс. В связи с резко возросшим объемом информации аудиторы не могли уже проверять учет и отчетность сплошным порядком, что привело к возникновению выборочного аудита, а также формированию учения о системе внутреннего контроля и необходимости ее оценки в ходе проведения аудита. Американский аудит отделяется и начинает развиваться независимо от внешнего мира.
     3-й  этап. Начало нормативного регулирования  аудиторской деятельности. Заметным толчком развитию аудита послужил мировой экономический кризис 1929-1933 гг., когда массовое банкротство предприятий потребовало ужесточения порядка проверки, обеспечения независимости проверок и самих аудиторов. В связи с этим в Германии уже в 1931 г. было принято постановление правительства об обязательной аудиторской проверке бухгалтерских отчетов предприятий с регламентацией самого процесса проведения проверки. В США в 1934 г. была создана Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям, которая принялась за нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности американских компаний. С тех пор годовые отчеты акционерных обществ, акции которых котировались на бирже, обязательно должны были быть заверены бухгалтером-аудитором или аудиторской фирмой [20, c. 17].
     4-й этап. Возникновение первых профессиональных аудиторских объединений, дальнейшее развитие аудита, учения о системе внутреннего контроля. В 1942 г. во Франции была создана Палата бухгалтеров-экспертов и аттестованных бухгалтеров. В 1945 г. деятельность Палаты была регламентирована правительственным декретом. Палата стала находиться под опекой министра экономики и финансов.
     В 1940-х гг. четко формулируется и  закрепляется нормативными документами  цель аудиторской деятельности - выражение  мнения о достоверности представленной финансовой отчетности (которая остается неизменной по сегодняшний день). Стали разрабатываться национальные стандарты аудиторской деятельности.
     С 1950-х гг. аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля, полагая, что при эффективной  системе внутреннего контроля вероятность  ошибок и искажений незначительна, а сама финансовая отчетность достоверна. Резко возрастает значение услуг, сопутствующих аудиту, в первую очередь - консалтинговой деятельности.
     Формируются два основных направления регулирования  аудита (по степени воздействия государства):
      в США и Великобритании – относительная самостоятельность аудиторских организаций, которые сами создают профессиональные объединения; последние готовят аудиторов, присваивают им соответствующую квалификацию и осуществляют контроль за их работой;
      в странах Западной Европы - аудит жестко регламентируется правительством.
     5-й этап. Возникновение Международного комитета по аудиторской практике (International Auditing Practices Committee) в рамках Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants), разработка Международных стандартов аудита. В начале 1970-х гг. под эгидой Международной федерации бухгалтеров (далее - МФБ) началась разработка Международных аудиторских стандартов. Как известно, МФБ - некоммерческая, негосударственная, неполитическая международная организация профессиональных бухгалтеров (сравните: в Республике Беларусь уполномоченным органом, регулирующим бухгалтерский учет и разработку стандартов аудиторской деятельности на уровне всего государства, считается правительственный орган - Министерство финансов) [20, c. 18].
     К настоящему времени МФБ включает 153 представителя из 113 стран мира. Основная цель МФБ состоит в развитии профессии, повышении ее качества с  учетом общественных интересов. МФБ  действует посредством своих  комитетов.
     Международный комитет по аудиторской практике (далее - МКАП) является постоянно действующим комитетом Совета МФБ. МКАП был основан в 1977 г. для совершенствования качества и унификации порядка проведения аудита во всем мире. Эта задача им реализуется путем выпуска Международных стандартов аудита (International Standards on Auditing) и Международных положений по аудиторской практике (International Auditing Practice Statements). Последние не относятся к нормативным документам, в них содержатся разъяснения положений, отраженных в самих стандартах, а также необходимые комментарии. Головной офис МКАП находится в Нью-Йорке. Цель разработки стандартов состоит в обеспечении единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг во всем мире (независимо от масштаба и степени прибыльности деятельности предприятия, его организационно-правовой формы). При этом признается необходимым, что с учетом национальной специфики в границах каждой страны должно осуществляться локальное регулирование международных нормативов (в форме национальных нормативов или положений, издаваемых законодательными или профессиональными органами).
     К 1998 г. Международные стандарты аудита (далее - МСА) стали использоваться в  качестве национальных в 34 странах  и еще в 35 странах они применяются  без значительных изменений. В качестве примеров таких стран можно назвать Нидерланды, Францию, Германию, Швейцарию, Великобританию, Югословию, Болгарию, Чешскую республику и Турцию.
     Стандарты постоянно дорабатываются с учетом практики их применения, развития самого аудита. Процесс совершенствования МСА носит постоянный динамический характер [20, c. 19].
     В начале 2001 г. руководство МФБ провело  ревизию (критическое исследование) организационных вопросов деятельности МКАП. Международная рабочая группа, состоящая из представителей, имеющих опыт внедрения стандартов, как на национальном, так и на международном уровнях, подготовила отчет с предложениями, которые могут привести к существенному изменению деятельности Комитета. Так, по мнению исследователей, в обозримом будущем необходимо развитие Комитета в следующих направлениях:
      четкое    формулирование    цели   деятельности    Комитета, которая
должна  заключаться в развитии и повышении  качества МСА в целях удовлетворения интересов Общества;
      получение признания МСА Международной организацией по сделкам с ценными бумагами (International Organization of Securities Commissions, IOSCO);
      изменение организационной структуры самого Комитета;
      максимально возможное повышение степени прозрачности и открытости деятельности Комитета;
      внедрение практики составления годовых отчетов о деятельности Комитета, систем стратегического планирования и бюджетирования и вынесение их на открытое обсуждение;
      проверка и устранение любых неточностей и двусмысленностей в аудиторских стандартах;
      повышение объемов финансирования [20, c. 20].
     Необходимость уточнения цели деятельности Комитета обоснована, в первую очередь, глобализацией  рынков капиталов и ценных бумаг. Поскольку данные сферы бизнеса  относятся к высокорисковым, то резко  возрастает необходимость единого подхода к организации бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности и проведения аудита такой отчетности. Без единых аудиторских стандартов организовать эффективную работу международных рынков инвестиций невозможно. Поэтому задачи МКАП состоят, с одной стороны, во внедрении аудиторских стандартов во всем мире, с другой стороны, в постоянном их совершенствовании «в целях удовлетворения интересов Общества». В связи с этим необходимым условием и главной стратегической задачей является также получение признания МСА Международной организацией по сделкам с ценными бумагами (для Международных стандартов финансовой отчетности - МСФО - такое одобрение уже получено).
     Сравнительный анализ существующей практики деятельности МКАП и предполагаемых в ней изменений приведен в табл. П Приложения.
     В марте 2002 г. в Куала-Лумпуре состоялся 73-й и заключительный съезд МКАП: в том же году Комитет был переименован в Международный совет по стандартам в области аудиторской деятельности и гарантий (International Auditing and Assurance Standards Board). В настоящее время Совет насчитывает 18 членов из 15 стран.
     В середине 2002 г. был одобрен новый  МСА № 545 «Аудит измерения и раскрытия  в финансовой отчетности справедливой стоимости». Понятие справедливой стоимости схоже с понятием рыночной стоимости активов и обязательств. Данный стандарт особенно актуален для рынка финансовых инвестиций (ценных бумаг), поскольку для последних справедливую стоимость определить чрезвычайно сложно. В стандарте можно увидеть характеристику как самих активов и обязательств, способов определения их справедливой стоимости, отражения соответствующей информации в финансовой отчетности, так и решения проблемных вопросов аудита в этой области.
     Реакцией  на события, происшедшие на рубеже XX - XXI вв. на мировом рынке оказания аудиторских услуг, стало внедрение новых (и доработка прежних) Международных стандартов аудита [20, c. 23]. 
 

    1.3. История развития аудита зарубежных стран на примере США 

      Например, в США аудиторское дело возникло под влиянием британской практики  аудита. На это прямо указывает американский автор  Уильям Стемберг, который писал, что «функция аудита... была перенесена в Соединенные Штаты британскими бухгалтерами в конце XIX столетия». Когда английские железнодорожники, страховые компании и другие инвесторы направились в Северную Америку, вместе с ними поехали и независимые аудиторы для защиты интересов крупных английских кредиторов. До начала XX века в США аудит основывался на английской модели, предусматривающей детальные исследования данных, относящихся к балансу [7, c. 121].
     В 1886 г. в США был принят первый закон  о присяжных бухгалтерах, который  дал начало процессу образования  аудиторских фирм. В 1887 г. была образована ассоциация аудиторов Америки, а  в 1896 г. в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность - в частности, должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности в Нью-Йоркском университете и получивший специальную лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.
     В 1905 г, а затем и в 1909 г.  Р. Монтгомери издал с редакционными исправлениями  в США книгу Лоуренса Дикси  «Аудит: практическое руководство для  аудиторов». Развивая идеи  Лоуренса Дикси, он писал, что цель аудита сводится к раскрытию вольных и невольных ошибок, которые могут иметь место в финансовой отчетности. Исходя из этого и была выстроена иерархия аудиторских задач, связанная с обнаружением трех видов ошибок:
        вольных (злоупотребления);
        невольных (описки, арифметические ошибки);
        принципиальных (выбор неверных методологических приемов).
     Однако  темпы развития бизнеса в США  резко отличались от британских, для  Америки английские методы стали  неприемлемыми вследствие того, что  британский стиль проверки требует чересчур много времени и средств. Американский аудит вследствие специфики сверхбыстрых темпов роста американского бизнеса конца XIX века - начала XX века нуждался в быстрых темпах проведения проверок, а следовательно - в прогрессивных технологиях аудита. Американские аудиторы стали практиковать применение  «тестового аудита», сбора свидетельств о деятельности фирмы у партнеров по бизнесу с целью проверки операций. Они начали учитывать интересы инвесторов, уделять все больше внимания оценке актива и пассива и отошли от достаточно преобладающей в английской школе детальной проверки. Спрос  кредиторов, в основном банков, привел к расширению задач аудита и к разработке новых методов аудита и подхода к стандартизации.
      Р. Монтгомери в 1912 г. написал  книгу «Аудит: теория и практика», которая при последующих изданиях и переизданиях (вплоть до наших дней) получила название «Аудит Монтгомери». В первом издании этой книги он называл американский аудит раннего этапа «счетоводческим аудитом», подчеркивая, что три четверти рабочего времени аудитора уходило на подсчеты и составление бухгалтерских книг. Сам Роберт Монтгомери (1872-1953) являлся не только теоретиком, но и практиком аудита. Совместно с коллегами он еще в 1898 году основал фирму, которая впоследствии стала одной из ведущих аудиторских фирм мира «Куперс энд Лайбранд», способствовал созданию Американского института присяжных бухгалтеров и стал его президентом, преподавал в Колумбийском, Нью-Йорском и Пенсильванском университетах [5, c. 211].
      В США аудит обязателен для компаний, зарегистрированных Комиссией по ценным бумагам и, созданной в 1934 г. после биржевого краха на Уолл-стрит в 1929 г. Закон о ценных бумагах 1933 г. и Закон о биржах 1934 г. требовали, чтобы зарегистрированные компании составляли соответствующие формы финансовой отчетности.
      В США имеются два типа  профессиональных и  негосударственных аудиторских  организаций. Один из них представлен  на общенациональном, федеральном уровне и называется Американским Институтом дипломированных присяжных бухгалтеров. Этот институт возник в 1887 г. и с тех пор играет ведущую роль в формировании аудиторских кадров. Он удостоверяет квалификацию соискателя, который сдает соответствующие экзамены и получает диплом бухгалтера-аудитора. Институт руководит научной и методической работой в США, публикует монографии и издает ряд  журналов по аудиту, среди которых наибольшую популярность имеет
«Джорнэл  оф Эккаунтенси».
     Кроме общенационального Института существуют профессиональные аудиторские организации  на уровне отдельных штатов, которые называются обществами дипломированных общественных бухгалтеров. Члены этих обществ имеют право на проведение  аудиторских проверок и оказание консультационной помощи на территории своих штатов.  Бухгалтеры-аудиторы могут заниматься своей деятельностью в рамках частной практики или же быть сотрудниками аудиторских фирм. Наиболее квалифицированные аудиторы ведут преподавательскую работу в университетах и колледжах.
     В США в 1917 г. с целью стандартизации процедур аудита разрабатываются «Утвержденные методы по подготовке данных балансового отчета», пересмотренное издание вышло в 1929 г. под названием «Проверка финансовых отчетов». В этом издании подчеркивалась важность внутреннего контроля, а также говорилось о практике составления заключений.
     В 1934 г. опубликован документ «Проверка  финансовых отчетов независимыми аудиторами», в котором были рекомендованы  следующие позднее повсеместно  принятые процедуры аудита: изучение инвентарной ведомости и подтверждение дебиторов по расчетам [4, c. 91].
     Активный  процесс стандартизации начался  с 1939 года, когда Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров (AICPA) учредил Комитет по аудиторским  процедурам и он издал первое Положение  об аудиторской процедуре. С 1939 г. AICPA начал публиковать бюллетени исследований и отчеты по процедурам аудита - первые оригинальные документы института, касающиеся  стандартизации аудита. В первом отчете по процедурам аудита было приведено 7 ключевых положений, лежащих в основе формирования профессии аудитора. В отчете признаны обязательными процедурами аудита изучение инвентарных ведомостей и подтверждение дебиторской задолженности, рекомендовано избирать независимых аудиторов Советом директоров, а компаниям создавать независимые комитеты по аудиту для наблюдения за внутренними проверками и бухгалтерскими процедурами, сформулированы образцы заключений аудитора по представленной финансовой информации.
     70-80-годы XX века в США отмечены повышенным  интересом общественности к кругу  обязанностей и работе  аудиторов. Итогом стал вывод о несоответствии между тем, в чем по представлению общества должен заключаться аудит, и возможностями реального процесса аудита, которые ограничены определенными рамками (в первую очередь - ограничениями по срокам проведения аудиторских проверок) и необходимостью усилить активность Совета по аудиторским стандартам с целью сокращения и дальнейшей ликвидации этого разрыва [13, c. 147].
     Определения аудита разными организациями в  США различаются. Так, например, Американский институт присяжных бухгалтеров определяет  аудит как «процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям», а комитет Американской ассоциации бухгалтеров по основным концепциям учета дал такое определение аудиту:  «Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям».
      В настоящее время в США более 45000 аудиторских фирм. Число занятых  колеблется от 1 до нескольких тысяч человек. Их можно сгруппировать в 4 категории.
      1. «Большая шестерка», как ее называли раньше, - супергиганты на рынке аудиторских услуг, некоторые из них находятся в состоянии слияния. (Нью-Йоркий офис каждой более 1000 человек), офисы во всех крупных городах США и мира, годовой доход более 500 млн. долларов США. В той или иной форме все эти фирмы присутствуют также и на рынке аудиторских услуг в России, в основном зарегистрировав так называемые «СП».
      2. Другие национальные фирмы (ряд фирм считаются национальными, т.к. имеют офисы в большей части крупных городов), имеют международный потенциал.
      3. Крупные местные и региональные фирмы (есть несколько сотен аудиторских фирм с профессиональным штатом более 50 человек).
      4. Малые местные фирмы - более 95% аудиторских фирм имеют численность менее 25 человек и один офис [19, c. 149].
      Организационные формы аудиторских фирм - единоличное  владение, товарищество или профессиональная корпорация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. История развития  аудита в Республике  Беларусь 

    2.1. Становление и развитие аудита в Республике Беларусь 

     Развитие  рыночных отношений в нашей стране вызвало появление новых видов  профессий, к числу которых относятся  аудиторы. Потребность в достоверной  информации о бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта хозяйствования и его финансовом положении важна не только собственнику и руководству субъекта хозяйствования для принятия управленческих и стратегических решений, но и третьим лицам: инвесторам, кредиторам, банкам, потенциальным партнерам по бизнесу и др. Такую информацию призван подтверждать независимый аудит.
     Официальной датой рождения аудита в Республике Беларусь считается 30.09.1991г. Именно в  этот день Советом Министров Республики Беларусь было принято постановления  №367 «О контрольно-ревизионной службе». С этого периода начинается формирование правовой основы функционирования аудита в Республике Беларусь. За 15 лет было принято две редакции Закона «Об аудиторской деятельности» (на стадии принятия - третья) и 42 постановления Министерства финансов. Аудита в той или иной степени касались 5 декретов и 33 указа Президента Республики Беларусь, 30 законов и кодексов, 97 постановлений Правительства и 57 - Национального банка.
     Становление и развитие аудита в Республике Беларусь подтвердило существующее мнение о  том, что ведомственная ревизия  и проверка (ревизия) государственных  органов контроля решает отличные от аудита задачи. Однако это не мешает их параллельному существованию. Развитие аудита в нашей стране проходило в несколько этапов.
     Первый  этап - появление субъектов хозяйствования различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе с участием иностранного капитала. Инвесторам необходима была информация о налоговом законодательстве в нашей республике, инвестиционных льготах, помощь в организации и постановке бухгалтерского учета и др. Такую услугу могли оказывать специалисты, владеющие соответствующей информацией и навыками. В развитых странах уже более ста лет для ее выполнения привлекались специалисты – аудиторы [9, c. 112].
     Первой  аудиторской компанией на территории бывшего СССР считается фирма «Инаудит», созданная в 1987г. Специалистами этой фирмы проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности, они получали и проверяли всю необходимую документацию, а в случае необходимости давали разъяснения по ней должностным лицам, поддерживали профессиональные контакты с инофирмами, оказывали консультационные услуги по постановке бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля и т. д.
     Первые  хозрасчетные аудиторские организации  в Республике Беларусь появились  в 1990 году. Ими были «Минскаудит», «БелЭКОаудит», Информационно-аналитический центр РП НТО торговли и др.
     На  втором этапе аудиторская деятельность получила дальнейшее развитие как в организационном, так и в методическом обеспечении.
     В целях укрепления государственного финансового контроля в сочетании с поэтапным переходом на принципиально новые хозрасчетные формы его организации, адекватные рыночным методам хозяйствования, Советом Министров Республики Беларусь было признано целесообразным создать в республике аудиторскую службу. В связи с этим был принят ряд постановлений Правительства.
     Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1991 г. № 367 «О контрольно-ревизионной  службе» было признано целесообразным создание в республике аудиторской  службы. Этим же постановлением было утверждено Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.1992г. №506 «Об образовании Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь» создается Аудиторская палата.
     В соответствии с постановлением право  заниматься аудиторской деятельностью  получили лица, аттестованные Аудиторской  палатой после сдачи ими экзаменов  и получения квалификационного  удостоверения (лицензии). К экзаменам  для получения лицензии допускались специалисты, имеющие высшее или среднее специальной образование и опыт учетно-аналитической или контрольно-ревизионной работы. В этот период основной приток аудиторов шел за счет бывших работников контрольно-ревизионных служб [9, c. 113].
     Подготовка аудиторов с 1992 года осуществляется в учебном центре, созданном при Белорусском государственном экономическом университете.
     На  Аудиторскую палату были возложены  следующие функции:
      кадровые - организация подготовки граждан, их аттестации, выдачи и лишения лицензий, ведения учета; разработка квалификационных требований, учебных планов и программ экзаменов; рассмотрение споров, возникающих с заказчиками аудита;
      связанные с деятельностью аудиторских организаций - решение вопросов по аттестации, выдаче и лишению лицензий, ведение учета фирм и частных предпринимателей, занимающихся аудиторской деятельностью;
      методологическиеразработка нормативных и методических документов, издание справочных, информационных, научных и учебных материалов по вопросам аудиторской деятельности;
      управления и контроля - контроль за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов без вмешательства в оперативное управление и решение ими хозяйственных задач.
     На  этом же этапе 08.11.1994г. принимаются Закон  Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.1994 №454 «О совершенствовании в Республике Беларусь государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней». Данным постановлением было утверждено Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней в Республике Беларусь. Согласно этому документу к аттестации на право занятия аудиторской деятельностью допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, а также стаж работы по специальности не менее пяти лет. Возрождаются контрольно-ревизионные службы при некоторых министерствах и ведомствах, создаются аудиторские компании из числа аудиторов - бывших специалистов контрольно-ревизионных служб, которые обслуживают «своих» клиентов.
     Приток  аудиторов в это время происходит в основном за счет специалистов бухгалтерских  служб. На этом этапе спрос на аудиторские  услуги растет, расширяется их спектр. Это был этап становления аудита в республике.
     Третий  этап развития аудита в Беларуси связан с дальнейшим урегулированием аудиторского движения и контроля за расходованием средств на эти цели у субъектов хозяйствования. Принимается ряд мер по повышению требований к аудиторам. В 2000 году была проведена переаттестация всех аудиторов. В результате лицензии получили 940 аудиторов, 407 аудиторов - индивидуальных предпринимателей, 104 аудиторские организации. Кроме того, в течение 2000 года было выдано 135 лицензий аудиторам, 51 лицензия - аудиторам - индивидуальным предпринимателям, 8 лицензий - аудиторским организациям. Информация о выданных в Республике Беларусь лицензиях на проведение общего аудита приведена в табл. 2.1. [9, c. 114].
     По  состоянию на 01.01.2001 г. в государственном  реестре аудиторов и аудиторских организаций числилось 109 аудиторских организаций, 1058 аудиторов, в том числе 458 в качестве индивидуальных предпринимателей.
     Среднесписочная деятельность аудиторов, осуществляющих деятельность в 2000 году, составила 773 человека при 977 внесенных в государственный реестр аудиторах и аудиторских организаций, в том числе работало 387 аудиторов - индивидуальных предпринимателей.
     Таблица 2.1
     Сведения  о лицензиях, выданных на общий аудит
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.