На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и основные категории, связанные с международной миграцией рабочей силы и ее виды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
  Введение 3
     

Понятие и основные категории, связанные с международной  миграцией рабочей силы 4
     

Причины и движущие силы  международной миграции, основные виды миграции 7
     

Существующие  и формирующиеся центры международной  миграции рабочей силы 9
     

Последствия миграции для стран-экспортеров и стран-импортеров рабочей силы 14
     

Основные формы  государственного регулирования эмиграции  и иммиграции в основных странах  мира 18
     

Особенности положения  Российской Федерации на международном  рынке труда 24
6.1 Хабаровский край 26
     
  Заключение 27
     
  Литература  28
 
 


Введение 

       Моя курсовая работа касается такой проблемы как миграция рабочей силы. На  протяжении достаточно большого количества времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а следовательно и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции. И только в наши дни эти попытки приводят к положительным результатам.
       На  мой взгляд, проблема миграции очень  актуальна сейчас, потому  что  у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
       Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.
       Одним из проявлений интернационализации  и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это – добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы. Это – беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением «обстоятельств».
       Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее  непосредственно  размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. 

 


    Понятие и основные категории, связанные
     с международной миграцией  рабочей силы 

       Международная миграция рабочей силы возникла многие столетия назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые  различия в уровне оплаты труда. Сторонники неоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получает и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей  страны, причем  экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграция, остается  прежним или, во всяком случае, не ухудшается.
       Определим основные понятия, используемые при  изучении проблем международной миграции:
       Трудовые  ресурсы - это важнейший фактор производственного процесса, характеризующийся высокой мобильностью. Мобильность рабочей силы в мировом хозяйстве проявляется в форме международной миграции.
       Миграция  рабочей силы - переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на 1 год, по экономическим и неэкономическим мотивам (политическим, социальным, религиозным, национальным, расовым...)
       Иммиграция - въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.
       Эмиграция - выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.
       Миграционное  сальдо - разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.
       Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.
       «Утечка мозгов» - международная миграция высококвалифицированных кадров.
       Наиболее  приемлемые количественные показатели межстранового перемещения трудовых ресурсов - это показатели, фиксируемые  в платежном балансе. Они являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям:
       Трудовой доход (выплаты занятым) – зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все выплаты резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента. К частным лицам-нерезидентам относятся все иностранные работники, находящиеся в данной стране менее года, в т.ч. сезонные рабочие, рабочие из приграничных зон, приезжающие в данную страну на временные заработки, а также местный персонал иностранных посольств.
       Перемещения мигрантов - оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну. При этом вывоз имущества эмигрантов в натуре показывается как экспорт товаров из страны, а его оценочный денежный эквивалент – по данной статье.
       Переводы работников - пересылка денег и товаров мигрантами своим родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки товаров учитывается их оценочная стоимость.
       Принципиальная  разница между этими статьями в том, что в статье «трудовые  доходы» учитываются доходы нерезидентов, а в двух других статьях – доходы и расходы резидентов, т.е. мигрантов, уехавших из страны более чем на 1 год. Последние две статьи объединяются в рамках текущих операций в группу частных неоплаченных переводов.
       Частные неоплаченные переводы – оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров на родину.
       Основной  источник сведений о миграции населения - государственная статистика, включающая текущий учет миграции и материалы  переписей населения; кроме того, организуются выборочные обследования, цель которых, как правило, - выяснение  мотивов перемещений. Миграция населения  исследуется с помощью системы  показателей, каждый из которых раскрывает преимущественно ту или иную сторону  явления1.
       Показатели  миграции - абсолютные и относительные  числовые характеристики миграционного  процесса на разных его стадиях: потенциальной  миграции, переселения, приживаемости  новоселов; используемые в анализе  миграционной ситуации на уровне страны, региона или поселения. Показатели миграции могут характеризовать  общий уровень подвижности населений  территорий, масштабы, структуру, направления  и результативность миграционных потоков  за тот или иной период. В большинстве  своем - это расчетные относительные  показатели (коэффициенты миграции), основанные на сопоставлении абсолютных показателей (прибытий, выбытии, миграционного прироста, сальдо миграции, миграционного оборота  и др.) со средним числом изучаемой  совокупности населения за определенный период. В целях сравнимости с  показателями естественного движения коэффициенты миграции исчисляются, как  правило, в расчете на 1000 человек  соответствующей территории или  социально-демографической группы населения. В качестве самых общих  показателей потенциальной миграции могут быть использованы доли потенциальных  мигрантов (лиц, принявших, но еще не реализовавших решение об отъезде  из данного населенного пункта) и  соответствующих стабильных контингентов в составе как всей совокупности населения, так и составляющих его  социально-демографических групп (по полу, возрасту, национальности, профессии, образованию и семейному статусу, месту рождения, предыдущего жительства и др.). Уровень потенциальной  миграционной подвижности населения  разных территорий чаще всего оценивается  по результатам реализации миграционных установок. Наиболее точный показатель уровня миграционной подвижности - количество переселений за весь прожитый период жизни у лиц определенного  возраста или населения в целом.
       Показатели  фактической миграции (переселений) могут быть подразделены на три группы: общие, характеризующие сводные  для территории миграционные процессы; специальные (структурные), характеризующие  миграцию конкретных социально-демографических  групп, и показатели межрайонного (межтерриториального) обмена, характеризующие миграционные связи между конкретными территориями миграционного обмена. Они включают в свой состав показатели мощности, интенсивности и результативности миграции. Масштабы и мощность миграции отражают, во-первых, абсолютные показатели - числа прибывших, выбывших или их суммы (миграционный оборот), во-вторых, относительные показатели - удельные веса мигрантов из разных районов  выхода в общем числе мигрантов  района вселения. В качестве относительной  характеристики мощности миграции могут  выступать и коэффициенты интенсивности  миграции. Понятие интенсивности  миграции характеризует ее частоту  в определенных территориально-демографических  группах и выражается правильной дробью, числитель которой - количество мигрантов (прибывших, выбывших или  их сумма), а знаменатель - средняя  за период численность населения.
       Результаты  миграции населения характеризуются  рядом абсолютных и относительных  показателей. Среди них - сальдо миграции, миграционный прирост, который рассчитывается как разница между общим и  естественным приростом населения. Его доля в общем или естественном, или численности населения, позволяет  оценить роль миграции в формировании населения. Результативность миграции населения характеризуется также  числом выбывших в расчете на 10000 прибывших на данную территорию. Этот показатель может быть рассчитан  и как общий, и как межрайонный. В первом случае оцениваются общие  результаты миграционного обмена территорий, а во втором - ее обмен с каждой конкретной территорией. 
 
 
 

       Коэффициент общей результативности миграции: 

         

       Коэффициент результативности миграционных связей: 

         

       где - общее число выбывших из района; - общее число прибывших в район j; в случае результативного обмена значение коэффициентов должно быть меньше 1000, и наоборот [12].
       Абсолютные  показатели миграции:
       - число прибывших на постоянное  жительство из других населенных  пунктов (П);
       - число выбывших на постоянное  жительство в другие населенные  пункты (В);
       - сальдо миграции или механической  прирост (Dмех = П – В).
       Интенсивность миграции характеризуют коэффициенты [3]:
       11. Коэффициент прибытия (КП): 

         

       12. Общий коэффициент выбытия (КВ): 

       
       13. Коэффициент механического прироста ( .) 

         

       Коэффициенты  механического движения населения  рассчитываются не только общие, но и  специальные, т.е. по отдельным группам  населения.
       На  основе данных о естественном и механическом приросте определяется общий прирост  населения (Dобщ = Dест + Dмех).
       Показатели  приживаемости. Для характеристики конечной стадии миграционного процесса - приживаемости новоселов - могут  быть использованы показатели подвижности  населения - соотношение между численностью населения, вселившегося в данный район, и местными уроженцами, между новоселами и старожилами; распределение приезжего  населения в зависимости от времени  вселения. Уровень приживаемости  измеряет доля оставшихся к данному  моменту из числа приезжих к данному  моменту из определенного года. Приживаемость  может характеризоваться средним  числом лет, прожитых новоселами в местах вселения. В зависимости от имеющейся  информации эти показатели могут  рассчитываться для лиц определенного  пола, возраста, национальности и т.д.
 

       
    Причины и движущие силы международной  миграции,
    основные  виды миграции 

       Массовая  миграция населения стала одним  из характерных явлений жизни  мирового сообщества второй половины XX века. Миграция населения представляет собой перемещение людей через  границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.
       Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. Международная  миграция рабочей силы во второй половине XX века стала важной частью процесса интернационализации международной  хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет своего наиболее эффективного использования  не только в рамках национального  хозяйства, но и в масштабах международной  экономики.
       Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные  потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный  рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей  силы. Международный рынок рабочей  силы существует в форме трудовой миграции.
       На  начало 1995 года в мире насчитывалось  более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 году. Если считать, что на каждого мигранта-трудящегося приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х годов  превышает 100 млн. человек. Международный  рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала и информации. Рабочая сила, перемещаясь из одной  страны в другую, предлагает себя в  качестве товара, осуществляет международную  трудовую миграцию.
       Международная трудовая миграция - один из наиболее сложных  элементов в международных экономических  отношениях. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капиталов, в этот процесс вовлечены живые  люди.
       Причинами миграции рабочей силы являются факторы  как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.
       Причины экономического характера кроются  в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая  сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более  высоким уровнем. Объективно возможность  миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы  за ту или иную профессиональную деятельность. Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы  в некоторых странах, прежде всего  слаборазвитых. Важным фактором международной  трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей  силы к капиталу, либо перемещение  своего капитала в трудоизбыточные  регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной  трудовой миграции.
       Основу  миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие, специалисты  и ученые.
       Международная миграция бывает следующих видов: безвозвратная, временно-постоянная (от одного до шести  лет), сезонная, маятниковая (ежедневный, еженедельный переезд к месту  работы в другую страну).
       В зависимости от правового статуса  миграция может быть легальной и  нелегальной. Нелегальные мигранты - это лица, которые в поисках  работы въезжают в страну нелегально или прибывают в нее на законных основаниях (туристами, по приглашению...) и нелегально трудоустраиваются. В  последнее время масштабы нелегальной иммиграции значительно расширились. Китайцы направляются в основном в США и Россию, кубинцы - во Флориду, алжирцы - во Францию, пакистанцы - в Англию и т.д. В ближайшее время по многим прогнозам в Украине ожидается небывалый наплыв нелегальных мигрантов из стран «третьего мира», которые используют территорию Украины как перевалочный пункт для дальнейшего проникновения в Западную Европу. В 1993 г. на границе Украины было задержано 17 тыс. нелегалов, а за 6 месяцев 1994 г. - 9 тыс.
       Причины миграции населения экономического характера заключаются в различном  экономическом уровне развития отдельных  стран, различии в условиях заработной платы, наличии безработицы в  некоторых странах, функционировании международных корпораций, вывозящих  рабочую силу для работы в зарубежных филиалах.
       Основу  миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени - служащие. Сравнительно новой формой миграции является перемещение  научно-технических кадров (в США  и Западную Европу).
       Можно выделить 5 направлений международной  миграции рабочей силы:
    из развивающихся в промышленно развитые страны;
    в рамках промышленно развитых стран; (в основном по неэкономическим причинам, наблюдается утечка умов из Европы в США.
    между развивающимися странами; (в основном между НИС и странами арабских эмиратов; между странами-членами ОПЕК и др. развивающимися странами. Например, в Кувейте и Саудовской Аравии было в 60-80 годы занято до 1 млн. рабочих их Йемена, в Гонконг - из Китая и Вьетнама. Экономические причины: более высокий уровень жизни и зарплаты и нехватка неквалифицированной рабочей силы в НИС)
    из бывших социалистических стран в промышленно развитые;
    миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.
       Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения  в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку мозгов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития. В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы моделей международная миграция является одним из объяснений различий в темпах экономического роста между странами.
       В зависимости от времени  пребывания на территории другой страны (другого  региона одной страны) выделяют постоянную, временную и маятниковую миграцию.
       Постоянная (долгосрочная) миграция  характеризуется  численность прибывших или выбывших на постоянное место жительства. При этом в некоторых странах иностранец  начинает считаться иммигрантом (эмигрантом) если он присутствует (или отсутствует) в стране в течение определенного периода времени.
       Временная (краткосрочная)миграция представляет собой въезд или выезд, связанный с текущими потребностями без смены гражданства и постоянного места жительства. Однако во многих странах из числа временных мигрантов исключают число сезонных работников (иногда довольно значительное).
       Маятниковая миграция является особым видом миграции в зависимости от времени и представляет собой передвижения работающих к месту работы из одного региона в другой и обратно к месту своего жительства в случае, если срок отсутствия лица на постоянном месте составил менее одной недели. 

 


    Существующие  и формирующиеся  центры международной  миграции рабочей  силы
 
       В середине XIX века было отмечено самое  значительное явление в истории, современной миграции населения. В 40-е годы XIX столетия произошел взрыв  эмиграции из Ирландии в США как  следствие "картофельного голода". Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов XIX века из Италии и стран  Восточной Европы в США была связана  с падением цен на европейскую  пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической  конъюнктуры в США и снова  набрал силу в ходе экономического оживления.
       Причинами широкомасштабной миграции рабочей  силы стали аграрное перенаселение  в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные  условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышения  уровня жизни.
       Новая волна миграции из Европы в США  отмечена в 20-е годы. К уже упомянутым причинам следует добавить трудности  послевоенной жизни в Европе.
       После второй мировой войны отмечают три  новых потока в миграции рабочей  силы в США. Во-первых, это "утечка умов", устойчивый поток высококвалифицированных  специалистов и членов их семей в  Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания, и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после победы "северян" над "южанами", а  также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым  крупным потоком этого периода  является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии. В 90-е годы 84% всех иммигрантов приехали из этих регионов.
       Если  в первых двух случаях причины  были главным образом политические, переселенческие, то в последнем  случае - чисто экономические. Так, число  желающих мигрировать из Мексики  точно соответствует спросу на дополнительных рабочих в США при плате 4 доллара  в час.
       Особую  роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной  Азии и Северной Америки. Она носит  в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.
       В Европе после второй мировой войны, в особенности с начала 60-х  годов, также отмечены достаточно интенсивные  процессы миграции рабочей силы. Рабочая  сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии  активно использовалась в экономике  промышленно развитых стран Европы. Эти миграционные потоки рабочей  силы, основанные на временной основе, не сопровождаемые натурализацией в  стране-работодателе, становятся определяющими. Использование иностранной рабочей  силы стало немаловажным фактором успешного  функционирования хозяйства стран  Европейского Союза. Вместе с тем, как  свидетельствует статистическое ведомство  Европейского Союза (Евростат), Европа с 1993 г. стала терять свою притягательную силу для переселенцев. Многие иммигранты покидают европейские государства. Такая ситуация складывается в результате усиления регулирующей политики европейских  государств в отношении иммигрантов. Иммиграционная политика приобретает  все более селективный характер.
       Западная Европа. (Особенно Германия, Франция (из Северной Африки), Англия, Бельгия (из Испании и Италии), Нидерланды, Швеция (из Финляндии) и Швейцария). В середине 90-х годов приток иммигрантов оценивался в 180 тыс. чел. в год. Только в странах ЕС насчитывается 13 млн. иммигрантов. В настоящее время здесь развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников меду странами ЕС и унификацию трудового законодательства. 9 декабря 1989 г. принята «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС». Наиболее развитые страны ЗЕ притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран, арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, стран восточной Европы и СНГ.
       Ближний Восток. Этот центр сформировался в 70-ые годы. Нефтедобывающие страны привлекают на тяжелую низкооплачиваемую работу дешевую рабочую силу из Индии, Бангладеш, Пакистана. Иордании, Йемена, а также из Греции, Турции, Италии, Кореи, Филиппин. К началу 90-х здесь работали более 4,5 млн. иностранцев, а местных рабочих 2млн. В ОАЭ доля иммигрантов в общей численности рабочих - 97%, Кувейте - 86,5%, Саудовской Аравии - 40%.
       США и Канада. Трудовые ресурсы этой страны исторически сложились в значительной мере за счет иммигрантов. Каждый год в США приезжает иммигрантов больше, чем во все остальные страны вместе взятые. Иностранцы составляют около 5% рабочей силы страны. Низкоквалифицированная рабочая сила - из близлежащих латиноамериканских стран (особенно Мексика), стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники - практически из всех стран. Иммигранты - 740 тыс. чел. в год, эмигранты - 160 тыс. чел. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивался в 900 тыс. чел.
       Австралия. 200 тыс. иностранных рабочих. С 1982 г. Австралия стала проводить миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса в стране. В страну стали в первую очередь приниматься иммигранты, делавшие инвестиции в ее экономику.
       Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это прежде всего азиатские НИС - Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, а также Япония, Малайзия, Пакистан и Бруней. Крупнейший экспортер рабочей силы - Китай, кроме того - Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Бирма, Филиппины, Индонезия, Бангладеш, Шри-Ланка... Общее число иностранных рабочих - 2,5–4 млн. чел. В Японии работают в основном корейцы, в последнее время появились иранцы.
       Латинская Америка. В основном Аргентина и Венесуэла, кроме того Мексика, Бразилия, Чили, Парагвай, Боливия. Общее число иммигрантов - от 3 до 10 млн. чел. в год, в основном латиноамериканцы, но этими странами субсидируются программы по привлечению восточноевропейцев, в т.ч. из стран СНГ (нефтяников, инженеров-химиков, фермеров). Миграция отличается сезонностью и большим процентом нелегальной, никем не регистрируемой миграции.
       Африка. В Северной Африке - нефтедобывающая Ливия, на юге - ЮАР. Используют иммигрантов из других африканских стран, но заинтересована в специалистах из СНГ (но на постоянное место жительства) Межстрановая миграция - 2 млн. чел. В ЮАР общее количество иностранной рабочей силы составляло 1 млн. чел. в год.
       Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, они зачастую пересекаются. Решающее значение при этом имеют  экономические возможности принимающей  страны, ее роль в современном мире, а иногда и ее исторические, географические, этнические корни.
       Согласно  разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификации видов  современной международной миграции, она подразделяется на пять основных типов:
    работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране. В основном это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники, занятые на подсобных работах, например, в сфере туризма;
    профессионалы, которых отличает высокий уровень подготовки, наличие соответствующего образования и практического опыта работы. К этой же группе относят представителей профессорско-преподавательского состава и студентов;
    нелегальные иммигранты, в число которых входят иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью. Миллионы представителей этой группы постоянно пребывают в США, странах Европы, Японии, Южной Америки и даже Африки;
    переселенцы, т. е. переезжающие на постоянное место жительства. Эта группа мигрантов ориентирована прежде всего на переезд в промышленно развитые страны;
    беженцы - лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности.
 
       В международной миграции рабочей  силы можно выделить пять направлений:
    миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;
    миграция в рамках промышленно развитых стран;
    миграция рабочей силы между развивающимися странами;
    миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся стран в промышленно развитые);
    миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.
       Для промышленно развитых стран иностранная  рабочая сила из развивающихся стран  означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты  составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии  они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.
       В 80-е годы для развивающихся стран  Азии, Латинской Америки, отчасти  Африки (особенно ЮАР в середине 90-х годов) стала характерной "утечка умов". В конце 80-х годов только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских  специалистов, имеющих ученую степень, что превышало численность защитивших диссертации в высших учебных  заведениях Южной Кореи. Такой разрыв объяснялся тем, что многие корейские  студенты по окончании учебы в  США не возвращались на родину, продолжая  научные исследования в американских научных и учебных учреждениях.
       Привлечение интеллектуальной иммиграции для США - обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особенно программного обеспечения, обеспечивает импорт иностранной  рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых  случаях достигают 600-800 тыс. долл.
       Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, в большей степени связана  с неэкономическими факторами, чем  с экономическими. Однако и для  этих стран характерно такое явление  как "утечка умов". Например, из Западной Европы в США. Впервые в концентрированном  виде этот процесс проявился на рубеже 40-50 годов, когда большое количество специалистов, ученых из Западной Европы стали перемещаться в США. В результате пострадал ряд научных направлений  в ФРГ, Италии, Франции.
       В последние годы растет миграция рабочей  силы между развивающимися странами. Главным образом, между "новыми индустриальными  странами" и странами арабских эмиратов, странами-членами ОПЕК, с одной  стороны, и другими развивающимися странами с другой. Так, например, в  послевоенные годы (60-80-е гг.) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и  других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до одного миллиона рабочих из Йемена. Эта  миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем  жизни, заработной платы в странах - импортерах рабочей силы. Кроме  того, в азиатских "новых индустриальных странах", в богатых странах  Персидского залива постоянно ощущалась  нехватка в малоквалифицированной  рабочей силе.
       Существует  миграция рабочей силы из промышленно  развитых стран в развивающиеся  страны. В основном это поток квалифицированных  кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у  преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и других специалистов, например, в странах ОПЕК), так  и житейские (узнать мир, попробовать  свои силы и т. п.).
       Особо следует сказать о миграции в  рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. Известно, что  СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым данным существует опасность колонизации российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом.
       В 90-е годы возникла миграция рабочей  силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические - рабочие из этих стран едут на заработки  в Россию. Крупнейшим импортером рабочей  силы является Москва - в ней работают около 70 тыс. иностранных рабочих  и специалистов из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта. За ней идут Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные области (соответственно, 27,3 и 18,2 тыс. человек). Подавляющее большинство - 247,2 тыс. человек, т. е. 85% от общей численности  задействованы в отраслях материального  производства.
       Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа.
       Что касается США, то трудовые ресурсы этой страны исторически сложились за счет иммигрантов. В 50-е годы США  стали проводить политику привлечения  высококвалифицированных кадров, которая  осуществляется до сего времени. Довольно активно привлекаются низко- и полуквалифицированные  работники (особенно из Мексики), которые  сейчас составляют преобладающую группу иммигрантов в США.
       В 70-е годы число легальных иммигрантов  в эту страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за эти годы), на треть больше, чем в предшествующее десятилетие. В 80-е годы масштабы иммиграции еще больше возросли - на нее приходилось  уже 39% прироста населения страны. В  этот период в страну въехало 6 млн. легальных и 2 млн. нелегальных иммигрантов. В первой половине 90-х годов интенсивность  иммиграции не уменьшилась. Вместе с  тем, по мнению некоторых российских экономистов, поскольку иммиграция в эту страну носит ассимиляционный  характер, то этот центр является неперспективным  для трудовой миграции.
       Другой  традиционный центр притяжения рабочей  силы - это Западная Европа. По оценке Международной организации труда  на нее приходится более четверти иностранной рабочей силы мира. Средний  ежегодный прирост иностранной  рабочей силы составляет здесь 600 тыс. человек, а вместе с членами семей - не менее 1,3 млн. человек.
       В 80-е годы произошла некоторая  перестройка в структуре занятости  иностранных рабочих. Однако приток в страны ЕС практически не замедлился. Лидерство в Европе по масштабам  иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания. Формирование в 60-70-е  годы новых полюсов экономического роста, так называемого "периферийного  капитализма", привело к возникновению  новых региональных центров притяжения рабочей силы.
       К числу таких центров относятся  нефтедобывающие страны Ближнего Востока - Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт и др. Например, в середине 90-х годов только в Саудовской Аравии насчитывалось около 4 млн. трудовых мигрантов со всего света, занятых  в различных сферах производства, экономической и социальной жизни  этого богатейшего нефтедобывающего государства мира. Главным экспортером  рабочей силы в этом регионе является Египет. Все больше мигрантов направляются сюда из Южной и Юго-Восточной  Азии, а также некоторых арабских стран. Некоторые арабские страны являются одновременно экспортерами и импортерами  рабочей силы. К их числу относятся  Йемен, Ирак, Ливия.
       Важным  центром притяжения рабочей силы является Австралия. В стране используется до 200 тыс. иностранных работников. Как  и США, Австралия нацелена на ассимиляцию  иммигрантов.
       Одним из мировых центров притяжения рабочей  силы является Южная Африка. Южная-Африканская  республика еще со второй половины 50-х годов встала на путь использования "лишней" рабочей силы из других африканских стран. Проникновение  международных монополий в Южную Африку и Намибию в 70-е годы сделало миграцию африканских рабочих достаточно устойчивой. В последние годы Южная Африка привлекает работников и из других частей света.
       Набирающим  обороты центром привлечения  рабочей силы становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего азиатские "новые  индустриальные страны". Так, по данным тайваньской печати, этому островному государству в середине 90-х годов  требовалось 100 тыс. рабочих и 20 тыс. ИТР. Кроме "новых индустриальных стран", в этом регионе рабочую  силу импортирует Бруней.
       В 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в Латинской Америке, где рабочих из других стран принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Наиболее распространенная форма - сезонная сельская миграция. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латинской Америки, а также из азиатских и некоторых африканских стран.  
 
 

 


    Последствия миграции для стран-экспортеров  и стран-импортеров рабочей силы
 
 
       В результате международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства – рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что сама рабочая сила является фактором производства других товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, то есть откуда эмигрируют работники, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.
       Страны  принимающие рабочую  силу получают такие преимущества:
    повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой рабочей силы;
    иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;
    при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;
    иностранные рабочие часто являются амортизаторами при кризисах и безработице (их первыми увольняют, снижают зарплату...);
    иностранные работники не обеспечиваются пенсиями, на них не распространяется действие различных социальных программ;
    так же считается, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением (в Люксембурге 38% новорожденных появляется в семье переселенцев, в Швейцарии - 24%).
       К отрицательным моментам относится: возникновение социальной напряженности  в обществе при борьбе за рабочие  места; межнациональная неприязнь...
       Для стран экспортирующих рабочую силу:
    экспорт рабочей силы является важным источником поступления СКВ в страну;
    экспорт рабочей силы означает уменьшение безработицы и, следовательно, социальной напряженности в стране;
    бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой технологией, методами управления...
       Отрицательная сторона - «утечка умов», отток квалифицированных  кадров, необходимых национальной экономике.  

       Страны-импортеры  трудовых ресурсов, которые постоянно  испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.
       В качестве инструмента регулирования  численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.
       Иммиграционная  квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Например, в США в 1995 г. было принято следующее распределение иммиграционной квоты: 71% – родственники граждан США, 20% – специалисты, в которых нуждаются США, и 9% – прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в США в 1996 г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качественным характеристикам.
       Качественный  состав трудящихся-иммигрантов регулируется в принимающих странах путем использования различных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, в части первоочередного получения въездной визы).
       О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует  необходимость прохождения процедуры  признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.
       Национальность  иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например, в США национального равновесия.
       К числу других требований, предъявляемых  к качеству рабочей силы, относят:
       • требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран  и США);
       • дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный  программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами);
       • ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение  гражданства ЮАР должен иметь  «добрый характер». В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.
       Значение  того или иного качественного  признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.
       Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.
       Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к нелегальным иммигрантам законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны-импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы (предоставление материальной помощи и возможности приобретения профессии и т.п.)
       Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.
       Современная международная трудовая миграция характеризуется  активизацией и ростом влияния стран – экспортеров рабочей силы, которые применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:
       • методы и средства защиты интересов  государства-экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографичской ситуации;
       • методы использования эмиграции  в целях обеспечения ресурсами  экономики страны путем привлечения  валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязательных вкладов и страховок;
       • методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы  найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.
       В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение переговоров с работодателями.
       Заслуживает внимания опыт создания специальных  фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов  и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;
       • меры, способствующие как защите государственных  интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.
       Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции, который  позволял бы совмещать защиту государственных  интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования – наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;
       • меры, направленные на взаимную защиту интересов стран-экспортеров и  стран-импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину). 
 

 


      Основные  формы государственного регулирования эмиграции  и иммиграции в  основных странах  мир
 
       Трудовая  миграция стала частью международных  экономических отношений. Давая  определенные преимущества странам, принимающим  рабочую силу и поставляющим ее, она в то же время порождает  немало проблем.
       Для нейтрализации отрицательных последствий  и усиления положительного эффекта, получаемого в результате трудовой миграции, создана широкая система  национального и межгосударственного  регулирования этого процесса. В  эту систему включается законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы иммиграции, межгосударственные соглашения, международные конвенции и другие нормативные документы. Координирует деятельность национальных иммиграционных управлений Система постоянного  наблюдения за миграцией (СОПЕМИ), которая  создана в рамках ОЭСР.
       Вмешательство государства в международное  движение рабочей силы началось значительно  раньше, чем его участие в регулировании  внешнеторговых потоков. Уже в конце  ХVIII в. в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим  эмигрировать за границу. В течение XIX в. многие европейские страны приняли  законы, ограничившие въезд нежелательных  лиц. Тогда же страны стали заключать  двусторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует  и поныне. На международном уровне создано несколько организаций, занимающихся этой проблемой. Одной  из них является Международная организация  по миграции (МОМ). В рамках этой организации  осуществляется разработка долгосрочных программ в области упорядочения миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения "утечки умов", реэмиграции, предоставления экспертных и консультативных услуг.
       Мандат  в сфере международной миграции имеют также Международная организация  труда (МОТ) и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Каждая из этих организаций  при их тесном сотрудничестве действует  в рамках своей компетенции. МОТ  — в области социального развития, содействия занятости, защиты занятых  мигрантов, а УВКБ ООН — по вопросам защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации.
       Кроме того, в целом ряде других международных  организаций созданы специальные  подразделения или службы, занимающиеся вопросами миграции: в ЕС — Комитет  гражданских свобод и внутренних дел Европейского парламента, в Совете Европы — отдел по вопросам населения, занятости и миграции и т.д.
       Характерной особенностью регулирования миграционных потоков является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам. Последние, однако, при  разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, должны придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в  документах международных организаций.
       Другой  особенностью является то, что регулирование  данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими  на различные стадии перемещения  трудовых ресурсов и преследующими  зачастую несовпадающие интересы. Страна — импортер рабочей силы в большей  степени отвечает за прибытие и использование  мигрантов, регулируя их количество, профессиональную, квалификационную, половозрастную структуру и продолжительность  пребывания в стране. В функции  страны — экспортера рабочей силы в большей степени входят регулирование  оттока и защита интересов мигрантов  за рубежом.
       В то же время во многих аспектах интересы стран — экспортеров и стран — импортеров трудовых ресурсов оказываются тесно переплетенными. Правовым выражением этой переплетенности является заключение дву- и многосторонних соглашений по вопросам миграции.
       К основным методам регулирования  внешней трудовой миграции относят  административно-правовые, экономические  и оперативные. Первые включают в  себя меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов  в данной стране, действие национальных служб миграции и меры межправительственных соглашений по регулированию внешней  трудовой миграции. Меры экономического регулирования призваны создавать  мотивационные стимулы для оптимизации  миграционных потоков, в данном случае — трудовой миграции. Оперативные  меры выполняют корректирующую и  координирующую функции, а также  осуществляют мониторинг трудовых миграционных процессов.
       Большинство принимающих стран используют селективный  подход при регулировании иммиграции. Его суть заключается в том, что  государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые  нужны в данной стране, ограничивая  въезд всем остальным. Перечень желательных  иммигрантов неодинаков по разным странам, но обычно они относятся к одной  из следующих категорий:
       — работники, готовые за минимальную  плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную  работу, — строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные  рабочие;
       — специалисты для новых и перспективных  отраслей — программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
       — представители редких профессий  — огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;
       — специалисты с мировым именем — музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
       — крупные бизнесмены, переносящие  свою деятельность в принимающую  страну, инвестирующие капитал и  создающие новые рабочие места.
       В разрешении проблем иммиграции задействованы  как минимум три государственных  ведомства: Министерство иностранных  дел, ведающее через свое консульское  управление выдачей въездных виз; Министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют  определенный законом режим въезда; Министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей  силы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.