На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление предприятием в условиях кризиса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     2170 _м_курс 
курсовая работа "Управление предприятием в условиях кризиса".

     Предприятие это представлено в хабаровске филиалом
     Так что анализ по местному предприятию 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

     Введение………………………………………………….………..…….3
     Глава I Теоретические основы управления предприятием в условиях кризиса………………………………….5
     1.Понятие  кризиса и кризисной ситуации  на предприятии……………5
     2.Особенности  управления предприятием в условиях  кризиса…………9
     3.Понятие  антикризисного управления………………………………….12
     Глава II Анализ эффективности управления предприятием в условиях кризиса на примере ЗАО «Тульский завод РТИ»…………………………………………………….17
     1.Краткая  характеристика предприятия…………………………………17
     2.Диагностика  финансового состояния предприятия  и оценка управления в условиях  кризиса………………………………………………..20
     Глава III Рекомендации по управлению предприятием в условиях кризиса…………………………………………………...….30
     Заключение…………………………………………………………...39
     Список  использованной литературы………………..…….41
     Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Термины "антикризисная политика", "антикризисное  управление" возникли сравнительно недавно. Считается, что причина  их появления это реформирование российской экономики и возникновение  большого количества предприятий, находящихся  на грани банкротства. Кризис некоторых  предприятий - это нормальное явление  рыночной экономики, в которой, по аналогии с теорией дарвина, выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует "окружающей среде", должно либо приспособиться, и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть.
     Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно  принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности, коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых  может стать несостоятельность  или банкротство.
     Термин "антикризисное управление" становится все более популярным и актуальным в среде менеджеров. Все больше руководителей различного ранга  понимают необходимость, важность знаний и навыков в области диагностики  кризисных явлений с целью  своевременной разработки мероприятий  по предотвращению негативных явлений.
     Теория  и практика антикризисного управления в России динамично развивается, о чем свидетельствует пристальное  внимание к этой проблематике специалистов в области антикризисного управления, юристов, экономистов, научных работников, органов власти.
     На  современном этапе социально-экономического развития страны, по-прежнему, выявляется необходимость в подготовке специалистов, владеющих современной методологией и знаниями механизмов антикризисного управления предприятием на основе системного и комплексного подхода, основанного  на диагностике, выявлении, предотвращении или устранении неблагоприятных  для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер. Причиной банкротства российских предприятий в период общего кризиса являются слишком неблагоприятные макроэкономические условия: нарушение традиционных хозяйственных связей, спад спроса, резкие трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства, нестабильность финансового рынка. Только применение комплекса методов из различных разделов экономики может дать сегодня тот необходимый экономический эффект и вывести российские предприятия из того кризисного состояния, в котором они находятся.
     Общим проблемам управления, посвящены  работы таких российских и зарубежных ученых как Ансоффа И., Астахова В., Гительмана Л., Ковалева А., Уткина Э. и  многих других.
     Все вышеизложенное обуславливает актуальность избранной темы.
     Цель  исследования - разработка теоретических основ и практических рекомендаций по управлению промышленным предприятием в условиях кризиса. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
     1.Обобщение  существующих теоретических подходов  к управлению предприятием в  условиях кризиса.
     2. Анализ эффективности деятельности  по управлению предприятием в  условиях кризиса.
     3.Разработка  мероприятий совершенствования  системы управления предприятием  для выхода из кризиса.
     Объектом  исследования выступает антикризисное управление предприятиям ЗАО "Тульский завод РТИ", на основе данных предоставленных его Хабаровским представительством. Предмет исследования - теоретические и практические вопросы применения антикризисного управления предприятием ЗАО "Тульский завод РТИ". 

       Глава I. Теоретические основы управления предприятием в условиях кризиса 

      Понятие кризиса и кризисной  ситуации на предприятии
 
     В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления  о кризисах в развитии социально- экономической системы. Бытовала точка  зрения, что кризисы являются характерной  чертой капиталистического способа  производства и должны отсутствовать  при социалистическом. В прошлом  существовали даже такие теоретические  положения, что при социализме нет  кризисов, есть только "трудности  роста". Многие годы в нашей стране само это понятие было, скорее, идеологическим, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития производства.
     Понятие "кризис" теснейшим образом  связано и с понятием "риск", которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Исключите  из него ожидание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными и от этого еще более тяжелыми не только кризисные ситуации, но и  вполне обычные ошибки.
     Кризис- это крайнее обострение противоречий в социально- экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
     Причины кризиса могут быть различными. Они  делятся на объективные, связанные  с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки в управлении, а  также природные, характеризующие  явления климата, землетрясения  и др.
     Причины кризиса могут быть внешними и  внутренними.
     Первые  связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или  даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые- с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
     Если  понимать кризис таким образом, можно  констатировать то обстоятельство, что  опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и  прогнозировать.
     Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу, и  послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными  и краткосрочными, качественными  и количественными, обратимыми и  необратимыми.
     Разные  последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным  управлением, которое может или  смягчать кризис или обострять его. Возможности управления в этом отношении  зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера  мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.
     С точки зрения кризисного управления кризис- это: и прекращение нормального  процесса, и непредвиденное событие, ставящее под угрозу стабильность предприятия, и внезапное серьезное происшествие, обладающее потенциалом повредить  или даже разрушить репутацию  кампании.
     М. Реджестер, один из ведущих специалистов в области управления кризисами, дает такое определение: "Кризис – это событие, по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ  и других внешних целевых аудиторий, в том числе акционеров, профсоюзных  организаций, движений в защиту окружающей среды, которое по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации".Здесь представлены все существенные аспекты кризисной  ситуации: событие произошло, его  уже не изменить; следует немедленно заняться "лечением" информационного  представления события; информационное представление события в сильной степени начинает развиваться в независимой от нас плоскости.
     Существует  следующая типология кризисов и  возможных сценариев их развития:
    Внезапные кризисы, когда нет времени для подготовки и планирования. Сюда подпадает крушение самолета, землетрясение, пожар, гибель первого лица, что требует заранее согласованных между ведущими управленцами действий, чтобы не дать развиться непониманию, конфликту, задержке в реакции.
    Возникающий кризис дает время для исследования и планирования, где задачей становится проведение коррекции, до того, как кризис перейдет в критическую фазу.
    Постоянные кризисы, которые могут длиться месяцами или годами, несмотря на усилия по их приостановке. Под это определение, к примеру, подпадают слухи.
     Исследователи выделяют еще одну типологию кризисов:
    Кризисы – происшествия. Сюда входят кризисы экологического характера, связанные с деятельностью предприятий, несущих урон и угрозу окружающей среде и жизнедеятельности человека; кризисы, вызванные ошибками в процессе производства продукта; кризисы из- за прямых угроз предприятию в форме шантажа.
    Социальные кризисы. Это кризисные ситуации, обусловленные социальной структурой и социально- производственными связями предприятий в обществе. Например, забастовки.
    Экономические или финансовые кризисы. Это кризисы, связанные с деятельностью компаний на финансовом рынке. Последствия таких кризисов могут привести к полному исчезновению фирм или их поглощению другими. Однако считается, что вышеперечисленные типологии нуждаются в существенном дополнении, что непосредственным образом будет сказываться на процессе управления кризисной ситуацией.
     Понятие "кризис на предприятии" описывает  в современной экономической  литературе различные феномены в  жизни предприятия, от просто помех  в функционировании через различные  конфликты вплоть до уничтожения  предприятия.
     Далее кризис предприятия можно понимать как незапланированный и не желаемый, ограниченный по времени процесс, который  в состоянии существенно помешать или даже сделать не возможным  функционирование предприятия. Вид  находящихся под угрозой основополагающих целей предприятия и размер этой угрозы определяет силу кризиса.
     Кризис  предприятия представляет собой  переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее, или это ликвидация предприятия  как экстремальная форма, или  успешное преодоление кризиса.
     Промежутки  между началом и завершением  кризиса бывают разной длительности. С одной стороны есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны существуют неожиданно возникающие кризисные процессы, высокой интенсивности и с  коротким сроком развития. Кризис может  абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия  и носить характер непреодолимой  катастрофы или возникнуть в соответствии с предположениями и расчетами. Но в редких случаях кризис появляется неожиданно, т.е. без какого-либо предупреждения для специалистов предприятия.
     При кризисе господствует нехватка времени  и решений. Оценка ограниченного  времени для принятия решений  зависит от состояния кризиса  и определяет этим нехватку времени  или срочность решения проблем. 
 
 
 

      Особенности управления предприятием в условиях кризиса
 
     При кризисе важной является проблема управления. Высокая комплексность управления в условиях кризиса позволяет, с  одной стороны, оказывать влияние  на развитие автономных процессов и  охватывает, с другой стороны, специфическую  проблематику руководства: необходимость  его высокого качества и наличие  только двух вариантов конечного  результата действий менеджмента, т.е. возможно либо банкротство, либо успешное преодоление кризиса.
     Снижение  прибыльности предприятия означает и снижение его цены. Цена предприятия  – это приведенные к настоящему времени потоки выплат кредиторам и  акционерам. Цена может упасть ниже суммы обязательств кредиторам. Это  означает, что акционерный капитал  исчезает, значит наступает полное банкротство.
     Таким образом, процесс, первым признаком  которого является относительное снижение прибыльности, может привести предприятие  к банкротству.
     Падение прибыльности предприятия до уровня ниже стоимости его капитала следует  рассматривать как следствие  проявления ряда факторов.
     Банкротство предприятия и является результатом  одновременного совместного негативного  действия внешних и внутренних факторов, доля "вклада" которых может  быть различной. Так, по имеющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политической и экономической системой к банкротству на 1/3 причастны  внешние факторы и на 2/3 – внутренние. Внешние факторы могут быть международными и национального характера.
     Наиболее  сильным внешним фактором банкротства  являются так называемые технологические  разрывы – крупные научно –  технические сдвиги, при которых  по оценкам специалистов в семи случаях  из десяти прежние предприятия, лидеры в своей области на определенном рынке, становятся отстающими.
     Не  менее многочисленны и внутренние факторы, определяющие развитие предприятия  и являющиеся результатом его  деятельности. В самом общем виде их можно сгруппировать по пяти основным группам:
     - конкурентная среда и позиция  предприятия;
     - принципы деятельности;
     - ресурсы и их использование;
     - применяемые маркетинговые стратегии  и политики;
     - качество и уровень финансового  менеджмента.
     Другим  важным фактором возможной неудачи  предприятия является чрезмерные издержки производства продукции из- за значительной доли непроизводительных затрат. Пути сокращения их достаточно подробно исследованы  в экономической литературе и  известны практикам: сокращение устаревших и излишних производственных мощностей, удешевление технологических процессов, их интенсификация, устранение брака, потерь от нерационального использования  рабочего времени, сокращение управленческих расходов за счет рационализации организационной  и производственной структур, продажа  и ликвидация убыточных производств, освоение производства высокорентабельной продукции.С этими мероприятиями  зачастую связывают и повышение  конкурентоспособности продукции  предприятия. Однако здесь необходимо учитывать и конъюнктурные процессы, происходящие на рынке.
     В литературных источниках последних  лет отмечается, что весьма эффективным  является участие предприятия в  рациональном разделении труда, в частности  субподрядным способом производства на основе договорных отношений по отдельным  изделиям или комплектующим на мелких и средних фирмах, а также создание так называемых рисковых предприятий, способных быстрее внедрять и  отрабатывать новые технологии, реагировать  на изменения требований рынка.
     Для российских предприятий представляется весьма сложным выделить приоритетность всех отмеченных факторов. И все- таки в настоящее время, даже с учетом низкой деловой активности, на финансовое состояние предприятий в большей степени воздействуют внешние факторы (в отличие от западных фирм, где на них приходится 1/3). Из них главный фактор- политическая, экономическая и финансовая нестабильность, вызывает неуверенность предпринимателей в успешности ( и даже, по- видимому, возможности) деятельности, отражается на всех составляющих организации производства, материально- технического обеспечения, сбыта продукции.
     К этой приоритетной группе факторов следует, разумеется, отнести и высокие  темпы инфляции в России. Несмотря на некоторое замедление ее темпов в последнее время, постоянные инфляционные ожидания отнюдь не способствуют реализации предприятиями своих стратегических целей. Сопряженные с недостаточно гибкой, а зачастую попросту разорительной, особенно для диверсифицирующихся  предприятий, налоговой системой государства, кредитной политикой, высокие для  конечного потребителя цены стимулируют  не расширение производства, а его  сокращение. Высокие цены, назначаемые  предприятиями на свою продукцию, зачастую имеют причиной не столько необоснованную ценовую политику этих предприятий, сколько внешние ценообразующие факторы. А это ведет в свою очередь к падению конкурентоспособности  товаров и снижению потребительского спроса.
     Последствия негативного воздействия тех  или иных факторов можно предвидеть, а значит своевременно принять соответствующие  меры к их устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать признаки возможного ухудшения финансового  состояния предприятия. Эти признаки, разумеется, не имеют абсолютной силы и должны рассматриваться в совокупности с другими показателями хозяйственной  деятельности. Они являются поводом  к тщательному исследованию финансового  состояния как со стороны руководителей  и акционеров, так и заказчиков и кредиторов. Источником информации для подобной диагностики может  служить официальная бухгалтерская  отчетность, особенно если ее сопоставить  с данными за несколько отчетных периодов.
     Кризис  в России, безусловно, существует, его  симптомы стали очевидны уже летом 2008 года. Мировой финансовый кризис лишь подстегнул необратимые процессы в российской экономике. Еще до того, как заговорили о финансовой катастрофе, надвигающейся с запада, наша экономика  столкнулась с рядом проблем, которые требовали решения давно, но стали критическими в последние  месяцы. В промышленности значительно  выросли затраты на электроэнергию и трудовые издержки. Развитие подавляющего большинства предприятий стало  происходить исключительно за счет инвестирования дополнительных средств, а не благодаря оптимизации производственного  процесса. Трагизм ситуации заключается  в том, что, имея внутренние ресурсы  и возможность привлечь инвестиции, российские предприятия не вышли  на качественно новый уровень  организации производства и управления. Новый перспективный проект под  руководством команды талантливых  профессионалов может не иметь успеха, если он реализуется на базе предприятия, где схема производственного  процесса неэффективна и технологическое  обеспечение не соответствует современным  требованиям. Именно такую историю  мы наблюдали и продолжаем наблюдать  на российском рынке. Инфраструктура и  средства производства на предприятиях устарели, современные управленческие, информационные и промышленные технологии только начинают вводиться.  

      Понятие антикризисного управления
 
     Система антикризисного управления обладает свойствами, которые придают особенный механизм управлению: гибкость и адаптивность, способность к диверсификации и  своевременного ситуационного реагирования, а также эффективно использовать потенциал предприятия и неформальные методы управления. Эти особенности  механизма антикризисного управления обусловлены и задачами, которые  решает диагностика: своевременное распознавание симптомов, факторов и причин приближающегося кризиса, классификация его и выработка мер, которые необходимо принять. Объектом диагностики помимо самой социально-экономической системы могут быть и её элементы.
     В зависимости от целей существуют различные стратегии антикризисного управления, но для каждой из них  важно своевременное распознавание  кризисной ситуации, определение  причин, симптомов и факторов кризиса.
     Антикризисное управление актуализирует функциональные аспекты по выявлению и преодолению  причин, препятствующих оздоровлению предприятия, и радикализации мер, восстанавливающих его платежеспособность. По мнению некоторых авторов, для  предприятий, достигших стадии развития и подъема в своем жизненном  цикле, экономическая сторона кризиса  и, следовательно, необходимость диагностики  выражается в дефиците денежных средств, необходимых для ведения производства и расчетов с кредиторами. Но этот подход, по мнению автора, страдает абстрактностью, так как не учитывает индивидуальные особенности жизненного цикла предприятия, в котором возможны кризисы, обусловленные  процессом развития и роста, возрастом  и размерами организации.
     Реструктуризация  предприятия и программа стабилизации финансово-экономического состояния  требуют экстренных мер по изысканию  средств для их осуществления. В  случае непринятия таких оперативных  мер наступает кризис ликвидности  и банкротство (результат регрессии  четвертой стадии). Особенность диагностики  на этой стадии заключается в расчете  диагностической ценности признаков, характеризующих кризис и уровень  риска при принятии управленческих решений для экстренного варианта нахождения оборотных средств. Например, реализация части производственных запасов, материалов, незавершенного производства ниже себестоимости в иной период была бы не оправдана, а в данной ситуации действенная, экстренная мера. Анализ условий и факторов повышения эффективности антикризисного управления предприятием приводит к необходимости введения классификации типов и видов диагностики в антикризисном управлении (рис .1) 

     
     Рисунок 1. Классификация типов и видов диагностики кризисов 

     Для высшего руководства и собственников  предприятия диагностика есть средство получения достоверной качественной информации о его реальных возможностях на начальной стадии экономического кризиса и основой для введения в действие особых методов и механизмов менеджмента. Опираясь на результаты диагностических  и превентивных исследований различных  сторон деятельности предприятия, менеджеры  и собственники имеют возможность  приступить к разработке рефлексивной модели антикризисного управления своим  предприятием.
     В антикризисном управлении видное место  должна занимать концепция рефлексии, которая на ранних стадиях развития кризисных ситуаций выступает методологической основой модели, связывающей современные  альтернативные микроэкономические теории и динамичную экономическую действительность. Необходимость построения новых "буферных", переходных и имитационных моделей вытекает из факта различий в подходах к экономике предприятия как к абстрактному объекту экономической теории или реальному объекту антикризисного управления.
     Среди множества моделей управленческих систем, которые вместе с различным  толкованием понятия управления размывают возможность их доказательной  классификации, трудно найти сколько-нибудь значительные общие или частные  модели антикризисного управления как  вида менеджмента. Отсутствие таких  моделей свидетельствует о правильности методологического допущения о  радикальном различии абстрактного объекта теории экономической науки, включая теорию менеджмента, и реального  объекта антикризисного управления.
     Это различие объектов, несмотря на сходство решаемых задач (в управлении, экономическом  анализе и диагностике), обнаруживается в качестве различных точек зрения. Одно дело – изучать, например, экономику  с целью углубления научного знания безотносительно к реальным экономическим  объектам и субъектам хозяйственной  деятельности и другое дело – применять  это знание в практике управления, давать экспертные оценки текущему или  прошлому финансово-экономическому, хозяйственному, организационному состоянию, прогнозировать возможное будущее предприятия. Иначе говоря, это означает реализацию всего комплекса текущих и  превентивных научных исследований, которые для менеджера, аудитора или консультанта по управлению конструктивно  неотделимы от индивидуальной фирмы  или предприятия.
     Ситуация  теоретически усложняется при введении ключевых фигур собственников, учредителей, акционеров, кредиторов и других субъектов  отношений по поводу имущества предприятия. Следовательно, чтобы правильно  оценить состояние исследуемого объекта и поставить диагноз, необходима система критериев и  классификация возможных отклонений базовых параметров исследуемых  объектов от их нормативных значений, определение характера отклонений и причин их вызвавших .
     Диагностические исследования в антикризисном управлении должны также определять принадлежность исследуемого объекта к классу, типу, группе или выявлять нетрадиционное сочетание признаков, их диагностическую  ценность для определения результата - постановки диагноза с целью ослабить или не допустить негативных воздействий.
     Таким образом, подходим к выводу, что диагностика  есть категория антикризисного управления, которая обладает специфическим  порядком связей, структурой и функциями. Целью диагностики в антикризисном  управлении является своевременное  распознавание признаков и природы  кризиса, а также локализация  нежелательных его воздействий.
     В целом управление компанией, которая  находится в состоянии кризиса  или прогнозируется, что внешние  факторы способствуют развитию кризисных  явлений внутри организации, должно быть изменено, причем такое изменение  должно происходить в соответствии с развитием самого кризиса. Если кризис диагностируется уже на стадии обострения (или хронического течения), то говорить о создании эффективного управления компанией сложно и скорее всего потребуются категоричные и возможно агрессивные меры по ликвидации проблем, связанных с кризисом. Если изменение управления осуществляется на первой стадии или стадии зарождения кризиса, то уже можно прогнозировать хорошие результаты (при наличии  адекватной программы таких изменений) и в этом случае изменения в  управлении предприятием позволят не только пройти кризис с наименьшими  потерями, но и извлечь из него действительную пользу и укрепить предприятие. 
 
 
 
 

     Глава II. Анализ эффективности управления предприятием в условиях кризиса на примере ЗАО «Тульский завод РТИ» 

     2.1.Краткая  характеристика предприятия 

     Тульский  завод РТИ - одно из ряда ведущих  предприятий Российской Федерации, изготавливающих резинотехнические  изделия. В Хабаровске предприятие  представлено филиалом, расположенным  по адресу ул. Промышленная, 22.
     В мае 2007 года завод отметил 60-летний юбилей. Свою первую продукцию предприятие  выпустило в 1947 году: резиновую обувь, прорезиненные костюмы и вентиляционные трубы для шахт. Современное оборудование, квалифицированные кадры позволили  значительно расширить номенклатуру, повысить качество и конкурентоспособность  изготавливаемой продукции, стать  единственным производителем ряда изделий. Сегодня специалисты ТЗ РТИ производят свыше 10 000 наименований изделий.
     Стратегия предприятия построена на обеспечении  потребностей в резиновых-технических  изделиях производств оборонной  промышленности, ж/д подвижного состава, машиностроения, автомобилестроения. С этой целью проводится комплекс мероприятий по модернизации технологических  процессов, приобретено современное  компьютеризованное оборудование (литьевые, вакуумные пресса, предформователи  и др., проводится сертификация продукции (РТИ для подвижного состава, трубы  вентиляционные шахтные, манжеты армированные для валов, элементы виброизоляторов  резинометаллические), а также системы  менеджмента и качества (№: 6300.312171/ЗЛ), аккредитована центральная заводская  лаборатория, аттестован участок изготовления резины специального назначения. Это  позволяет производить высококачественную и конкурентно-способную продукцию.
     В ноябре 1995 года завод вошел в число  пяти тысяч ведущих предприятий, имеющих статус «Лидеры Российской экономики».
     Завод сотрудничает со всеми регионами  России и ближнего зарубежья. Наиболее крупными потребителями являются предприятия  ЗАО МТЗ «Трансмаш», ЗАО «Липецкий металлургический завод «Свободный Сокол», ФГУП «Звод им. Серго», ИЭЦП «ВНИИСТ», ЗАО «Минский завод отопительного оборудования», завод «Автозапчасть». ЗАО «Ливгидромаш», АП «Шахта им. А.Ф. Засядько», ЗАО «Завод Водоприбор, ЗАО «Арнест», ЗАО «Тверской экскаватор», ФГУП ПО «Авангард», ФГУП «Пермский завод «Машиностроитель», Воронежский тепловозоремонтный завод, филиал ЗАО «РЖД», ЗАО «Тяжпромарматура», ЗАО НПО «Искра», Ульяновский автомобильный завод и многие другие.
     Предприятие постоянно работает над повышением качества продукции. Это всегда было одним из приоритетных направлений  его деятельности. Обеспечить высокое  качество позволяет оборудование известных  зарубежных фирм "Пирелли", "Сайяг", "Десма", "Рэп", "Шольц", "Круп" и т.д. применение современных  технологий, высокая квалификация и  многолетний опыт специалистов предприятия, работа службы качества. Для контроля исходного сырья, резиновых смесей и деталей, на предприятии функционирует  испытательный центр, являющийся крупнейшим в отрасли и располагающий  более чем 2000 единицами новейшего  оборудования и уникальных приборов.
     Основная  цель предприятия - получение прибыли  от осуществления деятельности. Основными  видами деятельности являются:
    производство формовых и неформовых резинотехнических изделий, ремней вентиляторных и плоскозубчатых, рукавов резинотканевых, клеев резиновых, мембран и мембранного полотна, товарной резины, шумоизоляционных прокладок, кровельного материала, автоковров, герметиков, шлангов поливочных, моноблоков, поддонов автомобильных, мела и уплотнителей;
    строительные, монтажные, пусконаладочные и отделочные работы;
    добыча и переработка мела;
    проведение технических, технико-экономических, финансовых, правовых и иных экспертиз и консультаций;
    производство товаров народного потребления;
    информационное обслуживание;
    торговая, торгово-посредническая, закупочная, сбытовая деятельность, создание оптово-розничных подразделений и предприятий, в том числе с правом реализации за валюту в соответствии с действующим законодательством;
    организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок, аукционов, торгов, как в Российской Федерации, так и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах;
    транспортировка грузов на всех видах транспорта;
    транспортное обслуживание технологических процессов предприятий ЗАО "Тульский завод РТИ" и сторонних заказчиков;
    оказание транспортно-экспедиторских услуг организациям и населению города Балаково;
    оказание услуг складского хозяйства;
    организация и эксплуатация объектов туристического, спортивного, оздоровительного и профилактического назначения;
    организация работы платных автостоянок, гаражей, станций технического обслуживания и бензозаправок, реализация горючесмазочных материалов;
    экспортно-импортные операции;
    внешнеэкономическая деятельность во всех предусмотренных действующим законодательством формах.
     В условиях конкуренции на рынке предприятие  стремиться обеспечить себе лидирующие позиции.
     ЗАО "Тульский завод РТИ" является лидером рынка РТИ, а по многим видам продукции - и монополистом, следовательно, это предъявляет дополнительные требования к ЗАО "Тульский завод РТИ", так как на него ориентируются предприятия-конкуренты.
     В условиях кризиса, возникшего в автопромышленности России, именно за счет монопольных  позиций ЗАО "Тульский завод РТИ" понесло значительные потери. 

     2.2.Диагностика  финансового состояния  предприятия и  оценка управления  в условиях кризиса 

     Проанализируем  финансовые показатели и оценим вероятность  возникновения финансового кризиса  на предприятии.
     Согласно  ФЗ "О финансовой несостоятельности (банкротстве)" от 27 сентября 2002 года если должник свыше трех месяцев  не выполняет свои обязательства  по денежным платежам и (или) обязанности  по уплате обязательных платежей, тогда  он может быть признан банкротом. Иначе говоря, если против предприятия  не возбуждено дело о его банкротстве  нельзя приравнивать финансовый кризис к возможному банкротству.
     В данном случае исследуется не возможность  банкротства и ликвидации предприятия, а степень проявления кризисов, особенно эволюционных.
     Практика  финансового менеджмента использует при оценке масштабов кризисного финансового состояния предприятия  три принципиальных характеристики:
    легкий финансовый кризис;
    глубокий финансовый кризис;
    финансовая катастрофа.
     Рассмотрим  критерии таблицы ( Приложение 3), на основании которой можно предварительно оценивать масштаб кризисного финансового состояния предприятия. В данной таблице анализируются только 4 показателя: чистый денежный поток, рыночная стоимость предприятия, состав финансовых обязательств предприятия по срочности погашения, состав текущих затрат предприятия. Это не полный перечень показателей которые могут анализироваться на этапе экспресс-диагностики, их количество может быть увеличено.
     Чистый  денежный поток складывается из следующих  элементов: 

       

     Рассмотрим  динамику чистого денежного потока предприятия за 2008г и четыре квартала 2009г
     Для расчета составим таблицу (Приложение 4)
     Как можно видеть, чистый денежный поток  за последний год снижается и  в 3 квартале 2009 г становится отрицательным. Если учитывать, что это внутригодовая динамика, и в первом полугодии 2009г чистый денежный поток хоть и снижался, но был положительным, то основной результат будет получен по результатам 4 квартала. В целом следует отметить снижение чистого денежного потока.
     Представляется, что если не произойдет никаких изменений  чистый денежный поток и в будущем  будет сокращаться. 
 
 

     Таблица 2.1 Параметры чистого денежного потока и вероятность кризиса
Показатель  Масштабы  кризисного финансового состояния 
2008 1 полугодие  2009 3 квартал 2009г
Чистый  денежный поток Положительное значение чистого денежного потока Положительное, но понижающееся значение чистого денежного  потока Отрицательное, и снижающееся значение чистого  денежного потока
Степень финансового кризиса Отсутствие  вероятности финансового кризиса Вероятность финансового  кризиса Легкий финансовый кризис
 
     По  одному показателю следует сделать  вывод о том, что на ЗАО "Тульский завод РТИ" за счет проблем с финансовыми потоками (в первую очередь за счет дефицита собственного оборотного капитала) наблюдается вероятность наступления финансового кризиса. Однако в данный момент финансовый кризис четко идентифицирован быть не может.
     Рассмотрим  динамику рыночной стоимости активов  ЗАО "Тульский завод РТИ". Активы, участвующие в расчете, - это имущество акционерного общества, в состав которого включаются по балансовой стоимости следующие статьи.
     В состав активов, принимаемых к расчету, включаются:
     - внеоборотные активы, отражаемые  в первом разделе бухгалтерского  баланса (нематериальные активы, основные средства, незавершенное  строительство, доходные вложения  в материальные ценности, долгосрочные  финансовые вложения, прочие внеоборотные  активы);
     - оборотные активы, отражаемые во  втором разделе бухгалтерского  баланса (запасы, налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям,  дебиторская задолженность, краткосрочные  финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы), за исключением  стоимости в сумме фактических  затрат на выкуп собственных  акций, выкупленных акционерным  обществом у акционеров для  их последующей перепродажи или  аннулирования, и задолженности  участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.
     Рыночная  стоимость активов может быть определена сравнительным, доходным или  затратным методом. В данном случае скорректируем статьи по активу баланса  с учетом возможной рыночной стоимости  имущества (затратный метод) и вероятности  получения рыночной стоимости (сравнительный  метод).
     Внеоборотные  активы ЗАО "Тульский завод РТИ" включают в себя основные средства производственного и непроизводственного значения. Основные средства предприятия не оценивались по сравнительным рыночным ценам, а большое количество наименований основных средств не позволяет провести оценку в рамках данного дипломного исследования. Поэтому воспользуемся остаточной стоимостью основных средств.
     В составе внеоборотных активов предприятия  имеется незавершенное строительство. Рыночной оценке такие активы не были подвергнуты, однако разумно полагать, что стоимость незавершенного строительства  зависит как от степени незавершенности  и от степени взаимозависимости  строительства с производственными  мощностями. Представляется, что стоимость  таких активов ЗАО "Тульский завод РТИ" может составлять не менее 50% стоимости.
     Нематериальные  активы представлены в виде имеющихся  на предприятии лицензий и сертификатов, а также стоимости приобретенных  программных продуктов. Поскольку  практически все лицензии именные, продать их по какой-либо стоимости  не представляется возможным, как и  сертификаты. Стоимость программных  продуктов также не может быть включена в рыночную оценку, так  как создавались продукты специально для дано предприятия.
     Таким образом, рыночная стоимость внеоборотных активов ЗАО "Тульский завод РТИ" может составить: 
 

     Таблица 2.2 Расчет рыночной стоимости внеоборотных активов предприятия
    Статья  внеоборотных активов 2008 2009
    Остаточная  стоимость ОС 930605,4 (на конец  года)
    981427,8 (на конец  3 квартала)
    Возможная стоимость незавершенного строительства, тыс. руб. 232223*0,5= 116111,5 158680,32*0,5 = 79340,16
    Итого 1046716,9 1060767,96
 
     Рыночная  стоимость внеоборотных активов  за 2008-2009гг снижается.
     Оборотные активы могут быть оценены по рыночной стоимости в следующем объеме:
     Сырье, материалы – по полной покупной стоимости
     Незавершенное строительство – 0
     НДС – по полной стоимости
     Дебиторская задолженность до 3 месяцев –  в полном объеме
     Дебиторская задолженность свыше 3 месяцев (за минусом  безнадежной на конец года задолженности) – половина стоимости.
     Денежные  средства и краткосрочные финансовые вложения – по полной стоимости.
     Исходя  из этого рыночная стоимость оборотных  активов будет следующей: 

     Таблица 2.3 Расчет рыночной стоимости оборотных активов предприятия
    Статья  оборотных активов 2008 2009
    Производственные  запасы 1042200 583632
    НДС 31874 1784
    Дебиторская задолженность (до 3 мес) 511580 939372
    Дебиторская задолженность (свыше 3 мес) 767370 838126,6
    В том  числе безнадежная  38368,5 69850,6
    Денежные  средства 25432 19452
    Итого 1975586,75 1928378
 
     Общая стоимость активов предприятия, рассчитанная с учетом получения рыночной стоимости, составит: 

     Таблица 2.4 Расчет рыночной стоимости активов предприятия
    Статья  активов 2008 2009
    Остаточная  стоимость ОС 930605,4 981427,8
    Возможная стоимость незавершенного строительства, тыс. руб. 116111,5 79340,16
    Производственные  запасы 1042200 583632
    НДС 31874 1784
    Дебиторская задолженность (до 3 мес) 511580 939372
    Дебиторская задолженность (свыше 3 мес) 364500,75  
    Денежные  средства 25432 19452
    Итого 3022303,65 2989145,96
 
     Как можно видеть, рыночная стоимость  активов ЗАО "Тульский завод РТИ" за 2008-2009 гг снижается на 1,1%. Рассмотрим как динамика рыночной стоимости активов предприятия характеризует вероятность кризиса: 

     Таблица 2.5 Параметры рыночной стоимости активов предприятия и вероятность кризиса
    Показатель  Масштабы  кризисного финансового состояния 
    2008 2009
     Динамика  рыночной стоимости активов Рост рыночной стоимости активов Тенденция к  снижению рыночной стоимости предприятия
    Степень финансового кризиса Отсутствие  вероятности финансового кризиса Глубокий финансовый кризис
 
     Данный  показатель не может четко охарактеризовать вероятность кризиса, так как  в 2008г наблюдалась стабилизация и полное отсутствие вероятности  финансового кризиса, а в 2009г по данному параметру можно констатировать уже глубокий финансовый кризис. Поскольку  финансовый кризис не может сформироваться в течение одного года, представляется, что имеют место финансовые проблемы, связанные с рыночной ситуацией  предприятия, но если в будущем эта  динамика сохраниться вероятность  наступления глубокого финансового кризиса не просто вероятна, а очевидна.
     Рассмотрим  состав финансовых обязательств предприятия  по срочности погашения.
     Кредиторская  задолженность в 2008 году снизилась  на 61,2 млн. руб. и на 1.01.2009 г. составила 440,4 млн. руб. Задолженность по краткосрочным  банковским кредитам увеличилась на 228,7 млн. руб. и на 1.01.2009 г. составила 733,7 млн. руб.
     По  прогнозным данным на 2009г кредиторская задолженность увеличилась на 89,06 млн. руб. (+20,2%) и на конец 2009г составит 529,46 млн. руб. Задолженность по банковским кредитам выросла еще на 247,6 млн. руб. и на конец 2009г составит 981,3 млн. руб. долгосрочные кредиты предприятием в последние три года не привлекались.
     Долгосрочные  источники заемного капитала представлены отложенными налоговыми обязательствами. Данный вид капитала вырос в 2009г  на 1,9%
     Рассмотрим  динамику и структуру заемного капитала: 

     Таблица 2.6 Динамика источников заемного капитала предприятия
    Источник  2008 2009
    тыс. руб. В % к итогу тыс.руб. В % к итогу
    Кредиторская  задолженность 440400 36,7 529460 34,4
    Кредиты банков 733700 61,1 981300 63,8
    Расчеты по дивидендам, доходы будущих периодов 3554 0,3 3801 0,3
    Долгосрочные  источники 22611 1,9 23041 1,5
    Итого заемный капитал 1200240 100 1537602 100
 
     В целом заемный капитал увеличивается  за 2008-2009гг на 28,1%, причем наиболее заметный рост наблюдается по банковским кредитам (+33,7%). За счет этого изменяется структура  заемных источников капитала в пользу банковских кредитов. Учитывая, что  данный источник для предприятия  связан с постоянным ростом стоимости (пени, штрафы в случае просрочек), то следует отметить, что структура привлеченного капитала ухудшается в 2009г. Доля долгосрочных источников снижается с 1,9% до 1,5%. Предприятие снижает долю наиболее выгодных источников привлеченного капитала.
     Рассчитаем  долю наиболее срочных финансовых обязательств (кредиторская задолженность и проценты по кредитам) в общей сумме капитала предприятия 

     2008: 616488/4426552 = 13,9%
     2009: 764972/ 4482190 = 17% 

     С учетом проведенных расчетов рассмотрим, как данный параметр характеризует  вероятность кризиса: 

     Таблица 2.7 Параметры структуры заемного капитала предприятия и вероятность кризиса
    Показатель Масштабы  кризисного финансового состояния
    2008 2009
    Состав  финансовых обязательств предприятия  по срочности погашения Повышение суммы  и удельного веса краткосрочных  финансовых обязательств Повышение суммы  и удельного веса краткосрочных  финансовых обязательств
    Степень финансового кризиса Легкий финансовый кризис Легкий финансовый кризис
 
     Как можно видеть, данный параметр определяет финансовую ситуацию на ЗАО "Тульский завод РТИ" как легкий финансовый кризис.
     Рассмотрим  состав текущих затрат предприятия, для чего проанализируем структуру  себестоимости продукции ЗАО "Тульский завод РТИ" с позиции "постоянные – переменные затраты" и динамики их элементов. 
 

     Таблица 2.8 Структура издержек предприятия
    Вид издержек 2008 2009
    Тыс. руб. В % к итогу Тыс. руб. В % к итогу
    Постоянные В т.ч.
    1736725,9 35 1180014,08 49
    Общезаводские 1141277,02 23 650211,84 27
    Общецеховые 446586,66 9 264901,12 11
    Коммерческие  148862,22 3 265080 11
    Переменные в т.ч.
    3225348,1 65 1228177,92 51
    Цеховые 2838306,328 57,2 1023481,6 42,5
    Коммерческие  387041,772 7,8 204696,32 8,5
    Полная  себестоимость 4962074 100 2408192 100
 
     Как можно видеть, в абсолютном выражении  текущие затраты на производство продукции сокращаются (на 51,5%), однако структура затрат изменяется в пользу доли постоянных затрат (с 35% в 2008г до 49% в 2009г), что характерно для производственных предприятий резко снизивших  объем производства. Негативной тенденцией следует признать увеличение постоянных затрат за счет роста коммерческих затрат. Предприятие в результате сокращения объемов сбыта продукции лишилось возможности использовать эффект масштаба производства и снижения тем самым удельного веса постоянных затрат. Маржа производимой продукции снижается, что уменьшает зону финансовой безопасности предприятия. Состав затрат на производство и реализацию продукции ЗАО "Тульский завод РТИ" позволяет говорить о негативной динамике структуры себестоимости.
     Таблица 2.9 - Параметры состава затрат предприятия и вероятность кризиса
    Показатель Масштабы  кризисного финансового состояния
    2008 2009
    Состав  текущих затрат предприятия Удовлетворительная  структура затрат Тенденция к  росту постоянных затрат
    Степень финансового кризиса Отсутствие  вероятности кризиса Легкий финансовый кризис
     Данный  параметр показывает вероятность наступления  легкого финансового кризиса, вследствие сокращения маржи от производства и  реализации продукции. Сведем все полученные результаты вместе. Введем условные обозначения:
     + - отсутствие вероятности кризиса
     - легкий финансовый кризис
     -! Глубокий финансовый кризис
     !! – финансовая катастрофа
     Таблица 2.10 - Итоги расчета параметров для оценки вероятности финансового кризиса
    Показатель Масштабы  кризисного финансового состояния
    2008 2009
    Чистый  денежный поток + -
    Рыночная  стоимость активов предприятия + -!
    Состав  финансовых обязательств предприятия  по срочности погашения  - -
    Состав  текущих затрат предприятия  + -
    Обобщенный  результат + -(!- в перспективе)
 
     Обобщение результатов исследования показывают, что в 2009г на предприятии ЗАО "Тульский завод РТИ" может быть диагностирован легкий финансовый кризис. Однако если в 2008г хорошая динамика наблюдалась по четырем из пяти объектов наблюдения, то в 2009г динамика негативна, а по параметру "рыночная стоимость активов предприятия" могут быть выявлен глубокие финансовые кризисные проявления. Поскольку основные факторы, негативно повлиявшие и влияющие в настоящий момент на финансовую сферу предприятия, находятся вне зоны влияния предприятия и связаны с узкой проблемой (отраслевая составляющая, обусловленная специализацией производственной деятельности предприятия и как следствие его кооперацией с автопромышленностью), то можно говорить о вероятности наступления в будущем финансового кризиса. В настоящий момент кризисные явления наблюдаются только в отдельных элементах финансовой сферы предприятия и при проведении соответствующих мероприятий могут быть предотвращены для дальнейшего развития.
     Глава III. Рекомендации по управлению предприятием в условиях кризиса 

     Итак, была проведена диагностика возможных кризисных явлений на ЗАО "Тульский завод РТИ". В целях дальнейшей работы необходимо отметить такой аспект, как выявление множества сигналов (различной временной интенсивности) о вероятности или уже наступающего кризиса в различных сферах управления предприятием. Эта интенсивность свидетельствует о том, что отсутствует одна точка (или период) времени, когда можно говорить о том, что на предприятии существует общеорганизационный кризис. В то же время сигналы показывают, что в различные периоды времени проявляются микрокризисы в отдельных функциональных сферах. Так, уже сейчас имеются кризисные явления в финансовой сфере, наблюдается зарождение кризиса в сфере сбыта и маркетинга.
     Поскольку система управления представляет собой  механизм координации и взаимодействия в масштабах всего предприятия  всех его элементов, то, безусловно, функциональные кризисы отражаются на всей системе управления и за счет единого пространства проецируются на другие функциональные сферы (пока находящиеся в удовлетворительном с точки зрения кризиса состоянии). Тем самым микрокризисы, возникающие  в одной системе в разное время  впоследствие приводят к общеорганизационному кризису, а система управления, если ее не изменять, не сможет эффективно управлять  предприятием в этом кризисе.
     Все это требует разработки не просто мер антикризисного управления, а  формирование новой адаптивной системы  управления, ориентированной на устранение последствий уже начавшихся кризисов и минимизирующих потери от кризисов, которые начнутся в ближайшее  время, и на которые система отреагировать  профилактически не успеет. Кроме  того, такая система должна иметь  четко выраженный стратегический характер, который позволит не ставить перспективные цели в зависимости от современного состояния, а управлять современным состоянием предприятия в зависимости от наиболее привлекательных перспективных целей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.