На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эффективность организации и функционирования информационно-консультационной службы АПК Республики Татарстан

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ФГОУ  ВПО Оренбургский государственный  аграрный университет 

      Кафедра организации технологических процессов 
 
 

      КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ 

      Эффективность организации и 
      функционирования  информационно-консультационной службы АПК Республики Татарстан
      Выполнила:
      студентка 51группы
      экономического  факультета
      Тадевосян Л.В.
      Проверил:
      доцент, к.э.н.  Дмитриев А. В. 
 

                                                                          
 
 
 

      Оренбург – 2011г
Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3
    Теоретические основы создания и деятельности информационно-консультационных служб………...……………………..............................6
    2.  Современное состояние АПК Республики Татарстан…………………..12
            2.1 Природно–климатическая характеристика  Республики Татарстан…………………………………………………………………………12
            2.2 Основные показатели деятельности АПК………………………….13
            2.3  Характеристика ИКС региона……………………………………...19
    3. Экономическая эффективность ИКС АПК Республики Татарстан………………………………..………………………………………..24
             3.1 Проект развития ИКС республики Татарстан…………………….24
             3.2 Проект развития с/х предприятия на примере ООО «Дусым».……………………………………...………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….49
Список  литературы………………………………………………………………51 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

        В условиях реформирования экономики  России в целом и ее аграрного  сектора, в частности, особое значение приобретает наличие и своевременное доведение до пользователей разного рода информации. Достижения науки и техники, правовая и экономическая информация в одинаковой степени важны для сельскохозяйственных товаропроизводителей, вне зависимости от объемов производства и специализации. Своевременное информирование сельхозпроизводителя по широкому кругу вопросов позволяет ему обеспечить устойчивое ведение производства.
       Потребность сельских товаропроизводителей  и предпринимателей в разного  рода информации и необходимость  обеспечения функционирования информационной  инфраструктуры привели к началу  создания системы информационно-консультационного  обслуживания, прообраз которой  – служба общественной агрономии  – успешно функционировал в  ХIХ в. в России.
      В 2010 году в агропромышленном комплексе продолжается формирование и развитие системы сельскохозяйственного консультирования, представляющей собой совокупность организаций, действующих на федеральном, региональном и районном уровнях с целью оказания практической консультационной помощи сельским товаропроизводителям и населению.
      Одним из факторов, сдерживающих дальнейшее развитие ИКС, является  острый дефицит  кадров всех категорий на всех уровнях. В ближайшие годы стоит задача обеспечить информационно-консультационную службу АПК России кадрами, способными создать условия для стабилизации и перехода к устойчивому развитию агропромышленного комплекса. В  ближайшей перспективе  приоритетными  направлениями работы по кадровому  обеспечению  информационно-консультационной службы будут следующие:
    организация стройной системы подготовки кадров для информационно-консультационной службы и, в первую очередь, полевых консультантов, менеджеров, специалистов по компьютерным технологиям, программированию и моделированию;
    введение в аграрных учебных заведениях курса по основам организации и функционирования ИКС;
    открытие соответствующих кафедр и магистратур в вузах;
    организация системы повышения квалификации работников службы на базе Центра обучения кадров ИКС Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, создаваемых региональных центров обучения кадров и системы дополнительного профессионального образования.
          Основное направление деятельности ИКС - внедрение новых технологий и научных разработок в сельскохозяйственное производство. Основной целью является - создание единого информационного поля для участников аграрного рынка. Сотрудники ИКС создали сайт, на котором размещена информация о новых разработках АЧГАА, а также предложения региональных НИИ и ВУЗов, готовых к внедрению в производство. Банк данных разработок постоянно обновляется. Кроме этого на сайте можно узнать о новинках отечественного сельхозмашиностроения и разработках местных КБ, увидеть много информации, необходимой для управления производством. Доступ к сайту бесплатный.
      Объектом  курсового проекта является изучение функционирования информационно –  консультационной службы республики Татарстан.
      Основная  цель курсового проекта это освещение  деятельности ИКС республики, ее организационной  структуры, финансирование, кадровое обеспечение, а также взаимодействие ИКС с  государственными и другими структурами.
      Для достижения поставленной цели следует  решить следующие задачи:
      определение теоретических основ создания и функционирования ИКС;
      изучение показателей деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Татарстан и предоставляемых услуг местного ИКЦ;
      определить эффективность ИКС АПК республики Татарстан;
      проектирование экономической эффективности организации и функционирования ИКС республики.
      Для получения фактического материала  были использованы методы монографического исследования, анализа, планирования, сравнения, табличный, коэффициентный, статистический, полученных из периодической  литературы и официальных сайтов Республики Татарстан.
     Практическая  значимость результатов исследования состоит в том, что основные положения  работы могут быть использованы для  повышения эффективности организации  и функционирования информационно-консультационной службы республики Татарстан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Теоретические основы создания и  деятельности информационно  –
консультационных  служб
      В результате аграрной реформы в сельском хозяйстве и других отраслях агропромышленного  комплекса России произошли значительные социально-экономические преобразования. Радикально изменились экономические, финансовые и правовые условия хозяйствования предприятий и организаций, осуществлен  переход от административной планово-распределительной  к рыночной системе экономики. Однако, за годы проведения данной реформы  аграрный сектор России оказался в  состоянии глубокого кризиса.
      В то же время информационные потребности  сельских товаропроизводителей резко  возросли. Необходим постоянный приток информации рыночного характера, ощущается  недостаток знаний и опыта принятия хозяйственных решений в изменяющихся условиях. Поэтому, к настоящему времени, возникла острая потребность в новой  системе, которая могла бы объединить в своей деятельности и распространение  информации, и передачу новых знаний, а также оказание помощи в решении  проблем товаропроизводителей. Решение  всех этих вопросов и призвана обеспечить информационно-консультационная служба АПК (ИКС АПК). Процесс воссоздания ИКС АПК России начался еще в середине 1990-х годов, но он носил эмпирический характер, отдельные успехи остались эпизодами и не приобрели системного характера. Сельские товаропроизводители не обеспечиваются полной и достоверной информацией и знаниями, необходимыми для эффективной деятельности. Таким образом, в практическом и научном плане вопросы создания и функционирования ИКС в сельском хозяйстве являются актуальными и требуют исследования. Современный опыт развития ИКС показывает, что рациональные решения для условий России еще не найдены, не используются инструменты экономической науки.
      Целью исследования является разработка методических подходов к рациональной организации  и управлению деятельностью информационно-консультационной службы на региональном уровне.
      По  данным Департамента науки и технического прогресса Минсельхоза России известно, что в настоящее время в службах всех уровней работают более 1200 консультантов, оказывающих активную помощь сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок. В специализированных семинарах, организованных информационно - консультационными службами, приняли участие более 15 тыс. специалистов сельскохозяйственного производства. В 2008 г. информационно-консультационные службы оказали содействие в освоении свыше 528 инновационных проектов, 30 индустриальных технологий, реформировании 301 предприятия. Большое внимание службы уделяют пропаганде передового опыта. Ими проведено 1736 семинаров, 227 вставок, издано выше 10 тыс. информационных материалов, 262 бюллетеней, организовано 330 полевых дней.
Перечень  услуг ИКС
      Информационное  обеспечение сельхозпредприятий и  фермеров путем организации бесплатного  доступа на сайт и распространения  рекламных проспектов технических новинок проводит консультации для специалистов хозяйств и фермеров по вопросам:
    организации материально-технической базы предприятия;
    выбора посевных, почвообрабатывающих машин и других средств               механизации и электрификации;                                                                      
    технологий возделывания и уборки с/х культур;                                                      
    технологий хранения техники и сельхозпродукции;
    агрономии и селекции;
    очистки нефтепродуктов и технических жидкостей;
    организации технического сервиса машин в хозяйстве;
    организации производственного учёта в сфере эксплуатации МТП и потребления электроэнергии на базе современных технологий;
    повышения плодородия почв и урожайности культур;
    налогообложения и бухучета в сельскохозяйственном производстве;
    подготовка специалистов для работы в сети Интернет и с базами данных;
    размещение рекламы услуг и сельхозпродукции предприятий на сайте;
    поиск техдокументации для сельхозмашин и оборудования, поиск техники для временного выполнения работ, ринг специалистов;
    разработка измерительно-анализирующих комплексов для контроля различных технологических процессов под заказ;
    консультации юридических лиц;
    любые виды оценки.
      Создание  системы информационно-консультационного  обслуживания в сельской местности, повышение эффективности ее работы напрямую зависит от финансирования.
      Приятный  факт: государственная поддержка  системы ИКС начинает работать.
      Для иллюстрации: в федеральном бюджете на 2010 год в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» впервые за последние 15 лет предусмотрено финансирование мероприятий по созданию и открытию 240 информационно-консультационных центров, в настоящее время на 2011 год создались и открылись 57 информационно-консультационных центров. Это, конечно, мало для российского аграрного сектора, но сроки реализации данной программы (до 2012 года) реально учитывают ресурсные возможности обеспечения намеченных мероприятий на федеральном и региональном уровнях.
      В частности, предусматривается, что  программа осуществится в два  этапа. На первом этапе разрабатываются, а точнее уже разработаны, необходимые  нормативные документы, а регионы  собрали и проанализировали информацию о состоянии и перспективах развития местных ИКС. На втором этапе, начиная с 2008 года, предусматривается переход к формированию заявок от конкретных территорий и создание ИКЦ в форме муниципальных учреждений в каждом регионе. Что сейчас и делается.
      Средства  федерального бюджета на указанные  цели выделяются на безвозвратной основе в виде субсидий субъектам РФ для  приобретения оборудования, транспорта, средств связи и обустройства помещений ИКЦ. Основным условием выделения федеральных средств является долевое финансирование этих мероприятий субъектом РФ в порядке межбюджетных отношений. Доля средств федерального бюджета составляет не более 950 тыс. рублей на создание одного ИКЦ. На деле этой суммы вполне достаточно для оснащения одного центра по требованиям, отвечающим современным стандартам. Перечень оборудования, приобретаемого за счет средств федерального бюджета, должен быть составлен по специальной форме и закуплен на конкурсной основе.
      На  сегодняшний день по материалам, которые  представлены в Минсельхоз страны и  сейчас там проверяются, заявки на открытие и создание 65 центров поступили  от 16 регионов. Что самое главное - с необходимыми расчетами и обоснованиями. Из них отвечают предъявленным требованиям  лишь 35 процентов заявок. Качественные заявки представили из Ярославской, Нижегородской, Самарской, Ульяновской, Волгоградской областей, из Калмыкии и Татарстана. Эти регионы войдут в перечень финансирования региональных центров на этот год. По информации Минсельхоза РФ и Министерства финансов РФ, средства на данные цели (речь почти о 11126,80 млн. рублей) будут выделены в самое ближайшее время. Данная сумма достаточна для создания в России 35 ИКЦ.
        В Германии специальные консультационные  службы появились в первой  трети этого столетия. Цель организации  консультационной службы в Германии - повышение эффективности хозяйственной  деятельности ферм и, естественно,  доходов фермерских хозяйств. Консультации  по вопросам сельскохозяйственного  производства и ведению хозяйства  могут получить все желающие. Важным гарантом эффективной  деятельности консультационной  службы в Германии является  государственная поддержка. Структура  и организация консультационной  службы, единые в стране и включают  в себя федеральные или земельные  консультационные службы (государственные  организации), сельскохозяйственные  палаты, частные консультационные  фирмы и объединения, а также  частных консультантов.
      Федеральное министерство продовольствия, сельского  и лесного хозяйства осуществляет функции общего руководства консультационной службой. В системе министерства имеется специальное управление по вопросам консультационного обслуживания и образования в сельском хозяйстве, осуществляющее связь с другими подразделениями министерства, а также с внешними организациями. Консультационные службы полностью или частично финансируемые за счет государственных средств, считаются официальными или ведомственными. Общей тенденцией для всех земель ФРГ является предоставление бесплатной консультационной помощи крестьянам и членам их семей государственными учреждениями или возмещение государством затрат при получении таких услуг от частных консультационных фирм, если речь идет о перспективах развития сельхозпредприятий и о социально-экономических проблемах работающих и членов их семей, т.е. о вопросах, имеющих весомое общественное и социально-политическое значение.
           В землях Баден-Вюртемберг, Бавария, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Тюрингия организация государственного (официального) консультационного обслуживания сельхозпроизводителей возложена на земельные министерства сельского хозяйства. Функции государственной консультационной службы осуществляются через научно-исследовательские институты, сельскохозяйственные школы и университеты. Они могут оказывать постоянные или разовые консультации, готовить или проводить экспертизу строительных проектов, адаптировать новейшие технологии в растениеводстве и животноводстве, давать консультации при покупке техники и оборудования. Научные и учебные центры, опытные станции, постоянно действующая сеть повышения квалификации в области сельского хозяйства имеет большое значение для повышения эффективности сельскохозяйственного консультирования.
      Во  Франции большую часть в консультационных услуг предоставляют сельскохозяйственные палаты, которые были организованы в 50-х годах при финансовой помощи правительства. В структуре Сельскохозяйственных Палат страны имеется 94 региональных отделения, где работает около 11 тысяч  экспертов, а также сотни консультантов  из торговых сельскохозяйственных предприятий. Они предоставляют широкий спектр услуг: от анализа почв до экономического прогноза развития хозяйства. Государство  оплачивает от 30 до 40 процентов эксплуатационных затрат Сельскохозяйственных Палат, а  также проведение отдельных программ и мероприятий. Все обслуживание проводится по установленным расценкам.
      В Финляндии сельскохозяйственное консультирование ведется более 200 лет, которые проводят через сельскохозяйственные консультационные центры Членами сельскохозяйственной консультационной организации на основе добровольного объединения, которыми являются сельхозпроизводители, члены их семей, другие сельские предприниматели.
      Общее число членов около 210 тысяч. Они  организационно объединены в общества землевладельцев, сельскохозяйственные общества и общества домохозяек, а  также другие сельские организации. В каждой губернии Финляндии имеются  сельскохозяйственные консультационные центры. Кроме непосредственного  консультирования служба организует курсы  повышения квалификации, учебные  поездки, экскурсии, услуги по снабжению. 

    Современное состояние АПК  Республики Татарстан
2.1 Природно – климатическая  характеристика Республики  Татарстан 

      Республика  Татарстан, расположенная в центре России, на стыке европейской и  азиатской частей, двух природных  зон, в месте слияния двух крупных  р. Волги и Камы, имеет выгодное географическое положение, обладает высоким  экономическим и природным потенциалом, богатым культурно-историческим наследием. Рельеф местности и большая протяженность района в меридиональном направлении определяют разнообразие почв и растительности. Общая площадь республики - 68 тыс. кв. км, что в два раза больше Бельгии и Нидерландов, в полтора - Дании и Швейцарии. Татарстан больше Израиля, Ливана, Литвы и Эстонии. Протяженность территории - 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток. Границ с иностранными государствами республика не имеет.
      Территория  республики представляет собой равнину  в лесной и лесостепной зоне с  небольшими возвышенностями на правом побережье Волги и на юго-востоке  республики, 90% территории лежит на высоте не более 200 м над уровнем моря.  Климат умеренно-континентальный. Средняя температура января - -13°С, июля - +19°С. Природа разнообразна. Численность населения Республики Татарстан составляет 3,7 млн. человек (среди них русских - около 40%). На территории района, расположенной в лесной и полупустынной природных зонах, ведущая роль в сельском хозяйстве принадлежит животноводству. В лесостепной и степной зоне - растениеводству (в первую очередь зерновому хозяйству). Зерновой район расположен примерно от широты Казани до широты Самары (выращивается рожь, озимая пшеница). Распространены посевы технических культур, например, посевы горчицы составляют 90% посевов этой культуры в России. Здесь же развито животноводство мясомолочного направления. По сведениям министерства сельского хозяйства и продовольствия Татарстана, большинство сельхозпредприятий республики являются передовыми и в производстве животноводческой продукции, поскольку высокие урожаи сельскохозяйственных культур создают надежную кормовую базу для развития животноводства. Земельный фонд Республики Татарстан равен 6783,7 тыс. га. Основную часть занимают земли сельскохозяйственного назначения (70%), затем лесного фонда (18%) и водного фонда (7%). 

2.2 Основные показатели деятельности АПК
      По  предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной  статистики по Республике Татарстан, в  текущем году в республике собрано 4498,7 тысячи тонн зерна при средней  урожайности 26,6 центнера с гектара. Это значит, что в Татарстане на каждого жителя приходится значительно  больше одной тонны зерна. Между  тем принято считать, что для  обеспечения продовольственной  безопасности региона необходимо обеспечить производство не менее 1000 килограммов  зерна на душу населения в год. В основе высоких производственных достижений лучших хозяйств по урожайности хлебной нивы - внедрение современных технологий возделывания зерновых культур, использование перспективных высокопродуктивных сортов и качественных семян, осуществление необходимых мероприятий по защите сельскохозяйственных растений от сорняков, вредителей и болезней.
      Сегодня на селе в Республике Татарстан проживает  около 1 млн. человек, а это 26 % его  населения. Само сельское хозяйство  Татарстана как отрасль экономики  занимает передовые позиции среди  субъектов РФ. Сохранилось в республике и поголовье скота – а это 1,2 млн. гол. КРС (в том числе 433 тыс. коров), почти 800 тыс. свиней, 373 тыс. овец и коз, более 10 млн. голов птицы. Татарстан, используя 2,3 % сельхозугодий России, производит до 5 % всей ее сельхозпродукции, то есть сельское хозяйство здесь  в два с лишним раза эффективнее, чем в целом по стране.
      Рассмотрим  теперь статистические данные, характеризующие  состояние АПК в Республике Татарстан. Доля сельскохозяйственных предприятий  в общем их количестве в Республике Татарстан составляет, по состоянию  на апрель 2011 года, всего 4,5% от общего количества организаций, практически все они – предприятия частной собственности. Необходимо также отметить, что доля предприятий АПК от года к году снижается; так, к концу 2008 года она составляла 5,2%. Это снижение обусловлено ростом количества торговых предприятий, которые в структуре юридических лиц в Республике Татарстан занимают уже практически 30%. Кроме того, имеет место убыль сельскохозяйственных организаций, их регистрируется меньше, чем ликвидируется. Доля сельскохозяйственных организаций в обороте республики составляет 1,9%, что также очень низкая для отрасли стратегического значения величина. В количественном выражении годовой оборот продукции сельского хозяйства в 2009 году составил 28848,9 млн. руб., в то время как оборот по реализации продовольственных товаров за тот же период составил 129023,3 млн. руб. Такое несоответствие говорит о том, что АПК республики не обеспечивает собственных потребностей населения в продукции сельского хозяйства.
      Прирост цен производителей сельскохозяйственной продукции составил за 2009 год более 30%, что, однако, является относительно низким показателем; в прочих отраслях (кроме строительства) прирост цен был выше. В начале 2011 года наметилась тенденция к снижению закупочных цен у сельхозпроизводителей на фоне роста оптовых и розничных цен на продукцию сельского хозяйства. Причем максимальный рост цен был обеспечен приростом цены на муку, мучную продукцию и особенно овощи, потребность в которых в республике собственными силами не обеспечивается. В декабре 2010 года, по сравнению с предыдущим месяцем, цены на продукцию растениеводства выросли на 7,1% за счет повышения цен реализации зерновых культур (на 1,1%), картофеля (на 7,1%) и овощей (на 50,5%). Повышение цен наблюдалось на все виды овощей: помидоры (на 52,3%), огурцы (на 65,5%), лук (на 9,5%) свеклу (на 6,6%), морковь (на 3%) и капусту (на 1%). Цены реализации на продукцию животноводства в декабре 2010 года относительно предыдущего месяца повысились на 4,5%, что обусловлено повышением цен реализации молока (на 8%) и яиц (на 11,4%).
      Объем инвестиций в АПК в Республике Татарстан составляет в текущем  году всего 737 млн. руб., что составляет 2,9% от общего объема инвестирования в  республике. Сальдированный результат  деятельности сельскохозяйственных предприятий Татарстана в текущем году составил 732,6 млн. руб. на фоне увеличения доли убыточных предприятий. Итоговый финансовый результат в 16,9 раза больше, чем аналогичный за 2010 год. Рентабельность продукции АПК, согласно статистическим данным, составила в 2011 году 3,6%. Все указанные данные свидетельствуют о наличии возможностей повышения эффективности функционирования сельского хозяйства в регионе. В частности, в отрасль, не менее чем обрабатывающие производства, нуждающуюся в инвестировании в основной капитал, попадает в 13,5 раза меньше средств. Полученных средств в совокупности с накопленной за последние годы прибылью недостаточно для обеспечения развития агропромышленного комплекса. Более того, имеющиеся в наличии средства недостаточны даже для поддержания производства на текущем уровне, что косвенно подтверждается убылью предприятий сельского хозяйства. Тот же вывод подтверждает рост доли хозяйств населения в выработке сельскохозяйственной продукции. В то же время практически единственным инструментом государственного стимулирования сельского хозяйства остается льготное кредитование, которое, как видим, в силу экономических причин не может быть применено. Например, в рамках реализации приоритетного регионального проекта «Развитие АПК в Республике Татарстан» предусматривались три мероприятия, а именно:
    субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, полученным на срок до 8 лет, на строительство и модернизацию животноводческих комплексов;
    поставка по лизингу техники, оборудования для животноводства и племенного скота;
    субсидирование процентных ставок по кредитам и займам на развитие производства сельскохозяйственной продукции хозяйствами населения и фермерскими хозяйствами и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
      Основные  показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий представлены в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1 - Основные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий
Показатели Годы
2009г. 2010г. 2011г.
Количество  хозяйств, ед. 1265 1226 1141
Посевная  площадь, тыс. га 2906,3 2939,1 2939,1
Поголовье КРС, тыс. голов 1116,6 1123,7 1116,8
в т.ч. коровы 447,5 437,1 429,1
Свиньи 695,1 748,9 750,2
Овцы  и козы 378,4 374,9 368,6
Урожайность, ц/га 26,6 26,9 30,1
Прибыль (+), убыток (-), млн. руб. 66 77,3 101,5
Уровень рентабельности(+), убыточности (-) по всей деятельности, % 8,5 11,5 10,2
      Анализируя  таблицу 2.2.1 можно сделать вывод, что за 2009-2011 года основные показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий практически не изменились. Количество хозяйств сократилось на 124 ед. Посевная площадь увеличилась на 33 тыс.га.  Прибыль сельскохозяйственных предприятий увеличилась на 35,5 млн. руб.
     Наиболее  полно и правильно сложившуюся  специализацию хозяйства характеризует  структура товарной продукции, представленная в таблице 2.2.2
Таблица 2.2.2 - Состав товарной продукции в сельскохозяйственных предприятиях, тыс.т.
Наименование Годы
2009г. 2010г. 2011г.
Зерновые, всего тыс.т 4129,5 4158,0 4733,5
из  них: пшеница озимая  405,9 357,2 745,7
             рожь озимая 540,9 472,1 633
             пшеница яровая 1543,1 1553 1409,3
             ячмень яровой 1201,3 1300,8 1205,2
             овес 213,4 203 159,6
             просо 16 13,7 8,1
             гречиха 34 39,2 40,7
             горох 108,8 89,8 80,4
Сахарная  свекла 2038,3 2124,3 2002,9
Картофель 1717,2 1745,3 1814,6
Овощи 323,7 325,7 319,1
Скот  и птица тыс. т. в весе  живого  скота и птицы 
(реализация) 
307,3 323,2 352,2
     в пересчете на убойный вес 198,2 207,3 229,7
В т.ч.: говядина и телятина 83,7 84,2 87,2
      свинина  57,9 58,4 68,2
      баранина 8,7 12,4 12,5
      мясо птицы 45,3 50,1 59,7
      молоко цельное, тыс. т 1535,4 1617,7 1737,7
      шерсть (физический вес), т 995 956 948
      яйца, млн. шт. 1046,7 1071,5 1073,8
      Анализируя  таблицу 2.2.2 можно сделать следующий вывод: производство зерновых за 2009-2011 года увеличилось на 604 тыс. т. Данный рост произошел в основном за счет увеличения производства пшеницы озимой на 339,8 тыс. т.,  ржи озимой на 92,1 тыс. т. Также увеличилось производство картофеля на 97,4 тыс. т.  В отрасли животноводства произошло увеличение производства по всем показателям, за исключением шерсти, ее производство сократилось на 47 тыс.т.
      За 11 месяцев текущего года шерсти в чистом волокне было закуплено 4699 центнеров, что составляет 117,2 процента к уровню прошлого года. Мяса у частных подворий было заготовлено 5780 тонн (137,5%), молока – 66051 тонна (106,4%). Зерна потребкооператоры закупили 33594 тонны (118,6%), картофеля – 15318 тонн (101%), овощей – 3941 тонну (101%). По данным основных молокоперерабатывающих предприятий Республики Татарстан, закупочные цены на молоко в Татарстане повысились в среднем на 40%.
      В начале сентября молоко от сельхозпредприятий республики поступало на переработку  по цене от 6,2 до 7,9 рубля за килограмм. В эти дни основные молокоперерабатывающие предприятия закупают молоко от 9,2 до 11,5 рубля за литр. К примеру, Альдермышским  молокозаводом Высокогорского района молоко закупается по цене 11,2 рубля  за литр, что выше сентябрьских цен  на 4,7 рубля. Рост составил 55%. В ОАО «Зеленодольский молкомбинат» закупочные цены на молоко повысились на 63% и составили 11,54 рубля за литр. В ЗАО КМП «Эдельвейс-М» цены поднялись на 48 процентов, в ОАО «Вамин-Татарстан» - на 39, в филиале ОАО «Казанский молкомбинат» - на 36, в ОАО «Алабуга сете» - на 38%. Птицеводы республики Ттарстан к 2012году планируют произвести 715 млн. штук куриных яиц и 107 тыс. тонн мяса птицы в живом весе. В прошлом году работниками отрасли было реализовано в торговую сеть более 90 тысяч тонн мяса птицы и такой же объем куриных яиц. На полях Татарстана возделываются 60 районированных сортов зерновых, зернобобовых и крупяных культур. Площадь зерновых культур, занятых районированными сортами, превышает 80 процентов.
      При всей напряженности формирования бюджетов всех уровней в прошлом году были приняты необходимые меры по финансированию важнейших направлений деятельности АПК. Итогом проделанной работы стал рекордный в истории республики урожай зерновых и зернобобовых культур, возросло производство молока. Однако в целом продукция сельского хозяйства остается нерентабельной. По-прежнему высоки затраты на энергоресурсы, запасные части, комбикорма и услуги агросервиса.
      Список 100 лучших хозяйств России по продуктивности посевов зерновых культур возглавляет  КСП "Кубань" Краснодарского края. Средняя урожайность здесь составила 72,0 центнера зерна с гектара. На втором месте также краснодарское хозяйство - КПХ им. Мичурина с урожайностью 71,8 центнера с гектара. И уже на третьей строчке рейтинга представлено сельхозпредприятие Татарстана - это СХК имени Синдрякова (Нурлатский район), где продуктивность зернового клина достигла рекордного для местных почвенно-климатических условий уровня 68,0  центнеров зерна с гектара.

2.3 Характеристика ИКС Республики Татарстан 



      Сегодня все должно быть направлено на повышение  экономической эффективности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Рынок заставляет более  активно работать и по таким направлениям, которые до этого были не свойственны  аграрному сектору. Это, в первую очередь, развитие информационно-консультационной службы, мониторинга ресурсно-технического рынка, углубление маркетинговых исследований, расширение сети оптовых продовольственных  рынков и контрактных бирж, подготовка кадров высшей квалификации для села. Свое весомое слово в решении  этих проблем должна сказать Академия наук Татарстана (М.Х.Хасанов). Первым шагом в переводе села на возвратные формы господдержки является увеличение в объемах бюджетного финансирования на текущий год доли средств, выделяемых на лизинговой основе. Удельный вес средств выделяемых АПК по лизингу вырос в 2010 г. почти в 3 раза. На льготных условиях будут поставляться трактора, комбайны, другие виды сельхозтехники, а также племенной скот и сортовые семена. В целом же на финансирование сельского хозяйства предусмотрено направить 1323 млн. рублей или 21% доходов госбюджета.
      Выбор объектов исследования не случаен, Республика Татарстан, одна из первых, (1997г.) создала  информационно-консультационную службу АПК на базе Татарского института  переподготовки кадров агробизнеса (ТИПКА).
     В настоящее время накоплен достаточный  опыт работы и подготовлены все условия  к переходу службы в систему. Относительно недавно (2008г) в этой республике была создана альтернативная служба на базе республиканского информационно-вычислительного центра (РИВЦ).
      В 1998 году Лаишевская централизованная библиотечная система начала систематическую  и повсеместную работу, направленную на повышение уровня информированности, самосознания, ответственности, правовой культуры населения и муниципальных  служащих по вопросам местного самоуправления, организации жизнедеятельности  местного сообщества. Уже сегодня  для работников АПК создана и  работает база данных Информационно-консультационной службы АПК МинСХ по проблемам  животноводства, растениеводства, маркетинга, экономики и учебы, бухгалтерского учета, по правовым вопросам. На конец  года база содержала 1086 вопросов и ответов  с указанием источника выполнения. База разрабатывается и пополняется. Этой базой пользуются не только работники  АПК. Она активно используется студентами Лаишевского сельскохозяйственного  техникума, профессионально-технического училища. Советы местного самоуправления пользуются этой базой в основном по вопросам правоведения, экономики, сельского хозяйства.  
     С Министерством сельского хозяйства есть договоренность об установке компьютера с модемом, с помощью которого ЦБС сможет пользоваться банками данных центральной мониторинговой службы МинСХ АПК Республики Татарстан и для оперативного обмена информацией. В настоящее время пока не установлен модем, Министерство систематически высылает библиотеке «Инфо-экспресс: Спрос, предложения, обзор рынка, цены» и «Информационно-методический бюллетень», которые активно используются в работе.

      Республиканская ИКС успешно оказывает консультационную помощь предпринимателям, сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности. Опыт создания ИКС РТ тиражируется МСХ РФ в других регионах России, отмечен грантом Европейского Экономического Сообщества по программе «Tacis Bistro» в 2008 г.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ТАБЛИЦА 2.3.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Одной из эффективных форм подготовки молодых  предпринимателей и приобщения старшеклассников к сельскохозяйственному труду  стала «Школа молодого фермера», созданная на базе Ямашурминской средней школы Высокогорского района и Крестьянского Фермерского хозяйства «Котдусов Г.Г.» и Ачасырской средней школы Зеленодольского района Республики Татарстан, разработанная авторская программа обучения молодых фермеров в настоящее время успешно внедрена в 160 сельских школах Республики Татарстан. На августовской конференции учителей Президентом Татарстана Шаймиевым М.Ш. данный опыт работы был одобрен и рекомендован к распространению.
        Сейчас в структуре областной  службы шесть отделов:
      отдел развития сельских территорий,
      экономико-правового консультирования,
      отдел технологического консультирования,
      бизнес-инвестиционного планирования,
      отдел обеспечения и издательской деятельности,
      организационно-методический отдел.
Штат - 250 консультантов.
      Основные направления развития информационно-консультационной деятельности ими видятся следующие:
    совершенствование структуры и нормативно-правовой базы деятельности ИКС;
    формирование инновационной политики;
    прогнозирование и стратегическое планирование развития отраслей АПК;
    совершенствование экономического механизма эффективного функционирования ИКС и инвестирование ее деятельности;
    совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров ИКС, участие их в разработке и реализации региональных программ устойчивого развития сельской местности;
    формирование методического, математического, информационного, технического обеспечения автоматизированной системы сбора, хранения, обработки и передачи потребителям информации в режиме реального времени.
      Определены цели создания информационно-консультативной системы, которая в режиме реального времени обеспечивает товаропроизводителей оперативным и достоверным анализом в сфере производства молока, мяса, племенных продаж и предоставляет информацию об эффективности молочного животноводства. Информация предоставляется как в краткосрочном режиме, так и на перспективу. Программа будет способствовать разработке Республике Татарстан рекомендаций по повышению генетического потенциала и ускоренного создания высокопродуктивного стада. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Эффективность ИКС  АПК республики  Татарстан
     3.1 Проект развития  ИКС республики  Татарстан 

       Эффективной работы ИКС обусловлена многими факторами, в том числе и правильным выбором организационно-правовой формы ИКС. Однако к настоящему времени отсутствует достаточно глубокий сравнительный анализ различных форм центров, позволяющий принимать органам управления АПК обоснованные решения по выбору наиболее приемлемой организационно-правовой формы региональных ИКС.
        ИКС в Республики Татарстан оказывает следующие услуг:
    Информационное обеспечение;
    Консультационные услуги;
    Бизнес-планирование;
    Маркетинговые исследования
     Исходя  из приведенного анализа состояния  АПК Республики Татарстан видно, что организационная структура  ИКС региона представлена следующим  образом:
 
 

     
       
 
 
 

Рисунок 1 -  Организационная структура  ИКС 

      К первоочередным направлениям развития формируемой информационной среды аграрных производителей является:
      консультирование по эффективному управлению хозяйством и его развитием, по финансовому и инвестиционному анализу, структурированию производства, оптимизации использования ресурсов с учетом экологических требований;
      доведение до сельских товаропроизводителей объективной и постоянно обновляемой информации по различным аспектам производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, включая новые технологии и методы ведения хозяйства;
      выявление, обобщение и распространение среди товаропроизводителей передового опыта хозяйственных и организационных  решений;
      мониторинг информационных потребностей сельских товаропроизводителей и их партнеров по агробизнесу, своевременная ориентация управленческих, хозяйственных, научных и общественных структур на изучение, прогнозирование развития и решение проблем АПК, отдельных типов хозяйств, видов производств и продовольственных рынков, инициирование успешного решения выявленных проблем, и актуализацию тематики фундаментальных и прикладных научных исследований, принятие законодательных актов и соответствующих административных и хозяйственных решений, организация связи и взаимодействия товаропроизводителей с аграрной наукой, предприятиями ресурсного обеспечения и агросервиса, коммерческими и финансовыми структурами;
      выявление, интеграция и селекция знаний и информации из различных (в том числе, международных) источников, поиск новых источников знаний и оперативная ориентация производителей и переработчиков сельхозпродукции, аграрной науки, органов управления и агросервисных предприятий на эффективные методы и средства агропромышленного производства, развития рынков и анализа рыночной конъюнктуры.
      В связи с быстро развивающимся  научно-техническим прогрессом появляется множество новых идей и технологий, как в промышленности, так и  в сельском хозяйстве. Возникает необходимость в целом отделе, занимающемся разработкой и внедрением инноваций, или в новой услуге.
         Практика показывает, что сельхозтоваропроизводители, а также владельцы частного животноводства заинтересованы в повышении результативности и довольно отзывчивы к новинкам. Поэтому в данной ИКС вводится новая услуга – технологии по повышению рациона кормления животных. Данное направление деятельности будет включено в уже существующий отдел инноваций. Появление новой услуги, направленной на повышение эффективности и рентабельности животноводства поспособствует увеличению пользователей услугами информационно-консультационной службы.
Таким образом, необходимо рассчитать среднегодовую  емкость рынка предоставляемых услуг ИКЦ.
Таблица 3.1.1 - Расчет среднегодовой емкости  рынка услуг информационно-консультационной службы
Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Число хозяйств, всего 350 350 350
 пользователи  услугами ИКС 218 243 292
из  них: пользователи новой  услуги 36 54 89
Анализируя  данные таблицы видно, что в Республике Татарстан 350 с/х предприятий, из которых 62,3% пользуются услугами информационно-консультационной службы. Ожидается, что в течение трех лет количество пользователей ИКС увеличится до 292, т.е. до 83,4%, а число хозяйств, пользующихся услугами увеличится с 16,5% до 30,5% от числа хозяйств, пользующихся услугами ИКС. 

     Структура и численность сотрудников ИКС  зависит от объема планируемых работ, а также применяемых технологий и технических средств и должна обеспечивать в первую очередь высокое  качество и оперативность выполнения работ.
     Для дальнейшего проектирования необходимо предусмотреть рост объема реализации услуг информационного центра, представленный в таблице 3.1.2. 
Таблица 3.1.2 - Коэффициент роста объема реализации услуг по годам
Услуги Годы
2012г. 2013г. 2014г.
Услуги  ИКС 1 1,2 1,4
из  них: пользователи новой услуги 1 1,6 2,1
 
      Важнейшими  вопросами экономического взаимодействия является ценовая политика ИКС, предполагающая гибкость в установлении в зависимости от приоритетности и динамики факторов, влияющих на достижение краткосрочных и долгосрочных целей, оперативных задач, связанных с реализацией услуг. Цены на информационные, аналитические, маркетинговые, консультационные и иные услуги предполагается определять в зависимости от рыночных цен на аналогичные услуги, стоимости работ, интересов в долгосрочном сотрудничестве с партнерами, учитывая комплексный подход и необходимость получения максимума коммерческого успеха.
      Наценка на реализуемые товары в зависимости  от объемов, оказываемых услуг, способа оплаты и др. условий должны составлять - 1-3%, что не должно превышать собственных затрат партнеров на выполняемые маркетинговые работы. Определяются начальные цены на информационное обслуживание за пользование доской объявлений на сервере, получение печатных аналитических материалов, консультации маркетолога по ценам и пользование услугами автоответчика при получении сводок по основным группам товаров и т.д..
      Реализация  проекта потребует поэтапного финансирования в соответствии с планом, предоставленном в таблице 3.1.3.
Таблица 3.1.3 - Затраты на запуск проекта
Статьи  затрат Всего, руб. В том  числе
2012г. 2013г. 2014г.
1.Набор  и обучение кадров 23000 15000 5000 3000
2.Приобретение  оргтехники и программного обеспечения 75500 75500 ____ ____
3.Проведение  рекламной компании и презентации,  налаживание контактов с партнерами 30000 15000 10000 5000
4. Всего  затрат 128500 105500 15000 8000
      Анализируя  таблицу 3.1.3 можно сделать вывод, что общая сумма необходимых  инвестиций составит 128500 рублей, в том  числе в 2012 г – 105500 руб., в 2013 г. – 15000 руб., в 2014 г. – 8000 руб. С каждым годом  затраты уменьшаются, в связи  с большими капитальными вложениями в первом проектном году.
      В Муслюмовском, Тетюшском и Пестречинском  районах Республики Татарстан начали действовать информационно-консультационные центры, открытые при содействии Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана. Информационно-консультационные центры призваны обеспечивать фермеров, руководителей крестьянских подворий и других сельских товаропроизводителей необходимой информацией, касающейся оформления банковских кредитов, организации собственного бизнеса, составления бизнес-планов и др. Кроме того, сельским товаропроизводителям предоставляется информация правового характера.
В прошлом  году информационно-консультационный центр был создан в Альметьевском  районе республики. Таким образом, на сегодняшний день в Татарстане действуют 4 центра. Со временем их количество постепенно будет увеличиваться, сообщили в Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана.
      Оперативное предоставление квалифицированных консультаций и достоверной информации по запросам многочисленных пользователей зависит в первую очередь от оснащения ИКЦ всех уровней современным оборудованием, оргтехникой, персональными компьютерами, программным обеспечением, печатно-множительными средствами, каналами связи, транспортом, поэтому основные затраты будут связаны с их приобретением.
      Ценовая политика ИКС предполагает единство, использование экономически обоснованных методологических принципов построения цен, отслеживание определенной структуры и уровня в отношениях с контрагентами, использование наиболее эффективных методик расчета цен по группам товаров и услуг.
      Важным  техническим аспектом формирования и организации работы центра по информационному обеспечению является его укомплектование современными средствами связи и компьютерной техникой (таблица 3.4).
Таблица 3.1.4 - Калькуляция затрат на оргтехнику и программное обеспечение
Элемент АИС Цена, руб. Количество, шт. Сумма, руб.
Аппаратно-монтажная  часть
Ноутбук 21000 2 42000
Принтер 6000 1 6000
Модем 1300 1 1300
Итого:     49300
Информационно-программная  часть
1С:  Бухгалтерия 8200 1 8200
Антивирус 2000 1 2000
Итого:     10200
Прочее
Расходные материалы 11000 - 11000
Прочие  расходы 5000 - 5000
Итого:     16000
     Для реализации проекта  затраты на оргтехнику и программное обеспечение составят 75500 руб., из которых на аппаратно-монтажную часть приходится 49300 руб., на информационно-программную часть – 10200руб., прочие расходы – 16000руб.
     Расчет  затрат на производство услуг информационно-консультационного  центра и доходов от их реализации ведется с использованием таблиц 3.1.5 и 3.1.6.
Таблица 3.1.5 - Затраты на производство услуги ИКС
Статьи    Затрат
2012г. 2013г. 2014г.
% Руб./ мес. Руб./ год
% Руб./ мес.
Руб./ год
% Руб./ мес.
Руб./ год
Затраты на реализацию проекта 22,1 __ 105500 3,9 ___ 15000 2,1 ___ 8000
Заработная  плата 30,1 12000 144000 38,7 12800 153600 40,9 13500 162000
Командировочные и телефонные расходы 15,0 6000 72000 17,2 5700 68400 18,5 6100 73200
ГСМ, электроэнергия 20,1 8000 96000 28,7 9500 114000 29,4 9700 116400
Прочие  расходы 12,7 5000 60000 11,5 3800 45600 9,1 3000 36000
Всего затрат 100 32700 477500 100 31800 396600 100 32300 395600
          Данные таблицы 3.1.5 свидетельствуют о том, что затраты на реализацию проекта уменьшаются из года в год. В структуре затрат на протяжении проектируемого периода наибольший удельный вес приходится на заработную плату, данная статья занимает в 2012г. – 30,1%, 2013г. – 38,7%, 2014г. – 40,9%. Также в первый год создания ИКС потребуется значительный объем средств на запуск проекта – 22,1% (105500 руб.), но в последующие годы данная статья затрат значительно сократится (3,9% в 2013 г., и 2,1% в 2014 г.).
Таблица 3.1.6 - Состав и структура себестоимости  услуги
  
Статьи  затрат Годы Структура, %
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г
Постоянные  затраты:
Реализация  проекта 2930,5 277,8 89,9 22,1 3,9 2,1
Заработная  плата 4000 2844,4 1820,2 30,1 38,7
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.