На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Процесс криминализации общества и экономики России в переходный период

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат
    По  дисциплине: «Институциональная экономика»
    На  тему: «Процесс криминализации общества и экономики России в переходный период» 

                                            
 
 
 
 

 

Содержание 
 

Введение 3
1. Понятийный аппарат криминализации 4
2. Предпосылки криминализации 5
3. Государство как фактор криминализации общества 7
4. Криминализация экономики переходного периода 8
5. Опасность криминализации и модель противодействия 11
Заключение 14
Список  используемых источников 15 

 


Введение
        
Уже к  середине 90-х годов ХХ века отечественные специалисты констатировали факт наступления в России эпохи всеобщей криминализации общества и экономики. Переход российского общества от состояния тоталитарности к демократии и экономическому либерализму освободил население страны от норм старого государственно-правового сознания и поведения. Этот переход поставил народ в ситуацию, когда нормы гражданского общества и правового государства формально провозглашены, но находятся в процессе превращения в общепризнанный нравственно-правовой порядок.
Для науки и практики хозяйствования и социального управления крайне важно понять природу феномена криминализации, его факторы, и на этой основе - определить возможности минимизации криминализации. Решение названных задач имеет не только теоретический интерес, но и относится к разряду важнейших приоритетов политики государства и общества в сфере обеспечения национальной безопасности, к выбору стратегии дальнейшего развития.
Достижение  стратегических целей принципиального повышения жизненного уровня нации и вывода российского хозяйства на уровень макроэкономических характеристик стран-лидеров в международном экономическом развитии невозможно до тех пор, пока остается нетронутой сама система сложившихся экономических отношений, объективно генерирующая и воспроизводящая высокий уровень криминогенности хозяйственной среды. 
 

  

1.Понятийный аппарат криминализации
Влияние преступности (криминала) на общество часто определяется как криминализация. Единого определения этого явления  нет. Так, А.В. Наумов и Н.А. Лопашенко  определили криминализацию как «законодательное признание определенных деяний преступными и наказуемыми, установление за их совершение уголовной ответственности». А.И. Коробеев называет «криминализацией» процесс выявления общественно опасных форм индивидуального поведения, признания допустимости, возможности и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними, фиксации их в законе в качестве преступных и уголовно наказуемых.
При характеристике состояния различных сфер жизни  общества данный термин используется для обозначения распространения преступности в данных сферах, частоты выявления преступлений в тех или иных отношениях, т.е. преимущественно как количественный показатель. Даже в том случае, когда говорят о некоторой совокупности субъектов хозяйственной деятельности, полностью контролируемых преступниками и используемых ими в основном для преступлений, криминализация по-прежнему рассматривается лишь как некий количественный показатель, но не как качественная характеристика функционирования той системы, элементами которой выступают соответствующие субъекты.
Наиболее  слабо в научной и специальной  литературе разработан вопрос о сущности феномена криминализации в экономике. Многие работы содержат упрощенные интерпретации понятия криминализации: «Экономическая преступность», «Криминализация экономики» и «Криминальная экономика».
Криминализацию  экономических отношений можно  в целом рассматривать, с одной стороны, в качестве процесса, характеризуемого постепенным вытеснением правомерных экономических отношений их криминальными разновидностями, с другой стороны, - в качестве особого социального явления, выступающего результатом расширения спектра и мультипликации бизнес-преступлений и роста масштабов экономической преступности, распространения противонарушений в сфере экономической деятельности. При этом криминализация экономических отношений выступает как понятие частное по отношению к более общему понятию криминализации экономики. Криминализация экономики – это процесс и результат криминализации экономической системы в целом, с охватом и системы экономических отношений, и стадий воспроизводства, и уровня хозяйствующих субъектов, и самой экономической деятельности - деятельности в сфере предпринимательства, сфере бизнеса. Таким образом, криминализация в экономике и экономических отношениях может представляться и как социальный процесс и как социальное явление, как результат. Криминализация поражает систему социальных связей, норм и отношений, и означает распространение в обществе криминализированного и криминального экономического поведения. В связи, с чем возрастает как экономическая преступность, так и запрещенная, преступная экономическая деятельность.
 

2.Предпосылки криминализации
Обострение  социально-экономических противоречий в современном российском обществе в результате шоковых реформ 90-х годов прошлого столетия достигло наивысшей черты. В пореформенный период в преступности в экономической сфере России произошли принципиальные изменения, определяющие смену системы социальных отношений - социально-экономических (отношений собственности, присвоения, отчуждения), производственных (отношений производства, распределения, обмена и потребления экономических благ; социально-трудовых отношений), организационно-экономических (отношений управления и организации производства и др.), а также и иными системно-институциональными переменами в национальном хозяйстве. В итоге, коренным образом трансформировался экономический строй общества, система видов собственности и форм присвоения факторов производства и его результатов, вся совокупность социальных отношений и связей в экономике, и др. Соответствующее влияние оказали и противоречивые процессы перестройки политической и правовой подсистем социума, возникшие существенные дисфункции в системе морально-нравственных императивов общества и т.д.
В совокупности это не только повлияло на спектр криминальных явлений в экономике и их динамику, но и принципиально изменило сущность осуществляемой здесь преступной деятельности и характер преступного поведения. За эти годы был вызван целый массив селективно новых видов преступлений и методов их совершения, в результате чего криминализация пронизала все сегменты экономических отношений общества, поразив и саму систему макроэкономического управления в государстве. В течение прошедшего периода изменились не только количественные характеристики явления криминализации в российской экономике, перемены произошли в самой природе криминогенности экономической среды. Констатируемый сегодня избыточный, запредельный уровень криминализации экономики оказывает глубинное, катализирующее деструктивное воздействие на все сферы жизнедеятельности российского общества, подрывает основы государственности и национальной безопасности, сводит на нет большинство усилий по проведению демократических преобразований.
Потребность в изучении и теоретическом осмыслении феномена крими-нализации экономики  существует не только в отношении  стран, переживающих периоды системных  трансформационных изменений. Эта  задача одинаково актуальна и  для индустриально развитых государств, имеющих давние традиции в области рыночных отношений. Это объясняется тем, что наблюдаемое в современном мире объективное умножение хозяйственных связей и усложнение социально-экономических отношений, наряду с развитием новейших информационных технологий, а также усилением позиций организованной преступности, обусловливают потенциальную возможность совершения в сфере хозяйствования всё большего числа правонарушений и появления новых разновидностей противоправного экономического поведения. Принимаемые в этих странах меры в сфере институционального регулирования экономической деятельности не в силах обеспечить устранение ряда глубинных общих противоречий, присущих системе традиционных рыночных отношений капитализма. Речь идет, прежде всего, о противоречиях между публичными экономическими интересами общества и частными материальными интересами бизнеса, между интересами наемного труда и интересами частного капитала, между достигнутым уровнем демократизации в общественно-политической системе и отсутствием достаточных демократических начал в экономике.
Снятие  этих противоречий, их конструктивное разрешение возможно лишь в достаточно отдаленной перспективе – при  условии смены социально-экономического строя общества, преобразования самих  основ экономических отношений. Совокупность отрицательных внешних эффектов для экономики России возникает, прежде всего, в связи со слабой конкурентоспособностью многих предприятий, сегментов и даже целых отраслей национального хозяйства; их судьба останется неопределенной, если правительство не предпримет ряд соответствующих мер.
 

3. Государство как фактор криминализации общества
Высокий темп концентрации капиталов и средства производства в руках частных  лиц явилось деструктивным фактором, который влиял на криминальную ситуацию в стране.
По мнению профессора и доктора экономических  наук  Рывкиной, государство является основным фактором, который повлиял на тотальную криминализацию российского общества. Криминогенная роль государства в процессе рыночных реформ проявилась во многих формах:
1.Двойственность положения бывшего аппарата советской власти, из "партийно-советской номенклатуры" они превратились в бизнесменов, что вызывало у общества огромное возмущение.
2.Фактором криминализации общества оказалась экономическая политика постсоветского государства, что выражалось, принятием государством законов, которые стимулировали противоправное поведение граждан (законы о налогообложении, которые породили массовое уклонение от уплаты налогов в стране).
3.Преступная деятельность самих работников государственных органов (взяточничество среди работников налоговых служб). В массовых действиях возникали похожие тенденции, которые основывались на том, что если государство и государственные чиновники позволяют себе брать взятки, то чем другие хуже.
4. Криминогенная роль государства проявилась в "срастании" госчиновников с преступными элементами (участие в криминальном бизнесе, ограждение криминальных авторитетов от наказаний и т.д.). В результате так называемые «воры в законе» превратились уже в воровскую элиту, и позже часть из них получила новый социальный статус - так называемых олигархов.
5.Постсоветское государство не только не смогло противостоять натиску криминальных элементов во всех сферах российского общества, но и "развратило" те службы (МВД, ГБ и др.), которые были призваны противостоять преступности и обеспечивать безопасность граждан.
Так как  не были проведены реформы ни судебных, ни правоохранительных органов, это привело к длительному периоду безнаказанности преступлений и их росту.
Каждый кризис создает новые условия для экономических преступлений, так после 1998 года ситуация не изменилась. По результатам исследований 2004 года, 76% опрошенных считают, что в органах исполнительной и законодательной власти региона, в котором они проживают, оказываются люди, связанные с криминальным миром, с организованной преступностью. Почти половина опрошенных (45%) говорит, о том, что в органах власти стало больше людей, связанных с криминальным миром, чем это было в 90-е годы, и только 10% считают, что она уменьшилась.
Исследования 2008 года показывают, что 16% россиян считают, что коррумпированы все, 46% – что  большинство; 22% полагают, что половина аппарата чиновников причастна к  соответствующим практикам.  

 

4. Криминализация экономики
Криминализация как социальное явление выглядит как итог развития экономической преступности и преступного бизнеса, криминализированной и криминальной экономической деятельности. Выявлены три группы наиболее существенных признаков криминальной экономики.
Признак первый. Криминальная экономика включает две подсистемы: «Криминализированная экономика» и «Нелегальная экономика» («криминальная экономика»). «Криминализированная экономика» - представлена преимущественно легальными предпринимательскими структурами и их субъектами, официально действующими в национальной системе хозяйствования. Криминализированная экономика непосредственно связана с проникновением криминальных отношений в сферу легальной экономической системы. Экономические преступления здесь используются преимущественно в рамках и под прикрытием законной предпринимательской деятельности, как правило, легальными бизнес-структурами в качестве своеобразного (противоправного) инструмента в экономической борьбе.
Вторая  подсистема - «нелегальная экономика» или «криминальная экономика» - представлена нелегальными бизнес-структурами, деятельность которых вообще запрещена государством. Нелегальная экономика является монопольной сферой деятельности криминальных структур. Она принципиально не может существовать (как явление) в легальной (официальной) хозяйственной системе и присуща только криминальной экономике. По содержанию (с позиций права) - это преступная экономическая деятельность, по форме - нелегальная, по последствиям - социально деструктивная, паразитирующая, в основном, на человеческих пороках: наркобизнес, бизнес на проституции, на захвате заложников, на торговле опасными для жизни и здоровья людей товарами, бизнес на подпольной торговле оружием, радиоактивными материалами, трансплантантами человеческих органов и т.д. Для этой подсистемы характерно использование криминальными организациями ряда известных из арсенала уголовного мира «типичных» противозаконных методов (рэкета, шантажа, вымогательства и др.) как внеэкономических инструментов ведения конкурентной борьбы, в том числе и в сфере легальной экономики.
Выделение в рамках криминальной экономики двух названных подсистем - методологически важное действие для системно-структурного изучения данного явления. Вместе с тем, деление на криминализированную и нелегальную экономику в определенной степени условно, поскольку в реальной хозяйственной жизни наблюдается их взаимодействие, переплетение и взаимопроникновение. Примером подобного взаимодействия, когда структуры и субъекты нелегальной экономики проникают в институты легального национального хозяйства, может служить  организованная преступность, действующая в сфере наркобизнеса, создает собственные «дочерние» легальные фирмы, занимающиеся по форме правомерным предпринимательством, но по содержанию - сочетающие разрешенную экономическую деятельность с уклонением от налогообложения и совершением иных экономических преступлений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.