Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Планирование товарного ассортимента

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                        Планирование товарного ассортимента 

ВВЕДЕНИЕ 
 
 

Главная задача розничного торговца — продажи товаров. Поэтому решения о том, что и в каком количестве закупить (чтобы потом продать), являются основой жизни любой торговой фирмы.  
 

Сущность планирования, управления и формирования ассортиментом заключается в том, чтобы производитель предлагал определенный комплекс товаров, которые бы, удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.
Товарный ассортимент  это комплекс изделий, которые присутствуют на прилавке магазина. Он включает различные виды товаров.
Вид товара делится  на ассортиментные группы в соответствии с ценой, качеством функциональными особенностями. Группы состоят из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. 

Для эффективной предпринимательской деятельности, фирма должна постоянно развивать товарный ассортимент:
- изменить спрос на отдельные товары;
- усовершенствовать уже существующие или создать новые товары в результате проведённых исследований в области технологии и техники;
- отследить изменения в товарном ассортименте конкурентов. 

Так же важными факторами развития товарного ассортимента являются:
- целесообразность  использования денежных средств и свободных площадей;
- необходимость закупать товары широкого ассортимента;
- за счет побочных продуктов производства увеличить число потребителей . 

Задача высшего  руководства фирмы и состоит  в том, чтобы, учитывая все эти  факторы, обеспечить наиболее полное соответствие товарного ассортимента запросам потребителей. Такое соответствие обеспечивается благодаря планированию товарного ассортимента. 

Стабильность  торговли определяется разумностью, устойчивостью и полнотой ассортимента товаров. Ускорение реализации товаров и рост товарооборота напрямую зависят от состава и обновляемости ассортимента. Отрицательно сказывается на эффективности торговли, нестабильный или узкий несоответствующий запросам потребителей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, отсутствие в торговле нужных товаров. 
 

                                                  Ассортимент товаров 

Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем  на рынке, называют ассортиментом. Ассортимент товаров - совокупность видов товаров, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку 
 
 

Номенклатура, или  товарный ассортимент, - это вся совокупность предметов торговли, выпускаемых  предприятием. Она включает различные  виды товаров. Вид продукта делится  на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, стоимостью. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. 

Номенклатура  буквально означает перечень имен. Таким образом, номенклатура продукции - это перечень наименований производимой предприятием продукции. Что касается товарной номенклатуры, то это перечень групп товаров, предлагаемых конкретным продавцом. Продавец же может предлагать покупателям продукцию одного или многих производителей, привлекая номенклатуру продукции каждого из них в полном объеме либо частично. Номенклатура как экономическая категория имеет укрупненный характер. Речь может идти, например, о мужской, женской или детской обуви, о спальных или столовых гарнитурах, о телевизорах или магнитофонах, о карамели или шоколаде. По существу это ассортиментные группы, а номенклатура продукции представляет собой перечень ассортиментных групп продукции или товаров. 

Широкий ассортимент  позволяет диверсифицировать продукцию; ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов и знаний в различные категории продукции. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному продукту; максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров. 
 
 
 
 
 

Ассортимент продукции  буквально означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки зрения ассортимент может быть простым или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, сорта, марки и т.п. Формируются ассортиментные группы, в пределах которых предметы имеют определенное сходство. И также можно различать ассортимент продукции (нло производится предприятием) и ассортимент товаров (что предлагается потребителям данным продавцом). 
 

Групповой ассортимент  товаров показывает перечень укрупненных  товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном  магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в магазине спорттоваров - летний и зимний спортивный инвентарь. 

Видовой ассортимент  товаров отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе  молочных продуктов могут быть представлены кефир, сливки, творог и т.п. Мужская  обувь включает такие понятия  как сапоги, ботинки, туфли, босоножки. 

Внутривидовой ассортимент товаров представляет разновидности продукции, членения вида на части. Так, творог может быть разной степени жирности, самовары - разной вместимости, обувь - разного  фасона, ткани - разной расцветки и  т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимента. Например, лекарственные препараты, применяемые при определенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, иметь разную фасовку, упаковку и т.п. 

В отношении  промышленных предприятий устанавливается  производственный ассортимент продукции, в отношении торговых предприятий - торговый ассортимент товаров. Первых из них отражает специализацию предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки. Во втором случае складываются основания судить о масштабах возможности торгового предприятия удовлетворять потребности населения и различают специализированные и универсальные торговые предприятия. 
 

С полным основанием изложенные положения о номенклатуре и ассортименте продукции могут  быть отнесены к выполнению работ  и оказанию услуг, в отношении  которых также выделяются группы, виды, подвиды продукции. 

Планирование  номенклатуры и ассортимента продукции  может и должно базироваться на знании предпринимателем потребностей рынка  и его состояния. Такое знание достигается в результате осуществления  деятельности, получившей название маркетинга. Используется множество определений, посвященных маркетингу в разное время и разными авторами. В совокупности все они, несмотря на многообразие формулировок, сводятся к одному суждению - изучение рынка, анализ спроса, прогноз продаж, обеспечение наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Удовлетворение же, в свою очередь, достигается разработкой и производством соответствующих сложившемуся спросу и новых товаров, налаживанием коммуникаций сбыта продукции, созданием служб сервиса, сопровождающих процесс использования продукта. 

                     Товарный ассортимент включает  отдельные виды товаров. 

Вид продукта делится  на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством и стоимостью. Например, книжные издания могут быть разделены на следующие ассортиментные группы: научная литература, научно-популярная, производственная и инструктивная, учебная, программная и методическая, художественная, детская, официально-документальная, справочная, общественно-политическая литература. 

Каждая ассортиментная группа состоит из ассортиментных позиций, которые являются простейшей единицей структуры. например учебная литература делится на учебники и учебные  пособия. 

Товарный ассортимент  характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен). 
 
 

                                                 Формирование ассортимента 

Формирование  ассортимента — проблема подбора конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами, лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы установления ценовой политики, требований к качеству продукта, определения гарантий и уровня сервисного обслуживания и др. Важно также определить, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями. 

Формированию  ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить предмета торговли с низкими затратами. 

  

                                            Планирование ассортимента 

Ассортиментная  политика - определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.
Задачи ассортиментной политики могут быть различны. Это:
- удовлетворение запросов потребителей - один из основных принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка и обеспечивает тесную связь с потребителями; 

- оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия; 

- оптимизация финансовых результатов предприятия - формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и величине выгоды, что чаще встречается в практике работы предприятий, однако может быть оправдано при тяжелом финансовом положении, отсутствии альтернатив и др.; 

- технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью;
 
- соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия отрасли печати и включения в них нетрадиционных отраслей; 

- завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы. Этот подход достаточно консервативен, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревающих изданий за счет нахождения новых рынков сбыта.
Широкая ассортиментная гамма выпускаемой продукции  укрепляет рыночные позиции предприятия  и расширяет объем продаж. 
 

  

            Ассортиментная стратегия может строиться также по следующим направлениям: 

1. товарная дифференциация связана с выделением предприятием своих изданий в качестве особых, отличных от изданий конкурентов, и обеспечением по ним отдельных «ниш» спроса; 

2 товарная диверсификация подразумевает значительное расширение сферы деятельности предприятия и осуществление производства большого числа, как правило, не связанных между собой изданий. Такая политика обеспечивает значительную устойчивость и стабильность работы предприятия, так как служит гарантом от риска снижения спроса и кризисных явлений в производстве одного издания; 
 

3 узкая товарная специализация определяется работой предприятия на довольно узком сегменте рынка и связана с ограничением сферы сбыта продукции в силу ряда причин. Иногда узкая специализация как вариант товарной политики воспринимается в качестве вынужденной меры, поскольку предприятие не располагает достаточными ресурсами для проведения успешной работы по широкому кругу товарной номенклатуры или в силу специфики самого продукта, а также особенностей технологического процесса. Причиной может служить и глубокая сегментация рынка данного издания. В ряде случаев политика узкой товарной специализации оптимальна для эффективной деятельности небольшого предприятия или когда предприятие периодически меняет узкую специализацию, используя ее для освоения новых рынков или адаптируясь к меняющемуся характеру спроса; 
 

4 товарная вертикальная интеграция преследует цель расширить деятельность предприятия путем освоения (или присоединения к себе) производства или услуги по одной технологической цепочке. Она дает возможность экономить на затратах производства и обращения в связи с использованием более дешевого сырья и базовых компонентов основной продукции, передовой технологии и опыта интегрируемых производств, доступа к новой сбытовой сети и новым рынкам сбыта и др. 

               При определении оптимальной ассортиментной политики и товарной номенклатуры исходят из двух принципов: 

принцип синергизма означает, что номенклатура выпускаемых  товаров и услуг должна быть внутренне связана и отдельные товары и виды услуг должны дополнять друг друга. Этот принцип обеспечивает широкую экономию на масштабах деятельности предприятия за счет взаимной поддержки различных товарных групп или сфер хозяйственной деятельности. Однако в случае конъюнктурных колебаний такая система построения ассортиментной политики отличается большой уязвимостью; 

принцип стратегической гибкости основывается на конгломератном построении стратегических зон хозяйствования и товарной номенклатуры, которые  зависят от различных технологий, уравновешивают рисковые и устойчивые товарные группы и т.д., так что неожиданные события в одной сфере не могут тяжело сказаться на развитии другой сферы и на общих результатах совокупной деятельности предприятия. 

К основным факторам, определяющим ассортимент продукции предприятия, необходимость расширения и диверсификации его товарной номенклатуры, относятся: 

НИОКР в рассматриваемой  отрасли; 

изменения, происходящие в товарном ассортименте предприятий-конкурентов; 

изменения спроса на производимую предприятием продукцию на рынке, что требует разработки товарной политики, которая позволяла бы ему противостоять сужению рынка и умело пользоваться расширением рыночных возможностей; 

желание и предпочтение покупателей приобретать большое число наименований продукции одного предприятия; 

оптимальность продаж сбытовой сети нескольких видов  продукции одновременно; 

развитие торговли по специальным заказам отдельных  потребителей, предусматривающим индивидуальное изготовление продукции заданных свойств и характеристик; 

стремление избежать наличия неиспользованных или незагруженных  мощностей за счет производства других, дополнительных видов продукции; 

желание использовать побочные продукты для производства новых видов продукции и повысить общую эффективность деятельности предприятия. 
 

Товарная политика предприятия требует изменения  в том случае, если в течение  длительного периода имеются  избыточные производственные мощности; основную выгода дают два-три вида продукции; нет достаточного количества видов продукции, соответствующих возможностям рынка и объему предъявляемого спроса; объем продаж и выгода предприятия постоянно снижаются. 

Большое значение имеет выбор ассортимента выпускаемой  продукции, который позволил бы предприятию  отрасли печати увеличить выручку от реализации и соответственно выгода. 

Сущность планирования ассортимента продукции определяется как планирование всех видов деятельности, направленных на отбор предметов  торговли для будущего производства и на приведение технических, функциональных и эстетических свойств этих предметов торговли в наиболее полное соответствие с требованиями потенциальных потребителей.
Основными элементами (или фазами) планирования ассортимента продукции являются: 

1) выявление  текущих и потенциальных (неудовлетворенных) потребностей покупателей; анализ способов использования соответствующей продукции, а также особенностей поведения покупателей (потребителей) в данном сегменте рынка; 

2) оценка конкурирующих  предметов торговли-аналогов под  тем же углом зрения; 

3) анализ потребительских  оценок качества вырабатываемых  предметов торговли, т.е. определение  степени их соответствия запросам  покупателей (потребителей) с точки  зрения способности удовлетворить  конкретную потребность в функциональном  и эстетическом отношении; 

4) определение  того, какими предметами торговли  должен быть пополнен вырабатываемый  ассортимент продукции и какие  предмета торговли следует исключить  из него по причинам недостаточной  рентабельности, морального амортизации,  снижения конкурентоспособности и т.д. Сюда же относится решение вопроса о том, следует ли диверсифицировать производство за счет направлений, выходящих за рамки сложившейся специализации; 

5) рассмотрение  предложения об освоении новых  предметов торговли, усовершенствовании освоенной продукции, а также о новых способах и сферах применения выпускаемых товаров; 

6) разработка  спецификаций новых или улучшенных  предметов торговли в соответствии  с требованиями покупателей; 

7) изучение с  помощью специалистов по научно-техническим предметам торговли и разработкам перспектив производства новых или усовершенствованных предметов торговли, включая вопросы цен, исходной стоимости и рентабельности; 

8) тестирование  продукции с привлечением потенциальных  потребителей для выявления ее  соответствия покупательскому спросу по всему кругу основных показателей: качеству, внешнему виду, прочности, удобству в эксплуатации, безотказности в работе; упаковке, цене, потребительной ценности; 

9) разработка  специальных рекомендаций для  изготовителей продукции в отношении  ее качества, типоразмера, наименования, цены, упаковки, технического обслуживания  и т.д. в соответствии с результатами  проведенного тестирования, пробных  продаж и т.п.; 

10) подготовка рекомендаций по сбыту продукции, включая: определение сроков и графика ввода на рынок нового или усовершенствованного продукта, масштабов и начальной формы его реализации (например, только пробные продажи в специально отобранных городах, освоение отдельных региональных рынков или же выход сразу на национальный рынок), планов сбыта продукции, разработку программы проведения рекламных кампаний и других мероприятий по стимулированию сбыта. 

При этом важно  иметь в виду, что планирование ассортимента продукции - это непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всего жизненного цикла продукта, начиная с зарождения идеи и кончая снятием его с продажи. 

                 

                      Технология планирования ассортимента  имеет исходные условия: 

Формированию  ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются потребительские  требования определенных групп и необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических и других ресурсов с тем, чтобы производить предмета торговли с низкими расходами. 

  

                                                     Структура ассортимента 

Товарный ассортимент  розничного предприятия по своей  структуре отличается от ассортимента оптовой компании, именно тем, что  он может сочетать в себе разные группы товаров (продукты питания, электроника, мебель, бытовая химия, часы и т.д.), в то время как оптовики имеют в той или иной степени, специализацию. 

По широте ассортимент  делится на: 

ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований); 

ассортимент ограниченный (< 1000 наименований); 

ассортимент узкий (< 200 наименований); 

ассортимент специализированный. 

При принятии решений  по ассортименту необходимо учитывать  степень близости между товарами различных товарных групп, возможности  предприятия (финансовые, кадровые, складские  и т.д.), требования покупателей, наличие  конкурентов. 

С финансовой точки  зрения, формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости товаров, размера товарооборота и получаемой профита. 

Расширение ассортимента производится по нескольким причинам, в том числе: 

- для некоторых товаров основного ассортимента необходимо иметь дополняющие товары (товары-комплементы); 

- деятельность оптовой компании при данном ассортименте нерентабельна (малый оборот); 

- решаются другие маркетинговые задачи: продвигаются товары-новинки, предприятие переключается на более крупные розничные сегменты и т.д. 

Исходя из рассмотренной  выше классификации видов товарного  ассортимента, а также особенностей самого продукта и задачами, которые  были поставлены владельцами магазина, можно выделить следующие виды розничных  предприятий. 

Специализированные  магазины, предлагающие узкий, но насыщенный ассортимент, способный удовлетворить  специфическую потребность покупателя. Структура ассортимента может быть направлена как на широкое предложение  разных вариантов одного вида продукта (магазины по продаже велосипедов, теннисного инвентаря, джинсов и т.д.), так и на удовлетворение потребностей узкого сегмента потребителей (магазин для новорожденных, магазин одежды для людей высокого роста и т.д.). 

Универмаги предлагают широкий ассортимент, в первую очередь, непродовольственных товаров. Располагаясь в престижных местах города, универмаги притягивают к себе большое число покупателей. В целом, универмаги характеризуются средним уровнем обслуживания при средних и высоких ценах на товары. 

Для увеличения оборота универмаги развивают торговлю продовольственными товарами, а также  сдают часть своих торговых площадей в аренду независимым розничным продавцам. 

Универсальные продовольственные магазины (универсамы, супермаркеты, гипермаркеты) различаются широтой ассортимента и площадью торгового зала. 

Настоящее российское законодательство не определяет правила  разделения магазинов на определенные виды, поэтому универсальный магазин  может иметь свое название (маркет, минимаркет, универсам и т.д.). 

Достижение соответствия между структурно-ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом  на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором  были бы учтены такие важные для приобретателя признаки продукта, как эстетические характеристики, точные размеры, конкретная стоимость, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам (например, по цветовой гамме, размерам предметов торговли, соотношению цен), а, к примеру, в оптимальном разнообразии ассортимента по определенным признакам (типы телевизоров, наборы предметов кухонного обихода, целесообразные градации цен и т.д.) с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей. 
 

Прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более совершенно точно — ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Так, можно определить, какое разнообразие телевизоров будет отвечать требованиям различных групп потребителей, но нереально дать прогноз потребности в конкретных моделях (с набором конкретных свойств) на перспективу. Указанные прогнозы, учитывая влияние фактора взаимозаменяемости товаров, необходимо рассматривать во взаимосвязи. Прогноз тенденции развития ассортимента должен показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке. 

Итак, суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании практически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла товара, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы. 

Управление ассортиментом  предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.