Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Очерки из истории искусства 19 века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя
Общеобразовательная школа №2 р.п. Степное
 
 
 
 
 
 
 
 
«Очерки из истории
искусства ХIХ века»
 
 
 
 
 
 
 
 
                                    Работу выполнила
                                    Учащаяся 11Б класса
                                    МОУ-СОШ №2 р.п. Степное
                                    Советского р-она Саратовской обл.
                                    Мусобаева Сауле Утегеновна
                                   
                                    Руководитель
                                    Учитель истории
                                    Перова Татьяна Николаевна
 
 
 
 
 
Степное 2011
 
  Содержание:
 
  Введение………………………………………………………….3
 
Глава I. Букет оттенков, вкусов и направлений………………..4-6
 
Глава I I. Бунт «14»………………………………………………7-8
 
Глава I I I. Этюды о художниках – новаторах …………………9-11
 
Заключение………………………………………………………..12
 
Список литературы………………………………………………..13
 
Приложение………………………………………………………..14-20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                     Введение
Эпиграфом к своей работе я взяла слова Вяземского:
                                                                                                     «Русь былую, удалую
                                                                                                Ты потомству передашь
                                                                                                      Ты схватил ее живую
                                                                                           Под народный карандаш…»
            
                                                                                                             Вяземский  П.А.
 
   Важнейшим периодом в развитии изобразительного искусства является XIX век. Именно в этот период Россия выдвигает гениев во всех областях духовной культуры – литературе, живописи, музыке, науке, философии. Но главным образом, важное влияние на формирование  русской культуры, как для современников, так и для последующих поколений, оказала живопись. Формирование патриотизма и гражданственности русской нации во многом происходило под влиянием «золотого века».
   Актуальность данной темы обусловлена современным развитием российской живописи и культуры в целом, ведь отношение к ней, как общества ,так и государства, связано с уровнем развития культуры подростков, молодежи, народа в целом.
   В своей работе я рассматриваю такую область культуры как живопись. Мой интерес вызван тем, что существует множество прекрасных картин, мимо которых просто нельзя пройти мимо. Многие русские художники известны на весь мир, а такие города как Москва и Санкт Петербург являются культурными центрами России.
   Серьезных трудностей при исследовании у меня не возникло. Пожалуй, минусом стало то, что в таком огромном количестве информации сложно было отобрать самое важное, нужное, интересное, систематизировать направления, факты и события. Данная тема изучена основательно, подкреплена серьезной  научно-исследовательской базой: работы выдающихся историков: В.О.Ключевского, С.М.Соловьева, Платонова; В советской историографии можно перечислить исследования: Л.А.Рапацкой, Ю.Безелянского; из современных ученых и искусствоведов: Т.В.Ильина, Г.Ветрова и Соловьева.
   Основными направлениями русской живописи  XIX века являются  классицизм (академизм),романтизм, жанровая живопись, критический реализм. В статьях и публикациях рассматриваются  не только направления ,но и  вопросы, связанные с творчеством (автобиография  творческие  поиски) русских художников; влияние  живописи на культуру , духовность и формирование самосознания. Споры и  дискуссии возникают у исследователей, пожалуй, только в отношении творчества, характера, личных и человеческих качеств художников и сторон их  личной жизни.
   Цель моей работы : изучить основные направления в живописи XIX века, дать им анализ и собственную оценку. Созвучно цели,я ставлю следующие задачи:
1.Проследить процесс перехода от классицизма и романтизма к критическому реализму.
2.Раскрыть в работе творчество великих русских художников.
 
 
 
 
               Глава I.
 
Букет оттенков, вкусов и направлений.
 
   Сравнительно короткий период в истории России, длящийся  с 1800-х по 1850-е гг.,ознаменовался высочайшими достижениями искусства, которые с полным основанием называют русской классикой.
   Классицизм, сыгравший столь важную роль в периоде становления  культуры эпохи Просвещения, постепенно уходил в прошлое. Ему на смену пришли стилевые закономерности романтизма и реализма, в большей мере, отвечающие запросам нового века.
   Я попытаюсь раскрыть в своей работе такие понятия в живописи как классицизм, романтизм и реализм. Все эти три направления в живописи, безусловно связаны с историей мировой культуры. Они затронули не только живопись, но и литературу, науку, музыку. Классицизм и романтизм господствовали в живописи  I половины XIX века, а вот реализм пришел на смену во II половине XIX века.
   Под классицизмом,»понимается направление, которое сложилось в искусстве XVI – XIX веков. Оно следовало внешним формам классического искусства, где образцом было искусство античности и итальянского Возрождения»,также преобладали мифологические, исторические и библейские сюжеты, большое внимание уделялось рисунку.
   Романтизм подразумевает в себе идейное и художественное  направление духовной культуры. В этом направлении раскрыто стремление противопоставить «человеку с узким кругозором и лицемерным поведением» - новую систему ценностей: т.е. творчества, эстетики и моральных сил, раскрытию своей личности. Героем романтического искусства становится яркая индивидуальность, чей неповторимый облик не укладывается в рамки общепризнанных образцов мышления и поведения.
   Конечно, классицизм и романтизм   взаимосвязаны, потому что принадлежат к одному и тому же времени. Я думаю, что романтизм стал важным звеном в живописи от классицизма к реализму.
   Именно переплетение стилей дало прекрасный художественный результат и способствовало рождению замечательных творений русского национального искусства. Художникам казалось гораздо более важным правдиво отразить социальные проблемы ,мысли и чувства представителей самых разных сословий. Это породило новое направление в живописи – критический реализм. Именно благодаря художникам - романтикам принадлежит огромная роль в «проложении» путей к реализму, например, через жанровые зарисовки, рисунки, литографии, которые  изображают уличные сцены, колоритные типы  и образы людей. Романтизм развивается в различных направлениях, таких как: портретная живопись, бытовой жанр, пейзаж.
Если более детально рассматривать направления  I половины XIX века, то в живописи классицизма выступали следующие художники, которые писали в историческом жанре: А.Е.Егоров «Истязание Спасителя», В.К. Шебуев  «Подвиг купца Иголкина», Ф.А.Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация», «Медный змий».
   Но истинные успехи живописи лежали, как мне кажется, в другом направлении – романтизма. Я вполне согласна с мнением Т.В. Ильиным, что «Лучшие стремления человеческой души, взлеты и парения духа выразила романтическая живопись…и, прежде всего портрет».
   Бесспорно, что в портретном жанре ведущее  место можно дать:
   А) О.А.Кипренскому(1782 – 1836).
   Именно он стоял у истоков  русского романтизма XIX века, работал в жанре портрета. В его творениях  наблюдалась духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность
   В портрете В.А. Жуковского (1816) подчеркнуты черты меланхолии и мечтательности, присущие стихам поэта. В образе А.С.Пушкина(1827) выделены романтическая задумчивость и самоуглубленность. Пушкин, увидев свой портрет, написал:
                                      «Себя как в зеркале я вижу,
                                         Но это зеркало мне льстит».
   А также портрет «Е.С,.Авдулиной» (прил.№1), «портрет Д.Н.Хвостовой».
   Родоначальником бытового жанра в живописи XIX века был Венецианов Алексей Гаврилович (1780 – 1847).Этот человек создал свою Венециановскую художественную школу.
   Его ученики продолжили начатое и незаконченное свои учителем ,работали в его жанре.
   Художник увлекался изображением сцен народной жизни. Поэтические, немного идеализированные  образы крестьян, неразрывно связаны в картинах Венецианова с передачей русской природы, на фоне которого разворачиваются действия полотен. Его работы написаны с натуры. Это характерно картинам «Гумно» (1822 – 1823) (прил.№2), «На пашне. Весна» (1820), «Пастушок с Дудкой» (1820).произведения художника по своему содержанию были реалистическими. Напрашивается вопрос: был ли реалистом Венецианов? Однозначно ответить трудно, т.к., в его творчестве  присутствует смешение многих стилей: классицизм, сентиментализм, романтизм. Но, несмотря, ни на что, я считаю, что художнику удалось сделать многое на пути  формирования  русского критического реализма. В его полотнах существенно заметен переход от одного направления к другому.
   Творчество другого выдающегося русского художника карла Павловича Брюллова (1799 – 1852) стало также знаковым, т.к именно в его работах все ярче заявляет о себе новое господствующее направление 30- 40х гг. XIХ века – романтизм. Исследователь  М.М.Алленов назвал художника  «Гением компромисса»,подчеркивая его роль между переходом от идеалов классицизма к нововведениям реализма. Художник,  работающий в стиле  классицизма и романтизма,  передает в своих произведениях драматичность и реалистичность.
   Карл Брюллов – профессионал высокого уровня, покоривший современников блеском темперамента, чувством формы, динамикой цвета. Ожившие каноны классицизма он преодолевает достаточно легко, наполняя художественные образы живым настроением и чувством реальности. Картина «Последний день Помпеи» (прил.№3) является ярким примером  академической школы, началом расцвета русской живописи. Идейное содержание картины сложно. Художник стремился воплотить образ жестокого деспотизма, показать человека перед лицом величайшего испытания, перед лицом смерти. Это не одна из его главных картин, к ним относится также «Всадница»,  «Итальянский полдень», «автопортрет» и др.
   Центральной фигурой в живописи XIX века был ,несомненно, Иванов Александр Андреевич(1806 – 1858) . исследователи его творчества, например, Д.В. Сабарьянов, называет его творческий принцип «принципом этического романтизма» - романтизма ,в котором главный акцент перенесен с эстетического начала на нравственное.
   Страстная вера художника  в нравственное преобразование людей, привела Иванова А.А. к основной евагелевской  теме его творчества – к монументальной картине, которой он посвятит 20 лет, сделав 600 этюдов. И  итогом данной работы стала картина «явление Христа народу» (прил.№4).Размер этой картины впечатляет(540х750см) – это титанический труд. Эти сюжеты, как поворотное событие в истории человечества, стали началом его освобождения  и нравственного возрождения. Художник показал, что происходит с человеком в переломный момент жизни, когда меняются пророки и появляется надежда на избавление от зла.
   По моему мнению, из всех художников I половины XIX века ближе всех стоял к новому направлению – критическому реализму Федотов Павел Андреевич(1815 – 1852). Он был основоположником жанровой живописи.
   Существенно чертой  его творчества является склонность к сатире. Героями полотен были люди самых разных сословий. Художник  мастерски владел жанром карикатуры. Его рисунки многофигурны, динамичны, насыщены глубоким внутренним смыслом.Художник с великолепным чувством юмора изображает сюжет картины «Сватовство майора» (прил.№5),где не забывает подчеркнуть красоту тканей, одежды, мебели,  и доводит это полотно до эстетического совершенства. В  картинах «Вдовушка» и « Анкор, Еще Анкор » мастер становится  трагиком, где его живопись приобрела жесткость и экспрессивность. Этот художник как и Николай Васильевич Гоголь высмеивает пороки человека и ему это удается, причем гениально.
   Его творчество оказало огромное влияние  на живопись  II половины XIX века , влияло на умы, вкусы,  мировоззрение целой плеяды молодых, талантливых, думающих и ищущих художников.
I половина XIX века в русской живописи – очень интересный и значимый период. Именно в это время появляются новые направления, стили и жанры, происходит переход от господствующего в искусстве классицизма  к романтизму. Благодаря романтизму, который навевал не только романтические чувства, но и заставлял задумываться  о противоречиях реальной жизни, появились жанровая живопись и критический реализм. Человек,  который стоял на границе классицизма и реализма – был  П. А. Федотов. Его работы написаны на критический лад, ведь художник затрагивал и высмеивал жизненные неурядицы и проблемы.
   Художники середины и  II половины XIX века заинтересовались критическим реализмом и исполняли  через свое понимание и видение окружающего мира, реальную жизнь. Именно новаторское творчество П. А. Федотова  в немалой степени  повлияло и подготовило бунт в академии Художеств.          
 
 
 
 
 
                                           Глава II
 
                                         Бунт «14».
 
   Для формирования и процветания русского искусства в 1757 году по проекту Шувалова  была создана Российская Академия Художеств в г.Санкт – Петербурге. Она называлась «Академия трех знатнейших художеств», т.е.  живописи, скульптуры и архитектуры. С 1764 года   она же стала  императорской.
   Академия Художеств являлась высшим учебным заведением в области искусств. В  XVIII – н.XIX вв. сыграла ведущую роль в воспитании русских художников, а также стала центром художественной жизни России.
Во II половине  XIX в. Среди художников пера  и кисти росло стремление приблизить искусство к жизни,  откликнуться своими произведениями на волнующие вопросы  действительности. Однако академический классицизм со своими « Мертвыми канонами»  продолжает оставаться  официальным направлением русской живописи. В стороне от новых веяний находилась  и Академия художеств. Ее мэтры придерживались религиозной и морфологической тематики!
   С 9 ноября 1863 года группа выпускников Академии, допущенных к конкурсу на золотые медали, потребовала свободного выбора сюжетов. администрация академии настаивала на обязательных из мифологии.. Тогда 14 выпускников: И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Г.перов, И.И.шишкин, А.И.Куинджи и др. отказались от участия в конкурсе, идти на какие – либо компромиссы молодые люди не пожелали. Получив отказ от  администрации изменить существующий порядок,  они демонстративно покинули академию. Это неординарное, дерзкое, шокирующее публику  событие получило название «бунт 14» . В дальнейшем они объединились в Артель свободных художников. Возглавил бунт Иван Крамской.
   Позднее, в 1870 году возникло «Товарищечество передвижных художественных выставок» под организацией Крамского и Мясоедова. Передвижникам суждено было внести серьезные изменения  в развитие русской живописи. К организаторам также присоединились два одаренных художника – В. Г. Перов и Н. Н. Ге.
   Через некоторое время , в созданное общество начинают непрерывным потоком вливаться новые свежие творческие силы.
   Члены товарищечества ставили перед собой цель показывать  картины не в столицах,  а в провинциальных городах, приобщать народ к искусству. Художники вели жизнь на колесах, разъезжая со своими работами от Орла до Киева и от Риги до Одессы. Всех передвижников объединяло стремление приблизить  искусство к людям. В картинах чаще всего стали появляться современные бытовые сцены, стремительно и быстро в русское художественное искусство  ворвался новаторский стиль – критический реализм, который прочно утвердился вплоть до начала XX века.
   Передовая интеллигенция, в том числе и художники, чувствовали себя перед народом «в неоплатном долгу»  и старались сделать все, чтобы облегчить положение простых людей. Главным методом, при помощи которого молодые русские живописцы изучали и показывали жизнь, был критический реализм». Реализм – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, проникновение в реальность, глубина и полнота  художественного познания».
   Ведущие принципы реализма: воспроизведение типичных характеров, конфликтов, преобладающий интерес к проблеме «личность и общество». Именно он и стал во  II половине XIX века главным направлением живописи России. А самым важным жанром стала бытовая картина. С гневом и любовью в ней рассказывалось о жизни людей, об их трагедиях, которые не хотели замечать сытый, жестокий и благополучный народ.
   Я считаю, что передвижники хотели, чтобы их картины не развлекали, а пробуждали совесть, душу зрителя и заставляли его чувствовать свою личную ответственность за несправедливую жизнь. Идеи и мысли, которыми владели живописцы и которые они хотели донести до народа, были глубоки и серьезны. Иными словами, художники считали, что гораздо важнее то, что написано, а не то, как это сделано.
   Бунт «14» перевернул представления об искусстве, взорвал обыденную действительность. Новые веяния и взгляды заставляли художников находиться в постоянном поиске, чувствовать пульс общественной жизни, требовали активной гражданской  и жизненной позиции.
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                          Глава III
 
            Этюды о художниках – новаторах
 
   Образование Артели, а затем и Общества передвижников перевернули изобразительное искусство XIX века, ведь II половина «Золотого века» складывается из нового направления – критического реализма. Это течение подхватывают молодые русские  творческие и одаренные художники – передвижники ,которые смогли из обычных привыкших для зрителя тематик, создать новые сюжеты и жанры. каждый из художников своеобразен, у каждого из них есть свое «Я» и свое видение жизни и мира.
   Я думаю, что переход от классицизма к реализму произошел не только из-за «бунта 14», но из-за того, что художники устали от несправедливых порядков, нравов, пороков   и неустроенности общественной жизни. Свою неудовлетворенность они пытались выразить через творчество. Ведь главное в реализме – это реальность ,вся правда, о нынешнем времени, проблемах, положении страны. Их полотна заставляли многих людей задуматься об этом, отвечать на вопросы, искать выход. Передвижники обратились к правдивому  реалистическому изображению жизни и истории народа. Они выступали против самодержавия и крепостничества, пороков современного общества. Картины отличались глубоким психологизмом и мастерством.
   Остановимся на творчестве некоторых художников этого периода, одним из них является  Иван Николаевич Крамской(1837 – 1887). Его работы  - тематические полотна, посвященные философско-этническим   проблемам, лучшая работа «Христос в пустыне», (прил.№6) написанная на библейский сюжет. Но сам художник писал: «…Это не Христос…Это есть выражение моих мыслей ». А «раздумья» Крамского были о самоотверженной борьбе за высокие общечеловеческие  идеалы, о духовной драме современного человека,  не мирящегося с социальным общественным злом.
   Он раскрыл сложные душевные проблемы в картине «Неутешное горе».Интерес к изображению неординарной личности воплотился в творчестве художника  в серии портретов. Он писал в основном образы интеллигентов, имеющих высокий авторитет в обществе – Салтыкова-Щедрина и Некрасова, Грибоедова, Л.Н.Толстого. Почти все портреты кисти  Крамского очень реалистичны. Л.Н.толстой был так похож, что его супруга Софье Андреевна воскликнула, увидев портрет: «Смотреть даже страшно».
   Среди бесконечных портретов художников, литераторов, крестьян, отдельно стоит загадочная «Неизвестная». Образ женщины овеян тайной, очаровательной нежностью. Возможно, именно под впечатлением, от этой картины спустя 23 года Александр Блок написал свое знаменитое стихотворение «Незнакомка».
Вся жизнь И.Н.Крамского была подчинена любимому занятию – живописи .Вот строчки самого художника, подтверждающего это : «О, как я люблю живопись! Милая живопись! Я умру, если не постигну тебя  хоть сколько, сколько доступно моим способностям. Без живописи внутренняя жизнь моя не может существовать».
   Есть имена, которые сопровождают нас по жизни, с детства. Одно из них – художник Илья Ефимович Репин. Его творчество можно считать вершиной  демократического реализма, он вскрывал противоречия действительности, все его работы выразительны и гениальны, несмотря на  разноплановость жанров и сюжетов. В исторических полотнах раскрывал  трагические конфликты – «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный  и сын его Иван 16 ноября 1581 г» (1885).В ней передана  ужасная ситуация – убийство отцом собственного сына.
     Художник никогда не писал картины на одну тему. Репина привлекала судьба русских  революционеров, этой теме посвящены картины «Не ждали» (1884 – 1888), «Арест пропагандиста» (1880). Картина «бурлаки на Волге» представляет собой особый монументальный образ народа, согнутого непосильным трудом.
    В жанровой живописи Репина следует выделить полотно «Крестный поход в Курской губернии» (1880 – 1883) (прил.№7).Художнику хотелось показать стихийную силу людей, увлеченных общим делом. В движении толпы убедительно передано ощущение важности совершаемого  религиозного действия и несправедливости расслоения людей на нищих и благополучных, убогих и сильных. В портретах раскрывал личность в психологическом и социальном плане «М. П. Мусоргский» (1881), «Портрет художника В.А.Серова» (1901).
    Репин отличался  трудолюбием, больше всего ценил свободу и независимость, ненавидел раболепие и угодничество. Он был ярким ,противоречивым, неординарным, многогранным художником и человеком, Репиным будущее национального искусства»
   В творчестве Сурикова Василия Ивановича преобладает  историческая живопись, в русское искусство пришел подлинный исторический живописец, глубоко, масштабно оценивающий и толкующий важные моменты русской истории, герой которой – народ. Недаром суриков писал: «Я  не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы. Мне нужно вытащить их на улицу».
   Первая крупная историческая картина – «Утро стрелецкой казни»(1881). Это динамическое  многофигурное полотно. В нем противопоставлены две силы. Первая, олицетворяющая «Русь уходящую»,допетровскую, представлена толпой ждущих казни стрельцов и окружающих людей. Вторая сила едва намечена, хотя именно она победила в этом конфликте. Подчиненные царю Петру регулярные полки стройными рядами выстроились вдоль строгих кремлевских стен.
    Тема картины «Боярыня Морозова» (1887)(прил.№8) взята из XVII века, времени церковного раскола. Образ боярыни Морозовой защищает уходящие в прошлые средневековые устои жизни, пугает своим фанатизмом. Одетая в черное платье, она резко контрастирует с людьми из окружающей толпы, пестрящей яркими красками. В неизбежных столкновениях Руси уходящей и Руси новой, видел Суриков характерные черты отечественной истории.
     Создателем «пейзажа настроения» является Исаак Ильич Левитан(1860 –1900).Заслуженной любовью пользуются  его пейзажи, т.к. изображают великолепную русскую природу. Левитан умел передать настроение той природы, которую он удел и представлял, которую он чувствовал. Таковы  его пейзажи «Март», «Золотая осень», «Березовая роща».Картина «Над вечным покоем»(прил.№9) - воплощение скорбного одухотворенного образа. Его философские раздумья полны грусти о бренности всего земного, о малости человека во вселенной, о краткости земного существования, которое является перед лицом вечности.
    Полотна Левитана Исаака Ильича  передают очарование, блаженство, гармонию человека и окружающего мира, человека и природы.
    Не только современные люди восхищаются творчеством  И.И.Левитана, вот что вспоминала М.П.Чехова: « Левитан любил природу как – то особенно. Это была даже  и не любовь, а какая – то влюбленность».
    Особое место в пейзаже II половины XIX века занимает Архип Иванович Куинджи, с его поразительными эффектами освещения – « Украинская ночь»,
«Березовая роща», « Лунная ночь на Днепре»,  «После дождя»  (прил.№10), придающими романтический характер его пейзажам,  но и сообщающим им некоторую театральность, придуманность в отличие от истинно реалистического видения  других пейзажистов передвижнического круга.
    Не только вышеназванные художники завоевали особое место в живописи. Фольклорная живопись – это живопись, присущая Виктору  Михайловичу Васнецову, ведь он – человек сказок, былин. Им написаны «Аленушка», «Богатыри»(прил.12). Сам Васнецов говорил:»Я всегда только и жил Русью».
    Раскрывал красоту, мощь и богатство  русской природы Шишкин Иван Иванович, написавший «Утро в сосновом бору» (прил.№11), «Рожь».
    Автор жанровых картин, проникнутых сочувствием к народу, является  Перов Василий Григорьевич, написавший «Проводы покойника»(прил.№13), «Сельский поход на Пасхе», « Тройка».
    В этом разделе я попыталась исследовать творчество великих русских художников. У  каждого из них разные стили, направления, идеи, фантазии, чувство прекрасного. Критический реализм не утратил свое значение среди художников, благодаря живописи этих новаторов было написано большое количество работ, которые всегда позволяют нам задуматься над смыслом жизни, раскрывают творческий потенциал русского народа, учат видеть и любить прекрасное вокруг.
    В заключении мне хочется подчеркнуть, что мы с удовольствием можем любоваться и размышлять над картинами великих живописцев, восхищаться талантами благодаря не только их природному гению, но и тем людям, которые сохранили и донесли до нас это великолепное богатство русской национальной культуры. Поколение ХХ и XXI  веков благодарны своим соотечественника  за то, что они  предоставили возможность видеть и чувствовать красоту искусства, ведь передовые люди пореформенной России всячески поддерживали художников и помогали им.Одним из них был московский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков. С 1856 года он систематически покупал  лучшие холсты художников  и создал богатую картинную галерею русской живописи. В 1893 году  Третьяков принес ее в дар Москве. В настоящее время Третьяковская галерея я является крупнейшим художественным музеем России. И лучшие полотна передвижников навсегда заняли в ней свое место». Моя идея была с самых малых лет», - писал  П.М.Третьяков незадолго до передачи галереи в дар городу,23 марта 1893 года ,- «наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также в каких – либо полезных учреждениях; мысль эта меня не покидала все жизнь».
    Отрадно, что у нас в России жил такой меценат, как Третьяков П.М. Сегодня мы отдаем дань благодарности Третьякову не только за его собирательство великих картин, но и за его благородный поступок.
 
 
 
                                          Заключение
    В истории культуры России XIX век занимает особое место. Так как в этот период завершился процесс формирования  национальной культуры. Именно в XIX веке  русская художественная культура стала  классической, имеющей значение  бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если  в экономическом  и социально -  политическом  развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то  в культурных достижениях она  не только шла вровень с ними ,но во многом опережала их. Россия  XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу русской культуры.
    Возможности изобразительного искусства, направленного на  непосредственно отражение условий  социальной жизни, быта людей, их чувств, мыслей и переживаний, осмысление исторического процесса, в  XIX столетии получили  полную реализацию. В отличии от западных художников, считавших искусство формой самовыражения, русские  художники - говорили людям правду и проявляли интерес  к отечественной истории.
    Антикрепостническая ,демократическая направленность  русского искусства и вера  в силы народа  определяли важнейшую его черту на протяжении всего  XIX века и последующих веков.
    Итак, в XIX веке  в русской живописи произошли кардинальные изменения в стилях и направлениях: от классицизма ,наметился переход к романтизму, а затем к реализму .В результате изменений  в обществе, под воздействием революционных настроений  происходит переосмысление творческих задач художников, наблюдается  отказ от идеализации окружающего мира и переход к реальной действительности, к мотивам и сюжетам, наполненным патриотизмом, гражданственностью. Новые веяния прослеживаются  уже в работах Брюллова, Венецианова, Федотова. Яркое их продолжение прослеживается  в творчестве художников «бунтовщиков », а затем у передвижников. Проявили они себя, не только как гениальные  создатели, но и подлинные новаторы. Ведь каждый из них  внес элемент новизны, индивидуальности, необычности. Своими новыми идеями и мастерством они вдохновляли и воспитывали  много  последователей, молодых талантливых художников, которым еще предстояло стать самобытным и прославить Россию.
    В своей работе я старалась объективно оценить роль живописцев XIX века, и я думаю, что их деятельность неоценимо велика, недаром их имена мы помним и сегодня и называем «Великими деятелями земли русской».Это ощущение величия прекрасного поставило живописцев на ту высоту, с которой они по ныне светят нам своей жизнью, и спустя почти два века этот свет не угас.
    Посещение музеев  и галерей – лучший  способ  приобщиться  к искусству прекрасного и на сегодняшний день, я думаю все больше людей понимают это.
    Я считаю, что справилась с задачами и целью: изучила основные направления, познакомила вас со стилями XIX века, а главное, раскрыла в своей работе творчество великих художников.
Призываю Вас:
               «Спешите увидеть и прикоснуться к миру
                                      прекрасного!»
 
Список литературы
 
1.      Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
 
2.      Базелянский Ю. «Улыбка Джоконды»,М.,1999г.
 
3.      Ветрова Г. «Русское искусство», М., 2002 г.
 
4.      Георгиева Т.С. «История русской культуры» М., 1999г.
 
5.      Заболоцкий И. «Избранное» ,М.,  1988г.
 
6.      Ильина Т.В. «История искусств»,М.,2005г.
 
7.      Калашникова Т.В. «Энциклопедия русской живописи», М.,1999г.
        8.Рапацкая Л.А. «Русская художественная культура»,М.,1998г
  
  
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение
 
№1.О.А.Кипренский «Портрет Е.С.Авдулиной»
 

 
 
№2.А.Г.Венецианов. «Гумно»

№3 К.Брюллов «Последний день Помпеи»

 
№4 А.А.Иванов «Явление Христа Народу»

 
№5 П.А.Федотов «Сватовство майора»

 
№6 И.Н.Крамской «Христос в пустыне»

 
№7. И.Е.Репин «Крестный ход в Курской губернии»

 
 
№8. И.В.Суриков «Боярыня Морозова»


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.