На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Концепции цивилизации в теории культуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
                   Государственное образовательное учреждение высшего профессионального                                                образования
                    СИБИРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМАЯ
           (ГОУ  ВПО СГГА) 
           
           
           

               РЕФЕРАТ
               Дисциплина: Культурология
         Тема: Концепции цивилизации в теории культуры  
     
     
     
     
     

                                                      Выполнил: студент гр. ПГ-3
                                                                      
                                                      Проверил: преподаватель 
 
 
 
 
 
 

               Г. НОВОСИБИРСК 2010
               Содержание.
                                                          Стр.
Введение……………………………………………………………………3 

1.Понятие культура и цивилизация………………………………….....4-6
2. Основные положения концепции О. Шпенглеру…...……………..6-8               
3. Основные положения концепции  А.Тойнби   …………………......8-9
                   
Заключение……………………………………………………………….10 

Список литературы…………………………………………………........12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Введение.
В социальном измерении культура - это, в первую очередь, мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, существующих в обществе отношений, уровня и особенностей взаимодействия человека с природной средой и т.д. Интерес к феномену культуры определяется в наши дни многими обстоятельствами. Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов западной гуманитарной традиции, системы социологических и культурологических знаний. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить новые неистощимые импульсы, способные оказывать воздействие на исторический процесс, на самого человека.
В современной культурологии можно выделить несколько конкурирующих научно-исследовательских программ, различающихся между собой разным пониманием того, что такое культура и каковы возможные способы ее изучения.
В истории  человечества существовало множество культур не похожих одна на другую... На Земле одновременно соседствуют самые разные культуры. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга? В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса. Какие-то культуры выглядят странам, патриархальными, потому что они действительно отражают древнее самосознание человечества, другие, напротив, уже существенно продвинулись в своем развитии, приобрели современный облик. Тогда же возникла иная мысль: эти культуры на самом деле различны, самобытны, и даже вообще не имеют друг с другом ничего общего. Эти вопросы, мысли, рассуждения привели к тому, что родилась культурология — наука о множественности культур, об их уникальности, несхожести. Сегодня она может помочь нам понять, что любое социальное изменение начинается именно как сдвиг внутри культуры, как результат появления новых ценностей, как итог действия разнообразных социокультурных закономерностей.
Актуальность  культурологии обусловлена в  первую очередь возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знания безусловно велико. Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура — это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни. Богатство культуры, накопленное человечеством за многие века, неисчерпаемо, оно ждет еще своего осмысления.              
 
 
 
 
 

           1.Понятие культура и цивилизация
Цивилизация и культура – понятия тесно  связанные друг с другом. В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры. Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало серьезных работ известных теоретиков культуры. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества.
 Понятие «цивилизация» многозначно. Термин «цивилизация» произошёл от лат. слова, означавшего «гражданский». Можно указать, по край мере, три основных значения этого слова. В первом случае рождается традиционная культурнофилософская проблематика, восходящая к немецким романтикам. В этом значении «культура» и «цивилизация» уже не воспринимаются как синонимы. Второе значение слова предполагает движение мира от расколотого к единому. Возможна и третья парадиг — плюрализм отдельных разрозненных цивилизаций. В этом случае подвергается пересмотру восходящее к христианству видение общечеловеческой перспективы.
О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы»  сформировал свое понимание цивилизации. Для Шпенглера цивилизация – это такой тип развития общества, когда на смену эпохе творчества, воодушевления приходит этап закостенелости общества, этап оскудения творчества, этап духовного опустошения. Творческий этап – это культура, которой на смену приходит цивилизация.               
В большинстве  научных и справочных изданий цивилизация понимается как определенная стадия развития общества, связанная с определенной культурой и имеющая ряд признаков, отличающих цивилизацию от, до цивилизованной стадии развития общества. Чаще всего выделяют следующие признаки цивилизации:
1. Наличие государства как определённой организации, управленческой структуры, координирующей хозяйственную, военную и некоторые другие сферы жизнедеятельности всего общества.
2. Наличие письменности, без которой затруднены многие виды управленческой и хозяйственной деятельности.
3. Наличие совокупности законов, правовых норм, пришедших на смену родовым обычаям. Система законов исходит из равной ответственности каждого жителя цивилизованного общества независимо от его родоплеменной принадлежности. С течением времени в цивилизациях приходят к письменной фиксации свода законов. Написанное право – отличительный признак цивилизованного общества. Обычаи – признак нецивилизованного общества. Следовательно, отсутствие чётких законов и норм – рудимент клановых,  родовых отношений
4. Определенный уровень гуманизма. Даже в ранних цивилизациях, если там и не господствуют представления о праве каждого человека на жизнь и достоинство, то, как правило, в них не приемлют людоедства и человеческие жертвоприношения. Эти признаки цивилизации возникают не обязательно сразу все вместе. Какой-то может сформироваться в конкретных условиях позднее или раньше. Но отсутствие этих признаков ведёт к упадку определенного общества. Эти признаки обеспечивают минимум защищенности человека, обеспечивают эффективное использование способностей человека, а значит, обеспечивают эффективность хозяйственной и политической системы обеспечивает расцвет духовной культуры.
Культурология - это наука о культуре. Предметом  культурологии являются объективные  закономерности  общечеловеческого  и  национальных   культурных процессов, памятники,  явления  и  события  материальной  и  духовной  жизни людей.  Важнейшая задача  культурологов  –  анализ  процессов  и  тенденций социокультурной среды современности.
Слово " культура" – в лексиконе  практически  каждого  человека.  Но  в это понятие вкладывают самый различный смысл. Одни  под  культурой  понимают лишь ценности духовной  жизни,  другие  –  еще  более  сужают  это  понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы. Третьи  под   "культурой" вообще   понимают  определенную    идеологию,    призванную    обслуживать, обеспечивать " трудовые свершения", то есть хозяйственные  задачи.  Культура – это многогранная проблема исторического развития, и само слово  "культура" объединяет  разнообразные  точки  зрения.  Слово  “культура”  происходит  от латинского  слова  colere,  что  означает  культивировать,  или  возделывать почву. В  средние  века  это  слово  стало  обозначать  прогрессивный  метод возделывания  зерновых,  таким  образом,  возник   термин   agriculture   или искусство  земледелия.  В  18  веке  в  Европе  понятие  культура  приобрело духовный   аристократический   смысл   – этот    термин    стал    обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным стали  называть  человека начитанного  и утонченного  в  манерах  поведения.   Тогда этот  термин применялся  главным  образом  к   аристократам,   чтобы   отделить   их   от “некультурного”  простого  народа.  Немецкое  слово  Kultur  также  означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура”  все еще  ассоциируется  с  оперным  театром,  прекрасной  литературой,   хорошим воспитанием.
По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.
         - Понятия (концепты). Они  содержатся  главным  образом  в  языке. Благодаря  им,  становиться возможным упорядочить опыт  людей. Например,  мы  воспринимаем  форму,  цвет   и   вкус   предметов окружающего мира, но  в разных  культурах мир организован по- разному. Таким образом, изучение слов языка  позволяет  человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.
         - Отношения. Культуры не только  выделяют те или иные части  мира  с помощью понятий, но также  выявляют,  как  эти  составные  части связанны между собой - в  пространстве  и  времени,  по  значению на  основе  причинной обусловленности .         
 - Ценности - это  общепринятые  убеждения  относительно целей, к которым человек должен  стремиться.  Они  составляют основу нравственных принципов. Разные  культуры  могут  отдавать предпочтение   разным   ценностям.  
         - Правила. Эти элементы (в том  числе и нормы) регулируют поведение людей  в  соответствии  с  ценностями   определенной   культуры. Ценности  не  только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь,  сами  могут служить обоснованием. Они обосновывают  нормы или ожидания  и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.
      Культура  —  это  неотъемлемая  часть  человеческой  жизни.   Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура  в  значительной  мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных  выполняет  генетически запрограммированное поведение. Сопоставление понятий  культура и  цивилизация  в  "Словаре"  Аделунга издания  1793г.  означает  "облагораживание,  утончение всех  умственных  и моральных качеств человека или народа".
                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.  Основные положения концепции О. Шпенглера.
  Книга  Освальда Шпенглера(1880-1936) " Закат   Европы"  стала  одним   из самых значительных и противоречивых шедевров в области социологии,  культуры, философии истории и философии культуры. Название работы Шпенглера "Закат  Европы"  выражает  ее  пафос.  Он  утверждает,  что расцвет  западноевропейской  культуры  завершился.  Она  вступила   в   фазу цивилизации и не может дать ничего оригинального ни в  области  духа,  ни  в области искусства. История  распадается  на  ряд  независимых,   неповторимых   замкнутых циклических   культур,   которые   имеют   сугубо   индивидуальную   судьбу, приговорены пережить рождение, становление и закат.
Переход от культуры к цивилизации - это бросок от  творчества  к  бесплодию, от становления  к  окостенению,  от  героических  "деяний"  к  "механической работе".
Цивилизация, по мнению  Шпенглера, обычно кончается смертью, ибо она есть начало смерти,  истощение  творческих сил культуры. Культура происходит от культа, она связана с культом  предков, она  невозможна  без  священных  преданий.  Цивилизация  же,  как   полагает Шпенглер, есть воля к мировому могуществу. Культура национальна, цивилизация  же  интернациональна.  Цивилизация-  это мировой город.  Каждому  культурному  организму,   по   Шпенглеру,   заранее   отмерен определенный (около тысячелетия) срок, зависящий от  внутреннего  жизненного цикла.
Умирая, культура перерождается в  цивилизацию.  Закат  Европы,  прежде всего закат старой европейской культуры, истощение  в  ней  творческих  сил, конец  искусства,  философий,  религий.  Европейская  цивилизация   еще   не кончается. Она будет долго праздновать свои  победы.  Но  после  цивилизации наступит  смерть  для  западноевропейской  культурной  расы.   После   этого культура может расцвести только в других расах, в других душах.
Важнейшая задача, которую ставит перед собой  О.Шпенглер, - развенчивание европоцентризма, с позиции  которую история трактовала достаточно продолжительное время и нередко трактуется до сих пор. Однако, отрицая одну концепцию истории, необходимо построить другую, лишенную противоречий и недостатков той, от которой пришлось отказаться. И Шпенглер находит такую концепцию. Он выдвигает идею неких сообществ людей, наделенных общей ментальностью. Каждое их таких сообществ обладает определенным набором характерных черт, который немецкий философ называет стилем.
Таким образом, Шпенглер называет культурами определенные общественные образования  вместе с их характерными особенностями. Каждая нация, по его мнению, наделяет людей своей идеей, своими страстями, своей жизнью, и все культуры "строго привязаны на протяжении своего существования" к тем странам, которые послужили основой для их возникновения. Культура для О.Шпенглера - живое существо высшего порядка, выросшее "со своей возвышенной беспечностью", "подобно цветам в поле". И во всемирной истории немецкий философ увидел "картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм".
Европоцентризм  преодолевается путем признания равноценности всех культур. Те из них, которые нам кажутся незавершенными, не сумевшими реализовать свои цели, на самом деле стремились совсем к иному, чем представляется нам. Это положение означает, что нет никакой прямолинейной преемственности в истории; новая культура впитывает из опыта прошлого лишь то, что отвечает ее внутренним потребностям, а значит, в определенном смысле она не наследует ничего. Шпенглер приводит примеры, показывающие наше неверное понимание былых эпох и развитие современными мыслителями проблем, которые, по их мнению, впервые возникли, например, во времена античности; на самом деле эти проблемы характерны для нашего и только нашего времени.
На первое место немецкий философ выдвигает  исследование характерных особенностей, стиля каждой конкретной культуры и в этом исследовании особое значение получает вводимое Шпенглером понятие прафеномена- выделенная из стиля какой-либо культуры идейная основа, которую можно воспринять, но нельзя проанализировать, разложить на части. Таким образом Шпенглер убежден в том, что человечество нельзя трактовать как единое целое, что у истории нет целей и нет никакой направленности. Тем не менее, критика европоцентризма не мешает ему разделять некоторые из весьма спорных положений, напрямую связанных с оспариваемыми утверждениями. В частности, он полагает, что европейская культура в настоящее время - единственная на Земле; используя метод аналогий, он нередко применяет к формациям совершенно иного плана, чем европейская, чуждые им понятия; при этом он уличает других историков в той же ошибке! Здесь обнаруживается еще один важный аспект мировоззрения Шпенглера, который вызывает активный протест большинства исследователей его творчества. Коль скоро культуры - живые организмы, то закономерно предположить, что срок их существования ограничен определенными сроками.
Сама  идея разделения культуры и цивилизации  не нова, но Шпенглер нетрадиционно  подошел к этому вопросу, гармонически объединив терминологию со своей  концепцией. Говоря о стадиях развития культуры, О.Шпенглер немедленно проводит параллели с античностью, Египтом и в первую очередь с Европой. Блестящие аналогии, проводимые Шпенглером, заставляют нас увидеть в современности те явления, которые предшествовали исчезновению великих культур древности. Наиболее наглядно завершение внутренней идеи, создание стройной концепции, означающей конец творчества, показано на примере двух математик: античной и западной. Переход от культуры к цивилизации, говорит Шпенглер, вызывает появление "трех или четырех мировых городов", которые всосали в себя все содержание истории и по отношению к которым вся остальная страна культуры нисходит на положение провинции.
История культуры для Шпенглера - это ее судьба, и поэтому он говорит, что возможности  внутренней идеи культуры, ее "прафеномен" реализуются во внешних формах истории. Этот новый метод исторического исследования. Его теоретическая конструкция покоится на двух главных идеях: 1) радикальная противоположность культуры и цивилизации, в основе которой лежит фатальность истории каждой культуры, чреватая катастрофическими для судеб этой культуры последствиями; 2) морфологическое понимание самой культуры, полностью отвергающее непрерывность и прогресс как черты ее истории. Именно понимание культуры как организма, как растения, проходящего стадии зарождения, роста, старения и безвозвратного и бесследного исчезновения, подводит Шпенглера к противопоставлению цивилизации и культуры.
В биологической  концепции Шпенглера цивилизация  предстает не как материальная сторона  культуры, а как неизбежная фаза ее упадка, фатальный удел всякой культуры, подобно тому, как старость и смерть — фатальный удел любого вида растений. У каждой культуры есть своя собственная цивилизация. «Цивилизация — это те самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей. Нельзя отрицать, что история культуры, как верно полагает Шпенглер, знает периоды упадка, острого кризиса духовных ценностей, но, во-первых, этот кризис отнюдь не охватывает всю духовную жизнь общества и, во-вторых, корни этого кризиса лежат не в сущности культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         3. Основные положения концепции   А.Тойнби.
К числу  наиболее представительных теорий цивилизаций  относится прежде всего теория А.Тойнби (1889—1975), который продолжает линию  Н.Я. Данилевского и О.Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями».
Таких развившихся «локальных цивилизаций» Тойнби насчитывает более двадцати. Это - западная, две православных (русская  и византийская), иранская, арабская, индийская, две дальневосточных, античная, сирийская, цивилизация Инда, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя, египетская и др. Он указывает так же на четыре остановившиеся в своем развитии цивилизации - эскимосскую, момадическую, оттоманскую и спартанскую и пять «мертворожденных».
Однако  сразу возникает вопрос: почему некоторые общества, подобно многим примитивным группам, становятся неподвижными на ранней стадии своего существования и не складываются в цивилизации, тогда как другие достигают этого уровня? Ответ Тойнби таков: генезис цивилизации нельзя объяснить ни расовым фактором, ни географической средой, ни специфической комбинацией таких двух условий, как наличие в данном обществе творческого меньшинства и среда, которая не слишком неблагоприятна и не слишком благоприятна. Группы, в которых налицо эти условия, складываются в цивилизации. Группы, не обладающие ими, остаются на доцивилизованном уровне. Механизм рождения цивилизаций в этих условиях сформулирован как взаимодействие вызова и ответа. Среда намеренно неблагоприятная непрерывно бросает вызов обществу, общество через свое творческое меньшинство отвечает на вызов и решает проблемы. Такое общество не знает покоя, оно все время в движении, благодаря движению оно рано или поздно достигает уровня цивилизации.
Возникает и второй вопрос: почему четыре цивилизации дальнезападная христианская (ирландская), дальневосточная Христианская (несторианская в Средней Азии), скандинавская и сирийская развивались ненормально и родились мертвыми. Тойнби пытается понять, отчего пять цивилизаций (полинезийская, эскимосская, кочевая, спартанская и оттоманская) застыли в своем развитии на ранней стадии, тогда как остальные успешно развивались. Рост цивилизации, по мнению ученого, отнюдь не сводится к географическому распространению общества. Он не вызывается им. Если географическое распространение с чем-нибудь положительно связано, то скорее с задержкой развития и с разложением, чем с ростом. Подобным же образом рост цивилизаций не ограничивается и не вызывается техническим прогрессом и растущей властью общества над физической средой. Какого-то четкого соотношения между прогрессом техники и прогрессом цивилизации культуролог не признает.
Интересна мысль Тойнби о том, что растущая цивилизация — это постоянное единство. Ее общество состоит из творческого  меньшинства, за которым свободно следует, подражая ему, большинство — внутренний пролетариат общества и внешний пролетариат варварских соседей. В таком обществе нет братоубийственных схваток, нет твердых, застывших различий. В результате процесс роста представляет собой рост целостности и индивидуального своеобразия развивающейся цивилизации.
И еще  один, третий вопрос: как и почему цивилизации «надламываются, разлагаются  и распадаются»? Не менее 16 из 26 цивилизаций  сейчас «мертвы и погребены». Из оставшихся в живых десяти цивилизаций - полинезийская и кочевая находятся сейчас при последнем издыхании; а семь из восьми других в большей или меньшей степени — под угрозой уничтожения или ассимиляции нашей западной цивилизацией. Более того, не менее шести из этих семи цивилизаций обнаруживают признаки надлома и начавшегося разложения. Упадок, как считает Тойнби, нельзя приписать космическим причинам, географическим факторам, расовому вырождению или натиску врагов извне, который, как правило, укрепляет растущую цивилизацию. Нельзя объяснить его и упадком техники и технологии, ибо во всех случаях упадок цивилизации является причиной, а упадок техники — следствием или симптомом первого. Сам упадок — это не единовременный акт, а весьма длительная стадия, которая, согласно Тойнби, состоит из надлома, разложения и гибели цивилизаций. Между надломом и гибелью цивилизации нередко проходят столетия, а иногда и тысячелетия.
Под «цивилизацией» Тойнби имеет в виду не просто «область исторического исследования», а  единую систему, или целое, части которого связаны друг с другом причинными связями. Поэтому, как во всякой такой системе, в его «цивилизации» части должны зависеть друг от друга и от целого, а целое — от частей. Он категорически утверждает вновь и вновь, что цивилизации суть целостности, чьи части все соответствуют друг другу и взаимно влияют друг на друга. Одной из характерных черт цивилизации в процессе роста является то, что все аспекты и стороны ее социальной жизни координированы в единое социальное целое, в котором элементы, экономики, политики и культуры удерживаются в тонком согласии друг с другом внутренней гармонией растущего социального организма.
Очевидно, не прав Тойнби и в том, что признал  старую, идущую от Флоруса к Шпенглеру  концептуальную схему «генезиса—роста—упадка» единообразной моделью развития цивилизаций. Эта концепция основана на простой аналогии и представляет собой не теорию реальных изменений общественно-культурных фактов, а оценочную теорию общественно-культурного прогресса, подсказывающую, как феномены культуры должны изменяться. Это становится явным уже в формулах «роста» и «разложения», где господствуют нормативные понятия прогресса и регресса, а формулы реальных изменений исчезают.
Из такой  теоретической схемы закономерно  вытекают фактические и логические погрешности в философии истории Тойнби. Прежде всего, надо сказать о его классификации цивилизаций. Тойнби рассматривает православие и католичество как две различные религии, а конгломерат различных (религиозных и других) систем объединяет в одну цивилизацию. Между тем, даже великие культурные и вероисповедные сдвиги, лишь увеличивают многообразие в единстве цивилизации, если носителями различий оказываются народы, представляющие для внешнего мира и для самих себя все то, что и прежде, вычлененное в ойкумене культурное пространство. Конфессиональный разрыв протестантов с католицизмом был намного радикальнее догматических и обрядовых особенностей, некогда разведших Восточную и Западную церкви. Все цивилизации Тойнби — сложные комплексы, распространившиеся на обширные территории и группы населения... Причем он предполагает, что такое распространение происходило мирно, без войны, благодаря невольному подчинению «варваров» очарованию цивилизации. Такое утверждение опять-таки неверно. В реальной истории все цивилизации во время роста распространялись не только мирно, но и с помощью силы, насилия, войн. Кроме того, многие из них в период разложения сжимались, а не расширялись, и были миролюбивее, чем во время роста.
Концепция Тойнби, как и теория Шпенглера, несет на себе отчетливую печать фатализма. Наряду с некоторыми интересными мыслями она содержит немало произвольных гипотез, оценок и выводов, иррационалистических и мистических положений, ошибочных утверждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Заключение.                           
В гуманитарных науках нет единого устоявшегося мнения о том, сколько цивилизаций возникло на протяжении истории человечества. Различные цивилизации, кроме общих признаков, обладают особенностями, важными для их существования. И духовная, и материальная культура различных цивилизаций могут сильно различаться между собой. Цивилизация не обязательно совпадает с границами одного государства, не обязательно совпадает с существованием одного определённого народа.
Итак, из всего сказанного можно сделать ряд выводов. Согласно концепции О.Шпенглера культура - это набор качеств  и структур, имеющий во многом ценностную основу, привязанный к некоторой нации либо стране и определяющий ментальность входящих в нее людей. Культуры имеют локальный характер, что означает отсутствие общей направленности исторического процесса и бессмысленность самого понятия человечества. Понять культуру можно, выявив ее стиль, который, в свою очередь, возникает из идейной основы, первичного символа - "прафеномена".
Цивилизация – это прежде всего достижение культуры. А культура способна переживать государства и династии. Цивилизация может распространятся, захватывая всё новые и новые народы и государства. Цивилизация, как определённое общества с определенной системой элементов культуры может исчезнуть, передав свои достижения культуры другим цивилизациям. Иногда две цивилизации, различные с точки зрения одних исследователей, объединяются в одну единую цивилизацию (например, в греко- римскую цивилизацию). Цивилизации могут существовать параллельно, одновременно, и могут возникать одна за другой. Но в любом случае, история цивилизаций – это история культуры. Изучение цивилизации – это изучение ее культуры. 

 


Список литературы.
Основная литература:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.