На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конъюнктура рынка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Введение 
     Изучение  рыночной конъюнктуры относится  к числу наиболее важных задач, которые  призвана решать статистика рынка. Эта  задача является актуальной как на  макро, так и на микроуровне. Ни одно предприятие занимающиеся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке.
     Конъюнктура – совокупность признаков, характеризующих  текущее состояние экономики  в определенный период, а также, сложившаяся  на рынке экономическая ситуация, которую характеризуют соотношение  между спросом и предложением, уровень цен, товарные цены, портфель заказов по отрасли и иные экономические показатели.
     Конъюнктура, как объект исследования, представляет собой конкретное соотношение процесса общественного воспроизводства  в определённое время, в различных рамках, например отраслевых. Экономическая конъюнктура, складывающаяся под воздействием конъюнктурообразующих факторов является составной частью экономической науки.
     Главной целью конъюнктуры рынка является определение характера  и степень  его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка.
   Для написания курсовой работы на выбранную мною тему я должна решить следующие задачи:
    Дать полное определение самому рынку и раскрыть его виды;
    Дать полное, раскрывающее определение  конъюнктуры товарного рынка;
    Основные объекты конъюнктурных исследований;
    Рассмотреть факторы, влияющие на конъюнктуру товарного рынка;
    Рассмотреть прогнозирование как неотъемлемую часть конъюнктуры рынка;
    Основные задачи при изучении конъюнктуры рынка;
    Определить роль и значение исследования конъюнктуры рынка.
     Поставленные  мною задачи в полной мере объясняют  структуру данной курсовой работы. Она сложилась из введения, трех глав, заключения, списка источников и приложения.
       Первая глава посвящена полному раскрытию понятия ранка и его конъюнктуры. Во второй главе подробно изложено исследование конъюнктуры рынка. А в третьей главе я расскажу о сути исследования конъюнктуры рынка.
     В заключение сформулированы основные выводы по проведенной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Раскрывающее определение рынка и его конъюнктуры
    Рынок и его виды.
     Итак, рынок - это организованная структура, в которой существуют производители  и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
      Спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене
      Предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене
     Существуют  множество видов рынков, главные  из которых можно сгруппировать  по следующим четырем признакам:
    По виду продаваемого товара 
      - рынок сырья;
      - рынок материалов;
      - рынок драгоценностей;
      - рынок средств производства;
      - рынок недвижимости;
      - рынок потребительских товаров и услуг;
      - рынок информационного и интеллектуального (духовного) продукта;
      - рынок инноваций;
      - рынок капитала;
      - рынок валюты;
      - рынок ценных бумаг;
      - рынок труда, рабочих мест и рабочей силы
    По масштабам охвата территории
      - мировой рынок
      - зональный рынок
      - региональный рынок
      - национальный рынок
      - внутренний и внешний рынок (применительно к каждой стране)
    С точки зрения соответствия действующему законодательству
      - легальный (официальный) рынок
      - нелегальный (теневой, чёрный…) рынок
    По уровню конкуренции
      - рынок совершенной конкуренции (высококонкурентный, свободный);
      - рынок монополистической конкуренции,
      - рынок олигополии,
      - рынок чистой монополии (закрытый)
   Каждый  из рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так, рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т.д. Рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др. Финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.
      В условиях углубления и расширения хозяйственных  связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь  в мировые товарные рынки, на которых  выступают торговцы всех стран. Вместе с тем пока продолжают существовать и относительно обособленные национальные рынки отдельных товаров в пределах государственных границ. Среди множества товарных рынков выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также фрахтовый, валютный и кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, выставки и ярмарки. 
 
 
 

    Понятие конъюнктуры рынка
     Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, т.е. конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.
      Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры  рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.
      Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает:
    использование различных, взаимодополняющих источников информации;    
    сочетание ретроспективного анализа с прогнозом покупателей, характеризующих конъюнктуру рынка;
    применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.
   Сбор  информации – важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого  источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.  
         Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.
          Коммерческая информация – это данные, извлекаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся:
    заявки и заказы торговых организаций;
    материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).
      Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов, выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций.
      Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые  нельзя получить другим путем. Поэтому  при изучении конъюнктуры рынка  особое внимание надо уделять получению обширной специальной информации.
      При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния  рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера  дальнейшего его развития, по крайней мере, на один - два квартала, но не более чем на полтора года, то есть прогнозирование.  
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Исследования конъюнктуры рынка 

2.1. Исследование прогнозирования рынка
     Прогноз рынка – это научное предвидение  перспектив развития спроса, товарного  предложения и цен, выполненное в рамках определенной методики, на основе достоверной информации, с оценкой его возможной ошибки.
     Прогноз рынка базируется на учете закономерностей  и тенденций его развития, основных факторов, определяющих это развитие, соблюдении строгой объективности и научной добросовестности при оценке данных и результатов прогнозирования (табл. 2.1).
     Таблица 2.1
Ожидания  относительно изменения  уровня экономической  активности в течение  следующих 12 месяцев, %
 

В общем виде разработка прогноза рынка имеет  четыре этапа:
– установление объекта прогнозирования;
– выбор метода прогнозирования;
– процесс разработки прогноза;
– оценка точности прогноза;
     Установление  объекта прогнозирования – важнейший  этап научного предвидения. Например, на практике часто идентифицируют понятия продажи и спроса, поставок и товарного предложения, рыночных цен и цен реализации.
     В определенных условиях такие замены возможны, но с соответствующими оговорками и последующей корректировкой результатов  прогнозных расчетов.
     Выбор метода прогнозирования зависит от цели прогноза, периода его упреждения, уровня детализации и наличия исходной (базисной) информации. Если прогноз возможной продажи товара делается для определения перспектив развития розничной торговой сети, то могут применяться более грубые, оценочные методы прогнозирования. Если же он выполняется для обоснования закупки конкретных товаров на ближайший месяц, то должны использоваться более точные методы.
     Процесс разработки прогноза заключается в  проведении расчетов, выполняемых либо в ручную, либо с использованием ЭВМ с последующей корректировкой их результатов на качественном, профессиональном уровне.
     Сбор  информации – важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого  источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.    

Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.
Коммерческая  информация – это данные, извлекаемые  из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся:
– заявки и заказы торговых организаций;
– материалы  служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).
     Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий  по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов, выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций.
     Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем. Поэтому при изучении конъюнктуры рынка особое внимание надо уделять получению обширной специальной информации.
     При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния  рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайней мере на один – два квартала, но не более чем на полтора года, то есть прогнозирование.
Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры  рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.
     Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка  предполагает:
– использование  различных, взаимодополняющих источников информации;    
– сочетание  ретроспективного анализа с прогнозом  покупателей, характеризующих конъюнктуру  рынка;
– применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.
Прогнозы рынка  классифицируются по нескольким признакам.
     По  времени упреждения выделяются: краткосрочные  прогнозы (от нескольких дней до 2 лет); среднесрочные прогнозы (от 2 до 7 лет); долгосрочные прогнозы (более 7 лет). Естественно, что они различаются не только периодом упреждения, но и уровнем детализации и применяемыми методами прогнозирования.
     По  товарному признаку различают прогнозы рынка: конкретного товара, виды товара, товарной группы, комплекса товаров, всех товаров.
     По  региональному признаку делают прогнозы рынка для: конкретных потребителей, административных районов, крупных  регионов, страны, всего мира.
     По  сущности применяемых методов выделяют группы прогнозов, основой которых  являются:
- экстраполяция ряда динамики (Емкость рынка)
- интерполяция ряда динамики – нахождение недостающих членов динамического ряда внутри его;
- коэффициенты эластичности спроса;
-  структурное моделирование – представляет собой статистическую таблицу, содержащую группировку потребителей по наиболее существенному признаку, где для каждой группы приведена структура потребления товаров. При изменении структуры потребителей изменяется и среднее потребление (а следовательно, и спрос) этих товаров. На этой основе построен один из методов прогнозирования;
-  экспертная оценка. Этот метод используется на рынках новых товаров, когда базисная информация не успела сформироваться, или на рынках традиционных товаров, которые долгое время не исследовались. Он основан на опросе экспертов – достаточно компетентных специалистов.
  -  экономико-математическое моделирование;
     Результаты  анализа прогнозируемых показателей  конъюнктуры рынка в сочетании  с отчетными и плановыми данными  дают возможность заблаговременно  выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций и могут быть предоставлены в виде различных аналитических документов.
    Сводный обзор, или доклад. Основной документ с обобщающими показателями рынка, товаров народного потребления. Анализируется динамика общеэкономических и отраслевых показателей, особые условия конъюнктуры. Проводится ретроспектива и дается прогноз показателей конъюнктуры, освещается наиболее характерные тенденции, выявляются взаимосвязи конъюнктуры отдельных рынков.
    Тематический (проблемный или товарный) обзор конъюнктуры. Документы, отражающие специфику конкретной ситуации или отдельно какого-либо рынка. Выявляются наиболее актуальные проблемы, типичные для ряда товаров, либо проблема конкретного товарного рынка(табл. 1.1)
     Таблица 2.2
    Потери  бюджетных доходов  из – за динамики цен на сырье в 2009г., % ВВП

    Оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация. Документ, содержащий оперативную информацию, которая является своего рода «сигналом», об отдельных процессах конъюнктуры рынка. Основными источниками оперативной информации являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки специалистов.
 
 
 
 
 
2.2. Исследование основных объектов конъюнктуры рынка 

     Задача  конъюнктурных исследований состоит  в определении степени воздействия  отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры  с учетом новых явлений, возникающих  в сфере производства. Для того, что бы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры требует знаний закономерностей развития экономики, взаимодействий  рынков в воспроизводственном процессе.
     Выделяются  три уровня исследования конъюнктуры :
Общехозяйственный ( показывает состояние мирового хозяйства или хозяйства отдельной страны, группы стран, складывающихся под воздействием конъюнктурообразующих факторов, включает следующие аспекты :экономический потенциал хозяйства и его элементы ( природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы., научно-образовательный и инфраструктурный потенциал; институциональная структура хозяйства. Включает фирменную структуру, масштабы концентрации , специализации производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики; система региональных рынков и ее структура, характеристики реализуемых товаров, факторы влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.; соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые условия реализации товаров.
Отраслевой ( показывает положение в отрасли национального или
мирового хозяйства )
Отдельного товара ( показывает положение отдельного товара в
масштабе мирового, национального или регионального  рынка )
     Одним из главных понятий исследования конъюнктуры является изучение изменений  в динамике и соотношении цен. Необходимо установить причины , вызвавшие  сдвиг в уровне или структуре  цены. Так же необходим анализ изменений технологии производства, условий потребления товаров, учет изменений в оптовой и розничной торговле. Исследования этих изменений помогают лучше понять направления движения цен. На цены и издержки производства товаров воздействует ряд различных факторов.
     Оценка  этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в уровне цен, производится путём анализа соответствующих  показателей, определяющих динамику и  уровень цен различных товаров. После того как получено представление о направлении развития экономики в целом, следует переходить к исследованию развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями на данном рынке. В результате исследований изменений в объёме и структуре потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. Анализ развития потребления и производства позволяет сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка и будущий уровень цен.
     Методы исследования конъюнктуры любого товарного рынка, хозяйства или отрасли разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в определении направления развития производства, торговли и финансов в будущем. При этих исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.
     При изучении конъюнктуры рынков необходимо рассматривать показатели, которые  могут дать количественную оценку различным изменениям, которые происходят в экономике исследуемой отрасли.
     Количественное  состояние конъюнктуры может  быть оценено с помощью следующих  групп показателей :
- Измеряется  объём и динамика производства  в целом, размер инвестиций, уровень занятости, размеры заработной платы, данные о заказах. Это так называемые показатели сферы производства.
- Платёжеспособный  спрос, размеры реализации товаров  в кредит, данные о розничной  и оптовой торговле –Перечисленное  относится к показателям внутрирегиональной торговли.
- Объёмы, динамика, географическое распределение межрегиональных  связей, объёмы импорта и экспорта, объемы грузоперевозок  Данная  группа показателей относится  к группе межрегиональных и  внешнеэкономических связей.
- Кредитно-денежное обращение. К этой группе оценки относятся курсы акций и других ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских депозитов, валютные курсы.
     Основной  характеристикой конъюнктуры рынка  является степень сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется в поведении цен, скорости оборачиваемости товаров. Эта оценка позволяет определять тип конъюнктуры, Типы конъюнктуры различают на благоприятный или неблагоприятный.
     При благоприятной конъюнктуре достигается  сбалансированность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильном уровне.
При неблагоприятной  конъюнктуре спрос отстает от предложения, что приводит к росту  товарных запасов, замедлению оборачиваемости  товаров, наблюдаются затруднение  в сбыте товаров.
     Успех конъюнктурных исследований зависит от скорости получения объективной и полной информации о причинах, характере и размере колебаний соответствия спроса и предложения на различных рынках.
     Главные требования к информации – оперативность  и достоверность. Информация состоит  из трёх этапов:
- Определение  круга показателей;
- разработка  схемы передачи информации во  времени и пространстве;
- Объём и форма  представления информации.
     При изучении конъюнктуры рынка ведутся  систематические наблюдения за всеми  экономическими показателями, изменение которых показывает сдвиги в соотношении спроса и предложения, а также позволяет анализировать причины этих изменений. После переработки информации составляется аналитический документ, который называется конъюнктурный обзор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Исследование факторов влияющих на конъюнктуру рынка 

     Изучение  конъюнктуры товарных рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор  системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.
     Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие  развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на :
- постоянные
- временные;
- циклические;
- нециклические.
К постоянно действующим факторам  относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.
     Факторы воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.
     В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров ( выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок ), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.
     Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных  факторов на процесс производства и  обращения любого товара позволяет  выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.
      Под видами конъюнктуры я понимаю  цену, спрос, предложение, наличие ресурсов.
      Цена, спрос, предложение способствуют установления равновесия на рынке.
     Спрос-  это отношение между ценой  товара и его количеством, которое  покупатели хотят и в состоянии  приобрести
     Закон спроса - чем ниже цена товара, тем  большее его количество покупатели хотят и в состоянии приобрести.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.